“ Совершенно несомненно, — завершается это сообщение, — что каковы бы ни были мнения евреев относительно посещения места бывшего их храма, вопрос постройки нового стоит сейчас на очереди и евреи гото­вятся к разрешению этой проблемы и политически, и финансово, и религиозно”. В 1980-е гг. израильские специалисты приступили к архео­логи-ческим раскопкам на территории Харам-аш-Шарифа — места, где не­когда располагался храм Соломона. Это было воспринято мусу­льманами как один из способов “иудаизации”. “Целая серия посягательств на религиозные, учебные и социальные структуры на Западном берегу и в секторе Газа, — отмечал в 1983 году арабский публицист Я. Саег, — является безусловным свидетельством система­тически проводимой политики культурного геноцида Экспроприация мусульманских и христианских религиозных святынь и угроза разрушения из-за раскопок таких священных мест, как мечеть Скалы в Иерусалиме, — вот лишь некоторые примеры этой политики” 79 . Все эти события способствуют активизации панисламистских на­строений в арабском мире, и этим пользуются прежде всего такие экстремистские организации, имеющие филиалы во многих арабских странах, как “Братья-мусульмане”. В настоящее время в Иерусалиме проживает 200 тысяч арабов, которые считают себя хранителями мусульманских святынь города, к кото­рым приковано внимание всего исламского мира. По-видимому это и побудило мэра Иерусалима Т. Коллека в 1985 году принять меры по обеспечению доступа арабам из других стран к святым местам Иерусалима 80 . Израильское руководство также отдает отчет в том, что в случае разрушения мечетей аль-Акса или Куббат-ас-Сахра, оно восстановит против себя все без исключения арабские и мусульманские государства. Вопрос об Иерусалиме — один из главных в комплексе палестино-израильских отношений. Переговоры по этой проблеме должны были начаться в 1996 году. Однако при этом следует учитывать, что Иорда­ния также имеет свои интересы в ходе разрешения этого давнего спора. Дело в том, что иорданский король Хусейн (ск. в 1999 г.) всегда считал себя “храните­лем” мечети аль-Акса в Иерусалиме (по аналогии с королем Саудов­ской Аравии, носящим титул “хранитель двух священных мест” — мечетей в Мекке и Медине). В свое время иорданский монарх потратил 10 миллионов долларов на реставрацию священного комплекса на Храмовой горе в Иерусалиме. Там, на ступенях аль-Аксы, в 1951  г. на глазах короля Хусейна, тогда еще подростка, арабский террорист убил его деда, короля Абдаллаха — единственного из арабских лидеров, стремившегося установить мир с Израилем. В войнах 1948 и 1967 гг. многие иорданские солдаты отдали свои жизни, сражаясь за Иерусалим 81 .

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

Израильтяне завоевали И., видимо, в эпоху Давида (2 Цар 5. 6-7), хотя о его взятии и сожжении свидетельствует уже Книга Судей Израилевых (Суд 1. 8), подробности захвата И. воинами Давида не сообщаются (2 Цар 5. 6-8; 1 Пар 11. 4-7). Город, лежавший в центре страны и не принадлежавший к территории ни одного из колен Израилевых, царь сделал столицей гос-ва и общим святилищем, куда перенесли ковчег завета (1 Пар 18. 14-17). В эпоху Единого царства И. воспринимали как царский город и называли «город Давида». Давид возвел здесь дворец и укрепления, расширив город на север, к Храмовой горе, «и обстроил кругом от Милло и внутри» (2 Цар 5. 