Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕККЛЕСИЙ [лат. Ecclesius] († 531/532), свт. (пам. зап. 27 июля), архиеп. г. Равенна (Италия). Жизнеописание Е. содержится в соч. пресв. Агнелла (Андрея) Равеннского «Книга Равеннских понтификов» (IX в.). Согласно Агнеллу, Е. был 22-м преемником сщмч. Аполлинария на Равеннской кафедре и занимал ее 10 лет 5 мес. и 7 дней. Агнелл указывает дату кончины предшественника Е., Аврелия, - 28 мая, к-рая подтверждается сохранившимся фрагментом завещания Аврелия, датируемого 521 г. Если Е. занял кафедру вскоре по кончине предшественника, его пребывание на ней длилось с 521/2 по 531/2 г. О к.-л. затруднениях, возникших в связи с возведением святителя на кафедру, Агнелл не сообщает. Однако после рукоположения Е. был вынужден вступить в конфликт с остгот. кор. Италии Теодорихом Великим (493-526). В 20-х гг. VI в., после преодоления акакианской схизмы между Римом и К-полем (519) и восстановления отношений между Римским папой Гормиздом и визант. имп. Юстином I , Теодорих резко изменил политику в отношении Церкви. Заподозрив сговор, он сместил ряд епископов, в т. ч. Верекунда Веронского. Вероятно, положение Е., к-рый занимал столичную кафедру королевства остготов, также пошатнулось. В Liber Pontificalis сообщается о настоящей войне, начатой Теодорихом против православных в нач. 20-х гг., после того как Юстин I инициировал преследование еретиков-ариан на территории империи. Указ Юстина I косвенно оспаривал и законность власти в Италии арианина Теодориха, формально считавшегося федератом Византии. В 525-526 гг. с целью добиться отмены имп. указа в отношении ариан Теодорих направил в К-поль посольство во главе с Римским папой Иоанном I . Согласно т. н. Валезианскому анониму, папу сопровождали 4 рим. сенатора и 5 италийских епископов, среди к-рых был Е. (Агнелл упоминает только о епископах, в Liber Pontificalis сообщается только о сенаторах). О деятельности Е. в К-поле ничего не известно. По возвращении в Италию папа Иоанн был заключен Теодорихом в темницу, где вскоре скончался. Е. оставался на свободе. Валезианский аноним и Агнелл сообщают об издании Теодорихом указа о гонении на православных (526). Существование подобного указа сомнительно, но, даже если такой проект существовал, вероятно, он не был обнародован. В том же 526 г. Теодорих скоропостижно скончался. Правительство Амаласунты, дочери Теодориха, к-рая правила как регентша при своем сыне Аталарихе, стремилось к установлению дружественных отношений с Византийской империей и Церковью.

