В письменном ответе, данном при прощании Антонию, было также сказано: «которые люди римской веры начнут приезжать в здешния государства, и в том государь велел учинить повольность, кто в которой вере, тот в своей вере и пребывает, зазоры им и укоризны в том нетъ» 505 . Но не допуская по отношению к иностранцам принуждения в вере, Московское правительство не давало им и большой свободы. Уже в приведенном ответе Ивана Грозного папскому нунцию мы видим отказ в разрешении католикам иметь свой костел. Как католики этого ни добивались, но они ни в XVI, ни bъXVII в. не получили нужного им разрешения. Борис Годунов во время переговоров с Польшей ответил Льву Сапеге: «дозволить полякам строить латинския церкви нельзя, но не запрещается им приезжать в Россию и жить по их вере» 506 . В 1686 г. царевна Софья в наказе послам,отправляемым в Вену, указала: «а о строении костела отказать, а в доме римлянам по своей вере молитвы отправлять невозбранно» 507 . Даже вопрос о постоянном ксендзе на Москве встретил, прежде чем получить разрешение,немало затруднений 508 . Русские опасались католической пропаганды среди православных, и –основательно. В XVII в. иезуиты разных стран проникли в Москву и открыли здесь пропаганду католичества. настойчиво указывал государям Ивану и Петру Алексеевичам, что «иезуиты прежде в Московском государстве нигде не имели пристанища, потому что они святой соборной Восточной Апостольской церкви и ея догматам чинят противность и раскол, и людей прельщают и римской вере научаютъ» 509 . просил о изгнании иезуитов из России. 20 октября 1689 г. иезуитам был прочитан Высочайший указ,чтоб они «в путь свой собирались бы и выезжали» 510 . В России было разрешено из духовных католических особ быть только ксендзам из плебанов, а не из монашествующих орденов. В 1691 г. 29 августа цесарскому послу Куртцу было сказано о католическом духовенстве и костелах то же, что было постановлено в 1689 году: «Костелу, иезуитам и училищам их ныне и впредь на Москве не быть. Когда было дозволено иезуитам для любви к Цесарю жить до указу на время спокойно и отправлять службу на дому, то они начали жить противно, вступаться не в свои дела, вмещать новое, писать по почте в иные государства о том, о чем не надлежало; святейшему и всему грекороссийскому духовенству и благочестию чинили многую противность, на прелесть и на ссору печатали на русском языке многие листы и призывали в свои училища русских людей...

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

Опасаясь сговора пресвитариан с королем, Кромвель добился удаления наиболее активных из них из парламента. После этого по приговору парламента король Карл I был казнен. В 1649 г. Англия стала республикой, во главе которой стояли индепенденты. Начался новый этап Английской революции. Волнения низов, ничего не выигравших от победы парламента, мятежи сторонников короля, война с торговой соперницей Англии – Голландией, покорение Ирландии были тем историческим фоном, на котором росла личная власть Кромвеля. В 1653 г. он стал лордом-протектором (“защитником”) Англии, Шотландии и Ирландии с фактически неограниченными полномочиями. Так Англия через революцию от королевской тирании пришла к диктатуре Кромвеля. После смерти лорда-протектора начались беспорядки, и в 1660 г. при поддержке армии была восстановлена королевская власть. Начавшаяся феодальная реакция, угроза восстановления католицизма вызывали большое беспокойство у укрепившейся во время революции буржуазии и нового дворянства (преимущественно протестантов). В 1688 г. парламент обратился к правителю Нидерландов протестанту Вильгельму Оранскому (1689–1702) с предложением занять английский престол. Во главе сильного войска Вильгельм высадился в Англии. Яков II Стюарт бежал из страны. Эти события получили название “Славной революции”. Принятый в 1689 г. парламентом и подписанный Вильгельмом Оранским “Билль о правах” означал переход к парламентской монархии. Согласно новым представлениям король получал власть не милостию Божьей, а по воле парламента. За парламентом закреплялось право решения финансовых вопросов, включая содержание армии и определение расходов короля. Все англичане теперь могли рассчитывать на неприкосновенность их частной собственности; должны были платить только утвержденные парламентом налоги; получали право на неприкосновенность жилища и справедливое судебное разбирательство в гласном суде в присутствии присяжных. Итогом Английской революции стало превращение страны к концу XVII в. в буржуазную республику. Это способствовало быстрому экономическому подъему Англии.

http://pravmir.ru/isaak-nyuton-na-sluzhb...

