Вход в подземную часть ц. Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1130 г. Фотография. 2008 г. Вход в подземную часть ц. Успения Пресв. Богородицы. Ок. 1130 г. Фотография. 2008 г. Интерьер ц. прав. Анны у Овчей купели. Сер. XII в. Фотография. 2008 г. При Омейядах (661-750) И. приобрел большое религиозно-политическое значение, несмотря на то что с 717 г. адм. центром Палестины стал г. Рамла. Население И. возросло. Муавия (661-680) и Абд аль-Малик (685-705) были провозглашены халифами и приняли присягу подданных в И. Халифы многократно посещали город. Вероятно, Абд аль-Малик стремился противопоставить И. как религ. центр святыням нелояльного к Омейядам Хиджаза (Мекке и Медине), где правил их соперник Ибн Зубайр. Согласно антиомейядским источникам позднейшего времени, Абд аль-Малик якобы предписал мусульманам совершать паломничество не в Мекку, а в И. Основным центром внимания стала Храмовая гора (Харам-эш-Шариф - благородное святилище), к-рая была заброшена в предшествующие столетия. Мечеть, построенная халифом Омаром (ок. 640), вероятно, находилась на месте позднейшей мечети Аль-Акса, однако источники не позволяют точно определить ее расположение. По описанию христ. паломника Аркульфа, мечеть вмещала 3 тыс. чел., что предположительно составляло треть или половину мусульман И. того времени. В кон. VII - нач. VIII в. на Храмовой горе был возведен один из важнейших для ислама комплексов, включивший Купол скалы (Куббат-эс-Сахру) и мечеть Аль-Акса. Это самое раннее сохранившееся произведение мусульм. архитектуры и, по всей видимости, первая масштабная постройка Омейядов. По размаху этот проект сравним для И. с работами эпох Адриана и Константина. До 70-х гг. XX в. Храмовая гора оставалась единственным широким открытым пространством Старого города. С севера и запада к нему примыкала плотная городская застройка, с востока и юга границы комплекса совпадают с крепостной стеной. Карниз юж. фасада храма Гроба Господня. Сер. XII в. Карниз юж. фасада храма Гроба Господня. Сер. XII в. Купол скалы был построен между 685 и 691 гг.

http://pravenc.ru/text/293782.html

С преданием о ночном путешествии Мухаммеда из Мекки в Иерусалим тесно связано сказание о мирадже — вознесении Мухаммеда на небо. По этим представлениям, после ночного путешествия в Иерусалим, Мухаммед был возведен Джибрилом (Гавриилом) на небеса. Местом поклонения, связанного с вознесением Мухаммеда, стала скала, находящаяся вблизи мечети аль-Акса. Именно здесь в 687–691 гг. омейядский халиф Абд ал-Малик ибн Мерван построил восьмигранное здание мечети с большим куполом. Эта мечеть получила название Куббат-ас-Сахра (“Купол скалы”). Причиной, побудившей халифа начать строительство мечети, явилось политическое соперничество с мекканским правителем, о чем речь шла выше. Как сообщает арабский историк Ал-Я’куби (ум. в 904), Абд ал-Малик, запретив своим подданным совершать хадж в Мекку, сказал: “Иерусалимская мечеть (аль-Акса — а. А. ) заменит вам мечеть меккскую, а эта скала (ас-Сахра), про которую передают, что посол Божий, поднимаясь на небо, ступил на нее, заменит вам Каабу” 12 . И, как продолжает другой арабский историк — Абу-л-Махасин-ибн-Тагриберди (ум. в 1469), халиф Абд ал-Малик “построил купол над ас-Сахрой и соборную мечеть аль-Аксу, чтобы благодаря этим зданиям заменить народу хадж” 13 . Следует отметить, что часто Куббат-ас-Сахру ошибочно называют мечетью Омара, полагая, что она возведена в 637 году во время правления этого халифа. Но тем не менее с именем Омара связаны события, имевшие отношение к истории этой мечети. Как повествует предание, в 638 году халиф Омар-бен-эль-Хаттаб, взяв Иерусалим, обратился к тогдашнему иерусалимскому Патриарху Софронию с прось­бой указать ему на священнейшее место в городе для сооружения на нем достойного святилища. Омар потребовал, чтобы Патриарх за ос­тавление храма Гроба Господня его пастве назначил место наиболее достойное для построения мечети. Патриарх показал ему несколько священных мест на Сионе и Акре, но халиф оставался недоволен. Тог­да Патриарх сказал : “Я покажу тебе место, лежащее на средине мира, на котором было Святое Святых израильтян и на котором Бог явился Иакову”, и повел халифа к развалинам храма Соломона.

