Мне пришли тогда еще на память слова Спасителя, сказанные фарисеям, приведшим к нему женщину прелюбодейцу: кто из вас без греха, первый брось на нее камень [ Ин. 8, 7 ]. В самом деле, кто из нас без греха и кто может бросить в брата камень осуждения? Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего 72 . Как гибельна для внутреннего человека лесть сребра! Беседовал я с лютеранкою о вере православной, в это время вошла служанка моя к нам, и я, думая, что кто-либо зовет меня, спросил ее: кто пришел, а она сказала, что никто; мне же послышалось, что деньги принесли мне за вынос, ибо я ожидал прихода одной женщины, обещавшей придти ко мне с благодарностию,– и тотчас же от одного пристрастного помысла о деньгах сердце мое смутилось и зажглось мучительным адским огнем; только после покаяния во грехе я снова успокоился. Вот как душетленно пристрастие к земным благам! Поистине, это кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати [ Иер. 2, 13 ]. 14 апреля. 14 апреля. Радуюсь о отце протоиерее и о себе, что он весьма благосклонно и дружелюбно принял меня, сверх ожидания моего; благодарю Господа, разрушившего во мне козни вражии, ибо враг клеветал во мне на отца протоиерея и раздражал дух мой против него, как против врага, завистника и притеснителя. И что же я нашел в протоиерее, пришедши к нему? – Отца и друга, опытного и рассудительного старца. Тут же, в его квартире и сидя с ним, плененный его радушием, я вознес внутреннюю благодарственную молитву к Отцу светов, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле [ Еф. 3, 15 ], за такое доброе и кроткое, спокойное расположение духа в отце протоиерее. Ах, как душа жаждет кротости, простоты, доброты и справедливости в начальнике. Хорошо жить и служить под крылом доброго начальника. Какой ущерб вере и благочестию от поведения наших старших членов причта, особенно отца протоиерея, какое отвращение от Церкви! – высшее духовное начальство ничего не знает, а проказы всё более и более увеличиваются, охлаждение к вере и Церкви – тоже; что делать? Надо, наконец, дать знать хотя Преосвященому викарию, словесно или письмом, о всех крупных беспорядках.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В 1868-м, кажется, году мы были в Хотькове с Петроградской моей бабушкой. Отношения обеих сватий были самые дружественные; – помню, как обе бабушки со мною на коленях ездили на одноколке в соседнюю деревню на пасеку, причем Хотьковская бабушка правила. Они как-то пополняли друг друга: Хотьковская бабушка не была образована, но обладала природным умом и каким-то эпическим даром речи; она с степенным достоинством рассказывала и показывала все своей сватье, а Петроградская бабушка, выросшая в институтских стенах горожанкой, с удовольствием слушала все и расспрашивала. Бабушка моя оставалась одна гостить в Хотькове, пока родители со мною ездили к святителю Тихону в Задонск. Это богомолье было едва ли не по обещанию; во всяком случае оно стояло в связи с изданным в предыдущие годы сочинением отца моего об этом новоявленном тогда святителе: до Воронежа мы ехали с двумя неудобными пересадками по железной дороге, а оттуда до Задонска на перекладных; из новых впечатлений поразило нас обилие полевой клубники, которой нам продали за 5 коп. целое блюдо, и отец мой насыпал ее в скуфейку. – В Воронеже отец с нами был у местного владыки, – кажется, епископа или архиепископа Феодосия, – поившего нас чаем и при виде меня вспоминавшего о своей дочке, где-то учившейся. В Задонске отец тоже заводил нас к какому-то монашествующему лицу. В этом самом, должно быть, году мы были у A. М. Бухарева на их московской в то время квартире. Но уже, наверное, в этом году Александр Матвеевич с Анной Сергеевной и с малюткой своей Сашенькой, проезжая из Москвы, заезжали между поездами в Хотьков; – помню положенную на постель крошку, кротко лежавшую с ка- —271— ними-то глубокими задумчивыми синими глазками, – малютка умерла у них позднее, 11-ми месяцев. Осталось у меня впечатление какой-то тени, промелькнувшей между отцом моим и его родными по поводу приезда Бухаревых, особенно в виду имевшейся малютки; – родные, кажется, и не выходили к гостям. Ho по письмам А. М-ча видно, что отец мой и мать повидались потом с ним, как следует, уже в Лавре. Служба в 1-й гимназии в Петрограде

