В XVI в. жизнь европейских христиан претерпела значительные изменения – в 1563 г. завершил работу католический Три–дентский собор, открывший путь к значительному реформированию католической церкви, обычно именуемому «контрреформацией». Создание пресловутого «Индекса запрещенных книг» и упрощение института инквизиции были частью большой работы церкви по укреплению внутренней дисциплины на фоне вызова со стороны протестантов. В эту эпоху значительно выросло влияние монашеских орденов, прежде всего ордена иезуитов (создан в 1534 г.). Испанец Франциско Ксавьер (1506–1552), один из первых семи членов ордена иезуитов, стал одновременно первым знаменитым католическим миссионером наступившей новой эпохи. Инициатива развития миссий на Востоке принадлежала светской власти – Ксавьера направил в свои азиатские владения для христианской проповеди португальский монарх Жоан III. В 1542 г. Ксавьер прибыл в Индию, где служил до 1545 г., после чего отправился на Малайский архипелаг. Позднее он отбыл в Японию (1549–1552), где на него сильное впечатление произвел высокий уровень местной культуры, подвигнув изменить приемы работы среди населения. Именно там зародились методы иезуитской культурной адаптации, ибо Ксавьер настаивал Η уважении ко всем местным обычаям, если те не находятся в прямом противоречии с христианским вероучением. Поняв, как велика степень влияния китайской культуры и религии на Японию, Ксавьер начал размышлять о необходимости миссионерства в Китае. Надеясь ускорить процесс миссионерской работы в Японии путем распространения христианства в Китае, он после возвращения в Индию предпринял по пытку добраться до Поднебесной. Но ему не было суждено осуществить этот замысел – в декабре 1552 г. он умер от болезни на о–ве Шанчуаньдао на юге Китая, тщетно ожидая разрешения на въезд в Китай. Хотя число крещенных им жителей Азии вряд ли превышает 30 тыс. человек (восторженные современники поднимали эту цифру до миллиона), его вклад в открытие азиатского направления католического миссионерства несомненен. Католическая церковь с 1622 г. почитает его как святого, а в 1927 г. он был провозглашен католиками покровителем зарубежных миссий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Легеев Михаил Викторович 10 марта 2012г. 16:43 С членами корпорации СПбПДА оппоненты разговаривать не желают, к сожалению! Я писал о. Диодору - ответа не последовало.  Снытко Евгений 11 марта 2012г. 00:45 Истина действительно не может быть вне Христа, а вот мы, если не знаем какого мы духа (Лк. 9, 55), можем оказаться вне Истины. Потому так важен дух дискуссии. Думаю, об этом хотел сказать Федор Михайлович,хотя и не имевший академического богословского образования, но очень точно и тонко определивший условие обретения и передачи Истины. Легеев Михаил Викторович 08 марта 2012г. 01:29 А Вы что-то имеете против Санкт-Петербургской духовной академии? :)) Кстати мой (как представителя СПбПДА) комментарий от 29.02 был именно по существу вопроса, но он был просто проигнорирован другой стороной и остался без ответа!.. Зинковский Мефодий, иеромонах 07 марта 2012г. 14:52 Уважаемый Алексей Георгиевич! Я не тгнорировал Ваш вопрос, но принял к сведению и продолжаю размышлять о наших противоречиях.  К Вашему вопросу о переводе слова person как личность и использовании этого термина вообще даю следующие комментарии: Новая философская энциклопедия, 2003 г. « Личность  — это понятие в европейских языках обозначается словами, происходящими от латинского persona: person (англ.), die Person (нем.), personne (франц.), persona (итал.)», Гуревич П. Словарь по культурологии, 1996 г. «Л ичность  - от лат. Persona»; Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. « Личность  (от лат. персона) - термин, обобщающий целостного человека» Не случайны ведь целые научные конференции по теме личности. Например: Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции  (Москва, 17–19 сентября 2001 г.). – М., 2003. – 448 с; Личность и традиция: Аверинцевские чтения  2005. - 400 с. И многие другие. Неужели это все " псевдо-наука " ? Вот, что пишет скажем выдающийся богослов-философ 20 века Субири (знавший и латинский и греческий): «Богословие греков персоналистично. Путь от человека к Богу здесь метафизически (а не в житейском смысле) означает движение от личности к личности», Ксавьер Субири (Jose Xavier Zubiri Apalategui). Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св.Павла. Человек 2000 С.114

