Каф. 12-я. Каф. 13, 14, 15-я. – 18, 20-я, – Каф. 18-я. Каф. 16-я, 17-я. – (Каф. 1). 3 .) В 5-ю же неделю Вел. Поста, когда случится Благовещение в четв. этой нед. (и вел. канон чит. во Вт.) на утрени: на часах: 1, 3, 6, 9-м на вечерни: на веч. Каф. 1 Нед. на утр. 2, 3, 17-я. Каф. 4-я, 5-я, 6-я. – 7, 8, 9, 10-я. Каф. 11-я. Каф. 12-я. 13, 14, 15-я. Каф. 16-я. Каф. 19, 20, 1-я. 2, 3, 4, 5-я. Каф. 6, 7, 8-я. 9, 10, 11, 12-я Каф. 13, 14, 15-я. – 19, 20-я, – Каф. 18-я. Каф. 16-я, 17-я. – (Каф. 1). 4 .) На Страстной Неделе (с Лазаревой субб. до Вел. Среды): на утрени: на часах: 1, 3, 6, 9-м на вечерни: на веч. Каф. 1 Нед. на утр. 2, 3-я. Каф. 4-я, 5-я, 6-я. – 7, 8-я. – Каф. 11-я. Каф. 9, 10, 11-я. – 12, 13-я. – Каф. 16-я. Каф. 14, 15, 16-я. – 19, 20-я. – Затем отлагается Псалтирь до Фоминой недели; только в Вел. Субб. на утр. Каф. 17-я, с припевами. б) Чтение пслалмов в) Указание тех особенных стихов из Псалмов, которые поются в церкви, и известны по именем прокимнов, причастных, и проч. При сем не излишним, конечно, будет указать и те стихи Псалмов (весьма редко и других мест Св. Писания), которые поются на вечерни, утрени и литургии, и называются прокимнами (потому, что поются пред чтением «Апостолов» на литургии, а на вечерни – «Паремий», и без них, после «Свете тихий», в Великом же Посту не только прежде, но и после паремий), аллилуиарами, (так, как произносятся при троекратном пении «аллилуиа, (слова, означающего хвалите «Господа!»), пред Евангелием, и причастнами (как поются вовремя причащения священнослужителей на литургии), и др. 1) Прокимны и аллилуиари а) От недели св. Пасхи до недели всех Святых а.) В светлую седмицу на литургии: на вечерни: См. Пн. См. ниже: прок. дневные, на вечерни. б.) С 2-й нед. по Пасхи до 1-й нед. по 50-ц (до нед. всех Святых). 2Нд. Вк. на утрени: на литургии: На вечерни: см. нд. Пасхи, Вк. вечера. 4Нд. Вк. на утрени: на литургии: Ср. на утрени: на литургии: Преполовение 50-цы 5Нд. Вк. на утрени: на литургии: 6Нд. Вк. на утрени: на литургии:

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Чтение: (когда положено?) Вел. Пн. и Вел. Вт. Вел. Ср. в нед. 50-цы. Вел. Сб. Общ. Богород. Пророка Даниила: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) 24 дек. Вел. Сб. Песнь 7-я. Песнь 8-я. Пророка Иоиля: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Ср. Сыроп. на час. в нед. 50-цы. Ср. Сыроп. на вечер. Пророка Ионы: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Вел. Сб. Песнь 3-я. Пророка Михея: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) в Ср. Преполов. 24 дек. в Ср. Преполов. Пророка Аввакума: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Песнь 4-я. Пророка Софонии: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Вел. Сб. в нед. Ваий. Пророка Захарии: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) в Пт. Сыроп. в нед. Ваий. Вел. Пт. на Вознес. Госп. Пророка Малахии: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) Паремия общая Предтечи. Евангелие от Матфея: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) в нед. пред. Р.Х. 24 и 25 дек. 24 и 25 дек. 24, 26 и 29 дек. 5 и 6 янв. по 50-це, 2 Вк., и 30 нояб. Седм. 1-й Вт. и 4 Вк. вел. Поста. Общ. Препод., 19 сент., 4 и 11 нояб., 1, 17 апр., 10 июл., 27 авг. Общ. Святителей, 19, 25 нояб., 15 дек., 18, 30 янв., 2 и 23 мая, 9 июн. по 50-це, 2 седм. Ср., Чт., Пт., Сб. Сыр. нед. Сб. и Вк. по 50-це 3 нед., Вк. 2 седм. Пн. 2 седм. Сб. о умирении Церкви, за творящ. милост., и во время безведрия. по 50-це, 2 седм. Пн. Общ. Прпод., 4 июля. по 50-це, 2 седм. Вт., Ср. 3 седм. Сб. 4 нед., Вк., и о недужных. 