преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых). Ал. был брянским боярином, Ан. был боярином любутским (г. Любутск на Оке). 18 авг. 1380 г. св. блгв. кн. московский Димитрий испросил у прп. Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов - братьев Пересвета и Ослябю, принявших постриг в обители с именами Ал. и Ан. (слово «братья» могло иметь разные значения: родные братья, побратимы, братья по иночеству; какое значение имелось в виду - определенно сказать нельзя). Ал. и Ан. были опытными ратниками, однако их призвание в ряды войска имело не столько военное, сколько духовное значение. Прп. Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное - крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, прп. Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство». Перед началом Куликовской битвы (в день праздника Рождества Богородицы) Ал. принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения прп. Сергия и воодушевил рус. войска. Древнейший рассказ о битве - «О побоище, иже на Дону» (в Рогожском летописце - ПСРЛ. М., 1965. Т. 15. Стб. 139-141, Симеоновской летописи - ПСРЛ. СПб., 1913. Т. 18. С. 129-131), а также летописная Повесть о Куликовской битве (в Новгородской IV (ПСРЛ. Пг., 1915. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 311-320; Л., 1925. Вып. 2. С. 321-325) и Софийской I (ПСРЛ. СПб., 1853. Т. 6. С. 90-98) летописях) сообщает о гибели на Куликовом поле только Ал. Наиболее полный рассказ об Ал. и Ан., начиная с посещения св. кн. Димитрием Донским Троице-Сергиева мон-ря, изложен в «Сказании о Мамаевом побоище» (основной редакции), однако и здесь не упоминается смерть Ан. в бою. О смерти обоих иноков в битве говорится в «Задонщине», изображающей иноков-воинов как былинных богатырей, и в «Повести о Мамаевом побоище». «Задонщина», кроме того, сообщает о гибели в битве сына Осляби Иакова.

http://pravenc.ru/text/64384.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Благословлял ли Сергий Радонежский Дмитрия Донского? Дмитрий Володихин о Куликовской битве 11 мин., 17.07.2014 Ряд современных историков утверждает, что никакого благословения князя на битву не было и быть не могло. И трудно назвать их убежденность в этом чисто научной. Очень уж неудобно некоторым признавать роль Церкви в победе на Куликовом поле. Так было ли благословение? Битва на поле Куликовом — одно из ключевых событий русской истории. Оно вошло в учебники, монографии, в живопись и литературу. И почти всегда историю о великом походе князя Дмитрия Ивановича на Дон сопровождает рассказ про то, как московский правитель получил благословение у Сергия Радонежского. Этот краткий, но величественный сюжет знаком миллионам людей. Его любят, его держат около сердца, о нем вспоминают с теплой улыбкой. И вот в позднесоветское время появляется гипотеза: всё это выдумка, «церковная легенда». Что, в сущности, означает «поповские бредни». Да-да, именно так. Слов подобных не произносят и не пишут, но они подразумеваются. Форма, в которой была выражена идея гипотезы, — чисто научная, но суть ее, глубинная суть, очень далека от науки. Хотелось бы напомнить одно обстоятельство. Сильнейший сторонник подобного взгляда Владимир Кучкин опубликовал статью «О ро­ли Сергия Радонежского в подготовке Куликовской битвы» на страницах сборника «Вопросы научного атеизма» (1988). С тех пор к чисто научной, на первый взгляд, полемике всегда и неизменно примешивается глухой подтекст, связанный с верой и безбожием. Поездка в лесную обитель Про визит государя московского в Сергиев монастырь повествует «Сказание о Мамаевом побоище». Великий князь Дмитрий Иванович незадолго до отбытия войск в поход против Мамая ездил с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем на поклон к Сергию Радонежскому. Правитель желал получить от игумена лесной обители благословение перед трудным и опасным делом. Сергий упросил князя отстоять Литургию, а затем — разделить трапезу. Князь, в замешательстве, просил Сергия отпустить его, «ибо пришли к нему вестники, что уже приближаются поганые татары». Но тот задержал Дмитрия Ивановича, сказав: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся». Князь не посмел ослушаться, откушал монастырского хлеба. Тогда Сергий «…окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе». Потом он сказал Дмитрию Ивановичу: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш».

http://foma.ru/blagoslovlyal-li-sergiy-r...

