Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. XXXIII, LXXXVIII). Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн.  IV, гл. 20, 1; гл. 24, 1). Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. – СПб., 1851. (Кн. VIII, гл. 2, 3, 11 – 19). Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994.  – Т. IV –  см указатель. Болотов В.В. Учение Оригена о Святой Троице//Болотов В.В. Собрание церковно–исторических трудов: Т. 1. – М.: Мартис, 1999. С. 401–403.   Гидулянов П.В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: Из истории развития церковно–правительственной власти: Историко–юридическое исследование. – Ярославль: Тип. Губ. правл., 1908. – С. 561–564, 618.  Гидулянов П.В. Феофил Александрийский//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  – Т. III.     Попов И.В. Святой Иоанн Златоуст и его враги//Попов И.В. Труды по патрологии. – Т. I: Святые отцы II – IV вв. –  Сергиев Посад, 2004. – С. 386 – 389. Поснов М.Э. История христианской Церкви: (До разделения Церквей 1054 г.). – Брюссель: Жизнь с Богом, 1964.   Флоровский Г. Догмат и история. – М.: Изд–во Свято–Владимирского братства, 1998. С.311–350. Читти Д. Град Пустыня/Пер. с англ. А. Чех. – СПб.: Библиополис, 2007. Библиография работ автора: К Афингию, епископу, о так называемых Чистых (греч. текст и церковнославянск. перевод)//Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.  К Мине епископу (греч. текст и церковнославянск. перевод)//Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7.  Наставление, данное Аммону (греч. текст и церковнославянск. перевод)//Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями.  – Тутаев: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, 2001. –  Ч.1: Правила Соборов 1 – 7. 

http://bogoslov.ru/person/3168122

Понеже Иеракс глаголет: яко некто не должен быть в клире, как обвиняемый в любодеянии; но епископ Аполлон утверждал тогда, что ни единаго обвинителя не явилось против него: то да произведется изследование и о сем. И аще явится некий достоверный обвинитель, и преступление доказано будет представлением достоверных свидетелй, то да извержется от церкви: аще же достоин клира, и имеет свидетельство о своем целомудрии, то да пребудет в клире. 10 С согласия всего священства да назначится другий иконом, на определение коего соглашается и епископ Аполлон, дабы церковное достояние употребляемо было на что должно. 11 Вдовицы и убогие, и странствующие пришельцы, да получают всякое успокоение, и никто да не присвояет церковнаго достояния. Его же к Афингию епископу о так именуемых чистых. 12 Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя чистыми, желают присоединится к Церкви. А понеже великий собор блаженных отцев наших, бывший в Никее (Прав.8,19), определил рукополагати приходящих от ересей, то по сему уставу, благоволи и ты рукополагати восхотевших присоединится к Церкви, аще токмо житие их добородетельно, и нет никакого тому препятствия. Его же Агафону епископу. 13 Максим утверждал, яко вступил в незаконное супружество, по неведению законов Церкви: и поскольку его смущает отлучение его от собраний церковных, то уверял, яко, учинив беззаконие по неведению, по согласию воздержится от незаконнаго сожития, на что и жена его согласна. И так, аще усмотришь, яко они делают сие по согласию и не обманывают: то, поскольку десять лет уже прошло от их сочетания, аще заблагоразсудишь поставить их с оглашенными, устрой тако. Аще же примечаешь, яко хотят обманути, и потребна против них еще строгость: сотвори, что Бог тебе внушит, руководствуясь во всем осмотрительностию. Ибо находясь на месте, лучше можешь знати расположение их. Его же Мине епископу. 