9). При Соломоне (970/69-931 гг. до Р. Х.) И. продолжал развиваться к северу, «захватив» Храмовую гору. Среди городов Ближ. Востока он выделялся своими храмом и дворцом с жилыми помещениями, тронным и судебным залами. Согласно ВЗ, храм строили 7 лет, дворец - 13; архитектурные формы пришлось заимствовать, т. к. своей традиции возведения святилищ такого масштаба у израильтян не было, и они обратились к царю Тира Хираму (3 Цар 5; 2 Пар 2). Принято считать, что Первый храм Соломона был возведен на месте Купола скалы (Куббат-эс-Сахры) или на 100 м к северо-западу, где позже был восстановлен Второй храм ( Kaufman. 1983. P. 42; в агаде по традиции место храма на горе Мориа, где Авраам поставил алтарь для жертвоприношения Исаака (Быт 22; ср.: 2 Пар 3. 1)). Царский дворец располагался к югу от святилища, между городом и Храмовой горой. На Др. Востоке храм и дворец, связанные единым центром управления, представляли собой монолит гос. и религ. основы Единого царства и подчеркивали духовную, политическую и культурную значимость И. Храм играл огромную роль и в экономике как основа финансовой системы. О сокровищах храма и дворца известно из рассказов о получении фараоном Шешонком средств от Ровоама (3 Цар 14. 25-26) и об ограблении хранилищ царем Иоасом , разгромившим Амасию Иудейского (4 Цар 14. 8-14). Главным источником дохода жителей И. был храмовый налог на всех иудеев; в окрестностях И. выращивали маслины, виноград, фрукты, разводили овец и коз, что позволяло вести молочное хозяйство; добывали строительный камень; храмовые заказы давали работу широкому кругу ремесленников ( Avi-Yonah. 1966. P. 188-211). Археология и топография древнейшего ханаанского и израильского И.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Иерусалимская полиция закрыла доступ на Храмовую гору для немусульман до окончания главной ночи Рамадана 31.07.2013 В среду, 31 июля, иерусалимская полиция закрыла доступ на Храмовую гору не только для евреев-израильтян, но и для всех туристов, не исповедующих ислам . На храмовую площадь, где расположена мечеть Аль-Акса, по крайней мере до воскресенья будут допускаться только мусульмане, сообщает NEWSru Israel со ссылкой на радиостанцию " Коль Исраэль " . В ночь на воскресенье (с 3 на 4 августа) мусульмане будут отмечать " Лайлат аль-Кадр " - Ночь Могущества и Предопределения, самую важную ночь в течение месяца Рамадан, завершающегося в этом году 8 августа. Не исключено, что запрет для доступа немусульман на Храмовую гору будет продлен до окончания Рамадана. За последние 10 лет полиция впервые на такой длительный срок лишает туристов доступа на Храмовую гору. Причины этого решения не объясняются. Как отмечает издание, доступ на Храмовую гору ограничен и в другие дни. Туристы могут пройти к мечетям Аль-Акса и " златоглавой " Куббат ас-Сахр только в определенные часы. При этом туристам-немусульманам запрещается молиться на Храмовой горе. Все эти меры объясняются соображениями безопасности. Полностью доступ немусульманам на Храмовую гору в этом месяце закрывался по пятницам, а также 16 июля, когда по еврейскому календарю отмечался траурный день Девятое ава. В то же время сотни тысяч мусульман, в том числе из Палестинской автономии, имели возможность свободно посещать площадь перед мечетью Аль-Акса и молиться на ней. В течение последних недель несколько групп религиозных евреев смогли побывать на Храмовой горе, хотя и не имели возможности для молитвы. В частности, замминистра иностранных дел Зеэв Элькин с супругой и двумя маленькими детьми поднялся на Храмовую гору 17 июля (Девятого ава полиция отказала в просьбе и ему), но вскоре они были вынуждены покинуть эту территорию по просьбе полицейских, после того, как в их сторону направилась агрессивная группа мусульман.