В регионах проходят отборочные туры фестиваля «Любовию и единением спасемся» Москва, 23 марта 2005 г. В апреле Йошкар-Олинская и Марийская епархия проводит отборочный тур всероссийского фестиваля-конкурса художественного творчества детей и молодежи «Любовию и единением спасемся», сообщает пресс-служба Йошкар-Олинской епархии. В Чувашской республике Фестиваль проводится с февраля по апрель, сообщает Республиканская дирекция культурных программ. Заключительные мероприятия Фестиваля состоятся в Москве в июле-октябре 2005 года, в Чебоксарах – 23 апреля 2005года в Республиканском училище культуры. Организационный комитет фестиваля-конкурса художественного творчества детей и молодежи «Любовию и единением спасемся» возглавляет епископ Алатырский Савватий (Антонов), викарий Чебоксарско-Чувашской епархии. «Положение о Всероссийском фестивале-конкурсе художественного творчества детей и молодежи «Любовию и единением спасемся», посвященного 625-летию победы в Куликовской битве и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. За тысячелетнее существование Русской Православной Церкви ее судьба всегда была неразрывно связана с судьбой нашего народа. История нашей Родины исполнена многими драматическими событиями. Ни один век не обошелся без воин. Чужеземные завоеватели приходили к нам с запада, севера, юга и востока. И каждый раз набатный звон колоколов святых обителей и церквей звал народ на защиту Отечества. Куликовская битва 1380 года по своему размаху и последствиям была величайшим сражением средневековья. Русский народ связал победу на Куликовом поле с надеждой на полное освобождение от завоевателей, с правом на самостоятельную жизнь на родной земле. Участники Куликовской битвы почитались как герои, убитые записывались в синодики и поминались во многих храмах. Документальные и поэтические произведения, посвященные событиям 1380 года, писались и переписывались, передавались из поколения в поколение как свидетельства человеческой стойкости и массового героизма. Особо место в этом святом всенародном подвиге принадлежит великому подвижнику земли Русской – Преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, Игумену Радонежскому. Благословляя на предстоящую битву великого Московского князя Димитрия Иоанновича, Преподобный сказал: «Иди, господине, безбоязненно: Господь поможет тебе против безбожных! Любовию и единением спасемся».

http://pravoslavie.ru/13034.html

Вопросы о вере и спасении 01.11.2023 15:01:49   Слушать: http://radonezh.ru/radio/2023/10/11/21-00 Прот. Михаил Дудко: Добрый вечер, дорогие радиослушатели. Сегодня много вопросов приходит от тех людей, которые с утра пошли на службу в храм Божий и услышали, что сегодня день особенный – день преп. Кирилла и Марии, родителей преп. Сергия. Я сегодня тоже рано утром служил Божественную литургию, тоже поминал святых, которым мы обязаны появлением на свет великого плода, того человека, который повлиял и на церковную, и на светскую историю нашей страны, а именно преп. Сергия, игумена Радонежского, который благословил святого князя Дмитрия Донского на брань, на Куликовскую битву, результатом чего явилась победа и над Мамаем. И с этого, собственно говоря, и началось освобождение нашей земли, Руси, от иноверного и иноземного захватчика. Так что преп. Кирилл и Мария, память которых мы ныне почитаем, - это те люди, которые дали нам и миру в целом преп. Сергия. Мы знаем также, что сегодня день преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Тоже мы празднуем память ее. Мы знаем, что она одна из основоположниц социального служения на нашей земле, на Московской земле. Она свою жизнь положила на то, чтобы это социальное служение, служение ближним, в нашей земле, Московской, процветало. Но сегодня уже есть звонок. Здравствуйте. Вопрос: Кто был реставратором Троицы в лавре? Это было еще до революции. Мне бы фамилию имя отчество и когда была реставрация? Прот. Михаил Дудко: Это вопрос специальный немножечко. Поэтому я к такому вопросу не готовился. Наверное, стоило бы задать его, написав. И поэтому, поскольку я не являюсь искусствоведом, и специалистом в области реставрации, на этот вопрос сходу я не могу вам ответить. Должен только сказать, что вообще рубеж 19-20 веков – это период, когда, собственно говоря, русская икона оказалась раскрыта полноценно. Об иконе стали очень много писать. Не только как о том, что хранится в качестве религиозных артефактов в храмах и монастырях Русской Православной Церкви, но и являть достоянием искусства не просто российского или русского, но и мирового тоже.