http://pravenc.ru/text/189651.html

Крест равноап. Нины (собор Тбилисский Сиони) Крест равноап. Нины (собор Тбилисский Сиони) Когда Н. исполнилось 12 лет, ее родители, преподобные Завулон и Сосанна , решили посвятить свою жизнь Богу: они продали все имущество, раздали деньги бедным и поехали в Иерусалим. По обоюдному согласию они расстались: отец посвятил себя миссионерству, мать - служению немощным женщинам. Дочь они отдали на воспитание благочестивой женщине Сарре Миафоре, подвизавшейся при иерусалимском храме, от к-рой Н. узнала о месте нахождения хитона Господня . В Иерусалиме Н. однажды встретила женщину, к-рая прибыла из Эфеса, чтобы поклониться Гробу Господню. Она рассказала Миафоре и Н. о намерении равноап. Елены (Флавии) принять крещение. Н. захотела поехать в К-поль: «Я пойду к царице Елене, быть может, она дозволит мне проповедать Христа». Патриарх благословил Н., чтобы она, «куда Твое (Христа.- Авт.) благоволение направит ее, благовествовала воскресение Твое» (Обращение Грузии. 1989. С. 34-35). Также он дал ей крест, и Н. отправилась с женщиной из Эфеса. Далее в редакции рассказывается о том, как Н. и ее спутница 2 года оставались в доме «царицы одной, из царского рода, по имени Рипсиме», к-рая при содействии Н. приняла крещение с 40 домочадцами. Спустя нек-рое время Н., св. Рипсимия, ее кормилица св. Гаиания и др. девы отправились на Кавказ. В Армении все, кроме Н., приняли мученическую смерть (см. в ст. Рипсимия, Гаиания и 35 святых дев ). Н. чудом спаслась и продолжила путь, через Джавахетские горы попала в пределы древнегруз. царства Картли и пришла в г. Урбниси, где в течение месяца жила в евр. общине и «наблюдала за нравами этой страны» (Там же. С. 35-36). Однажды Н. увидела, как «сильная и несметная по числу толпа» двинулась в столицу Картли Мцхету на поклонение богу Армазу. Она последовала за людьми и стала свидетельницей жертвоприношения, которое совершал картлийский царь св. Мириан. По ее молитве идолы были разрушены. В разных редакциях Жития указано, что св. Мириан намеревался сохранить язычество в обновленном виде и предложил святой стать верховной жрицей бога Армази. Н. удалось склонить царя к обращению в христианство только после того, как она рассказала ему о нахождении в Грузии важных христианских реликвий: хитона Господня и епанчи прор. Илии (о епанче Н. узнала от местных евреев), которые могли бы придать уникальность Грузинской Церкви. Именно сведения об этих святынях легли в основу идеологии об этнической избранности грузин, которая была разработана вскоре после обращения страны в христианство, поскольку вхождение в христ. сообщество заставило грузин искать свое место среди единоверцев и в рамках новой идеологии и новой системы ценностей легитимировать свое существование, обосновав свою уникальную глобальную миссию ( Чхартишвили. Груз. идентичность. 2009; Она же. Груз. этнос. 2009; Она же. Мцхета как Новый Иерусалим. 2009).

http://pravenc.ru/text/2577665.html

Сер. XVI в. датируются 2 храмовые иконы кафоликона И. м.: Богоматерь Одигитрия и Христос Всевидящий (ΠΑΝΤΕΠΟΠΤΗΣ - Пантепопт). Богоматерь с Младенцем изображена традиционно для данного извода: по пояс, с Младенцем на левой руке, правой указует на Него, Младенец, в одеждах, покрытых золотым ассистом, благословляет правой рукой, в левой держит свиток, Его ножки чуть приподняты одна над другой, ступни приоткрыты. В верхних углах иконы - полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила. Иконы имеют золотые фоны и рельефные нимбы, напр. на нимбе Богоматери между цветочными изгибами размещены круглые медальоны с символами евангелистов. Иконы из кафоликона И. м. имеют большое сходство с иконами подобных изводов из Великой Лавры, написанными в 1535 г. Феофаном Критским. Поэтому обе иконы атрибутируют как работы этого мастера, созданные между 1535 и 1545 гг., когда он расписывал кафоликон мон-ря Ставроникита. Образы Христа и Богоматери являются повторением классических типов, созданных в позднепалеологовский период визант. искусства: рисунок ликов и драпировок отличается классической правильностью, чистотой передачи пластической формы, что особенно очевидно на иконе Христа Всевидящего. Изображение Его благородного облика восходит к визант. иконе Христа из собрания ГЭ (1363), но без чрезмерной штриховой белильной разделки и напоминает монументальные пластические образы искусства XIII в. На раскрытом кодексе в руках Христа помещен текст из Евангелия от Матфея (Мф 11. 28-29). Чрезвычайно важны эпитеты, к-рые сопровождают изображения на храмовых иконах кафоликона И. м. Названия икон Божией Матери Одигитрии и Христа Всевидящего восходят, вероятно, к названиям прославленных икон визант. столицы. Почитание к-польской иконы в мон-ре Пресв. Богородицы Одигон было широко известно паломникам, посещавшим К-поль (Царьград), оно также нашло отражение в распространении списков этой иконы, в т. ч. с наименованием «Одигитрия», на территории правосл. Балкан и на Руси. Образ Христа Всевидящего повторяет извод или наименование иконы, к-рая могла почитаться в к-польском мон-ре с таким посвящением, основанном близ мон-ря Пантократор в кон. XI в. Анной Далассиной, матерью имп. Алексея I Комнина (в наст. время мечеть Эски-Имарет-джами). Подобная обитель должна была иметь иконы, исполненные столичными мастерами, ставшие на закате империи объектом почитания, в т. ч. за пределами столицы. Возможно, в этом храме почитались иконы Христа разных изводов, но под общим эпитетом «Пантепопт». Еще один пример использования такого же наименования известен по стеатитовой иконе позднепалеологовского времени (XIV-XV вв., музей Метрополитен - см.: Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. of Exhib. N. Y., 2004. P. 235-236. N 143) с образом Христа на престоле в окружении сцен праздников и ликов святых.