Придворные панегиристы, еще в прошлом году превозносившие царевну до небес, благоразумно онемели. Ведь большинство " похвальных " сочинений создавалось искателями придворных милостей, тонко чуявшими возвышение или падение " ближних предстателей " : они наглядно демонстрируют нам реальную расстановку сил у кормила власти. Однако были среди панегиристов и такие люди, которые выступали во имя общественных интересов, нередко жертвуя собственной выгодой. Похвала государственному деятелю в трудный для него момент становилась не только средством моральной поддержки (например, похвальная рацея Сильвестра Медведева царевне Софье Алексеевне летом 1682 г.), но и политической публицистикой . Тот же Медведев во время расцвета власти Софьи Алексеевны, когда ее наперебой хвалили искатели милости, обратился к ней лишь раз (в 1685 г.): чтобы добиться, наконец, учреждения московской Академии. Но в 1688 г. и начале 1689 г. он пришел на помощь слабеющей и уже покинутой придворными панегиристами царевне, прославив ее в " Созерцании кратком " и политической гравюре: первых на Руси плакатах, пропагандирующих царскую власть Софьи (и заодно — политический вес Федора Шакловитого). Портрета Василия Васильевича Голицына не было в московской серии плакатов, подготовленной по инициативе Шакловитого и при участии Медведева. Парадный портрет канцлера с родовым гербом и хвалебными виршами был издан на Украине в типографии Лазаря Барановича, горячо поддерживавшего политику Москвы на южных рубежах . Разумеется, возглавляемый Голицыным Посольский приказ энергично пропагандировал его политику на международной арене, стараясь поддержать единство раздираемой тайными противоречиями Священной лиги, заодно подчеркивая роль канцлера и его успехи внутри страны. Однако пламенные речи сторонников политики князя, вроде Игнатия Римского-Корсакова, выражали не столько точку зрения правительства, сколько устремления российского дворянства и украинской старшины (отразившиеся также в летописных и эпистолярных источниках) . Правительство ставило перед армией более ограниченные задачи, чем захват Крыма или освобождение Константинополя. Но оно нуждалось в публицистике и Медведева (которого лично поддерживал Голицын), и Римского-Корсакова, укреплявшей политический курс Софьи, Голицына и Шакловитого .

