От Аристотеля до Каппадокийцев прошло немало времени и аристотелевский философский язык не был единственным ко времени Каппадокийцев. Был еще и " средний " платонизм и неоплатонизм. К примеру, был Ориген со своей достаточно самобытной терминологией, от которого Каппадокийцы были зависимы. Поэтому, сводить все к противопоставлению аристотелизму - не исторично. Зинковский Мефодий, иеромонах 07 марта 2012г. 14:30 Спасибо. Однако непонятность чего-либо не дает оснований для безаппеляционных заявлений, типа того, что Вы сделали, сказав, что вся литература «популярная и учебная». Проф. В.Н.Лосский и прот. И. Мейендорф – великие ученые и богословы 20 века, их труды, на которые я опираюсь, не носят популистского характера. Апофатизм был характерен как Лосскому, так и Мейендорфу. Поэтому то так нелегко дать рациональное «определение» личности, в отличии от схоластической уверенности в определении всего и вся рациональными понятиями и выкладками. Употребляя " Лицо " в отношении к Богу мы не менее стоим в опасности " антропоморфизма " , чем когда говорим о трех Личностях. Однако ход мысли Мейендорфа не от личности человека к Личности Бога, но наоборот. Не стоит прибегать к игре словами. Вы пишите: +++в контексте указанного мной противоречия уже не важно, что я или Вы о ней думаем+++.  Как же может быть не важно, что мы думаем о понятии, которое используем! Под человеческой ипостасью вы понимаете «индивид», вот почему для Вас +++отрицание наличия человеческой ипостаси во Христе противоречит Его Воплощению+++. Проблема тут именно в вашем понимании " человеческой ипостаси " и смешивании Вашего понимания ипостаси с понятием Ипостаси Логоса согласного с оросом 4 Вселенского собора. Раз Вам недостаточно мыслей Лосского и Мейендорфа, то процитирую выдающегося испанского богослова 20 века К. Субири: «Первый и принципиальный по значению фазис обожения связан с метафизическим актом дарования Божеством Своей Личности человеческой природе. Разумеется, говоря о воплощенной Личности, мы имеем в виду исключительно Личность Сына Божия … для греков совершенно естественно, что именно Личность Сына, и только Она в формальном плане облекается в человеческую плоть» (Ксавьер Субири, Человек 2001 С.95)

http://bogoslov.ru/article/2455755

Легеев Михаил Викторович 10 марта 2012г. 16:43 С членами корпорации СПбПДА оппоненты разговаривать не желают, к сожалению! Я писал о. Диодору - ответа не последовало.  Снытко Евгений 11 марта 2012г. 00:45 Истина действительно не может быть вне Христа, а вот мы, если не знаем какого мы духа (Лк. 9, 55), можем оказаться вне Истины. Потому так важен дух дискуссии. Думаю, об этом хотел сказать Федор Михайлович,хотя и не имевший академического богословского образования, но очень точно и тонко определивший условие обретения и передачи Истины. Легеев Михаил Викторович 08 марта 2012г. 01:29 А Вы что-то имеете против Санкт-Петербургской духовной академии? :)) Кстати мой (как представителя СПбПДА) комментарий от 29.02 был именно по существу вопроса, но он был просто проигнорирован другой стороной и остался без ответа!.. Зинковский Мефодий, иеромонах 07 марта 2012г. 14:52 Уважаемый Алексей Георгиевич! Я не тгнорировал Ваш вопрос, но принял к сведению и продолжаю размышлять о наших противоречиях.  К Вашему вопросу о переводе слова person как личность и использовании этого термина вообще даю следующие комментарии: Новая философская энциклопедия, 2003 г. « Личность  — это понятие в европейских языках обозначается словами, происходящими от латинского persona: person (англ.), die Person (нем.), personne (франц.), persona (итал.)», Гуревич П. Словарь по культурологии, 1996 г. «Л ичность  - от лат. Persona»; Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. - М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008. « Личность  (от лат. персона) - термин, обобщающий целостного человека» Не случайны ведь целые научные конференции по теме личности. Например: Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции  (Москва, 17–19 сентября 2001 г.). – М., 2003. – 448 с; Личность и традиция: Аверинцевские чтения  2005. - 400 с. И многие другие. Неужели это все " псевдо-наука " ? Вот, что пишет скажем выдающийся богослов-философ 20 века Субири (знавший и латинский и греческий): «Богословие греков персоналистично. Путь от человека к Богу здесь метафизически (а не в житейском смысле) означает движение от личности к личности», Ксавьер Субири (Jose Xavier Zubiri Apalategui). Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св.Павла. Человек 2000 С.114

