Frankfurt am Mayn, 1699. 46 . Historisch-Politisch-Geographisch und Genealogische Beschreibung des heiligen Römischen Reichs Teutscher nation. Gotha, 1702. 47 . Origines Hungaricae, Francisci Foris Ostrokocsi. Tranequerae, 1693. (Остермана 103. – 8-ку, 1612). 48 . Suite du voyage de Mr. de Thevenot. Seconde partie. A Paris, 1689. 49 . Auszug der älteren Staats Geschichte, zum Gebrauch Ihro Kayserl. Majestat Petri des II. St. Petersburg, 1728. (Остермана 73). 50 . Memoires sur les dernieres revolutions de la Pologne, par un Gentilhome Polonois. A Rotterdam, 1710. 51 . Instruction à l’histoire des principaux états, tels qúils sont aujourd’hui dans l’Europe, traduit de l’allemand de Puffendorf. A Francfourt, 1688. 52 . Suite de l’introduction à l’histoire de principaux états de l’Europe, traduite de l’original alemand de Puffendorf. 1689. 53 . Wunderliche Fata einiger See-fahrer Alberti Julii. Zweiter Teil. Nordhausen, 1737. (Менгдена 163). 54 . L’etat de la France. Tome second. A Paris, 1718. 55 . L’etat de la France. Tome second. A Paris, 1680. (8-ку, 1394). 56 . Rykota monarchy a Turecka z franzuskiego iezyka na Polskj przetlumaczona przez Jacuba Szmyta Torunczanina (1727 г. 8-ку, 1580). 57 . Relation des voyages aux Indes Orientales, de Thomas Gage, avec la description de la ville de Mexique; ensemble une description exacte de terres et provinces, que possedent les Espagnols en toute l’Amerique. En deux tomes. A Amsterdam, 1694–1695 rr. Vol. 2. (Кн. Долгорукого 1718. 8-ку 1901). 58 . Recueil des voyages au Nord. A Amsterdam, 1715. Les trois premiers volumes. (Остермана 25). 59 . Histoire de la conquête de Chine par les Tartares, ecrite en espagnol par Palafox, traduit en françois. A Amsterdam, 1723. (Остермана 23). 60 . Histoire de quatre Cicerons. A la Haye, 1715. Dedié au prince Alexandre de Kourakin. 61 . Histoire de l’origine du Royaume de Sicile et de Naples, contenant les conquêtes des Princes Normands, qui l’ont etabli. A Paris, 1701. 62 . Abregé chronologique de l’histoire de France, par Mezeray.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Метрики Воскресенской и Николаевской церквей начинаются с 1722 г. Бедствия прихожан от татар: в 1686 г. Новая Водолага тревожена была татарами, проходившими по Мурафской дороге. По отписке из Славянска в Чугуев «197 (1689) г. июля 1 ч. пришел в Соленой полоненник Черкашенин, Водолаги города житель Матвей с Жадан и сказал: ходил он Матвей с товарищи, 12 возов, для покупки соли и не доходя до Соленаго и не доезжая леса Дроворуба, в верстах 5 от Соленого, напали воинские люди и таборец их разобрали, а взяли в том таборце 12 человек, а убежал он Матвей от них от р. Тора, от урочища Россошей, мая 28 под 29 число; а было воинских людей коней со сто». Полковник Константин Донец писал Чугуевскому воеводе: «Сент. 1 1691 г. писал ко мне с Новой Водолаги полку нашего наказной полковник Иван Сербин: изволением Божием вышел из полону водолажский житель Роман Семенов, который Роман был у полону в гор. Кафе два года». Далее писал, что этот пленник видел на дороге следы двух татарских партий. По другому известию, в сентябре 1689 г. целая орда нападала на Новую Водолагу, и, конечно, в это-то нападение взят был в плен Роман Семенов. Сильное разорение потерпела Водолага в сентябре 1693 г., когда Нураддин Султан входил в Харьковский полк с 15 000 татар и янычар. В это время «взяша Агаряне», сына жителя Новой Водолаги Сергия, но которого слезные молитвы матери пред Каплуновской иконой Божией Матери возвратили в Водолагу живым и здоровым. Белогородский воевода кн. Я. Ф. Долгорукой давал знать в Чугуев 8 мая 1697 г., что «неприятельские люди Татарове, человек с 200, перешед новопостроенную черту, приходили под Новую Водолагу и на работе напав поймали малое число». Бригадир Осипов в своем листу от 24 марта 1711 г. говорит «о неприятельском приходе хана с ордами и с изменниками Запорожцы на Украйну под Водолаги». Без сомнения, это то самое нападение, о котором говорит в просьбе своей о храме Старой Водолаги Иван Захаржевский; тогда Водолаги сильно пострадали от татар – и запорожцев. Летопись Хмельницкого замечает: «Того ж (1711) року, перед Прутовской войной, Хан Д евлет Керей з Ордою и з Запорожцами под Немеровым и в слободах были».