897 В своем донесении от 1623 г. римской конгрегации распространения веры Рутский в следующих достопамятных словах определяет значение православных братств: «схизматики, писал он, создали себе во всех городах братства, в которые привлекают под предлогом дел благочестия; написали себе уставы, поставляют себе старост, и после первой складчины, в которой участвуют все братчики в самом начале, по мере своих средств делают еще приношения, каждую неделю собираясь вместе. Когда же случается какая-либо чрезвычайная нужда, то производят чрезвычайную контрибуцию и, объявляя об этом народу с церковного амвона, одних убеждают, а других, которые состоят братчиками, обязывают давать столько, сколько бывает назначено советом братским. И такова сила этих сборов, что одно Виленское братство, глава других, истратило уже, по словам его, от начала унии 200.000 флоринов для противодействия ей. Такова ревность и покорность, что иногда общее постановление братства обязывает каждого из братчиков дать двадцатую часть всего, чем он владеет, и каждый дает. Такие братства размножились и по другим, меньшим, городам, а недавно образовалось в Киеве»: см. Макария, Ист. рус цер., т. X, стр. 487. Сравни также мнение о братствах Кассиана Соковича, в его описании Киевского собора 1640 года: Рус. Ист. Биб., т. IV. 898 Обвинение Рутского против Виленского братства см. у Кояловича, Литов. церк. уния, т, II, стр. 353–359, и прим. 209. 899 Запорожские казаки заключали между собой побратимство, и этот обычай способствовал образованию религиозных церковных братств, процветавших в XVII веке; см. Памят. старин. русск. литерат., изд. под редак. Костомарова. 1862 г. Легенда о братстве, примеч. 901 Вил. Арх. Сб. т. I, 90; А. ю. и з. России т. II, 47: в этом предсмертном письме гетмана Сагайдачного к королю особенно обращает на себя внимание следующее место: «Особливо Унея тепер з Русе чрез святейшаго Феофана патриарху Иерусалимскаго знесенная, абы впред в той же Русе никогда не остановлялася и своих рогов не возносила. Мають абовем отци езуиты и все духовенство костела римскаго (и без нас православных) кого до унеи своей наворочати и присвояти, – тых народов, которыи отнюдь не ведают и не верять Христа Господа, плотию в мир пришедшаго». См. также Сводн. галиц. рус. лет. Петрушевича, т. I, стр. 60 и Лет. Львов. брат. Журн. Мин. Нар. Просв. 1849 г. т. 62, под 1622 год.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

§4. Блез Паскаль Жизнь и произведения Дух преклонения перед разумом не был присущ замечательному философу и учёному Блезу Паскалю (1623–1662) – младшему современнику Декарта. Время Паскаля – это время абсолютистской монархии, правление Людовика XIII и кардинала Ришелье. Паскаль происходил из знатной семьи, его отец, Этьен Паскаль, принадлежал к дворянству мантии и кроме того, что был близок к королевскому двору, был ещё и видным математиком, входил в круг Марена Мерсенна, друга Декарта. У Блеза Паскаля было две сестры, с которыми его связывала тесная дружба. Этьен Паскаль сам занимался образованием и воспитанием сына. С ранних лет Блез был болезненным, и это во многом определило его жизнь. Паскаль всю жизнь страдал от жестоких головных и кишечных болей (у него была опухоль мозга и болезнь кишечника), хотя никогда не показывал, как мучительно его состояние. Наоборот, он всегда благодарил Бога за то, что Он так к нему благоволит, показывая, что все его устремления должны быть в мире не земном, а Божественном. Отец Блеза понимал, что математика настолько увлекательная наука, что может заполнять собою всё сознание человека. Поэтому он скрывал от сына свои книги по математике и даже запретил домочадцам упоминать само название этой науки. Отец считал, что сначала надо изучить языки, прежде всего два-три древних, чтобы в дальнейшем освоить другие языки, а уж затем браться за остальные науки. Понимая, что отец скрывает от него какую-то важную науку, Блез как-то спросил, что такое математика? Этьен ответил только, что математика – это наука о правильных фигурах. Тогда двенадцатилетний Блез стал размышлять о том, что такое правильные фигуры, и рисовать их; он определил, что правильными фигурами являются, по всей видимости, квадрат, ромб, окружность. Он не знал их названий, поэтому окружность называл «колечком», отрезок – «палочкой» и т.д. Отец однажды неслышно вошел в комнату и спросил, чем занимается Блез; тот, опешив от неожиданности, ответил, какая проблема его интересует. Так Этьен Паскаль обнаружил, что его юный сын размышлял над 32-й теоремой Евклида, а до этого самостоятельно доказал тридцать одну теорему Евклида, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/is...

