Образцы чеканного искусства (1838 ед. хр., среди них - 300 икон и крестов), ритуальная посуда и др. изделия хранились в церквах и мон-рях Грузии. Основную часть коллекции груз. ювелирных изделий (X-XIX вв.) составляют сокровищницы кутаисских, рачинских, лечхумских, шорапанских церквей и предметы груз. искусства, отличающиеся высоким мастерством исполнения и художественным изяществом: серебряная ставротека из Амбролаури (19×9,8 см; Кут. 3089, X в.); сребропозлащенные икона архангелов Михаила и Гавриила из Геби (66×33 см; Кут. 3155, XIII в.), рипида из Кутаиси (87,5×87,5 см; Кут. 3400, X в.), икона архангела из Лайлаши (39,7×20,7 см; Кут. 3170), икона-таблетка «Распятие». «Вознесение» (39,5×30 см; Кут. 3085, XII в.); злато-серебряная с эмалью Палеостомская икона Божией Матери из храма Баграта (135×92,5 см; Кут. 3149, XII в.), содержащая фрагменты чеканки XVI в. и описанная рус. послами А. И. Иевлевым и Н. М. Толочановым; серебряная панагия с изображением Божией Матери (5,5×5,3 см; Кут. 3361, XIV-XV вв.); серебряный крест из Баракони, созданный ювелиром Мамне (157×105 см; Кут. 3248, XVI в.); золотая икона Божией Матери из мон-ря Гелати, представляющая собой центральную часть триптиха (Кут. 3866, XVI в.); золотой оклад Четвероевангелия из Ткачири (13,5×8,8 см; Кут. 3272, XVI в.); серебряная икона свт. Николая из церкви в с. Квемо-Бари (34,5×22,5 см; Кут. 3180, XVI в.); сребропозлащенные киот из церкви в с. Кулаши (17,5×22 см; Кут. 3080, XVI в.), икона арх. Гавриила из церкви в с. Сори (23,3×31,5 см; Кут. 3208, XVI в.), крест с флага из церкви в с. Челиши (44,4×23,4 см; Кут. 3289, XVI в.), икона Божией Матери из Пицунды (29,4×4,5 см; Кут. 3081, XVII в.); икона «Распятие» из церкви в с. Хончиори (Кут. 3098, XI в.); сребропозлащенная икона Божией Матери из мон-ря Джручи (57×40 см; Кут. 3195, 1775 г.); серебряная икона вмч. Георгия из церкви в с. Орхви (Кут. 3202, X-XI вв.) и др. Вмч. Георгий Победоносец. Серебряная икона из мон-ря Гелати. XI в. Вмч. Георгий Победоносец. Серебряная икона из мон-ря Гелати.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

центры письменности за рубежом (мон-ри в Палестине, на Чёрной Горе в Сирии и др.). Толкование на Евангелие от Иоанна. 1053 г. (Кут. 484) Толкование на Евангелие от Иоанна. 1053 г. (Кут. 484) Наиболее ранние рукописи, хранящиеся в К. м.: Четвероевангелие-Апостол (Кут. 176, X в.; асомтаврули); 5-томный переводной агиографический метафрастический сборник визант. писателя XI в. Иоанна Ксифилина (Кут. 1-5), греч. оригинал к-рого утрачен; переводы прп. Евфимия Святогорца сочинений свт. Иоанна Златоуста «Толкование на Евангелие от Матфея» (Кут. 524, 1047-1048 гг.; нусхури) и «Толкование на Евангелие от Иоанна» (Кут. 484, 1053 г.; нусхури); Четвероевангелие из церкви Табори в пров. Лечхуми (Кут. 76, 1060 г.), к-рое было переписано в монастыре Калипос на Чёрной Горе в Антиохии с переведенного прп. Георгием Мтацмидели (Святогорцем) Четвероевангелия; переведенные прп. Ефремом Мцире с греческого на груз. язык гимнографические произведения (Кут. 22, XIII в.; пергамен, нусхури), где содержится также самый ранний из известных текст «Покаянного канона» царя св. Давида IV Строителя; произведения прп. Максима Исповедника , переведенные с греческого на груз. язык прп. Арсением Икалтойским (Кут. 23) и Иоанном Петрици (Кут. 14) (обе рукописи XII в., среди них - самая ранняя рукопись К. м., исполненная на бумаге); Гелатский Служебник (Кут. 657, XI-XII вв.), написанный золотыми чернилами на тонком пергамене и украшенный миниатюрами. Псалтирь. XVIII в. (Кут. 365) Псалтирь. XVIII в. (Кут. 365) В фондах К. м. хранится множество иллюминированных рукописей XI-XVIII вв., в т. ч. Четвероевангелие из церкви Табори (Кут. 76, 1060 г.), Четвероевангелия (Кут. 280, XI-XII вв.; Кут. 243, 1502 г.; Кут. 74, XI-XII вв.), Псалтирь (Кут. 365, XVIII в.) и др. «Акафист Пресв. Богородице» (Кут. 258, XVII в.) иллюминирован 72 миниатюрами с изображениями святых и сюжетов из НЗ. Некоторые рукописи, особенно миниатюрные, вставлены в позолоченные серебряные переплеты, украшенные растительным орнаментом и сюжетными композициями из НЗ: напр., Чалатское Четвероевангелие (Кут.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