http://drevo-info.ru/news/15619.html

Междоусобная война привела к временной дезинтеграции халифата. О. удерживали Сирию и Египет. Абдаллах ибн аз-Зубайр контролировал Аравию и Ирак. Обоим халифам приходилось бороться не только друг с другом, но и с шиитами и хариджитами. В 686-687 гг. Куфа была охвачена мятежом шиитов- кайсанитов во главе с аль-Мухтаром, объявившим себя представителем главы Алидов Мухаммада ибн аль-Ханафии. В этой среде был сформулирован ряд ключевых концепций, в т. ч. доктрина о скрытом имаме-махди, которые впосл. легли в основу шиитского вероучения. В 687 г. мятеж был подавлен армией наместника Басры, брата Абдаллаха. Победителем в гражданской войне стал Абд аль-Малик, войско которого взяло Куфу (691), а затем Мекку (нояб. 692). Демонстрацией амбиций и ресурсов халифа стало строительство мечети Куббат-эс-Сахра (Купол скалы) в Иерусалиме, завершенное в 691/2 г. Возможно, Абд аль-Малик хотел сделать Иерусалим центром для мусульм. паломников в противовес нелояльным по отношению к нему Мекке и Медине. Реформы Абд аль-Малика и политика его преемников (692-724) Руины дворца аль-Валида I в Анджаре, Ливан. 10-е гг. VIII в. Руины дворца аль-Валида I в Анджаре, Ливан. 10-е гг. VIII в. Одержав победу, Абд аль-Малик постепенно восстановил контроль над всеми землями халифата. Крупнейшей фигурой во время его правления стал полководец и администратор аль-Хаджадж (661-714). В 694 г. он был назначен наместником Куфы и на этом посту жестоко подавлял шиитскую и хариджитскую оппозицию. Абд аль-Малик предпринял масштабные реформы по укреплению арабо-мусульм. государственности. В 697 г. была проведена перепись земель (до этого использовались прежние византийские или персидские кадастры). Ужесточалось налогообложение, переданное в ведение специальных управленческих структур, не подчинявшихся наместникам. Были попытки ввести индивидуальное налогообложение иноверцев- зиммиев , очень болезненно воспринятые в христ. среде. Усилиями аль-Хаджаджа и филологов из его окружения ок. 700 г. была проведена реформа араб. письменности, введены диакритические знаки и огласовки. Это сделало возможной запись текстов любой сложности и способствовало канонизации текста Корана, а также переводу делопроизводства в гос-ве на арабский язык. В 90-х гг. VII в. впервые началась чеканка монеты с ислам. символикой.

http://pravenc.ru/text/2578389.html

Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.) Внутренний двор мечети Омейядов (между 705 и 715 гг.) и здание «общественной сокровищницы» (788 г.) Мечеть Омейядов, построенная между 705 и 715 гг. (708-714/5, по Р. Бёрнсу),- основной историко-архитектурный объект города и один из важнейших памятников раннеисламской архитектуры. По преданию, на строительство и украшение мечети Омейядов были истрачены налоговые поступления с Сирии за 7 лет. Построена по образцу комплекса мечети прор. Мухаммада в Медине местными и визант. мастерами. Молитвенный зал мечети (136×37 м), сильно пострадавший в пожаре 1893 г., с 3 поперечными нефами отражает план предшествующего рим. храма и христ. базилики; из них заимствована большая часть колонн, нефы мечети. На пересечении нефов и трансепта высится купол (возведен заново после 1893), опирающийся на мощные квадратные пилоны. Между арками юж. нефа находится мраморная постройка (после 1893), отмечающая легендарное место погребения главы св. Иоанна Крестителя. С севера к мечети примыкает прямоугольный двор, отделенный от городской застройки глухими стенами. Изнутри он окружен с 3 сторон портиками с 2-ярусными аркадами, со стороны молитвенного зала мечети также некогда имелась аркада. Нижние ярусы зап. и юж. стен двора и мечети относятся к рим. времени, сохранился юж. 3-частный вход во двор рим. храма. Юж. стена мечети фланкирована 2 минаретами (1247 и 1488), 3-й находится на середине сев. стены (нижняя часть IX в., верхняя - кон. XII в.). В сев.