http://bogoslov.ru/article/2455755

Медунина В. Прославим героизм нашего народа//Русский вестник. 2000. 7–8. С. 6. Медунина В. Духовное наследие великого старца. Мегаполис-Континент. 1999. 6. С. 13. Медунина В. «В память вечную будет праведник»//Московский Церковный вестник. 2001. 8. С. 7. Медунина В. Радуга над Лаврой//Русский вестник, 2001. 24–25. С. 11. Медунина В. Глинские чтения 2001//Квартирьер. 2001. 1. С. 34–35. Михайлов В. Наследие Глинских старцев//Московский Церковный вестник. 2000. 13–14. С. 6. Михайлов В. По заветам Глинских старцев//Русский вестник. 2001. 16–17. С. 14. Михайлов В. А свеча сгорает дотла...//Московский Церковный вестник. 2001. 13–14. С. 6. Николаев В. Носитель благодати Божией//Русский вестник. 2001, 31–33. С. 10. Олейникова Т. «Жатвы много – делателей мало»//Православное слово. Нижний Новгород. 2001. 17. С. 2. Пирогов М. XXI век – эпоха духовного просвещения//Могилевские епархиальные ведомости. Могилев, 2001, 37–9. С. 37–38. Филиппова Л. История одного портрета//Квартирьер. 2001. 2. С. 32–33. Сергий (Стуров), архимандрит. Частичка монастырской благодати. Русский вестник. 2001. 27–28. С. 15. Спасать Россию нас научает подвижник//Русский вестник. 2001. 29–30. С. 15. Троицкий В. Духовная брань и современное образование в свете «Сифонии по творениям святителя Тихона Задонского » схиархимандрита Иоанна (Маслова) //Русский вестник, 2001. 31–32. С. 8–9. Урок последования Христу//Русский вестник. 2001. 20–21. С. 12. Прозорливость. Большой человек. Путь к затвердевшему сердцу (Воспоминания монахинь Жировицкого монастыря)//Русский вестник. 2001. 29–30. С. 15. В. Вечерняя панихида//Русский вестник. 2001. 24–26. С. 11. Духовно-нравственное воспитание молодежи – залог возрождения России//Современник (г. Жуковский). 2001. 32. С. 11. Никандров Н. Российская национальная идея и воспитание в духе православия//Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования. М., 1999. С. 21–30. Киселев А. В духовно-нравственном воспитании юных сограждан предназначение школы//Там же. С. 31–35

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 135–136. Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 222. Rahner K. Current Problems in Christology//Theologi­cal Investigations. Baltimore, 1965. Vol. 1. P. 149-200, здесь: с.188. Мейендорф И., прот. Халкидониты и монофизиты после халкидонского собора/Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа/Сост. Левицкий А. В. Екатеринбург: инф.-изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. С. 32–53, здесь: с. 37. Ксавьер Субири (JoseXavierZubiriApalategui) Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла. Перевод с испанского С. Воробьева//Человек. 2000. 2. С. 92–101, здесь: с. 97. Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 263. Это атрибутирование самой возможности «изменения» в Боге именно ипостасному началу, на наш взгляд, является особенной заслугой богословской мысли о. Мейендорфа. Так, о. Иоанн утверждает, что «характеристики Божественной Сущности: бесстрастность, неизменность и т. п. не абсолютно привязаны к личному, или ипостасному существованию Божиему» ( Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 223–224). Meyendorff J., fr. Christas Word: Gospel and Culture. From International Review of Mission, 1985, No 294. P. 246–257, здесь: с. 255. «Леонтий назвал νυπστατον — реальностью, существующей не автономно, а в ипостаси» ( Мейендорф И., прот.Халкидониты и монофизиты после халкидонского собора С. 37). Мейендорф И., прот. Империя и Церковь в эпоху Юстиниана/Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа/Сост. Левитский А.В. Екатеринбург: изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. С. 12–31, здесь: с. 30. «πστασις δ στιν, κατ μν φιλοσφους, οσα μετ διωμτων· κατ δ τος Πατρας, καθ’καςτον νθρωπος, προςωπικς τν λλων νθρπων φοριζμενος» PG 91. 276. Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: изд. ПСТБИ, 2000. С. 163.