14 Законное дело соделали пресвитеры в веси Гемине, аще истину глаголет принесшая писание Евставфия: она сказует, яко Кирадию, причинявшую обиды и нехотевшую прекратити неправду, они отлучили от собрания церковнаго. Но поскольку я удостоверился, яко она, врачуя порок свой, желает принята быти в общение с Церковью: то потщися расположити ее, да первее престанет от неправды, и привести ее в покаяние, и таким образом, аще уразумеешь, яко к Закону Божию обращается, желая быти в церковных собраниях, то разреши ей быти в оных купно с народом верных.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Между правилами православной церкви это первое по времени, которое говорит о том, что при каждом епархиальном управлении должен быть эконом, избранный епархиальным духовенством, для управления епархиальным церковным имуществом. Что эти епархиальные экономы существовали и до патриарха Феофила, т.е. до 412 г., когда умер Феофил, видно из настоящего правила, которое предписывает, чтобы назначен был другой эконом в ливонской епархии вместо того, кто раньше был там экономом. Впоследствии об экономах изданы были соответствующие предписания 26-м правилом IV Всел. Собора и 11-м правилом VII Всел. Собора, в толкованиях которых мы сказали, сколько нужно было, по данному вопросу. Примечания: Смотри также толкование к правилу 2 Правило 11. Вдовицы и убогие, и странствующие пришельцы, да получают всякое успокоение, и никто да не присвояет церковнаго достояния. (Ап. 38, 41; IV Всел. 25, 26; Трул. 35; VII Всел. 11, 12; Анкир. 15; Гангр. 7, 8; Антиох. 24, 25; Карф. 26, 33; Феофила Алекс. 10). Настоящее правило является продолжением 10-го правила Феофила. В 10-м правиле говорится, что эконом должен наблюдать, чтобы церковные доходы употреблялись на что следует, а в этом (11) правиле точнее обозначается, на что специально должны расходоваться церковные доходы, а именно: кроме содержания клира (Ап. 41), на содержание " вдовиц, убогих и странствующих пришельцев " . Примечания: Смотри также толкование к правилу 2 Правило 12. Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя чистыми, желают присоединитися к церкви. А понеже великий собор блаженных отцев наших, бывший в Никее определил рукополагати приходящих от ересей: то, по сему уставу, благоволи и ты рукополагать восхотевших присоединитися к церкви, аще токмо житие их добродетельно, и нет никакого тому препятствия. (I Всел. 8; II Всел. 7; Трул. 95; Лаод. 7; Василия Вел. 1, 47). Настоящее правило является ответным посланием Феофила епископу Афингию на его запрос о том, как нужно поступить с кафарами (новатианами), желающими вступить в церковь, причем Феофил рекомендует вниманию вопрошающего епископа определение I Всел. Собора, а именно - 8-е правило.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1332...

14) «Того же к подчинённым ему епископам». Правило 90; 15) «Святого Василия из 27-й главы книги о Св. Духе к блаженному Амфилохию». Правило 91; 16) «Того же из 29 главы того же сочинения». Правило 92; 17) «Каноническое послание святого Григория епископа Нисского, к Литонию, епископу Мелитинскому», 8 правил; 18) «Святого Григория Богослова о том, какие подобает читать книги Ветхого и Нового Завета», в оглавлении «Книги правил» это произведение св. Григория названо стихами, ибо в подлинном тексте это ямбические стихи, но славяно-русский перевод – прозаический. Следовало бы св. Синоду перевести с сохранением стихотворной формы; 19) «Святого Амфилохия епископа к Селевку о том, какие книги приемлются», в оглавлении также названо стихами, но переведено прозой. 