http://bogoslov.ru/article/2455755

«Паломник», 2006. Т. 2. Догматика православной Церкви. 11 . Ксавьер Субири (JoseXavierZubiriApalategui) Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла. Перевод с испанского С. Воробьева//Человек. 2000. 2. С. 92–101. 12 . Лосский В. Н. Очерк мистического Богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. М., 1991. 13 . Мейендорф И. , прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск: «Лучи Софии», 2007. 14 . Мейендорф И. , прот. Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы (лекция в Минске в июне 1992 года)/Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. Ред. Хоружий С. С. М.: изд. Ди-Дик, 1995. С. 9–26. 15 . Мейендорф И. , прот. Жизнь и труды свт. Григория Паламы . Введение в изучение. СПб.: Византинороссика, 1997. Изд. второе исправленное и дополненное для русского перевода. Перевод Начинкина Г. Н. под ред. Медведева И. П. и Лурье В. М. 16 . Мейендорф И., прот. Империя и Церковь в эпоху Юстиниана/Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа /Сост. Левитский А.В. Екатеринбург: изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. С. 12–31. 17 . Мейендорф Иоанн , прот. Исповедание Христа в наше время//Его же. Живое предание. Свидетельство православия в современном мире. М.: изд. «Паломник», C. 183–204. 18 . Мейендорф И. , прот. Новая жизнь во Христе: спасение в православном богословии//Его же. Рим – Константинополь – Москва. Исторические и богословские исследования. М.: изд. ПСТГУ, 2005. Перевод Успенской Л. А. под ред. иер. Константина Польскова. С. 207–233. 19 . Мейендорф И. , прот. Православное богословие в современном мире//Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата. 1969. 67. С. 175–193. 20 . Мейендорф И. , прот. Святой Григорий Палама , его место в предании Церкви и современном богословии//Его же. Православие в современном мире. Клин: Христианская жизнь. 2002. С. 189–231. 21 . Мейендорф И. , прот. Св. Григорий Палама и православная мистика//Его же. История Церкви и восточно-христианская мистика.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Софроний (Сахаров) , архим. Переписка с прот. Г. Флоровским . Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, ТСЛ, 2008. Софроний (Сахаров) , архим. Рождение в царство непоколебимое. Св.– Иоанно-Предтеченский монастырь. М.: Паломник, 2000. Софроний (Сахаров) , архим. Старец Силуан. Эссекс. Монастырь святого Иоанна Предтечи, 1990. Софроний (Сахаров) , архим. Таинство христианской жизни. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 2009. Станилоэ Д., прот . Молитва Иисусова и опыт стяжания Святого Духа. Святой Дух в жизни Церкви/Пер. ин. Максима (Смирнова)//Вестник Свято-Панфутьева Боровского монастыря. 2006. 13 (3 –9 апреля). С. 2. Станилоэ Д., прот . Молитва Иисусова и опыт стяжания Святого Духа. Глава 1. Святой Дух в православном богословии/Пер. ин. Максима (Смирнова)//Вестник Свято-Панфутьева Боровского монастыря. 2010. 10 (8–14 марта). С. 6. Ксавьер Субири (Jose Xavier Zubiri Apalategui) Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла/Пер. с испанского С. Воробьева//Человек. М., 2000. 2. С. 92–101. Тареев М. М. Основы христианства: Система религиозной мысли. В 4-х томах. Сергиев Посад: тип. ТСЛ, 1908. Тихон (Задонский), свт. Письма келейные, сочиненные преосвященным епископом Воронежским и Елецким Тихоном Первым, во время пребывания его на обещании той же епархии в Задонском монастыре. М. Синодальная тип.,1837. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Берлин, 1922. Уильямс Дж. Неопатристический синтез Георгия Флоровского //Георгий Флоровский: священнослужитель, богослов, философ. С. 307–366. Феофан Затворник , свт. Воплощенное домостроительство. М.: Правило веры, 2008. Феофан Затворник , свт. Двери покаяния. М.: Правило веры, 2007. Феофан Затворник , свт. Любовь назидательная. Слова и проповеди . М.: Правило веры, 2008. Феофан Затворник , свт. Малые произведения. Уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. М.: Правило веры, 2008. Феофан Затворник , свт. Мысли на каждый день года. М.: Правило веры, 2009. Феофан Затворник , свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Догматическое Богословие. М., 1991. С. 218. 