4 седм. Сб., и при Елеосвящении. 26 окт., и в страх труса. по 50-це, 5 нед. Вк. 6 нед., Вк. 6 седм. Сб., 16 нояб., и пред исповедью. 2 седм. Пт. 6 седм. Сб. 7 нед., Вк. Общ. Апостол. ед. 3 седм. Пн. Общ. Чт., общ. Бессребр., 17 нояб., 10 янв., при Елеосвящ. (3). по 50-це, 3 седм. Вт., Ср., Чт. и Пт. Общ. Мучен., 15 сент., 25 и 26 окт., 13 дек., 4 и 8 февр. 28 нояб. 3 седм. Пт. 1 нед., Вк. 1 августа. 24 окт., 11 нояб. на постр. монах. по 50-це, 7 седм. Сб., и 8 июля. 3 седм. Пт. и 7, Сб. Общ. Предт., 24 февр. по 50-це, 4 седм. Пн., Вт., Ср., Чт. Сыроп. Сб., и общ. Преп., 1 сент., 29 окт., 17 нояб., 1, 5 дек., 11, 15, 17, 28 янв., 11 февр., 17 мар., 1 и 17 апр., 3 и 6 мая, 12 июня, 5 и 31 июля, 30 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Заповедь «не убий» дана Господом через пророка Моисея на горе Синай, и впервые была записана в книгах Исход (20:15) и Второзаконие (5:17). Начнем с этих священных текстов. Закон, куда вошла эта заповедь, был установлен во 2-й месяц 2-го года после исхода из Египта. Бог  вел еврейский народ в землю Обетованную – Ханаан, который был населен 7-ю народами. У них были свои цари и войска. Хочется спросить автора письма: как исполнить Божественный план, овладеть Обетованной землей и вместе с тем не убить ни одного воина? Господь помогал, но сражения предстояло вести израильтянам: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего и увидишь коней и колесницы [и] народа более, нежели у тебя, то не бойся их, ибо с тобою Господь Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Вт.20:1). Значит, надо попытаться понять какое значение вкладывается в Священном Писании в эту заповедь? Какова область ее  применения? Если мы ознакомимся с Синайским законодательством, то обратим внимание и на такое установление: «Если [кто] застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не [вменится] ему» (Исх.22:2). Убийство злоумышленника здесь является как мера защиты дома и живущих в нем от грабителя. Значит, оно допускается? За две главы до этого записано «не убий». Как согласовать? Ясно, что заповедь «не убий» запрещает человеку лишать жизни другого человека, руководствуясь личными мотивами. Никто, кроме Бога, не может дать жизнь человеку и никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Но защита своих граждан от насильников  - не личный мотив. Всякую мысль о «противоречии» в Священном Писании надо сразу же отбросить как ложную и крайне опасную: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16). В апостольский век под Писанием понимался только корпус священных ветхозаветных книг. Канон Нового Завета еще не сформировался. Мы не должны подобно гностикам и представителям других еретических сект противопоставлять Ветхий и Новый Завет. К авторитету богодухновенных ветхозаветных книг обращался Спаситель: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39). Господь наш Иисус Христос не отменил данную через Моисея заповедь «не убий». Когда к Нему подошел богатый юноша, Он напомнил о ней (также как и о других, данных в Законе): «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй» (Мф.19:17-18). Новым явилось то, что Спаситель указал на состояние сердца как внутренний источник этого тяжкого греха (Мк.7:21).

