Господи! Благодарю Тя, яко каждый день спасаеши меня от бури страстей и безгласия во храме державною силою Твоею и благостию Твоею неизглаголанною. Брат мой Константин дал рубль на голодающих моих родственников, а рубль – немало. Да не сержусь на него за частый приход. Кто привыкнет давать отчет о своей жизни на исповеди здесь, тому не будет страшно давать ответ на Страшном Суде Христовом. Да для того и установлено здесь кроткое судилище покаяния, чтобы нам, очищенным и исправившимся чрез здешнее чистилище покаяния, дать непостыдный ответ на Страшном Суде Христовом. Это первое побуждение к искреннему покаянию, и притом непременно ежегодному, – чем дольше не каемся, тем хуже для нас самих, тем запутаннее узы греховные становятся, тем труднее значительно давать отчет. Второе побуждение – собственное спокойствие: тем спокойнее будет на душе, чем искреннее исповедь. Грехи – тайные змеи, грызущие сердце человека и все его существо, они не дают ему покоя и непрестанно сосут его сердце; грехи – колючее терние, бодущее непрестанно душу; грехи – духовная тьма. Кающийся должен приносить плоды покаяния. Ревнующему о светлых одеждах надо сказать: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [ Гал. 3, 27 ]; а о лакомой пище: Небесный хлеб, пища всему миру, – Господь наш Иисус Христос . Об этой одежде, об этом хлебе ревнуйте. Христианин живет на земле, но он должен быть небесен, как будущий гражданин неба, должен горняя мудрствовать, на то он христианин, на то он рожден водою и Духом. Покаянию помогает сознание, память, воображение, чувство, воля. Как грешим всеми силами души, то и покаяние должно быть вседушевное. Покаяние только на словах, без намерения исправления и без чувства сокрушения называется лицемерным. Сознание грехов затмевается – надо его прояснять; чувство заглушается, притупляется – надо пробуждать; воля тупеет, обессиливается для исправления – надо ее принуждать. Царствие Небесное нудится [ Мф. 11, 12 ]. Исповедь должна быть сердечная, глубокая, полная. Настоятельно, усильно просящих по несколько раз в день малолетних и даже взрослых нищих надо жалеть, ибо нужда горькая заставляет их просить неотступно. И сколько доверенности у нищих к нам! Они готовы весь день ходить за нами, чтобы только получить. Отказываем им несколько раз с гневом, а они все не отчаиваются, как хананейская женщина, просившая Спасителя исцелить бесновавшуюся дочь ее [ Мф. 15, 22 – 28 ]. Поучимся у них доверчивости и незлобию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

2) Ректора Новоархангельской Семинарии Архимандрита Петра, о котором Преосвященный Афанасий отзывался с весьма хорошей стороны и в котором я вижу человека кроткого, рассудительного и жизни похвальной. Америка ему, как прослужившему 9 месяцев в Ситхе, отчасти уже знакома и не страшна и которым, как слышно, довольны были все в Ситхе живущие 66 . На случай при сем представляется его послужной список. 3) Города Красноярска вдового священника Петра Попова, которого, как писал мне Преосвященный Томский, он ныне представил в протоиерея и которого я лично видел сам в Красноярске и взял от него согласие поступить на службу в Камчатской Епархии. На этого человека я указываю как на человека высокой жизни и добродетели. Если бы Вашему Сиятельству угодно было спросить меня, кого же именно из сих трех я хотел бы иметь Викарием в Ситхе, то Вашему Сиятельству известно, что я учености отдаю преимущество относительное, но отнюдь не главное. Впрочем тот, или другой, или третий, или кто иной будет избран в Викария – для меня совершенно все равно, ибо я как это, так и все свое дело вполне предаю Господу. Долгом считаю присовокупить к сему: 1) Если жребий служения падет на Ректора Новоархангельской Семинарии, то не благоугодно ли будет Вашему Сиятельству определить на место его исправляющим должность Ректора известного Вам протоиерея Димитрия Хитрова, который и может быть при сей должности до перенесения Семинарии на Амур. 2) Если жребий служения падет на одного из двух последних, или если и на первого и если он в то же время находится еще в Иркутске, то по мнению моему нет большой надобности вызывать избранного для рукоположения в столицу, ибо это возможно совершить и в