599 Пешехонов Алексей Васильевич (1867–1933), экономист, политический деятель, литератор, сотрудник журнала «Русское богатство». 600 Милюков Павел Николаевич (1859–1943), историк, политический деятель. В 1902–1905 гг. жил в эмиграции (Англия, США). С февраля 1906 г. редактор газеты «Речь». 601 Минский Николай Максимович (наст. фам. Виленкин; 1855–1937), поэт, философ, был близок к кругу Мережковских. С 1905 по 1913 г. жил за границей. 602 ...со своим Другом Савинковым-Ропшиным... – Борис Викторович Савинков (лит. псевд. Ропшин; 1879–1925) в 1906–1917гг. жил за границей (Париж), где познакомился с Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус. Сохранилась переписка между Б.В. Савинковым и Д.С. Мережковским и З.Н. Гиппиус (ГАРФ. Ф. 5831. Оп. 1. Д. 126; ОР РНБ. Ф. 481. Д. 84). Часть переписки опубликована: Письма З. Гиппиус к Б. Савинкову: 1908–1909 годы/Публ. Е.И. Гончаровой//Русская литература. 2001. 3. С. 126–162; «Религиозная общественность» и террор: Письма Д. Мережковского и З. Гиппиус к Борису Савинкову (1908–1909)/Вступ. ст., публ. и примеч. Е.И. Гончаровой//Русская литература. 2003. С. 140–161. 603 … «quousque tandem Catilina» – «доколе, Катилина» (лат.), из Первой речи (1, 1) Цицерона против Катилины (63 до н.э.). 605 Раевский Павел Васильевич (1878-?), священник, богослов, публицист, член Союза 32 священников, с 1915 настоятель Спасо- Бочаринской церкви на Выборгской стороне, позже примкнул к обновленцам, с 1924 ректор обновленческого Богословского института. 606 ...заседание Общества по поводу интересной книги «Вехи». – Речь идет о заседании РФО 21 апреля 1909 г. (см. 1-й т. наст. изд.). 607 ...доклад Мережковского по поводу этой книги. – Имеется в виду доклад «Опять об интеллигенции и народе» (опубликован в виде статьи под названием «Семь смиренных»). 608 …хлестали свою лошаденку по глазам. – Эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). 610 ...известное письмо против Гоголя. – Имеется в виду открытое письмо В.Г. Белинского Н.В. Гоголю по поводу его книги «Выбранные места из переписки с друзьями» (Зальцбрунн, 1847).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

В июне 1916 г. в г. Пошехонье вышла кн. В. «Пение во время крестных ходов», где особое внимание уделено пению догматиков местным вариантом знаменного распева (особенность крестных ходов в Ярославской епархии). В. указал принцип изучения догматиков (от простого к сложному), порядок строк и частей строк в их связи, удобной для изучения (объявление об этом изд. см.: Приходская жизнь. 1916. Июнь. 6. С. 375-378). В 1929 г. он был лишен избирательных прав и подвергся раскулачиванию, после чего жил в нищете, зарабатывал переплетением книг. В. был женат, имел 7 детей. Последние годы жизни провел в доме дочери Елизаветы в с. Семёновском под Ярославлем. Арх.: ГАЯО. Ф. Р-2423. Оп. 1 Д. 293: ... Списки лишенцев Ярославского р-на; Оп. 2. Д. 807 (личное дело); Ф. 230. Оп. 2. Д. 1991. Л. 54-57; Д. 4041. Л. 45-50 об.; Д. 5503. Л. 90-96; Д. 5564. Л. 72-77, Д. 5448. Л. 195-204, 383-402; Д. 4140. Л. 72 об.- 73. Соч.: Деятели в области теории и практики рус. церк. пения: Био-библиогр. очерки. М., 1899; Сельский регент о «Всенощном бдении» свящ. В. Зиновьева//Ярославские ЕВ. Ч. неофиц. 1909. 12. С. 231-233; Дьячковские напевы и хоровое церк. пение: (Из писем сельского регента)//Там же. 1909. 33. С. 664-667; Певческая памятка о св. Димитрии Ростовском//Там же. 1909. 43. С. 888; Проект певч. учреждений для Ярославской епархии//Там же. 1911. 44. С. 888-892; Мечты о мерах к поднятию церковно-певческого дела в приходе//Там же. 1916. 17. С. 315-318; Первые шаги обучения простому церк. пению в нач. школах//Там же. 1916. 21. С. 409; 22. С. 520; 27. С. 542; 28. С. 569; 29. С. 592; Отношение к местным церк. напевам в епархии и сельском приходе//Там же. 1916. 24. С. 473-479. Лит: Воскресенский В. «Певческие листки»//Приходская жизнь. Ярославль. 1915. Дек. С. 830; Огурцов Н. 20 лет на ниве народной//Голос. Ярославль. 1915. 280. С. 3-4; он же. «Певческие листки», 19-24//Там же. 1916. 138. С. 4; Просветительский кружок//Там же. 1917. 125. С. 4; Кормилицынская школа//Изв. Яргубисполкома. 1919. 35. С. 4.