Проходили месяцы, прошёл целый год, но не было никакого царского слова томившемуся во мраке унии и бесправия народу, и это дало повод некоторое время торжествовать польской иноверной силе и придти в смущение православному западнорусскому народу. Обыкновенный смертный в своих суждениях о политических деятелях всегда должен помнить, что чрезвычайно трудно проникать в глубину политических соображений и действий, которые очень часто имеют внешность, нисколько не соответствующую их внутренней стороне. Но историк всегда вправе отметить, какое впечатление оставляла в народе политика данного времени. Уже было упомянуто, что в данном случае народ был близок к «отчаянию». Здоровый народный организм, конечно, вынес и впоследствии заживил эту рану, но всё же это была тяжёлая рана, оставившая долгий след. Счастливый указ 22 апреля 1794 года 1620 и последовавшие тотчас же за ним своей неожиданной поспешностью дают право видеть в них скрытый «политический интерес», произведённый нарождавшимся мятежом. Предшествовавшие и последующие высочайшие повеления дают такому комментарию вполне солидную устойчивость 1621 . Уже в мае месяце императрица сочла нужным предупреждать воссоединяющихся о грозящих им наказаниях «по всей строгости законов» если онисвоё воссоединение «возьмут за повод уклониться от повиновения помещикам, или же к другим своевольствам» 1622 хотя ещё не было видно, чтобы для такого предупреждения даны были воссоединяющимися фактические основания. Манифесты о присоединении к России Литвы, публикованные осенью и зимой 1794 года, на первый план выставляли то, что «всемилостивейшая государыня изволит всех подтвердить при совершаемой и ничем неограниченной свободе в публичном отправлении их вер, – – – при законном каждого владении – – – и полной свободе наосновании древних сего княжества коренных прав» 1623 . Уже было сказано о милостивом снисхождении императрицы к делу Гижицких 1624 . Императрице сделались известны и подробные «эвстракты» притеснений воссоединявшихся, составленные преосвященным Виктором 1625 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

6, т. 1, стр. 153). 164 Местечко Красностав – под именем местечкаа Красного-Става или Хлапотина – упоминается в акте от 1619 года 22 мая в объявлении от имени князя Януша Острожского об опустошении в 1618 году 29 и 30 сентября татарами имений его в Острожской и Берездовской волостях, в том числе и входившего в состав последней волости местечка Красного-Става или (albo) Хлапотина (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 418). Ещё – под тем же именем – оно упоминается в акте от 1623 года 1 июня в жалобе пана Пезабитовского – войта имения жены Виленского воеводы Анны Ходкевич м. Красного-Става, на урядника имения Волынского воеводы князя Януша Жаславского Григория Мочульского о захвате земель и уничтожении большой дороги, идущей чрез м. Красный-Став. «перед тем Хлапотин названного» (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 440). Есть ещё Красностав – уездный город Люблинской губернии при р. Вепре. 165 Село Печиводы – под именем села Печивод Корецкой волости – упоминается в акте от 1586 года 24 июля в жалобе от имени воеводича Волынского князя Иоакима Богушевича Корецкого, на войта Литинского и урядника принадлежавшего князю Константину Константиновичу Острожскому м. Вильска Криштофа Винарского о том, что когда бояре, гайдуки и слуги Корецкого препровождали чрез м. Вильск бежавших от Корецкого, между прочим и из села Печивод, в имение Острожского крестьян, то упомянутые войт и урядник совместно с Вильскими мещанами, перебили, утопили, а других из этих бояр и слуг Корецкого изувечили, находившееся же при них оружие и лошадей заграбили (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 153). 