Коба был абсолютно бесстрашен, главное – он совсем не боялся Бога. Готовность действовать –  его характерная черта, соединенная с умом, цинизмом и жестокостью. Иосиф достиг вершин власти и вполне сохранил в себе ум, цинизм и жестокость. Коротко об индустриализации «молодой страны советов» начала 1930-х гг. Многим кажется, будто дело было в энтузиазме, но существенную роль играла также большая помощь со стороны США и других стран Запада. Не бескорыстная: мы расплачивались поставками зерна. Именно этой необходимостью рассчитаться объясняется страшный голод на Украине. Сталин пишет Молотову в конце лета 1930 г.: «нужно бешено форсировать вывоз хлеба» (Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия». М. 2008, стр.105). Вождь дошел до того, до чего и Ирод не дошел бы: крестьянам не оставляли зерна даже на пропитание, а чтобы ограничить их приток (за едой) в города, выставляли кордоны ОГПУ. Руководящие работники Украины, ответственные за поставки зерна, «подбадривались», как пишет Курляндский, угрозами кар. Их отчеты о жестоких репрессиях против «саботажников» удовлетворили вождя, и он написал: «Наконец-то вы начинаете браться за дело по-большевистски» (Курляндский, стр. 41). Выразительны сохранившиеся в архиве небольшие записки Сталина 1937–1938 гг., обращенные к Ежову: «Избить Уншлихта за то, что не выдал агентов Польши». «Бить во всю Рябинина, почему не выдал Варейкиса». «Допросить Агопу (крепко)». «NB. Вальтер (немец). Избить Вальтера». «Не «проверять», а арестовать нужно». «Расстрелять всех» (резолюция на записке о 399 арестованных в Новосибирской области бывших военных и чиновников царской армии). «Т. Ежову. Очень важно. Нужно пройтись по Удмуртской, Марийской, Чувашской, Мордовской республикам, пройтись метлой». Здесь приведена лишь небольшая часть таких записок (см. Курляндский, стр.42–43). В опровержение мифа о якобы происшедшем в душе Сталина внутреннем перевороте во время войны следует обратиться к так называемому «делу врачей» (1952). Сохранилось много свидетельств о крайнем недовольстве Сталина медленным продвижением дела и о его требованиях применения пыток. Одним из наиболее часто цитируемых документов в этом плане является записка от 15 ноября 1952 года министра госбезопасности С.Д. Игнатьева Сталину по «делу врачей» и «делу Абакумова»: «Во исполнение Ваших указаний от 5 и 13 ноября с.г. сделано следующее… К Егорову, Виноградову и Василенко применены меры физического воздействия, усилены допросы их… Подобраны и уже использованы в деле два работника, могущие выполнять специальные задания (применять физические наказания) в отношении особо важных и особо опасных преступников».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1832, дек. 28 (5870). § 255. 392. За принятие, без надлежащего разрешения, кого либо из иноверных Российских подданных (не-Христиан) в Евангелическо-Лютеранское вероисповедание, Проповедник подвергается: в первый и второй раз строгому выговору, в третий удалению от должности на два года, а в четвертый лишению сана. 1832, дек. 28 (5870); 1845, авг. 15 (19283) Глава VI. О ВЫСШИХ ДУХОВНЫХ САНОВНИКАХ 401. Пробские округи в Империи составляются, по соображению с местными обстоятельствами, из большего или меньшего числа Евангелическо-Лютеранских приходов. В 1832 году назначено их: три в губернии С.-Петербургской, восемь в Лифляндской, восемь в Эстляндской, семь в Курляндской, один в Виленской, два в колониях Саратовских, и два в Немецких колониях южного края. 1832, дек. 28 (5870). § 264. 402. ...Если окажется нужным учреждение нового Пробства, или какое либо изменение в пространстве существующих Пробских округов, то местные Консистории доносят о сем Генеральной Консистории, которая представляет свое по сему мнение Министерству Внутренних Дел, для доклада Его Императорскому Величеству. Там же. § 265. 