http://pravenc.ru/text/293365.html

После крещения населения Киева и Новгорода был взят курс на обращение в христианство всей Русской земли. Опорными пунктами христианизации, к-рую активно проводил кн. Владимир, стали города - центры гос. власти: «И нача ставити по градом церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градом и селом» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 118). Важным мероприятием политики христианизации князя стала подготовка клира для совершения богослужений. ПВЛ сообщает, что Владимир «послав нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на ученье книжное» (Там же. Стб. 118-119). По данным археологии, после К. Р. усиливается тенденция изменения погребального обряда на Руси: на смену кремации все чаще приходит ингумация, к-рая станет преобладающей в XI в. Первостепенной задачей власти было создание церковной организации. Вопрос о том, что представляла собой Русская Церковь при кн. Владимире, связан с проблемой возникновения Киевской митрополии. ПВЛ сообщает о строительстве кафедрального митрополичьего собора Св. Софии в Киеве под 6545 (1037) г., а о Киевском митр. Феопемпте впервые упоминает только под 6547 (1039) г. (Там же. Стб. 151, 153). Эти свидетельства дали основание ряду исследователей предположить, что церковная орг-ция на Руси возникла значительно позже офиц. крещения. Были высказаны следующие гипотезы: 1) первоначально Русь не имела органов церковного управления и собственной иерархии, являясь миссийной епархией (А. М. Амманн); 2) К-поль отказал Русской Церкви в автокефалии, поэтому до 1037 г. она состояла в ведении Болгарского Патриархата (впосл. архиепископии) в Охриде (Присёлков); 3) не желая подчинять Русскую Церковь визант. господству, кн. Владимир признал ее главой архиепископа Херсонского (Ф. Дворник) или Тмутараканского (Г. В. Вернадский); 4) первоначально Русская Церковь находилась под влиянием лат. Церкви (Н. А. Баумгартен). Однако большинство исследователей полагают, что возникновение древнерусской церковной организации во главе с митрополитом произошло либо одновременно с крещением, либо вскоре после него (Мюллер, Поппе, Я. Н. Щапов, Назаренко). О том, что для крещения кн. Владимира и населения Руси из Византии были направлены «митрополиты и епископы», сообщает Яхья Антиохийский (Др. Русь в свете зарубежных источников. 2009. Т. 3. С. 106). Кроме того, известно, что уже в нач. XI в. в столице Руси существовал кафедральный храм Киевского митрополита - собор Св. Софии (очевидно, еще деревянный). Согласно сообщению саксонского хрониста Титмара Мерзебургского, польск. кн. Болеслав I Храбрый, вступив в Киев в авг. 1018 г., был торжественно встречен митрополитом («архиепископом») в соборе Св. Софии (Там же. 2010. Т. 4. С. 81).

