Георгия о змие. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. Кон. XIII в. Чудо вмч. Георгия о змие. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. Кон. XIII в. Считалось, что после поражения при Манцикерте в 1071 г. в К. прекратились росписи христ. храмов. Так, Жерфаньон датировал все каппадокийские храмы до посл. четв. XI в. Однако, уже ему были известны церкви, росписи к-рых по надписям могут быть отнесены к XIII в. Завоевание турками-сельджуками не означало прекращения создания визант. росписей в К. после XI в. и в поздневизант. время, вплоть до захвата османами К-поля в 1453 г. Христианское население К. имело в ислам. гос-ве религ. права, культурную независимость и духовно принадлежало к Византийской империи. Эти духовные связи многократно подтверждаются документально. Так, в надписи в Кыркдамалты-килисеси вблизи Белисырмы упоминается не только правящий султан Масуд II (1282-1304), но и визант. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328). Оба имени правителей приведены также рядом в надгробной надписи из мон-ря Акманастыр близ Коньи, где, кроме того, упомянут патриарх Григорий II, что позволяет довольно точно датировать эту надпись 1288/89 г. Тамара. Фрагмент ктиторской композиции. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. 1282–1304 гг. Тамара. Фрагмент ктиторской композиции. Роспись ц. вмч. Георгия (Кыркдамалти-килисеси) в долине Ыхлара. 1282–1304 гг. Кыркдамалты-килисеси («Церковь под 40 стойлами», освящена во имя вмч. Георгия Победоносца, кон. XIII в.) находится на левой стороне ущелья долины Ыхлара. Первоначальное посвящение вмч. Георгию и дата росписи известны из посвятительной надписи. Церковь имела погребальное назначение, о чем свидетельствуют многочисленные гробницы в полу и аркосолии; это следует и из граффити, оставленных на фресках. На сводах заметны следы копоти. Снаружи перед входом в церковь фрагментарно сохранилась фреска в нише с композицией «Чудо вмч. Георгия о змие». Святой сидит на белом коне, хвост к-рого завязан причудливым узлом, а под копытами в обе стороны изогнулся 2-головый змей.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

В Юсуф-Коч-килисеси фигуры св. воинов Прокопия, Димитрия, конных Георгия и Феодора написаны в традиции иконы. В ц. св. Георгия (XIII в.) ктиторы стоят рядом со св. воином, к-рый, как змееборец, представлен еще раз в люнете над дверью. Почитание св. воинов, небесных архистратигов Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила и др. и в одном ряду с ними великомучеников Феодора Стратилата, Феодора Тирона, Меркурия, Прокопия и Георгия Победоносца занимает в К. особо важное место, что нашло отражение в росписях. Фрески К. выделяются по количеству и значению этих образов в системе храмовой декорации (Эльмалы-килисе, Юсуф-Коч-килисе, Каранлык-килисе) среди др. визант. памятников этого времени. Чаще других изображается особо почитавшийся здесь вмч. Георгий Победоносец, который, согласно Житию, родился в К. В целом тема воинского и мученического подвига приобрела в К., часто бывшей ареной военных действий, особую актуальность. Изображения конных св. воинов известны с ранневизант. времени. Они восходят к античным образам героев и военачальников-триумфаторов. Подобные композиции символизировали победу над злом, воплощенным в образе дракона или воина. При этом фигуры побежденного врага не всегда присутствуют в композициях. Изображения св. всадников часто размещались на наружных стенах храмов, имея охранительное, а возможно, и патрональное значение. Конные воины, защитники веры, изображаются и в нартексах, и в наосах храмов (Кызылчукур-килисе, Чаклы-килисе в Гёреме, Кыркдамалты-килисеси в Белисырме), и на алтарной преграде (Дериндере-килисеси), и в алтаре (св. Василия в Гёреме). Христос Пантократор с предстоящими архангелами. Роспись конхи алтаря Бахаттин-Саманлыгы-килисе близ Белисырмы. 