http://pravenc.ru/text/155546.html

Н.Т. Каменского (архиеп. Никанора) в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1884 г., 11, стр. 192, и отдельно: Краткая история Астраханской епархии, стр. 113. 3 «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1899 г., 13, стр. 648, и в «Орловских Епархиальных Ведомостях» 1906 г., 20, стр. 596 пока­зано 5-е января, как и у о. Иерофея в «Воспоминаниях» на л. в 40 обор. 4 Г.М. Пясецкий, История Орловской епархии, стр. 940–941, а также в «Орловских Епархиальных Ведомостях» 1888 г., 17, стр. 980. 5 См. «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения» 1870 г., кн. XII, стр. 32, где для Орловского периода показана, безу­словно, ошибочная дата «Апр. 22, 1835 г.», – очевидна, – вместо 1845 г. 6 Для Орловского периода см. «Воспоминания» о. Иерофея на л. 40 обор.–82 (а по Рязанской редакции на л, 40 обор. – 83) 8 † Архиеп. Никанор (Каменский), Собрание сочинений (Казань 1909), стр. 546. Ср. Жизнь архимандрита Никодима Казанцева в «Богословском вестнике» 1910 г., 12, стр. 648, что Евлампий «мучил православных и духовенство длиннейшими службами», а также еще у П.А. Россиева в «Историческом Вестнике» 1909 г., 8, стр. 418 (–419), что благочестие и длинные службы Евлампия были вредны для дела и по­лезны лишь консисторским законникам. Однако тот же образ действий, с продолжительными церковными служениями, преосвящ. Евлампий сохранял и на Вологодской кафедре, о чем см. у Е. В. Грязнова. Из школьных воспоминаний бывшего семинариста Вологодской семинарии (Вологда 1909), стр. 203, и в «Вологодских Епархиальных Ведомостях» 1903 г., 10, стр. 283–284. 9 См. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1895 г., 15, стр. 391. См. и письма м. Филарета к Евлампию в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1877 г., I, стр. 19, 21–22. 10 См. письма м. Филарета к Смарагду в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» 1871 г., кн. XIII, стр. 39, 41. 12 См. письма Смарагда к Иннокентию в «Рязанских Епархиальных Ведомостях» 1896 г., 17, стр. 592. 13 Только в этом смысле и можно принять анекдотическое сообщение † П.И. Бартенева (в «Русском Архиве» 1903 г., кн. III, стр. 480) следующего содержания: «Предшественником Смарагда в Орле был Евлампий, человек смиренный. Заступив его место, Смарагд объявил: «Евлампий правил духом кротости, а я стану пра­вить палкой по кости " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   8/21 декабря 1909. Вторник.    Генерал Н. М. Чичагов из Харбина пишет, что хотел бы порадовать своих мальчиков (9 чел.), учащихся здесь в Семинарии, подарками в наступающие Рождественские праздники, спрашивает, сообразно ли будет это с распорядками школы и что бы сделать для них? Я ответил благодарностью за мальчиков, и что подарки будут сообразны с суммою, которую он пожалует на это; она будет разделена им поровну, и каждый пусть употребит свою часть как пожелает; будет наблюдено, чтобы все послужило им на пользу и невинное удовольствие.    Написал о. Ф. Быстрову, что не следует помещать Марию Сибаяма на житие у М-те Львовской, которая тяжела характером, скупа, не любит японцев — не полезно ей будет у такой особы.    9/22 декабря 1909. Среда.    Из Оосака прибыл иподиакон Моисей Кавамура, заведующий там постройкой Церкви, и дал отчет о работах; по привезенной им фотографии видно, что поставлен остов Церкви и колокольни и установлен, кажется, твердо.    