405. Пробсты подчинены непосредственно Генерал-Супер-Интендантам и Консисториям, и сами суть непосредственные начальники принадлежащих к их округам Проповедников... Там же. § 268. 418. Высшие духовные начальники Пробстов в Лифляндской, Эстляндской и Курляндской губерниях и в округах Консисторий С.-Петербургской и Московской именуются Генерал-Супер-Интендантами, а начальники Проповедников на острове Эзеле и в городах Риге и Ревеле Супер-Интендантами. 1832, дек. 28 (5870). § 275 432. Все высшие духовные сановники Евангелическо-Лютеранского исповедания, также Проповедники и Адъюнкты их при вступлении в должность, а кандидаты духовенства при получении права проповедывать (venia concionandi), дают присягу на верность службы Его Императорскому Величеству по установленному порядку, на общем основании. Там же. § 289. Глава VII. О КОНСИСТОРИЯХ 433. Все Евангелическо-Лютеранские приходы в Империи, за исключением находящихся в Закавказских колониях иностранных поселенцев, состоят в ведении следующих местных Консисторий: 1) С.-Петербургской, 2) Лифляндской, 3) Эстляндской, 4) Курляндской, 5) Московской, 6) Эзельской, 7) Рижской и 8) Ревельской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава III. Консисториальные округа А. Протестантские консистории 1 . Лютеранские консистории: их состав и круг действий. (Свод. зак. по изд. 1896 г. т. XI, ч. I, ст. 543–500; 932 – 987). Консисториальное управление в лютеранстве было узаконено уже договором немецких князей в Аугсбурге в 1555 году,-и с тех пор консистории мало- по- малу стали появляться повсюду в немецких протестантских государствах, захватывая в свои руки то божественное право и ту священную власть, которые Спасителем были даны только определенным лицам-Апостолам и их дальнейшим преемникам. Личное служение епископов лютеранство заменило деятельностью коллегиальных учреждений-консисторий. Как человеческое установление, лютеранская консистория всецело обязана своим происхождением инициативе и власти протестантских монархов. Лютер отверг таинство священства; лютеранские, князья поставили на его место чиновничество. В таком виде протестантство появилось и в России. У него пет епископов в христианском смысле; за то есть консистории, обладающие епископскими правами и полномочиями. По действующим ныне в России законам (ст. 543), все лютеранские приходы, за исключением находящихся в закавказских колониях иностранных поселенцев, состоят в ведении следующих местных консисторий: 1) с.-петербурской, 2) лифляндской, 3) эстляндской, 4) курляндской и 5) московской.-В округи этих консисторий входят: а) с.-петербургской-лютеранские приходы губерний с-петербургской с г. г. Кронштадтом и Нарвой, новгородской, псковской, вологодской, олонецкой, архангельской, костромской, ярославской, смоленской, черниговской, волынской, подольской, киевской, полтавской, екатеринославской, таврической, бессарабской, херсонской с г. Одессой, а также ростовского и таганрогского округов области войска донского; б) лифляндской-приходы лифляндской губернии; в) эстляндской-приходы эстляндской губернии; г) курляндской-приходы губерний: курляндской, витебской, могилевской, минской, виленской, гродненской и ковенской; д) московской -приходы губерний: московской, тверской, калужской, тульской, рязанской, владимирской, нижегородской, пензенской, тамбовской, воронежской, курской, орловской, харьковской, саратовской, симбирской, казанской, вятской, пермской, самарской, оренбургской, уфимской, астраханской, кавказского края, губерний и областей Сибири и туркестанского края.-Закавказские лютеранские общества немецких колонистов, не подчиняясь консисториям, в духовном отношении, как мы видели, находятся в ведении колонистского синода и обер-пастора, зависящих непосредственно от министра внутренних дел. В царстве польском протестантскими приходами аугсбургского исповедания ведает особая, аугсбургская консистория, находящаяся в Варшаве. Ола же управляет и делами проживающих в губерниях царства польского гернгутеров или Моравских Братьев и Монолитов. Кроме того в Варшаве есть реформатская консистория, а в Вильне-равноправная с нею реформатская коллегия.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