166 Село это в древности принадлежало князьям Корецким, затем от кн. Юрия Любомирского – сына Терезии Чарторыйской, перешло к Ныко, а ныне принадлежит О. Щинковскому. 167 Село Поддубцы – под именем села Поддубец Малых Корецкой волости – упоминается в акте от 1586 года 21 июля в жалобе от имени воеводича Волынского князя Иоакима Богушевича Корецкого на войта Литинского и урядника принадлежавшего князю Константину Константиновичу Острожскому м. Вильска Криштофа Винарского о том, что его бояре, гайдуки и слуги Корецкого препровождали чрез м. Вильск бежавших от Корецкого, между прочим, и из села его Малых Поддубец, в имение Острожского крестьян, то упомянутые войт и урядник совместно с Вильскими мещанами, перебили, утопили, а других из этих бояр и слуг Корецкого изувечили, находившееся же при них оружие а лошадей заграбили (Архив, ч. 6, т. 1, стр. 153). Есть ещё Поддубцы – село Луцкого уезда Волынской губернии, к востоку от уездного города.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

γπη, , -ης λλος, -η, -о ατς, -, - он; сам; тот же самый (5 597; 54 По пока неизвестным вам причинам форма αυτν встречается только в мужском роде, но не в среднем. βασιλεα, -ας, δ (δ’) и; же; а, но (2792) Союз δ – постпозиционный (ср. с русским «же»). Иногда δ превращается в δ’, когда далее следует слово, начинающееся с гласной (например, δ’ ν...). в; среди; творительный падеж (2752) В последнем случае предлог ν используется при указании инструмента. На русский язык он при этом вообще не переводится, а соответствующее значение выражается в переводе творительным падежом следующего за предлогом слова. ργον, -ου, τ καιρς, -ο, время; период (85; Под «временем» может подразумеваться и время в широком смысле, и определённый, назначенный момент времени. ныне (147; наречие) , , τ артикль (19867) что; потому что (1296) Иногда союз τι вводит прямую речь, при этом сам союз не переводится, а прямая речь заключается в кавычки. Современные издатели греческого Нового Завета всё, что они считают прямой речью, начинают с прописной буквы. ο (οκ, οχ) не (1623) Написание ο используется, когда следующее слово начинается с согласной (ο δναται), οκ – когда следующее слово начинается с гласной и тонкого придыхания (οκ λθον), οχ – когда следующее слово начинается с гласной и густого придыхания (οχ μες). Все три формы означают «нет, не». Чаще всего ο стоит перед тем словом, к которому относится. ρα, -ας, час; время, момент (106; Суммарное количество слов в Новом Завете 138167 Количество уже изученных слов Суммарное количество слов из данной главы в Новом Завете Суммарное количество уже изученных слов в Новом Завете Процент уже изученных слов в Новом Завете 36,79% Профессор: Альтернативные формы одного и того же слова, как в случае δ и δ», называют «алломорфы». Предыдущие слова По мере изучения грамматики необходимо время от времени возвращаться к некоторым уже изученным словам, чтобы уточнить значение данных слов. Когда подобное случается, такие слова приводятся в подобных разделах. Здесь объяснены те особенности слов, которые вы ранее не знали. Вам нужно запомнить артикли и основы для каждого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С тех пор пошло дело все хуже, так как преемники Смывалова, таможенные и кабацкие головы 130–145 г. (1622–1638) продолжали действовать в том же направлении, именно; число кабаков довели до 20; кроме постоянных кабаков завели еще подвижные – «гуляй-кабаки», посылая с ними по волостям и деревням кабацких целовальников, которые силой ставятся в крестьянских дворах, привозят с собой ярыжных кабацких голышей – профессиональных пропойц, действовавших в качестве завлекателей в кабак, и взыскивают с крестьян непомерно большие деньги за насильно навязанное питье. Целовальников на таможни и кабаки головы требуют уже более 70 человек в год, при отчете по окончании службы насчитывают на целовальников лишние деньги, которые