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

С преданием о ночном путешествии Мухаммеда из Мекки в Иерусалим тесно связано сказание о мирадже – вознесении Мухаммеда на небо. По этим представлениям, после ночного путешествия в Иерусалим, Мухаммед был возведен Джибрилом (Гавриилом) на небеса. Местом поклонения, связанного с вознесением Мухаммеда, стала скала, находящаяся вблизи мечети аль-Акса. Именно здесь в 687–691 гг. омейядский халиф Абд ал-Малик ибн Мерван построил восьмигранное здание мечети с большим куполом. Эта мечеть получила название Куббат-ас-Сахра («Купол скалы»). Причиной, побудившей халифа начать строительство мечети, явилось политическое соперничество с мекканским правителем, о чем речь шла выше. Как сообщает арабский историк Ал-Я’куби (ум. в 904), Абд ал-Малик, запретив своим подданным совершать хадж в Мекку, сказал: «Иерусалимская мечеть (аль-Акса – а. А.) заменит вам мечеть меккскую, а эта скала (ас-Сахра), про которую передают, что посол Божий, поднимаясь на небо, ступил на нее, заменит вам Каабу» 12 . И, как продолжает другой арабский историк – Абу-л-Махасин-ибн-Тагриберди (ум. в 1469), халиф Абд ал-Малик «построил купол над ас-Сахрой и соборную мечеть аль-Аксу, чтобы благодаря этим зданиям заменить народу хадж» 13 . Следует отметить, что часто Куббат-ас-Сахру ошибочно называют мечетью Омара, полагая, что она возведена в 637 году во время правления этого халифа. Но тем не менее с именем Омара связаны события, имевшие отношение к истории этой мечети. Как повествует предание, в 638 году халиф Омар-бен-эль-Хаттаб, взяв Иерусалим, обратился к тогдашнему иерусалимскому Патриарху Софронию с просьбой указать ему на священнейшее место в городе для сооружения на нем достойного святилища. Омар потребовал, чтобы Патриарх за оставление храма Гроба Господня его пастве назначил место наиболее достойное для построения мечети. Патриарх показал ему несколько священных мест на Сионе и Акре, но халиф оставался недоволен. Тогда Патриарх сказал: «Я покажу тебе место, лежащее на средине мира, на котором было Святое Святых израильтян и на котором Бог явился Иакову», и повел халифа к развалинам храма Соломона.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Купол скалы трудно назвать мечетью. Это и не храм, и не дом для молитвы. Скорее всего его можно назвать строительным объектом, прикрывающим своим куполом часть святой скалы Мориа. Часто её называют «не мусульманской», потому что в строительной форме прослеживается влияние архитектуры раннего христианства. Она состоит из трёх частей: восьмиугольного основания, цилиндрической надстройки и купола. Каждая сторона основания составляет в длину 20 м. и облицована на 5 м. в высоту мраморными плитами. Внутри Купол скалы двумя рядами колонн делится как бы на три круга, что позволяет паломникам целыми процессиями свободно двигаться вокруг находящейся в центре скалы. Скалистая площадка, окружённая деревянной и металлической решётками, (18 м. в длину и 13 м. в ширину) возвышается на 2 метра от выложенного мраморной мозаикой пола. И хотя толстые ковры заглушают шаги посетителей, под великолепными сводами витражей (преобладают голубые и зелёные тона) не смолкает лёгкий шелест молитв многочисленных паломников. Наибольший интерес представляют выложенные из лучших образцов турецкого и арабского фаянса изречения из Корана. В небольшом золочёном хранилище бережно сберегается святая реликвия мусульман – три волоса из бороды пророка Мухаммеда, которые выставляются один раз в году для всеобщего обозрения. Купол, или Куббат ас-Сахру, перекрывает громадный золотой купол с полумесяцем на вершине. Его диаметр – 20 м., высота – 34 м. Он хорошо виден почти со всех точек Иерусалима. Говорят, что купол был покрыт свинцовой крышей, а наружная поверхность листами позолоченной меди. Свинцовая крыша сохранялась вплоть до 1964 года, когда в ходе произведённого в мечети ремонта, покрытие купола сделали из алюминиевых листов, которым химическим путём придали цвет золота. Расположен купол на основании, поддерживаемом каменными колоннами. Золотой купол мечети символизирует священную скалу, вершину горы Мориа, которая, по традиционному поверью, отмечает центр мира. Не только для мусульман эта гора почитается святой, но и для евреев – так как считается основанием мироздания. Купол скалы имеет 4 двери, ориентированные по четырём частям света. Северный вход в мечеть называется Баб аль-Джанна, т.е. Врата рая, восточный – Баб Дауд, т.е. Врата Давида. Центральным считается южный вход, напротив которого высится фасад другой мечети – аль-Акса.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