http://sedmitza.ru/lib/text/443328/

Псалмы в сем чиноположении, как и в других случаях, не выписываются вполне, а указывается только число, под которым они стоят в псалтири, обыкновенно полными словами, а не буквами, напр. л. 2 (@аломъ сто твертои@)..., и приводятся начальные слова псалма. Но в описании хода вокруг освящаемой церкви с антиминсом встречается особенная подробность, не находящаяся в печатном издании, именно в таком виде: (@исходтъ ис прмо в дври и исшдш перв да идтъ на полднню сторон и диакономъ кадщимъ антимнсъ на глав кадт же и храмъ гдаж приидтъ прмо полднныхъ дври ставш кадтъ дври потом ж идтъ на востокъ и гда бдтъ прмо олтр ставше кадтъ олтарь потомж идтъ на сивръ и гда бтъ против дври и диакони ставши ж кадтъ таже идтъ к дврамъ. попъ идчи позади началник кропитъ стою водою храмъ@) 990 (@а иди поютъ тропараонъ..... и тако обшдш-дш@) (описка) (@кргомъ црквь динова и входимъ в притворь тми ж дврми, ж в то врм внидтъ внтрь цркви и пришдш пр дври или или завсою ставши зр на востокъ и глаголтъ наальстви@). – Подобным образом на л. 3 с особенною, не встречаемою в печатном издании, подробностью, изображается положение во время чтения коленопреклонённой молитвы: (@наальстви приклонивъ колна сво такожд и люди вси да прикланютъ колна сво и стощ на нихъ да мол@) (@т@) (@ца к прсмъ прикнше@) (т.е. пригнувше) (@и мало наконш и стощ на (т.е. на коленях) (@чттъ млтв сию@). – На конце присовокуплено примечание, которое находится и в издании 1689 г., почему не помещён в сем Требнике наряду с прочими службами священническими чин великого освящения. Это примечание изложено в том же именно виде, как оно стоить в сем издании, за исключением слова рукописи: (@не вчинис@), вместо которого в издании читается: (@не вписас@). Л. 4. (Последование) (@Въ стю птьдстниц@). Требн. 1689 г. л. 267. но в издании сказано кратко: (священник) творит начало, а в рукописи подробно описывается обычное начало вечерни, и между прочим стихи: поклонимс@) написаны трижды вполне, в том виде, как они возглашаются священником в начале всенощного бдения; псалом означен только первыми словами, а славословие по окончании его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Нельзя было раздать так много милостей людям, не заслуживающим их, безо всякой цели! У Софьи была эта цель: ей нужно было для исполнения новых замыслов привязать к себе все войско и быть уверенной в его усердии и преданности. На следующих страницах вы увидите, милые мои друзья, как ужасны были эти замыслы и как чудесно Бог повернул их к славе Петра и к стыду его недостойной сестры! Петр, единодержавным обладатель России 1689 год Почему вы задумались, мои друзья? Что вы так невесело смотрите на 1689 год? Вам жаль, что Петру уже семнадцать лет, а вы ничего не слышали о том, что было с ним все то время, как Софья так самовластно управляла его царством? Ваше сожаление понятно: ничье детство не было так любопытно, так прекрасно и блистательно, как детство Петра! Итак, милые мои читатели, прежде чем вы узнаете о том, что снова замышляет хитрая и властолюбивая царевна и как избавился от нее семнадцатилетний Петр, я расскажу вам о том, что было любопытного в его детстве и молодости. Слушайте же. Вы помните, что еще в трехлетием возрасте Петр имел товарищей, с которыми любил играть в солдаты. Приятно было смотреть на малюток, которые, как настоящие солдаты, помнили весь порядок команды и, с почтением слушая своего маленького командира, быстро и ловко исполняли его приказания. Впоследствии число их увеличилось, и так как они обычно жили в Потешном Преображенском дворце, то и их называли потешными. А может быть, это имя произошло от того, что они доставляли увеселение, или, как тогда называли, потеху Петру. Но это увеселение вскоре стало гораздо важнее, и вот по какой причине: в числе иностранцев, служивших в России при царях Алексее Михайловиче и Федоре Алексеевиче, был один Женевский дворянин, Лефорт. С красивой наружностью в нем соединялись и прекрасные качества души. Особенно отличался он своей храбростью, правдолюбием и привязанностью к стране, ласково принявшей его в число своих сынов. Он любил Россию, как свое Отечество, и знал очень хорошо Русский язык. Всем этим он обратил на себя особое внимание десятилетнего государя.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

Преследование продолжалось до издания Вильгельмом III Оранским «Акта терпимости», когда баптисты были включены в известный «Толеранте акт 1689 года» ( И.И. Соколов . Рус. баптизм, его происхождение, общий характер и учение о крещении. СПб., 1914, стр. 4). Благодаря этому акту о веротерпимости, они наравне с пресвитерианами были признаны правительством терпимыми и стали пользоваться его покровительством вместе с другими диссидентами. 13 В этом же (1689) году в Лондоне состоялся съезд баптистов, на котором более ста общин имели своих представителей. Делегаты съезда составили и обнародовали «Новое подробное вероизложение, известное в Америке под именем «Филадельфийского исповедания» (С.Д. Бондарь. Современное состояние русского баптизма. СПб., 1911, С. 3). Следует отметить, что кроме двух больших общин баптистской секты в Англии («генеральных» и «партикулярных») были еще несколько меньших, которые отличались крайним фанатизмом и привязанностью к букве Священного Писания . Не останавливаясь на перечислении многочисленных небольших сект баптизма, скажем, что баптистские лидеры, чтобы остановить дальнейшее дробление своих групп, в Англии с 1813 года начали объединять общины баптистов в так называемый «Баптистский Союз Великобритании и Ирландии», цель которого была объединить все секты в любви для братской жизни и борьбы с католической Церковью. Окончательная организация Союза завершена в 1832 году. В состав Союза входят представители от баптистских общин, ассоциаций общин, колледжей и отдельные члены. Для распространения пропаганды баптизма, за пределами британских островов существует так называемое Баптистское миссионерское общество, которое не находится в ведении Союза. В начале первой четверти XX столетия английский баптизм особенно заявил себя выдающеюся миссионерскою деятельностью и сильно двинулся вперед. По отчету на 1909 г. «В миссиях Баптистского миссионерского общества состояло: миссионеров из европейцев – 180, жен и помощниц миссионеров – 136, миссионеров из местного населения – 60, евангелистов с книгоношами – 677.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