12 июня 2013 г. 18:26 Историк Игорь Курляндский: Многие документы церковно-государственных отношений советского времени по-прежнему недоступны Интернет-сайт «Документы советской эпохи» гостеприимно открыл доступ к советским архивам, которые до сих пор оставались недоступны широкой аудитории, интересующейся историей нашей страны. Как сообщил в интервью «Российской газете» директор Росархива Андрей Артизов на сайте представлено «400 тысяч электронных копий документов из фондов Политбюро за 1919-1932 годы и Иосифа Сталина, хранящихся в РГАСПИ». И это не придел, сайт станет постоянно пополняться новой информацией. Однако все ли документы церковно-государственных отношений советского времени будут доступны? Станут ли доступны исследователям закрытые до сих пор документы по новомученикам? Своим мнением с ЦВ поделился к.и.н., ст. науч. сотр. Центра истории религии и Церкви Института российской истории РАН Игорь Александрович Курляндский. Конечно, хорошо, что какая-то часть источников по советской эпохе будет появляться в интернете, но то, как этот проект организован, не добавляет мне оптимизма. Во-первых, представлена только часть сталинского фонда из РГАСПИ, за исключением до сих пор засекреченных документов Сталина, весьма многочисленных. Во-вторых, даже из представленных документов треть находится в так называемом закрытом разделе, куда имеют доступ только сотрудники самого архива или ученые по специальным разрешениям. Такой порядок «убивает» саму идею демократичности данного начинания. И, в-третьих, сайт из-за большого наплыва пользователей, как и следовало ожидать, регулярно " зависает " . И пока не видно, как его создатели справятся с этой проблемой. Что же касается документов церковно-государственных отношений того периода, то многие из них по- прежнему недоступны. Они хранятся в разных архивах и пока в этот интернет-проект не попадают. И неясно, когда до них дойдет очередь. Значительная часть документов церковно-государственных отношений в СССР за период еще с 1920-х гг. до сих пор засекречена. Это и документы из тематических папок архивного фонда Политбюро, хранящиеся в Архиве Президента РФ, и чекистские документы из Центрального архива ФСБ, и документы из особых папок Секретариата ЦК из РГАСПИ и многие другие.

http://e-vestnik.ru/news/igor_kurlyandsk...

Павел только хочет чрез это показать силу свою, будто он у нас при дворе силен. Об этом также скажи Антону Мануиловичу, чтоб не допустить». Девьер должен был взять свои меры и взял; 21 января 1727 года он писал императрице из Митавы: «Сказано мне за тайну обер-ратами, что министр вашего величества при польском дворе будто бы никакого старания о курляндском деле не имеет и будто под рукой полякам говорит, чтоб они никакого опасения не имели, потому что ваше императорское величество в курляндском деле никакого им помешательства делать не соизволите, и хотя я во всем им не верю, однако бешенство его что-нибудь может сделать». Девьер бездоказательно обвинял Ягужинского в том, что он действовал в Польше вопреки русским интересам; то же обвинение легло на Меншикова в шведских делах, и легло с доказательствами. В конце царствования Петра Великого мы оставили в Стокгольме представителем России Мих. Петр. Бестужева. Уведомляя графа Головкина о разнесшейся по городу вести о кончине Петра, Бестужев писал: «Доброжелательные и добрые патриоты