Иркутске, пригласив для сего меня или Томского Преосвященнаго; да и при том если вызывать кандидата для хиротонии в столицу, то он (особливо второй) едва ли успеет приехать на устье Амура или в Аян ко времени отправки судов в Америку, а пропустивши это время он должен будет жить там целый год напрасно. При сем может представиться вопрос – в экономическом отношении – кого из нас выгоднее вызвать в Иркутск – меня, или Томского Преосвященнаго. Я отвечаю прямо, что почти совершенно все равно. Так, например, если я буду вызван в Иркутска, то в таком случае новопроизведенному Викарию придется ехать из Иркутска прямо по Амуру путем удобнейшим и спокойным и на проезд до моря ему будет следовать прогонов только на 3840 верст 67 ) и мне на проезд от границы Якутской области вперед и обратно на 3600 верст, а обоим на 7440 верст; полагая по 15 коп. на каждую, будет потребно всего 1116 рублей (кроме прогонов кандидату от места его жительства до Иркутска).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Апрель 1869 г. 1 апреля 1869. 1 апреля 1869. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко от злоб моих и от смущения и тесноты адовых избавил еси мя по молитве покаяния моего, и не затворил еси мене в руках греха, и поставил ecu на пространне 65 нозе мои [ Пс. 30, 9 ], и не посрамил меня в служении. Согрешил пред Господом Богом моим, яростно поступив с братом моим Василием, чтецом, когда он оказал невнимание и пренебрежение к моему замечанию касательно невежества его править утренний великопостный канон и сказал: где мое незнание, – и когда не хотел на предложение мое остаться в церкви для приготовления к службе. Груб, непокорен, своенравен, упрям. Отец Матфей, с коим он служит, испортил его. Когда дьячок не слушал моего предложения остаться в церкви, не хотел слушаться и взял пальто и шапку, я в порыве негодования взял его за ворот и вырвал из рук шапку. Не надо бы этого было делать, а донести на него начальнику или предоставить отмщение Богу. Самоуправство – знак гордости. Среда Пятой недели Великого поста. После утрени хотел дьячка приготовить к отправлению вечерни пред Преждеосвященной обедней – и сам расстроился, рассердился. Вот как враг строит нам везде козни! Боже! Избави нас от лукавого. Кротости, смирению, невозмутимости духа при неисправностях подчиненных научи меня, ибо и сам бываю часто неисправен и нуждаюсь в снисхождении и кротком обращении других. Как хочешь, чтобы поступали с тобою люди, так поступай и ты с ними. Любовь долготерпит, милосердствует... не завидит... не превозносится, не гордится... вся терпит [ 1Кор. 13, 4, 7 ]. Елико велик ecu, толико 66 смиряйся [ Сир. 3, 18 ]. А в мире обыкновенно бывает так, что чем кто выше поставлен, тот тем более как бы вправе считает себя гордиться пред низшими. Низший гордится – ему простительнее, потому что гордится по глупости, невежеству, грубости; высший гордится – непростительно, ибо гордится при большем развитии и просвещении разума: имея большее ведение, он должен быть слугою всех, должен других склонять к смирению, ко всякой добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

…смотрели «Погоню за счастьем» и «Птицы певчие»…— «Погоня за счастьем» — драма П. И. Юркевича, цензурное разрешение на издание которой было выдано 2 октября 1876 г. «Птицы певчие» — оперетта Ж. Оффенбаха «Перикола» (1868). 613 В женщинах нет оригинальности — и тут сам Милль ничего не поделает! — Герой пытается найти утешительные аргументы в книге английского философа-позитивиста Дж. Ст. Милля «Подчиненность женщины», два перевода которой на русский язык вышли в 1869 г. Книгу Милля подробно разбирал Н. Н. Страхов в статье «Женский вопрос» (Заря. 1870. С. 106–149), с которой Достоевский полемизировал в «Бесах» и «Дневнике писателя» (XXIII, 88, 389). Мысли закладчика восходят к следующим словам Милля, процитированным Страховым: «Если мы рассмотрим произведения женщин в новейшие времена и сравним их с-произведениями мужчин по литературной или художественной части, — окажется, что недостаток, в котором можно укорить их, весь сводится почти исключительно на одно — впрочем, надо сознаться, что это одно чуть ли не самое главное: на недостаток оригинальности…» ( Страхов Н. Н. Борьба с Западом в нашей литературе. Исторические и критические очерки. СПб., 1882. С. 169). 