Преподавание церковного права, в отчетном году вел бывший преподаватель этого предмета – сверхштатный заслуженный ординарный профессор Академии и член академического Совета Николай Александрович Заозерский. 2) Ученых степеней Советом Академии удостоены были следующие лица: —20— А. Степени магистра богословия – исправляющий должность доцента Академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии, кандидат богословия, священник Евгений Александрович Воронцов, – по представлении и удовлетворительном защищении диссертации под заглавием: «Домасоретская и масоретская Библия, как манускрипт, в связи с историей древнееврейского письменного дела. Выпуск первый. Общие положения». Сергиев Посад, 1909 г. – Указом Святейшего Синода от 10 августа 1910 года за 10596 священник Воронцов утвержден в искомой степени. Б. Степени кандидата богословия удостоены Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, 46 студентов, окончивших в отчетном году полный академический курс; из них 22 – с правом на получение степени магистра богословия без нового устного испытания, если представят диссертации на означенную степень и защитят их установленным порядком; остальные 24 – с правом на получение степени магистра по выдержании новых устных испытаний по тем предметам, по коим они не оказали успехов, соответствующих оной, и представлении нового сочинения. – Кроме того, утверждены в степени кандидата богословия, по сдаче устных испытаний по некоторым предметам и представлении всех обязательных письменных работ за четырехлетний академический курс, 8 студентов, оставленных без присуждения им ученой степени или звания в 1908 (1) и 1909 (7) г.г.; из них 4 – с правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний. В. В звании действительного студента утверждены 18 студентов, окончивших в отчетном году академический курс; все – с правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительных кандидат- —21— ских сочинений. – Тремя (3) из них означенное условие было выполнено после летних каникул и они удостоены уже Советом степени кандидата богословия, причем двум предоставлено право при искании степени магистра не держать нового устного испытания. – Кроме того удостоен звания действительного студента, с правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительного кандидатского сочинения, 1 студент, оставленный без присуждения ученой степени или звания в 1909 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Все 7 законопроектов, связанных с правовым статусом православной Церкви и других религиозных общин, вынесенных на рассмотрение II Государственной думы , перешли 5 ноября 1907 г. в III Думу. Позже правительство представило новые законопроекты, в частности «Об издании правил относительно секты мариавитов». Особая важность придавалась проекту закона «О старообрядческих и сектантских общинах». Работа над законопроектами по религиозной тематике предварительно велась в соответствующих думских комиссиях. Первым на пленарное заседание Думы был вынесен проект закона «Об изменении постановлений закона, ограничивающего права духовных лиц православного исповедания, добровольно снявших с себя духовный сан или звание и лишенных духовного сана или звания судом». Доклад по нему был сделан Львовым 5 мая 1909 г. и вызвал возражения со стороны правых депутатов, которые находили, что законопроект в редакции комиссии решительно разошелся с его первоначальной правительственной формулировкой. Но большинством голосов он был принят Государственной думой в редакции комиссии. В мае 1909 г. на пленарном заседании Думы началось обсуждение законопроекта «О старообрядческих и сектантских общинах», разделенного на 2 части: «О старообрядческих общинах» и «Об упорядочении правового положения старообрядцев». 12 мая с докладом выступил Караулов . Он обозначил те нововведения, которые были внесены в законопроект Комиссией по старообрядческим вопросам: Особенно резкую полемику вызвали положения о предоставлении старообрядцам права проповеди, а также об официальной формулировке «священнослужитель по старообрядчеству». Против законопроекта в редакции комиссии возражали правые и националисты, а также часть октябристов, в т.ч. Львов . От лица большинства православных священнослужителей была составлена декларация, в которой формулировку о свободной проповеди веры старообрядцами предлагалось исключить или изменить ее в смысле предоставления старообрядцам права проповедовать в своей среде. В поддержку права проповеди выступили священник Петр Исполатов от либерально настроенного православного духовенства, большинство октябристов (некоторые из них сами были старообрядцами), а также левые депутаты, в частности кадет П.Н. Милюков . 21 мая 1909 г. проект был принят большинством голосов в редакции комиссии. Разногласия по вопросу о статусе старообрядческих общин послужили одной из главных причин разрыва союза между националистами и октябристами в Государственной думе и выделения из октябристской фракции правого крыла, сохранившего тесные отношения с националистами. Это привело к распаду блока умеренно правых и центристов, на который опирался Столыпин .