185, XV в.), Рионское Четвероевангелие (Кут. 303, XII в.), Моцаметское Четвероевангелие (Кут. 182, XII в.). В коллекции представлены и образцы светской лит-ры, среди них - 8 списков соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (Кут. 205, 215, 383, XVII в., и др.), Словарь груз. языка Сулхана-Сабы (Орбелиани) (Кут. 300, XVIII в.), сборник законов царя Картли Вахтанга VI (Кут. 201, 1746 г.), Грамматика католикоса-патриарха Вост. Грузии Антония I (Багратиони) (Кут. 198, 1782 г.), а также сочинения др. авторов в области лексикологии, права, языкознания и т. п. В музее хранится «История Грузии» грузинского историка царевича Вахушти Багратиони (Кут. 46, 1828 г.), переписанная мхедрули и поступившая в К. м. из монастыря Джручи. Коллекция старопечатных книг представлена 824 ед. хр. груз. типографических изданий, среди к-рых наиболее раннее - соч. «Давитиани» груз. царя Арчила II (М., 1705 г.) (Кут. 4652/42); первая в Закавказье напечатанная книга - Четвероевангелие (Тб., 1709) (Кут. 4849/239) и ее переиздания, осуществленные в типографиях царей Вахтанга VI, Ираклия II , Соломона II , митр. Тбилисского Афанасия (Амилахвари) и др., хранившиеся в мон-рях Зап. Грузии. Эти книги интересны оформлением и колофонами. Коллекция документов и архивов содержит 65 тыс. ед. хр. исторических документов XIV-XIX вв.: это царские грамоты, документы пожертвований, пожалований, юридические акты и т. д. Они имеют большое значение в изучении средневековой истории Грузии, напр. жалованная грамота царя Баграта III (Кут. 608, 1512 г.), грамота о цене крови царя Александра V (Кут. 1608, 1748 г.). Особый интерес вызывают архивы церквей и мон-рей Зап. Грузии (Гелати, Моцамета, Джручи, Кацхи и др.), материалы, освещающие деятельность культурно-просветительных, благотворительных об-в и др. типов орг-ций, действовавших до 1917 г., личные архивы писателей и общественных деятелей Грузии (Лорткипанидзе, Д. Назаришвили, А. Гарсеванишвили и др.), эпистолярное наследие груз. писателей прав. Илии Чавчавадзе , Церетели, Н.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

Длинное древко креста было обито серебром и оканчивалось золотым яблоком с утвержденным на нем серебряным чеканным сионом с изображениями сцены «Благовещение», фигур великомучеников Георгия и Димитрия, святителей Николая Чудотворца и Иоанна Златоуста, великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона; надписи на сионе были выполнены на груз. языке: «Крест Христов», «Богородица», «Положение во гроб», «Иоанн Евангелист». Сохранились 2 деревянных небольших креста афонской работы: крест 1664 г. (Кут. 1848; 23,2 (с древком) × 8 см) в серебряной филигранной оправе, в репьях - голубая эмаль, резные и ажурные изображения Распятия и др. сцен, по древку проходит греч. надпись иером. Лаврентия; крест (Кут. 1849; 10×5,5 см) в серебряной оправе (поврежден). Церковная утварь В Кутаисском музее хранятся предметы утвари Н.: дискос серебряный (Кут. 1847, 1-я пол. XVIII в.) с дарственной надписью Зилдастана, воспитателя царевича Давида Нарина; потир серебряный (Кут. 1838, XVII в.) с надписью на ножке, указывающей, что потир был изготовлен и преподнесен в дар «Кутаисской Богоматери» владетельным князем Самегрело (Мегрелии) Леваном II Дадиани (1611-1657) в ознаменование его победы над царем Имерети (впосл. Зилдастан пожертвовал потир монастырю Челиши, о чем говорится в надписи на центральной части сосуда); потир серебряный (XVIII в.) с дарственной надписью Марии Шенгелия, воспитательницы Мераба и Георгия Цулукидзе; серебряный кувшин (Кут. 1853); кадило архиерейское серебряное в виде купольной церкви, с колокольчиками (Кут. 1846), а также мирохранительница серебряная с позолотой, серебряная малая чаша. Среди предметов шитья сохранились: большая плащаница (Кут. 1863, 1702 г.; 75×85 см) с изображением сцены «Снятие с Креста» и 4-строчной золотой надписью, посвященной свт. Николаю; большой воздух (Кут. 1857; 44×63 см) с изображением Христа с архангелами в центре и эмблемами 4 евангелистов в углах, грузинские и греческие заглавные буквы вышиты на атласе серебряными и золотыми нитками; воздух (Кут.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