взыскивают с их избирателей. Таможенную пошлину стали брать уже совсем непомерную, совершенно несообразную с таможенной уставной грамотой, подняли ее над цифрой Михайлы Смывалова еще тысяч на 6–7, доведя ее до 13000 в год и более. Всеми этими утеснениями, как заканчивает мир этот отдел своей просьбы, «нас, сирот, разорили и разогнали». Второе место в челобитной отведено жалобе на слиш- —217— ком высокое обложение посада и уезда при последнем писцовом описании в 1623–26 гг. и на злоупотребления писцов Никиты Вышеславцева и Аггея Федорова. Приехав па Устюг, писцы обратились к миру с категорическим требованием запросов и почестей, обещая за то писать посад и уезд против прежнего письма с убавкою. Мир попробовал вступить в переговоры; предложил не по их чрезмерным запросам, а по силе своей возможности. Писцы, рассвирепев на мир – «риясь“, мстили тяжелым описанием, делали не по указу, мерили и писали леса и болота, и непашенные места в пашенные и тем, в конце концов, увеличили сошное письмо уезда вдвое против прежнего, положив посад и уезд в 241 малую сошку. Вследствие такого искусственно вздутого описания значительно увеличилась сравнительно с прежним тяжесть податей и повинностей. Отдел челобитной, посвященный тяглу – наиболее обширен. Мир подробно указывает особенно обременявшие его виды тягла.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Видно из сказанного доселе, именовались ли до сего времени, не скажем, Вера, а и те самые внешности, о которых настоят челобитчики, и которым якобы вновь их учат исправленные книги. Виновна ли истина Веры в том, что не слыхали о ней до сего времени челобитчики, хотя они и не Мордва или Черемисы? 57) «А мы Богомольцы твои Государевы, аще и многогрешны, но обаче держим истинную Православную Веру Христианскую самим Господем нашим Исусом Христом преданную, и Святыми Отцы седмию вселенскими Соборы утвержденную, непоколебимо и нерушимо.» Если Вера их в том, в чем они высказали ее выше; то это весьма унизительно для Православной Веры, будто бы она состоит в том только, в чем, вопреки Слову Божию, поставляют ее челобитчики. В наше время справедливее уже стали говорить о себе мнимые старообрядцы, что они только старообрядцы, а не староверы. Но и обряды их, как видели мы выше, не старые, а новые, пред тем только временем начавшиеся. Истинно старые обряды те, кои пишутся в книгах новоисправных. 58) «То же предание, которое по се время держаша Прародители Твои Государевы, Благоверные Цари и Великие Князи, и Отец Твой Великаго Государя Благоверный Государь наш Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Руссии.» Не так говорил об этом сам Царь Михаил Феодорович и предки его. В Послесловии при Требнике, напечатанном при Царе Михаиле Феодоровиче и отце его Патриархе Филарете в 7132 (1624) году, пишется 168 : «Слышавше Благочестивейшие Пастырие они, Богом венчанный Царь Михаил Феодорович и Отец Его Святейший Патриарх Филарет много некое и преизлишно в Божественных разногласие, еже и заповедем Господа нашего Иисуса Христа не сличное стихословие: и о сем разумно внемлюще и помышляюще, откуда есть вина толикаго разгласия Божественных Писаний, точию за небрежение и леность и неведение Божественных Писаний всякое несогласие и несостояние в Церковном соединении случашеся, и тако самоволен тернием небрежения путь новый покрывашеся. И повелеша от градов книги харатейныя добрых переводов древних собрати и в свидетельство Божественных Писаний благоразсудный свой совет преподавати, и от тех древних Божественных Писаний стихословие исправляти, яже неисправлением от преписующих и многолетных обычаев погрешена быша.» В Послесловии в Минее, напечатанной при том же Патриархе в 7131 (1623) году, сказано 169 : «Отцы и братия, яко хотяще Святую сию книгу глаголати или приписывати, любезно молим вас, милостиви нам будите и незазорливы ума нашего грубости и неразумию, аще за немощь прегрешений наших и недоумением сократися, или приложися, или отменися, сами исправляйте благоволением и действием Святаго Духа 170 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

