Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАСИКРАТ И ВАЛЕНТИН [Валентион, Валентиан; греч. Πασικρτης κα Βαλεντων; лат. Pasicras et Valention] († нач. IV в.), мученики Доростольские (Дуросторские) (пам. 24 апр.; пам. зап. 25 мая), пострадали при имп. Диоклетиане (284-305). Мученичество П. и В. не сохранилось, однако на его тексте базировалось сказание в визант. синаксарях, впосл. ставшее основой для сказания в слав. Прологах (напр.: Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 62-63) и в ВМЧ. митр. Макария (ВМЧ. Апр. Ч. 3. Стб. 945). Отсылки на это Мученичество содержатся в Мученичествах др. доростольских христиан: Иулия (пам. зап. 27 мая) (BHL, N 4555-4556) и Никандра и Маркиана (пам. греч. 8 июня) (BHG, N 1330), в к-рых П. и В. упоминаются как пострадавшие ранее. Согласно синаксарному сказанию, П. и В. были воинами в гарнизоне г. Доростол (ныне Силистра, Болгария), на дунайской границе в пров. Вторая Мёзия (Н. Мёзия), и уроженцами этого города. Христианин П. стал возмущаться языческими культами и открыто осуждать их, за что был схвачен и представлен на суд Авлозана, к-рый назван в тексте то игемоном (γεμν - термин, соответствующий лат. iudex и обозначающий обычно правителя провинции), то эпархом (παρχν), т. е. префектом. По всей видимости, речь идет о командующем гарнизоном небольших легионов времен Диоклетиана (численность ок. 1 тыс. чел.). Авлозан потребовал от П. принести жертву Аполлону, но тот не только отказался, но и ударил статую. Его посадили в темницу, где П. посетил родной брат (в слав. версии он фигурирует под именем Пап(п)иан), который уговаривал П. отречься от Христа, но тот категорически отказался, заявив, что считает недостойным именовать родственником человека, к-рый предлагает ему подобное. Вместе с П. в темнице содержался В., к-рый был воодушевлен ответом сподвижника и тоже решил не оступать от христ. веры. На следующий день они оба были обезглавлены. Когда их вели на казнь, мать П. увещевала их быть твердыми в вере. На момент мученической кончины П. было 22 года, а В.- 30 лет.

http://pravenc.ru/text/2579126.html

В Софии молитвенно почтили память святителя Серафима Богучарского 28 февраля 2024 г. 17:34 26 февраля 2024 года на подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии (Болгария) торжественно почтили память святителя Серафима, архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца. Божественную литургию возглавил главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мельнишский Герасим. Его Преосвященству сослужили настоятель подворья протоиерей Владимир Тыщук , представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) , представитель Румынской Православной Церкви в Болгарии ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, протоиерей Алексий Максименюк, клирики храма великомученика Пантелеимона протоиерей Димитрий Тухчиев, иерей Серафим Желев, клирик храма святителя Николая Софийского иерей Христо Пашов и клирик Ловчанской епархии иерей Спиридон Николов. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также о здравии Святейшего Патриарха Болгарского Неофита . После сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира. За богослужением молились председатель партии «АБВ» Румен Петков, первый секретарь Посольства Российской Федерации В.Ю. Солодкин, председатель Фонда памяти митрополита Видинского Дометиана Юлия Таран, члены регионального отделения патриотического движения «Иван Вазов» из города Старая Загора, политический аналитик Боян Чуков, гости из провинции, а также многочисленные прихожане подворья. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья под управлением регента Василены Ченовой-Стефановой. По окончании Литургии протоиерей Владимир Тыщук обратился к епископу Мельнишскому Герасиму с благодарственным словом. Настоятель подворья преподнес в дар Его Преосвященству архиерейские панагию и крест. Владыка Герасим поблагодарил отца Владимира, отметив важность совместного молитвенного собрания в честь праздника, передает сайт Патриаршего подворья.

http://patriarchia.ru/db/text/6106915.ht...