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Плодовитое перо Баура дало нам общую «Историю христианской церкви» в пяти томах (1853 — 1863), причем последние три были изданы после его смерти и лишены оригинальности и тщательной доработки, присущих первому и второму, которые охватывают первые шесть столетий. Баур написал также «Лекции по истории христианского богословия» (Dogmengeschichte), изданные его сыном (1865 — 1867, 3 vols.), и краткий «Учебник по истории богословия» (Lehrbuch der Dogmengeschichte), отредактированный им самим (1847, 2d ed. 1858). Еще более ценны его монографии: об апостоле Павле, к которому Баур питал глубокое почтение, хотя и считал подлинными лишь четыре из его посланий (1845, 2–е изд. Э. Целлера, 1867, 2 т., переведена на английский язык, 1875); о гностицизме, который был духовно очень близок автору (Die christliche Gnosis, oder die christliche Religionsphilosophie, 1835); история учения об искуплении (1838, 1 том), а также о Троице и воплощении (1841 — 1843, в 3 т.), — и его мастерская защита протестантизма от критики, содержавшейся в «Символике» Мёлера (2d ed. 1836). Карл Рудольф Гагенбах (профессор церковной истории в Базеле, ум. 1874) написал, в кротком и беспристрастном духе Неандера, с поэтическим вкусом и трезвостью суждений и приятным доходчивым языком, общую «Историю христианской церкви» в семи томах (4th ed. 1868 — 1872) и «Историю христианских учений» в двух томах (1841, 4th ed. 1857). Вильгельм Мёллер (ум. в Киле, 1891): «Учебник по церковной истории» (Lehrbuch der Kirchengeschichte, Freiburg, 1891) в 2 т., до Реформации. Третий том будет добавлен Кавераном. Первый том переведен Ратерфордом (London, 1892). Карл Мюллер (профессор в Бреслау): «Церковная история» (Kirchengeschichte, Freiburg, 1892). С изданием второго тома работа будет завершена. Превосходный учебник школы Ритчля — Гарнака. Протестантская Германия более богата учебниками и краткими руководствами по церковной истории для студентов, чем любая другая страна. Упомянем Энгельгардта (1834), Ниднера (Geschichte der christl. Kirche, 1846, и Lehrbuch, 1866), Хазе (11th ed. 1886), Герике (9th ed. 1866, 3 vols.), Линднера (1848 — 1854), Якоби (1850, незакончен), Фрике (1850), Куртца (Lehrbuch, 10th ed., 1887, 2 vols.; 11th revised ed., 1891; более полный Handbuch, незакончен), Хассе (1864, под ред. Кёлера, в 3 маленьких томах), Кёлльнера (1864), Эбрарда (1866, 2 vols.), Рота (лекции под редакцией Вайнгартена, 1875, 2 vols.), Герцога (1876 — 1882, 3 vols.), Г. Шмида (1881, 2 vols.). «Учебник» Ниднера (Lehrbuch, 1866) занимает первое место благодаря самостоятельности и тщательности исследования, но тяжело читается. «Компендиум» Хазе непревзойден с точки зрения краткости, остроумия, четкости и художественного вкуса и похож на миниатюрную картину. «Очерк» (Abriss) Герцога стоит посередине между многословной полнотой и загадочной краткостью и написан в искреннем христианском духе. Учебник Куртца ясен, краток и имеет евангелическую направленность. Мёлер начал работу над новым учебником в 1889 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

