58 Игумен Ипполит (в миру Иван Степанович Яковлев), духовник МДА. В 1928 г. при общей облаве в г. Загорске сумел уйти из дома через черный ход. В последние годы жизни юродствовал, ходил круглый год босиком. Был неплохим художником. Сохранились его рисунки. Умер в доме жителя Загорска Сычева 22 ноября 1937 г. 59 Икона «Достойно есть», привезенная архимандритом Аристоклием (Амвросиевым) со Святой Афонской Горы, хранилась в доме Недосекиных на ул. Кирова, д. 76 (бывшей ул. Дмитровской) у монахини Евфросинии (Барановой). Ныне икона находится в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры у правой стены, между клиросом и иконостасом. 60 В доме бывшего владельца свечной фабрики старосты Петропавловской церкви Н. М. Сычева был настоящий тайный монастырь. В доме проживал последний настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кронид (Любимов). Сам о. Кронид и с ним монахи, хозяин дома Сычев и благочинный Загорского округа о. Димитрий Баянов были арестованы по доносу. Следственное дело имело кодовое название «Ипполит» – по имени старца-прозорливца, духовника Лавры, жившего в доме Сычева и умершего во время следствия. Все арестованные были расстреляны 10 декабря 1937 г. на подмосковном Бутовском полигоне НКВД. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе архимандрит Кронид прославлен в лике святых. 61 Архимандрит Иеремия (в миру Владимир Алексеевич Лебедев; 1885–1953), казначей Патриархии. В 1920-е гг. был насельником Покровского монастыря. После его закрытия многие годы провел в тюрьмах и ссылках. В Москве появился в конце 1946 г. Был назначен настоятелем Крестовой патриаршей домовой церкви, с 1947-го – настоятельствовал в Богоявленском Елоховском соборе. См.: Русь уходящая: Рассказы митрополита Питирима. СПб, 2007. С. 26. 63 Сщмч. Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий; 1886–1929), архиепископ. После избрания патриарха Тихона – секретарь и главный его консультант по богословским вопросам. 22 марта 1922 г. был арестован и выслан в Архангельск на год. В 1923 г. вернулся из ссылки, возведен в сан архиепископа, в 1923 г. – настоятель Сретенского монастыря в Москве. Получил известность как замечательный проповедник. Осенью 1923 г. выслан на 3 года в Соловецкий лагерь особого назначения. Являлся одним из авторов «Памятной записки соловецких епископов», выразившей волю группы заключенных архиереев. Осенью 1929 г. приговорен к 3 годам ссылки в Среднюю Азию. На этапе заразился сыпным тифом и в Ленинграде умер в тюремной больнице. Похоронен в Ленинграде на кладбище Новодевичьего монастыря. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в Сретенском монастыре совершил 10 мая 1999 г. его прославление в лике местночтимых святых. Накануне честные останки архиепископа Илариона были перевезены из Петербурга и помещены в соборном храме Сретенского монастыря. В августе 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви владыка Иларион причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Не место здесь говорить, чем является Преподобный для нас и других верующих и сколько признания находит также и в среде неверующих как великий исторический деятель, как пример любви и кротости – тех нравственных начал, на которых только и может строиться человеческая жизнь, в ее личном проявлении и в общественно-государственном. Отсюда понятно, как дорог для нас, для общества, для Русской Церкви преподобный Сергий и все, решительно все, связанное с его памятью. Мы чтим его идеи, мы чтим его останки, мы чтим то немногое, бесконечно для нас дорогое, что сохранилось от великого молитвенника, великого единителя разрозненной тогда России, единителя во имя братской любви и мира народа. Ведь материальные остатки былой жизни всегда священны в глазах всех народов, и прах отцов всегда мыслился и мыслится неприкосновенным; но тем более он дорог, когда дело идет о духовном родоначальнике, связь с которым не только родовая, но и идейная... Мы, недостойная братия Троице-Сергиевского монастыря, преемственно несущая на себе долг охраны памяти Преподобного, обращаемся с настоящей докладной запиской к Народным Комиссарам во имя любви и мира, святых заветов основателя великой русской Лавры: не допустите того, что часть общества назовет кощунством, а что вы назовете по меньшей мере политической ошибкой. Наместник Лавры Архимандрит Кронид. Всего: 77 подписей братии. Но все же вскрытие мощей преподобного Сергия было произведено 11 апреля 1919 года. По распоряжению гражданских властей над моща­ми была положена крышка из толстого стекла, скрепленная с ракой сургучными печатями Наркомюста. 4 октября 1919 года в помещении комиссара Лавры состо­ялась передача прихожанам лаврских церквей: Троицкого собора, церкви преподобного Никона, Духовского храма и Смоленской церкви. Осталь­ные храмы были опечатаны. 3 ноября 1919 года ночью лаврских монахов выселили в Гефсиманский скит . Все храмы и кельи в Лавре были опечатаны, архимандрит Кронид был удалён в Гефсиманский скит 26 января 1920 года на второй день работы ликвидационной комиссии.

