Епископ Ставропольский и Кавказский Игнатий (Брянчанинов; 1807–1867) причислен к лику святых Русской Православной Церковью в 1988 г. Апокалиптическое осмысление времени Святитель Игнатий (Брянчанинов) родился в 1807 г. накануне Отечественной войны 1812 г., попущенной, по словам преподобного Серафима Саровского, России за чрезмерное увлечение знати французской апостасийной культурой, которая, водворенная восвояси, в самой Франции разразится в 1848 г. Французской революцией и очередным свержением монархии. Узнав о революционных событиях 1848 г., святитель Игнатий напишет в письме: «Когда я услышал об этих происшествиях – я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшего и изможденного неисцельным недугом, заживо умерщвленного прежде умерщвления смертию. Такой всегда мне казалась образованная Европа или так называемый просвещенный мир. Мое неудивление показалось странным мне самому. В то время как я размышлял о моей холодности, внезапно вспомнились мне слова Спасителя: «Егда услышите брани, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо быти: но не у кончина. Возстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местом, и будут глади и мятежи, начало болезнем сия» (Мк. 13:7–8). Здесь особенно замечательно то, и на этом слове Евангелия я всегда останавливался, что последним признаком начальных болезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни – антихристу, Писание выставляет «мятежи». Из окончательного всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев…» Это апокалиптическое осмысление времени своего рождения скажется на всей жизни будущего святителя, его духовном складе, определит бескомпромиссность в отречении от мира и в выборе монашеской стези, задаст энергию сжатия и вектор в его, можно сказать, силовом, сокрушающем всякую неправду служении словом. В монахи Рожденный в известном дворянском роду Димитрий был потомком выдающегося Михаила Бренко – оруженосца святого благоверного князя Димитрия Донского, который переоделся в его доспехи, был убит и тем самым сохранил жизнь предводителю войска. То есть будущий святитель уже был наследником этой героической традиции самоотвержения и пасхального бесстрашия, наследовал причастность к одной из главных побед русской истории – на Куликовом поле, где русские отстаивали суть своего исторического бытия – веру православную. Представляется, что благодаря именно этому родству святитель Игнатий (Брянчанинов) станет не просто ревностным служителем Церкви Христовой, но, пожалуй, самым строжайшим и последовательным ратником за чистоту православия среди иерархов и духовных авторов XIX в.

http://pravoslavie.ru/95588.html

     Митрополит Вострский Тимофей, Экзарх Пресвятого Гроба Господня на Кипре представлял Иерусалимскую Православную Церковь на торжествах по случаю 30-летия возрождения монашества в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре. О своих визитах в Киев 30 и 40 лет назад и о том, как изменилась Лавра с тех пор, об опыте Патриарха Иерусалимского Диодора в попытках преодолеть разделения в Церкви и о своих взглядах на проблему раскола и единения Церкви в Украине, а также о роли государства в религиозной жизни и последствиях вмешательства в дела церковные. О Киево-Печерской Лавре: к 30-летию возрождения монашеской жизни Мне посчастливилось посетить Киево-Печерскую Лавру в разные этапы ее жизни. В 1974-ом году я прибыл в Киев как член делегации Иерусалимского Патриархата в ответ на визит в Иерусалим Патриарха Пимена (1910 – + 1990). Мы посетили Лавру — как музей. Душу охватывала боль, что такое святое место, где чувствовалась благодать подвижников — Печерских преподобных, оставалось без богослужений и монашеской жизни. Конечно, в таких святых местах никогда не оскудевает благодать Божия, поэтому верующие люди не должны терять надежды или сомневаться в их возрождении. Даже когда эти святые места являются объектами гонений, всегда нужно надеяться и верить, что будет лучшее время, более приятное… В 1988-ом году мы приезжали в Киев с Патриархом Диодором (1923 – +2000). Это было первое посещение Киева для Иерусалимского Патриарха, и мне приходилось исполнять роль гида, поскольку я лучше других делегатов знал эти края. Я рассказывал Патриарху Диодору о Лавре и он был очень тронут. Советская власть в это время разрешила возобновить церковную жизнь в обители. Это произошло по милости Божией и по требованию Церкви. Так сложилось, что именно Патриарх Диодор возглавлял первое Патриаршее богослужение в Киево-Печерской Лавре. Служба совершалась под открытым небом возле Дальних пещер, чувствовалось, что кроме окружавших нас архиереев, духовенства и верующих, присутствовали там печерские святые угодники.