614 —  Я и на Сенной в доме Вяземского ночевывал. — Колоритное описание дома Вяземского, где «ночевывал» и Свидригайлов, или так называемой «Вяземской лавры», содержалось в статье «Голоса» незадолго до начала работы Достоевского над «Кроткой»: «Не преувеличивая, можно сказать, что этот дом — рассадник и вместилище всевозможных безобразий, до каких только может дойти человек, угнетенный нищетою и невежеством. При одном взгляде на наружный вид этого дома делается жутко. Устроенная вокруг дома, во дворе, каменная трехэтажная галерея имеет не окна, а большие дыры, без стекол, без рам и даже без оконных косяков, в которых, притом, разбросаны самые вонючие предметы. Чрез эти обвалившиеся оконные дыры видны узкие, невообразимо грязные и темные не то коридоры, не то каменоломенные проходы. Самый двор дома переполнен множеством открытых помойных и мусорных ям, к которым невозможно подойти и на несколько шагов, вследствие зловония. В этом-то вертепе живет в настоящее время около семи тысяч народа, оборванного, грязного, не видавшего, кажется, отроду ни гребенки, ни мыла и, в большинстве случаев, почти поголовно пьяного. Нет, кажется, такого преступления, на которое не были бы способны многие из обитателей этого дома. На эту мысль наводит уже внешний вид вяземских обитателей: грязное до черноты белье, растрепанные волосы, закоптелые лица и дикие взгляды, приводящие в ужас постороннего посетителя…» (Голос. 1876. 28 окт. 615

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Для чистоты и опрятности надо... Заплетать волоса не надо: безумство. Тягота большая ночью; на сердце тяжкие искушения. Бессонница. Но это от ужина. Ужинать не надо на ночь, особенно есть мясо, хлеб с маслом. Поевши где-либо в гостях и попивши, не надо отнюдь есть и пить дома. Это чрезвычайно вредно для души и тела. Чаю пить много очень вредно: чай слишком тяжел на сердце. Безумие желать есть больше. Много ли требует наша плоть? Очень мало. Надо довольствоваться малым. Много искушений я принял во время утрени 8 февраля оттого, что с вечера дважды пил чай и два раза закусил – в одном месте булки с чаем, в другом – сигов свежих вареных с булкой. Горчицу не надо есть. Гоголь-моголь не есть ни в постное, ни в скоромное время: рождает один блуд и грудь и горло засоривает. Есть постную пищу. Какое зловоние издают от себя тела, питаемые рыбою, мясом, молоком, яйцами, и как лишены этого зловония тела постящиеся, употребляющие только растительную пищу! От рыбы, и особенно копченой, человек и грубеет, и стареет, и слабеет. Опыт. Рисовая каша с прованским маслом – здоровая и легкая пища. Чай с хересом после каши. От ветчины, телятины, сливок, пива, яйца, чаю с лимоном, перемешанных вместе, происходит несварение, тошнота и рвота. Так со мною случилось на четвертый день Пасхи утром. На ночь весьма нехорошо есть скоромные пшеничные сухари, не запив чаем или вином. Постный салат хорошо употреблять. Яйца всмятку и потом чай сладкий полезно употреблять. Пирожки с мясом хорошо есть, здорово: только более ничего, кроме щей и разве молока без черного хлеба. Пирогов не есть одних: лучше немного черного хлеба, в котором есть кислота. Научи меня, Господи, удаляться от рыбной пищи в постное время, а в мясоеды – от мясной. Истинно, от мяса и рыбы грубеет дух и тело и блуд плоти умножается. Беда мне от рыбы, употребляемой с ситным хлебом и рюмкой водки, – решительно нездоров делаюсь, засоривается желудок и внутренность, ни петь, ни читать не могу. Не есть впредь. Домашние мои, родные жены моей, как и сама жена, больше всех добра сделали и делают мне; из их рода вернейший и нежнейший друг дан мне Богом, поприще для деятельности спасительной, животворной, обильные средства к жизни, прекрасная квартира – ибо все это заслужено отцом их, покойным отцом Константином. Потому я всячески должен беречь это родственное мне семейство, как и они меня берегут, и немощи их сносить терпеливо, кротко, великодушно, смиренно, не властвовать над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Почто злоба живет во мне и не умирает? Почто из-за ничтожных причин озлобляюсь на брата и бываю