Письмо Каретника Ильина теперь более для нас не нужно 35 . Он уже прислал к нам отличную шарманку, которая впрочем мало для нас нужна, а нужны были простые дрожки. Все это сделал самовольно, и вопреки моему желанию, неблагодарнейший Бр…вич 36 , имея свои виды и предполагая свои выезды, кои однако ж не сбылись.. Слышу, что Москва обновилась новым Генерал-Губернатором Серг. Григор. Графом Строгановым, а Гр. Закревский оставлен 37 .. Новость особенно по Москве весьма важная! Я еще буду писать к Вам, и от вас буду ожидать извещений. Но жаль и досадно, что ваши письма теперь доходят сюда иногда от 10–12-ти дней (и мои также к Вам). Таковы ныне почты! Но делать нечего! – Мир чистой душе вашей. Вам благожелательнейший С. А. Р. III Июля 26 38 . Милостивая государыня Пелагея Васильевна! Когда б ни дошла до вас сия хартия, но я пишу ее к памятному 30 му числу Июля, – к вожделенному дню Вашего рождения 39 , с которым от всей моей души приветствую Вас. Обозревая протекшие ряды лет, Вы, конечно, возблагодарите Господа Спасителя своего. Он-то Всеблагий напаял Вас иногда слезами, но и утирал их утешениями; посылал Вам горькие испытания, но и заменял их счастливыми событиями; отечески смирял, но и миловал Вас явно осязаемою своею благостию О, воспойтеж Ему тысящекратно: «Благослави душе моя Господа» 40 . А я присовокуплю: – Пребуди с нею Господи! во веки, и, всепромыслительное благословение Твое да почиет на ней выну! – Безмерно радуюсь и благодарю Бога, увидев 41 из письма вашего, что вы на избранном духовном пути не подвижно пребываете. А за вопросы мои о непоколебимости на этом пути, – великодушно простите. Вопросы мои произошли не от сомнения в чьей-либо изменчивости, а для того, чтоб получив благоприятный ответ, тем более иметь духовного утешения, тем искреннее прославить Бога, утверждающего все стези человеческие. Подлинно, путь Ваш затруднителен, но Господь не силен ли, и, может быть, вскоре, уравнять самые крутые и высокие горы, Ему одному известными судьбами? При том же: какие подвиги ценятся выше? Те ли, кои нам ничего не стоят, или те, кои мы совершаем с пожертвованием лучших сил наших, по всей возможности нашей? Без сомнения сии последние подвиги, и только они одни, достойны небесного и земного мздовоздаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Относительно самого действования Архипастыря в совершении рукоположения посвящаемых могу с истинным убеждением из десятилетнего присутствования, опыта и наблюдения засвидетельствовать, что Преосвященный Смарагд с неподражаемым, так сказать, искусством внушения и силою духа предавал «Божественный Залог» новорукополагаемому Иерею! Без особенного умиления и страха Божия нельзя было присутствовать при совершении Святителем Таинства рукоположения во Иерея 257 . Не один из внимательных рукополагавшихся пролил слёзы умиления на св. престол, которые свидетельствовали явно о присутствии особенной благодати Господней по молитвам Святителя. – Далее Архипастырь в письме своём говорит: «Дай Бог Крещение проводить, и на Иордань сходить!» А сообщая о слухах насчёт войны с Англиею и Франциею и о военном наборе, присовокупляет: «Но Господь да вознаградит нас всеобщим миром и благоденствием». 52 (25) 258 † По Вашему желанию я всё сделал. Впрочем, напрасно спешите с производствами! Сие ни Вам, ни им неполезно. Филадельф Ваш какой-то имеет отпечаток непостоянства. Дай Бог, чтоб, по хиротонии в Иеромонаха, оно обратилось в твёрдость – стоять на камени заповедей Божиих! Книги (сборные) выдаю я вам всегда со страхом. Москва продолжает смотреть на них мрачно и притязательно. Да и Питер в том ей не уступает. – Хорошо им!.. Впредь старайтесь обходиться без форменных книг по Губерниям, особенно ж по вышеуказанным. Благодарю за все ваши доброхотства и благожелания. – Помолитесь Господу об ослабе разных находящих от врага и людей противностей и искушений, да тако друг о друге молящеся достигнет вечности, которой пределы к нам (т. е. ко мне) столь близки! О, если бы вечности блаженной! Ваш благожелатель Смарагд Архиепископ. 21 Февр. 1858. P. S. Вышло повеление: сломать нашу Успенскую и Предтеченскую Церкви, и создать новую, по новому Высочайше утверждённому плану 259 . Но кто её будет строить и на что? – Страх меня объят, и едва ль прикоснусь к сему делу, особенно живя здесь, как птица на остром колу (как вы сами некогда наше житьё уподобляли). 53 (XXVIII) 260