2-я пол. X — нач. XI в. Вблизи Белисырмы, в левой стороне долины Ыхлара, находится Бахаттин-Саманлыгы-килисеси («Церковь гумна Бахаттина», освященная во имя св. Константина (?), 2-я пол. X - нач. XI в.). Церковь имеет один неф, завершающийся алтарной апсидой. Неф перекрыт цилиндрическим сводом, который опирается на плоскую аркаду с пилястрами, образующую в стенах неглубокие ниши.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Скальное поселение в Селиме, видимо, являлось военным лагерем, в центре к-рого находился огромный жилой комплекс неправильной формы с большим числом офиц. залов и 3-апсидной сводчатой церковью. Эта резиденция высокого военного начальника, скорее всего связанная с крепостью на соседнем плато. Поздневизантийский период (после сер. XII - сер. XV в.) В сер. XI в. появление тюрок-сельджуков положило конец благополучию в К. Мусульмане-сельджуки не разрушили жизнь христ. общин, но культурные связи К. с К-полем и др. крупными городами Византии были нарушены. Развитие архитектуры и живописи К. осталось в стороне от тенденций, которые формировались в центрах империи. Памятники последующих эпох уже не имели прежней утонченности архитектурных форм и деталей росписи. Простота и бедность новых построек христиан особенно заметны в сравнении с масштабом и богатством сооружений сельджуков. Скальная ц. св. Иоанна (Карши-килисе) близ Гюльшехира датируется по надписям 1212 г.- временем правления Феодора Ласкариса в Никейской империи. Церковь 1 в Татларыне (ок. 1215) расписана теми же мастерами. В Шахинефенди ц. Сорока мучеников датируется по надписи 1216-1217 гг. На левой стороне ущелья долины Ыхлара вблизи Белисырмы находится Кыркдамалты-килисеси («Церковь под 40 стойлами», между 1238 и 1295). Надпись, сопровождающая ктиторскую композицию, сообщает об освящении церкви во имя вмч. Георгия Победоносца и что она была расписана при султане Масуде II (1282-1304) и имп. Андронике II Палеологе (1282-1328). Церковь была погребальной, о чем свидетельствуют многочисленные гробницы в полу, аркосолии в стенах и граффити, оставленные на фресках. Это последняя из точно датированных церквей К. Р. Остерхаут Монументальная живопись Проблемы изучения Росписи пещерных храмов К. являются уникальным памятником христианского изобразительного искусства. Разнообразие художественных манер сочетается в них с продуманностью иконографических программ и в ряде памятников - с исключительно высоким уровнем исполнения. В давно заброшенных многочисленных храмах, скрытых в горных долинах, в отрогах скал, в естественных выветренных из туфа пирамидах (конусах) или с мастерством высеченных в толще скал, сохранились фрески в первозданном виде. Ни поздние ремесленные записи, ни изменявшиеся со временем вкусы не исказили искусства средневек. художников. Сейчас украшенные росписями средневек. визант. церкви К. исчисляются сотнями. Ущерб древним росписям наносят лишь не прекращающийся процесс выветривания и обрушение горной породы. Те церкви и мон-ри, которые сохраняли свое значение в позднейшее время, перестраивались, в них возникали новые росписи, гл. обр. в XIX в.; древние фрески покрывались копотью от свечей. Многочисленные надписи свидетельствуют о не прекращающемся потоке богомольцев.