дерзостным пред Самим Богом, когда, например, брат не хочет или, вернее, не может петь в один тон со мною, когда я возглашаю великую ектению? Зачем выхожу из себя? Зачем допускаю духа злобы бодать меня адскими, огненными бодцами и малодушествую, раздражаюсь при его бодании ? Зачем озлобляюсь на брата, когда он меня обижает и словами лукавыми, уничижительными поносит меня? Еще ли я не научился у кроткого и смиренного сердцем Иисуса Христа, незлобивого Агнца Божия, кротости, смирению и незлобию? Укрепи, Господи, впредь никогда не раздражаться от противностей. Из-за несообразного тона брата я пришел в раздражительное состояние,– да разве в тоне сила? Не в искренности ли и простоте и благости сердца? Зри пред собою Господа, бойся Господа, возноси из глубины сердца моления о всем мире, о всем достоянии Божием, а о голосе и тоне много не заботься: каким придется, таким и служи. 27 августа. 27 августа. На литургии, на великом входе, царскую фамилию с трудом говорил и не мог договорить от раздвоения сердца, оттого, что я думал поспешить после обедни в гимназию. На молебне Иверской Божией Матери на Евангелии споткнулся и пропустил некоторые слова; последнюю водосвятную молитву выговорил твердо, призвав всем сердцем в помощь Господа и Владычицу; враг усиливался двоить сердце – так он и во всю жизнь старается во всем двоить и чрез то расслаблять его. А злоба происходит наиболее от излишества в сластях: изнеженные сластями внутренности удобно врагу понуждать к злобе и раздражать их. Вот какая связь сластей с злобою и гордостию! Ничто без последствий не бывает: всё оставляет в нас или животворные, или гибельные плоды. Итак, что ни думаешь – помышляй о последствиях. Будь доволен всеми и всем и не допускай возникать в себе беспокойному и мучительному неудовольствию на ближних, например на домашних, на сослуживцев и прочих, иначе сделаешь себя несчастным человеком. Был случай сегодня за обедней: я возымел неудовольствие на отца протоиерея за его неуместную бережливость и огорчился на него, а чрез то подверг себя адскому огню и тесноте. Только во время Апостола, когда я воззвал ко Господу, чтобы Он даровал мне благодать быть довольным всеми и всем, и принудил себя, убедил себя быть довольным, и стал доволен, – я успокоился в сердце своем. Итак, будь доволен всеми, будь доволен малым. 28 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В день совершившегося пятидесятилетия со дня рукоположения в сан епископа, слепой 90-ти-летний старец удостоен был Высочайшей награды – Ордена Св. Владимира 1-й степени. В Высочайшей при сем грамоте, между прочим, сказано: «Когда наконец, с ослаблением зрения, вы лишены были возможности нести более труды епархиального управления, незабвенный Родитель наш, возведя вас в звание члена Святейшего Синода, указал вашей прозорливости новое поприще» и проч. В тот же день Св. Синод почтил своего старейшего члена приветственною грамотою. Некоторые из епархиальных преосвященных обращались к досточтимому юбиляру частию с письменными, частию с телеграфическими, поздравлениями. Долгом почел и я, много лет пользовавшийся благосклонным вниманием старца архиепископа, приветствовать его с пятидесятилетним юбилеем посредством телеграммы. И в ответ на эту телеграмму получил 27-го того же июля следующее письмо, собственноручно подписанное юбиляром: «За приветствие ваше с совершившимся пятидесятилетием моего служения в архиерейском сане, выраженное в телеграфической депеше вашего преосвященства 14-го сего июля, приношу искреннюю благодарность и прошу не забывать меня в святительских молитвах ваших» 115 . В последних числах июля и первых августа было в г. Велиже четыре опустошительных пожара, коими между прочим истреблены были две церкви – соборная и Никольская и дома причтов сих церквей. Для возобновления и устройства сгоревших церквей приняты были мною особые меры, о чем будет сказано ниже; для вспомоществования же потерпевшим от пожаров причтам немедленно открыта была мною подписка между духовенством витебских церквей. Сколько было собрано по этой добровольной подписке денег, не помню, но эта добровольная и усердная жертва возбудила в сердцах погорельцев чувства искренней благодарности, которую они выразили в