http://pravoslavie.ru/6388.html

Объяснение знаков и сокращений 1.) Числа месяцев отличены следующими знаками, показывающими: а.) Дни праздничные, в которые, кроме особого Апостола и Евангелия на литургии, положены Паремии на вечерни и Евангелие на утрени (а какие именно празднества, это показано, под числ. месяц., на стр. 17–49); – праздник великий, преимущественно двунадесятый (один из 12). – праздник средний, и + – праздник меньший. Вместе с упомянутыми знаками: (звёздочкой) отмечены дни вы­сокоторжественные и х – дни торжественные и викториальные. Дни седмичные и дни особенные (или же ряд их) означены следующими сокращениями: Вк. – Воскресенье. Пн. – Понедельник. Вт.Вторник. Ср. – Среда. Чт. – Четверг. Пт. – Пятница. Сб. Субб. – Суббота. Нд., нед. – неделя. Седм. – Седмица. Р.Х. – Рожд. Христ. В.П. – Вел. Пост. 1 Вк. – 1-е Воскрес. В. или Вел. Пн. – Великий Понедельн. б.) Малые празднества в честь святых Божиих, в которые сказанных чтений (Паремий и Евангелий утренн.) не положено (кроме тех случаев, когда они местно, или по осо­бенному случаю празднуются как большие): – день, в который служба празд­нуемыми Святыми отличается от обыкновенных дней великим славословием; –день, в который не бывает великого славословия, но на «Господи воззвах» положено празднуемым Свя­тыми стихир шесть, тогда как в обыкновенные дни их полагается только три. Цифры, напечатанный курсивом, в Указании 2-м, означают недели особые в году, как-то неделю св. Отец, – пред Воздвижением и т.п. Цифры почернее означают такие праздники, в которые бывает пост – не в Посту, даже в Воскре­сенье (именно 29 авг. и 14 сент.). 2.) В указаниях церковных чтений из Св. Книг: а.) Цифра, за которой следует за­пятая, означает главу; а те цифры, за которыми следует точка – стихи этой главы. Тире (–) между цифрами, означающими стихи, показывает продолжение чтения от стиха до сти­ха. Если же эти цифры не соединяют­ся сказанными знаком (–), то это значит, что остановясь на первом стихе, за которым прямо следует точка, надобно переступить к сле­дующему, после него показанному; наприм., 1, 1–17. значит: главы 1-й от стиха 1-го до 17-го. Или. 15, 43–16, 8:от главы 15-й, стиха 43-го и до 16-й главы стиха 8-го.А переступка, на прим:7, 5.47–60 зна­чит: прочитав 7-й главы стих 5-й, остановиться на нем, переступить (т.е. не читать – 6-го, 7-го, и т.д. до 46) и прямо после него читать с 47 до 60 стиха. Или: 10, 38–42.11, 27–28.значит: прочитав 10-й главы, от стиха 38 до 42-го, остановиться на этом последнем стихе и начать чтение в 11-й главе, от 27 до 28 стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Источники сии след.: Минеи-Четьи, Пролог, Соборник, Потребник Иноческий (с обозначением листов), Зерцало Великое, Месяцеслов, Триодь Постная. Текст сказаний и поучений писан на обороте листов, а на лицевых страницах находятся печатные изображения (числом 26), соответствующие большею частью предмету текста. На последнем листе припись: (@Аа год книга Помнникъ Положена дом в цркви двнадести Аптлъ да повсеневнаго Поминовени стйшаго моско в ского и всеа ев сродниковъ которые имны писаны всей книге. А за трды Иеромонахомъ слжителемъ то цркви на дачю положено вдомово казенно вособомъ стйшаг клены днгъ ше з дестъ (@в@) (@ на двенацать лтъ нншнго тысща седмь сотъ перваго год. да тысща седмь сотъ по трете надестъ годъ давать имъ слжителемъ тхъ днгъ по пти рле@) в на го сросписками. – (@Да понемъ стйшемъ вт лта во вскомъ год по дести понахи скаисмами пть@). 