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

123 Этот инициал имеется лишь в Киевской редакции. Разумеется, вероятно, бывший в числе членов Консистории протоиерей Успенской г. Орла церкви и законоучитель гимназии, о. Григорий Афанасьевич Жданов, из Калужской Семинарии, кончивший курс Московской Академии в 1834 г. 16-м магистром и служивший потом профессором философии в Орловской Семинарии. См. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1866 г., 21, стр. 1189. 1196; 1867 г., 9, стр. 683. 684. 692, 10, стр. 794. 797. 125 О. Иерофей замечает: «тогда уже покойный». Это, вероятно, некто Ильинский, бывший секретарём Орловской Консистории до 1852 года, когда указом Св. Синода от 4 сентября сего года за 8481 на его место был назначен синодальный чиновник Константин Попов , а в 1858 г. его заступил Иван Коринский. 132 Приводимые здесь две выдержки сего письма взяты из «Воспоминаний» о. Иерофея л. 47 и об. и 60 об. Киев. ред. и л. 46 об. – 47 и 60 и об. Ряз. ред. 135 Взято из «Воспоминаний» о. Иерофея л. 44 об. – 45 Киев. ред. и 44 Ряз. ред.; одна фраза из этого письма повторяется ещё на л. 99 об. Киев. ред. и л. 101 об. Ряз. ред. 136 Вероятно, граф Пётр Андреевич Клейнмихель (1793–1868 гг.), бывший в 1842–1855 гг. главноуправляющим путями сообщений. 137 Две нижеследующие выдержки сего письма взяты из «Воспоминаний» о. Иерофея л. 45 и об. и 60 об. – 61 Киев. ред. и л. 44–45 и 60 об. Ряз. ред. 140 «С ним Преосвященный Смарагд имел столкновение в Харькове; и, к несчастию, встретился с этим Господином в другой раз на службе и в Орле» (о. Иерофей). Это относится, конечно, к C. Н. Муханову (см. стр. 979, 2 ), который, напр., чинил разные придирки Харьковской Консистории в производстве по отношению Харьковского Губернского Правления касательно приведения в исполнение положения Комитета Министров, состоявшегося по делу о крестьянине Петре Хомякове, сужденном за вступление в брак по раскольническому обряду (см. дело Харьковской Духовной Консистории, нач. 13 ноября 1845 г. и оконч. 3 ноября 1849 г.). Совсем иное мнение имел об этом лице преосвящ. Филарет (Гумилевский), который 9 марта 1849 г. писал Иннокентию (Борисову) следующее: «Уханов переезжает в Орёл. Он добрый человек. С ним можно было жить покойно» (см. у † проф. Н. И. Барсова, Материалы для биографии Иннокентия Борисова I, СПб. 1884, стр. 112).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

И вот за молитвами незабвенного Архипастыря [Смарагда] угодно было Господу Богу наше дело кончить милостивейшим решением Святейшего Правительствующего Синода, касательно меня грешного и недостойного; и я, получив по начальству краткое заключение решения, поспешил уведомить об этом благожелательного Святителя, согласно его отческой воле. По получении от меня этого известия, душа Архипастыря полна была радости и благодарности ко Господу за то, что бывший его подчинённый, им руководимый и поставленный на степень, не посрамил седин его старости многолетней. Посему в ответном писании своём от 4 Июня того же года 364 Святитель Божий восклицает: «Слава Богу! Слава Богу! что Свенские дела ваши кончились к постыжению врагов ваших и к явлению пред светом правоты вашей... Господь же послал вам это тяжкое искушение для укрепления вас в