В Софии молитвенно почтили память святителя Серафима Богучарского 29.02.2024 14:33:22 СОФИЯ 26 февраля 2024 года на подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии (Болгария) торжественно почтили память святителя Серафима, архиепископа Богучарского, Софийского чудотворца. Божественную литургию на подворье Патриарха Московского и всея Руси в Софии возглавил главный секретарь Священного Синода Болгарской Православной Церкви епископ Мельнишский Герасим. Его Преосвященству сослужили настоятель подворья протоиерей Владимир Тыщук, представитель Православной Церкви Чешских земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский), представитель Румынской Православной Церкви в Болгарии ставрофорный священноэконом Нелуц Опря, протоиерей Алексий Максименюк, клирики храма великомученика Пантелеимона протоиерей Димитрий Тухчиев, иерей Серафим Желев, клирик храма святителя Николая Софийского иерей Христо Пашов и клирик Ловчанской епархии иерей Спиридон Николов. На сугубой ектении прозвучали прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, а также о здравии Святейшего Патриарха Болгарского Неофита. После сугубой ектении была вознесена молитва о восстановлении мира. За богослужением молились председатель партии «АБВ» Румен Петков, первый секретарь Посольства Российской Федерации В.Ю. Солодкин, председатель Фонда памяти митрополита Видинского Дометиана Юлия Таран, члены регионального отделения патриотического движения «Иван Вазов» из города Старая Загора, политический аналитик Боян Чуков, гости из провинции, а также многочисленные прихожане подворья. Богослужебные песнопения исполнил хор Патриаршего подворья под управлением регента Василены Ченовой-Стефановой. По окончании Литургии протоиерей Владимир Тыщук обратился к епископу Мельнишскому Герасиму с благодарственным словом. Настоятель подворья преподнес в дар Его Преосвященству архиерейские панагию и крест. Владыка Герасим поблагодарил отца Владимира, отметив важность совместного молитвенного собрания в честь праздника, передает сайт Патриаршего подворья.

http://radonezh.ru/2024/02/29/v-sofii-mo...

Предстоятели Русской и Болгарской Православных Церквей молились в Казанском соборе Петербурга Санкт-Петербург, 29 мая 2014 г. / 29 мая 2014 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Святейший Патриарх Болгарский Неофит совершили Божественную литургию в Казанском кафедральном соборе Санкт-Петербурга, сообщает Патриархия.ru . За Божественной литургией Святейшему Патриарху Кириллу и Святейшему Патриарху Неофиту сослужили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; митрополит Саранский и Мордовский Зиновий; архиепископ Петергофский Амвросий, ректор Санкт-Петербургских духовных школ; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Царскосельский Маркелл; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Кронштадтский Назарий, наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав; епископ Гатчинский и Лужский Митрофан; протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Казанского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Сергий Куксевич, секретарь епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии; протоиерей Богдан Сойко, настоятель Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга; протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора г. Санкт-Петербурга; архимандрит Филипп (Васильцев), настоятель подворья Русской Православной Церкви в Софии (Болгария); духовенство Санкт-Петербурга.      В числе сослужащих также были члены делегации Болгарской Православной Церкви в священном сане: председатель Синодальной комиссии по внешним церковным связям митрополит Видинский Дометиан, начальник Культурно-просветительского отдела Болгарской Патриархии митрополит Ловчанский Гавриил, митрополит Варненский и Великопреславский Иоанн, генеральный секретарь Синода Болгарской Православной Церкви митрополит Русенский Наум, начальник Синодального богослужебного отдела архимандрит Дионисий (Мишев), представитель Патриарха Болгарского при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Феоктист (Димитров), Патриарший диакон Иоанн Петков.