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Стиль росписи, тяготеющей к более древним образцам, к эпохе комниновского расцвета визант. искусства, вместе с тем принадлежит к палеологовскому искусству своего времени. Это проявляется в подчеркнуто объемной светотеневой моделировке ликов, 3-мерном построении композиций, реалистической выразительности и лирической интонации образов. Судя по многочисленным граффити, церковь особо почиталась и посещалась вплоть до XIX в. Ее росписи свидетельствуют о том, что в К. была хорошо известна визант. художественная традиция XIV в. Недалеко от сел. Джемиль, в 12 км к югу от Ургюпа, находится монастырь Кешлик. Этот древнейший из монастырей К. занимает большую территорию с многочисленными помещениями, с трапезной, с кухонными и со складскими помещениями, с просторным залом, с агиасмой и 2 церквами. Все постройки вырублены в скальных конусах. Вплоть до 20-х гг. XX в. мон-рь был действующим. Одним из самых значительных памятников поздневизант. искусства К. является кафоликон св. Архангелов (арх. Михаила, кон. XIII в.). Эта купольная церковь имеет большой нартекс со входом с юж. стороны, 2 апсиды, 2 нефа. Первоначально кафоликон был однонефным, но вскоре с сев. стороны вырубили еще один неф, а также купол. Фрески 1-го периода росписи находятся в юж. нефе, при перестройке роспись сев. части этого нефа была уничтожена. Ко 2-му периоду относятся фрески сев. нефа; возможно, тогда же был расписан нартекс. Сходство росписей в кафоликоне св. Архангелов с росписями, датированными по надписям на фресках храмов Ичери Баг-килисеси и Кыркдамалты-килисе, позволяет предположить, что 1-й и 2-й слои могли быть выполнены с 1282 по 1304 г. В программу росписи кафоликона включены только великие праздники, нарративные циклы отсутствуют. Неск. великих праздников изображено на своде юж. нефа и на зап. стене. Композиция «Вознесение Господне» занимает всю вост. часть свода перед апсидой, «Вход Господень в Иерусалим» - зап. тимпан. Др. сюжеты - «Преображение Господне», сцены Страстей Христовых - в сев. нефе.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Интерьер Каранлык-килисе в Гёреме. Нач.— сер. XI в. Программа архитектурно-художественного развития средневизант. периода наиболее полно представлена в 3 храмах со сводами на 4 колоннах в Гёреме (нач.- сер. XI в.): Каранлык-килисе, Эльмалы-килисе («Яблочная церковь») и Чарыклы-килисе. Церкви созданы, видимо, одной артелью мастеров. Главная из них, Каранлык-килисе, тщательно высеченная в скальной породе, была наиболее структурирована. Ее выдающиеся по качеству фрески соотносятся с образцами к-польской живописи нач. XI в. В целом во всех 3 церквах росписи соответствуют программе, которая была характерна для храмов средневизантийского периода на территории империи (вынужденные отклонения объясняются небольшими размерами храмов). В Каранлык-килисе особенным художественным приемом является скрытие карнизов, позволившее увеличить пространство для сцен праздников. Возможно, строитель и художник работали независимо. Эльмалы-килисе и Чарыклы-килисе не столь совершенны как в архитектурном, так и в живописном плане. Эти 3 церкви составляют часть замкнутой монастырской зоны. Они ассоциируются с маленькими мон-рями, имевшими рядом с церквами трапезные с большими столами и скамьями, к-рые были высечены в скале. Крытая галерея по фасаду Каранлык-килисе выходила во внутренний двор, напоминая этим частные жилые резиденции. У Каранлык-килисе отсутствует парадный зал, характерный для