http://drevo-info.ru/articles/4197.html

Последствием такого печального положения дела является постепенное объединение мусульманских народностей, исповедующих лишь одну религию ислама, но различных друг от друга по языку, образу жизни и обычаям. Если раньше ещё представлялась возможность охранить киргиз от татаризации и поглощения этой народности другой, более сильной духом и с ней единоверной, то в настоящее время это важное в государственном отношении дело надо почти считать погибшим. Кроме Ханско-Ставочного татарского общества для содействия культурному развитию мусульман, среди киргиз Тургайской области недавно народились два новые общества, организованные также татарами: одно в городе Актюбинске, другое в городе Кустанае. Первым из этих обществ, как передаёт газета „Вакыт“ (Время, издаётся в Оренбурге) 537 от 29 октября 1909 года, открыт в Актюбинске новометодный мектеб с четырёх-летним курсом обучения, причём дети три года обучаются по-мусульмански и только четвёртый год по-русски. Учащихся в этом мектебе до 80 человек. В том же городе Актюбинске, Мусульманским Актюбинским благотворительным обществом открыты вечерние курсы для взрослых. Любопытно здесь отметить то, что в городе Актюбинске, также, как и в Ханской ставке, происходила борьба двух течений: старометодного и новометодного. Старометодисты предъявляли следующие требования: 1) чтобы не было мусульманского благотворительного общества, 2) чтобы обучение не велось по новому методу и 3) чтобы не изучался в школе русский язык. В конце концов, однако партия, старометодистов потерпела полное поражение, вследствие своей малочисленности. Далее, 547 газеты „Вакыт“ от 21 ноября 1909 года сообщает нам об открытии 10 ноября 1909 года Кустанайского мусульманского благотворительного общества прогрессистов. В состав Правления, как видно из сообщения названной газеты, вошли исключительно татары. Заинтересовавшись уставом Кустанайского Общества, я предполагал было выписать его из Кустаная через инспектора народных училищ Кустанайского уезда, киргиза Балгимбаева, но случайно я узнал, что устав этот находится в правлении Ханско-Ставочного общества для содействия культурному развитию мусульман (это фактически подтверждает уже раньше высказанные мной предположения о взаимном сношении мусульманских обществ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Газета „Вакыт“ передаёт, что мусульманское общество за разрешением открыть эти школы обратилось к Оренбургскому Губернатору, но последний направил их к директору народных училищ, который дал разрешение открывать мектебы, как мужские, так и женские где угодно и сколько угодно, лишь бы только помещения соответствовали гигиене и доставлялись бы в дирекцию сведения об учителях и учительницах. Какие по истине минимальные и скромные требования, предъявляемые директором народных училищ Оренбургской губернии, при всей важности мусульманского вопроса!!! Далее, тот же 536 газеты „Вакыт» сообщает, что Оренбургское мусульманское благотворительное общество до сих пор вынесло постановление об открытии 2-х мужских и 2-х женских мектебов, ежегодный расход на каковые названного общества выразится в сумме 1200 рублей. Заслуживают внимания также следующие вопросы, обсуждавшиеся на общем собрании: 1) организация публичных чтений – постановлено устраивать их два раза в месяц и 2) выбор комиссии из 6, 7 человек для сбора пожертвований в пользу имеющихся быть открытыми новых мектебов. Газета „Вакыт» 545 от 17 ноября 1909 г. передаёт нам о происходившем 15 ноября в городе Оренбурге публичном чтении, организованном мусульманским благотворительным обществом. Первым докладчиком в этом собрании выступил бывший мюдир (т. е. заведующий) медресе Хасайние и сотрудник в мусульманском журнале „Шура» („Совет» – издаётся в Оренбурге) Муса Эффенди Бегиев. Читал он доклад о нравах и о том, что в основе нравов должна быть страстная любовь (религиозный экстаз). Свой доклад он подкрепил ссылками на Коран. Затем читали доклады: Ибрагим Бакчинтаев об истории татар; Хайрулла Кары Османов о религии и нации. Далее Абдул-Рахим Кары Даминов читал о склонности арабов (наверно христиан) к принятию ислама и о распространении среди них ислама. Присутствующих было около 300 человек. 547 газеты „Вакыт» от 21 ноября 1909 года передаёт нам следующее: „Оренбургское городское самоуправление ассигновало пяти мусульманским мектебам при мечетях 2500 руб., т. е. 500 р., на каждую школу. Попечитель 3 участка Буйтми, находя такое ассигнование малым, вошёл в Городскую Думу с ходатайством об увеличении ассигнования. Газета „Вакыт» 550 от 28 ноября 1909 г. сообщает о втором публичном чтении, назначенном на 29-е ноября того же года. Собрания членов правления Оренбургского мусульманского благотворительного общества происходят два раза в месяц, а общие собрания ежемесячно один раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Monumenta graeca et latina ad historiam Photii patriarchae pertinentia. II. Petropoli 1901, p. 10). Ясно, что не репрессии, только озлоблявшие противников, а личные качества Фотия подрывали оппозицию. 1677 О сущности и отличительных особенностях идеала обожения у Афанасия, в свою очередь коренящегося в христологии Иринея, см. у И. В. Попова: «Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского . Сергиев посад. 1904 г.» и «Идея обожения в древне-восточной церкви. Μ. 1909 г.» Не имея возможности в настоящей статье входить в специальную характеристику идеала обожения, как центрального пункта христологии Илария, мы ограничимся лишь несколькими выдержками из его сочинений, достаточно иллюстрирующими близость «западного Афанасия» с жизненными упованиями Иринея и Афанасия Александрийского . Исходя из мысли, что Своим спасительным подвигом Deus Verbum consummavit hominem viventem (De Trin. 10, 15), Иларий в духе Иринея и Афанасия, это «усовершение» человека во Христе определенно характеризует, как натуральное (а не моральное только), в известном смысле физическое, претворение человеческой природы в божественную сущность. Исповедуя, что через Христа-богочеловека homo rursum fiet in Deum (In Matth. 5, 15), Иларий учит, что в прославлении праведников forma Dei formam terrenae carnis absorbuerit ( Ps. I, 13 ), подобно тому, как в воскресшем Христе naturae suae carnem in aeternae salutis substantiam transformatam esse ( Ps. 143, 18 ) В духе Иринея же и Афанасия Иларий характеризует и самые основания, в силу которых осуществляется этот идеал реального обожения человеческой природы: такими основаниями являются, во-первых, факт подлинного соединения Логоса с человеческой природой в рождении Его от Девы, и во-вторых, факт действительного приобщения верующих плоти и крови Христовой в таинстве Евхаристии. В особенности ясно и полно этот идеал реального обожения человечества во Христе выражен в комментарии Илария на слова Спасителя: да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе и тии в нас едино будут ( Ин.17:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