http://pravenc.ru/text/2459053.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВЛОГИЙ [греч. Ελϒιος; лат. Eulogius] († 364-378), мч. К-польский (пам. зап. 3 июля). Согласно Римскому Мартирологу, пострадал с др. мучениками в К-поле при имп. Валенте (364-378). Кард. Цезарь Бароний, внесший имена этих мучеников в Римский Мартиролог, указал, что основанием для этого послужил бывший у него некий греч. месяцеслов. Однако ни в одном из известных в наст. время визант. календарей этих святых нет. Напротив, имя Е. присутствует во мн. зап. мартирологах. В Мартирологе блж. Иеронима под 3 июля оно повторяется трижды в различных дружинах (группах) мучеников. Относительно 2 из них нет топографических указаний, местом страдания 3-го назван К-поль. Имя Е. упоминается здесь с др. мучениками, из к-рых вмц. Евфимия (пам. 11 июля) и мч. Акакий (пам. 10 мая) особо почитались в К-поле. Проч. имена, фигурирующие в этой дружине,- Аммоний, Фома, Трифон, Менелай, Кериал, Ираклий и Е.- остаются неизвестными. Имя Фома скорее всего появилось под влиянием памяти «ап. Фомы в Эдессе», к-рая также значится в Иеронимовом Мартирологе под 3 июля. Имена Трифон, Менелай и Ираклий, так же как и Е., повторяются и в 2 др. дружинах. По предположению И. Делеэ, имя Ираклий появилось в результате искажения названия города Ираклия (видимо, Гераклея Фракийская близ К-поля, древний Перинф). В таком случае Е. не связан с почитаемыми К-польскими святыми Евфимией и Акакием, а является местным Ираклийским мучеником, чья память впосл. была забыта в Византии. Это подтверждается и данными из каролингских мартирологов, упоминающих Е. только как мученика, пострадавшего в К-поле, не давая о нем других сведений. Так, его память находится в Древнем (Малом) Римском Мартирологе (PL. 123. Col. 161), у Адона Вьеннского (PL. 123. Col. 295), Узуарда (PL. 124. Col. 221), а также у Флора Лугдунского. Неясно, на каких основаниях Вандальберт Прюмский называет Е. епископом. Видимо, это связано с поэтической формой его календаря, где он объединил Е. с Анатолием, еп. Лаодикийским, чья память празднуется в этот же день. Ист.: ActaSS. Iul. T. 1. P. 638; MartHieron. P. 349-350; MartRom. P. 267-268. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. C. 673, 710; Janin R. Euloge (1)//DHGE. T. 15. Col. 1388; Burchi P. Eulogio e compagni//BiblSS. Vol. 5. Col. 218. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/187182.html

1941. Vol. 15. P. 231-248) и др. исследователями, считавшими рассказ о нашествии руси на Амастриду позднейшей интерполяцией; это событие они связывали с походом руси на К-поль в 860 г., о к-ром говорится в 2 гомилиях патриарха К-польского свт. Фотия ( Photii Epistulae et Amphilochia/Ed. B. Laourdas et L. G. Westerink. Lpz., 1983. (BSGRT). Vol. 1. P. 50), или с походом кн. Игоря на Византию в 941 г. Т. зр. Васильевского разделяли отечественные ученые ( Никитин П. О нек-рых греч. текстах житий святых//ЗИАН. Сер. 8. 1895. Т. 1, 1. С. 27-51; Левченко М. В. Очерки по истории рус.-визант. отношений. М., 1956. С. 46-55). Наконец, ее поддержал и обосновал И. И. Шевченко , к-рый считал, что существует стилистическая близость жития, в т. ч. и пассажа о нашествии руси, к др. сочинениям Игнатия Диакона, и назвал ряд признаков, по к-рым текст можно отнести к памятникам иконоборческой эпохи. Если последнее предположение верно, то упоминание этнонима «русь» в Житии Г. является древнейшим во всех известных греч. источниках. О. Н. Трубачёв, опираясь на данные южнорус. топонимики, предложил свое толкование этнонима «рос», к-рый в Житии Г., по его мнению, является архаизмом, поскольку идентичен названию народа ος/ς, жившего на Азовском побережье в VI в. ( Трубачёв О. Н. Indoarica в Сев. Причерноморье//ВЯ. 1981. 2. С. 3-21). Житие Г. сохранилось в единственной рукописи Х в. (Parisin. gr. 1452. Fol. 57r-75r), к-рая представляет собой часть греч. Минеи на февр. Житие помещено под 8 февр. Рукопись поступила в Королевскую б-ку Парижа в составе собрания кард. Н. Ридольфи, племянника папы Льва X. В греч. служебных минеях и синаксарях память Г. находится под 21 февр., там же помещена краткая редакция жития (SynCP. Col. 481-482). Г. приписывается авторство неск. канонов: на происхождение честных древ Креста (1 авг.), святителям Парфению Лампсакийскому (7 февр.), Порфирию Газскому (26 февр.), критским мученикам (23 дек.), прп. Пелагии (8 окт.), мч. Артемону (13 апр.). Ист.: Васильевский В. Г.