добродетели, которая без противодействий была бы слаба, недостаточна и неудовлетворительна. Возблагодарим за сие Спасителя, во всём ищущего нашего спасения. Простите, отче, что на многие ваши писания извещения и любопытные уведомления я не отвечал вам. Не мог! Впал с Февраля месяца в тяжкий ревматический недуг по всему телу, и особенно в руках и в ногах; от чего, при всех медицинских пособиях, претерпевал адские мучения; не в состоянии был владеть ногами и действовать руками; даже нужнейших бумаг к Начальству не мог подписывать. Не служил три месяца; от чего премножество накопилось ставленников. Теперь выздоравливаю, но очень медленно; служу только в Крестовой Церкви не без затруднения. Имею надежду вскоре лучше поправиться, если будет хорошая погода: ибо здесь после Апреля – самая скверная погода. Вот причина моего молчания, которую, полагаю, вы вполне уважите». И кто бы не уважил в этом старцу, немощному удручённому недугами и обременённому делами. Что до меня относится, – я никогда и ни в каком случае не смел просить у него ответов и извещений, хотя и желал иметь их; и, увлекаемый милостивым отеческим вниманием Святителя, даже иногда скорбел, не получая от него писем. Я относился к Святителю Божию, единственно имея к нему высокое уважение и сыновнюю любовь. Скромные извинения Архипастыря относятся именно к его только отеческой доброте и простоте сердца. Затем, как ни надеялся Владыка на поправление своего здоровья, бывшего до переселения в Рязань очень крепким, теперь, после тяжких и частых недугов, он не мог уже преступить предела, какой Господним Промыслом предопределён его святой, ревностной и благополезной Архипастырской деятельности. Вскоре после отправки [настоящего] письма Владыка, вероятно, опять подвергся предсмертным уже страданиям; и отошёл наконец на вечный покой. Письмо это для меня было уже последним; которое Архипастырь окончил так:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Разумеемое здесь синодальное распоряжение было таково. «Святейший Правительствующий Синод, озабочиваясь вразумлением заблуждающих, уклонившихся от Св. Православной Церкви в раскол, рассуждал, что первый к тому способ заключается в духовно-нравственном на сих людей действовании... (и) определением 9 / 14 Октября 1853 года положил ныне же учинить следующее: 1) Предписать Преосвященным – митрополиту С.-Петербургскому и Новгородскому, архиепископам: Казанскому, Ярославскому, Тверскому, управляющему Псковскою епархиею и Олонецкому и епископам: Нижегородскому, Калужскому, Тульскому, Костромскому, Архангельскому, Саратовскому и Оренбургскому, избрать из подведомственного им духовенства, митрополиту, по С.-Петербургской епархии, двух священников и столько же по Новгородской, архиепископам Казанскому, управляющему Псковскою епархиею и Олонецкому и епископам Тульскому, Архангельскому и Оренбургскому по одному, а всем прочим по два священника или монашествующих, таких, коим уже известны заблуждения раскольников и местные обстоятельства, до них касающиеся, и кои по усердию, благочестию и бескорыстию способны, достойны и готовы посвятить себя великому делу обращения заблуждающих и таковых избранных немедленно отправить С.-Петербург, приказав им явиться в Святейший Синод… 2) Призванных таким образом священников или монашествующих поручить назиданию синодального члена, Преосвященного Архиепископа Казанского Григория, с тем, чтобы он, отобрав от них сведение о положении раскола в тех епархиях, к коим они принадлежат, и, по архипастырском испытании способностей их, образа мыслей и готовности на всякое самоотвержение, преподал им, в течение четырёх месяцев, историю раскола в главных его чертах, понятие о всех сектах и наставление к рассеянию их заблуждения в духе кротости и смирения, с самоотвержением и упованием на милость Божию, и затем представил Святейшему Синоду свои соображения о том, каким образом обратить сих священников к действованиям и обеспечить их содержание; между же тем занять сих священников пересмотром раскольнических книг и рукописей, в Святейшем Синоде находящихся. В помощь же Преосвященному Григорию по сему важному делу назначить ректора С.