IV. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собрания Совета Академии 19 декабря 1908 года, 24: «1909 г. Янв. 21. По ст. VI и XXIV. Согласен ходатайствовать. По ст. VIII. Отпуск стипендиату Петру Нечаеву на срок четырех месяцев (с 15 января по 15 мая) с правом пользоваться за это время положенным ему содержанием разрешается. Прочее смотрено». Определили: Резолюцию Его Высокопреосвященства принять к сведению и исполнению. V. а) Отношение на имя Преосвященного Ректора Академии Высокопреосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, от 3 января за 6: «Препровождая при сем пятнадцать тысяч рублей в трех свидетельствах Государственной 4% ренты за 0140 серия 255, 0168 серия 113 и 0222 серия 199 по пяти тысяч рублей, с двадцатью тремя купонами каждое, на две стипендии при Московской Духовной Академии и положение о сих стипендиях, покорнейше прошу Ваше Преосвященство сделать по сему зависящее от Вас распоряжение, а о получении денег почтить меня уведомлением». Справка: 1) О получении щедрого дара Его Высокопреосвященству сообщено отношением за 65, с выражением глубокой благодарности от имени Правления Академии. – 2) Процентные бумаги на номинальную сумму 15000 рублей переданы в Правление Академии и внесены на хранение в Московскую Контору Государственного Банка. б) Приложенное к означенному отношению «Положение о стипендиях Преосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, при Московской Духовной Академии»: —7— § 1. На проценты с капитала в пятнадцать тысяч рублей учреждаются при Московской Духовной Академии две стипендии Преосвященного Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского. § 2. Стипендиальный капитал, заключающийся в свидетельствах Государственной 4% ренты на сумму пятнадцать тысяч рублей, остается неприкосновенным и составляет неотъемлемую собственность Академии. § 3. Проценты с вышеозначенного капитала, за удержанием из них государственного 5% сбора, по закону 20 мая 1885 года, обращаются на нужды стипендиатов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