http://pravoslavie.ru/114793.html

     …«На дворе двадцать первый век, а эти христиане всё верят в дедушку на облачке!» — пишет в беседе, случайно принесенной лентой социальных сетей, очередной агитатор. «На дворе двадцать первый век, по интернету доступны любые богословские труды, любой христианин с детского сада знает о Пресвятой Троице – и только бедные атеисты зачем-то верят в какого-то дедушку на облачке», — парирую я. И не на шутку задумываюсь. Действительно. Идет 2018 год. Наступает важный юбилей. Ровно тридцать лет с того момента, когда, не иначе как молитвами святого равноапостольного князя Владимира, всех святых и новомучеников Российских, наступил настоящий перелом в отношении к Церкви со стороны властей нашего государства. Не позволил Господь, чтобы год 1988-й – год тысячелетия Крещения Руси – остался важным лишь для «малого стада» тех, кто не боялся в советские годы идти за Христом. Этот год многие очевидцы назвали «второй христианизацией Руси»: накануне торжеств Церкви были отданы многие святыни и мощи святых, возвращены Оптина пустынь, Толгский монастырь. В Россию съехались первоиерархи поместных Церквей, встречи проводились на высоком государственном уровне, появилась возможность открытой проповеди. Тридцать лет назад. Казалось бы, наконец-то «разрешили церкву», и не только заинтересованные люди теперь могут беспрепятственно поучаться в Слове Божием, но и люди неверующие – знакомиться с историей Церкви, с тем наследием, которое неразделимо с историей и культурой России. Или хотя бы на уровне элементарных понятий знать о том, во что веровали и веруют многие соотечественники. В конце концов, любой человек, считающий себя мыслящим и образованным, обычно стремится знать хоть что-то о каждой важной сфере жизни общества. За тридцать лет в стране построено огромное количество храмов, открыто еще больше приходов, служат грамотные священники, существуют курсы, беседы, воскресные школы. А в последние годы – когда даже у малых детей в руках есть приспособление для выхода в интернет – возможности доступа к любой информации и вовсе безграничны.

http://pravoslavie.ru/110474.html

  разделы   рассылка  распечатать Людмила Клушина Чтобы заниматься реставрацией памятников, нужно этого очень хотеть Источник: Вечерний Петербург На Новгородчине в плачевном состоянии находятся десятки памятников XII – XVII веков Может, оттого, что в сентябре грядет круглая дата российской государственности – 1150-летие, Великий Новгород начали ремонтировать – покрасили исторические фасады, сделали мощение Кремля. Не сказать, что очень красиво, да и новгородцам ходить неудобно – спотыкаются о неровные камни, застревают в щелях шпильки, случаются даже падения. Но это мелочи, конечно, главное – поддержать имидж родины России, на который отпущены солидные средства. Последний раз исторический центр Новгорода реконструировался в 1988 году – предполагалось открыть проходы со стороны Спасской и Владимирской башен, чтобы расширить доступ в Кремль, изменить инфраструктуру. Затем, в 90-е годы, был разработан проект музеефикации, но не все удалось реализовать. По мнению главы Новгородского общества любителей древности (НОЛД) Сергея Трояновского, существует много деклараций, но мало реальных дел, отчего большинство проектов " накрылось бордовой шляпой " . " Сегодня появляются отдельные новые объекты, но это не вплетено в единую сеть. А нам нужен музейно-культурный каркас, пространственная среда, логичная и понятная, – высказал наболевшее Сергей Вадимович. – Ведь у нас под землей – десятки руинированных храмов, средневековые улицы, поэтому должны быть указатели " . Мы встретились с Сергеем Трояновским на территории Знаменского монастыря, который находится по соседству со Спасом-на-Ильине, где сохранились фрески Феофана Грека. На монастырской территории – замечательный пятиглавый собор и отдельно стоящая шатровая колокольня: они просто " кричат " о реставрации – еще немного, и ветром разрушит фрески над входом, но средств, увы, на памятник среднерусской архитектуры XVII века не выделяют... – Сергей Викторович, Новгород сплошь состоит из древних памятников – жемчужин русской архитектуры, многие находятся в ужасающем состоянии, неужели государство не заинтересовано в их реставрации?

