2 . ЕВЛАМПИЙ Введенский, в 1809 году, Апреля 16, переведён из Архангельска. В 1813 году, Мая 22, скончался. 3 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов. В 1813 году, Июня 29, переведён из Вологды. В 1814 году, Августа 30, пожалован Орденом Св. Владимира 2 степени большого креста. К стр. 165 79 . Прибавление: 45 . СЕРАФИМ Глаголевский. В 1812 году, Февраля 7, переведён в Минск Архиепископом. 46 . ИРИНЕЙ Фальковский. В 1812 году, Февраля 7, из Викариев Киевских. В 1813 году, Июля 6 переведён обратно с наименованием Коадъютора. 47 . ИОАСАФ Сретенский. В 1813 году, Июля 6, из Викариев Новгородских. К стр. 169 80 . Прибавление: 15 . ВЕНИАМИН II Румовский. В 1799 году наименован Нижегородским и Арзамасским. В 1800 году, Мая 18, пожалован Капелланом Ордена Св. Иоанна Иерусалимского. В 1806 году, Ноября 18, Кавалером Св. Анны 1 класса. В 1810 году, Декабря 12, Св. Александра Невского. В 1811 году, Марта 16, скончался. 16 . МОИСЕЙ Близнецов-Платонов. В 1811 году, Марта 28, переведён из Пензенской Епархии. К стр. 179 81 . Прибавление: 29 . ИОСИФ Курцевич. В 1624 году определён Епископом из Владимира Волынского, но вскоре пожалован Архиепископом. В 1633 году по суду лишён сана и сослан в Казанский Зилантов монастырь и там, в 1642 году, Июня 25, скончался и погребён в монастырском соборе на левой стороне. 30 . СЕРАПИОН, с 1634 года. 31 . ГЕРАСИМ, хиротонисан в 1637 году. 32 . ИОСИФ уже лишнее, а после Герасима непосредственно должен следовать СТЕФАН. К стр. 183 82 . Прибавление: 16 . КСЕНОФОНТ Троепольский. В 1801 году, Сентября 15, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса, в 1814 году, Августа 30, Св. Владимира 2 степени большого креста. К стр. 188 83 . Прибавление: 30 . ФЕОФИЛАКТ Слонецкий. В 1808 году, Января 3, уволен на пребывание в Киево-Печерскую Лавру. В том же месяце 24 дня пожалована ему пенсия по 600 рублей в год. 31 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов. В 1808 году, Января 24, переведён из Епископов Старорусских, Викариев Новгородских. В 1813 году, Июля 19 переведён в Калугу. 32 . ОНИСИФОР Боровик из Протоиереев и старших армии благочинных пожалован в 1813 году, Октября 13. По пострижении в монашество наречён в Святейшем Синоде с 1814 года Февраля 17, а 22 Февраля хиротонисан в Епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

37 Под этими 60 000 отнюдь не следует разуметь Чуваш и Черемис из язычества обращенных к христианству, а нужно разуметь в этом числе Чуваш и Черемис уже и крещённых, но доселе предававшихся языческим обрядам. Следовательно, рекомендованным высокопреосв. Филаретом способом было направлено на путь истинной веры 60 тысяч Чуваш и Черемис, а не вновь только просвещено. Язычествующих некрещённых Чуваш и Черемис в то время и не было уже такого громадного числа. Высокопреосв. Филарет в 1828 г., как известно, собирал через Казанскую духовную Консисторию сведения о крещённых до него Чувашах и Черемисах и о некрещённых. По собранным сведениям в тогдашней епархии Казанской оказалось: крещённых Черемис 66 650, а некрещённых – 1 007 человек; Чуваш крещённых 350 818 чел., а некрещённых 4 353 человека. Таким образом Чуваш и Черемис некрещённых было всего только 5 260 человек. Кроме того высокопреосв. Филарет требовал навести справку, какое количество из всех вообще крещённых инородцев оставили языческие и магометанские заблуждения до 1829 г. и сколько затем остается придерживающихся этих заблуждений. Вот эти-то, оставившие свои языческие заблуждения, крещённые Чуваши и Черемисы и разумеются в количестве 60 000 душ. (См. Православн. противомусульманская миссия в Казанском крае... Прав. Собеседн. 