http://bogoslov.ru/article/2455755

Софроний (Сахаров) , архим. Переписка с прот. Г. Флоровским . Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, ТСЛ, 2008. Софроний (Сахаров) , архим. Рождение в царство непоколебимое. Св.– Иоанно-Предтеченский монастырь. М.: Паломник, 2000. Софроний (Сахаров) , архим. Старец Силуан. Эссекс. Монастырь святого Иоанна Предтечи, 1990. Софроний (Сахаров) , архим. Таинство христианской жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009. Станилоэ Д., прот . Молитва Иисусова и опыт стяжания Святого Духа. Святой Дух в жизни Церкви/Пер. ин. Максима (Смирнова)//Вестник Свято-Панфутьева Боровского монастыря. 2006. 13 (3 –9 апреля). С. 2. Станилоэ Д., прот . Молитва Иисусова и опыт стяжания Святого Духа. Глава 1. Святой Дух в православном богословии/Пер. ин. Максима (Смирнова)//Вестник Свято-Панфутьева Боровского монастыря. 2010. 10 (8–14 марта). С. 6. Ксавьер Субири (Jose Xavier Zubiri Apalategui) Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла/Пер. с испанского С. Воробьева//Человек. М., 2000. 2. С. 92–101. Тареев М. М. Основы христианства: Система религиозной мысли. В 4-х томах. Сергиев Посад: тип. ТСЛ, 1908. Тихон (Задонский), свт. Письма келейные, сочиненные преосвященным епископом Воронежским и Елецким Тихоном Первым, во время пребывания его на обещании той же епархии в Задонском монастыре. М. Синодальная тип.,1837. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Берлин, 1922. Уильямс Дж. Неопатристический синтез Георгия Флоровского //Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. С. 307–366. Феофан Затворник , свт. Воплощенное домостроительство. М.: Правило веры, 2008. Феофан Затворник , свт. Двери покаяния. М.: Правило веры, 2007. Феофан Затворник , свт. Любовь назидательная. Слова и проповеди . М.: Правило веры, 2008. Феофан Затворник , свт. Малые произведения. Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М.: Правило веры, 2008. Феофан Затворник , свт. Мысли на каждый день года. М.: Правило веры, 2009. Феофан Затворник , свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

«Греки видят в Боге прежде всего Личность, Которая определенным образом реализует Себя в Своей природе. Итог вполне очевиден, для латинян Бог - это единая природа, существующая в трех Лицах; будучи различными по своему отношению к первоначалу. Лица оппонируют друг другу. Для греков важнее понять, каким образом Бог, реализуя Себя как Личность, существует в трех Лицах, так что Троица божественных Лиц воистину оказывается для Бога метафизической формой обладания Своей природой; исходное для Лиц - не оппозиция, но взаимопроникновение и перекличка при всех взаимоотличиях. … Для греков Троица - это таинственный образ бытия Бога как Бесконечного и Единого по Своей природе. Для латинян Троица - таинственный способ существования Единого в трех Лицах», Ксавьер Субири, Человек 2000 С.42 Дунаев А.Г. 07 марта 2012г. 15:17 О. Мефодий, благодарю за ответ, но он меня не удовлетворяет. 1) Обо всех этих проблемах (как и о методологических установках) Вам надо было задуматься до того, как Вы решили написать статью, а не после. Хотя хорошо уже и то, что Вы сейчас задумались. 2) Что person МОЖЕТ переводиться как " личность " , я понимаю. Вопрос в том, почему ИМЕННО ЭТОТ вариант ДОЛЖЕН выбираться при переводе, особенно когда речь идет про Отцов Церкви? 3) Повторю здесь еще раз свою позицию, которую высказывал в Инете неоднократно. Мы не обязаны ограничиваться Отцами и можем и должны развивать богословие далее. Но мы не должны приписывать (навязывать) свои мысли Отцам. Это антиисторично. И если у них не было понятия " личность " , не надо утверждать обратное. Иначе получается в самом деле псевдонаука. И никакие новые " авторитеты " , списочно приводимые Вами (да еще по большей части в переводах), меня, читающего Отцов в подлиннике, в этом не убедят.  Дайте свое понимание " личности " , в чем отличие от Лица, покажите, как это вписывается или не вписывается в святоотеческое понимание (в т. ч. в категориальный аппарат, напр., Иоанна Дамаскина), в чем Вы согласны или не согласны с Отцами, в чем Вы их развиваете и на каких основаниях и в каких традициях. И в любом случае Вам надо прежде всего показать, в чем конкретно Ю. А. Шичалин не прав, когда показывает, что понятие " личности " -- продукт нового времени. (Кстати, о слове " личность " в России в 19 в. Вы многое найдете в указанном ранее англ. сборнике.)