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По заявлению некоторых историков он стоит вне всякой исторической связи с антиномистическим анабаптизмом времен реформации. 18 Сами баптисты стараются отклонить от себя всякую родственность с немецкими анабаптистами. 19 Но нельзя отрицать некоторых точек соприкосновения английского баптизма с анабаптизмом, уже до некоторой степени отрешившимся от политико-социальных и антиномистических тенденций. После мюнстерского погрома много анабаптистов бежало в Нидерланды. Отсюда, под влиянием преследований герцога Альбы, они потянулись в Англию. 20 В 1534 г. Генрих VIII издал два приказа против еретиков иностранцев, отвергающих крещение детей и принимающих второе, которые переселяются в Англию и распространяют своё учение. 21 Были случаи, что английские диссиденты, спасаясь от преследований бегством на материк, знакомились здесь с анабаптистскими воззрениями и возвращались на родину перекрещенцами. 22 Но несмотря на пропаганду пришельцев, идеи перекрещенцев в течение XVI столетия не прививались в Англии. Все указы о преследовании перекрещенцев изданные в этом столетии, направлены против иностранцев; так что начало английского баптизма относится собственно к XVII столетию, времени обостренной пуританской борьбы, когда идеи перекрещенцев вошли в концепцию с воззрениями индепендентов. Первая баптистская община образовалась в Англии в 1633 году, когда «несколько индепендентов, желая быть верными своим принципам, отбросили крещение детей и перешли от опрыскивания к погружению». 23 С этого времени баптизм стал довольно быстро распространяться главным образом среди диссидентов. В скором времени он нашел себе сильного защитника в лице Кромвеля, который в 1644 году принял баптистов, в числе 17 общин, под своё покровительство. 24 После смерти Кромвеля баптистов преследовали как зловредных сектантов и революционеров. Преследования продолжались до 1689 года, когда по акту терпимости баптисты, наравне с пресвитерианами и конгрегационалистами, получили правительственное признание. В 1689 году была устроена в Лондоне первая генеральная конференция, на которой присутствовали выборные более чем от ста общин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1634 и 1636 . Relation du voyage d» Adam Olearius en Moscovie. Tartarie et Perse etc. Traduit de l " allemand par A. de Wicquefort. Tome premier, seconde édition. Paris. MDCLXXIX. 1661 . Relation d " un voyage en Moscovie, écrite par Augustin Baron de Mayerberg. 2 vol. Paris, 1858. 26 1663 . La relation de trois ambassades de Monseigneur le Comte de Carlisle etc. vers Alexey Michailowitz, czar et grand duc de Moscovie, Charles, roi de Suède, et Frederic III, roi de Danemark et de Norvège. Amsterdam. MDCLXI. 1659–1667 . Нынешнее состояние России, описанное одним англичанином (Самуилом Коллинсом), который 9 лет прожил при дворе Великого царя русского. 27 1668–1670 . Les voyages de Jean Struysen Moscovie, en Tartarie ets. Amsterdam, P. Apx. 1880, 1671–1673 . Якова Рейтенфельса: О состоянии России при царе Алексее Михайловиче. 28 1675 . Relatio eorum quae circa Sacr. Caesar. Majestat. ad Magnum Moscorum Czarum ablegatos Annib. Francisc. de Bottoni et Jann Carol. Terlingerenum de Guzmann gesta sunt, strictim recensita per Ad. Lyseck, dictae legationis secretarium. Salisburgi, 1676. 