803 Но пишучи об этом, патриарх остерегался народного волнения и поэтому замечает в обеих грамотах, чтоб их прочли «мирского уха освененно, да не внезапным в слухи мирских о сицевых внушением Церкви святой от ненаказанных неких неполезное нечто приключится». 804 Но несмотря на эти справедливые с догматической стороны обличения, положение Иоакима было крайне неловко. Малороссия была страна, еще не вполне примкнувшая к Московскому государству, от нее беспрестанно можно было ожидать измены, и вот он, патриарх, обвиняет теперь этих недавно присоединившихся подданных великого государя, считавших слово католик самою крупною бранью, в латинстве. Обвинение это падает на духовенство, на то духовенство, которое играло такую важную роль на родине. Легко может случиться, что и всегда верное Москве низшее духовенство из-за этого обвинения перейдет на сторону высшей иерархии, тянувшей к Царьграду. В виду этого Иоаким прибегает к такому средству. Он пишет бывшему патриарху Константинопольскому Дионисию и просит его отписать соборне против мнения малоруссов. «Блаженство твое и прочие патриарси... обличите и запретите, и тяжко судите» еретическое мнение малоруссов о пресуществлении и данную им свободу печатать книги. Посланий от ех-патриарха должно быть три: первое – пишуще обще в Киев архиереем, игуменом, монахом, начальником и всем людям... второе отпишите соборне и к Москве, третие и ко мне... Писати же подобательно яко от части вашея писали есте, услышавше таковыя новосечения... а не яко аз писах вам и возвестих сия, убо да не приидет нам и престолу патриаршескому какое досаждение от сущих в Киеве и от иных неких духовных, стыда их ради, и послахом в знак братства 50 золотых с архимандритом Исаиею». 805 Не получая из Киева ответа на свои послания Иоаким, прождав шесть месяцев и вяшще, 5-го марта 1689 года послал малоруссам третью грамоту, 806 в которой упрекал их за медленность в ответе. Первым отвечал Иоакиму опять-таки Лазарь Баранович. Письмо от 4-го февраля 1689 года, разошедшееся с третьей патриаршею грамотой, было отправлено с архимандритом Феодосием Углецким.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кульман не мало путешествовал по городам и государствам Западной Европы, был в Малой Азии и везде призывал в свое новое царство. Наконец в 1689 г. он явился в Москву. Здесь он нашел горячих почитателей в лице Кондратия Нордермана и других мистиков Немецкой слободы, последователей Бэма. Сам Кульман действовал осторожно; но его почитатели открыто высказывали его воззрения и распространяли его сочинения между иностранцами и русскими. Впрочем их пропаганда скоро была остановлена. В 1689 г. (спустя месяц по приезде) Кульман и Нордерман были подвергнуты допросу и пыткам. Следственная комиссия признала их за последователей квакерства, с которым действительно учение Кульмана имело много общего; иезуиты и протестантские пасторы (в Москве) отозвались о сочинениях Кульмана, как еретических, «безумных и злоплевельных». Кульман и Нордерман были приговорены к сожжению и сожжены (4 окт. 1690 г.) 340 . Пропаганда протестантов не пропадала даром. Наибольший успех она имела в северо – западных областях России, отошедших под власть шведов: там целыми тысячами финны обращались в лютеранство. В пределах Московского государства, особенно в Москве, русские, на каждом шагу сближаясь с немцами, часто перенимали от них вместе с бытовой стороной и религиозные воззрения: «одно лето побывают с ними на службе, а другое не останется и половины лучших русских людей», говорил кн. Голицын 341 . Заграничные и русские немецкие школы, равно как протестантские книги, действовали подобным же образом. В свою очередь такие пропагандисты, как Белободский и даже сумасбродный мечтатель Кульман, находили себе последователей. Многие из русских, не совращаясь в протестантство, навыкали, под влиянием протестантской пропаганды, вольнодумствовать, и такие встречались во всех классах общества 342 . В виду всего этого русское правительство и церковная власть предпринимали различные меры с целью помешать протестантской пропаганде. Прежде всего нужно было, по возможности разобщить иноземцев и русских. Для этого еще Феодором Ивановичем было указано немцам (как и татарам) не принимать к себе на жительство и в услужение русских (1593 г.) 343 ; а так как этот указ не выполнялся, то понадобилось его подтверждение Михаилом Феодоровичем (1628 г.) и Алексеем Михайловичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Опасения Собесского заключались именно в том, что братья, являясь, по его мнению, агентами султана, направлялись в Москву, чтобы убедить царей расторгнуть мирный договор с Польшей, с таким трудом подписанный в 1686 Видимо, грек успокоил короля, приведя какие-то веские доводы, и один из них он называет прямо: они – венецианские подданные и, следовательно, могут играть только в пользу дальнейших действий против Турции, а не 4. Записка, в которой Лихуд просит освободить от пошлины вещи, приобретенные для царского Как уже упоминалось, эти товары Иоанникий в конце концов оставил у себя и покупал их, видимо, изначально для своих Записка без даты, как и прочие автографы учителя, однако легко датируется сентябрем 1688 г. – временем составления его письма Голицыну, в котором он сообщает о направлении сыновей с товарами в 5. Документ, представляющий собой заметку секретаря-церемониймейстера о посещении русским посланником венецианского Сената. Датируется 12 августа 1689 г., повествует о том, как некий греческий монах в сопровождении 4 человек явился с царской грамотой и передал ее вице-дожу. Грамота, написанная, естественно, по-русски, осталась не прочитана из-за того, что при ней не оказалось перевода. Посланник удалился, не сказав ни М. Ди Сальво считает, что Шмурло ошибся, идентифицировав монаха, упомянутого в записке, с Действительно, странно, что секретарь, который знал Лихуда и 23 июня 1688 г. составил аналогичную записку о его первом (по крайней мере, официальном) посещении Сената (почерк документов совпадает), сейчас называет его просто «un monaco greco», тогда как при всех противоречиях в вопросе о признании за Лихудом титула посла венецианцы все же прекрасно знали, что он уже более года проживал в лагуне и имел соответствующий статус. Значит, чиновник не знал этого монаха. Секретарь заканчивает свою заметку словами: «Письмо было затем переведено и оно следующего содержания» (Fu tradotta poi la lettera et è la seguente). Иоанникий мог бы вручить лишь царскую грамоту от 31 июля 1689 г., но это вряд ли произошло 12 августа, ибо даже самая быстрая почта не сумела бы доставить письмо за 12 Кроме того, письмо в венецианском архиве отсутствует. Вероятно, его Лихуд тоже не передал, как и предыдущее от 13 декабря 1688 г. Что же это было за послание, и кто его вручил?