Что касается А. С. Норова, то он был, по-видимому, первым русским паломником со времени игумена Даниила (Х II в.), которому в 1835 году удалось посетить обе мечети, расположенные в ограде Харам аш-Шарифа. “Я имел случай, — писал Норов, — осмотреть обе мечети, находящиеся в ограде храма Соломонова: Омарову — эль-Сахру и другую, называемую эль-Акса, которая обращена в мечеть из древ­ней церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы” 32 . А. С. Норову удалось получить от сирийского паши письменное разрешение на вход в “мечеть Омарову”, но, во избежание возмож­ных инцидентов, Норова и его спутников “просили несколько скрыть европейский костюм под восточной одеждой”. “Никогда не было при­мера такого почти официального дозволения и, без сомнения, мы одолжены за этот успех могущественному действию имени русских ” 33 , — с удовлетворением отмечал А. С. Норов. Интересна была реакция привратника мечети, простого мусульманина, который был далек от новых веяний в расстановке сил на ближневосточной арене. По этому поводу А. С. Норов заметил, что “привратник глядел на нас с удивлением, но, видя с нами каваса, он вошел с ним в переговор, продолжившийся несколько минут; по его мимике мы видели, что он представлял затруднения; но это кончи­лось тем, что мы, оставя в воротах туфли, вступили на мраморный помост обширного двора” 34 . Таким образом, А. С. Норову и его спутникам была предоставлена редкая по тем временам возможность спокойно, без риска для жизни осмотреть обе знаменитые иерусалимские мечети, и благодаря этому русский исследователь смог составить подробное и обстоятельное описание внутреннего вида мечетей Куббат-ас-Сахра и аль-Акса 35 . После Крымской кампании (1853–1856 г.г.) позиции европейских держав на Ближнем Востоке еще более усилились, и это, в свою оче­редь, привело к облегчению доступа христиан на территорию Харам — аш-Шарифа. Как писал об этом в своей книге В. Н. Берг, “ в 1862 году я видел, как по двору мечети разгуливал свободно, без всяких провожатых, граф Вогюэ, известный исследователь древностей Палестины. Он работал в мечети Омара так же смело, как бы в Ватикане. Ныне можно видеть хромолитографические рисунки таинственной мечети во многих эстампных магазинах Петербурга” 36 .

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

Апостол Павел говорит, что антихрист воссядет в храме Божием, однако, что Божьего, с точки зрения веры православной, будет в том строении, которое возведут иудеи на развалинах второго Храма. Если вдруг случится невероятное? Не будет ли это всего лишь «генеральная синагога имени второго Иерусалимского Храма»? Никакого распоряжения относительно его строительства от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа не было, нет и не может быть, ибо сказано Им иудеям: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23:38). Стало быть, апостол Павел имел в виду совершенно другой храм, поскольку «генеральную синагогу» он не мог назвать храмом Божьим, не говоря уже просто о развалинах Иерусалимского Храма, в которых израильская полиция каждый год вылавливает по несколько десятков «антихристов» и помещает их в жёлтый дом. Да и о каком «соблазне иудеев», уже отвергших Иисуса Христа, может идти речь? Не о соблазне ли христиан мы должны говорить, как об этом пишет преподобный Ефрем Сирин (и не только он)? Но в таком случае христиан может соблазнить лишь тот, кто воссядет «как Бог, выдавая себя за Бога» в Церкви Христовой, а не в «генеральной синагоге». Какое нам дело до того, кто там воссядет? Это, скорее, проблема мусульман, поскольку для «восстановления Храма» необходимо предварительно снести мечеть Купол Скалы (Куббат ас-Сахра), почитаемую ими как святыня. Совершенно очевидно, что здесь имеет место Промысл Божий: снос этой мечети породит мощнейшую геополитическую бурю на Востоке... Установка же на то, что нужно ждать «восстановления Иерусалимского храма» в качестве Божьего и как перст указующий на антихриста, является гибельной: она усыпляет «апокалипсическую бдительность» своей якобы «совершенной очевидностью». Не будем забывать, что о Церкви как Храме Божием учил именно Апостол Павел: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6:16). По-гречески в этом стихе слова «храма Божия» — να θεο, а «вы храм Бога живаго» — γρ νας θεο σμεν ζντος. Слово νας («наос») переводится как " жилище (богов), храм " . И это же слово мы видим в греческом тексте, где речь идёт о том, что антихрист «в храме Божием сядет»: ες τν ναν το θεο καθσαι.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/13/an...