http://pravoslavie.ru/71087.html

Arhiva Ierarhi ai Bisericii Ortodoxe Bulgare au luat parte la slujba dumnezeiasc în Catedrala „Adormirea Maicii Domnului” din Kremlin, or. Moscova 29 iunie 2018 10:06 27 июня 2018 года по благословению Святейшего Патриарха Болгарского Неофита и по приглашению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москву для участия в церемонии открытия в Государственной Третьяковской галерее выставки шедевров болгарской иконописи XIII-XIX веков прибыла делегация Болгарской Православной Церкви в составе митрополита Центрально- и Западно-Европейского Антония и Генерального секретаря Священного Синода Болгарского Патриархата епископа Мелнишского Герасима. Иерархи доставили в Москву копию чудотворного списка иконы Божией Матери «Троеручица» из Троянского монастыря; образ выставлен для поклонения верующих в храме святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее. 28 июня, в день памяти святителя Ионы, митрополита Московского, митрополит Центрально- и Западно-Европейский Антоний и епископ Мелнишский Герасим участвовали в утрене и Божественной литургии в Успенском соборе Московского Кремля , которые возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Видновского Тихона и епископа Серпуховского Романа , настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Софии архимандрита Вассиана (Змеева) и настоятеля подворья Болгарской Православной Церкви в Москве архимандрита Феоктиста (Димитрова) , а также сонма духовенства города Москвы и Московской епархии. На богослужении присутствовали член Национального комитета по подготовке празднования 140-летия освобождения Болгарии от османского ига Р. Петков и сотрудник Секретариата ОВЦС по межправославным отношениям А.Ю. Хошев. По завершении Божественной литургии был отслужен молебен святителю Ионе, митрополиту Московскому. В архипастырском слове митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий тепло приветствовал иерархов Болгарской Православной Церкви и поздравил участников богослужения с праздником. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5229453...

Успенский собор Астаны и духовно-культурный центр Митрополичьего округа посетила вице-президент Болгарии Маргарита Попова 29 августа 2016 г. 17:39 28 августа 2016 года вице-президент Болгарии Маргарита Попова, находящаяся с официальным визитом в Казахстане, посетила Успенский кафедральный собор и духовно-культурный центр Казахстанского митрополичьего округа имени равноапостольных Кирилла и Мефодия в Астане. Вице-президента Болгарии сопровождали: заместитель председателя Народного собрания Республики Болгария Дмитрий Главчев, посол Болгарии в Казахстане Васил Петков, посол Казахстана в Болгарии Т.Р. Избастин, руководитель аппарата вице-президента Болгарии Маринела Радева, представители государственного руководства и Народного собрания Болгарской Республики. В кафедральном соборе вице-президента и делегацию Республики Болгария встречал митрополит Астанайский и Казахстанский Александр. Во встрече гостей приняли участие благочинный приходов столицы архимандрит Сергий (Карамышев), руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, помощник митрополита Г.С. Сидоров. Митрополит Александр провел для Маргариты Поповой и сопровождающих лиц экскурсию по храму, ознакомил гостей с историей строительства главного храма страны, воздвигнутого при поддержке президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и освященного в 2010 году Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Вице-президент поклонилась плащанице Успения Пресвятой Богородицы и ковчегу с частью Пояса Божией Матери. Перед иконами и святынями собора Маргарита Попова и члены делегации возжгли свечи. Затем гости посетили духовно-культурный и административный центр Православной Церкви Казахстана имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, где в каминном зале состоялось общение митрополита Александра с вице-президентом Болгарии. Во встрече приняли участие епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий, епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион и благочинный приходов Астаны архимандрит Сергий (Карамышев).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В Синаксаре К-польской церкви (архетип кон. X в.) О. не упомянут в Соборе св. апостолов (SynCP. Col. 786-789), но его отдельная память как священномученика указана под 15 февр. Сказание в этот день содержит сведения о том, что О., будучи научен от апостола, совершал служение как диакон, был схвачен рим. префектом Тертуллом и отправлен в Путеолы. Там по приказу префекта О. был подвергнут мучениям за веру во Христа: вначале его били палками, затем разорвали на части, а его кости сокрушили (Ibid. Col. 466-467). Под 22 нояб. память О. появляется в римской печатной Минее (1882-1902), где он упомянут вместе с Филимоном, Архиппом и Апфием (Ibid. Col. 248). В современной греч. синаксарной традиции, отраженной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца (нач. XIX в.), под 10 нояб. памяти О. посвящено пространное сказание, где в дополнение к уже известным сведениям сообщается, что Тертулл арестовал О., поскольку ненавидел его за то, что апостол привел к вере жену его брата. Префект приказал подвергать пыткам О. в течение 18 дней, и стойкость апостола привлекала внимание язычников. Поэтому Тертулл выслал О. в Путеолы, а затем по его приказу апостол был доставлен в Рим, где подвергся допросу и бичеванию. Тело О. было разорвано на куски, а его останки собраны одной благочестивой горожанкой ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 168-169). Это же сказание воспроизведено в исправленном издании «Нового Синаксариста» иером. Макария Симонопетрита ( Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 685-687). Краткое сказание об О. представлено в нестишных славяно-рус. Прологах под 15 февр. (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. С. 756-758) и вместе с посвященным его мученической гибели двустишием воспроизведено в стишных слав. Прологах (XIV-XV вв.) ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 6. С. 38). В «Житиях святых» свт. Димитрия Ростовского под 15 февр. представлено более пространное сказание об О. по сравнению с визант. синаксарями (очевидно, с учетом лат. источников).