http://religare.ru/2_95748.html

  разделы   рассылка  распечатать Протоиерей Олег Плаксий Святитель Петр, как символ общерусского единства Доклад на III Свято-Петровские чтения в рамках IV направления " Пути промысла Божия и святоотеческое наследие " Международных Рождественских образовательных чтений За многие века своего существования Русь не раз переживала усобицы, смуты, нашествия, неурядицы. Но, как говорит псалмопевец Давид: " Наказуя, наказа мя Господь, смерти же не предаде мя " (Пс. 117, ст. 18), так и в отношении Руси, Бог по грехам попуская испытания, воздвигал в тяжелые времена и духоносных мужей, и благоверных князей, и верноподданных граждан. К числу таких следует отнести и святого Петра, митрополита Киевского, который своим служением стремился сохранить единство Святой Руси. Но, говоря об этом великом угоднике Божием, нельзя не упомянуть и о тех новых условиях бытия Русской Церкви монгольского периода, и, предшествовавших ему лет. А также возникает вопрос, почему этот святитель не управлял Церковью со своего кафедрального города Киева? Что заставило Русских первоиерархов конца XIII – начала XIV вв. отдать перевес своему частому, а потом и постоянному пребыванию в Северо-Русских пределах? Дело в том, что еще задолго до монголо-татарского нашествия Киев уже терял свое выгодное экономическое и политическое положение. Российский историк Н. Карамзин говорит, что " после смерти (+1157г.) Киевского великого князя Юрия Долгорукого достоинство великого князя, прежде соединенное с могуществом, сделалось одним пустым наименованием. Киев еще сохранил знаменитость, обязанный ею, кроме своего счастливого положения, торговле, множеству избыточных обитателей, богатству храмов, монастырей: скоро утратит он и сию выгоду, лишенный сильных защитников... " ( Н. М. Карамзин " Предания веков " , Москва 1988, стр. 207). Украинский историк-эмигрант Иван Власовский приводит такие основные причины упадка Киева как главного центра Русского Киевского государства: 1) раздробление Руси на уделы и, как следствие, частые междоусобицы, приводившие в упадок государство, от чего старались сдержать князей церковные иерархи;

http://religare.ru/2_50121.html

  БОГОСЛОВИЕ Архиепископ Марсель Лефевр Протоиерей Александр Шаргунов   Вступительная статья к книге:  архиеп. Марсель Лефевр. Они предали Его. От либерализма к отступничеству. СПб.: Издательство " Владимир Даль " , 2007   Траектория жизни Марселя Лефевра (1905-1991) проходит по великолепно восходящей линии. В 42 года этот священник-миссионер был назначен епископом Сенегала, а год спустя - апостольским посланником во франкоязычной Африке (эквивалент нунция). В 1962 году он избирается наместником конгрегации Святого Духа, насчитывающей более 5000 членов. Папа Иоанн XXIII назначает его ассистентом престола понтифика и членом центральной предсоборной Комиссии. Однако в октябре 1968 года он принимает решение оставить должность генерального начальника, а 1 ноября 1970 года в Эконе (Швейцария) основывает братство священников св. Пия X. Так он постепенно становится мировой знаменитостью вследствие приверженности к «латинской мессе», противостояния некоторым нововведениям Второго Ватиканского Собора (1962-1965), и расхождениям с папой Павлом VI. После санкций Ватикана против его Братства и его самого, - «запрещенная месса», которую он служит в Лилле в августе 1976 года перед 10 000 верующих в присутствии 400 журналистов. Его популярность еще более возрастает, когда в 1988 году он рукополагает четырех епископов в Эконе перед телекамерами со всего света, невзирая на запреты папы Иоанна-Павла II. В чем сила этого исключительного прелата, которого часто называют «одиноким рыцарем» в Церкви, который утверждал, что никогда не действует по своим личным соображениям? В чем секрет этого человека, сына участника Сопротивления, умершего в депортации, доктора философии и богословия, офицера Легиона чести, общением с которым дорожили самые великие люди? «Чем больше мы знакомимся с его удивительной биографией, тем больше раскрывается нам тайна этого необычного человека, который был исключительно уверен в себе только потому, и только тогда, когда он был уверен в Боге» - пишет один из ревностных его сторонников и биографов.