1855, 1667 г. (?); 40×15 см), вышитый золотыми ниттями, с изображениями Христа Еммануила в центре и архангелов Михаила, Гавриила, Рафаила и Уриила по углам, с греческими (сверху и справа от изображения Христа) и грузинскими (снизу и слева) надписями; воздух (Кут. 1856, 1667 г. (?); 41×42 см) с вышитыми золотыми нитками фигурами Христа Еммануила (в центре) и символами евангелистов (по углам), с грузинской и греческой надписями. По мнению Бочоридзе, воздухи Кут. 1857, 1855 и 1856 были созданы одним мастером и являются образцами местного искусства. В музее также хранятся происходившие из Н. 3 покрова с изображением свт. Николая (Кут. 1858, 1859 и 1860), 3 воздуха сравнительно раннего периода, 4 антиминса 1822 г. (3 из них повреждены). А. Кутателадзе и прав. Евфимий Такаишвили упоминают вязанный гарусными нитками покров с большой иконы свт. Николая, преподнесенный монастырю кнг. Марией Эристави (урожденная Цулукидзе) в 1845 г. Среди происходивших из Н. предметов облачения можно назвать митру, украшенную камнями и серебряными иконками (утрачена); пояс, вышитый золотыми нитками (Кут. 1854, поврежден); пару поручей, вышитых серебряными и золотыми нитками (Кут. 1862); палицу (Кут. 1861, сильно повреждена). Рукописи и книги Во время 1-й экспедиции прав. Евфимия Такаишвили в Рачу (1919) он обнаружил рукописные книги Н., сваленные в беспорядке, многие были повреждены. Самой древней из найденных им рукописей оказался агиографическо-гомилетический сборник (XI в.; 175 л.; 22×14 см) в кожаном переплете на деревянной основе, содержавший Житие свт. Николая (Л. 1-79 об.), Похвалу свт. Николаю прп. Андрея Критского (Л. 79 об.- 122) и Житие прп. Марии Египетской (Л. 122 об.- 175). Текст основной части (Л. 1-154 об.) был выполнен письмом нусхури на пергамене; др. часть (Л. 155-175) написана на синей бумаге. Заказчиком рукописи являлся эристав эриставов Иоване Дадиани (Л. 1, 122), крупный сановник и приближенный царя Грузии Баграта IV; рукопись была поновлена еп. Никорцминдским Сильвестром ( Кутателадзе.

