Достойно замечания, что коннотация понятия «равнодушие (по отношению к ближним)» совершенно иная, нежели коннотация понятия «равнодушие (по отношению к греховным удовольствиям, к греховному деланию)», что можно сопоставить по смыслу с понятием свобода от греховной зависимости, от греха. Цитаты о равнодушии «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих». Откр.3:15–16 «Меня не пугает то, что у человека много страстей. Страшно другое: когда у него нет доброго беспокойства, нет желания начать борьбу за своё духовное исправление. Человек привыкает к определенному образу жизни, привычка становится для него второй натурой – и ему уже сложно исправиться и измениться. Он может прожить всю жизнь рядом со святым человеком и так и не извлечь из этого для себя никакой пользы». преподобный Паисий Святогорец «Когда согрешивший увидит, что все отворачиваются от него, он сочтет, что совершил нечто весьма дурное, если же он видит, что они не только не гневаются и не негодуют, но ведут себя кротко и продолжают общаться с ним, то и суд совести развращается, ибо общественное мнение соглашается с его собственным развращенным мнением». свт. Иоанн Златоуст Примечания: 1 В. В. Виноградов . Равнодушие//История слов. сл. АР 1806–1822, ч. 5, с. 781. 2 Там же. сл. 1867–1868, 4, с. 2. 3 Протоиерей Андрей Чиженко. О духовных ошибках воцерковленных людей: “религиозное равнодушие” и как от него избавиться? 4 Отец Андрей. Толерантность – форма равнодушия . 5 Чем смирение отличается от равнодушия? Владыка Викентий ответил на вопросы телезрителей и радиослушателей в прямом эфире. Литература по теме Близкие понятия Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/ravnodushie

Наибольшая часть грехов происходит в нас от греховного самолюбия, от пристрастия к земным вещам, к деньгам, сластям, к земной славе. От чего эта злоба, ежедневно удручающая нас, эта зависть снедающая? – От самолюбия, своенравия и упрямства, от пристрастия к благам временным, тленным. Отвергнись себя, презри, поработи чрево духу – и злоба, и зависть, и гордость, и своенравие уничтожатся сами собою, и вкусишь небесный покой здесь, на земле. Носи с радостию тяготы других для Бога и ради будущего воздаяния. Противься непрестанно самолюбивой, своенравной и ленивой плоти. Страсти глубоко успел укрепить в нас диавол чрез навык ежедневный: разрослись и утолстели в сердце, как корни большого дерева, или, как шипы, как гвозди, вбиты. Великая корысть духовная есть любовь к ближнему, являемая ежедневно в прощении обид, в услужливости, в кротком перенесении не нравящихся нам поступков в домашних, в отвержении своенравия, в покорности, в подаянии с охотой милостыни. Вот ты ежедневно служишь Богу, стоишь у престола, совершаешь пренебесные Тайны, славишь Господа, читаешь столько молитв, подвизаешься, по-видимому, в христианской жизни; но вот я озадачу тебя вопросом нескромным: при таком пренебесном служении, при участии в таких Таинствах место злобе, гордости, зависти, сребролюбию, чревоугодию, блуду, лености в сердце твоем есть? – Так, ты не оставил ни злобы, ни гордости, ни зависти, ни сребролюбия, ни чревоугодия, ни блудного похотения, ни лености. Не безответен ли ты? Не тысячей ли мук достоин ты при таком Божием попечении о тебе, содействии тебе, при таких силах Божественных в тебе? Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в тебе, то давно бы они во вретище и пепле покаялись... и если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня [ Мф. 11, 21, 23 ]. Что такое милостыня? – Перекладка тленного имущества из влагалища ветшающего в неветшающее, мена оскудевающего имения на неоскудеваемое. Июля 28-го дня 1869 года. Понедельник. 