-Петербургской Академии, Преосвященного Епископа Макария»... См. Собрание постановлений по части раскола, состоявшихся по ведомству Св. Синода, книга II (1801–1858), СПб. 1860, стр. 547–550. Аналогично сему, синодальным определением 8 / 13 из августа 1858 г. вызывались к тому же Григорию, тогда митрополиту С.-Петербургскому, вдовые священники из вверенных ему епархий для приготовления их под непосредственным его руководством на действование против раскольников (см. ibid. II, стр. 815–816).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Иерофея на л. 53 Киев. ред. и 51 об. Ряз. ред. 19 См. о ней и в книге: «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии», т. I: Болховской-Кромской уезды (Орёл 1905), стр. 9. 18; † Г. М. Пясецкий, Исторические очерки города Болхова и его святыни (Орёл 1875), стр. 100–101. 21 В краткой выдержке у о. Иерофея это письмо датируется 8-м декабря 1851 г. по обеим редакциям его «Воспоминаний» – Киевской (л. 53) и Рязанской (л. 51 об.). 24 В дате (1852 года) этого письма последняя цифра, набранная курсивом, проставлена в подлиннике не отчётливо и скорее походит на 7, но по справке в делах Орловской Консистории (чрез И. Ст. Комягинского) оказывается, что упоминаемые в письме прот. Бутягин и эконом о. Флорентий были награждены указанными отличиями в 1855 году, каковой только и подходит к обстоятельствам жизни архимандрита Климента (Можарова), ибо, – переведённый из Чернигова в Тверь синодальным определением от 31 марта 1852 г., – он там был рассчитан жалованьем по 15-е мая 1852 г., свой билет, выданный из Черниговской Семинарии, представил правлению Тверской Семинарии 14 июня и вступил в должность 16 того же июня 1852 года (как всё это видно из журналов Правления Тверской Духовной Семинарии за 14 и 16 июня и 2 июля 1852 г.). 27 Преосвящ. Иеремия (Соловьёв) однако уволен на покой 17 июня 1857 г. († 6 декабря 1884 г.), а в 1852 году ходили о сем только слухи. 28 Николай Иванович Бутягин, бывший старше Смарагда лишь на один курс по СПб. Духовной Академии, был при кафедральном соборе с 1845 г., скончался 4 сентября 1868 г. (см. «Орловские Епархиальные Ведомости» 1867 г., 21, стр. 1624; 1897 г., 36, стр. 1354–1355); ср. ещё о нём письма 33, 35, 36, 38 и 40. 29 Здесь о. Иерофей ссылается на сказанное выше, а там (Киев. ред. л. 49 об. – 50, Ряз. ред. л. 48 об. – 49) говорится: «И о чистоте жизни Архипастырской освидетельствовали мы: Преосвященный [Смарагд] хранил её свято. Иногда даже и сам свидетельствовался ею; и скромно представлял себя в пример для подражания в этом отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

И. Белюгову из С.-Петербурга в начале 20-х годов XIX столетия в «Киевской Старине» 1882 г., кн. II, стр. 516), но допустимы осложнения и на почве «неологизма», ибо Иннокентий не всегда был одинаково устойчив и, напр., в 1834 г. старался достать перевод библейских книг ο. Г. П. Павского, чтобы подарить его Киевской Академии (см. у о. проф. Т. И. Буткевича, Иннокентий Борисов , стр. 56), где был тогда ректором, а в 1845 году (25 ноября) отзывался о нём пренебрежительно, как о малоценном труде (см. у H. М. Востокова в «Русской Старине» 1879 и’., т. XXIV, стр. 660–661). Вообще же нам кажется, что взаимные отношения Смарагда и Иннокентия едва ли служат к чести второго и во всяком случае не набрасывают тени на первого. 10 (IV) 42 С отправляемою своею свитою в С.