Когда в Посольстве, в воскресенье, спросили о числе учащихся, чтобы устроить им Елку, — в ответ на это послал дочери посла сведения: в Семинарии учащихся японцев и русских 65, в Женском училище — 61 ученица. Присоединил и число преподающих, которых в Семинарии 16, в том числе 13 семейных, в Женском училище 14 учительниц и 3 учителя. Сенума и Котама написали было и детей всех учащих; но эти сведения не посланы — слишком много, совестно посылать — так сделано по совету с Преосвященным Сергием.    10/23 декабря 1909. Четверг.    Ученый Хата, бывший здесь в Семинарии преподавателем японского языка, автор грамматики японского языка, основал Общество для воспитания даровитых, но бедных юношей, которых у него теперь трое на воспитании (один в Университете, питавшийся прежде разносом газет и вечером тасканием дзинрикися). Приходил пригласить в члены Общества. Я ему сказал, что могу только предложить преподавание его молодым людям христианского вероучения, усвоение которого было бы для них прочным фундаментом их развития и крепкого стояния в жизни. Без сего труды Хата, наверное, будут наполовину пропащие: половина его даровитых людей или собьется с прямого пути, или с отчаяния бросится в водопад, как теперь, по-видимому, мода у многих даровитых юношей в Японии. Ушел Хата с раздумьем в лице; но едва ли пригласит учителя — слишком уж у таких людей атрофировано чувство веры.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Основные медицинские труды: 1 . «Невроматозный элефантиаз лица, плексиформная неврома”. «Хирургия», 1908. 2 . «О способах анестезии, наиболее удобных в земской практике». «Врачебная газета», 1908. 3 . «Случай ретроградного ущемления кишечной петли в паховой грыже». «Хирургия», 1908. 4 . «Регионарная анестезия при операциях шеи, языка и верхней челюсти " · «Труды Московского хирургического общества 1909. 5· «Регионарная анестезия». (Труды Тамбовского аизиологического медицинского общества 1909 г.). 6 . «Кровяная саркома ребра». «Хирургия», 1910. 7· «Об оперативном лечении переломов позвоночника». «Хирургия», 1910. 8 . «Отчет о хирургической работе Романовской земской больницы за 1909–1810 гг.» 9· «О первом остром остеомиелите позвоночника». «Хирургия», 1911. 10 . «Двустороннее повреждение блуждающего нерва». «Хирургия», 1911. 11. «Zweiter Fall von vorübergehender Erblindung nach Novocain Adrenalininjektion in der Augenhöhle», Zentralblatt für Chirurgie 1911. 12 . «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1911 . 13. «Leitungsanästhesie des nervus ischiaticus», Zentralblatt für Chirurgie 1912. 14 . «Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы«· 1912–1913 гг. 15·»Регионарная анестезия седалищного и срединного нервов». (Труды XII съезда русских хирургов 1912 г.). 16 .«Отчет о хирургической работе Переяславльской земской больницы». 1914 . 17·»К казуистике оперативного лечения опухолей мозга». (Труды Киевского хирургического об-ва, 1914 г.). 18 .«К казуистике оперативного лечения приапизма». (Труды Киевского хирургич. об-ва, 1914 г.). 19·»Регионарная анестезия кисти руки». (Врачебная газета, 1915). 20 . «Регионарная анестезия». (Докторская диссертация), за которую присуждена премия Хайницкого. СПБ, 1915. 21 . «Кариозные процессы в реберных хрящах и их оперативное лечение». «Вестник хирургии» за 1923 г. 22. «0ber das Unterbinden der Gefäße bei Extirpation der Milz» , Zeitschrift für Chirurgie 1923. 23 . «Артротомии при гнойных воспалениях больших суставов». «Вестник хирургии» 1924.