560 (по преж. кат. 665). То же, в 4-ку, конца XVII в. Из целой книги записаны только 18 листов, а прочие оставлены белыми. Л. 1. (@помни гди дши сопши раб свои стйшихъ вселеньскихъ патриархъ@) и т.д. – об. – патриархов Московских и всеа России; там-же: – Царей Московских и всеа Роусии, – исчисляется перечень с Царя Иоанна Васильевича IV и оканчивается царевичем Сименоном (Алексеевичем). Л. 2 Об. – Цариц, – последняя, приписанная после, Мария (Ильинична). Л. 3 Митрополитов Московских (сперва исчисленные Киевские и всеа России, нач. с Феопемпта). – об. – Митрополитов Новгородских. Л. 4 Вел. князей Киевских (от Владимира св. до Василия Иоанновича). – об. Вел. княгинь (от Ольги до Елены). Л. 5 об. Вел. княжен (нач. с Анны, последние четыре: Анна, Евдокия, Феодора, Ирипа вписаны после). Л. 6. – Архиепископов Новгородских (нач. с Иоакима и Луки до Леонида). – об. – Благоверных Князей (Новгородских, от Мстислава до Иоанна). Л. 7. – Преподобных отец: Феодосия, Антония, Сергия, Никона и т.д. – об. – препод. отец – Новгородских чудотворцев Варлаама, Антония, после же Никандр и Феофил. Л. 9 – Юродивых Христа ради Московских и Новгородских чудотворцев: Максима. Василия, последние два Василий и Иоанн приписаны после. 9 об. Исчисляются неизвестные иноки и затем инокини и миряне. Л. 14. Род свят. патриарха Моск. Иоакима. Л. 15. Род г-рыни царицы Марии Ильиничны с объяснением вверху над именами степени родства: Даниил (дед), Марфа (баба). Л. 16. Род патриарша казначея старца Тихона Обанина. Л. 17. Род патриарша казначея старца Паисия Сийского. Л. 18. Род стольника Михаила Львовича Плещеева. 561 (по преж. кат. 666). То же. в 4-ку, не считая белых, полуустав.. XVII в.. 24 л. записанных. На об. 1 л. сделаны пером фигурные рамы для вписания в них заглавия. Л. 2 под таковою же заставкою: синодика изложено стыми цы@). Помещены раньше сказания о поминовении усопших, по заглавиям л. 2 об. из Златоустого, л. 3 от посланий (@апла@) Тита, об. о приношении просвир ко св. Божией церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Св. Кирилл Александрийский также находит, что «медный змий в пустыне – образ Иисуса Христа» (тв. ч. 5, стр. 285–286). Такого же мнения держатся ещё святые Кирилл Иерусалимский («Огласительное поучение» XIII, 20; стр. 253) и Епифаний Кипрский (тв. ч. 2, стр. 80). Только св. Григорий Богослов высказывает своеобразный взгляд, по которому «медный змей хотя и повешен против угрызающих змиев, однако же не как образ Пострадавшего за нас, но как изображающий противное, и взирающих на него спасает не через уверенность, что он жив, но потому, что низложенный сам умерщвлён и умерщвляет с собою подчинившиеся ему силы» (тв. ч. 4, стр. 176). Напротив, св. Иоанн Златоуст подробно изъясняет, почему этот змей был прообразом распятого Иисуса Христа (тв. т. 6, стр. 821; ср. «Беседы на Евангелие от Иоанна» ч. 1, стр. 166, 311, 386). В церковных песнопениях многократно воспевается мессиански-прообразовательный смысл медного змия. а) «Змий, иже Моисеем возвышаемый на древо, Божественное возвышение проображаше Христово, льстивого змия умертвившаго, всех