15 Со свойственным ему бытийным отрывом сознания, впрочем, не тождественного богословскому понятию «ипостась» от природы, сущности. 16 «На Западе религиозный персонализм немедленно связывается с пиетизмом и эмоциональностью. Здесь мы снова видим то же старое непонимание реального участия в Божественной жизни… Не хватает того, что является центром новозаветного благовестия, – личного, живого опыта общения с личным Богом» ( Мейендорф И. , прот. Православное богословие в современном мире//Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата. 1969. 67. С. 175–193, здесь: с. 187.). 21 Rahner K. Current Problems in Christology//Theologi­cal Investigations. Baltimore, 1965. Vol. 1. P. 149–200, здесь: с.188. 22 Мейендорф И., прот. Халкидониты и монофизиты после халкидонского собора/Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа /Сост. Левицкий А. В. Екатеринбург: инф.-изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. С. 32–53, здесь: с. 37. 24 Ксавьер Субири (JoseXavierZubiriApalategui) Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла. Перевод с испанского С. Воробьева//Человек. 2000. 2. С. 92–101, здесь: с. 97. 27 Это атрибутирование самой возможности «изменения» в Боге именно ипостасному началу, на наш взгляд, является особенной заслугой богословской мысли о. Мейендорфа. Так, о. Иоанн утверждает, что «характеристики Божественной Сущности: бесстрастность, неизменность и т. п. не абсолютно привязаны к личному, или ипостасному существованию Божиему» ( Мейендорф И. , прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 223–224). 29 Meyendorff J., fr. Christas Word: Gospel and Culture. From International Review of Mission, 1985, No 294. P. 246–257, здесь: с. 255. 34 «?π?στασις δ? ?στιν, κατ? μ?ν φιλοσ?φους, ο?σ?α μετ? ?διωμ?των· κατ? δ? το?ς Πατ?ρας, ? καθ’?καςτον ?νθρωπος, προςωπικ?ς τ?ν ?λλων ?νθρ?πων ?φοριζ?μενος» PG 91. 276. 39 Мейендорф И. , прот. «Строители мостов» в раннем средневековье.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 135–136. Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 222. Rahner K. Current Problems in Christology//Theologi­cal Investigations. Baltimore, 1965. Vol. 1. P. 149-200, здесь: с.188. Мейендорф И., прот. Халкидониты и монофизиты после халкидонского собора/Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа/Сост. Левицкий А. В. Екатеринбург: инф.-изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. С. 32–53, здесь: с. 37. Ксавьер Субири (JoseXavierZubiriApalategui) Сверхприродное бытие: Бог и обожение в теологии св. Павла. Перевод с испанского С. Воробьева//Человек. 2000. 2. С. 92–101, здесь: с. 97. Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 263. Это атрибутирование самой возможности «изменения» в Боге именно ипостасному началу, на наш взгляд, является особенной заслугой богословской мысли о. Мейендорфа. Так, о. Иоанн утверждает, что «характеристики Божественной Сущности: бесстрастность, неизменность и т. п. не абсолютно привязаны к личному, или ипостасному существованию Божиему» ( Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 223–224). Meyendorff J., fr. Christas Word: Gospel and Culture. From International Review of Mission, 1985, No 294. P. 246–257, здесь: с. 255. «Леонтий назвал νυπστατον — реальностью, существующей не автономно, а в ипостаси» ( Мейендорф И., прот.Халкидониты и монофизиты после халкидонского собора С. 37). Мейендорф И., прот. Империя и Церковь в эпоху Юстиниана/Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа/Сост. Левитский А.В. Екатеринбург: изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. С. 12–31, здесь: с. 30. «πστασις δ στιν, κατ μν φιλοσφους, οσα μετ διωμτων· κατ δ τος Πατρας, καθ’καςτον νθρωπος, προςωπικς τν λλων νθρπων φοριζμενος» PG 91. 276. Мейендорф И., прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. М.: изд. ПСТБИ, 2000. С. 163.