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слушали: I. Сообщенный Правлением Академии (в копии) указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 4 февраля 1909 года за 1358: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представленные Преосвященными Архиепископами Волынским Антонием и Псковским Арсением отчеты о произведенных ими, во исполнение Высочайших повелений от 14 марта и 16 сентября 1908 года, ревизиях Киевской и Казанской духовных академий, 2) докладную записку производившего совместно с Преосвященными Архиепископами Херсонским и —2— Псковским ревизию С-Петербургской, Московской и Казанской академий члена Учебного при Святейшем Синоде Комитета профессора Остроумова и 3) доклад Комиссии по проектированию потребных для упорядочения академической жизни мероприятий. Приказали: Обсудив изложенные в отчетах Архиепископов Волынского Антония и Псковского Арсения о произведенных ими ревизиях Киевской и Казанской духовных академий и докладной записке члена Учебного при Святейшем Синоде Комитета профессора Остроумова, производившего совместно с Архиепископами Херсонским и Псковским ревизию С.-Петербургской, Московской и Казанской академий, сведения о современном состоянии названных академий в связи с докладом Комиссии по проектированию потребных для упорядочения академической жизни мероприятий, Святейший Синод находит, что изъясненные в Синодальном постановлении от 26 ноября 1905 года основные начала устройства духовных академий, введенные, по определению Святейшего Синода от 25 января 1906 года в действие, в виде временных мер, с целью согласования существовавшего порядка академического управления с современными задачами православной церкви и богословской науки, а равно и восстановления правильного течения академической жизни, не дали ожидавшихся от них благих результатов. Вследствие сего Святейший Синод определяет: приведенные в Синодальном постановлении от 26 ноября 1905 года временные правила по управлению духовными академиями и внесенные, по определению Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года, в соответствие с ними, в устав духовных академий 1884 г. изменения отменить, восстановив в отношении к академиям в полной мере действие означенного устава, впредь до выработки и введения в действие предполагаемого нового устава. О чём, для сведения и исполнения, объявить указами Вашему Преосвященству, Преосвященным Митрополитам С.-Петербургскому и Киевскому и Архиепископу Казанскому».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1201 По воззрению Плотина, душа человека представляет собою бытие, имеющее непосредственную связь с Божественным Умом, «первым светом» и до своей жизни в теле уже предсуществовавшее в мысленном мире, в общении с мировою душою. Ennead. 1, 1, 8; 6, 6, 18. Ed. Dubner’s. Parisiis. 1854. 4 p. 474 p. Что касается тела, то оно хотя и является послушным органом души (ib. 4, 3, 21. 213 p.), но вместе с тем составляет инородное с ней бытие, которое своею косностью мешает её жизнедеятельности, подобно тому, как в многолюдном собрании крики и шум худших членов препятствуют мудрецу высказаться по предмету вопроса. (ib. 4, 4, 17. 232 p.) Ср. наше цит. сочин. 127–8 стр. 1203 Κατοικητριον Θεο νος θεωριτικς. Selecta in Ps. 75, 2 Migne 12, 1536 c. Mens et sensus ad perfectum veniens, intuebitur rationabiles intellegibilesque substantias facie ad faciem. Cibus mentis intellegendus est theoria et intellectus Dei. De princ. 