же оживившаго нас умертвившихся преступлением» (Октоих гл. 2. Сред. утр. кан. п. 7, троп. 2). б) «Змия воздвигл есть Моисей, прообразуя Божественное Твое распятие, Слове пребезначальне, им же паде ядовитый змий падению Адамову ходатай бывый» (гл. 4, Пят. утр. кан. 1, п. 1, троп. 2). в) «Твою страсть прообразуяй, Слове, великий Моисей вознесе древле медного змия на древо, отъемляй зрящия от ядовитаго угрызения змиина: ибо, Владыко, распяту бывшу Ти, вреждения змиинаго богомерзкого вси вернии избавихомся» (гл. 6. Пят. утр. кан. 1, п. 6, троп. 2). г) «Змия Моисей на древо вознес, образоваше Тя, Иисусе, на кресте волею вознесена и лукавого ядовитую злобу изгнавшаго, к Себе же человеки привлекша» (3 седм. Вел. п. сред. утр. п. 9, троп. 1). д) «На древо вознес первее Моисей змия, Спасе, воображаше Твое воздвиженье, еже на кресте, Преблагий» (5 седм. В. п. Пят. утр. п. 9, троп. 2). е) «Воздвиже змиа Моисей, распятье Твое воображая древле на горе Синайстей, распныйся нас ради, и змиины вражды и яда избавляяй человеки...» (5 седм. по Пасхе Вт. утр. п. 2, троп. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Чтение: (когда положено?) 25 авг. 28 седм. Чт. 28 седм. Пт. 5 и 6 янв. 25 авг. 5 и 6 янв. 25 авг. Филимону: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) 22 нояб. Евреям: (главы и стихи) Чтение: (когда положено?) 1 Сб. вел. Поста, 24 дек. на 1 часе и на литург. 2 Вк. вел. Поста, и 24 дек. на 6 часе Общ. Пн., общ. Беспл., 6 сент., 8 нояб., 13 июл. 3 февр. Вел. Пт. (6 ч.), 24 дек. (9 ч.), 26 дек., 25 март. и на освящен. воды. 13 сент. и при освящен. церкви. 29 седм. Пн. 2 Сб. вел. Поста. 29 седм. Пн. 29 седм. Вт. 3 Вк. Вел. Поста, общ. св. муч, 22 сент. 12 нояб., 20 дек., 29 янв. и 2 мар. 29 седм. Ср. 4 Сб. вел. Поста. 4 Вк. вел. Поста, общ. Пророк., 5 сент., 6 и 13 нояб. 29 седм. Чт. 2 февр. 29 седм. Пт. 2 Вк. вел. Поста, общ. Святит., 20 окт., 15 и 21 дек., 1 и 2 янв., 2 и 23 мая, 4 июл. 30 седм. Пн. 5 Сб. вел. Поста, и общ. Богор., 21 нояб., 2 июл. 30 седм. Вт. 5 Вк. вел. Поста. 30 седм. Вт. 5 Сб. вел. Поста. 30 седм. Ср. Вел. Пт. (9 ч.). 11 февр. 30 седм. Чт. 30 седм. Пт. Нед. пред Р.Х. 30 седм. Пт. 31 седм. Пн. Нед. пред Р.Х. 31 седм. Пн. 25 дек. Общ. Муч., 4 сент., 24 окт., 17 дек., 21 янв. и 1 авг. 9 март. Во время моров. язв. 26 окт. и в страх труса. О прекр. пожара. 31 седм. Вт. 6 Сб. вел. Поста. Нед. св. Отец, и общ. св. муч., 2 сент., 23 нояб., 6 дек., 18, 23 и 30 янв., 3 и 9 мая, 9 июн. и 24 авг. Общ. Святителей. 9 и 17 янв., 12 февр. 31 седм. Вт. В заключение, кстати, упомянуть о том, что кроме указанных Церковных Чтений по нескольку стихов из книг св. Писания, – по­ложено Церковью прочитывать сряду и сполна: 1 .) Псалтирь (с присоединением некоторых особых молитв после каждой кафизмы) над умершими из мирян; 2 .) Четверо-Евангелие над гробом Священнослужителей, а также в первые три дня на Страстной Седмице; (От Матвея, Марка и Луки сначала все до конца, а от Иоанна до 31-го стиха 13-й главы), и 3 .) Книгу Деяний Апостольских в ночь с Великой Субботы на светлое христово воскресение. Читать далее Источник: Указатель церковных чтений из св. книг Нового и Ветхого Завета, на все дни недели и числа месяцев какого бы то ни было года, изданный законоучителем императорского сиротского института С.-Петербургского воспит. дома священником, магистром Василием Гречулевичем. - Санкт-Петербург: тип. Э. Веймара, 1853. - II, 80 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