от всего сердца опечалились, а я в такую алтерацию и конфузию пришел, что не могу опомниться и лихорадку получил, однако через силу ко двору ездил и увидал короля и его партизанов в немалой радости». Новой государыне Бестужев писал: «Двор сильно надеялся, что от такого внезапного случая в России произойдет великое замешательство и все дела ниспровергнутся; но когда узнали, что ваше величество вступили на престол и все окончилось тихо, то придворные стали ходить повеся нос; таким образом, этот случай открыл сердца многих людей. Намерение здешнего двора было в мутной воде рыбу ловить; надеялись, что герцог голштинский принужден будет выехать из России, от которой не будет иметь более поддержки, и тут можно будет вести кассельские интриги и умножать свою партию. Эта надежда превратилась в дым вступлением на престол вашего величества; партия герцога голштинского здесь теперь не уменьшится, только при нынешних конъюнктурах надобно ее ласкать, а врагов приводить на истинный путь умным и приятным обхождением».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Дальнейшей откровенности Ягужинский не мог добиться, а генерал Флюг, с которым он свел дружбу, сказал ему под секретом, что когда король у себя разговаривал о России, то сказал: «Я не верю русским». В это время Ягужинский получает письмо от Анны, герцогини курляндской: «Как здесь слышу, что курляндское дело в Польше весьма худо идет и поляки комиссию сюда отправлять хотят для щету моих деревень и моей претензии, и ежели до того допущено было, то б великое предосуждение российским интересам было, тако ж слышно, что князю Фердинанду хотят лен дать, и то также против российских интересов, из чего здешняя земля в великую канфузию и в дишперацию приходит, и то все делается через здешних плутов Костюшки иофемберховой фамилии и Буххольца и Рацкова, которым предстатель великой канцлер Шембек; я вас прилежно прошу, приискав к тому удобные способы, до того не допустить, а паче до отправления сюда комиссии, чем меня вовеки одолжите и за что, доколе жива, вашу любовь буду в памяти иметь, и пребываю вам всегда доброжелательна Анна». И в Петербурге желали того же самого; но легко было написать: «Приискав к тому удобные способы, до того не допустить» – трудно было исполнить. Ягужинский видел, что единственное средство сдержать поляков – это действовать решительно, действовать, а не говорить только; но в Петербурге были озабочены ганноверским союзом, делами шведскими и не хотели действовать по курляндскому делу, чтоб не поссориться с поляками. Девьер писал Макарову из Митавы: «Извольте объявить ее величеству, чтоб изволили сильное старание иметь при польском дворе о курляндских делах, потому что без того ничему доброму сделаться нельзя. Хотя курляндцы истинным сердцем хотят стоять при своих правах, однако принуждены требовать помощи ее величества, а без того держаться не могут по своему бессилию. Если от нашего двора не будет сильного старания о том, чтоб не допустить Курляндию до раздела или присоединения к Короне Польской, то курляндцы принуждены будут отдаться в волю полякам; пословица говорит: сила солому ломит; а другая: с сильным не дерись, с богатым не тянись; так и в их делах курляндских, если не будет на кого им опереться, то они будут принуждены поступать по воле Короны Польской.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