http://pravenc.ru/text/2577593.html

1894. С. 45-47; Такаишвили. 1963. С. 95-96). В описи, составленной Бочоридзе в 20-х гг. XX в., эта рукопись уже не числилась. Частично сохранился агиографический сборник, начинавшийся с Жития апостолов Петра и Павла, выполненный письмом нусхури на пергамене; заглавия написаны киноварью. К кон. XIX в. начальная часть (86 л.) была утрачена, сохранились 80 л. (4 листа 11-й тетради; тетради 12-16, 18-21). В нескольких местах упомянуто имя переписчика Иване Инчихуисдзе, в поздних приписках указаны имена еп. Цагерского Антония (Кавтарадзе), Адама Силагадзе, Кобахидзе, Канделаки ( Кутателадзе. 1894. С. 54-58; Такаишвили. 1963. С. 98). Синаксарь (Кут. 162, XVI-XVII вв.; 159 л.; 40×26 см) был написан на бумаге письмом нусхури в 2 столбца (на каждой странице 39-46 строк, заглавия выполнены киноварью). Переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением. Начало и конец Синаксаря утрачены; сохранилась часть, содержащая чтение из кн. Бытия (Л. 1-2 об.), синаксарные Жития святых за 1-15 сент. (Л. 2 об.- 5), Минею за 1 сент.- 30 нояб. (Л. 6-159 об.) (Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 315-316). Триодь постная (Кут. 171, XVI-XVII вв.; 210 л.; 40×27 см) в кожаном на деревянной основе переплете с тиснением, написанная на бумаге письмом нусхури в 2 столбца (заглавия выполнены киноварью), содержит надпись, сделанную переписчиком текста: «От голода голова пошла кругом, ошибся, не проклинайте меня» (Там же. С. 326). Минея (Кут. 163, XVI-XVII вв.; 162 л; 40×25,5 см) без переплета сохранилась не полностью (30 нояб.- 23 февр.) и была выполнена на бумаге письмом нусхури в 2 столбца по 40 строк. Между текстами, посвященными Рождеству Христову и Богоявлению, помещены ямбы (Л. 62-63, 95 об.- 96 об.) (Там же. С. 316). Минея 1562 г. была заказана царем Имерети Георгием II и написана на бумаге письмом нусхури в 2 столбца по 40 строк (заглавия выполнены киноварью), изначально содержала полный годовой комплект текстов в 5 книгах ( Такаишвили. 1963. С. 102-103). Сохранились тексты за март (Кут. 164; 114 л.; 40×26, переписчик - Иоване Чумбуридзе) и за период с кон. июня по авг. (Кут. 165; 156 л.; 37×25; переплет кожаный на деревянной основе, с тиснением; переписчик Зосиме Каргаретели) (Описание рукописей. 1953. Т. 1. С. 316-317). Сохранилась еще одна Минея 1562 г., заказанная Георгием II (бумага, нусхури), переписанная Зосиме Каргаретели (Там же. С. 98).

http://pravenc.ru/text/2577593.html

Часть церквей в Н. е. была воздвигнута местными князьями. Так, в XVI в. князья Лашхишвили построили в Бугеули однонефную церковь, прямоугольную в плане; входы - с запада и юга, одно окно пробито в алтаре. Ширина восточного и западного фасадов превышает высоту церкви (до фронтона); такое соотношение характерно для церковной архитектуры Грузии XVI-XVIII вв. При строительстве использовался чисто тесанный камень, однако размеры квадров разные, а строительный ряд смешанный: большие квадры использованы как в нижнем, так и в верхних рядах. Окно и входы украшены резным орнаментом, на карнизе декор отсутствует. Интерьер почти полностью расписан. На юж. части арки сохранилось изображение св. Нины, а на сев. и юж. стенах помещены ктиторские портреты Лашхишвили ( Беридзе. 1994. С. 206-207). Роду Лашхишвили принадлежала также церковь Микарцминда (от груз. «святой Михаил») во имя арх. Михаила (XI в.) - один из лучших образцов базилики в Раче. В XIX в. эта 3-нефная базилика была переделана в зальную церковь; столбы, отделяющие центральный неф от боковых, были снесены; фасад, выложенный из тесаного камня, оштукатурен и побелен. К нач. XX в. в Микарцминде хранился деревянный крест (Кут. 1872; 44,2×23,2 см), окованный серебром, с чеканными изображениями 4 архангелов и вмч. Георгия на лицевой стороне и украшенный 3 драгоценными камнями (к 20-м гг. XX в. 2 камня были утрачены). На кресте была сделана дарственная надпись, в которой упомянуты «царь царей Георгий» (царь Имерети Георгий II), царевич Леван (позже царь Имерети), кн. Пешанги Лашхишвили и его супруга кнг. Улунпия. Также в это время в церкви находились сребропозлащенные икона Божией Матери с Младенцем (Кут. 1873, XVI в.; 34,2×24 см; украшена 3 драгоценными камнями и 2 жемчужинами) и 2 иконы Спасителя (Кут. 1875, XVII в.; 29×20,7 см и Кут. 1876, XVI-XVII вв.; 26,2×21,5 см). Все 3 святыни были снабжены дарственными надписями представителей рода Лашхишвили. Также следует отметить: кованую на серебряных пластинах икону св. Архангелов, на оборотной стороне которой находилась надпись кн. Пешанги Лашхишвили; икону арх. Михаила и Божией Матери (Кут. 1874, XVII-XVIII вв.; 26,2×20 см) с пояснительными и дарственными надписями. Возможно, из той же церкви происходил сребропозлащенный энколпион (XVIII в.; 5,5×5×1), на лицевой стороне к-рого вычеканена икона Божией Матери с Младенцем, украшенная драгоценными камнями (2 средних, 3 мелких), с монограммой чеканщика златоваятеля: . В энколпионе хранились частицы мощей святых. В 20-х гг. XX в. энколпион находился в семье жителя с. Микарцминда И. М. Цулукидзе; дальнейшая судьба святыни неизвестна.