Мозаичная надпись во фризе внутреннего обходного коридора, состоящая из коранических цитат, содержала имя строителя и дату: имя Абдалмалика ал-Мамун приказал сбить и заменить своим, а дата по недосмотру сохранилась: «…построил этот купол раб Аллаха Абд[аллах ал-имам ал-Мамун] 883 амир верующих в году семьдесят втором» 884 . Несмотря на это документальное свидетельство, некоторым исследователям кажется сомнительным, чтобы Абдалмалик взялся за это монументальное строительство в трудные для него в финансовом отношении годы и что дата может означать не завершение, а начало строительства 885 . Единственное свидетельство о начале постройки содержится у автора XIII в. Сибта б. ал-Джаузи, согласно которому строительство было начато в 69/688–89 г. и закончено в 72/691–92 г. 886 . Совпадение второй даты со свидетельством надписи вызывает доверие и к первой. Косвенно ее подтверждает сообщение Феофана, что на шестом году правления Юстиниана (690/91 г.) Абдалмалику для постройки храма в Мекке понадобились колонны и он хотел взять их из построек в Гефсимане, но его секретарь-христианин Сарджун отговорил от этого 887 . Феофан, конечно, ошибается, говоря о храме в Мекке, – ал-Масджид ал-Харам была в то время в руках Ибн аз-Зубайра; колонны, скорее всего, нужны были для Куббат ас-Сахра, а Гефсиман, находящийся всего в полукилометре от нее, был удобен для транспортировки оттуда колонн. Достоверно в этом сообщении и то, что колонны для Куббат ас-Сахра были не специально изготовлены, а все-таки взяты из старых античных построек – они разной высоты, имеют различные по стилю капители, и строителям приходилось их подравнивать разными по высоте кубическими каменными подставками. Строительство первого репрезентативного культового здания, явно рассчитанного на то, чтобы служить символом величия ислама в глазах иноверцев в священном для христиан и евреев городе, знаменует начало нового этапа в истории Халифата. Еще более важным мероприятием в этом отношении была денежная реформа, начатая Абдалмаликом в начале 90-х годов и завершенная в 77/696–97 г. Существование в Халифате в течение полувека одновременно двух монетных систем с чуждой государству идеологической символикой было совершенно противоестественным и могло объясняться только тем, что арабы издавна сжились с ними. В условиях наступления Византии и необходимости выплаты ей дани использование монеты с портретом императора или императоров-соправителей делало хождение подобной монеты в Халифате просто неприемлемым 888 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Установлено месторасположение главной еврейской святыни - Второго храма 08.02.2007 Профессор Йосеф Патрих из института археологии Иерусалимского университета утверждает, что обнаружил точное месторасположение главной еврейской святыни - Второго Храма и жертвенника, сообщает газета " Маарив " . До сих пор место, где был расположен Храм оставалось неизвестным. Выдвигались различные версии, однако профессор Патрих утверждает, что ряд находок, ранее игнорировавшихся, указывает, где именно находилась главная святыня евреев. По его словам, об этом свидетельствует огромный колодец, расположенный под верхней площадкой Храмовой горы, на свободном пространстве в ее юго-западной части, а не возле Стены плача. Таким образом, скала, над которой в VII веке нашей эры мусульманами была возведена мечеть Куббат ас-Сахра, расположена вне стен Второго Храма. Куббат ас-Сахра (буквально: Купол Скалы) — третья по значению мусульманская святыня была воздвигнута в 687—91 гг. на вершине горы, священной для иудеев, христиан и мусульман, где Авраам готовился принести в жертву Богу своего единственного сына Исаака, а впоследствии царь Соломон построил Иерусалимский храм. Между тем, продолжаются ремонтные работы на Храмовой горе. Вчера за попытку проникнуть на место работ были задержаны лидер Северного крыла Исламского движения шейх Раад Салах и ряд других мусульманских лидеров. Иерусалимский Мировой суд запретил шейху Салаху приближаться к Старому городу в течение десяти дней. Шейх Раид Салах, глава Исламского движения на оккупированных в 1948 году территориях Палестины, ранее заявил, что власти Израиля намерены разрушить мост, ведущий к воротам мечети, что несет в себе реальную угрозу существованию исламской святыни. «Разрушение моста и двух зданий под мечетью «Бурак» (является частью мечети Аль-Акса – примечание Седм.ru) подвергает опасности и упомянутую мечеть, и мечеть Аль-Акса, так как незаконные еврейские поселенцы теперь смогут с легкостью вторгаться в них», - предупредил Салах.