http://pravenc.ru/text/2578413.html

В краткой версии (BHG, N 1028y; Hieros. Sab. 27, XI в.) оба мученика названы чтецами и говорится, что их жестоко бичевали перед казнью. В отличие от текста Созомена названо место погребения - у Мелантиадисийских ворот (к-рые вели к городку Мелантиада, расположенному к северо-западу от К-поля - Franchi de " Cavalieri. 1962. P. 419). Пространная версия (BHG, N 1028z; Paris. gr. 1468, XI в.) добавляет, что М. и М. были еще и нотариями (нотариусами в составе клира Св. Софии). Упоминается, что они поднимали народ против еретиков, а на суде перед епархом смело обличали приверженцев ереси. М. и М. были казнены за городом и похоронены у Мелантиадисийских ворот, где от их мощей начали происходить исцеления. Др. Мученичество М. и М. (BHG, N 1029; ActaSS. Oct. T. 11. P. 575-577; PG. 115. Col. 1289-1293) было создано Симеоном Метафрастом на основе пространной версии, но в нем опущен ряд деталей (напр., указание на Мелантиадисийские ворота). Неизданной остается Похвала диакона и хартофилакса Прокопия (BHG, N 1029с). Сохранились также краткие синаксарные сказания, к-рые следуют вышеупомянутым источникам. Согласно Синаксарю К-польской ц., М. и М. были чтецами, писцами, нотариями и учениками сщмч. Павла. Ворота в этом тексте названы не Мелантиадисийскими, а Меландисийскими, в качестве строителя храма указан свт. Иоанн Златоуст (SynCP. Col. 161-162). В Минологии имп. Василия II говорится, что М. и М. обличали ариан; подобно своему учителю, были схвачены епархом Филиппом; их мучили и заключили в мрачную темницу, где морили голодом. Затем М. и М. привели на суд и пытались склонить к арианской ереси, но не смогли их убедить и приговорили к казни (зарезали ножами на краю стен) (PG. 117. Col. 125). Это сказание вошло в состав нестишного Пролога (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 254-256). Др. вариант сказания представлен в стишных Прологах ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2. С. 76-77). В домакариевских Четьих-Минеях, напр. в РГБ. Вол. 591, посл. четв. XV в.