30 июля. 30 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Нелепость страстей плотских: чревоугодник, будучи сыт и пресыщен, еще с жадностию смотрит, нет ли чего еще получше на столе, что бы ему съесть, и сердито смотрит иногда (если он хозяин стола) на тех, которые соперничают с ним в ядении и питии. О, нелепость, о, безумие в разумном существе, созданном по образу и подобию Божию, произвольно допускаемое по причине пристрастия к земным сластям. Сребролюбец, имея многие тысячи сребреников, всё не может насытить ими душу свою, считает себя бедным и неимущим, завидует другим, даже гораздо меньше его имеющим, выходит из себя, когда видит или слышит, что кто-либо посягает на его доходы: враг ему тот, кто просит у него денег, хотя бы проситель был беднейший человек; работая демону сребролюбия, который есть вместе и отец лжи, часто прибегает сребролюбец к лжи и обману и таким образом часто внутренно окрадывается от врага. Ненасытима душа сребролюбца, как и душа сластолюбца. Сластолюбцы и сребролюбцы жестокосерды к нищим, больным, скорбящим и впавшим в разные беды и напасти; отвратительны они и для Бога, и для людей, хотя люди большею частию не видят всего безобразия их и уважают, кланяются, раболепствуют им. (Я первый из грешников.) Всемерно удерживай свой гнев на неисправных и грубых слуг или вообще домашних, ибо мы, чувствуя свою власть над ними и зависимость их от нас в житейских потребностях, считаем себя как бы вправе обнаруживать к ним в сильных аффектах гнев, ярость свою, хотя как мы, так и они – Божьи рабы и даже Божьи чада, и если мы хотим, чтобы с нами поступали другие кротко, благородно, снисходительно, то, конечно, и мы должны поступать с ними так же. Не любишь обличения и не принимаешь его от меня, поставленного обличать,– Бог с тобою. Но как же ты исцелишься от душевных твоих недугов, от слепоты твоей духовной? Жалкий! Ведь ты погибнешь в своей гордости, в своем упрямстве, в своих пороках – погибнешь именно оттого, что не было врачующего, обличающего. Прости, что я скажу тебе: ты напоминаешь мне собою того нечестивца, для которого обличения – раны: обличения нечестивому раны ему [ Притч. 9, 7 ]. Люди мира сего не любят обличения и гонят обличающих хулою, клеветою, действительным изгнанием. Я сам, окаянный, не люблю обличения и обижаюсь на обличающих – так я самолюбив и горд! Исцели, Господи, Врачу душ и телес наших, язвы души моей, лютые и неудобоисцеляемые! Искушай меня, как искушается сребро, да отделишь от меня всякую греховную примесь, как отделяют посторонние примеси от сребра и злата; очисти во мне ветхий квас, да буду ново смешение [ 1Кор. 5, 7 – 8 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Внутренняя жизнь человеков: сколько печалей, мелочных страстей, споров, внутренних войн, рвения, совопросничества! Враг непрестанно крадет наше сердце и наше спасение, занимая нас земною дребеденью. Ей, полезно и нужно, чтобы враги твои жили и искушали тебя, – зачем же ты желаешь им зла и смерти? Разве один хочешь поселиться на земле с своими только приятелями? А тогда зловоние страстей всё останется в тебе: некому будет потревожить и обнаружить оное. Только враги или истинные друзья могут вызвать наружу наши недостатки: одни по злобе, другие – по доброй воле и по дружеской любви и мудрости. Не желай же, чтобы все враги твои были истреблены. Тогда и поводов к терпению и венцов, за терпение уготованных, не будет. Как в жизни естественной нам нужно и горькое и сладкое, и кислое и пресное, соленое и без соли, так и в жизни духовной нужны други и недруги, радости и печали, страхи и дерзновение. Если начальник велит тебе что-либо сделать против твоей воли и ты считаешь волю его незаконной, то не возмущайся, не ярись и не озлобляйся на него и не говори: на что это похоже? не стану исполнять таких приказаний! – но, оставаясь покойным, сходи к нему сам и кротко и разумно переговори с ним о недоразумении – и увидишь, что он сам с благопокорностию отменит свое приказание, и ты