http://radonezh.ru/2023/11/01/voprosy-o-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Алексей Грачев: «Иногда помощь конкретному человеку находится именно в твоих руках» 24.03.2021 619 Время на чтение 11 минут Алексей Грачев — координатор православного молодежного общества «Ковчег», действующего при Свято-­Троицком кафедральном соборе Саратова. На счету у этого общества много важных благотворительных дел — таких, как акции по сдаче донорской крови «Во имя жизни» и по сбору игрушек для онкобольных детей «Коробка храбрости», раздача бесплатных обедов для малоимущих и другие. Но, как это часто бывает, за насыщенной и разнообразной общественной деятельностью не всегда просматривается сам человек, который ее ведет,— с его взглядами, стремлениями и ожиданиями, с его особенным приходом к вере. Об этом мы поговорили с Алексеем в нашем интервью. Точка опоры —Алексей, Вы с детства были верующим? —В нашей семье не было церковных людей, но с самого детства я ощущал какое-то интуитивное стремление к Православию. Помню, у меня были детские книжки про Куликовскую битву — про князя Димитрия Донского и Сергия Радонежского, про бой Пересвета и Осляби, а еще — былины об Илье Муромце. Помню, как папа рассказывал мне историю о прадедушке, прошедшем Первую мировую войну с 90м псалмом, словами которого он молился. После очередного сражения в его шинели оказалось семь пулевых отверстий, и при этом на теле — ни царапины. Вернувшись с войны, прадед выкопал что­то вроде землянки близ деревни и часто уединялся там для молитвы. Наверное, эти рассказы не могли не подействовать на меня. —Вы приняли крещение в младенчестве? —Нет, крещен я был в довольно позднем возрасте, примерно в восьмом классе. Однажды в выходной день за мной пришла родная тетя, и вместе с ней мы отправились в Покровский собор на крещение. Но так как модели поведения церковного человека перед моими глазами никогда не было, я рос обычным подростком со свойственными этому возрасту увлечениями. Уже в студенческие годы я стал изредка заходить в Свято-Алексиевский монастырь, освященный, как я потом узнал, в честь моего небесного покровителя.

http://ruskline.ru/opp/2021/03/24/alekse...