резиденций, но рядом есть трапезная, примыкающая к церкви. Чарыклы-килисе также имела трапезную вместо парадного зала, в то же время часовня находилась на верхнем уровне. Остальные группы монастырских строений организованы в соответствии с особенностями ландшафта. Родли выделила 10 групп церквей и трапезных в Гёреме. В этих комплексах, как правило, рядом расположены хорошо разработанные и высеченные в скале фрагменты, украшенные фресками высокого художественного уровня, и помещения неправильной формы с непримечательными фресками. Монастырские участки, находившиеся за пределами Гёреме, также могут быть идентифицированы, однако эти территории слабо изучены.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

И. особенно почитали в Каппадокии, поэтому самые ранние и самые многочисленные его изображения в монументальном искусстве дошли во фресках каппадокийских пещерных храмов. Часто его образ помещали в центральной апсиде вместе с изображениями святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Мирликийского или на арке, ведущей в апсиду, со свт. Спиридоном Тримифунтским. Изображения И. сохранились в Кылычлар-килисе, ок. 900 г. (на склоне арки, ведущей в апсиду, напротив свт. Спиридона Тримифунтского); в Айвалы-килисе в Гёреме, между 913 и 920 гг. (в юж. приделе, с юж. стороны, между свт. Григорием Богословом и свт. Спиридоном Тримифунтским); предположительно (по мнению Ж. Жерфаниона) в Балкан-Дереси 4 (ц. ап. Петра и Павла), 1-я пол. X в. (над алтарной нишей; оплечно, с епископским омофором); в Токалы-килисе (2) в Гёреме, кон. X в. (в поперечном проходе, на нижней части внутренней стороны одной из колонн, среди др. епископов; с седой бородой); в «Большой голубятне» (ц. св. Архангелов) в Чавушине, между 963 и 969 гг. (с коричневыми волосами и бородой); в Дирекли-килисе, 976-1025 гг. (в главной апсиде, с сев. стороны, рядом со св. Власием); в Карабулут-килисе, в 2 км к югу от Авджылара в Гёреме, 1-я четв. XI в. (в нижнем регистре в апсиде, рядом со свт. Григорием Богословом; в желтой фелони); в Эльмалы-килисе в Гёреме, 3-я четв. XI в. (в апсиде, крайним с юж. стороны; его фигура, как и фигуры еще 4 епископов, вписана в арку; он представлен благословляющим правой рукой, в левой держит Евангелие); в Чарыклы-килисе, сер.- 3-я четв. XI в. (с юж. стороны главной апсиды, под декоративной аркадой, среди др. святителей; как и все, с омофором); в Каранлык-килисе, 3-я четв. XI в. (в апсиде; с седыми волосами и бородой); в ц. св. Феодора в Тагаре, XI в. (в апсиде, вместе с другими отцами Церкви); вероятно, в ц. Сорока мучеников Севастийских (Алты-Пармак-килисеси) в Шахинефенди, 1216-1217 гг. (в юж. апсиде, в медальоне; с седыми волосами и бородой); в Безирана (Безирхане)-килисе близ Белисырмы, 2-я пол. XIII в. (в апсиде, вместе с др. святителями).

http://pravenc.ru/text/673743.html

Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Апостолы Петр и Павел. Роспись Юсуф-Коч-килисеси. Сер. XI или XIII в. Одной из особенностей каппадокийских росписей, связанных с литургическим значением поминальных мон-рей, является размещение композиции Деисус в главной алтарной апсиде. Деисус, известный в визант. искусстве с VI в. (базилика мон-ря вмц. Екатерины на Синае), не имеет строго определенного места в росписи и чаще помещается на границе вимы или у основания конхи апсиды или на арке или своде вимы. Литургическое значение Деисус имеет и на эпистилиях темплонов. Из темы Деисуса развилась тема моленного образа. Эти изображения, часто встречающиеся в погребальных капеллах, в X-XI