http://pravenc.ru/text/2577595.html

XI в. Коллекция иконописи и церковной утвари (716 ед. хр., среди них - 234 иконы и креста) объединяет образцы рус. и груз. иконописи и церковную утварь XVIII - нач. XX в. Наиболее значимы иконы-энколпионы, представляющие собой триптихи: напр., образ Божией Матери со створками с изображением композиции «Благовещение» из церкви в с. Свири (19,5×15 см; Кут. 7143, XVI-XVII вв.), святые Кирик и Иулитта (Кут. 1867, XVII в.); комбинированные иконы (живописные в чеканных окладах): евангелиста ап. Иоанна Богослова из Накуралеши (27,8×32 см; Кут. 3196, XVII в.), вмч. Евстафия Плакиды (30,5×4,5 см; Кут. 3234, XVII в.), Божией Матери Елеусы из Кутаиси (31,5×27 см; Кут. 3186, XVIII в.) и др. Коллекция текстильных изделий содержит церковные (654 образца) и светские принадлежности (1254 ед. хр.), большинство из них датируется XVII-XIX вв. Примечательны церковные облачения из ткани, украшенной растительными орнаментами и сюжетами НЗ. На нек-рых есть надписи, позволяющие установить, кем и когда была пожертвована или сделана ткань. Коллекция изобразительного искусства содержит образцы станковой живописи и скульптуры (347 ед. хр.) XIX-XX вв., в т. ч. работы груз. и зарубежных художников Я. Паевского, В. В. Кроткова, Г. Зазиашвили, Л. Д. Гудиашвили, Е. Д. Ахвледиани, А. А. Бажбеука-Меликова и др. Фонд новой истории и просвещения Фонд новой истории и просвещения содержит 15 379 документов новой и новейшей истории, а также материалы (10 215 ед. хр.) из Музея народного образования Кутаисского педагогического ин-та (ныне Педагогический ин-т им. А. Церетели). Фото- и фоноколлекция включает 17 397 фотоматериалов, среди которых - произведения груз. и зарубежных фотографов А. Роинишвили, Д. И. Ермакова, Н. Сагарадзе, Д. Абашидзе, Д. Мхеидзе, Е. Крара, В. Барканова, Е. Г. Мушегяна, К. М. Заниса, А. Михайлова, М. Кахучова, А. Нордштейна, Э. Вестли, П. Мищенко и др. Значительная часть коллекции посвящена видам Кутаиси, семейным фотоархивам, материалам, представляющим быт и культуру города. Научная библиотека