12) Spiegler. Die Unsterblichkeit der Seele. 3 Aufl. Lpz. 1909. 13) Egger. Le " moi des mourants. Revne philosoph 1896, t. 41 – Le moi dcs mourants. Nouveaux faits. Revue philos 1896, t. 42. 14) Sollier, Moulin, Keller. Letat mental des mourants Revue philos 1896, t. 41 15) Митрофан, еписк. Что испытывает тело и душа человека умирающего и чем можно предотвратить ужас смерти? Орел 1909. 16) Бабаков. Психическое состояние умирающих по новейшим исследованиям психофизиологов. Вера и Разум 1912, 18. 17) Токарский, д-р. Страх смерти. В Φ. и Психол. кн. 40. 18) Дюпрэль. Философия мистики или двойственность человеческого существа Перев. Аксенова Киев. 1911. 19) Дюпрэль Монистическое учение о душе. Перев Аксенова. М. 1908. 20) Аксенов. Жизнь и смерть по Дюпрэлю. М. 1909. 21) Светлов прот., проф. Мистицизм конца 19 века в его отношении христианской религии и философии. СПБ. 1895. 22) Светлов прот, проф. О страхе смерти. Церк Вед. 1914 г. 33 23) Гёрней, Майерс, Подмор. Прижизненные призраки и другие телепатические явления Перев. под ред. и с предисл. В С. Соловьева . СПБ 1893. 24) Баррэт. Загадочный явления человеческой психики. Пер. Райх под ред. Н. Д Виноградова. М. 1914. 25) Булгаковский Д. Будем ли мы жить после смерти? СПБ. 1906. 26) Булгаковский Д. Из загробного мира Явления умерших от глубокой древности до наших дней М. 1902. 27) Спиритуализм и наука. Опыты и исследования над психической силой У. Крукса. Сост. и перев. А Аксаков. СПБ. 1872. 28) Аксаков А Н. Анинизм и спиритизм. 3 изд. Уфа 1910. 29) Антоний Архиеписк. О загробной жизни и вечных мучениях. Серг Пос. 1914 30) Глубоковский Η. Η. проф Воскресение – статья в Правосл. Богословск. энциклопедии (Лопухина), т. 3. 31) Глубоковский Η. Η. проф. Благовестие св. Απ Павла по его происхождению и существу. Кн 1. СПБ. 1905. Стр 571 д. 32) Флоренский П. свящ., проф. Столп и утверждение истины Опыт православной Теодицеи в 12 письмах М. 1914. Письмо 8-е. 33) Эберти. Сверхчувственный идеи с научной точки зрения. Пер. I. А. К. СПБ 1887.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zhi...

Дамиан отказался признать низложение; арабы сразу же стали представлять опального патриарха идеологом своей борьбы. В городах Палестины происходили манифестации с требованием вернуть Дамиана к власти. Тур. правительство долго колебалось, не зная, чью сторону принять. 2 янв. 1909 г. Порта признала местоблюстителем Иерусалимского престола архиеп. Мелетия, избранного святогробцами, что привело к резкому обострению обстановки в Иерусалиме. Греч. монахи были осаждены в Патриаршем мон-ре толпами араб. демонстрантов; власти не решались силой подавлять выступления. Порта направила в Палестину специальную комиссию для изучения обстановки. Под впечатлением демонстраций арабов комиссия 30 янв. постановила, что низложение Дамиана является незаконным. 7 февр. власти выслали из Палестины самых непримиримых противников Дамиана - секретаря Патриархии Мелетия (Метаксакиса) и ректора Богословской школы Хризостома (Пападопулоса). 10 февр. архиеп. Мелетий скончался от сердечного приступа. Продолжающиеся выступления арабов и давление османских властей деморализовали святогробцев, и 16 февр. Свящ. Синод обратился к патриарху Дамиану с просьбой о прощении и примирении. В мае 1910 г. под воздействием новых араб. выступлений правительство приняло решение о создании Смешанного совета из клириков и мирян для управления церковным имуществом и наблюдения за церквами и школами. Однако деятельность Совета оказалась малоэффективной ввиду постоянных конфликтов между делегатами ( Соколов И. И. [псевд.: Световостоков И.] Вести с правосл. Востока//СИППО. 1908. Т. 19. С. 592-600; 1909. Т. 20. С. 133-144; 1910. С. 129-150; Померанцев И. Патриарший кризис в Иерусалиме (13 дек. 1908 - 16 февр. 1909)//Там же. С. 255-311; [ Аноним.] Примирение Иерусалимской Патриархии с туземной паствой//Там же. 1910. Т. 21. С. 620-639; Hopwood. 1969. P. 197-200). Осенью 1914 г., после вступления Турции в первую мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии, рус. подданные были высланы из Палестины, а учреждения ИППО закрыты.