15 Если неделя (Воскресенье) праотец, в которую непремен­но читается Апост. и Еванг. 28-й недели, – придётся после этой недели, то во дни воскресные, предшествующие 28-й недели, читается Ап. и Ев. 29-й (если одна неделя между 28-ю и неделей праотец), потом 30-й (если две), и 31-й (если три). 16 Тем Святым, которым не положено особых чтений – усердствующие могут читать Общие тому лику, коему принадлежит тот или иной Святой, что исполняет и св. Церковь преимущественно в отношении к местно или по особенному случаю празднуемых Святым. В те числа, пред котор. знак , бывает молебен с особыми чтениями, как во дни Царские или викториальные, о чём см. ниже. 18 Если 2 Февр. случится в Понед. 1-й нед. вел Поста, то Срет. Господ. празднуется 1-го Февр. в нед. Сыроп. 19 Отдание праздн. Сретения Госп. бывает и раньше, и позже, смотря потому, на которой неделе придется самый праздник, 2-го Февр. – А именно: а) Если случится 2 Февр. в Нед. Блудн., или Пн. Или Вт. Мясоп., то отдание праздн. Срет. бывает в Пт. Мяс. b) Если 2 Февр. в Ср., Чт. Или Пт. Мяс., то отд. во Вт. Сыроп. с) Если в Нед. Мяс., или Пн. Сыроп. то отдание в Чт. Сыроп. d) Если во Вт. или Ср. Сыроп. то отд. в Субб. Сыроп. е) Если в Чт. Сыроп. или Пят. или Субб., то отд. в Нед. Сыроп. f) Если же 2 Февр. в Нед. (Вк.) Сыр., то Сретение Госп. празднуется один день. 20 Если случится 40 Муч. (9 Марта в который-либо день 1-й седм. вел. Поста, то Сл. их отправл. в Сб. этой седм. Если случ. в Ср. 4-й седм., или в Чт. 5-й, то Сл. поется в Вт. тех же седмиц. Если в Сб. 5-й нед., то поется в Вк. 5-й нед. 21 Если 25 Марта будет в нед. Ваий, то Ев. у. сей недели, а Парем: 5 праздн. и 3 Ваий. Если в Вел. Субб., – после 1-й Парем. сей Субб., 5 праздн., и опять – прочие Вел. Субботы. 22 Если случится сей праздн., 23 Апр., в В. Пятницу, В. Субб. или 1-й день Пасхи, то праздн. во 2-й день Пасхи. 23 Если которому из 3-х последних торжеств (3, 4 и 26 Февр.), случится быть в Понед. 1-й седм. вел. Поста, то положено отправлять в нед. Сыроп., а если во Вт., Ср., Чт., и Пт. 1-й Седм. вел. Поста, то – отправлять в Субботу 1-й седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

φες – не ди Мф.7:4 , суб. 2. ( не ди да изьмоу скъ); Мф.27:49 в 7-м страстн. ев. ( не ди да видимъ). Δνδρον – доубъ Мф.12:33 , суб. 8 ( или сътворите доубъ добръ – или сътворите доубъ гнилъ, но в конце стиха: отъ плода бо дрво познано боудеть); 13:32, сред. 5 нед. Мк.8:24 , вт. 13 нед.; 11, 8, понед. мясоп. θνο (языческий народ) перев. страна (ныне: зыкъ) Мф.4:15 , нед. по просвещ. ( галилеа страна τν θνν); 6:32 нед. 3; 10:5, пон. 3 нед.; 20:19, четв. 8 нед. ( и предадть и на странамъ), 25; 21:43, четв. 9 нед.; Мф.24:7 , суб. 15 ( въстанеть бо страна на страноу), 14, четв. 10 нед.; 28:19, вел. суб. Мк.10:33, 42 , нед. 5; 11:17, вт. 15 нед.; 13:8, 10, пят. 16 нед. Лк.12:30 , пон. 8 нед.; 21:10, сред. 12 нед.; 22:25, понед. сыроп. и в друг. местах. Впрочем, и в Мст. как и в других списках этой группы θνος иногда перев. по древнему напр. Мф.24:9 , суб. 15; Лк.7:5 , суб. 5 и в некоторых других местах. – В основании перевода θνος – зыкъ и страна