http://pravenc.ru/text/162168.html

Ottobon. gr. 415, XIV в.- Ibid. Р. 114) говорится, что братия перенесла благоухающие мощи М. в Иерусалим, где она и была погребена (Vie de St. Marine. III: Texte Grec/Publ. par L. Clugnet//ROC. 1901. T. 6. N 4. P. 577). Впосл. мощи М. были увезены в К-поль, а в 1231 или 1233 г.- в Венецию, где их почитали как мощи вмц. Марины Антиохийской. Сначала они хранились в ц. святых Либерала и Алексия, к-рая вскоре стала называться ц. св. Марины, а между 1806 и 1810 гг. были перенесены в ц. Санта-Мария-Формоза. У мощей, находящихся в Венеции, отсутствует левая рука. По маронитскому преданию, в XVII в. ее хранили в мон-ре Каннубин, а согласно французским - в ц. св. Марины близ собора Нотр-Дам в Париже. В большинстве греческих источников память М. и Е. помещена под 12 февр., однако в ряде византийских рукописей - под 8 февр. На Западе память М. праздновалась 17 июля (в день памяти вмц. Марины) и 18 июня, у армян - 12 февр., у маронитов - 17 июля и 28 дек., в копто-арабской и эфиоп. традиции день ее памяти приходился на 8 авг. В древнерус. агиографической традиции неизвестен перевод какого-либо из пространных Житий М. и Е. Южнослав. перевод «древнего Жития» М. и Е. (К. Иванова в качестве оригинала неправильно указывает на «переработанное Житие» BHG, N 614 - Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. C. 467) сохранился в единственной рукописи Деч. 95, XIV в. В Четьях-Минеях свт. Димитрия Ростовского отмечено, что Житие М. и Е. взято им «из Метафраста» ( Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 507-509 об.), т. е. из «переработанного Жития», к-рое долгое время ошибочно считалось Метафрастовым. Ист.: BHG, N 614, 615, 615a, 615b, 615d, 1163, 1163b, 1163e; BHL, N 5528-5530; BHO, N 690-697; PG. 115. Col. 348-353; Bedjan. Acta. T. 1. P. 366-371; Lewis A. S. Select Narratives of Holy Women: Syr. Text. L., 1900. P. 48-61 [сир. текст], 36-45 [англ. перев.]. (Studia Sinaitica; 10); SynCP. Col. 460; Vie de St. Marine//ROC. 1901. T. 6. N 2. P. 283-289; N 3.

http://pravenc.ru/text/2562138.html

классиков и постепенно создал для себя целую библиотеку (Ep. 22. 30). В изучении греч. языка и философии И. С. достиг гораздо меньших успехов ( Rufin. Apol. in Hieron. II 7; Hieron. Ep. 17. 2); впрочем, уже в Риме он, вероятно, приобрел знания разговорного греч. языка и риторико-философской терминологии ( Courcelle P. Late Latin Writers and Their Greek Sources. Camb. (Mass.), 1969. P. 58-89). Во время учебы в Риме И. С. поддался соблазнам столичной жизни и часто проводил время, предаваясь праздным увеселениям, о чем позже ему пришлось горько сожалеть ( Hieron. Ep. 2; 3. 1; 4. 2; 7. 3-4). О духовной жизни И. С. в этот период известно мало, однако именно в Риме он принял крещение вскоре после того, как в 366 г. на Римскую кафедру был избран св. Дамас (Ep. 15. 1; 16. 2; ср.: Vallarsi. 1845. Col. 184). В Риме же он познакомился с учившимися там соотечественниками Руфином Аквилейским и Гелиодором, а также с молодым рим. аристократом Паммахием ( Hieron. Ep. 3. 1-4; 48. 1; 49. 1; In Abd. Col. 1098). Вместе с ними И. С. имел обыкновение по воскресеньям посещать могилы апостолов и мучеников в катакомбах (In Ezech. Col. 375). Монашество и первая поездка на Восток (368-382) В кон. 372 г. ( Kelly J. 1975. P. 36; Williams. 2006. P. 272; др. датировки: 373 - Gr ü tzmacher. 1969. Bd. 1. S. 44; Gribomont. 1986. P. 214; весна 374 - Cavallera. 1922. T. 1. 25; T. 2. P. 13) И. С., намереваясь достичь Иерусалима как конечной цели ( Hieron. Ep. 22. 30), сначала по морю прибыл в Грецию, где посетил Афины (In Tit. Col. 572; In Zach. Col. 1509), затем, пройдя Фракию, прибыл в К-поль, а оттуда отправился через Понт, Вифинию, Галатию, Каппадокию и Киликию в Сирию, так что в кон. 373 г. прибыл в Антиохию, где его принял уже находившийся там пресв. Евагрий (Ep. 3. 3; Vita Malch. 2). И. С. пробыл в гостях у Евагрия довольно долго, проводя время в посте, молитве, бдениях и чтении, причем не столько Свящ. Писания, сколько светской лит-ры, к-рая тогда еще казалась ему гораздо более изысканной, чем грубый язык библейских пророков (Ep.