http://bogoslov.ru/article/2455755

«Паломник», 2006. Т. 2. Догматика православной Церкви. 11 . Ксавьер Субири (JoseXavierZubiriApalategui) Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла. Перевод с испанского С. Воробьева//Человек. 2000. 2. С. 92–101. 12 . Лосский В. Н. Очерк мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. М., 1991. 13 . Мейендорф И. , прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск: «Лучи Софии», 2007. 14 . Мейендорф И. , прот. Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы (лекция в Минске в июне 1992 года)/Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. Ред. Хоружий С. С. М.: изд. Ди-Дик, 1995. С. 9–26. 15 . Мейендорф И. , прот. Жизнь и труды свт. Григория Паламы . Введение в изучение. СПб.: Византинороссика, 1997. Изд. второе исправленное и дополненное для русского перевода. Перевод Начинкина Г. Н. под ред. Медведева И. П. и Лурье В. М. 16 . Мейендорф И., прот. Империя и Церковь в эпоху Юстиниана/Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа /Сост. Левитский А.В. Екатеринбург: изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. С. 12–31. 17 . Мейендорф Иоанн , прот. Исповедание Христа в наше время//Его же. Живое предание. Свидетельство православия в современном мире. М.: изд. «Паломник», C. 183–204. 18 . Мейендорф И. , прот. Новая жизнь во Христе: спасение в православном богословии//Его же. Рим – Константинополь – Москва. Исторические и богословские исследования. М.: изд. ПСТГУ, 2005. Перевод Успенской Л. А. под ред. иер. Константина Польскова. С. 207–233. 19 . Мейендорф И. , прот. Православное богословие в современном мире//Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата. 1969. 67. С. 175–193. 20 . Мейендорф И. , прот. Святой Григорий Палама , его место в предании Церкви и современном богословии//Его же. Православие в современном мире. Клин: Христианская жизнь. 2002. С. 189–231. 21 . Мейендорф И. , прот. Св. Григорий Палама и православная мистика//Его же. История Церкви и восточно-христианская мистика.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

16) преобразование Важеозерского Спасо-Преображенского женского монастыря в поселке Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелии в мужской монастырь (3.04.2001), 17) преобразование архиерейского подворья в честь Спаса Нерукотворенного Образа в селе Клыкове Козельского района Калужской области в мужской монастырь Спаса Нерукотворенного Образа пустынь (17.07.2001), 18) преобразование Николаевского Клобукова мужского монастыря в городе Кашине Тверской области в Николаевский Клобуков женский монастырь (17.07.2001), 19) преобразование Богородично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря в городе Зея Амурской области (6.10.2001), 20) преобразование прихода во имя преподобного Серафима Саровского на острове Русском в городе Владивостоке в Свято-Серафимовский мужской монастырь (6.10.2001), 21) открытие Бештаугорского Второафонского мужского монастыря под городом Пятигорском в Ставропольской епархии (6.10. 2001), 22) преобразование Богородичного Щегловского женского монастыря в Туле в мужской монастырь (6.10.2001), 23) преобразование Богородице-Рождественского мужского монастыря в поселке Горелки в Туле в женский монастырь (6.10.2001), 24) открытие Свято-Казанского женского монастыря в селе Папоротка Богородицкого района Тульской области (6.10.2001), 25) открытие Спасо-Преображенского Авраамиева монастыря в Смоленске (26.12.2001), 26) открытие Свято-Сретенского женского монастыря в городе Гороховце Владимирской области (26.12.2001), 27) открытие Горнальского Свято-Николаевского Белогорского мужского монастыря в Суджанском районе Курской области (26.12. 2001), 28) открытие Свято-Михаило-Афонской Закубанской общежительной пустыни (мужского монастыря) в поселке Победа Майкопского района Республики Адыгеи (26.12.2001), 29) открытие Ильинского женского монастыря в Тюмени (12-13.03.2002), 30) преобразование бывшего кафедрального собора Кишинева с храмом во имя святого великомученика Феодора Тирона в Феодоро-Тироновский женский монастырь в Кишиневе (17.07.2002), 31) открытие Покровского женского монастыря в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области (17.07.2002),

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207720...