Сентябрь 6-го сентября. 6-го сентября. Во время литургии молитву о благополучном путешествии Государя и Государыни читал твердо и спокойно от начала до конца. Две свадьбы также венчал твердо и спокойно, со дерзновением. Согрешил после литургии пред Господом – воскипел негодованием и мщением на жену мою за то, что не дала брату Алексею отправить пакет с формулярным списком к секретарю Думы Шахову. Не будь пристрастен к своей воле, потому что она греховна, страстна, пагубна и будь готов всегда встретить благодушно, кротко противление ей со стороны домашних, или сослужителей и товарищей твоих, или начальников и даже подчиненных и низших, – не будь самолюбив и отвергнись себя, то есть своеволия, своенравия, самолюбия, честолюбия, корыстолюбия, телесного покоя. Надо переламывать себя, свою волю, свое сердце, уничтожать себя, терпеть неприятное и противное. Доселе ты наиболее озлоблялся на противящихся воле твоей (пример: ты хотел, чтобы брат снес пакет к Шахову, а жена твоя воспротивилась, не дала этого и захотела, чтобы ты сам его снес, – ты рассердился на нее из-за этого обстоятельства и на других домашних). Я сам знаю, что ты меня учишь! – обыкновенные слова гордого. Гордый человек и своенравный не терпит, чтоб его учили, чтоб ему указывали, чтобы нарушали его волю, хотя эта воля самая пустая какая-нибудь прихоть; гордый человек раздражается и выходит из себя из-за пустых вещей, иногда из одного слова, из-за двусмысленного на него взгляда, из-за того, например, что ему не отдадут поклона, не подадут руку при встрече, или обойдут наградой, или поместят на известное место не его, а другого, способнейшего. Гордый человек услаждается своими делами, порицает чужие; в чужом оке видит сучец, у себя не видит и бревна [ Мф. 7, 3 ]. Гордый человек – пренесносный, претяжелый человек в общежитии. А кто суетный? Честолюбивый? С уважением и тихостию надо принимать советы жены, как друга и помощника своего, и не презирать ее и не огорчаться на нее – да и вообще почтительно обращаться со всяким человеком, как созданным по образу Божию и имеющим бессмертную душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Год от году, в доме призрения возрастало число призреваемых, но вместе с тем возрастали и средства к содержанию. К небольшим постоянным средствам от аренды принадлежавшей к дому земли ежегодно прибавлялись пожертвования от доброхотных дателей, больше всего от духовенства и архиерея. Через десять лет весь годовой бюджет дома достигал уже 5000 рублей. Сам пр. Димитрий не напрасно обещал (в первом письме к прот. Перепелицыну) свою посильную помощь: его жертвы часто украшали отчеты приюта. Так, в отчет за 1872 г. значатся пожертвованными, при посещении приюта, 150 р. на детей и 50 руб. двум наставницам; а в следующем годовом отчете записаны – «от Его Высокопреосвященства 355 рублей». Кроме того, от Бизюкова монастыря, приписанного к архиерейскому дому, ежегодно поступало 1000 рублей. Кротко побуждал преосвященный епархиальное духовенство к заботам о своих сиротах. В 1868 г. духовенство Новомиргородского округа положило отчислять по 1% из своих доходов в пользу епархиального попечительства. Пр. Димитрий на докладе о сем написал: «благодарить и поставить в пример другим». Указание на пример послужило к тому, что духовенство всей епархии заявило готовность вносить в попечительство определенную сумму из собственных средств с тем, чтобы из этого источника на Херсонский Перепелицынский приют отчислялось по 380 рублей в год. Но в 1873 году, по предложению архиепископа, епархиальный съезд нашел возможным – в Перепелицынский приют отпускать из обще-епархиальных сумм по 2000 р. (вместо 380), с тем, чтобы туда принимались дети со всей епархии 342 . – В приюте, кроме призреваемых престарелых и взрослых, постоянно находилось от 20 до 30 малолетних детей – сирот, из которых самые юные подготовлялись здесь к поступлению, и поступали потом, в училища мужские и женское, а подраставшие девицы, при попечительности начальства, выходили замуж, или поступали, если могли, на трудовые должности; беспомощные и слабые оставались навсегда на попечении приюта. Упомянутые «общеепархиальные суммы», как особый источник взаимопомощи, в Херсонской епархии образовались также благодаря архиепископу Димитрию, который имел свой особый взгляд на организацию церковной казны.