http://pravenc.ru/text/293788.html

 The father of St. John Damascene served at the court of this Caliph. See: R. de Coz. Histoire de l’Eglise d’Orient. P. 139.  There was in Qatar a Christian Church under the Catholicos of the East. Around 648 the bishops of Qatar separated from the Eastern Syrian Catholicos: the schism lasted until 676 when Catholicos Givargis visited Qatar and united his bishops with the Church of Persia.  At present Khuzestan forms part of the territory of the Islamic republic of Iran. The territory of this province is separated from the rest of Iran by the Zagros mountain range.  D. Miller. Translator’s Introduction. P. LXIX—LXX. В кн.: The Ascetical Homilies of Saint Isaac the Syrian. Boston, Massachusetts, 1984.  See: P. Bettiolo. Introduzione. — Isacco di Ninive. Discorsi spirituali. Bose, 1985. P. 18. This mountain is located in the north of Khuzestan. The city of Shushtar is located in its foothills.  Archbishop Basil (Krivoshen). Ангелы и бесы в духовной жизни по учению восточных Отцов. Moscow., 2000. pp.43—44.  A. Sidorov. Блаженный Феодорит Кирский — архипастырь, монах, богослов. —Блаженный Феодорит Кирский. История боголюбцев. Moscow, 1996. p.121. In his course on patrology the same author calls Isaac a ‘Nestorian ascetic and bishop who was deigned to be canonized among the saints of the Orthodox Church’: A.I. Sidorov.. Курс патрологии. М., 1996. С. 48.  See: Vol. II, Discourse 39, 7 in: St. Isaac the Syrian. О божественных тайнах и о духовной жизни. Изд. седьмое. pp.272–273.  See: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909.  Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII—XIX веков. Сентябрь. Moscow, 1909, p.497. These are Homilies 19, 20, 21, 23, 24, 26, 29, 31, 49, 54, 56, 71, 75, 76 from the edition: Mar Isaacus Ninevita. De perfectione religiosa, quam edidit Paulus Bedjan. Leipzig, 1909. The Greek translation contains 86 Homilies and 4 Epistles, but this number is arrived at by dividing up further the Syriac Homilies of Isaac into smaller Homilies (each with its own number), as well as by the addition of five unauthentic works to the authentic works of the Homilies of Isaac..

http://pravmir.com/in-search-of-a-spirit...

Прочитал книгу, только что полученную от Архиепископа Томского и Алтайского Макария: «Апостолы Алтая». Много мест весьма трогательных, и живо напомнила она мне, между прочим, Преосвященного Владимира, который, будучи Архиепископом и начальником Алтайской Миссии, в 1869 г. жил в Александро-Невской Лавре в Санкт-Петербурге по делам Миссии, где и я в то время был и много печальных рассказов слышал от него о бедствиях Миссии. 7/20 октября 1909. Среда. Поблагодарил Преосвященного Макария Томского за книгу «Апостолы Алтая». Написал к Генерал-губернатору Иркутскому, Андрею Николаевичу Селиванову другое письмо с такою же, как в прежнем, просьбою: употребить его содействие, чтоб 6 ящиков с Евангелиями и молитвенниками, посланными отсюда, выдали Архиепископу Иркутскому Тихону, так как и на эту посылку ему, как на посылку Томскому Макарию, в таможне наложили «безумный налог», как выражается Высокопреосвященный Тихон, «больше 500 рублей», тогда как вся стоимость книг только 240 рублей. Копию с сего письма послал Архиепископу Тихону. Говорят, еврей там начальником таможни, – оттого и притеснения эти. От Министра иностранных дел графа Комура официальное приглашение на soiree в 9 часов вечера 3-го ноября, в день рождения Японского Императора. Днем часа в 3 надо будет сделать визит Министру. 8/21 октября 1909. Четверг. Послал в Петербург к о. Феодору Быстрову деньги, выданные от барона Гото на шестимесячное содержание Марии Сибаяма со дня приезда ее в Петербург, по 100 ен в месяц (так же, как дается студентам, отправляемым от Министерства народного просвещения в Европу для продолжения образования), всего 600 ен в размене на русский счет: 574 рубля 50 коп. Вексель взят на Русско-Китайский банк в Петербурге от Иокохамской конторы сего банка на имя японской подданной девицы Марии Сибаяма. Описал о. Феодору историю с посланными Архиепископу Иркутскому и Томскому для благотворительной раздачи Евангелий и Молитвенников, как образчик того, что творит в Сибири еврейский произвол. 9/22 октября 1909. Пятница.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010