-зап. части двора небольшое здание «общественной сокровищницы» (Куббат-эль-Хазне или Байт-эль-Халь) раннеаббасидского времени (788, по Р. Дюссо) - глухой 8-гранник, опирающийся на классический антаблемент на коринфских колоннах, сильно углубленных в культурный слой. В северо-вост. части двора располагается такое же сооружение, датирующееся XVIII-XIX вв. Мозаики мечети Омейядов (см. в ст. Византийская империя , разд. «Изобразительное искусство») возникли одновременно с постройкой мечети. Они неск. раз реставрировались (кон. XI в., сер. XII в., кон. XIII в.), позже были закрыты слоями обмазок и оставались неизвестными до реставрационной расчистки 1929 г.; значительная часть мозаик является плодом реконструкции 1-й пол. 60-х гг. XX в. Сохранились фрагменты общей композиции (стены и своды портиков, софиты арок, дворовый фасад молитвенного зала) с изображениями деревьев, растений, водоемов и фантастических архитектурных сооружений с колоннами, арками и куполами - дворцы и сады Творца, ожидающие прихода праведника (возможно, идеализированный образ Д.; дальние страны и места паломничеств). Мозаики сохраняют мн. черты позднеантичной живописи, их гамма зеленовато-коричневая с золотом. Мозаики «общественной сокровищницы» относятся скорее всего к XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/168694.html

Это обстоятельство, связанное с иерусалимскими святынями ислама, явилось одной из немаловажных причин быстрого ослабления египетской власти при 70-тысячной армии Ибрагима в 1840 году. В конце 1840 года египетская армия вынуждена была эвакуироваться из Палестины и других областей, входивших в состав Оттоманской Порты. По условиям Лондонского трактата 1840 года Палестина вновь была передана турецкому правительству. Как видно из приведенных сведений, в первой половине XIX в. мусульмане, жившие в Иерусалиме, по-прежнему проявляли религиозную нетерпимость к иноверцам и в первую очередь к христианам. Это было отголоском эпохи крестовых походов. Об этом красноречиво говорит русский паломник, побывавший в Иерусалиме в середине XIX столетия. По его словам, в пятницу городские ворота Иерусалима запирались около полудня, когда «мухаммедане иерусалимские толпами стекаются для общей молитвы в бывший храм Соломона, преобразованный в их главную мечеть; на это же время все городские выезды запираются и даже привратники отходят от своих мест» 24 . И далее автор приводит такое объяснение этой традиции: «между жителями существует старинное предание, что когда-нибудь в пятницу, во время всеобщей молитвы народной, неожиданно подойдут к стенам Иерусалима многочисленные толпы вооруженных гяуров (иноверных, как они называют христиан), которые, нахлынув со всех сторон, завладеют городом и, устремясь на главную мечеть, древний храм Соломона, наполненную погруженными в молитву жителями, огнем и мечом уничтожат поклонников Мухаммеда» 25 . Еще одно любопытное объяснение бытовавшей в то время религиозной нетерпимости мусульман к иноверцам приводилось в одном из русских альманахов. Упомянув о том, что немусульманам под страхом смерти запрещено было входить на площадь Харам аш-Шариф и посещать мечети аль-Акса и Куббат-ас-Сахра, автор пишет далее: «Это место так свято, – говорят они (мусульмане – а. А.), – что всякая молитва , там произнесенная, должна быть необходимо внята Богом, и, следовательно, очень важно удалять от этого места христиан, которые не преминули бы молиться о падении магометан, об изгнании их из Иерусалима и т. п.» 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В Оттоманской империи, включавшей в себя и Палестину, в 1876 году была обнародована конституция, одно из положений которой гласило следующее: «Ислам есть государственная религия. Держась этого принципа, государство тем не менее покровительствует свободному отправлению всех исповеданий, признанных в империи, и сохраняет религиозные привилегии, предоставленные разным общинам, при том условии, чтобы не наносилось никакого ущерба общественному порядку и добрым нравам» 56 . Хотя это положение конституции было призвано гарантировать религиозную веротерпимость, на практике это выполнялось далеко не всегда. В сознании многих мусульман издавна утвердилось мнение о том, что Стена Плача – это та самая стена, о которой упоминается в 57-й суре Корана:«В тот день, когда скажут лицемеры и лицемерки тем, которые уверовали: «Подождите нас, чтобы нам заимствовать вашего света!» – им скажут: «Вернитесь обратно и ищите света!». И воздвигнута между ними стена, у которой врата: внутренность ее – милосердие, а наружность – со стороны ее – наказание» (57,13). Такое истолкование, о котором упоминал еще в 1496 году главный судья ханбалитов 57 в Иерусалиме Муджираддин ал-Ханбали (ум. в 1520) 58 , отнюдь не способствовало улучшению взаимоотношений между арабами и евреями в Иерусалиме. 