1678 . Legatio Polono-Lithuanica in Moscoviam potentiss. Poloniae Regis ac Reipublicae mandato et consensu, anno 1678 feliciter suscepta, nunc breviter sed accurate quoad singula notabilia descripta a teste oculato B. L. Tannero Böemo Pragense, Dn. Legati principis camerario germanico. Norimbergae, anno 1689. 1686 . Voyage en divers états d " Europe et d " Asie entrepris pour découvrir un nouveau chemin à la Chine, par Ph. Avril (Societatis Jesu). Paris, Сол. 1689 . Relation curieuse et nouvelle de Moscovie, par Neuville. A la Haye, 1696. 1698 и 1699 . Diarium itineris in Moscoviam etc., descriptum a I. G. Когв, secretario ablegationis Caesareae. Viennae Austriae, 1700. 29 Устр. Ист. П. Перечисленные выше сочинения писаны с разными целями, по разным случаям и представляют материал, довольно разнообразный по форме и по содержанию. Путешественники XV века Ланнуа, Барбаро и Контарини, попавшие в Московию случайно и пробывшие в ней не долго, сообщают немногие беглые заметки о том, что они видели и слышали проездом; такие же беглые заметки путешественников, бывших в Московском государстве проездом, имеем мы и от позднейшего времени: таковы путевые заметки Вундерера, Штрауса и Авриля. Эти заметки любопытны для географии страны по непосредственным, иногда метким наблюдениям над местностью, по которой проезжал путешественник.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

ГИМ. Синодальное 993 (IV). Рукопись 2. Л. 121—130 и др. Опубл.: Савелов Л. М. Переписка патриарха Иоакима с воеводами, бывшими в Крымских походах 1687—1689  гг. Симферополь, 1906. 28 с. (оттиск из «Известии таврической Ученой Архивной Комиссии». 40). 475 Богданов А. П.: 1) Литературные панегирики как источник изучения соотношения сил в правительстве России периода регентства Софьи (1682— 1689  гг.)//Материалы XVII ВНСК «Студент и научно–технический прогресс». Серия История. Новосибирск, 1979; 2) Неизвестное сочинение Сильвестра Медведева: похвальная рацея царевне Софье//Там же. Серия Филология; 3) Сильвестра Медведева панегирик царевне Софье 1682 г.//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1982 г. Л., 1984; 4) Диалектика конкретно–исторического содержания и литературной формы в русском панегирике XVII века//Древнерусская и классическая литература в свете исторической поэтики и критики. Махачкала, 1988 и др. 476 Богданов А. П.: 1) Гравюра как источник по истории политической борьбы в России в период регентства Софьи Алексеевны (вопросы происхождения)//Материалы XV ВНСК «Студент и научно–технический прогресс». Серия История. Новосибирск, 1977; 2) Политическая гравюра в России периода регентства Софьи Алексеевны//Источниковедение отечественной истории, 1981 г. М., 1982. 477 Богданов А. П. «Истинное и верное сказание» о I Крымском походе — памятник публицистики Посольского приказа//Проблемы изучения нарративных источников по истории русского средневековья. М., 1982. С. 57— 84. Ср.: Богданов А. П. «Слово воинству»… С. 150—151. 478 О взглядах канцлера В. В. Голицына подробнее см.: Богданов А. П.: 1) Василий Васильевич Голицын//«Око всей Великой России». Об истории русской дипломатической службы XVI—XVII веков. М., 1989; 2) Первые российские дипломаты (Исторические портреты). М., 1991. Гл. 2. Об отношении Голицына к Медведеву см.: Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Спб., 1884. Т. I. Стлб. 551,632 (ср. ст. 331,378.618,631,639—641,676:680,683), 520 (ср. стлб. 561,606,609,623). 552. 479