вв. получили особое место в росписях храмов К. и Грузии, где Деисус преимущественно располагался в главных алтарных апсидах. В иконографических программах храмов К. встречается только 3-фигурный Деисус, в к-ром по сторонам Иисуса Христа, сидящего на троне, изображены Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча. Композиции дополняются фигурками припадающих ктиторов. В апсиде Каранлык-килисе изображены 2 ктитора, припадающие к трону Спасителя. Погребальное назначение в каппадокийских храмах имеет обычно сев. помещение (Авджылар-килисе), в Каранлык-килисе погребальные камеры находятся в притворе, в Чарыклы-килисе и Юсуф-Коч-килисеси - в наосе. Гробницы ктиторов устраивались обычно напротив сев. стороны у входа. Их расположение соотносится с образом молящейся Богоматери в Деисусе. В определенной связи с Деисусом находятся и многочисленные изображения личных св. заступников. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Великомученики Георгий и Феодор. Роспись ц. св. Варвары в Гёреме. XI в. Не менее 75 изображений ктиторов в 27 каппадокийских церквах сочетаются с изображениями патрональных святых. Прежде всего встречается арх. Михаил. В Каранлык-килисе он изображен с поднятым мечом, в Карабаш-килисе ктитор держится за ногу архангела. В Чарыклы-килисе фигуры ктиторов находятся рядом с Симоном Киринеянином, который держит крест.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Каменная ц. в Белисырме оформлена проще. Архитектура 2 небольших, имеющих общий нартекс крестообразных купольных церквей в Учаяке (Центр. Анатолия), возведенных целиком из плинфы, по стилю родственна столичным храмам «на четырех колоннах»: напр. использованы 5-гранные апсиды, оформленные нишами, но 3-частная к-польская схема дополнилась нехарактерной для столичных построек вертикальностью. Церковь Чарыклы-килисе в Каппадокии. XIII в. Церковь Чарыклы-килисе в Каппадокии. XIII в. В Каппадокии средневизант. времени возникает масса пещерных комплексов (возможно, нек-рые являлись монастырскими или дворцовыми), где церкви воспроизводили интерьеры наземных храмов. Целые группы комплексов с росписями интерьеров сохранились в местностях Гёреме, Ыхлара, Соганлы. Церковь в Элмалы представляет собой высеченный интерьер 4-колонного храма типа вписанного креста с куполами над всеми 9 ячейками наоса. Много куполов имели интерьеры в Каранлык-килисе и Чарыклы-килисе, в Токалы-килисе имитирована 3-нефная базилика с 2 парами столпов, встречаются и простые варианты крестообразного плана, а также с поперечно вытянутым залом. Храмы сохранили алтарную преграду, скамьи и троны и даже амвоны (ц. Дурмуш-Кадир-килисе), высеченные в том же массиве скалы ( Rodley. 1985; Teteriatnikov. 1996). В Вост. Причерноморье в зодчестве независимого Абхазского царства (кон. VIII - нач. XI в.) визант. традиции развивались в новом масштабе и новой типологии. Ведущее место заняли храмы типа вписанного креста на крещатых столпах, с хорами над обходом (Мокви, 967) и с 3-частным алтарем, выявленным снаружи, их художественные качества отчасти близки центральномалоазийским, груз., болг., первым древнерус., а также аланским храмам. Именно в X-XI вв. в верховьях Кубани (Зап. Алания) появились храмы типа вписанного креста на столпах - Сев., Ср. и Юж. Зеленчукские, Сентинский, Шоанинский (см. Аланская епархия ). В Крыму храм типа вписанного креста на крещатых столпах известен в постройках Херсонеса (ц. 9, XI-XIII вв.), с глубоким нартексом, 3-частным алтарем, гранеными апсидами и декорацией продольных фасадов из 3 плоских ниш.