-Петербург, от 3 Июня 1833 года на Мценск Преосвященный [Смарагд] пишет мне [о. Иерофею]: «Орловцы наши имеют чувствительную душу. Плакали, оставляя своё благоустроенное гнёздышко, которое ныне, увы! пусто и разорено! Приимите всех их, как самого меня. Они и меня очень растрогали и довели до слёз». Собираясь и сам в дорогу, и вызывая меня в Орёл на хозяйство, далее [Смарагд] говорит: " 11 -е число 43 , четверток, поутру, я назначил для себя с будущими оставить благословеннейшую сию Епархию и ехать в…». 11 (V) 44 6 Июля того же года, извещая меня письмом о прибытии своём в С.-Петербург и о затруднениях в содержании, [Смарагд] говорит: «И на лучшую экономию простираться начинаем с помощию Божиею. Да содействует она нам во всех здешних заботах. Холерная немочь (болезнь) 45 здесь довольно поусилилась: но все наши доселе Господом сохранены невреждёнными. Есть известия, что сия кара (наказание) 46 Всевышнего распространилася и во многих других местах благословенного Отечества нашего. Буди воля Его святая!.. Благодарение Господу, всеми Властями принят я благоприятно... Всей любезнейшей Пастве нашей изъявляем нашу любовь, признательность и приверженность, о коей скажите всем вопрошающим... Здравствуй о Господе, и возноси о нас молитвы свои к Нему!» 12 (VI) 47 24 Июля же года], по прочем, [Смарагд] уведомляет: «Мы все, слава Богу, здоровы и служим Господу и ближним нашим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

в Синодальном Архиве дело Канцелярии Обер-Прокурора Св. Синода 28.782). Известная· митр. Филарету «бедность» Дома Архиерейского Харьковского (см. «Чтения в Обществе любителей дух. просвещения» 1870 г., кн. XII, стр. 39) была столь велика, что – по словам самого же Иннокентия (в «Чтениях в Обществе Истории и Древностей Российских» 1869 г., кн. I, отд. V, стр. 99) – по оскудению в средствах Смарагд «решился отправить по Епархии Иеромонаха за сбором милостыни, и денежной, и хлебной, на вспоможение дому», жившему чуть не частными подаяниями (см. «Астраханские Епархиальные Ведомости» 1899 г., 13, стр. 647–648), если хозяин заявлял своему преемнику (см. «Рязанские Епарх. Ведомости» 1896 г., 16, стр. 558): «Но дом Архиерейский [в Харькове] весьма беден, и я, Бог весть, с каким трудом изворачивался, чтоб содержать его, штатную братию, служителей и певчих. Притом множество ветхостей и недостаток домовых служб и выгод тяготили здешнее [Харьковское] житьё моё». 2) О. Иерофей утверждает «невнимательность Архипастыря (Смарагда) (даже) к предметам его личной собственности», заверяя и по отношению к отъезду из Харькова, что он «с одним жезлом переходил пути дальних переводов», причём к жалобам Иннокентия о негодных вещах может служить противовесом сообщение о. Иерофея от 1864 г., как писали Смарагду, что «оставленные Его Преосвященством вещи [Харьковскому] Архиерейскому Дому не нужны; и потому некоторые (в испорченном виде) с письмом домового Казначея возвращаются; а об остальных Казначей просит Владыку поручить предать их по его Архипастырскому назначению, и за эти вещи возвратить... Архиерейскому Дому деньги, по счёту! – Архипастырь [Смарагд] не возразил ни слова, вынес деньги и отдал для отсылки их тому лицу, кто их требовал [т. е. Иннокентию]. А вещи Архипастырские [Смарагдовы] и экипажи по сей день остаются в том же... Архиерейском Доме. Владыка [Смарагд] о них не делал никакого распоряжения» (см. «Воспоминания» о Смарагде архиеп. Иерофея л. 32 об. – 33 об. Киев. ред. и ср. л.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