св. Петки в Софии (1581). Его произведения являлись образцами т. н. синтетического стиля, в к-ром еще сильны были традиции визант. периода. Позже здесь работали мастера Вело (Евангелие для Драгалевского мон-ря, 1648) и Постол (1719). С нач. XVII - сер. XVIII в. производство ювелирных изделий осуществлялось в районе Бачковского мон-ря; отличительной чертой искусства местных мастеров было использование для изготовления окладов Евангелий отдельных серебряных пластин в технике филиграни. Наиболее значительным произведением этой школы является т. н. Венецианская дарохранительница (1637), изготовленная мастером Зафиром Златым. Венецианская дарохранительница. 1637 г. Мастер Зафир Златый (Бачковский мон-рь) Венецианская дарохранительница. 1637 г. Мастер Зафир Златый (Бачковский мон-рь) Миниатюрные произведения церковной резьбы по дереву создавались в рамках традиций визант. мелкой пластики и являлись естественным продолжением средневек. резьбы по слоновой кости и стеатиту. Подобный вид искусства был распространен в странах, испытавших влияние визант. культуры переходного периода. Центрами его развития являлись в первую очередь мон-ри Афона. Сохранились сведения о том, что уставами нек-рых монашеских братств предписывалось изготовление миниатюрных резных деревянных предметов. В технике миниатюрной резьбы по дереву изготовлялись кресты, панагии, небольшие иконы, в т. ч. диптихи и триптихи. На крестах в зависимости от их размеров изображались сцены праздников и Страстей Христовых, иллюстрации ветхозаветных событий, отдельные святые и ангелы. Материалом для изготовления рельефов служили самшит, кипарис, липа и грушевое дерево. Церковное шитье XV-XVII вв. продолжило традиции визант. шитых тканей, сохранившихся в ряде крупных мон-рей, расположенных в порабощенных балкан. землях. Особенно распространенной была продукция молдо-влахийских мастерских (к северу от Дуная). В болг. музеях и коллекциях хранится лишь небольшое количество произведений этого периода. Среди лучших образцов - Тырновская (1569) и Врачанская (1623) плащаницы, использовавшиеся в чинопоследовании Погребения Христа, новом в этот период, воздух с изображением сцены Причащения апостолов из Охрида (XVI в., СНИМ).

http://pravenc.ru/text/149669.html

Описание значения Кульманна для русского церковного пробуждения за рубежом дано в 5 части, главе 12 этой книги. ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Накануне войны 1914 года перед русской культурой раскрывалась возможность блестящего расцвета. Глухая стена непонимания, которая отделяла воспитанное в западных идеях высшее общество от православной традиции, стала давать трещины. Духовные богатства иконописи, архитектуры, знания внутреннего человека стали открываться перед изумлённым взором интеллигенции. Знамением приближающегося коренного перелома явилось принятие священства в 1910 году Павлом Александровичем Флоренским (1880–1943), человеком исключительных дарований. Отец Сергий Булгаков сравнивает его с Леонардо да Винчи (1452–1519) и с Паскалем (1623–1662). Флоренский был гений до сих пор непревзойдённый в России. Трудно найти область знания, где бы отец Павел не был на высоте полного её творческого овладения. Он был математик, астроном, физик, изобретатель, специалист по электрификации, музыкант, поэт, искусствовед, лингвист, знавший более 20 европейских и азиатских языков, богослов и мистик. Он отдал на служение Церкви все свои исключительные дары и нашёл призвание в священстве. Его рукоположение должно бы было стать поворотным пунктом в истории русской культуры, если бы не победа большевизма, нанёсшая ей смертельный удар. Отец Сергий Булгаков пишет: «Из всех моих современников, которых мне было суждено встретить за мою долгую жизнь Флоренский был величайшим, и величайшим является преступление поднявших на него руку». (Вестник Р.