избегнешь таким образом неповиновения, противления, злобы, упрямства, которые могли бы навлечь на тебя много зла и напрасного смущения. Это же наблюдай и по отношению к своим родным: будь и к ним благопокорен и не ярись на них, когда они требуют чего-либо противного твоей воле. Кротко и благосмысленно поступай во всем, не попуская действовать в себе буйным и слепым страстям. Часто бывает, что чем кто недостойнее, тем тот более желает себе наград и отличий, а достойные, думая о себе смиренно, евангельски, считают себя не достойными никаких наград, говоря: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать [ Лк. 17, 10 ]. Величайшая святость во всем житии требуется от священника, преискренне причащающегося Пречистых Таин Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Негодный я воистину, как посмотрю на себя беспристрастно, ибо многим бессмысленным страстям подвержен долгое время. Еще благость Божия хранит меня в житии, чтобы я исправился. Все я тот же, тем же страстям подвержен, что и в юности: сластолюбию, самолюбию, жадности, скупости, злобе, зависти, пресыщению, сребролюбию, лихоимству. Кто виноват вчера был в смехе сестры? Она или ты? Ты подал повод тем, что надулся на брата: зачем приходит без спросу есть-пить? Смешному трудно не смеяться – таково существо смешного. Страдая так много душой от пристрастия к пище и питью, возбуждаемою врагом-искусителем, всякий раз вспомним об искушении сатаною Господа нашего Иисуса Христа в пустыни, когда Он взалкал: скажи, чтобы камни сии сделались хлебами [ Мф. 4, 3 ]. О, если бы мы умели побеждать врага, как Господь наш и наставник Иисус Христос! О, если бы мы презирали многоразличные яства и напитки и надеялись на Бога и любили Его паче всего и ближнего, как себя, не жалея ему никакой сладости, как и себе! А теперь сласти – наши боги, мы полагаем в них всю свою жизнь, к ним обращаем свою любовь, а не к Богу. Да научимся же у Подвигоположника Христа Бога, да читаем чаще об искушении Его в пустыни! Да следим за всею жизнию Его и да подражаем ей. Я дал вам пример [ Ин. 13, 15 ], говорит Он. Сущность христианства – вера, надежда, любовь, смирение, кротость, мир, долготерпение, милосердие, воздержание, чистота, простота, послушание, самоотвержение. Сатана делает в нас свое дело систематически, умно, непрестанно, энергически. Что же мы дремлем? Брат мой Константин кротко переносит мое неприязненное с ним обращение. Спаси его, Господи! Прости моя прегрешения противу него. Благодарю Господа, укрепившего меня совершить литургию и причаститься Божественных Таин не в суд и осуждение. Горе мне оставаться долго без Святых Таин (дней пять или шесть), без них делаюсь жилищем свиней умных 40 , ослабеваю духом и телом, делаюсь нездоров. С ними – оживаю, укрепляюсь, юнею. Благо работать Господу – служить службы дневные и совершать Таинства: Крещение, Брак, Елеоосвящение, напутствие больных; душа очищается.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

По научению врага Закон Божий крайне стеснен в светских учебных заведениях и преподается вяло. Оттого выходят недоучки, либералы. Диавол воюет против всех сил души – ума, сердца и воли: на ум наводит непрестанно мглу и мрак; на сердце – страсти: гордость, упорство, злобу, зависть, корыстолюбие, сластолюбие; на волю – бессилие для всего доброго, отвращение от христианских подвигов, стремительность к греховным делам. Диавол навел на всех людей мглу свою – этот курительный табак, сделавшийся страстию для многих. Христианская кротость состоит в том, чтобы не раздражаться и не озлобляться на враждующих на нас, гонящих нас, вредящих нам, лишающих нас нашего достояния, злобно противоречащих нам, погрешающих против нас, неисправно делающих дело свое, вообще когда происходит что-либо противное желаниям нашим, памятуя, что мы сами – первые противники Богу и Он