письменном адресе на мое имя. Вот содержание этого адреса, препровожденного ко мне при донесении местного Благочинного от 6-го августа за 185: «Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Повергаясь к святительским стопам Вашего Преосвященства, мы, посещенные несчастием, желаем сказать слово благодарности за принятое Вашим Преосвященством участие в горьком положении нашем; но чувства, с одной стороны горькие от посетившего нас бедствия, с другой – радостные от надежды на Архипастырское покровительство, лишили нас сил сказать то, что следовало бы при настоящем случае. Мы не в состоянии благодарить Ваше Преосвященство, и более чувствуем, нежели говорим; и эти чувства и самые сердца наши приносим к подножию ног Вашего Преосвященства в кроткой надежде на облегчение нашей доли архипастырскими заботами; жизнь нашу обещаем посвятить на всегдашние теплые молитвы за благоденствие Вашего Преосвященства и просим принять от нас сие несостоятельное выражение наших душ. Просим вместе с тем Архипастырски благословить и всех наших благодетелей». (Следуют одиннадцать подписей).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Доселе я не оскудевал ни в чем, милуя других, – не оскудею и до конца, ибо Господь Тот же вчера и днесь [ Евр. 13, 8 ]. Не напрасно сказано: рука дающего да не оскудеет. Доселе Господь приращал мне блага временные, а не отнимал их. Славлю щедроты Господни, богатый Промысл Его. Помни хорошенько, что мы все – едино Тело, одушевляемое единым Духом Божиим, Духом святыни и любви. Доверяй совершенно во всем Матери Церкви и торжественно говори, что она влагает в уста твои. Если будешь размышлять о бесчисленных твоих злобах и [непотребствах], то и не подумаешь осуждать кого-либо или враждовать на кого-либо за какие-либо недостатки, ибо сам ты первый грешник и безумно тебе разевать рот на кого-либо. Едва отворять рот мог я ныне по грехам моим оттого, что с вечера наелся мягкого черного хлеба с семгой и черной икрой и пресытился, окаянный! О, какая немощь, какие тесноты, страхи объяли меня крутом! Несколько раз Господь вразумлял меня, наказывал меня за пресыщение, а я, как Исав, не вразумляюсь. А еще причастник Божественного Тела и Крови Христовой! О, как воздержно должен жить иерей! Ибо какой чести он сподоблен от Христа Бога! Еще у брата Константина, живущего прелюбодейно, не должно ни есть, ни пить, по Апостолу: с таким даже и не есть вместе [ 1Кор. 5 , И]. А я ел и пил, и оттого, между прочим, подвергся тяжкому искушению во время богослужения. Каюсь, Господи! Увы мне! Я сделался участником в любодействе брата моего! Согреших: не подражал ныне кроткому Господу Иисусу, о Коем сказано, что Он не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его [ Мф. 12, 19 ], ибо я сегодня на одного нищего возопил (вскричал), пререкание просьбе его сделал, дав не с охотою гораздо меньше, чем сколько он просил, и на улице был слышан гневный голос мой. Согрешил ко Господу. В лице нищего Самого кротчайшего Господа моего прогневал, уничижил. Не жизнь ли вечную, не Царство ли Небесное Господь обещает всем, питающим Его в лице нищих, одевающих Его, дарующих Ему кров на ночь, посещающих Его болящего или в темнице сидящего? С каким же духом, с каким усердием, с какою охотою после этого надо подавать милостыню? С какою радостию иждивать, расточать свое имение, чтобы получить имение пребывающее и лучшее на небесах? Ах! Что претерпел за нас Господь для дарования нам жизни вечной, блаженства нескончаемого, как Он увещевал нас быть милосердными, щедрыми, кроткими, терпеливыми, а мы нерадим о милосердии, терпении, кротости и незлобии! Ходить в гости и угощаться чужим добром любит – принимать гостей и угощать не любит; в гостях весел – дома грустен, в гостях ласков – дома груб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