Закрыть itemscope itemtype="" > Описание и прочтение новой ратной иконы 02.08.2005 389 Время на чтение 10 минут 1. Общие сведения: Размеры ратной иконы " Благословение преподобным Иринархом Затворником Борисо-Глебским - православного русского воинства, народных героев-вождей и спасателей Отечества - Козьмы Минина и Димитрия Пожарского в 1612 году " - 130 х 100 см., ковчега - 104 х 84 см. Цвет ратной иконы светло и темно-зеленый - защитный, воинский, " ратный " . Цвет наградного ордена Святого Сергия Радонежского (1314-1392) - зоркого стража и игумена Земли Русской, благословившего на Куликовскую битву (1380) святого князя Димитрия Донского и победные русские рати и не раз спасавшего Россию в годину смут и бед народных, о котором сказано удивительно точно - " Время общественных бедствий - есть его время! " Радонежский молитвенник и чудотворец является также святым покровителем ратных сил и русской артиллерии. В Смутное лихолетье 17-го века Сергий Радонежский трижды являлся нижегородцу Козьме Минину и звал к спасению гибнущей Отчизны. По благословению и молитвам преподобного Сергия в 14-м веке был основан и Борисо-Глебский мужской монастырь, где прославился святой молитвенник и чудотворец Иринарх Затворник (1547-1616) - ангел-хранитель Земли Русской в Смутное время. Подобно Сергию Радонежскому, святой воинский покровитель Иринарх благословил на ратный подвиг и спасение Отечества Михаила Скопина-Шуйского (1609), народных героев-вождей Минина и Пожарского (1612) и князя-воеводу Бориса Лыкова (1614), вручив им свой медный поклонный крест - святое и необоримое победное оружие. Это знаменательное событие и было положено в основу сюжета ратной иконы, созданной к 9 мая 2005 года - в год и день 60-летия Победы народов России в Великой Отечественной войне (1941-1945). Ратная икона-благословение насыщена воинскими образами, атрибутами и символами, напоминающими о мужестве, доблести и ратной славе наших великих предков, не раз поднимавшихся " на брань " и спасавших Русскую Землю от врагов, изменников и поработителей, побеждая их верой, мужеством и оружием! Вокруг ковчега ратной иконы идет золотая лавровая гирлянда, перевитая золотой лентой и символизирующая ратную славу предков и победы России. Венчает ратную икону православный спасительный крест и перекрещенные у его основания лавровая и пальмовая ветви (символы ратной славы и вечной памяти народной) и слова всесокрушающего и победного девиза - " Сим победиши! " На святых хоругвях и боевых штандартах и знаменах этот девиз означает победу России и русского духа - над многочисленными врагами и силами зла и тьмы, торжество Православия и общенационального русского дела. Служение Богу, вере православной и своему народу и Отечеству - первые всего! Сим победиши!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Александр Трушин: «У верующих военных особое понимание Бога» Беседа с устроителем уникального приходского военного музея 08.05.2021 750 Время на чтение 18 минут Источник: Православие.Ru Храм Николая Чудотворца в селе Лямцино Домодедовского района Совсем недалеко от Москвы , в селе Лямцино Домодедовского района, находится церковь Николая Чудотворца. Небольшая территория храма утопает в цветущих розах, пышных гортензиях. В тени раскидистого можжевельника развалился огромный кот, а пожелтевшая яблоня-антоновка стоит с опущенными под тяжестью плодов ветками. Такую картину этой осенью мало где увидишь – год выдался неурожайным. Невольно возникает ассоциация с райским садом, ведь вся прицерковная земля полна жизнью, и практически невозможно представить, что чуть более четверти века назад здесь располагался склад азотных удобрений. На тот момент от храма оставался только четверик основания, алтарь был полностью снесен. Концентрация химикатов была такова, что вся земля на метр вглубь была мертвая, не росли даже сорняки. Когда начались реставрационные работы, местные жители приходили с просьбой забрать себе мешки с «удобрениями», для посыпания химикатами дорожек между могилами. Избыток свинца, меди, цинка – полностью убитая и растерзанная земля. Но церковь восстановили, жизнь вернулась. Сейчас на территории храма располагается воскресная школа и военный музей, созданный по замыслу настоятеля храма отца Александра Трушина. Военный музей при храме неизменно привлекает посетителей, и не только из числа прихожан. За годы существования небольшого выставочного комплекса в нем побывали с экскурсиями практически все школы Домодедовского района, приезжают и из Москвы, и из соседних районов. Непростую историю нашей страны можно проследить, начиная с Куликовского сражения, когда преподобный Сергий Радонежский дал Димитрию Донскому благословение на битву с золотоордынским войском Мамая, а само благословение стало символом правого дела и основополагающим залогом будущей победы христианского русского воинства над врагом.

http://ruskline.ru/opp/2021/05/08/protoi...