http://pravenc.ru/text/2462341.html

Прп. Георгию Святогорцу принадлежат переводы неск. Символов веры: Никео-Константинопольского собора, святителей Григория Чудотворца, Афанасия Александрийского, патриарха Фотия (Кекел. А 584), а также «Слово о богословии и Рождестве Христовом» прп. Иоанна Дамаскина (Кут. 5) и неск. посланий догматического характера, принадлежащих разным авторам (Кекел. А 55, 60, 66, 239, 584, S 49, 1587). Вслед за лит-рой визант. ренессанса груз. эллинофилы XI в. Ефрем Мцире, Феофил Иеромонах, прп. Арсений Икалтойский и другие обратились к новой тематике и новому переводческому стилю. Догматическо-полемические памятники этого периода, так же как и произведения др. жанров, по глубине содержания и многообразию переводческих стилей во многом отличались от сочинений предшествующего периода. Ефрему Мцире принадлежит перевод 1-й (Диалектика) и 3-й (Изложение православной веры) частей «Источника знаний» прп. Иоанна Дамаскина (Кекел. А 24), по содержанию и после редактирования не совпадающий с греч. текстом. Перевод предваряет оригинальное предисловие, содержащее богатую историко-лит. информацию, а также содержит схолии и колофоны, где даны толкования богословских терминов, сведения исторического и богословско-философского характера. 2-я часть трилогии (О ересях), за к-рой ни прп. Ефрем, ни прп. Арсений Икалтойский не признавали авторства Дамаскина, была переведена Феофилом Иеромонахом, использовавшим в качестве оригинала сочинение свт. Епифания Кипрского (Кекел. S 64 - Рапава. Об одном переводе Феофила Иеромонаха. 1986). Прп. Ефрему также принадлежат переводы Гомилий свт. Григория Богослова: 2-е Слово против Юлиана (Or. 5), К евномианам (Or. 27), О богословии (Кекел. A 292), 2 сочинения прп. Иоанна Дамаскина против иконоборцев (Кекел. А 162; Кут. 8). Феофил перевел «Исповедание истинной христианской веры» блж. еп. Феодорита Кирского (Кекел. А 66, 140, Hieros. Patr. 23; Кут. 8), «О восьмидесяти ересях» свт. Епифания Кипрского (Кекел. А 64, 205, Н 601) ( Махарашвили. Феофил Иеромонах. 2002). Прп. Арсений Икалтойский создал сборник догматическо-полемических произведений Догматикон (22 списка: Кекел. S 1463, XII в.; Кут. 23, 24, XII-XIII вв.; Кекел. A 205, XIII в.; Q 50, Q 51, XVII-XVIII вв. и др.- Чикватия. О взаимосвязи списков. 2003), куда включил 72 сочинения свт. Анастасия Синаита, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Кирилла Александрийского, Феодора Абу Курры, Никиты Стифата, папы Льва I, митр. Евстратия Никейского, Михаила Пселла и др. (нек-рые считаются вставленными позднее переписчиками). В сборник вошли также труды неизвестных авторов, направленные против иудаизма, мусульманства, монофизитства, яковитства, несторианства и др. Произведения сопровождаются маргиналиями, комментирующими место или слово в тексте, и схолиями. Полный аналог сб. Догматикон в греч. традиции пока что неизвестен; европ. учеными обнаружена греч. рукопись (Vat. 236), где лишь частично представлены произведения из Догматикона ( Outti é r. Le Dogmatikon. 2001).

http://pravenc.ru/text/639853.html

Выносной крест. Ок. 1060 г. (Кут. 3271) Выносной крест. Ок. 1060 г. (Кут. 3271) Сохранилась золотая икона с поясным изображением Христа Вседержителя (Кут. 3858, 9×7 см, кон. XII - нач. XIII в.). Лик Христа живописный, ризы и нимб чеканные, с гравировкой, рельеф низкий. Христос благословляет троеперстно. Оклад украшен жемчугом и драгоценными камнями, обрамляющий икону орнамент состоит из сложных узоров, напоминающих филигрань. На лицевой стороне нек-рые звенья декора отделены друг от друга гладкими выпуклыми медальонами (на углах удлиненными). Спинка оклада открывается; внутри иконы сделаны вместилища для мощей и сохранились отрывки надписей на металлических листах, а также 2 медальона - один с погрудным изображением ап. Иакова, другой с надписью. Кроме того, на оборотной стороне оклада помещена обрамляющая орнамент надпись с молитвенным прошением заказчика: «Боже, распныйся на кресте невредимо и прославивший святых Твоих, будь покровителем и мне, Дадиани Вардану». Вардан Дадиани был современником царя Грузии Георгия III (1156-1184) и царицы св. Тамары (1184-1207/13), имел должность мсахуртухуцеси (начальник личного войска царя и служителей царского двора), поддержал в 1191 г. выступление супруга св. Тамары, опального кн. Юрия Андреевича Боголюбского, был лишен должности и владений ( Brosset. 1851. Vol. 3. P. 48; Кондаков. 1890. С. 55-56; Чубинашвили. 1959. С. 621). Рождество Христово. Чеканная икона. 2-е десятилетие XI в. Рождество Христово. Чеканная икона. 2-е десятилетие XI в. Массивная серебряная икона Рождества Христова (Кут. 3099, 34,7×33 см) является ярким примером скульптурно-пластического произведения. Лицевая сторона позолочена и обрамлена орнаментом из жгутов и пальметт. Верхняя часть композиции отделена от основной части тройной аркой пещеры вертепа. В центре верхней части изображена мандорла, фланкированная 2 ангелами с каждой стороны. В основной части объединены неск. эпизодов: под средним подъемом очертания пещеры расположены ясли с Младенцем, на Которого смотрят осел и корова.

http://pravenc.ru/text/2564254.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010