присно с нами творит по Своей кротости и не отставляет милости Своей от нас. Тем более должны мы быть кротки и незлобивы, когда кто защищает против нас правду, изобличает нас во грехе, в неисправности, в неблагоразумии, в неблаговременности какого-либо дела или даже когда кто и несправедливо в чем-либо препятствует нам, останавливает нас. Вспомни Давида и всю кротость его, как он был незлобив против Саула, неоднократно покушавшегося убить его невинно. Поминай кроткого и смиренного сердцем Господа Иисуса Христа, Началовождя нашей святой и спасительной веры, как Он перенес с кротостию и незлобием поношения, укорения, хулы, биения, оплевания, заушения, крест и смерть нашего ради спасения, показав нам пример, как переносить все противности, как обращаться с врагами и гонителями нашими, как вести себя в домашнем быту. Как вы думаете, с этой струйкой дыму табачного не входит ли в сердце ваше враг ваш бесплотный, который обык входить в него чрез всякое излишество и ложь в слове и в деле и который тоньше этой струйки? Не таится ли он в вас, курители, до поры до времени, например хоть до намерения вашего бросить курение табаку, до молитвы домашней или общественной, до времени причащения Святых Таин и т.д., когда он сказывается извнутри и начинает на вас наводить тоску, немочь или бессилие духовное и телесное, так что хоть дела из рук вон. Я знал людей, на которых демон наводил такую немочь, такую тоску пред причащением, понуждая их покурить, что они едва-едва могли простоять до причащения,– а после причащения, разумеется, вскоре с жадностию опять курили его. Многие хотели оставить курение табаку – и не могли совладать с своим намерением. Не постыдное ли это рабство? Не свободны ли мы должны быть от всяких пристрастий? Плоти ли угодие творить в похоти мы призваны [ Рим. 13, 14 ]? Не распинать ли плоть со страстями и похотями [ Гал. 5, 24 ]?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Что проявилось, какая страсть в моем крайнем смущении и горячности с отцом протоиереем? – Крайнее мое самолюбие и гордость, не терпящие обличения, и злоба и зависть к протоиерею, и нетерпеливость. Мне надо было кротко и спокойно заметить настоятелю его несправедливость в том отношении, что он записал в доходную книжку мою вовсе не намеренную погрешность; сознаться в своей вине, что я не извинился пред ним в допущенной оплошности и не поблагодарил за совершение вместо меня брака. Благодарю Тя, Господи Боже мой, яко сотворил еси мир между протоиереем и мною. Утверди мир Твой в сердцах наших. Благодарю Тебя, благодетеля моего, яко услышал еси молитву мою в квартире капитана Андрея Ал. Петрова пред панихидою о маленьком сыне его Павле и в моем страхе, робости, исчезновении сердечном заступил меня и с небесе ниспослал силу для произнесения ектений и возгласов при панихиде. Благодарю Тебя, яко отъял еси в доме моем по пришествии с выноса болезнь, скорбь и тесноту мою, постигшие меня за сластолюбие с вечера. Воспитывай детей, как Бог тебя вразумит и Ангел Хранитель и Ангелы детей; читай им почаще жития святых, а формальное, безжизненное чтение урока, который они могут выучить из книги, употребляй реже; молитвы спрашивай чаще; вообще оживляй чтение Закона Божия и не урони дела Божия, не опрофанируй 26 его; да будет слово твое в явлении духа и силы [ 1Кор. 2, 4 ]. Если бы начальство гимназии стало говорить тебе: зачем ты уклоняешься от предмета, то скажи им: а что было бы с вашими учениками, если бы вы стали кормить их ежедневно одним и тем же кушаньем,– не надоело ли бы оно скоро всем им? Для того вы разнообразите стол, чтобы они с удовольствием кушали и на здоровье себе. Так и мне необходимо разнообразить чтение, чтобы один и тот же предмет не надоел им. Итак, когда я замечаю, что они [начинают] скучать чтением одного и того же, я переменяю предмет и читаю что-нибудь