http://moral.ru/lefevr.html

  Черный октябрь - 93 Ложь невыносима Протоиерей Александр Шаргунов октябрь 1993 г.   Произошла страшная национальная трагедия. " Русский бунт " , стихийное народное возмущение доведенных до отчаяния людей, спровоцирован с диавольской режиссурой. Когда одна западная журналистка, ведущая программу CNN, после первых сообщений о сотнях и сотнях трупов воскликнула: " Боже мой, Боже мой " , - у многих верующих, слушающих эту передачу, наверное, отозвалось: " Зачем Ты меня оставил " . Принесена в жертву, расстреляна на глазах у всего мира Россия, и никто не заступился, и весь мир делал из этого зрелище, самое безнравственное, какое только когда-либо было, при глумлении, и одобрении, и изумлении всех демократических сообществ: что за страна - вот у них убили царя, вот расстреливают парламент, - и это как петушиный бой, как компьютерные игры. Как верно сказал митрополит Виталий в 1988 году: " Они не пожалеют и уже не пожалели никаких миллиардов, чтобы не допустить возрождения России " . Не прозвучало ни плача, ни ужаса, ни покаяния, не объявлен всенародный траур. Слушать средства массовой информации - как слушать мат - невыносимо. Они гнусны, как сказал преподобный Серафим Саровский о бесах. Ложь невыносима как сквернословие. Да, в каждом катаклизме есть репетиция конца света, и действительно уже позднее, чем кажется. И каждый человек, как бы он себя ни называл, сейчас по самой сути своей себя обнаруживает. Я уже говорил в одном интервью по телефону о первой реакции на эти события, что для нас - христиан - это не политика, а духовное явление. Так же как революция 1917 года была грандиозным духовным явлением. И наша " брань не против крови и плоти " , то есть не против этого или того человека, но " против начальств, против властей века сего, против мироправителей духов злобы поднебесной " . Но самое страшное, как учит Священное Писание, антихрист тоже будет не бес, а человек. Мы, христиане, не обязательно должны разбираться в политике. Но мы непременно, и в этом наше служение и наш долг, призваны к различению истины и лжи, добра и зла, которое имеют земные события по отношению к вечным законам, которые нам известны и согласно которым мы должны определять значение духовных ценностей нашей истории. После отпадения от Бога в каждом человеке есть остаточный свет, благодаря которому он может различать свет от тьмы и понимать с помощью Божией Евангелие о Высшем Свете, и избирать этот Свет и достигать его. Там, где сознательно отвергаются честность и правдивость и справедливость, уважение к слову и свободе другого человека, невозможно понять свое отпадение от Бога.

http://moral.ru/Oct93_ASharg.htm

А.Л. Дворкин Раздел шестой. Секты отечественного происхождения (постсоветская эклектика) Глава 17. «Богородичный центр» – «Православная Церковь Божией Матери Державная» Мы – православные! И никто никогда ни под угрозой никакого насилия, ни расплаты, ни смерти, ни мучения меня – я вам Духом говорю! – не заставит отречься от Православия – так, как я его понимаю. Иоанн Береславский 997 1. Первый вопрос, который обычно задают непредвзятые читатели произведений Береславского: сумасшедший ли автор или он просто симулирует? Эта секта действует или действовала под названиями «Фонд новой святой Руси», « Церковь Непорочной Девы», «Церковь Божией Матери», «Фонд «Мария XXI в " »., «Российская вселенская Марианская церковь », «Церковь Божией Матери Преображающейся», «Вселенская Параклитская Богородичная Церковь», «Церковь третьего Завета» , а ее нынешнее официальное самоназвание – «Православная церковь Божией Матери Державная» . Названия меняются постоянно, и уследить за их переменами довольно сложно. Поэтому мы будем называть эту секту по ее первому самоназванию «Богородичный центр» (БЦ) . Ее можно охарактеризовать как апокалиптическую милленаристскую (хилиастическую) псевдохристианскую (марианскую) секту профетическо-монтанистского типа. О начале деятельности секты можно только строить различные предположения; скорее всего, она начала действовать около 1988 года, по крайней мере, с этого времени она стала делаться заметной. История этой секты, как и других тоталитарных сект, тесно связана с биографией ее основателя – «епископа», «архиепископа», впоследствии «патриарха» (а еще он называл себя красивым, но загадочным словом «магриарх», потом оно превратилось в «матриарх») Иоанна Береславского . Настоящее имя его – Вениамин Яковлевич Янкельман 998 (Береславский – это фамилия по жене), а литературный псевдоним – Вениамин Яковлев. Родился он в 1946 г. Биография его известна в основном по его собственным писаниям – в приукрашенном «романизированном» виде. Зачастую он сообщал о себе совершенно разные, противоречивые сведения. В брошюре «Исповедь поколения» 999 Береславский рассказывает, что родился в Чите, в семье полковника, военного атташе (?). Через пять лет отца перевели в Серпухов, затем – в Москву. С детства отношения Вениамина с матерью были весьма болезненными (см. ниже). Характерен преувеличенно страшный рассказ о глубине собственного падения (чтобы по контрасту была виднее нынешняя «святость»):