http://drevo-info.ru/articles/3015.html

преподобномученик Кронид (Любимов) Христианские кончины. Союз любви живых и умерших Светлые кончины праведников Видите ли вы Ангела светлого, блистающего, как молния?! Иеромонах Троице-Сергиевой Лавры отец Мануил, служивший при храме Петроградского подворья, сообщил: «Однажды часов в десять вечера позвали меня напутствовать одного больного старца. Лицо его было светло и приятно, и весь он дышал благочестивым чувством преданности воле Божией. После исповеди я поспешил приобщить его, так как он был очень слаб, а соборован он был еще раньше. По принятии Святых Христовых Таин он сделал мне знак, чтобы я подошел к нему. Лицо его сияло светом радости. Когда я приклонил ухо к его устам, он тихо спросил меня, показывая вдаль: “Батюшка! Видите ли вы Ангела светлого, блистающего, как молния?” Я сказал, что ничего не вижу. Он употребил последнее усилие, чтобы сотворить крестное знамение, и скончался. Вспоминается мне и смерть другого хорошо известного человека, состоявшего на государственной службе. В момент кончины он громко воскликнул с необыкновенной духовной радостью: “Честнейшая Херувим!” Супруга, находящаяся при нем, спросила его: “Сама?! Ты видишь Матерь Божию?” Он ответил ей: “Да, я ясно вижу Царицу Небесную!” – и скончался». Божие долготерпение После пасхальной литургии отец Никодим сидел неподвижно, с сияющим лицом, но был уже мертв Иеромонах Троице-Сергиевой лавры отец Мелетий сообщил достойную памяти историю последних лет жизни иеромонаха московского Покровского монастыря 40 отца Никодима. Иеромонах Никодим, по словам отца Мелетия, был муж просвещенный и доброго сердца. Своей истинно иноческой доброй жизнью он был известен даже митрополиту Филарету. Вдруг с ним случилось что-то непостижимое для человеческого ума. Он впал в непонятную тоску и от уныния не находил себе места. Чтобы сколько-нибудь забыться в своем тяжелом угнетенном состоянии, он стал прибегать к вину, постепенно пристрастился к водке и сделался настоящим алкоголиком. Архимандрит Паисий, тогдашний настоятель Покровского монастыря, уважаемый всей Москвой за свою духовную жизнь, принимал все меры, чтобы удержать отца Никодима от запоя. Но все старания его были напрасны, и он был вынужден наконец доложить об этом митрополиту Филарету

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Свт. Филарет Московский (6, с. 7). Страсть к развлечениям – истинная болезнь. Отнимая дорогие часы у занятий должных, она порождает расслабление в душе и отвращает ее от труда. Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 68). Неужели Бога оскорблять можно и молитвою? – Можно, если устная молитва не сопутствуется сердечною, а сердечная не сопровождается творительною молитвою. Что Мя зовете, Господи, Господи, и не творите, яже глаголю? Свт. Филарет Московский (6, с. 21). Жизнь наша устроена премудрым Богом, чтобы не столь была жизнью, но подвигом. Митр. Платон (Левшин) (1, с. 178). От нас зависит нейти на встречу искушениям: молитвою отвращать должно те, которые против воли нашей с нами сретаются. Свт. Филарет Московский (6, с. 29). Сердце человеческое не может быть праздным, душа наша не может быть без дела. Если не занят ум святыми мыслями, он занимается пустыми и вредными. Если не занято сердце ощущениями чистыми, небесными, оно дышит чувствованиями нечистыми, мутными, земными. Если не стремится воля к небу, к выполнению святой воли Божией, она идет путем греха к аду. Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 68). Если мы имеем усердие ко храму Божию или к молитве, то никакие дела нам не воспрепятствуют. Иеросхимонах Александр Гефсиманский (7, с. 36). Любовь Отца – распинающая. Любовь Сына – распинаемая. Любовь Духа – торжествующая силою крестною. Свт. Филарет Московский (6, с. 90). Скажу тебе, брате мой, не желай получить или достигнуть каких-либо духовных дарований; самое это желание неправильно и пагубно. Но старайся хранить себя, как можно более в глубоком смиренномудрии, а остальное все предай воле Божией. Ибо мы не знаем, полезно ли нам получать какие-либо дарования. И еще скажу тебе: малоразумное дитя просит у отца своего ножик, но отец не дает ножа, зная, что дитя, по неразумию своему, может им себя обрезать. Иеросхимонах Александр Гефсиманский (7, с. 48). Учиться приносить в жертву Богу все, что нас как-нибудь занимает между человеками, – вот это дело! Свт. Филарет Московский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