С.Х.Д. NQ 101–102, 1972). По дошедшим слухам, отец Павел был сослан на лесозаготовки и там упавшее бревно раздробило его голову. Его мученическая кончина является одним из самых страшных актов русского богоборчества и отступничества. Возрождение, начавшееся в России было затоптано революцией, но диктаторы не смогли стереть все следы духовного обновления. Они сохранились и приумножились в изгнании, Р.С.Х.Д. сыграло решающую роль в этом процессе и в этом заключается его крупная заслуга перед Россией. 15. Миссионерская работа среди русских студентов в Белграде (Н.М. Зернов)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

В правом нефе, в переходе, под статуей Льва XII, расположен вход в эллиптическую в плане капеллу Реликвий (по проекту Бернини, 1664-1671, декор - ок. 1750, Ванвителли, реставрация - 1887, А. Б. Вичи). Здесь хранятся реликварии с реликвиями и мощами. В центре - деревянное распятие кон. XIII - нач. XIV в., приписываемое П. Каваллини. Иконографическая программа капеллы св. Себастиана прославляет тему мученичества, актуальную в момент борьбы католич. Церкви с янсенизмом. Купол преддверия занимает мозаика «Сонмы мучеников, шествующих с пальмовыми ветвями к престолу Господню и Агнцу» (1652-1662, да Кортона, Ферри), в парусе - сцены «Авель приносит в жертву агнца», «Прор. Исаия с пилой - орудием его мученичества», «Прор. Иезекииль», «Прор. Захария», в люнетах - сюжеты из ВЗ (1659-1663, Р. Ванн по оригиналу да Кортона), в барабане - 4 ангела с символами мученичества (1713, Оттони). Над алтарем капеллы размещена мозаичная копия полотна «Мученичество св. Себастиана» (1736, П. П. Кристофари по картону Дж. Д. Кампилья с оригинала Доменикино). Купол над входом в капеллу Хора. Фото: В. Е. Сусленков Купол над входом в капеллу Хора. Фото: В. Е. Сусленков Тематика мозаичной декорации капеллы Св. Даров сосредоточена на таинстве Евхаристии и святости пастырского служения и власти. В куполе преддверия представлена апокалиптическая сцена «Золотой жертвенник - символ Евхаристии, который ангелы осыпают ладаном, а святые - благовониями» (1652-1662, Т. Карони по оригиналу да Кортона). В парусах размещены мозаики «Мелхиседек, царь Салима, приносит хлебы Аврааму», «Илия, питаемый ангелом», «Ветхозаветный священник подает хлебы», «Моисей собирает манну небесную» (1653-1663, картоны Ферри), в люнетах - сюжеты из ВЗ, иллюстрирующие прообразы Евхаристии и кары, следующей за осквернение святыни («Первосвященник приносит в жертву начатки пшеницы», «Возвращение двоих мужей из Ханаана с виноградной гроздью», «Смерть нечестивого Озы, простершего руку к ковчегу Божию», «Серафим очищает уста Исаии горящим углем», «Ионафан, сын Саула, вкушающий мед», «Идол Дагона, поверженный перед ковчегом завета» (1659-1663, О. Маненти по оригиналу Р. Ванни), в барабане - 4 ангела с богослужебной утварью (1713, Оттони). Рельефы из золоченой лепнины со сценами из ВЗ и НЗ украшают свод и стены (1623-1627, эскизы Риччи). Оформление алтаря - пример синтеза искусств эпохи барокко: живописное изображение ангельского сонма в композиции «Св. Троица» (1628-1632, да Кортона) - «продолжено» 2 скульптурами бронзовых ангелов, поклоняющихся Св. Дарам, помещенным у дарохранительницы в виде центрического храма из золоченой бронзы и лазурита (заказана Урбаном VIII в 1629, исполнена в 1673-1675 по рис. Бернини, скульптуры Спасителя и 12 апостолов - Дж. Райнальди). Справа - мозаика 1795-1801 гг. с полотна Доменикино «Св. Франциск получает стигматы».

http://pravenc.ru/text/2580436.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010