9 декабря 1917 года английские войска вступили в Иерусалим. Многовековое турецкое господство в Палестине было закончено. По соглашению с Россией, заключенному еще в 1916 году, англичане обязались установить в Палестине международное управление. Но, вступив в Палестину, они всеми силами старались удержать эту страну под своей властью 59 . В это время мечеть Куббат-ас-Сахра находилась в плачевном состоянии. Поэтому в 1918 году член королевского института британских архитекторов Эрнст Т. Ричмонд был приглашен возглавить работы по реставрации мечети Скалы. Необходимо было срочно уложить 26 тысяч новых изразцовых плиток на поверхность стен, чтобы спасти рассыпавшуюся основу орнаментальных украшений 60 . В 1922 году Великобритания получила от Лиги Наций мандат на Палестину, выделившуюся в качестве отдельной территории при разделе Турецкой империи. Через несколько лет после этого в Иерусалиме возник конфликт между мусульманами и иудаистами из-за того, что представители местных властей дали разрешение Меджлис-исламу (мусульманский религиозный совет) пристроить к Стене Плача школу и другие помещения. В середине августа 1929 года арабы потребовали, чтобы вся Стена Плача была отдана в их непосредственное пользование. Евреи отказались сделать это. Спор обострился из-за того, что в эти дни еврейские и арабские общины Иерусалима отмечали свои религиозные праздники: 15 августа у евреев был день траура в память разрушения храма Соломона, а 17 августа мусульманами праздновался день рождения пророка Мухаммеда.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Халиф, осмотрев это место, определил его как место будущего мусульманского храма. Первоначально построенная здесь мечеть Омара вмещала в своих стенах 3000 человек. В 686 году халиф Абд ал-Малик в связи с постоянным притоком пилигримов-мусульман в Иерусалим задумал постройку новой мечети на этом месте – восьмиугольной в плане. Построенное вскоре после этого святилище считалось чудом света, и редкий богомолец, идущий в Мекку, не заходил посмотреть мечеть «Купол скалы» 14 . Формы здания мечети необычны. Деревянный купол 20,44 м в диаметре покоится на высоком барабане, прорезанном шестнадцатью окнами; барабан стоит на четырех пилонах и двенадцати колоннах, окружающих скалу. Внешние стены образуют восьмиугольник со стороной около 20,6 м. Покатая деревянная крытая свинцом кровля опирается на систему из восьми промежуточных пилонов и шестнадцати колонн. Вокруг скалы обеспечен таким образом ритуальный ход паломников. Мечеть «Купол скалы» стоит среди большой площади Харам аш-Шариф слегка трапециевидного плана (450 × 260 × 285 м), куда ведут 10 ворот. Вокруг «Купола скалы» огорожено тех же очертаний меньшее пространство (160 × 125 × 150 м). По мусульманскому учению это харам,священная, заповедная территория, где нельзя проливать кровь и носить оружие. Мечети аль-Акса и «Купол скалы» расположены именно в таком месте. Но этот запрет не всегда соблюдался даже в среде мусульман. Когда турецкий эмир Атсиз-ибн-Аук ал-Хаваризли в 1068 г. напал на Иерусалим, то, как сообщает багдадский историк Ибн-ал-Асир (ум. в 1233г.), «жители Иерусалима укрылись от него за стенами города. Он перебил многих жителей его, даже тех, которые укрылись в Масджид аль-Аксе, но не тронул тех, которые были у ас-Сахры и пределов ее» 15 . Мечеть Куббат-ас-Сахра – Храм Господень Дальнейшая история мечети «Купола скалы» связана с рядом разрушений и перестроек. Легкая конструкция мечети не могла противостоять частым землетрясениям и не один раз разрушалась. Но иерусалимские правители при каждом возобновлении мечети увеличивали ее великолепие. Большие повреждения мечеть претерпела в 1060 году, когда упала крыша здания с 500 светильниками; по этому случаю мусульмане ожидали несчастий для всех последователей ислама . Эти опасения сбылись в 1099 году, когда мечеть «Купола скалы» обагрилась кровью мусульман, пролитой крестоносцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В Вавилонском Талмуде дважды повторено такое присловье: «Кто не видел строений Ирода, не видел красоты» (Baba Batra 4а; Ta " anit 23а). Этими словами вводится эсхатологический раздел, привычно обозначаемый в узусе мировой науки как «малый апокалипсис» и занимающий всю 13-ю главу (ср. Мт 24:1–44 ; Лк 21:5–36 ). Очевидно особое значение, которое это место приобретало для эсхатологии начального христианства, в особенности после гибели Иерусалима и Храма в 70 г. 13:2 Не останется здесь камня на камне. Именно это предсказание, буквально исполнившееся четыре десятилетия спустя, в 70 г., когда Храм и город Иерусалим были разрушены войсками Веспасиана, могло дать формальный юридический повод для обвинения перед иудейским судом (ср. ниже 14:56–58,15:29). 