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Великое дело – побеждать себя и не давать противным страстям господствовать в нас вопреки воле Божией. В этом состоит всё христианство – то есть в побеждении восстающих в нас страстей, в исполнении добродетелей, как-то: кротости, смирения, незлобия, воздержания, покорности, терпения, целомудрия, миролюбия, трудолюбия, мужества. Все мы больные духом, ибо все больны разными страстями, и все нуждаемся в снисхождении, сострадании. Все мы удобовоспламенимы грехом, как фосфорные спички, и потому нуждаемся в кротком, осторожном обращении друг с другом, тем более что общий враг наш непрестанно усиливается раздувать в нас все страсти и искру обращает в пламя. Чтобы отпасть от Бога, достаточно только пожелать златого креста на перси, ибо это есть тщеславие, и чем же? Крестом Господа, на котором Он пострадал за грехи мира, смирив Себе даже до смерти, смерти же крестным [ Флп. 2,8 ]. Слышите, крестоносцы! Если простыми вещами тщеславиться тяжкий грех, то какой грех тщеславиться крестом? Диавол научает нас ругаться таким образом Кресту Господню. Это чует душа, когда она, при пожелании златого наперсного креста, вдруг поражается теснотою, скорбию, смерило духовною. Еще ли мало златолюбия в мире? Еще ли будем мы носить на персях и крест из злата, к прельщению очей людских? Да будет досточтимо наипаче Древо Креста, ибо на древе распят Господь, а не на злате. А злато пусть украшает храмы Божии. Преподобие отче Сергие, не возжелавший златого креста, моли Бога о мне, грешном и златолюбивом. Есть медный у меня крест на персях – так мало: хочу золотого. Отжени от сердца моего духа златолюбия молитвами твоими, преподобие, и даждь мне прилежати о светлости душевной и презирать светлость внешнюю, преступную, обольщающую и окрадывающую душу. Где сокровище наше, там и сердце наше [ Мф. 6, 21 ]. Всё сокровище да будет един Господь. Как несправедлив, слеп человек в страсти: обидевшись за что-либо на ближнего, он злится на него и забывает все его прежние заслуги, любовь, услугу. Благодарю Тебя, Господа Бога моего, спасшего меня, по молитве покаяния моего, от злобы моей и злопамятства моего на сестру мою Анну, воспротивившуюся мне открыть форточку и защищавшую брата Алексея, будто бы не курил табак.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Он имел нередко знаменательные сновидения и предчувствия. Однажды под утро, в тонком сне, представилось ему, будто входит к нему один знакомый, живший в то время в другом городе, за 160 верст, и срывает с него одеяло. Ощущение это так было живо, что он в ту же минуту проснулся и смотрел на дверь, не тут ли посетитель? Чрез неделю узнали, что этот самый его знакомый в то самое утро скончался. В другой раз видел он во сне, будто с ним сидят за столом мать его и покойный брат, и будто последний, наклоняясь к нему говорит: «я беру матушку к себе». Чрез несколько дней получено известие, что мать его, жившая от него за 300 верст, именно в эту ночь умерла. Слишком за год до своей смерти, находясь в бодрственном состоянии, он видел перед собою самого себя, испугался и сказал: «видно мне недолго жить». Скорби переносил кротко, не виня никого, кроме самого себя. Имел столь смиренное чувство о самом себе, что, прощаясь с учениками и сослуживцами, в присутствии сторонних людей, среди церкви, выговорил: «много я учился, но в разум истины не пришел». В последний год жизни проводил время уединенно в труде, обязанностью себе поставил каждодневно читать непременно утренние и вечерние молитвы, соблюдал воздержание в употреблении пищи и пития. Прежде он был довольно толст, а перед смертью убыло объема его тела на три четверти против прежнего, и это было следствием как двухмесячной болезни, так и предшествовавшего болезни воздержания. За день до смерти, после особорования маслом, он говорил окружавшим его: «Я видел ныне сон. Некто из святых явился мне и сказал: бедный Поликарп, ты страдаешь. Иисус Христос прислал меня, чтобы утешить тебя. Он