330 Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн пророк. Руководство к духовной жизни, в ответах на вопрошения учеников. Ответ 111. М., 1994. С. 94–95. 331 Преподобный Исихий. Слово о трезвении. Гл. 1, 3, 5//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1 . Ч. 2. С. 256–257. 332 Преподобный Никифор монашествующий. Слово о трезвении и хранении сердца//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 320–332; Преподобный Симеон Новый Богослов . О третьем образе внимания//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 1. С. 160–167. 333 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 45. Сергиев Посад, 1908. С. 239. 336 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 28. Гл. 51. Сергиев Посад, 1908. С. 240. 347 Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 7. Гл. 64. Сергиев Посад, 1908. С. 86. 350 Преподобный Нил Постник. О молитве. Гл. 61//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 2. Ч. 4. С. 736. 351 Преподобный Никифор монашествующий. Слово о трезвении и хранении сердца//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 330–332. 352 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 19, 45//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 388–389, 422–423. 354 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 53//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 433. 356 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 24//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 392. 357 Заглавие 24-й главы «Наставления безмолвствующим» святых Каллиста патриарха и Игнатия Ксанфопулов. 358 Каллист патриарх и Игнатий Ксанфопулы. Наставление безмолвствующим, в сотне глав. Гл. 14//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 1. Ч. 2. С. 368–369. 362 Преподобный Иоанн Карпафийский. Утешительные главы. Гл. 52//Добротолюбие. М.: Сретенский монастырь, 2001. Т. 2. Ч. 4. С. 276.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

592. La Liturgia delle Ore in Oriente e in Occidente. Le origini dell’Ufficio divino e il suo significato oggi, 2a edizione revisionata con nuova traduzione di Sara Staffuzza (Pubblicazioni del Centro Aletti, Rome: Lipa 2001) 500 pp. (пересмотренныйперевод 278). 593. “Lviv Theological Academy Convocation Address at Graduation, 27 June 2000,” ECJ 7/3 (2000) 29-42 (appeared in 2001). 594. “Die Liturgie im Leben der Kirche,” CCOr 3/1 (2001) 33-55 (Немецкаяверсия 583). 595. “‘Communion in the Holy Spirit’ in the Byzantine Liturgy,” in Orientale Lumen IV Conference Proceedings 2000, June 19-23, 2000, at the Catholic University of America, Washington, DC (Fairfax VA: Eastern Christian Publications 2001) 17-46. 596. “Introduction to the Series Anaphorae Orientales,” in H.-J. Feulner, Die armenische Anaphora des hl. Athanasius. Kritischer Edition, Übersetzung und liturgievergleichender Kommentar (Anaphorae Orientales 1=Anaphorae Armeniacae 1, Rome: PIO 2001) vii-x. 597. “Anaphorae Armeniacae—I. Foreword,” in H.-J. Feulner, Die armenische Anaphora des hl. Athanasius. Kritischer Edition, Übersetzung und liturgievergleichender Kommentar (Anaphorae Orientales 1=Anaphorae Armeniacae 1, Rome: PIO 2001) xi-xx. 598. Divine Liturgies—Human Problems in Byzantium, Armenia, Syria and Palestine (Variorum Collected Studies Series CS716, Aldershot/Burlington USA/Singapore/Sidney: Ashgate-Variorum 2001). 599. “Stralci dagli interventi dei dibattiti,” Atti el Convegno “L’esperienza delle Chiese unite e il suo significato per il futuro del cattolicesimo e del dialogo ecumenico in Russia,”=La nuova Europa N. 5 (299) (settembre-ottobre 2001) 117-118. 600.“H Oukraniva kai oi avlleV EkklhsiveV. Epiv th eukairiva epivskeyhV (ekeiv) tou Pavpa Iwavvnnh-Pauvlou B v (IouvnioV 2001). To «Enwtikov» provblhma kai h kavqarsh twn anamnhvsewn: anavmhsi kai ovci amnhsiva, SUGCRONA BHMATA 32 no. 119 (Athens, July-Sept. 2001) 143-184 (Греческийперевод 634). 601. “Byzantine Communion Rites II: Later Formulas and Rubrics in the Ritual of Clergy Communion,” OCP 67 (2001) 275-352.

http://bogoslov.ru/person/525392

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010