http://drevo-info.ru/news/2349.html

Сооружение Соломоном Храма на Горе Мориа подробно описано в " Книге Царств " . Как известно, он несколько раз перестраивался, и конечная реконструкция была предпринята Иродом Великим. Однако в ходе знаменитой иудейской войны Второй храм разрушили римляне. Итак, где же он стоял? Сразу отметим, что нынешняя политическая обстановка в Израиле не дает возможности провести сколько-нибудь серьезные археологические исследования на Храмовой горе. Традиционно его располагали на участке, где теперь возвышается арабская мечеть Купола Скалы, Куббат-ас-Сахра, либо рядом с нею. Сторонники этой точки зрения опираются на сведения исторических источников, согласно которым мечеть Куббат-ас-Сахра перекрыла остатки стоявшего здесь Второго храма. Наиболее аргументировано и последовательно эта концепция была изложена профессором Лином Ритмейером. Он выделил два описания Храмовой горы в Иерусалиме. Одно из них принадлежит Иосифу Флавию и относится к I веку н.э., второе содержится в трактате Миддот, входившем в состав Мишны — древнейшей части Талмуда, записанной около 200 гг. н.э. Согласно Иосифу Флавию, Соломон приказал выровнять вершину Храмовой горы, в результате чего получилась четырехугольная терраса-площадь, " совершенно гладкое и ровное место без выступов. Вся окружность этой площади обнимала в совокупности четыре стадии, причем каждая сторона ее имела одну стадию в длину " (Иудейские Древности XV, 11, 3). После того, как Ирод Великий расширил площадь Храмовой горы, ее окружность измерялась уже шестью стадиями (Иудейская война 5.192). В " Миддот " говорится, что Храмовая Гора имела размеры 500 на 500 локтей (Миддот 2.1). Казалось бы, чего проще: привести все размеры к одной шкале и нанести полученную площадь на план. Однако здесь-то возникла проблема. Размеры не совпали, и увы, не только размеры… Фактически источники единодушны только в одном — на одном из этапов строительства вершина Храмовой горы стала квадратной площадью. Чему же верить, сведениям Иосифа Флавия или данным " Миддота " ? Поскольку " Миддот " написан много позже 70-го года, времени разрушения Второго Храма, данные Флавия более надежны. Это подтвердилось и при исследовании Западной стены, где были обнаружены четверо ворот — именно столько, сколько указано Иосифом ( " Миддот " называет одни) [ 1 ].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2200...

Так исполнились слова Господа Иисуса Христа: увидите «мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно» (Мк 13:14). Далее Господь говорит: «тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы». Как же понять, что «мерзость запустения» вот уже столько времени есть, а конец света не наступает? В данном случае Господь предсказывает разрушение Иерусалима в 70 году, но поскольку Иерусалим есть образ всего нашего человеческого мира, то аналогичные события будут перед концом света. Но их надо будет понимать не в смысле разрушения и гибели Иерусалима, а в смысле разрушения всего мира. Поэтому этот текст относится к так называемым пророчествам двойного исполнения. В настоящее время иудеи хотят построить третий храм на этом месте. Они к этому готовы и стремятся, но дело в том, что на месте храма Соломона сейчас стоит мечеть — Куббат ас-Сахра – Купол Скалы, поставленная по повелению халифа Омара, которая и не позволяет это сделать. Куббат ас-Сахра Вся храмовая платформа в настоящее время находится в ведении мусульман. Для них это место тоже является святыней, поскольку отсюда по преданию вознесся Мохаммед. Если не говорить о том, что сам Мохаммед находился в прелестном состоянии, соответственно вознесение происходило скорее в его фантазии, теоретически он мог это сделать. В 7 веке, когда он мог путешествовать в Иерусалим, на месте этого храма ничего не было, храмовая платформа оставалась пустой. Это очень почитаемое мусульманами место, на котором ныне стоит мечеть, поэтому иудеи и не могут построить здесь третий храм. Такое положение является неразрешимым противоречием между двумя крупными враждующими религиями. Ни мусульмане никогда не отдадут это место добровольно, ни иудеи не позволят мусульманам всегда спокойно им владеть. В конце концов, ситуация приведет к войне и приходу мессии, которого ждут иудеи. Только для нас этот мессия будет антихристом. Пока же ситуация находится в стопоре, который позволяет существовать всему миру. Видимо, еще рано. Должны назреть и произойти какие-то серьезные события, чтобы все происходящее совпало с пророчествами Господа Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/archeologia-evangelia/

  001     002    003    004    005    006    007    008