прощает грехи твои и даст тебе вечную жизнь, не потому, чтобы ты был того достоин, но по своему мило- —163— сердию, и потому, что многие за тебя молятся и просят. Се здрав еси, к тому не согрешай». Явившегося ему он признавал за св. Димитрия Мироточивого. А на другой день, незадолго до своей кончины, говорил, что в туже ночь он имел двенадцать особенных сновидений, в которых являлись неизвестные лица и говорили: «Ты умрешь… ты умрешь… Хочешь ли умереть»? На сии вызовы, в продолжении одиннадцати явлений, он отзывался несогласием; а в двенадцатое явление, наконец, согласился умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В день совершившегося пятидесятилетия со дня рукоположения в сан епископа, слепый 90-ти-летний старец удостоен был Высочайшей награды – Ордена Св. Владимира 1-й степени. В Высочайшей при сем грамоте, между прочим, сказано: „Когда наконец, с ослаблением зрения, вы лишены были возможности нести более труды епархиального управления, незабвенный Родитель наш, возведя вас в звание члена Святейшего Синода, указал вашей прозорливости новое поприще“ и проч. В тот же день Св. Синод почтил своего старейшего члена приветственною грамотою. Некоторые из епархиальных преосвященных обращались к досточтимому юбиляру частью с письменными, частью с телеграфическими, поздравлениями. Долгом почел и я, много лет пользовавшийся благосклонным вниманием старца-архиепископа, приветствовать его —73— 1868 г. с пятидесятилетним юбилеем посредством телеграммы. И в ответ на эту телеграмму получил 27-го того же июля следующее письмо, собственноручно подписанное юбиляром: „За приветствие ваше с совершившимся пятидесятилетием моего служения в архиерейском сане, выраженное в телеграфической депеше вашего преосвященства 14-го сего июля, приношу искреннюю благодарность и прошу не забывать меня в святительских молитвах ваших“ 663 . В последних числах июля и первых августа было в г. Велиже четыре опустошительных пожара, коими между прочим истреблены были две церкви – соборная и Никольская и домы причтов сих церквей. Для возобновления и устройства сгоревших церквей приняты были мною особые меры, о чем буде сказано ниже; для вспомоществования же потерпевшим от пожаров причтам немедленно открыта была мною подписка между духовенством витебских церквей. Сколько было собрано по этой добровольной подписке денег, не помню, но эта добровольная и усердная жертва возбудила в сердцах погорельцев чувства искренней благодарности, которую они выразили в письменном адресе на мое имя. Вот содержание этого адреса, препровожденного ко мне при донесении местного Благочинного от 6-го августа за 185: „Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец! Повергаясь к святительским стопам Вашего Преосвященства, мы, посещенные несчастием, желаем сказать слово благодарности за принятое Вашим Преосвященством участие в горьком положении нашем; но чувства, с одной стороны горькие от посетившего нас бедствия, с другой – радостные от надежды на Архипастырское покровительство, лишили нас сил сказать то, что следовало бы при настоящем случае. Мы не в состоянии благодарить Ваше Преосвященство, и более чувствуем, нежели говорим; и эти чувства и самые сердца наши приносим к подножию ног Вашего Преосвященства в кроткой надежде на облегчение нашей доли архипастырскими забо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