20) «Канонические ответы святейшего Тимофея, епископа Александрийского, единого от ста пятидесяти отцов, бывших на Константинопольском соборе», 18 вопросов и столько же ответов; 21) «Правила Феофила, архиепископа Александрийского. Провозглашение, при наступлении святых Богоявлений в неделю». Правило 1; 22) «Его же наставление, данное Аммуну». Правила 2–11 (счёт правил св. Феофила непрерывный, как и правил Василия Великого ); 23) «Его же к Афингию епископу о так именуемых Чистых». Правило 12; 24) «Его же Агафону епископу». Правило 13; 25) «Его же Мине епископу». Правило 14; 26) «Правила иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского. Каноническое послание к Домну, патриарху Антиохийскому», Правила 1–3 (счёт правил св. Кирилла непрерывный, как и правил Василия В. и св. Феофила); 27) «Его же к епископам, сущим в Ливии и Пентаполе». Правила 4–5; 28) «Окружное послание Геннадия, патриарха Константинопольского , и с ним святого собора ко всем Преосвященнейшим Митрополитам и к Папе Римскому»; 29) «Послание Тарасия, святейшего патриарха Константинополя, нового Рима, к Адриану, папе древнего Рима». За правилами помещён «Алфавит», т. е. алфавитный указатель имён и вещей [index nominum et rerum], упоминаемых в правилах, с ссылками на сами правила. В самом конце Книги напечатано «изъяснение сокращённых знаков, употреблённых в сем Алфавите». Указания опечаток не имеется. Должно полагать, что св. Синод считает себя непогрешимым или уж очень уверен в превосходстве своего издания. Толкования и примечания (не считая ссылок на св. Писание и иногда на параллельные места в других правилах, например, апостольских) присоединены св. Синодом к следующим правилам: апост. 5, 19, 29, 37, 46, 64, и 85; I Всел. 3, 7, 8; II Всел. 5; Халкидон. 2; Трул. 5, 7, 12, 29, 59, 61, 62 и 71; Анкир. 6, 10, 17; Антиох. 8, 20; Лаодик. 15, 18, 35, 45, 49 и 57; Сардин. 3; Карфаген. 1 (заметка о деяниях сего собора), 4, 32, 33, 34, 37, 43, 46, 50, 68, 81, 93, 103, 108, 109, 110, 113, 121, 122, 137 и 139, примечание перед правилами двукратного собора, Петра Александр. 13, Григория Неокесар. 1, посл. Афанасия Александр, к Руфиниану, его же из 39-го послания о праздниках, Василия Великого 1, 13, 15, 23 и 92.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

7. О имеющих рукоположитися сей да будет устав. Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избраннаго, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовать о нем. Тайно же да не бывает рукоположения. Ибо когда церковь пребывает в мире, тогда рукоположениям прилично совершатися в церквах в присутствии святых. В местах же, где есть единомысленные с бывшими в общении еретиков, рукоположения да совершаются не иначе, как по испытании от истинно православных священнослужителей, такожде в присутствии епископа, и при провозглашении его к присутствующему народу, токмо так, чтобы не последовало некоего уклонения от праваго пути. 8. Приношения для безкровной жертвы, по употреблении нужнаго для таинства, да разделяют между собою принадлежащие к клиру: и да не яст и да не пиет от оных оглашенный, но токмо принадлежащие к клиру, и сущие с ними верные братия. 9. Понеже Иеракс глаголет: яко некто не должен быть в клире, как обвиняемый в любодеянии; но епископ Аполлон утверждал тогда, что ни единаго обвинителя не явилось против него: то да произведется изследование и о сем. И аще явится некий достоверный обвинитель, и преступление доказано будет представлением достоверных свидетелй, то да извержется от церкви: аще же достоин клира, и имеет свидетельство о своем целомудрии, то да пребудет в клире. 10. С согласия всего священства да назначится другий иконом, на определение коего соглашается и епископ Аполлон, дабы церковное достояние употребляемо было на что должно. 11. Вдовицы и убогие, и странствующие пришельцы, да получают всякое успокоение, и никто да не присвояет церковнаго достояния. Его же к Афингию епископу о так именуемых чистых. 12. Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя чистыми, желают присоединится к Церкви. А понеже великий собор блаженных отцев наших, бывший в Никее (Прав.8,19), определил рукополагати приходящих от ересей, то по сему уставу, благоволи и ты рукополагати восхотевших присоединится к Церкви, аще токмо житие их добородетельно, и нет никакого тому препятствия. Его же Агафону епископу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