лежит одна и та же идея: иноземец, пришедший из другой страны и говорящий другим языком, представляется иноверным или и совсем неверным (и доселе в нашем простом народе иностранцы – нехристь). θνο перев. страна и в списках Апостола второй (древнерусской) редакции, а из других древнерусских памятников – в Изборнике 1073г., в Чудовской Толк. Псалтыри XI в. и в Лаврентьевской летописи 97 . Εσρχεσθαι перев. вълзти, ξρχεσθα – излзти Мф.5:20 , сред. пятидес. ( не имате вълсти въ црство 8:28, 32, нед. 5; 9:25, суб. 6; 12, 4, в месяцесл. 23 янв.; 19:17, 24, нед. 12; 21:12, пят. 8 нед. Мк.6:10 , сред. 14 нед. ( иде аще вълзете въ домъ тоу пребдете дóндеже излзете); 14:38, вторн. мясоп. Лк. 22:3 , пят. 12 нед. Ин.3:4 , четв. пасх. и в др. местах. ρχμενος – приходи (ныне: грдый) Мф.11:3 , понед. 3 нед.; τ ρχμενα – приходща Ин.16:13 , в 1-м стр. ев.; 18:4, в 2-м страстн. ев. Θανατσαι – оморити Мф.10:21 , в месяцеслове 5 нояб.; 26:59, вел. четв. на лит. ( ко да оуморть Мк.14:55 , сред. мясоп. ( да и оуморть ες τ θανατσαι ατν). Слово оморити в значении умертвить употребляется в Супр. рукописи (изд. Миклош., стр. 267, 299, 303) и в Изборн. 1073г. л. 71 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

2 . Воздержание от молочного – разрешение рыбы и елея в сочельник Рождества и в великий пост. 3 . Воздержание от рыбы – разрешение икры и черепокожих и елея в чистый понедельник и в страстную. Вот другая система применительна к русскому быту. 1 . Яйца – обычно. 2 . Масло – суббота и недели великого поста. 3 . Рыба – великий пост. 4 . Икра и черепокожие (раки) – великие вторник и великий четверг, 1-я седьмица среда и пятница великого поста. 5 . Елей и вино – великая суббота, великая среда. 6 . Варево без елея – понедельник чистый, великий понедельник. 7 . Сухоядение – страстная пятница. Еще система – гигиеническая, с разрешением мяса. 1 . Мясная пища – но не вместе с рыбой – обычно. 2 . Рыбная пища на молоке – пятница первая, четвертая и страстная. 3 . Без молока и яиц – строгий пост (рыба и постное масло), чистый понедельник, последние три дня поста и сочельник. Эта система, которая давно в практике в столицах, войсках и учебных заведениях. В ней ново только первый пункт: чтобы не подавать рыбы к столу мясному, чтобы хоть чем-нибудь заставить людей помнить о посте и маломальски воздержаться хоть от разнообразия в пище, раз они не обходятся без мяса. В посты, необязательные – достаточно воздержаться от мясной пищи. В полупосты не допускать излишеств и разнообразия в пище, или мясное, или рыбное. В общем вот схема. Системы поста Степень поста Монахам Мирянам Облегченный Разрешение на все Великие праздники Обычно Обычно Одно мясо или рыба Обычно Малые посты 23, 56 вел. поста Сыр и яйца Сырная, малые посты Среда и Пятн. года Пятки всего года 1, 7 великого поста Молоко и масло Вербная Суббота и нед. Суббота и неделя великая поста сочельн. Р.Х. 1 и 4-ая среды и пятки в.п. сочельник Вторн. 7-й Понедельник 1-й и посл. 3 дня 7 Соч. Икра и раки Обычно в вел. посту Вторник 1-й Пон. 7-й Великий Четверг Вино и елей Четверг 1 сед. Вел. Четв. Среда и Пятн. В. поста Среда страстной Вел. Суб. Варево от елея Среда и Пятн. 1 сед. В. Суб. и Пон. и Вт. Чист. Понед. Сухоядение Страстная Пятница

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010