http://sedmitza.ru/lib/text/5682539/

163 Шафиров Петр Павлович (1669–1739) – государственный деятель; барон (1710 г.). Родился в еврейской семье переводчика Посольского приказа. С 1691 г. переводчик Посольского приказа, в 1697–1698 гг. участвовал в «Великом посольстве»; с 1709 г. вице-канцлер, управляющий почтами. Сыграл важную дипломатическую роль во время Прутского похода (1711 г.). С 1717 г. вице-президент коллегии Иностранных дел. В 1723 г. обвинен в казнокрадстве, приговорен к смертной казни, замененной пожизненной ссылкой. В 1725 г. возвращен Екатериной I, президент Коммерц-коллегии, в 1730– 1732 гг. посол в Тегеране. С 1733 г. снова президент Коммерц-коллегии. Волынский Артемий Петрович (1689–1740) – государственный деятель, дипломат. В 1719–1724 гг. астраханский, в 1725–1730 гг. (с перерывами) – казанский губернатор. С 1738 г. кабинет-министр Анны Иоанновны. Автор «рассуждений» «О гражданстве», «Каким образом государям суд и милость иметь надобно» и др. В 1740 г. в результате интриг Э. Бирона и А. И. Остермана обвинен в измене и казнен. 164 Шеин Алексей Семенович (ум. 1700) – военный и государственный деятель. Боярин с 1682 г., ближний боярин с 1695 г. В 1680–1685 гг. воевода в Тобольске и Курске. В Крымских (1687–1689 гг.) и Азовском (1695 г.) походах воевода. В Азовском походе 1696 г. главнокомандующий сухопутными войсками. Во время «Великого посольства» 1697–1698 гг. оставлен Петром I начальником трех военных приказов. Руководил подавлением Стрелецкого восстания 1698 г. 165 Девиер Антон Мануилович – португалец на русской службе. С 1718 г. генерал-полицмейстер Петербурге. В 1727 г. был привлечен к следствию вместе с П. А. Толстым и сослан в Сибирь. 166 Курбатов Алексей Александрович (ум. 1721) – государственный деятель (из крепостных Б. П. Шереметева). В 1699 г. подал Петру I проект о введении гербовой бумаги. Получил солю и принят на государственную службу. С 1711 г. вице-губернатор Архангельской губернии, в 1714 г. обвинен во взяточничестве и умер под следствием. 167 Гагарин Матвей Петрович – князь, сибирский губернатор, в 1721 г. казнен за служебные злоупотребления.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010