Закрыть itemscope itemtype="" > Талицы. Чтобы почувствовать связь времен… 24.12.2020 580 Время на чтение 8 минут Талицы… местечко в 35 километрах от Москвы по старой Ярославской дороге. Талицы входят в конгломерацию сакральной топографии Куликовской битвы. По преданию именно здесь в 1380 году останавливался на отдых великий князь Московский Дмитрий Иванович Донской, совершая паломничество в Троицкий монастырь к преподобному Сергию за благословением на битву. Место, овеянное легендой, сохранилось. Здесь была сооружена часовня в память об историческом отдыхе князя. Впоследствии это место относилось к разным монастырям, а в начале XIX века было отписано Стефано-Махрищской обители, насельники которой помимо несения всех послушаний стали копать пещеры, тем самым смиряя свою плоть, ища уединения и тихой молитвы. В те времена многочисленные паломники шли на богомолье в лавру именно этой дорогой. Так и повелось, вслед за благоверным князем Димтрием Донским, останавливаться на отдых в Талицах. Местные крестьяне использовали народный поток, устраивая в Талицах постоялые дворы и чайные. Теперь не те времена. Богомольцы и паломники чаще направляются в лавру по новому Ярославскому шоссе или на электричках. В Талицы заглядывают редко. Место тихое, уединенное. Только два года назад, когда были масштабные работы по устройству федеральной трассы М8, из-за того, что приходилось объезжать мучительные пробки, поток путников в Талицах был значительным. В середине 90-х годов прошлого века здесь вновь было устроено подворье Свято-Троицкого Стефано-Махрищского ставропигиального женского монастыря. В 2007 году начались археологические и реставрационные работы по восстановлению пещер, протяженность которых составляла более ста метров. Были обнаружены четыре очень тесные кельи, и одна достаточно просторная, где по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был устроен храм в честь небесного покровителя благоверного князя Дмитрия Ивановича Донского – великомученика Димитрия Солунского. Ранее пещерного храма не было.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/24/talicy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Церковь никогда не отделяла себя от своего народа Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий 07.02.2020 566 Время на чтение 8 минут В дни XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, ответил на вопросы «Монастырского вестника» о значении Великой Победы для нашего народа и о том, для чего монашествующим нужно хранить память о войне. Владыка, в дни XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений выступления участников направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» были посвящены 75-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Почему молодому поколению монахов важно помнить об этой Победе? Почему важно помнить о войне? Тысячелетняя история Русской Православной Церкви неразрывно связана с историей нашего народа и нашей страны. Во все времена чада Церкви находились в гуще событий и никогда не уклонялись от необходимости созидать свое Отечество. Ярчайшим примером тому является для нас преподобный Сергий Радонежский – отшельник, пустынник, молитвенник, который принимал самое непосредственное участие в жизни своего народа. Он ходил в Нижний Новгород, когда потребовалось примирить нижегородцев с Москво й, в Рязань, чтобы поговорить с князем Олегом «о пользе душевной, о мире и о любви», и, как повествует житие благоверного Олега Рязанского, «кроткими словесы и тихими речьми» смягчил Олега Ивановича, и умиленный душой Рязанский князь «взял с князем (Димитрием) мир вечный», тем самым примирил Рязань и Москву. Преподобный благословил на Куликовскую битву благоверного князя Дмитрия Донского и направил ему в подкрепление двух монахов братьев Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю), которые до принятия монашества были хорошими воинами, чтобы они личным примером вдохновляли на ратный подвиг русское войско. В нашей стране Великая Отечественная война коснулась каждой семьи, каждого человека. Кого бы вы ни спросили, у всех среди родственников есть кто-то – дедушка, отец, дядя, мать, бабушка, – кто до дна испил чашу горестей войны. Заповедь положить душу за друзей своих, воспринятую от предков, русские люди и сейчас продолжают ощущать в своих душах. Мы наследники народа, который, преодолев великое горе, остался победителем.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/07/cerkov...

Закрыть Царская триада как мировоззренческий принцип «Православие, самодержавие, народность» снова входит в актуальное культурно-политическое пространство 13.04.2024 5 Время на чтение 9 минут Фото: Из личного архива автора В ноябре 2024 года перед главным зданием Санкт-Петербургского университета – знаменитыми петровскими Двенадцатью коллегиями – был торжественно открыт памятник графу С.С. Уварову, одному из основателей этого университета, а также основателю Киевского университета и Пулковской обсерватории. Это был образованный и энергичный человек своего времени, знаток античности и древних языков; император Николай Павлович неслучайно назначил его министром народного просвещения. Вместе с тем, в последующие годы граф Уваров стал известен как автор строгой цивилизационной формулы России – «православие, самодержавие, народность». Пройдя через два столетия, она снова входит сегодня в актуальное культурно-политическое пространство. Попытаемся объективно разобраться, что хотел сказать Уваров, выдвигая свою триаду. «Бог троицу любит» – говорит русская пословица. Вся христианская мысль строится по принципу троичности – от исходного триединства Отца, Сына и Святого Духа. «Не в силе Бог, а в правде» – полагал св. блг. князь Александр Невский. Свт. Сергий Радонежский, благословивший на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского, говорил, что созерцанием Пресвятой Троицы побеждается ненавистная рознь мира сего. Великая икона Андрея Рублева «Троица» – это умозрение в красках, являющее тайну триипостасного Бога. Принципиальное внимание на священную природу царской власти обратил в своей переписке с беглым князем Курбским Иоанн IV (Грозный), подчеркнув, что «Отец, Сын и Святой Дух ниже начала имеет, ниже конца, им же цари величаются и сильные пишут правду» [Первое послание Ивана Грозного князю Курбскому//Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л.: Наука. Лен. отд., 1979, с. 12]. То же самое утверждала теория Третьего Рима старца Филофея: два Рима пали, Третий стоит, а четвертому не бывать. Уже в наше время философ и богослов Б.В. Раушенбах разработал математическую логику троичности, описывающую этот исходный христианский догмат средствами современной науки [Раушенбах Б.В. Логика троичности//Раушенбах Б.В. Пристрастие. М.: Аграф, 1997, с. 117-129].

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/13/ca...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010