Послание это разделено на 8 канонов, которые в таком же числе находятся в Пидалионе, Книге правил и Кормчей. В последней (гл. 31) только разделение их иное. Канон 1 по Афинской Синтагме и по нашему «Сборнику» составляет в Кормчей «Предисловие», 2, 3 и 4 соответствуют в последней 1, 2 и 3; 5 канон составляет в Кормчей 4-й и 5-й каноны; далее же числа согласуются. Заключения послания в Кормчей не имеется. 10 . Феофил Александрийский († 412) 243 . От Феофила Александрийского, известного своим нерасположением к Иоанну Златоусту 244 , дошли до нас его пасхальные слова, несколько посланий и канонов. Последние составлены из: а) одного его определения о том, как поступать, если навечерие Богоявления придется в воскресенье; б) наставления Амону по различным вопросам особого характера касательно церковного порядка; в) наставления о принятии в клир кафаров; г) наставления епископу Агафону и д) наставления епископу Мине. Первое наставление о Богоявлении составляет один канон, наставление Амону разделено на 10 канонов и каждое из остальных наставлений составляет особый канон, всего, следовательно, 14 канонов. В Книге правил и Пидалионе эти каноны носят заглавия, соответствующие источникам, из которых они составлены, только заглавие наставления о кафарах иное. В оригинале стоит: φγησις, что мы в нашем «Сборнике» перевели словом «Uзjaba» (изложение). А в Пидалионе стоит: φυγ ( φρυγ πα λλοις) πισκπ περ...; в Книге правил: Αφυγγ πιοκπ περ…(к Афингию епископу о...). Основание, почему мы перевели слово φγησις словом «Uзjaba» то, что мы хотели сохранить верность подлиннику 245 . В Кормчей (гл. 33), кроме первой статьи, остальные не имеют заглавия. В первом каноне в Кормчей читаем в средине: «по обычной службе св. Иоанна Златоустог о». Этой вставки нет в Синопсисе 246 , и поэтому мы, зная отношение Феофила к Златоусту, считаем ее добавленной по незнанию. 11 . Кирилл Александрийский († 444) 247 . Племянник Феофила Александрийского, Кирилл, не разделял его взгляда на Златоуста и питал к последнему глубокое уважение, особенно в последнее время своей жизни. В епископы он был избран в 412 году и с этого времени выказывал живую ревность, как апологет чистого православия, экзегет и мудрый управитель церкви. Особенно прославился он борьбой с несторианством и энергичною деятельностью на III Вселенском соборе 248 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Писания (ок. 367 г.) и с) к Руфиниану (ок. 370) о принятии в церковь еретиков 558 ; 5) Василия Великого († 379) 92 правила, составленные из восьми посланий и «Книги о Св. Духе»: три послания к Амфилохию Иконийскому представляют первых 85 правил, отрывок из четвертого представляет 86, послание к Диодору Тарсскому – 87, послание к Григорию пресвитеру – 88, послание к хорепископам – 89, послание к подчиненным ему епископам – 90, отрывок из 27 главы книги о Св. Духе – 91 и отрывок из 29 главы той же книги – 92-е 559 . 