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

А.М. Смулов Особенности и основные проблемы миссионерской деятельности РПЦ конца XIX – начала XX вв. в соборных документах и воспоминаниях Источник Введение В настоящее время возрастает роль миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Существенная роль в православной миссии, как и в дореволюционные (1917 г.) времена, отводится монастырям, которые должны явиться образцом такого служения для приходских общин и миссионерских органов Церкви на всех уровнях. Возрождение духовного уровня российского общества, просвещение ее народа, как и возрождение самой Русской Православной Церкви, безусловно связаны с миссионерской деятельностью. После десятилетий попыток уничтожения Православной Церкви в Российской Федерации (в СССР), уничтожения священно- и церковно- служителей, просто верующих людей – мирян, с учетом истории развития России, духовное возрождение и просвещение настоятельно требует масштабных усилий всей РПЦ, сопоставимых с христианизацией Руси и получило наименование «второй христианизации». По результатам многочисленных социальных опросов, проведенных в 1991–2022 гг., к православному вероисповеданию относит себя до 85 процентов населения страны. В тоже время людей воцерковленных, истинно верующих и знающих свою веру, участвующих в Св Таинствах Церкви, в целом ряде опросов, определено всего в 2–4 процента. Налицо наличие «веры без знаний» и, более того, «веры без веры». С 1988 г. началось постепенное возрождение миссионерской деятельности на миссионерском поле СССР. Верующий народ стал восстанавливать и открывать храмы и монастыри. После окончания советского периода, понимая сложность сложившейся в России ситуации, в 1994 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял Определение «О православной миссии в современном мире» Вопросы миссии регулярно обсуждались на Архиерейских Соборах (1997, 2000, 2004), и в 2007 г. Св Синодом был утвержден текст «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» (далее – Концепция). В принятой Концепции были установлены фундаментальные основы миссионерского служения православных христиан, указаны актуальные направления миссионерского служения Православной Церкви. Концепция имела ориентиром «помочь миссионерам всех уровней в более эффективной организации их деятельности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/osoben...

А.С. Смыкалин Глава V. Устройство Церкви 1. Территориальный принцип церковной юрисдикции. Патриаршия ставропигия. Диаспора. Автокефалия. Автономные Церкви. 2. Патриаршество. Период местоблюстительства. Поместный Собор 1917–1918 гг. Восстановление патриаршества. 3. Высшее управление Русской Православной Церковью. Первый период (1918–1988 гг.). Второй период (1988–2000 гг.). Высшее церковное управление по «Уставу об управлении Русской Православной Церковью» 1988 г. Высшее церковное управление по Уставу 2000 г. Поместный Собор. Архиерейский Собор. Соотношение полномочий Поместного и Архиерейского Соборов. Патриарх Московский и всея Руси. Священный Синод. Синодальные учреждения. Приходское церковное управление по Уставу 2000 г. Приход. Настоятель прихода и приходской причт. Коллегиальные органы приходского управления. 1. Территориальный принцип церковной юрисдикции Вселенская Церковь состоит из отдельных поместных церквей, которые включают в себя епископии (епархии), а епархии – приходы. Существуют и такие единицы административно-территориального деления Церкви, как экзархаты, митрополичьи округа. Такая структура сложилась исторически и в основном остается неизменной. Административное деление Церкви строится по территориальному, а не по национальному принципу. В своем территориальном размежевании поместные церкви соответствуют политико-административному делению, государственным и административным границам. Территориальное начало в разграничении церковной юрисдикции допускает и исключения в виде экстерриториальности (понятие, принятое в международном праве). Рассмотрим их. Патриарший ставропигия. Слово «ставропигия» происходит от греческих слов «крест» и «водружать». Право Патриаршей ставропигии заключается в том, что Патриарх может водрузить крест и при устроении монастыря, церкви вне пределов своей епархии, включив их тем самым в свою непосредственную юрисдикцию. В России в синодальную эпоху правом ставропигии пользовался Святейший Синод. Диаспора. В странах, где православные христиане живут не компактной массой, а рассеяны между инославными или иноверцами, на одной территории могут существовать приходы и даже епархии разных церквей. Поэтому территория православной диаспоры может находиться в юрисдикции разных поместных церквей, как, например, в Западной Европе и Америке. Подобная ситуация носит временный характер, поскольку рано или поздно образуются новые автономные и автокефальные церкви. Однако вопрос этот сложный, до сих пор вызывающий разногласия и споры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010