1870 г., ч. 2, стр. 239–244). Что же касается до количества вновь окрещённых Чуваш и Черемис в течение 1829 г., то это количество весьма ясно обозначено в письме (13-м) высокопреосв. Фпларета к Преосвященному Кириллу от 31 Марта 1830 года. В этом письме говорится: «в течение прошедшего (т. е. 1829 года) просвещено св. крещением тысяча триста душ – в нынешнем (т. е. 1830 уже году) около двух сот и еще готовятся около двух тысяч, а может быть и более. 38 См. «Странник» 1875 г. Православный Собеседник 1870 г., Чтения в обществе любителей духовн. Просвещения – 1874 г. 39 Варлаам Петров, Архиепископ Тобольский, скончался в 1802 г. См. Прав. Собеседн. 1870 г., ч. 2, стр. 234. 43 Здесь говорится о Ксенофонте Троепольском, Архиепископе Подольском. Он в 1796 г. был Архимандритом Свижского монастыря, а в 1800 г. Викарием Свияжским, следовательно имел в Казани связи и знал хорошо положение дел в Казанской епархии. В 1832 г. преосв. Ксенофонт был уволен на покой и в 1834 г. скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Vasilev...

3 Переводы самонужнейших молитв, краткого катихизиса м. Платона, свящ. истории и четвероевангелия на остяцкий и вогульский язык были сделаны еще раньше несколько протоиереями Верпуновым и Фелицыным и другими лицами в 1820 годах. См. «Странник» 1875 г. т. 4. стр. 103–106. 4 Варлаам Петров, архиепископ тобольский, скончался в 1802 г. Сравн. Прав. Собеседн. 1870 г. ч. 2, стр. 234. 8 Здесь говорится о Ксенофонте Троепольском архиепископе подольском. Он в 1796 г. был архимандритом свияжского монастыря, а в 1800 г. викарием свияжским, следовательно, имел в Казани связи и знал хорошо положение дел в казанской епархии. В 1832 г. преосвященный Ксенофонт был уволен на покой и в 1834 г. скончался. 10 Вероятно, в вятской епархии, как и в казанской, употреблялись переселения крещеных инородцев с одного места на другое. 12 В 1868 г. в елабуж. уезде собиралось до 12 тысяч вотяков для жертвоприношения. См. Вятск. епарх. вед. 1869 г. 15, стр. 340. 13 См. Полное собрание слов и речей Кирилла, архиепископа каменец-подольского и брацлавского. Москва 1854 г. ч. 1. стр. 27. 28. 17 Полное собрание слов и речей Кирилла, арх. каменец-подольского и проч. Москва 1854 г. ч. I, стр. 26. 21 По всей вероятности, здесь имеется в виду св. Афанасий, патриарх константинопольский, нетленные мощи коего находятся в пяти верстах от уездного города полтавской губернии Лубны. Сравн. след. письма. P. S. 24 Инспектор калужской духовной семинарии Макарий (до монашества Михаил Зимин), студент 1-го курса московской духовной академии. О Макарий был очень умный человек: он составил, как мы слышали, догматическое богословие и начал было печатать оное на пособие от св. синода, но за смертью о. Макария печатание прекратилось. 25 Преосвященнейший Амвросий Келембет был архиепископом тобольским с 1806 по 1822 г. Он уволен был 28 октября 1822 г. на покой в лубенский мгарский спасопреображенский монастырь. См. Странник 1874 г. т. 4 стр. 3. 101. 176. «Архиепископ тобольский Амвросий (Келембет)», протоиерея Александра Сулоцкого .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