639 . Избранные дворянством Главные Церковные Попечители и светские Заседатели в Прибалтийских губерниях утверждаются губернским начальством, которое об утверждении их немедленно сообщает Генеральной Консистории; в губерниях Виленской и Гродненской, Губернские Правления извещают о избранных Генеральную Консисторию, которая утверждает их. 640 . Для сельских приходов в С.-Петербургской губернии (Ингерманландии) Президент С.-Петербургской Евангелическо-Лютеранской Консистории есть Главный Церковный Попечитель; на место светского Заседателя Генеральная Консистория назначает одного из имеющих недвижимую в сей губернии собственность дворян Евангелическо-Лютеранского исповедания, или одного из почетных С.-Петербургских жителей сей веры, с их согласия, или же одного из светских членов С.-Петербургской Евангелическо-Лютеранской Консистории. 641 . Место духовного члена в Главных Церковных Попечительствах в губерниях Лифляндской, Эстляндской, Курляндской и С.-Петербургской всегда занимает старший из Пробстов подведомственного Попечительству округа, в Вильне Виленский Пробст, а на острове Эзеле тамошний Суперинтендент. 642 . Когда заседающий в Главном Попечительстве духовный член по законным причинам не может в оном присутствовать, то на место его призывается другой старший из Пробстов или Проповедников подведомственного Главному Попечительству округа. 643 . Канцелярскими делами в Главных Церковных Попечительствах в Курляндской и Эстляндской губерниях и в Вильне заведывают определяемые Главными Церковными Попечителями Нотарии; им, от состоящих в округе Попечительства церквей и приходов, назначаются на содержание небольшие оклады. – В С.-Петербургском Главном Церковном Попечительстве должность Нотария исправляет Нотарий С.-Петербургской Консистории, а на острове Эзеле Консисторский Секретарь, оба без особого по сей должности оклада. – В Лифляндской губернии определение и содержание Нотарием в Главных Церковных Попечительствах остается на прежнем, до 1832 года существовавшем, основании (а).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Прибалтийские лимитрофы. Несколько лучше было положение русских в Прибалтике. Согласно Всероссийской переписи населения 1897 общее число русских в губерниях Прибалтийского края (Эстляндской, Лифляндской и Курляндской) составляло 330 тысяч человек. Русскими в Ковенской губернии считали себя 116 325 человек, Виленской – 186 600, всего 303 тысячи человек. Правда, большинство из русских в литовских губерниях в дальнейшем стали относить к белорусам, в результате чего цифры русского населения стали снижаться при общем росте славянского населения. Всего к 1913-1914 гг. в Прибалтийских губерниях (Эстляндской, Лифляндской, Курляндской) проживало 450 тысяч русских, и 175 тысяч русских насчитывалось в Литве (Ковенской и Виленской губерниях). Последствия войн 1914-20х гг и этнических чисток сократили численность русского населения Прибалтики. В 1926 г. русских в Прибалтике насчитывалось лишь немного больше 350 тысяч. Подавляющее большинство из них были местными уроженцами. В Латвии и Эстонии они были крупнейшими национальными меньшинствами, в Литве – по численности уступали только полякам. Эстония. Численность русских Эстонии составляла в 1922 году 91 109 человек, причем немалую часть из них были жителями присоединенных к Эстонии Ивангорода и Печорского района. Кроме того, в стране насчитывалось 15-18 тысяч белых эмигрантов, в основном солдат армии Юденича. Большинство из них вскоре переселились в другие страны. Русские Эстонии не составляли единой диаспоры, а делились на: 1. Эстляндских русских, потомков старожилов, живущих здесь живших на землях будущей Эстонии с незапамятных времен; 2. Старообрядцев Причудья; 3. Жителей Печорского края и Ивангорода; 4. Белых эмигрантов. В пределах современных границ Эстонии русских стало лишь на 3 тысячи человек больше, чем в 1897 году. Это было вызвано массовой эвакуацией русских рабочих в период Первой мировой войны и этническими чистками периода гражданской войны. В 1934 году в Эстонии по-прежнему проживали 92 тысячи русских, но апатридов (не имевших эстонского гражданства белых эмигрантов) было лишь 7 832 человека.

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/01/...