http://pravenc.ru/text/383977.html

Отдельно стоящие и включенные в композиции (напр., апостолы из «Вознесения Господня») фигуры подчиняются мерному ритму повторяющихся декоративных элементов, преобладают зеленый, коричневый и желтый цвета. Христос Пантократор. Роспись ц. Йыланлы-килисе в долине Ыхлара. Кон IX — 1-я пол. X в. Христос Пантократор. Роспись ц. Йыланлы-килисе в долине Ыхлара. Кон IX — 1-я пол. X в. Между Белисырмой и Ыхларой, южнее Кокар-килисе, в скалах на вост. границе долины, расположена Йыланлы-килисе («Церковь со змеями»). Ее росписи датируются кон. IX - 1-й пол. X в. Плоский потолок крестообразной в плане церкви украшен рельефным изображением равноконечного креста. С севера к церкви примыкает погребальная капелла. Алтарь приподнят над уровнем пола на 2 ступени и отделен каменной преградой, расписанной орнаментами. В своде алтаря - типичная для памятников вост. или сир. стиля композиция «Вознесение Господне». На стене апсиды - Богоматерь с Младенцем на престоле, окруженная апостолами. В длинном западном рукаве креста, играющем роль нартекса, росписи располагаются на цилиндрическом своде и на стенах 3 регистрами, разграниченными орнаментированными полосами. Роспись этого компартимента посвящена Второму пришествию и Страшному Суду. Вдоль свода, как в Пюренлисеки-килисеси, идет полоса орнамента в виде перевитой цепи. Благовещение. Встреча Марии и Елисаветы. Роспись ц. св. Феодора (Пансарлык-килисе) Кон. IX или нач. X в. В люнете зап. стены - Христос Судия в медальоне с ангелами по сторонам, на склонах свода в этом же регистре - фронтальные фигуры стоящих мужей в зелено-коричневых одеяниях с закрытыми книгами в руках, на к-рых начертаны буквы греч. алфавита. Это - апокалиптические старцы. В следующем регистре на зап. стене и склонах свода изображены 40 мучеников Севастийских. Ниже во всю ширину зап. стены простирается сцена «Страшный Суд»: слева изображен ангел, взвешивающий человеческие души, напротив него - сатана, пытающийся перевесить чашу весов в свою сторону, мучения грешников, грешницы, обвитые змеями.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Здание Е в комплексе 39/43, высокий купол к-рого опирался на 4 квадратных столба, возможно, относится к средневизант. времени, когда были отреставрированы некоторые храмы в Маденшехире (напр., 1). В эту эпоху в регионе складывается т. н. ликаонийская архитектурная школа. К ее произведениям относится крестово-купольный храм типа «вписанного креста» 35 в Маденшехире, а также аналогичные ему по плану церкви на соседней горе Чет, в Фисандоне (ныне Дерекёй) и Ала-килисе близ древней Килистры. У этих храмов каменная кладка без использования плинфы, боковые апсиды снаружи не выражены, в интерьере строились квадратные столбы (вместо колонн) и крестовые своды угловых ячеек. Разделка фасадов производилась с помощью глухих арок (со стеной над ними, как в храме в порту в Сиде), к-рые обычно совпадают с внутренними ячейками (кроме храма 35 в Дегле, где зап. и центральные прясла на боковых фасадах разделены 2 глухими арками, что напоминает скорее Чанлы-килисе в Каппадокии). Также фасады в верхней части украшались сложнопрофилированными узкими нишами (на боковых фасадах они поставлены в ряд) над внешним карнизом, а также розетками. Фасадная резьба этих храмов следует традициям предшествующего времени (напр., форма бровок). Среди построек ликаонийской школы наиболее сложен храм в Фисандоне, имеющий нартекс (подобный есть в Ала-килисе), усложненную резьбу (полуколонки между узкими нишами, как в каппадокийской Чанлы-килисе, и резную люнету на фасаде, как в каппадокийском Ягдебаше), пирамидальное расположение троек боковых окон и, вероятно, тыквообразный купол. Храм в Ала-килисе был украшен фресками: сохранились изображения красных крестов и кругов на белом фоне. Аналогичная полихромия на фасаде достигалась за счет раскраски розеток охрой (как на Карагедик-килисеси в каппадокийской Белисырме). В стенах «читается» неск. рядов деревянных связей, крыша была покрыта черепицей (керамидами и калиптерами). К храму пристроен парекклисион, вероятно предназначавшийся для погребений, еще один придел был устроен по старой местной традиции в нартексе. Видимо, ликаонийская школа оказала влияние на архитектуру храмов средневизантийского Кипра на п-ове Карпасия (храмы св. Филона, св. Михаила в Ялусе и св. Синесия), где встречается аналогичная разделка фасадов.

http://pravenc.ru/text/2110495.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010