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Свободомыслие доходило до того, что в московской Немецкой слободе наблюдалось несколько десятков последователей пантеистического мистицизма Якоба Бёме, сделавших даже русский перевод его сочинений, а лидер этой секты купец Кондрат Нордерман в 1669 г. открыто излагал свои мессианские идеи в письме царю Алексею Михайловичу. Государь, сам ранее любопытствовавший насчет возможностей астрологической прогностики и медицинской ятроматематики , оставил " видения " Нордермана без последствий, чем еще более распалил надежды сектантов. Удивительно ли, что Кульман был убежден " от Духа Святого " , что " свет возгорится с Востока, что именно там, на Востоке, будет образовано новое царство с новым народом " ?! В 1687 г, он напечатал в Амстердаме и отослал царевне Софье, Ивану и Петру Алексеевичам " Послание к Московским царям " в жанре воззвания. " Восстаньте, цари Московские! Восстаньте! " — призывал поэт-коммунист. И грядите в поход, да " все четыре ветра (конца вселенной) будут единым Царством Христовым! " 1 апреля 1689 г. сам Кульман явился на Псковской таможне, назвался голландским купцом и получил разрешение на проезд в московскую Немецкую слободу. Местное лютеранское духовенство, услышав его проповедь, немедля подало донос... патриарху Иоакиму. Слух патриарха не был, однако, оскорблен иноземцами: дело целиком взял на себя Посольский приказ во главе с князем В. В. Голицыным. В этом просвещенном учреждении Кульмана, Нордермана и Генина выслушали внимательно, временами ободряя пытками. Розыскные документы свидетельствуют, что Квирин Кульман вполне верно с точки зрения российской официальной идеологии истолковал слова Христа: " будет едино стадо и един пастырь " . Войны и нестроения современного мира, считал проповедник, предваряют " великое и главное дело, а именно: пременение вере, и будет вскоре едино стадо и един Христос " . Московские войска, ведомые самим Богом, победят турок и " таким подобием " обратят в христианство магометан, а за ними всех людей " из дальних восточных стран " .

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

В самую точку попали, однако, не иезуиты, а профессионалы Посольского приказа, которые констатировали: " Приезжий иноземец Кульман и московский Нордерман веру держат той ереси, именуемой квакеры, которых в Голландской и Английской землях и в иных тамошних местах множество, подобны здешним раскольникам, живут своеобычно и все имеют у себя обще, и никого не почитают, и пред монархами шляпы не снимают, и не только государями — но и господами их не именуют, и говорят, что начальствует над ними един Господь Бог, а они де, монархи, люди такие же, что и они, квакеры " . Итак, канцлер Голицын понимал, что столкнулся с разновидностью религиозного течения, практикующего " под покровом веры " народный " бунт " против власти и собственности. Подобное явление уже достигло опасной стадии в России второй половины XVII в., но гораздо ярче проявилось в революционных событиях на Западе, в особенности После казни короля в Англии. Московскому правительству, давно старавшемуся объединить европейских монархов в борьбе с революционной заразой, была хорошо известна роль сектантов в революциях и бунтах (вроде недавнего восстания Монмута в той же Англии). Поскольку Немецкая слобода полностью находилась в юрисдикции Посольского приказа, канцлер имел право не привлекать к делу православное духовенство. Смертный приговор подследственным был вынесен без малейшего участия Русской православной церкви. Отго Гении сумел принять яд в тюрьме. Квирин Кульман и Кондратий Нордерман 4 октября 1689 г. (уже после ссылки Голицына) были сожжены вместе с изъятыми у них сочинениями. Благодаря решительности князя Голицына мечте о " свете " , который " возгорится с Востока " , был нанесен сильный удар. Она смогла осуществиться в России и едва не завладела всем миром только более чем два столетия спустя. Позиция канцлера, считавшего допущение в Москву священнослужителей западных христианских конфессий меньшим злом, нежели превращение Немецкой слободы в заповедник всяческих, в том числе опасных для общества и государства, сектантов, была разумной. Но с точки зрения патриарха, не только снятие ограничений с неправославных культов — сама политика широкого привлечения " иноверцев " в Россию выглядела опасной и даже предательской.