13:3. Когда сидел Он на Масличной горе. Это же положение тела описано в Мт 5:1 для Нагорной проповеди. Внешнее сходство отнюдь не случайно: в обоих случаях гора, напоминая о Синае как локусе откровения, одновременно символически заменяет престол учительства, кресло, на которое садится наставник для произнесения особенно важной проповеди (евр. [киссэ], греч. καθδρα, лат. cathedra, откуда наше «кафедра»). Масличная гора – то же, что Елеонская гора: холм по ту сторону русла Кидрона, над Гефсиманией. От него открывается наилучший вид на восточную часть Иерусалима, прежде всего на то место, на котором некогда стоял Храм, а в наше время стоит т.н. Омарова мечеть (Куббат ас-Сахра). В пророчестве Зах 14:3–4 этот холм выступает как место присутствия Бога в эсхатологической битве: «...Тогда выступит Господь и ополчится против этих народов, как ополчился в день брани. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред линем Иерусалима к востоку..».. 13:8 Все это – начало родовых мук. «Родовые муки», предшествующие конечной победе Мессии ( [хавлей маши " ах]) – очень характерная и выразительная метафора еврейской эсхатологии. 13:9 Бичевание в синагогах. Речь идет об одном из законодательных установлении синагогальной жизни, действие которого испытал на себе, в числе других, апостол Павел ( 2Кор 11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Такой же святыней для христиан является и мечеть Куббат-ас-Сахра, внутри которой недалеко от скалы есть спуск, где по преданию Богоматерь в сороковой день по рождении Христа, принесла двух голубей в очистительную жертву. «Должно заметить, — писал Норов, — что надпись из Корана, сделанная золотыми буквами по голубому полю, которая опоясывает ротонду купола ас-Сахра, содержит в себе все, что относится до Иисуса Христа, как то: “Иисус есть сын Марии, посланник Божий, Его Слово, Бог вочеловечил Его в Марии, Он Его дуновение”. Мечеть ас-Сахра построена византийскими зодчими. Весьма любопытно замечание, сделанное графом Вогюэ: “…многие мозаики, украшающие стены, выражают приблизительно головы херувимов. Обязанные соображаться с требованиями мусульман, которые не допускают изображений человеческих, греческие художники из цветочных рисунков и арабесок умели составить очерки, напоминающие о святости мес­та, попранного неверными. Виноград и колосья, — эмблемы Евхаристии, вплетены в цветочные листья, распростертые, как крылья”» 52 . И наконец, подводя итог сказанному, можно предоставить слово известному русскому публицисту В. Дорошевичу, который наиболее полно обобщил сообщения своих предшественников, относящиеся к рассматриваемой теме. «На этой площади, на которой возвышался храм, тот храм, где принял на руки Младенца — Христа Симеон, где Отрок Христос беседовал с учеными о Писании, где Христос проповедовал, где Он изгонял торгующих, — все полно и поныне памятью о Христе Узорные золотые надписи из Корана на голубой эмали мечети Омара — стихи из Корана, говорящие о Мессии, Иисусе, Сыне Марии Об­ходя с муллой эту площадь, вы на каждом шагу услышите имя — “ Хри­стос”. Эта возвышенная площадка, всегда служившая для поклонения Богу, залита лучами Его славы. И память о Нем сохранилась здесь, как тихий луч заката долго еще дрожит на вершине горы» 53 . Так выразил свои впечатления русский писатель-паломник на стыке Х I Х и ХХ века. И трудно было в то время пред­полагать, что добрые взаимоотношения, налаживавшиеся между жившими в Палестине приверженцами трех великих религий, вскоре будут омрачены из-за изменившейся политической ситуации. Арабо-израильский конфликт в его религиозном аспекте

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

   001    002   003     004    005    006    007    008