Знакомясь с работой М.И. Одинцова, читатель с удивлением обнаруживает, что автор легко меняет стиль и формат изложения материала – от беллетристического изложения резко переходит к форме научной статьи. Так, в пятой главе, после рассказа об эмиграции, он детально разбирает Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» и решения XIV Всероссийского съезда Советов. Это, пожалуй, наиболее сильная часть книги, хотя о митрополите Сергии здесь речь не ведется. О владыке Сергии говорится в следующем параграфе – о начале «глухих 1930-х годов». В этом параграфе автор излагает историю о знаменитом февральском 1930 года интервью Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Автор в лицах рассказывает, как на владыку давили власти, требуя «правильных» ответов, как он принимал иностранных корреспондентов и давал ответы на их вопросы. Его ответы вызвали волну критики, обвинения в «продажности безбожному государству». «Но все же, – указывается в книге, – несмотря на нападки “внешних” и даже вопреки им, в церковной среде положение Сергия постепенно укрепляется» (стр. 245–246). К сожалению, у нас нет возможности принять всерьез этот рассказ. Московский исследователь И.А. Курляндский нашел и проанализировал материалы, посвященные этому сюжету, и они не дают возможности поверить в приведенную М.И. Одинцовым историю. «Текстологический анализ показал, – пишет И.А. Курляндский, – что само интервью являлось фальсификацией (выделено автором. – С.Ф.), совершенной уполномоченными к этому постановлением Политбюро Сталиным, Ярославским и Молотовым. Факт последующей авторизации “интервью” митрополитом Сергием его оценку как фальсификации, по моему убеждению, автора не меняет, потому что очевидно, что эта авторизация была сделана под прямым давлением государства» 3 . Монография И.А. Курляндского появилась более чем за год до того, как увидела свет работа М.И. Одинцова, которому следовало бы с ней ознакомиться и не заниматься «художественным описанием» истории с «интервью». В конце пятой главы автор лаконично пишет о том, что летом 1934 года Синод митрополита Сергия принял постановление о придании суду заграничного духовенства «карловацкой группы» как восставшего на свое законное священноначалие, никак не объясняя причины свершившегося. Автор лишь упоминает письмо, в котором сообщалось о тяжелом впечатлении, произведенном на митрополита Антония (Храповицкого) сообщением о придании его церковному суду и о том, что лидер РПЦЗ вспоминал о владыке Сергии как о «светлой голове» и «добром сердце». Анализа того, как бывшие друзья – митрополиты Сергий и Антоний – разошлись по вопросу о сотрудничестве с большевиками, в книге нет. Есть только констатация: разошлись. Спасибо и за это.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, XVII в. (Иван IV) сам читал просьбы, выслушивал людей даже низкого состояния, преследовал чиновников за бездействие и жестокость, являлся по временам покровителем чужестранцев, которых допускал во дворец, предоставляя им свободу вероисповедания и богослужения, кроме иудеев, которых был непримиримым врагом. Рейтенфельс Яков – курляндский дворянин, XVII в. Русский Царь завоевал Казань, взял в плен царя, еще юношей крестил его и воспитывает при своем дворе с двумя другими князьями, также бывшими Казанскими царями. Царь обращается с ними очень почтительно. Расстояние от одной реки (Волги) до другой (Дона) по переволоку – 2 это опасное место, так как здесь водятся воры и разбойники; впрочем, теперь не так опасно, потому что это место завоевано русским Царем. Дженкинсон Антони († 1610 или 1611) – английский купец и дипломат Получив обратно от него (татарского хана Менгли-Гирея) письменные условия вынужденного подчинения, Иоанн немедленно собрал войска, снова напал на громадные полчища варваров и разбил их. Рейтенфельс Яков – курляндский дворянин, XVII в. Когда все было сказано и сделано, он позволил мне и всей моей свите, бывшей на аудиенции, уходить и поклонился мне наклонением головы, сказав: «За важными делами у меня нет сегодня торжественного обеда, но я пришлю тебе свой обед; даю позволение тебе и твоим свободно выходить из дому, увеличиваю тебе свое жалование в знак любви и расположения к нашей сестре Английской Королеве. Рандольф Томас (1523–1590) – английский посол в России в 1568–1569 гг. После этого я смиренно просил Его Величество позволить мне узнать отдельные оскорбления, совершенные купцами, и имена обидчиков для того, чтобы я мог донести об них Ее Королевскому Величеству и чтобы обидчики понесли заслуженное наказание. Но Царь отвечал, что я не узнаю их, потому что он простил все обиды и было бы не по-царски простить, а потом наказать виновных, т. е. если бы их на родине постигла опала Ее Величества. Дженкинсон Антони († 1610 или 1611) – английский купец и дипломат

http://pravoslavie.ru/1759.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010