48 В седьмом своем слове кратко сказав между прочим о том, что христианин должен любить Бога в ближних, Иосиф начинает сухой и обширный перечень христианских добродетелей, в роде напр.: буди праведен, мудр, печальным утешитель, нищим кормитель… и немного далее: «ступание имей кротко, глас умерен, слово благочинно, пищу и питие не мятежно, потребне зри, потребне глаголи, буди в ответех сладок, не излишествуй беседою, да будет беседование твое в светле лице, да даст веселие 6еседующему тебе» и проч. Просветитель, 361–374. 49 " Прежде о телеснем благообразии попечемся, говорит он в одном месте своего устава, потом же и о внутреннем хранении». Великие минеи четьи. Сентябрь, 506. 50 Так Иосиф предлагает следующее правило в руководство своим инокам для поведения их в церкви: «стисни свои руце и соедини свои нозе и очи смежи и ум собери». Великие минеи четьи. Сентябрь, 506. 51 Эта тенденция видна из следующего предписания Иосифа: «аще приключится с нами быти на соборней молитве; мирянину человеку или гостю иноку, аще и от честных есть, тогда паче подобает нам не творити беседы на молитве». Великие минеи четьи, Сентябрь, 591. 52 Хрущев Исследование о сочинениях Иосифа Санина. Предисловие, VI. См. также Отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырях, иже в русстей земле сущих. Великие минеи четьи, сентябрь, 546–563. Прибавл. к тв. св. отец ч. X, 508. 53 Житие Иосифа Волоцкого , составленное неизвестным. Изд. Невоструевым. М. 1865 г. Приложение к Чт. в общ. любителей дух. просвещ. за 1865 г. т. II. Прибавления к твор. св. отцов, ч. X. Отношения иноков Кирилова Белозерского и Иосафова Волоколамского монастырей в XVI в. 505. 508–512. 54 С этой стороны прекрасно характеризует направление Иосифа Костомаров. «Быть тому, что уже есть, но быть ему так, как ему должно быть сообразно давно признанным авторитетам, повиноваться тому, что указано и установлено, и карать без всякого снисхождения непокорных», – таков был дух понятий и действий Иосифа, говорит этот историк. Вестник Европы. 1868 г. m.II, кн. IV. Апрель. Литературные Известия стр. 970. Иконников. Опыт исследования о культурном значении Византии, стр. 411–412.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Еще доселе я, призванный к горнему Царствию и горнему мудрствованию, мудрствую дольняя, прилепляюсь к дольнему, еще доселе я – раб тления, сластей, одежд, разных прекрасных вещей, денег, земной славы. О, окаянный аз! Когда частию моею будет един Господь? Когда буду смотреть на человека как на царя твари, как на образ и подобие Божие, как на член Христов, как на обоженного и не буду ничего жалеть ему, не буду завидовать ему, презирать его, ненавидеть его, но любить его, как себя, до положения жизни своей за него? Лицемер я, лицемер: у самого меня бревно в глазу, а хочу вынуть сучец из очесе брата Константина; сам и жаден, и скуп, и горд, и зол, и завистлив, и сластолюбив, и сребролюбив, при множестве тех благодатных и частых пособий, которые соединены с саном священства и при которых я мог бы удобно исправиться, – а он и прост, и добр, и услужлив, и смирен, но имеет известный, хотя и грубый грех, который, быть может, сильно на него нападает. Но у него нет тех благодатных непрестанных пособий, коими пользуюсь я. Господи! спаси его и меня имиже веси судьбами. Знаю, что я недугую сам тягчайшими самоохотными стремлениями страстными: весь уязвихся, уранихся 28 Сердце мое твердо и грубо, как наковальня. Взирая на крест, поучайся непрестанно самоотвержению ради Бога и блага ближних. Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною [ Мф. 16, 24 ]. Видя немощи и падения других, вспомни о своих великих немощах и согрешениях и воздохни к Богу о себе и о ближних, а если ты начальствующий, то снисходительно наказывай за погрешности, кротко и рассудительно, ибо каким судом судите, таким будете судимы [ Мф. 7, 2 ]. Оставь рвение и ярость на согрешающего. Покаяться надо пред духовником в том, что я пред лицом Господа, пред лицом Животворящих Таин, которые я нес на персях, ярился на нищих, ругал их, собачонками назвал. Доколе я буду так вести себя пред лицом Божиим, ибо на всяком месте владычество Его [ Пс. 102, 22 ]. Доколе не изменю сердца моего? Доколе буду самолюбив, земнолюбив, сластолюбив, корыстолюбив, горд, завистлив, скуп? Ибо ярость моя и ругательство, или поношения, или блудные помыслы, и жадность, и алчба прибытка и прочее все происходит от чрезмерного самолюбия и сластолюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010