2, 11. Μ. 11, 247–8 c. Usus vel necessitas vel delectamentum carnis provocans hominem abstrahit et abducit a divinis et spiritalibus rebus, ib. 3, 4, 4. Μ. 11, 324 c. Cfr. Plotini Enn. 1, 6, 6; πσα ρετ κθαρσις κα φρνησις ατ. 3, 6, 5; κθαρσις… τ τ χωρζον ψυχν π το σματος, etc. Ср. наше цит. сочинение. 127–134 стр. В противоположность мистико-реалистическому понятию об обожении у Иринея, этот идеал единения с Богом путем философско-аскетического «созерцания» можно назвать идеалистическою формою обожения. Ср. И. В. Попов Идея обожения… Вопр. Философии и Псих. 1909 г., 183 стр. и дал. 1204 По взгляду Оригена , мистико-историческая или собственно библейско-домостроительная сторона в учении о Христе, имеет значение лишь для «несовершенных», простых верующих, а для гностиков, καθαρος κα μηκτι μαρτνουσιν… πμφθη θες λγος… καθ διδσκαλος θεων μυστηρων. C. Cels. 3, 62 c. Μ. 11, 1001 c. Cfr. 6, 68. Μ. 11, 1401 c. 1205 Научно-философская, «гностическая» тенденция Оригена – представить личность и деятельность Христа, как именно Логоса-Учителя, открывающего людям познание (γνσις) истины, местами, как мы увидим ниже, вносит в христологию Оригена даже некоторый докетический элемент, который хотя и не разрушает его учения о подлинной человеческой природе Христа, однако вносит в него значительный диссонанс.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но когда чуда не происходит, он мгновенно утрачивает веру и его речи приобретают богоборческую направленность и обличают несправедливость миропорядка. Именно бессмысленная несправедливость земной человеческой жизни представлялась А. самым веским доводом против Бога. А. постоянно обращался к библейским сюжетам для создания произведений, имеющих богоборческий характер. Так было в рассказах «Елеазар», где героем избран воскресший Лазарь, и «Иуда Искариот» (1907), где евангельский Иуда, предавший своего Учителя, изображен философом, убежденным во всесилии зла. «Иуда Искариот» и др. произведения А. вызвали активную полемику в церковной печати, среди критиков А. были А. А. Бронзов , еп. Георгий (Ярошевский) и др. Антихрист. тема была продолжена А. в трагедии «Анатэма» (1909), где создан образ совр. Мефистофеля, осмеивающего тех, кто милосердием пытается заслужить спасение души. В изображении А. диавол предстает как бесстрашный искатель истины, жаждущий познания и социальной справедливости. Резкая критика христ. морали звучит и в трагедии «Океан» (1911). В последние годы жизни А. работал над романом «Дневник сатаны» (1918-1919), в к-ром изображены явление диавола на землю и изобретение всеразрушающего оружия для покорения мира. Соч.: ПСС. СПб., 1913. 18 т.; Собр. соч. М., 1989-1994. 6 т.; S.O.S. Дневник (1914-1919). Письма (1917-1919). Статьи и интервью (1919). Воспоминания современников (1918-1919). М.; СПб., 1994. Лит.: Бронзов А. А. Декадентский бред: По поводу очерка Л. Андреева «Иуда Искариот и другие»//Странник. 1907. 10. С. 366-386; Георгий (Ярошевский), еп. Индивидуалистическое миросозерцание Леонида Андреева//ВиР. 1909. 9. С. 285-310 (отд. отт.: Х., 1909); Бугров А. , свящ. Повесть Л. Андреева «Иуда Искариот и другие» и Евангелие//Там же. 1910. 16. С. 486-530; 17. С. 631-662; 18. С. 777-799; он же. «Елеазар» Л. Андреева и личное бессмертие//Там же. 1911. 21. С. 361-378; 22. С. 496-513; 23. С. 653-670; 24. С. 762-775; Нечаев П. «Анфиса» Леонида Андреева//Там же. 1910.