http://bogoslov.ru/article/2455755

«Греки видят в Боге прежде всего Личность, Которая определенным образом реализует Себя в Своей природе. Итог вполне очевиден, для латинян Бог - это единая природа, существующая в трех Лицах; будучи различными по своему отношению к первоначалу. Лица оппонируют друг другу. Для греков важнее понять, каким образом Бог, реализуя Себя как Личность, существует в трех Лицах, так что Троица божественных Лиц воистину оказывается для Бога метафизической формой обладания Своей природой; исходное для Лиц - не оппозиция, но взаимопроникновение и перекличка при всех взаимоотличиях. … Для греков Троица - это таинственный образ бытия Бога как Бесконечного и Единого по Своей природе. Для латинян Троица - таинственный способ существования Единого в трех Лицах», Ксавьер Субири, Человек 2000 С.42 Дунаев А.Г. 07 марта 2012г. 15:17 О. Мефодий, благодарю за ответ, но он меня не удовлетворяет. 1) Обо всех этих проблемах (как и о методологических установках) Вам надо было задуматься до того, как Вы решили написать статью, а не после. Хотя хорошо уже и то, что Вы сейчас задумались. 2) Что person МОЖЕТ переводиться как " личность " , я понимаю. Вопрос в том, почему ИМЕННО ЭТОТ вариант ДОЛЖЕН выбираться при переводе, особенно когда речь идет про Отцов Церкви? 3) Повторю здесь еще раз свою позицию, которую высказывал в Инете неоднократно. Мы не обязаны ограничиваться Отцами и можем и должны развивать богословие далее. Но мы не должны приписывать (навязывать) свои мысли Отцам. Это антиисторично. И если у них не было понятия " личность " , не надо утверждать обратное. Иначе получается в самом деле псевдонаука. И никакие новые " авторитеты " , списочно приводимые Вами (да еще по большей части в переводах), меня, читающего Отцов в подлиннике, в этом не убедят.  Дайте свое понимание " личности " , в чем отличие от Лица, покажите, как это вписывается или не вписывается в святоотеческое понимание (в т. ч. в категориальный аппарат, напр., Иоанна Дамаскина), в чем Вы согласны или не согласны с Отцами, в чем Вы их развиваете и на каких основаниях и в каких традициях. И в любом случае Вам надо прежде всего показать, в чем конкретно Ю. А. Шичалин не прав, когда показывает, что понятие " личности " -- продукт нового времени. (Кстати, о слове " личность " в России в 19 в. Вы многое найдете в указанном ранее англ. сборнике.)

http://bogoslov.ru/article/2455755

е. Ксавьер Игнатий) 21 ноября 1940 г. Равела, отдаленная деревня, в которой она родилась, относилась к приходу Ширипурама, и священник о. Потиредди Бала Ксавьер записал в приходской книге, что на момент крещения ей было приблизительно два месяца от роду. О датах, пожалуй, достаточно. Ее отец рано умер, когда ей было около 10 лет, и ее мать, моя бабушка, Колукула Мариамма, перебралась в новую деревню Реддипалем, за 200 миль оттуда, где незадолго до того обосновались другие ее родственники. Она была „кули“ (чернорабочей) и трудилась, чтобы прокормить свою семью; вскоре ее дети присоединились к ней. Ни моя мать, ни другие члены семьи никогда не обучались в школе. Соответственно, моя мать никогда не читала газет, не следила за текущими событиями, не смотрела телевизор, не посещала кинозалы, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм. Мы изо всех сил пытались отвести ее в кинотеатр, но у нас ничего не вышло. Она преуспела в занятиях ручным трудом, но обучение не давалось ей легко. Монахиня, обучавшая молитвам жителей деревни в то время, когда моя мать была подростком, в 1990е гг. сообщила мне, какого труда ей стоило преподавать моей матери. Она сказала, что ей потребовались годы, чтобы запомнить „Отче наш“, и эта монахиня, наконец, оставила попытки обучить ее другим молитвам. Со временем мать освоила молитву „Богородица Дева, радуйся“ и смогла присоединиться к членам семьи, чтобы вместе совершать розарий. Тем не менее, она молилась и молитву Господню переживала всем сердцем. Мой отец, обращенный в католичество выходец из традиционной индуистской семьи, в 1955 г. в Манугонде, соседней деревне рядом с той, где жила моя мать, совершал служение катехизатора. Когда деревенские старейшины Манугонды подыскивали ему невесту, они нашли эту бедную неграмотную женщину, которая никогда не весила больше 50 килограммов. Согласно сохранившейся открытке с приглашением на свадьбу, деревенские старейшины решили дело, и мои родители поженились в мае 1955 г. Через восемь лет они переехали в Нагарам, расположенный около нынешнего региона Бхупалапалли, в отдаленную деревушку среди лесов округа Варангал в индийском штате Андхра-Прадеш.

http://azbyka.ru/kakova-rol-mirjan-v-cer...