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Личный состав приказа в XVII в.: – дьяки, подьячии, повытья, толмачи, переводчики, золотописцы, сторожа и пристава Выше уже было сказано, что товарищи начальников Посольского приказа, бывшие иногда в XVI в., в XVII в. (с 1613 г.) встречаются постоянно. В первой половине XVII в. у начальника Посольского приказа был один помощник по Посольскому приказу и Новгородской чети, которую ведал также Посольский приказ; но во второй половине XVII в. число их увеличивается в связи с подчинением ведению Посольского приказа других приказов и четвертей: в 1666 г. их 3, в 1668 г. – 4, в 1685 г. – 5. Заведыванию их, главным образом, подлежала письменная часть, ведение переписки, особенно с другими правительственными учреждениями, по случаю приезда посольства или вообще иностранцев, или отправления русских послов и гонцов за границу и отпуска туда же бывших в Московском государстве иностранцев. С присоединением к Посольскому приказу четвертей Новгородско, Галицкой, Владимирской и Устюжской, чисто финансовых учреждений, ведавших сбор податей с известных областей, на обязанности дьяков, товарищей начальника Посольского приказа, были дела по сбору доходов с сих областей, с кружечных дворов («кабацкие деньги») и др. 57 Эти именно дела и разумел А. Л. Ордин-Нащокин, говоря, что дьяки Посольского приказа мешают посольские дела с кабацкими, занимаются более последними, как более для них выгодными, так как с судных дел шли пошлинные деньги в пользу приказа. – Товарищи начальников Посольского приказа назначались по большей части из «Старых» подьячих этого приказа 58 . Помощниками дьяков, товарищей начальника Посольского приказа, – были подьячие, на коих именно ближайшим образом лежало ведение переписки. Число подьячих в XVII в. было не одинаково в разное время: обыкновенно около 15–18, в том числе 5 «старых» подьячих; но во второй половине XVII в. число их достигает 22, 26, 53 59 . В 1689 г. бывшим тогда начальником Посольского приказа Ем. Украинцевым определены новые штаты: подьячим велено быть «старым» 5, «средним и молодым» – 17 верстаным (с жалованьем). Боярская дума, в которую на рассмотрение внесены были эти штаты, 31 октября 1689 г. несколько увеличила их, довела число подьячих до 25, причем сверх сего числа могло быть принято еще 5 без жалованья «для учения приказнаго и признавания дел». Но от этих штатов вскоре же сделано было отступление: в сентябре 1693 г. в Посольском приказе встречается уже – 5 «старых» подьячих, 21 «средних и молодых» и 8 неверстанных; в 1701 г. их уже было: старых – 6, средних – 7, молодых – 11 и новых 4, всего 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

О собственно дипломатической активности Иоанникия можно судить, во-первых, по 2 его письмам, отправленным В. В. Голицыну в сентябре 1688 г. и в мае 1689 г., где содержатся сведения о тогдашних настроениях среди балканских народов – теме, уже упоминавшейся в связи с миссией афонского архимандрита Исайи. 21 сентября он писал по результатам его приема у вице-дожа: «Взят был я здесь в полату к князю и подал с достойной честию царские грамоты… и совершая орацыю, в которую учинил я слог такой, в которой вся, елика велел мне ясно велможность твоя говорити, В этом же письме он лишь приводит аргументы в пользу назначения его посланником и его кулуарные переговоры, в которых «многие от начальных людей сей Речи Посполитой» спрашивали его, не желают ли государи московские венчаться на престоле Константинопольском, на что он отвечал положительно, приводя аргументы в пользу такого намерения царей. «Начальные же люди» ему говорили, что для такого дела ныне самое удобное время. Похожая тема развивается в его 2-м письме в Москву, от 23 мая 1689 г., уже на имя Новости правда излагались преимущественно