67 Преосвященнейший Кирилл действительно проездом посетил Казань и преосвященнейшего Филарета, у которого пробыл в Казани с 6 по 9-е марта 1832 г. См. Вятск. Епарх. Вед. 1868 г. 19, стр. 344. 70 25 декабря 1833 г. Преосвященнейший Кирилл за деятельное попечение о благоустройстве вверенной ему епархии (каменец-подольской) и утверждении паствы в православии удостоен был ордена Владимира 2-й степени большого креста. См. Полн. собрание слов и речей Кирилла в проч. Москва 1854 г. ч 1, стр. 39. 71 Архимандрит Иероним, ректор вятской семинарии, с 15 января 1834 г. проходил в С.-Петербурге чреду священнослужения и проповеди слова Божия; 21 декабря того же года помер в Петербурге. См. Вятск. Епарх. Вед. 1869 г. 7, стр. 147. 72 Преосвященнейший Моисей, бывший саратовский, утвержден был экзархом Грузии в 1832 г. марта 12 дня, а скончался 1 3 июля 1834 г. 74 Преосвященный Ксенофонт Троепольский, архиепископ польский, в 1862 г. уволен был на покой, а скончался 4 мая 1834 г. См. списки архиереев Юрия Толстого. Спб. 1872 г. стр. 24. 75 О празднике 22 октября Казанской Божией Матери Преосвященный Кирилл расспрашивал сколько потому, что бывши в Казани имел случай прикладываться к подлинной чудотворной иконе Казанской Божией Матери, а еще и потому, вероятно, что на его родине, в селе Могильцах, особенно чествовался этот праздник, и брату преосвященного Кирилла, Иоанну, дана была даже фамилия Казанский в честь казанской иконы Божией Матери. 76 Чудотворная икона Казанской Божией Матери до 1612 г. была чтима только местно, в Казани, и празднование сей иконе совершалось 8 июля в день ее обретения. В 1612 году, октября 22 дня при сражении русских с поляками в Москве список сей иконы находился у князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Пред этим списком с явленной и чудотворной иконы казанской Божией Матери Пожарский совершал свои молитвы пред приступом и чудотворной силе его приписал победу. Так как молитвами и заступлением Пречистой Владычицы Богородицы, явлением чудотворной иконы Казанской, московское государство от поляков было очищено; то царь Михаил Федорович в память сего события установил праздновать в Москве Казанской Божией Матери два раза в год: в день обретения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

Анны 1 ст. В 1807 г. переведен в Астрахань архиепископом; но чрез год испросил себе увольнение, по причине расстройства здоровья, и на пути в Глуховский полтавский монастырь скончался в слободе Ровеньках, воронежской губернии, 5-го ноября 1808 г., и погребен в тамошней приходской церкви. Он перевел и дополнил книги: 1) Нетленная пища, напечат. в Москве 1794 г. и вторично 1799, в 4 д. л. гражданскими буквами. 2) Приточник евангельский, напеч. 1796 г. в Москве в 4 д. л. также гражд. буквами. 3) Собрал из разных авторов классическое сокращение Богословии на латинском языке для казанской академии, напечат. в С.-Петербурге 1799 г. и вторично в Москве 1805 г. в 8 д. л. 2) Ксенофонт Троепольский (1799–1800), архимандрит, 1798 г. февраля 7 определен в Спасо-преображенский монастырь и вскоре – учителем философии в казанской академии, января 2-го 1799 г. – учителем богословия, а 24 августа того же года из Преображенского переведен в свияжский Богородицкий монастырь, и сделан ректором академии; в 1800 году января 15 хиротонисан в епископа свияжского, викария казанского и 24 февраля того же года переведен на Владимирскую епархию. 