другое – весьма назидательное, в приятной, простой форме рассказанное. Какой сильной опасности подвергается любовь наша к Богу и ближнему из-за пристрастия нашего к земным благам, как например к деньгам, к сластям, к одежде и прочему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Из письма епископа Саввы (Тихомирова) к Ивану Ильичу Верховскому 560 от 28 ноября 1868 года: «Как ни прискорбна весть о кончине старицы игумений, но она была для меня не неожиданна. С крайним опасением за ее жизнь отпускал я ее из Витебска и убедительно просил ее остаться у меня еще на некоторое время, чтоб воспользоваться врачебной помощию и хотя несколько укрепиться в силах для возвратного пути. Но она не склонилась на мои убеждения и поспешила возвратиться в Петербург с тем, чтобы к 27-му быть непременно в Москве для устройства известного дела Вашей дочери, а ее воспитанницы Е[катерины] И[вановны] 561 . Таким образом, жизнь досточтимой старицы принесена в жертву, с одной стороны, христианской любви и расположения к моему недостоинству, а с другой – материнской заботе и попечению о Вашей дочери. Вчера соборне совершена была мною по усопшей рабе Б[ожией] игумений Вере заупокойная литургия с панихидою. Но ее имя никогда не будет забвенно в моих молитвах пред престолом Божиим. Желал бы я знать, как Вы распорядитесь относительно погребения усопшей: в Петербурге же предать земле ее тело или препроводить в Зосимову обитель на место ее молитвенных и начальственных подвигов и трудов. Воображаю, как были поражены внезапною вестию о кончине своей кроткой и благочестивой настоятельницы сестры обители. Господь и Его Пречистая Матерь да утешат осиротевших в их горькой и неожиданной утрате! В старице-игумении немалую утрату понесли и Вы, достопочтенный Ив[ан] И[льич]. Она всегда принимала в Вас и в Ваших семейных делах самое живоеи христианское участие. Должно уповать, что она и за пределами гроба, аще обретет благодать у Бога, не престанет оказывать Вам духовную помощь и доставлять утешение в Ваших житейских скорбях». Из письма Ивана Ильича Верховского к епископу Савве (Тихомирову) 562 от 23 декабря 1868 года: «Спешу доложить Вам, что тело незабвенной добрейшей сестры нашей мы с братом препроводили из С.-Петербурга в ее мирную пустынь, где, по благословению наместника отца Антония, положили в церкви во главе покойной сестры нашей схимонахини Маргариты, ее подруги и младшей сестры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Благодарю Господа, помиловавшего меня, как Давида, после молитвы покаяния Давида, принесенной мною в сердце. Не преречет, ни возопиет [ Мф. 12, 19 ], сказано о Кротком, а я – вопию на нищих по вечерам, в темноте, ярюсь на них, треплю их за волосы! Почему? Потому что я, пресыщенный и тепло одетый, не хочу взять на себя небольшого труда дать по мере возможности милостыню нагим и голодным и не имеющим крова, когда надо бы было радоваться случаю оказать или каждый день оказывать христианское милосердие и отвергаться себя самого ради истощившего всего Себя за нас. Я не могу или, правильнее, не хочу претерпеть жала сатанинского, которое меня, как острыми и жгучими бодцами, подстрекает к жалению денег и к злобе на меньшую братию Христову; я слушаюсь исконного человекоубийцы, который хочет чрез меня уязвить, опечалить нищих братий моих. А что если бы я убил в духе ярости кого-либо из них, сильно толкнувши кого-либо, от чего сохрани Бог ! И я точно иногда дышу убийством, по действу диавольскому, на нищих, чтобы уничтожить и не видеть их. О, избави Боже! Лучше всё отдать и всего лишиться, а душу свою и ближнего сохранить. Господь сподобил нас, бренных, смиренных и грешных, таких благ, о которых мы и думать не могли и которые могут видеться иногда разве во сне – потому что во сне мы видим себя в Царском дворце беседующими с Царем и сидящими с Ним