венские, поскольку Иоанникий только перед этим прибыл из столицы империи. Он утверждал, что у него завязались самые тесные контакты с представителями балканских княжеств, находящихся в зависимости от турок. Все они просили помощи у России – новый крымский поход, по их мнению, должен стать балканским походом. Проблематика, озвученная представителями румынских и сербских деспотатов, полностью совпадает с темой миссии архимандрита В сентябрьском письме на имя Голицына имеется также упоминание о связях Иоанникия Лихуда с греческой церковью святого Георгия. Дважды – 14 и 17 сентября – он присутствовал на архиерейских литургиях, где сугубо молились за государей и за царевну Софью. Тогда митрополитом Филадельфийским был филокатолик Мелетий Типальд, наследовавший Герасиму Влаху в 1685 г. Кстати, последний являлся одним из иерархов, призывавших московских царей к освобождению православного Востока. В. Татакис даже считает его первым представителем эллинов, обратившимся (в 1656 г.) с «ободрительным словом» (παραθαρρυντικς λγος) к Алексею

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

Османское иго В результате османской оккупации Македонии часть христианского населения была уничтожена. Многие феодалы бежали на запад и север, часть из них пошла на компромисс с османской властью, а некоторые приняли ислам. Число турок и мусульман в Македонии было незначительным до XV - XVI вв., когда турки-кочевники из Анатолии, называвшиеся юрюками, были переселены османским правительством в сельские районы области. Вторая волна исламизации прекратилась во второй половине XVII в., во время и после Кандийской (венециано-турецкой) войны (1645–1669) и войны Священной лиги (1683–1699). В восточной Македонии и Болгарии обращенным в ислам в этот период дали название помаков (помощников), так как они служили в Османской империи в местных полицейских силах либо во вспомогательных войсках. Обращение в ислам происходило в то время и в других районах. В XIX в. османское правительство поселило в ряде мест Македонии мусульман-черкесов. Кроме того, после освобождения Сербии, Боснии и Герцеговины и Болгарии от османского ига многие мусульмане покидали эти территории и поселялись в Македонии. Население Македонии постоянно выступало против османского правления и исламизации. В 1560-х годах, в последние годы правления Сулеймана Великолепного, в Македонии началось восстание против османского ига. Еще более значительные по масштабам восстания вспыхивали во время австро-турецких войн (1593–1606, 1683–1699). В 1689 году армии Габсбургов заняли Скопье . В округах Кратово и Злетово на северо-востоке Македонии откупщики традиционно использовали принудительный труд для разработки месторождений природных ископаемых. Когда армии Габсбургов пришли в этот район, один из рудокопов, Карпош, возглавил восстание против турок (1689). В 1690 году, после ухода австрийцев, восстание было подавлено турками, Карпош убит, а многие македонцы проданы в рабство. Другая часть македонцев бежала в Воеводину, находившуюся под австрийским правлением. Рост мятежей был связан отчасти с распространением во второй половине XVI в. системы «чифтлик» (турецк. «парная упряжка волов»). Эта система характеризовалась появлением класса новых землевладельцев, которым крестьяне вынуждены были отдавать часть своей продукции. В XVI в. выросли города и появился рынок сельскохозяйственной продукции. Рост населения и промышленности в Западной Европе в 18 в. повысил спрос на зерновые культуры, хлопок и другое сырье и сельскохозяйственные продукты. Македония стала одним из основных районов Балкан, в котором возник класс торговцев, состоявший в основном из греков и влахов и отчасти славян.

http://drevo-info.ru/articles/13671484.h...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010