6) Афанасий (Александр) Протопопов (с 18 марта 1816 до августа 1817), с 1789–1804 г. обучался в ярославской семинарии; по окончании учения, как опытный студент, был оставлен в этой семинарии (1804–1809) учителем и проходил эту должность в низших классах до реторики. Избравши невесту по сердцу, учитель Протопопов подавал ярославскому пр. Антонию Знаменскому прошение об определении его на праздное диаконское место к одной из ярославских церквей. Но промысл не судил быть ему диаконом, а готовил его для высшего служения церкви. Ему нужно было взять одобрение у прихожан. Чтобы зарекомендовать себя, Протопопов хаживал в оную церковь , становился на клиросе и читывал апостол. Не смотря на стройный голос и благообразный вид, прихожане не дали учителю одобрения. Не доставало у него сильного баса и большого роста, – таких качеств, которые считались, а у многих и ныне считаются, необходимою принадлежностию диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аркадий Федоров 1829–1831 Михаил Добров 1831–1835 Иоанникий Образцов 1835–1849 Иосиф Богословский 1849–1853 Антоний Шокотов 1853–1858 Антоний Радонежский 1858–1859 Епископы Оренбургские и Уральские: 46 Антоний Радонежский 1859–1862 Варлаам Денисов 1862–1866 Митрофан Вицинский 1866–1879 с 1879 года архиепископ Вениамин Быковский 1879–1882 Вениамин Смирнов 1882–1886 Макарий Троицкий 1886 Пензенская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Пензе. Епископы Пензенские и Саратовские: 49 Гаий Токоав 1803–1808 Моисей Близнецов-Платонов 1808–1811 Афанасий Корчанов 1811–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Амвросий Орнатский 1819–1825 Ириней Нестерович 1826–1830 Пензенские и Саранские: 50 Иоанн Доброзраков 1830–1835 Амвросий Морев 1835–1854 Варлаам Успенский 1854–1862 с 1860 года архиепископ Антоний Смолин 1862–1868 Григорий Медиоланский 1868–1881 Антоний Николаевский 1881–1889 Василий Левитов 1889–1890 Митрофан Невский 1890–1893 Павел Вильчанский 1893 Пермская Учреждена в 1383 году. 51 Епископы Пермские: Стефан Храп, святой 1383–1396 Исаакий. 1397–1416 Герасим, святой 1441–1447 Питирим, святой 1447–1456 Иона, святой 1456–1471 Амфилохий 1471 Филофей 1471–1501 Никон 1502–1508 Стефан 1508–1514 Протасий 1514–1520 Пимен Ходыкин 1520–1524 Алексий 1525–1543 Афанасий 1543–1547 Киприан 1547–1558 Епископы Пермские и Екатеринбургские: Арсений Москвин 1799 Иоанн Островский 1800–1801 Иустин Вишневский 1802–1823 Дионисий Цветаев 1823–1828 Мелетий Леонтович 1828–1831 Епископы Пермские и Верхотурские: 52 Аркадий Федоров 1831–1851 с 1833 года архиепископ Неофит Соснин 1851–1868 с 1854 года архиепископ Антоний Смолин 1868–1876 с 1872 года архиепископ Вассиан Чудновский 1876–1883 Пермские и Соликамские: 53 Ефрем Розанов 1883–1888 Владимир Никольский 1888–1892 Петр Лосев 1892 Подольская Учреждена в 1795 году. Кафедра в Каменец-Подольске. Архиепископы Подольские и Брацлавские: 54 Иоанникий Никифорович (Полонский) 1795–1819 до 1801 года епископ Антоний Соколов 1819–1821 Ксенофонт Троепольский 1821–1832 Кирилл Богословский-Платонов 1832–1841

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиепископ Тверской и Кашинский Иона (Павинский), архиепископ бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 06.11.1826 03.02.1828 бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 25.02.1828 по 10.02.1832 переименован архиепископ Казанский и Свияжский Казанская и Свияжская С 10 февраля 1832 года Имена Сведения бывший архиепископ Казанский и Симбирский с 10.02.1832 по 19.09.1836 архиепископ Ярославский и Ростовский Владимир (Ужинский), архиепископ бывший архиепископ Малороссийский Черниговский с 19.09.1836 по 01.03.1848 на покое; 16.12.1855 бывший архиепископ Тверской и Кашинский с 01.03.1848 митрополит с 26.08.1856 по 01.10.1856 митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Афанасий (Соколов), архиепископ бывший архиепископ Иркутский и Нерчинский с 03.11.1856 по 09.11.1866 на покое; 01.01.1868 бывший епископ Смоленский и Дорогобужский с 09.11.1866 архиепископ с 16.04.1867 08.11.1879 бывший епископ Курский и Белгородский с 11.01.1880 по 21.08.1882 архиепископ Кишиневский и Хотинский; 11.02.1898 бывший архиепископ Рязанский и Зарайский с 21.08.1882 по 29.09.1887 архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии; 05.12.1898 бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 29.09.1887 23.04.1892 Владимир (Петров), архиепископ бывший епископ Нижегородский и Арзамасский с 07.05.1892 02.09.1897 Викарии Казанской епархии Свияжские епископы Викариатство учреждено 16 октября 1799 года. Кафедра в Свияжске Имена Сведения Ксенофонт (Троепольский), епископ рукоположен с 15.01.1800 по 24.02.1800 епископ Владимирский и Суздальский Иустин (Вишневский), епископ рукоположен с 25.03.1800 по 20.01.1802 епископ Пермский и Екатеринбургский 20 января 1802 года викариатство упразднено. Чебоксарские епископы Викариатство учреждено 24 декабря 1853 года Имена Сведения Никодим (Казанцев), епископ рукоположен с 14.02.1854 по 18.09.I861 епископ Енисейский и Красноярский рукоположен с 05.07.1866 по 15.12.1867 епископ Таврический и Симферопольский Викторин (Любимов), епископ рукоположен с 03.11.1868 по 07.12.1874

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1702 году было установлено общецерковное почитание святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского и его сына Глеба, Владимирских чудотворцев. В 1744 году по указу императрицы Елизаветы Петровны во Владимире возродилась самостоятельная епископская кафедра. Успенский собор стал кафедральным. Первым Владимирским епископом стал архимандрит Рождественского монастыря Платон (Петрункевич). В 1768 году в Успенском соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя святого благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной - во имя святого благоверного князя Глеба. В 1771 году по случаю избавления жителей Владимира от моровой язвы было установлено совершать крестный ход с чудотворной Боголюбской иконой из Боголюбова монастыря в Успенский кафедральный собор. В 1767 году Владимир посетила императрица Екатерина II. Увидев в Успенском соборе ветхость и бедность украшений, она выдала на ремонт, церковную утварь и облачения священнослужителей 14 000 рублей. К 1774 году основные ремонтные работы в Успенском соборе завершились. Древний иконостас был заменён новым, выполненным в стиле барокко и украшенным золочёной резьбой и колоннами, существующим до настоящего времени. Все новые иконы написал владимирский художник Строкин. Над престолом главного алтаря устроена сень. 25 мая 1774 года обновлённый Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним (Формаковский). В 1800 году на Владимирскую кафедру был назначен епископ Ксенофонт (Троепольский). В 1810 году при нём построена новая колокольня, сильно отличающаяся по архитектуре от старого здания. В годину тяжких бед, в 1812 году, из Москвы во владимирский Успенский собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. От стен собора отправлялись ополченцы на борьбу с Наполеоновскими захватчиками. В 1860 году был выстроен придел во имя святого великого князя Георгия, соединивший собор с колокольней. В 1862 году в колокольне устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех. В соборе в это время чугунная винтовая лестница на хоры заменила деревянную.