6) Григория Нисского († 395) послание (нап. ок. 390) к Литоию, еп. Мелитинскому, в Армении, излагающее психологическую теорию 560 церковного покаяния в систему церковных запрещений, как врачества душевных болезней или грехов, и разделенное на 8 правил: 7) Григория Богослова († 389) и 8) Амфилохия Иконийского († 395) стихотворное перечисление канонических книг Ветхого и Нового Завета; 9) Тимофея Александрийского († 385), 18 вопросо-ответов о различных предметах церковной практики 561 ; 10) Феофила Александрийского († 412) 14 правил, в состав которых входят: а) «Провозглашение о посте в навечерие праздника Богоявления», b) наставление Аммону о различных случаях из церковной практики, с) ответ Афингию (или Афигию) о кафарах (новацианах); d) предложение епископу Агафону по одному брачному делу, и е) предложение еп. Мине о допущении к церковному общению некоей Кирадии, которую отлучили от Церкви пресвитеры села Гемины; 11) Кирилла Александрийского († 444) послание к Домну, патриарху Антиохийскому, разделенное на 3 правила, о восстановлении еп. Петра, и послание к епископам Ливии и Пентаполя, разделенное на 2 правила, о кандидатах к посвящению и о допущении отлученных оглашенных к крещению, если они находятся при смерти; и наконец 12) Геннадия Константинопольского († 471) и бывшего при нем собора в 459 году послание к папе о симонии 562 . В последствии к правилам этих св. отцов стало присоединяться еще послание Тарасия, патриарха Константинопольского († 809) к папе Адриану тоже против симонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

399 Вальсамон при этом забывает, что в толковании на 13-е пр. св. Василия Великого он сам разделял высказанный Зонарою взгляд; вот подлинные слова Вальсамона: «...Хотя правило это изложено достойно святолепия божественного отца, но оно не действует». 400 (Таким образом, возражая «некоторым», Вальсамон возражает самому себе). Наконец, в толковании на 82-е пр. св. Василия Великого : «... Без нужды же предавшие веру свою, два лета да будут плачущими, и два слушающими, в пятое да молятся с припадающими, и еще на два лета да будут приняты к общению в молитве, без причащения, и тако показав достойное покаяние, наконец возведутся к приобщению Тела Господня» Вальсамон говорит, что нарушившие клятву без крайней необходимости подвергаются 12-летней епитимии (он следует таким образом Синопсису, в котором читаем: «Нарушивший клятву по насилию принимается после шестилетия; а без нужды – через двенадцать лет»); между тем Зонара, согласно с полным текстом правила, утверждает, что они подлежат 11-летней епитимии. 401 Сравнивая толкования Зонары с толкованиями Вальсамона, мы должны указать также на то, что некоторые статьи канонической Синтагмы, оставленные Зонарою без толкований, истолкованы Вальсамоном, а именно: 1) 85-е и 86-е пр. св. Василия Вел.; 2) Канонические ответы св. Тимофея, епископа Александрийского, на предложенные ему вопросы некоторых епископов и клириков; 3) Феофила, архиепископа Александрийского, наставление данное Аммону; 4) Его же к Афингию епископу о Чистых; 5) Его же к Агафону; 6) Его же к Мине; 7) св. Кирилла Александрийского послание к Домну, патриарху Антиохийскому; 8) Его же к епископам Ливии и Пентаполиса; 9) Св. Григория Богослова «о том, какие подобает читати книги Ветхого и Нового Завета»; 10) Послание Тарасия к Адриану. Определивши взаимные отношения обоих толкователей, перейдем теперь к характеристике самых толкований Вальсамона. Обратим сначала внимание на внешнюю сторону его толкований. Любимой формой речи Вальсамона является обращение к читателю в повелительном наклонении; слова – «заметь» (σημεωσαι), «смотри» (ρα), «знай» (γγνωσκε), «ищи» (ζτει), «не говори» (μ επε), «прочти» (νγνωθι), и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