. Еще в “Войне и мире”, написанном гораздо ранее (1865–1868), мы встречаем следы буддийского влияния. Во всяком случае, полное расхождение с евангельским учением обнаружилось рано. Смерть князя Андрея, описанная в “Войне и мире”, – не христианская кончина. Когда к умирающему князю Андрей приехала его сестра, все, что говорил Андрей, оскорбляло и обижало сестру: она чувствовала, что он больше не любит, не жалеет их всех. Когда привели сына, он хотел сказать доброе слово, но не мог: “Он смотрит с выражением кроткой насмешки, враждебным взглядом, он никого не жалеет. Он понял, что “любовь не нужна для жизни”, что земная любовь и земная жалость есть низшее нравственное состояние, недостойное “мудреца”. Это бесстрастие есть идеал, указанный в буддийской библии “Сутта Нипата”: Любовь – то добродетель парий. Как носорог в пустыне одинок, Как воздух, должен быть свободен я от скверны Любви плотской, сыновней и отцовской, И к доброму и злому равнодушен, Иду путем неоскверненным Ко благу темному нирваны. Эта тема, мельком затронутая в “Войне и мире”, до конца развита в книге “О жизни”, написанной позднее, когда Толстой окончательно уже порвал с “верой отцов”. Из этой книги становится несомненным, что “любовь” в устах Толстого не соответствует пониманию этого слова в евангельском учении. Вот его слова: “То, что люди, не понимающие жизни, называют любовью, – это только предпочтение одних условий блага своей личности другим. Это чувство животное – совершенно противоположное любви. Когда человек, не понимающий жизни, говорит, что любит жену, или ребенка, или друга, или искусство, или науку, он говорит только то, что присутствие в его жизни его жены, ребенка, друга увеличивает благо его личной жизни. Это только эгоизм, только неразумным животным позволительно любить тех, кого любят: своих волчат, свое стадо, потому что тем позволительно не знать, что любовь к своим наносит ущерб чужим волчатам и другому стаду и что из столкновения чувств должно выйти нечто неблагое. Любовь к избранным лицам и предметам – всегда любовь к себе. Если же любящий иногда забывает интересы своей личности ради любимого, то он делает это в отдаленнейших интересах собственного блага. Только тот, кто, говоря словами Сутта Нипата, препобедив всякую человеческую привязанность, препобедил вместе и привязанность к божественному, поднимет покрывало майи и раскроет перед человеком неразумность обособления личности и тайну всеединства сущности”.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/duhovnaj...

Среда. Воззвал я ко Господу с полным упованием о прекращении дождевого ливня, и чрез пять-десять минут небо просияло. О сооружении Дома трудолюбия тоже молился Господу с упованием. Исполнит и это прошение мое Господь. В Господе Иисусе уповаю получить желаемое. Идет человек, почему-либо нами ненавидимый, кротко, спокойно, не ругается, не дерется, не отнимает, и мы ненавидим его, даже иногда где? – в храме. Не вражие ли это дело? Не безумное ли с нашей стороны? Не противиться ли врагу надо всеми силами, всем сердцем и не лишать брата, как члена нашего, должной любви? Если бы он даже поносил нас, отнимал у нас – и тогда надо бы его любить, ибо он болен духовно, он жертва врага, он в сетях его погибельных. Да не мы ли только еще больны – гордостию, ненавистию, презрением? Не мы ли влили яд злобы в сердце брата? Любовь мягчит и располагает, а злоба отталкивает. Какая доброта существа человеческого, созданного по образу Божию, по грехопадении восстановленного и обновленного благодатию Христовою, благодатию Таинств! Как святые Божии человеки сияют, благоухают, и еще паче просияют и возблагоухают в вечности, в Царстве Отца Небесного! А мы нерадим, скверним себя грехами и пристрастиями! О, жалость! О, окаянство и небрежение, достойное слез бесчисленных! Всё в Тебе Господь, Пресвятая Владычице Богородице, исполняющий всяческая во всех [ 1Кор. 15, 28 ]; всё в вас Господь, святые Архангелы и Ангелы; всё в вас Господь, святые Божии человецы, все вы облечены в Него, украшены Его Божественною славою. Нам сподобиться этой славы Господа умолите. Диавол, не в состоянии будучи вредить Самому Господу, вредит образу Его на земле – человеку: и непосредственно, и посредством тех же человеков, исполненных его нечестия, посредством их злобы, ненависти, зависти, любостяжания, чревоугодия, пьянства, блудной похоти, обиды, убийства, лжесвидетельства. В нарушении каждой заповеди выражается вражда к Богу и ближнему, дьявольская вражда; каждый грех есть, можно сказать, объявление войны Богу или открытое восстание на Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010