http://sobory.ru/article/?object=00186

В 1801 г. Владимирский и Суздальский еп. Ксенофонт (Троепольский) запретил служение молебнов И. и ее супругу, иконы святых были изъяты из Лазаревского храма. В 1811 г. мощи святой пострадали при пожаре в Лазаревской ц. В том же году вместо сгоревшего храма был выстроен каменный с главным престолом во имя арх. Михаила, в котором поместили мощи И. В 1867-1868 гг. служение молебнов И. и прав. Георгию возобновилось. В 1888 г. в церкви была устроена рака из кипариса, обложенная позолоченной и посеребренной медью, внутри которой стоял дубовый гроб с мощами И. В 1861 и 1865 гг. Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) включил жизнеописание И. в свой труд «Русские святые, чтимые общецерковно и местно». В 1893 г. при церкви с. Сергиевского Калужского у. по инициативе потомков святой было основано братство во имя И. Позже в Томской губ. было организовано такое же братство в память подвижницы. Среди учредителей обоих братств был св. Иоанн Кронштадтский . 24 февр. 1924 г. мощи И. были впервые вскрыты (см. Вскрытие мощей ). По рассказам прихожан Михаило-Архангельской ц. в с. Лазареве, свящ. Михаил Георгиевский тяжело переживал свое участие в этом событии. По преданию, ему неск. раз являлась И., плачущая и произносящая: «Господи, что сделали!» Священик уехал из села и 4 года не мог служить ( Епанчин. 2002. С. 40). После 2-го обследования мощей, состоявшегося 14 дек. 1930 г., гробница И. была передана в атеистический отдел Муромского краеведческого музея, где уже были выставлены раки с мощами святых Константина, Михаила и Феодора (см. Феодор Ростиславич, Давид и Константин ), Петра (Давида) Георгиевича и Февронии (Евфросинии) Муромских. Верующие шли в музей на поклонение святыням, поэтому мощи через некоторое время были скрыты в запасниках музея. 20 янв. 1989 г. рака с мощами И. была передана в муромский Благовещенский собор (см. в ст. Муромский в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-рь ), 9 июля 1993 г. перенесена в Николо-Набережную ц. в Муроме, где ведется запись чудес, совершающихся по молитвам к И.

http://pravenc.ru/text/1237859.html

Вениамин II-й (Багрянский) с 1782 по 1783 год. Москвич, священнический сын, обучался в московской духовной академии до класса философии; в 1776 году, по Высочайшему соизволению, отправлен был в Лейденский университет, где слушал философию, математику, историю и изучал языки: еврейский, греческий и французский. По возвращении, в 1776 году, в Россию пострижен в монашество (мирское имя Василий) и определен префектом и учителем философии новгородской семинарии; откуда с архимандритством в Зеленецкий монастырь назначен ректором Александро-Невской семинарии; с 1784 года состоял ректором новгородской семинарии; после был епископом Иркутским, 1814 года. Иннокентий I-й (Полянский), с 1 января 1784 по 1785 год, священнический сын, Рязанской губернии и уезда, села Полян, родился в 1751 году; обучался в рязанской семинарии, а по окончании курса в 1773 году принял монашество и был сперва учителем, потом префектом; в 1778 году состоял префектом в Александро-Невской семинарии (22 июля), и с 28 августа 1782 года в Московской, по тогдашнему названию славяно-греко-латинской академии; 14 сентября того же года произведен игуменом Знаменского монастыря. С получением ректорства Александро-Невской семинарии, в декабре 1783 года, он посвящен в архимандрита Зеленецкого монастыря 1 января 1784 года. Антоний, с 14 января 1786 по 25 июля 1788 года, произведен из иеромонахов, при академии наук; потом из Зеленецкого монастыря переведен в Сергиеву пустынь. Иоасаф (Клоков), с 23 декабря 1788 по 11 августа 1792 года, из игуменов новгородского Деревяницкого монастыря. Анастасий (Братановский), с 8 сентября 1792 по 13 марта 1795 года, из иеромонахов, – законоучителей при сухопутном кадетском корпусе; принял монашество в 1790 году. Феофилакт (Русанов), с 13 марта 1795 по 29 мая 1796 года, из иеромонахов; законоучитель корпуса чужестранных единоверцев. Ксенофонт (Троепольский), с 16 июля 1796 по 1798 год, из иеромонахов, префект Севской семинарии. С назначением в Зеленецкий монастырь он определен законоучителем в Морской Шляхетский корпус.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003   004     005    006