за трапезой, или Его принимаем у себя и разглагольствуем с Ним. А теперь мы наяву предстоим престолу Его, беседуем с Ним лицом к лицу – так, как если бы кто говорил с другом своим; вкушаем на трапезе Его не обыкновенные земные яства, а собственное Его, пренебесное, пречистое и животворящее Тело и Божественную Кровь; славословим Его с Ангелами в одном чудном, пренебесном соборе; мы возведены на высоту величия и чести несказанной – ибо чрез причащение Божественного Тела и Крови мы обожены и спосажены на небесах, и самые Ангелы – эти неизреченным светом исполненные, святейшие духи – с благоговением взирают [на] нас, и из числа их множество соделаны от Господа хранителями и попечителями нашей немощи. Слава безмерному милосердию Твоему, Господи! Но научи, утверди нас жить достойно нашего великого звания – звания христианского, чтобы мы жили как будущие небесные граждане, горняя мудрствуя, а не земная [ Кол. 3, 2 ], чтоб мы имели небесные нравы, были кротки, смиренны, незлобивы, воздержны, целомудренны, святы, послушны, благодушны, терпеливы; чтобы всякий из нас прилежал исполнению столь важных обязанностей христианина и подчинял им все житейские обязанности, а не обязанность христианина – житейским обязанностям; искорени из общежитий наших все душетленные страсти и обычаи – театры, игры картежные, пиршества неуместные, пьянство, безумное курение табаку, не знающее никакой меры, сожигающее тело, и душу, и деньги и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Аще же око твое... рука или нога твоя соблажняет тя... [ Мф. 5, 29 – 30 ]. Этим образом речи внушается, что страсти сделались в нас как бы естественными, как члены наши – око, рука, нога, но что все-таки надо вырвать или отсечь их, несмотря на болезненность, ибо иначе не избежать геенны, ибо ничто скверно или нечисто не внидет... [ Откр. 21, 27 ]. Черствость, грубость нрава, отчуждение, смущение, боязнь – от диавола. Сколько духовных недугов, немощей, безобразий наводит диавол на людей! Господь может разрушить все дикие наросты сердечные. Учись борьбе, терпению, горнему мудрствованию, презрению дольних сластей и блеска: все земное скоротечно, как сон, и не имеет существенности, пребываемости, как дым и пар; хоть тысяча лет, но и она протечет и покажется по своем окончании как один день. Субботство, вечный покой для трудившихся здесь в угождении Богу. Надо трудиться, стремиться к жизни вечной. Как будто вы одни поселены на земле [ Ис. 5, 8 ]. Выживал чрез меня враг тестя, а теперь выживает свояченицу. О, сатанинская злоба! Не пришлец ли я? Не принят ли я, не обласкан ли? Выживает протоиерея, отца Матфея, тогда как они здешние, а я – пришлец. Смотри, целуй, приветствуй не друзей только, но и врагов и презирай палящие стрелы злобы врага, коими он подстрекает тебя враждовать на ближнего. Скажи ему: все мы братия во Христе и должны жить в любви; погрешности же взаимные предоставляем Христу Богу, Судии и Спасителю. Сдержанность характера и воли, самообладание. Согрешающих вразумляй и обличай в мирном настроении духа, кротко, незлобиво, жалея их, а не презирая, – словом, в духе отеческой кротости, любви, терпения обращайся со всеми, недугующими душевно. Сколько лет мы прожили на свете, сколько раз уязвляла нас наша строптивость, и все еще не научились кротко обращаться. О чем должно стараться на молитве? Чтобы каждое слово доходило до сердца и проходило чрез него, было сознано и почувствовано. Человек – существо самое переменчивое: ныне добр, чрез минуту зол; ныне весел, а чрез минуту голову повесил, упал духом из-за какои-либо пустой мысли, пустого дела; ныне разумен, чрез минуту как безумец. Бывает так! Как осторожно надо обращаться с людьми! Как надо всякому исправлять себя, делать себя твердым и постоянным по благодати Божией!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010