http://pravenc.ru/text/2562354.html

Передаю вам благословение Его Святейшества Патриарха Болгарского и митрополита Софийского Неофита и Святейшего Синода Болгарской Православной Церкви. Сегодня исполняется пять лет совместной канонизации святителя Серафима, Софийского чудотворца, которую совершили в единомыслии, как отметил отец Вассиан, Болгарская и Русская Православные Церкви. Сегодня мы собрались, чтобы отметить день его памяти соборной Божественной литургией. Мы знаем из жития святителя Серафима и свидетельств многих его современников, что он стал реальным духовным мостом между всеми православными христианами. Он жил в трудное время, время испытания православной веры, он переносил несправедливые нападки и клевету, твердо отстаивая истинную веру. Эти испытания сплели для него тот неувядаемый венец Христовых добродетелей, которым после кончины увенчал его наш Создатель Господь Бог. От всей души благодарю вас за этот большой праздник. По молитвам святого Серафима, Софийского чудотворца, да укрепит нас Господь в наши трудные времена, когда православная вера также претерпевает испытания, а подчас и гонения. Пример святителя Серафима показывает нам, что святость достижима и в наше время. Для этого достаточно иметь любовь в наших сердцах, любовь к Богу, к ближнему, к самим себе, ту святую добродетель, о которой говорит апостол Павел в послании к Коринфянам, называя ее самой большой из всех добродетелей. Этому и учил нас Христос: " По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин. 13:35). Пусть и между нами будет эта Христова любовь, которая должна быть выше всех наших страстей, слабостей и разногласий. Потому что именно любовь покрывает все грехи. Благодарю вас еще раз и желаю всем, чтобы по молитвам святителя Серафима, Софийского чудотворца, Господь Бог укреплял вас в вере и даровал вам здоровье и благословение в ваших благих делах на путях любви и мира». По завершении богослужения протодиакон Иоанн Петков возгласил многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Святейшему Патриарху Болгарскому Неофиту с богоспасаемой их паствою.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5779349...

Краткие Жития М. содержатся в визант. Синаксарях, в т. ч. в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 313) и в Минологии имп. Василия II (PG. 117. Col. 208). В них говорится, что М. пострадал в Риме при имп. Макрине (217-218), но П. Франки де Кавальери считал правление этого императора слишком кратковременным для масштабных гонений христиан ( Franchi de Cavalieri. Assum est. 1915. Р. 73). Согласно синаксарным Житиям, М. происходил из знатного рим. рода и поэтому, несмотря на юный возраст, являлся членом сената. Он был схвачен как христианин, и его разными способами принуждали принести жертвы языческим богам: подвешивали, наносили удары мечом, помещали на раскаленный вертел, клали на сковороду и бросали в кипящий котел, но огонь не причинил ему вреда, а дикие звери, к-рых натравили на него, не тронули святого. Притворившись перед императором, что он хочет принести жертву идолам, М. отправился в святилище, и по его молитве статуи богов упали и разбились. После этого М. приговорили к усечению главы. К месту казни его сопровождали отец и мать, укрепляя на мученический подвиг. Мощи святого были погребены благочестивыми христианами. Нет возможности определить имя императора, указанное в греч. стишных Синаксарях, т. к. они остаются неизданными. Однако в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца, который основывался на житиях стишного Синаксаря, имя Макрина было заменено именем имп. Карина (283-285), а казнь М. датирована ок. 283 г. ( NikTdhmoj. Sunaxarist»j. T. 2. S. 330). Эту т. зр. разделяют и греч. агиографы ХХ в. (напр., митр. Софроний (Евстратиадис)). Версия Жития, изложенная в Минологии имп. Василия II, была переведена и включена в славяно-рус. нестишной Пролог, где сохраняется упоминание имп. Макрина (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 478-480), и впосл. использована при составлении ВМЧ, где имя Макрин исправлено на Маркиан (ВМЧ. Дек. Дни 6-17. Стб. 1046, 1083), и «Житий святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского», где император назван Карином и предложена дата смерти ок. 283 г. (ЖСв. Дек. С. 445; в Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского указана только память М.- Димитрий Ростовский, свт. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 121). Стишной Пролог содержит память и двустишие М. без Жития ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2010. Т. 4. С. 57).

http://pravenc.ru/text/2562046.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010