http://pravenc.ru/text/293730.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИГИЛИЙ († 405), сщмч. (пам. зап. 26 июня), еп. г. Тридент (совр. Тренто, Сев. Италия). Согласно тексту мученичества, восходящему к VI в., В. был избран епископом в возрасте 20 лет и первоначально проповедовал христианство в окр. Бриксии (совр. Брешиа) и Вероны. По благословению епископа Аквилеи В. занялся миссионерской деятельностью в районе Тридента, где его усилиями в христианство были обращены мн. язычники и построены церкви, в т. ч. и городская церковь Тридента. Во время одного из миссионерских путешествий В. был побит камнями язычниками в долине Валь-Рендана. Погребен в пригородной церкви Тридента (позднее названной в его честь), к-рая со времени Каролингов стала кафедральным собором Тридента. Почитание В. в ср. века распространилось также в Австрии и Баварии. В 397 г. язычниками были замучены святые Сисиний, Мартирий и Александр, также занимавшиеся миссионерской деятельностью в Тридентском округе, о чем В. в особых посланиях уведомил Симплициана Медиоланского, а затем свт. Иоанна Златоуста , послав последнему в К-поль частицы мощей этих мучеников. В. также вел переписку со свт. Амвросием Медиоланским. Память появляется уже в мартирологе блж. Иеронима . Соч.: Ep. ad Simplicianum//PL. 13. Col. 549-552; Ep. ad Ioannum Chrysostomum//PL. 13. Col. 552-558. Ист.: ActaSS. Iun. T. 7. P. 143-148; Ambrosius Mediolanensis. Ep. 17//PL. 16. Col. 1024-1036. Лит.: Rogger I. Vigilio di Trento//BiblSS. Vol. 12. Col. 1086-1088; idem//I martiri della Val di Non e la reazione pagana alla fine del 4. secolo: Atti del Conv. (Trento, 1984). Bologna, 1985. P. 159-161; Sironi E. M. Dall " Oriente in Occidente. Sanzeno, 1989. P. 79-90. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬБЕРТ (ок. 956–997), еп. Пражский (с 983), сщмч. (пам. зап. 23 апр.), покровитель Польши и Чехии, миссионер

http://pravenc.ru/text/158388.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРЕМ [Эносский, Энийский; греч. Εφραμ το Ανου], визант. хронист кон. XIII - 1-й пол. XIV в.; мон. из г. Энос во Фракии (ныне Энез, Турция). Известен только как автор стихотворной «Хронографии», к-рая была написана 12-сложным размером в 20-30-х гг. XIV в.; сохранилась в рукописи (Vat. gr. 1003, XIV в.). По жанру произведение Е. примыкает к визант. стихотворной хронике Константина Манасси (XII в.), однако прямых текстуальных заимствований из нее Е. не делает и пользуется др. источниками. Хроника Е. охватывает историю Римской и Византийской империи до 1261 г. (вступление имп. Михаила VIII Палеолога в К-поль). Начало текста (до правления имп. Калигулы) не сохранилось, рим. и ранневизант. периоды изложены кратко, основное внимание Е. сосредоточил на истории Византии XII - 1-й пол. XIII в.: времени правления Комнинов, Ангелов, распаде империи в результате 4-го крестового похода. Основными источниками хроники послужили исторические произведения Иоанна Зонары , Никиты Хониата , Георгия Акрополита ; хроника Е. ничем не выделяется среди сочинений этого жанра. В дополнении к тексту представлен стихотворный список епископов и патриархов К-поля - от св. ап. Андрея Первозванного до патриарха Исаии (1323). Список составлен, вероятно, на основе «Церковной истории» современника Е. Никифора Каллиста Ксанфопула . Изд.: Ephraimii Chronographia/Ed. I. Bekker. Bonn, 1840. (CSHB); PG. 143. Col. 12-380; Ephraemi Aenii. Historia chronica/Rec. O. Lampsidis. Athens, 1990. Лит.: Laurent V. Éphrem//DHGE. T. 15. P. 597-598; Lampsidis O. Beiträge zum byzantinischen Chronisten Ephraim und seiner Chronik. Athen, 1971; Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 478-480; ODB. Col. 708. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/182109.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010