55 Вне Церкви, несомненно, нет спасения, вследствие отсутствия неповреждённой и неподложной веры у еретиков, даже полагая, что у них таинства совершаются точно так, как и в кафолической Церкви Христовой. К истории вопроса о принятии схизматиков в Православную Церковь . Стр. 21–22. 59 Еп. Сергий, стр. 137. Арх. Иоанн в своём толковании на 18 пр. Сардик. соб. пишет: «Не должно быть признано правильным то рукоположение, которое произведено неправильно усвоившими себе права епископские: поэтому, как Евтихиан и Мусей не были сами епископами, так и рукоположенные ими не могли быть священнослужителями... Но если бы случилось, что законно поставленный в своё время епископ был впоследствии, по каким-либо причинам, лишён своего звания, то, по правилу Собора, поставленные от такого епископа в своё время клирики не теряют вместе с ним своих степеней, если, т. е., не участвуют в его преступлениях». Арх. Иоанн. Вып. I., стр. 491. 62 Послание Феофила, архиепископа Александрийского, к Афингию Епископу о так наз. Чистых гласит: «Известило меня твое благочестие, яко некоторые из именующих себя Чистыми, желают присоединитися к Церкви. А понеже великий Собор блаженных Отцев наших, бывший в Никее (прав. 8:19), определил рукополагати приходящих от ересей: то, по сему уставу, благоволи и ты рукополагати (т. е. принимать в клир., см. арх. Иоанн. Вып. 2, стр. 122), восхотевших присоединитися к Церкви, аще токмо житие их добродетельно, и нет никакого тому препятствия» (пр. 12). 63 В Церкви Восточной не повторялось рукоположение над обращающимися из кафаров (I всел. 8), мессалиан, или евтихов (Act. Concil. Ephes, in Collect. Binii 1. 3.); в церкви Африканской – над донатистами. (Carthag. сап. 79. cf. Augustin. Ер. 50 ad Bonifat). Но повторялось над арианами, павлианами (I всел. 19 cf. Ер. 18. Innocentii papae ad Alexandr.) и.т. п., и ещё над всеми, рукоположенными от самозванных епископов, которые сами незаконно были поставлены. (II всел. 4. Ер. Nicaeni Concil. ad. Alexandr, ap. Socrat. I, 9). Арх. Иоанн. Вып. I, стр. 217 прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

В Книге правил и Пидалионе означенные правила носят соответствующие заглавия источников, из коих они взяты; только заглавие наставления о кафарах иное. В оригинале стоит: φγησις, что мы перевели словом " uзjaba " (изъяснение). А в Пидалионе стоит: φυγψ ( φρυγψ παρ λλοις) " Επισκοπ, περ...; в Книге правил: Αφυγγψ " Επισκοπψ, περ... (К Афингию епископу, о.....). Основание, почему мы так перевели, заключается в том, что хотели точно следовать оригиналу В Кормчей (33 гл.), кроме первой статьи, другие не имеют заглавия. В первом правиле в Кормчей мы читаем в средине: " по обычной службе святаго Иоанна Златоустаго " . Этой вставки нет в Синопсисе и потому, имея в виду отношения Феофила к Златоусту, мы считаем, что она сделана по неведению. 11. Кирилл александрийский (†444) Племянник Феофила александрийского (по сестре), Кирилл не разделял его взглядов на Златоуста и питал к последнему глубокое уважение, особенно в последнее время. Избран был в архиепископы в 412 году и с этого времени проявлял живую ревность как апологет чистого православия, как экзегет и как мудрый правитель церкви. Прославился в особенности в борьбе с несторианством и энергичной деятельностью на III всел. соборе. С канонической точки зрения имеют значение несколько правил Кирилла, составленные из двух его посланий: одного Домну, архиепископу антиохийскому, по поводу епископа Петра, который жаловался, что принужден был отказаться от своей кафедры, и другого - епископам Ливии и Пентаполя по поводу незаконных рукоположение. Из этих двух посланий составилось 5 правил: первые три из первого послания, а из второго послания 2 правила, которые вошли в общецерковный сборник. В таком количестве с соответствующими заглавиями они находятся в Пидалионе и Книге правил. В Кормчей (34 гл.) также находятся; но к ним еще присоединены: а) Максиму диакону, б) Геннадию архимандриту, в) из послания Евлогию александрийскому и г) одиннадцать анафематизмов Кирилла против Нестория (35 гл.)· Все эти статьи находятся и в Синопсисе и оттуда перешли в Кормчую

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

  001     002    003    004    005