http://pravenc.ru/text/115178.html

виду этого, Костромская архивная комиссия покорнейше просит оказать ей содействие и в этом деле и, заблаговременно наметив для выставки наиболее интересные из находящихся в музее учреждения предметов старины, списки таковых выслать в архивную комиссию для внесения в каталог выставки, а за месяц до съезда – и самые предметы, а также привлечь к выставке местных любителей старины – коллекционеров, которые могли бы доставить на выставку находящиеся у них древности, или, по крайней мере, дать об этих лицах нужные сведения комиссии на предмет приглашения их со стороны последней к участию в выставке. На выставку желательно было бы собрать: старинные иконы, старопечатные книги, грамоты, рукописи, картины, письма, портреты и фотографии замечательных местных уроженцев и общественных деятелей, карты, гравюры, планы, коллекции старинных монет, медалей, жетонов, старинного оружия, предметы домашней утвари, одежды и проч.». Определили: 1) Депутатами от Академии на 4-й областной археологический съезд в г. Костроме, имеющий быть 21–30 июня будущего 1909 года, назначить ординарного профессора по кафедре церковной археологии и литургики, Статского Советника, А.П. Голубцова и экстраординарного профессора по кафедре русской церковной истории, Коллежского Советника, С.И. Смирнова, изъявших на то свое согласие, – о чём и уведомить Костромскую архивную комиссию. 2) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об отпуске профессорам А.П. Голубцову и С.И. Смирнову пособия из имеющихся в распоряжении Святейшего Синода сумм на путевые расходы и содержание в г. Костроме в размере, какой благоугодно будет определить Святейшему Синоду. VII. Прошение исправляющего должность доцента Академии по кафедре истории философии П.А. Флоренского: «В виду некоторой особенности (по форме) предполагаемой мною магистерской диссертации, заранее обращаюсь к Совету Московской Духовной Академии с покорнейшею просьбою высказать свое принципиальное согласие на допу- —321— стимость задуманной мною работы в качестве сочинения на ученую степень. Работа эта предполагается в виде перевода на русский язык богословско-философских творений неоплатоника Ямвлиха, при чем перевод будет сопровождаться вступительною статьею о философии названного мыслителя, подстрочными примечаниями и рядом экзегетических и историко-философских экскурсов, а также приложением параллельных мест из других мыслителей той же школы. Как приблизительный образец того, что мне хотелось бы сделать, могу указать французский перевод Плотиновых Эннеад, исполненный Буййэ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—6— шего о нём повеления, т. е. с 1 августа 1909 года. – На его место Ректором Академии назначен, указом Святейшего Синода от 19 августа 1909 года за 11059, Ректор Московской Духовной Семинарии Архимандрит Феодор. В 21-й день августа 1909 года Высочайше утвержден всеподданнейший доклад Святейшего Синода о возведении Ректора Академии Архимандрита Феодора, в г. Москве, в сан Епископа Волоколамского, четвертого викария Московской епархии. – Хиротония совершена 14 сентября 1909 года в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе. Экстраординарный профессор по кафедре библейской истории, Коллежский Советник, Александр Иванович Покровский и исправляющий должность доцента Академии по кафедре греческого языка и его словесности и лектор французского языка Дмитрий Григорьевич Коновалов, согласно их прошениям, указом Святейшего Синода от 14 августа 1909 года за 10940 уволены от духовно-учебной службы. Доцент по кафедре истории и разбора западных исповеданий Анатолий Петрович Орлов, по ходатайству Совета Академии, указом Святейшего Синода от 31 августа 1909 года за 11415 командирован на 1909–1910 учебный год, с научною целью, заграницу, с отпуском ему, сверх получаемого по службе содержания, пособия на поездку из Синодальных сумм в размере 600 рублей. Исправляющий должность доцента по кафедре истории и обличения русского раскола Илья Михайлович Громогласов, по утверждении его в степени магистра богословия, резолюцией Его Высокопреосвященства от 2 апреля 1909 года утвержден в должности доцента Академии по занимаемой им кафедре. —7— Исправляющий должность доцента по кафедре еврейского языка и библейской археологии Евгений Александрович Воронцов, с разрешения Его Высокопреосвященства от 12 мая 1909 года, принял священный сан, без вступления в брак, и рукоположен: 6 июня – во диакона и 7 июня – во священника, с причислением к Покровской академической церкви. Он же, священник Е. А. Воронцов, согласно его прошению, Советом Академии избран и резолюцией Его Высокопреосвященства от 30 сентября 1909 года утвержден в должности лектора французского языка при Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010