2 Марта 1854. С. П. Бург. 27-го Февраля по утру писал я 214 , что на Православии в Казанском Соборе будет 7 Архиереев. Но между тем случилось не так! ибо по вечеру 27-го Февраля Синодальные Архиереи приглашены во дворец – присутствовать на утро (28 Февр. – в воскресенье) при крещении В. Княжны Веры Константиновны, при коем все мы действительно и находились, и после Св. Крещения и обедни, совершённой Митрополитом, были угощены Царским Завтраком, разумеется, по Благовещенской Главе 215 . А в Казанском Соборе Православие отправляли 3 Викарные Епископы: Ревельский, Винницкий и Чебоксарский 216 . Таким-то образом правду говорят, что о случайностях каждого дня можно говорить только тогда, когда он совсем уже прошёл. Испрашиваете дозволения на пошитье малым певчим одежды. Я ничего не слышу об успехе певческой; а между тем всю круговую одежду иметь для них – убыточно. Впрочем, можно сшить для них своим портным сюртуки, брюки и жилеты нанковые. А платков шейных и картузов – неужели нет своих? Если покупать и сие: то покупайте всё дешёвое. О. Ректор пусть берёт себе Зимний, Зелёный 4-местный возок. А карета 4-местная, карета, не по силам и не по стати Болховского о. Иеремии 217 . Впрочем, пусть все экипажи разбирают себе – желающие. – За сим наше всем вам благословение.– См. А. Орл. Помета: «Получ. 2 Марта 1854 г.» 43 (XX) 218 В письме от 6 Марта того же года так [Смарагд] подкрепляет и утешает нас: «Действительно Мценские доходы ваши весьма скудны и для удовлетворения нужд недостаточны. Однако ж и богатых, и бедных Господь пропитывает; и никто не лишается щедрот Его. По малым приходам нужно учреждать и малые расходы; и всё будет хорошо! Между тем Авксентий 219 здесь успевает, и вскоре, слышно, обвеселит нищету вашу, однако ж не духовную, о коей вы сами обязаны заботиться и заботитесь». 44 (XXI) 220 В письме 12 того же Марта года], жалуясь на простуду и нездоровье, [Смарагд] говорит: «Впрочем, благодарение Господу, посидев сегодня дома, при употреблении гомеопатического средства, надеюсь заутра считаться универсально здоровым».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Пострадавшая сторона заявила о некоем личном письме архиепископа Антония (Храповицкого), где последний называет Илиодора " нахалом и безобразником " . Газета переживает не только за монаха, опасаясь , что его " хотят погубить " , но, таким образом, публично заявляет о расхождении во взглядах с самым популярным в правой среде иерархом Илиодор имел серьезных покровителей в столице. Если его вызывающее поведение в адрес депутатов, оставленное без последствий, не удивляет, то конфликт с саратовским губернатором графом С.С. Татищевым показал всю степень влияния иеромонаха при дворе. П.А. Столыпин в своем письме в апреле 1909 года товарищу министра внутренних дел С.Е. Крыжановскому о проступках Илиодора сообщает, что монах " в своих последних проповедях заявлял, что, несмотря на распоряжения Святейшего Синода, он останется в Царицыне, а губернатора с министрами надо выпороть на царской конюшне " Премьер-министр характеризует С.С. Татищева как лучшего губернатора и " верного слугу Государя " , которого удалось удержать на своем месте под условием перевода Илиодора из Саратовской епархии. П.А. Столыпин считал, что царю " все это " не доложили и монарх оставил бунтаря на месте. Однако последующее разбирательство открывает новые обстоятельства дела. Николай II знал о " выходках иеромонаха " , счел их " совершенно недопустимыми и не отвечающими священническому и иноческому сану " , но позволил ему остаться в Царицыне " исключительно во внимание к усиленным просьбам о том его духовной паствы " Разумеется это была придворная паства, более влиятельная, чем губернатор, премьер-министр, Синод. Известно, что Илиодор был введен в свое время епископом Гермогеном (Долганевым) в салон графини Игнатьевой, но влияние лиц, бывавших там, было не столь велико; остается предположить, что такой паствой могли быть скорее всего лица, весьма близкие к императорскому дому. Уже в 1911 году, незадолго до удаления Илиодора по решению Синода во Флорищеву пустынь Владимирской епархии, в письме Николаю II П.А.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/343/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010