Присутствовал также один гоанец-католик, женатый на русской. Не понимая церковнославянского, он, тем не менее, как свеча простоял всю службу, крестился по-православному, подошёл в конце приложился ко кресту, взял просфору. А затем признался, что «православная месса» произвела на него огромное впечатление, что во время неё он почувствовал как ум его меняется, и ощутил, что он счастлив. Видимо, желая этим поделиться, он попросил разрешения привести в нашу часовню свою маму и привёл её, пожилую католичку, с которой мы немножко побеседовали на общие темы и подарили православные иконочки. Удивительно, как Господь всё устраивает. Кому открывается истина? Позднее в этот день я пообщался и с одним индусом, который тоже женат на русской. От него удалось узнать некоторые любопытные факты о католическом и протестантском миссионерстве в Индии. Например, он говорит, что знаменитая мать Тереза давала понять больным, что поможет им только при условии принятия ими католичества, и об этом будто бы все знают в Индии и поэтому не уважают её. Возможно, это просто «индусская пропаганда», но, быть может, есть здесь и отголосок каких-то реалий, не отражённых в созданном на Западе образе этой женщины. Мой собеседник сообщил, что сейчас и протестанты так проповедуют, в том числе среди индийских католиков, предлагая им помощь в обмен на принятие веры, и что будто бы те, кто переходит из католицизма в протестантизм, должны при этом наступить ногами на икону Божией Матери. Я с удивлением переспросил, действительно ли это происходит в наши дни, и он подтвердил, что такое происходит сейчас, но не в крупных городах, а в бедных деревнях. Интересно также было узнать индуистскую интерпретацию факта сохранности останков Франциска Ксавьера, который местными католиками однозначно воспринимается как чудо Божие. Индусы же говорят, что будто бы когда Ксавьер высадился в этих местах, некий брамин проклял его и обрызгал особой заговорённой водой, и вот как результат этого проклятия тело Ксавьера не может разложиться и быть погребено как тела других людей.

http://pravmir.ru/vosem-dnej-v-indii/

Сергей Худиев: «Илон Маск оказался голосом безгласных «трансфобов»» 20.04.2023 14:27:14 Американский миллиардер Илон Маск выступил за пожизненное заключение для тех, кто «меняет пол» несовершеннолетним детям. Как он написал у себя в Twitter (соцсеть заблокирована в РФ), «любой родитель или врач, который стерилизует ребенка до того, как он стал взрослым и может самостоятельно дать согласие, должен отправиться в тюрьму до конца жизни». Так он отозвался на решение властей штата Флорида, где вступил в силу запрет на проведение процедур по смене пола несовершеннолетним. Глядя с нашей стороны океана, Маск не сказал ничего оригинального. Дважды два четыре, Волга впадает в Каспийское море, те, кто отрезают грудь у девочек (или кастрируют мальчиков) – преступники, их место в тюрьме. Но в США это вопрос острой внутриполитической борьбы, исход которой неясен. Президент Байден – и Демократическая партия в целом – горячо поддерживают всю трансгендерную индустрию, в которой «консультанты» и «активисты» внушают ребенку, что все ее (или его) трудности происходят от того, что ребенок «родился не в том теле», а теперь ему следует пройти через «гендерно-аффирмативную терапию» – то есть начать глотать тяжелые гормоны, которые должны сломать нормальный процесс полового созревания, и готовиться к операции, в ходе которой ей (или ему) отрежут то, что уже нельзя будет пришить. А если родители против – тем хуже для них: их, «трансфобов», никто не спрашивает. Некоторые политики (республиканцы главным образом) выступают против – и Илон Маск решился их открыто поддержать. В его словах звучит личное родительское горе – его собственный сын Ксавьер Александр Маск в прошлом году заявил, что отрекается от своего отца и желает впредь жить как Вивиан Дженна Уилсон. По словам молодого человека, «это связано с осознанием моей половой принадлежности, но также и с тем, что я больше не желаю быть связанным с моим биологическим отцом ни в какой форме и ни в каком смысле». Сам Маск не без оснований считает, что сына настроили против него в колледже, где ему преподавали неомарксизм. По словам миллиардера, «это коммунизм чистой воды. Он заставляет думать, что если ты богат, то ты – олицетворение зла». В самом деле, по иронии судьбы, неомарксистские идеи более всего живы отнюдь не в среде пролетариев, которые часто настроены весьма консервативно, а среди молодых выходцев из привилегированных семей, которые учатся в дорогих колледжах и ни разу в жизни не пересекали заводской проходной – как, впрочем, и сам Карл Маркс.

http://radonezh.ru/2023/04/20/sergey-hud...

  001     002