(8, с. 343). Самое первое, о чем мы должны молиться, это – Господи, научины молитися (Лк. 11: 1). Прп. Варнава Гефсиманский (4, с. 85). Думать, что кого-нибудь не любим, несогласно со спокойствием души. Потому не надобно сего думать. А надобно молиться за ближнего с мыслью о своей обязанности и о воле Божией. Свт. Филарет Московский (8, с. 344). Надобно непрестанно памятовать «последняя своя»: смерть, Суд, Воскресение, будущую жизнь. Прп. Варнава Гефсиманский (4, с. 100). Беснованием сама справедливость велит почитать все действия человеческие, которые происходят от мысли помраченной и развратного сердца, – от совести, не чувствующей страха Божия. Митр. Платон (Левшин) (1, с. 154). Берегитесь праздности. Она так противна воле Божией о нас, так вредна нашей душе, она грозит страшной участью в вечности. Дорожите временем, дорожите каждой минутой: время – дорогой дар Божий. Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 71). Наши молитвы бесплодны или потому, что это не суть прошения прилежные и неотступные, которые бы исходили из глубины души, и в которых бы вся душа изливалась, но только желания слабые, которые мы изрекаем без возбуждения духа, и думаем, что они сами собою должны исполниться; или потому, что прошения наши нечисты и злы, что мы просим вредного, а не полезного для души нашей, или просим не во славу Божию, но для удовлетворения наших хотений плотских и самолюбивых. Свт. Филарет Московский (6, с. 106). Когда мы предстанет на суд Божий, совесть обличит нас в том, что все время провели в лености и нерадении, мало помнили о Боге и редко к Нему обращались, считая молитву и беседу с Ним скучными и невыносимыми. Иеросхимонах Александр Гефсиманский (7, с. 36). Расстроенная грехом душа наша далеко более расположена к деятельности недоброй, чем к делам богоугодным, и потому, оставаясь в праздности, она скоро завлекается на путь греха. Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 68). Человеческое сердце как зеркало или чистое стекло; если оно чисто от страстей и пороков, то эту чистоту только и видит во всяком человеке и никого не осуждает и не порицает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Данная книга, выросшая из архивного исследования, в значительной степени сохранила эти черты. В ней опубликовано огромное количество документов 1 . Документы эти столь выразительны, что для современного читателя, как правило, не требуют особого комментария. Некоторые из них, собранные мною в течение 30-ти лет, были опубликованы уже ранее. В частности, исключительные по своему значению протоколы межведомственной комиссии от 25–28 января 1920 г., документы по делу П. Н. Мольвера, присоединенные к следственному делу патриарха Тихона. Мы считаем крайне необходимым их повторную публикацию в данном издании, так как это воссоздает целостную картину закрытия Троице-Сергиевой лавры. А само присоединение документов, касающихся деятельности Комиссии по охране Лавры, к следственному делу патриарха Тихона свидетельствует о том, что члены комиссии действительно трудились по его благословению и указаниям. Поскольку в документах церковных и светских учреждений, а также лиц с разными убеждениями и традициями в написании одних и тех же слов существует различие, в большинстве случаев это различие приведено к той практике, которая сложилась в нынешних церковных изданиях. Можно, конечно, для академических целей оставлять правописание подлинника, но в большинстве случаев это ухудшает понимание текста и часто выглядит неблагообразно. Книга разделена на две тематические части, тесно связанные друг с другом. В первой части рассказывается о научно-музейной деятельности Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Во второй части рассказывается о закрытии Троице-Сергиевой лавры и судьбе главы и мощей преподобного Сергия Радонежского. Игумен Андроник (Трубачев) 1 Все ссылки на архивные документы даются в соответствии с их учетом на 1973–1975 гг., за исключением некоторых дел Комиссии по охране Лавры, с которыми я работал в конце 90-х – начале 2000 гт. В 1984–1985 гг. Отдел хранения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника (ныне – Отдел учета Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника) произвел переформирование и переучет дел фонда Комиссии по охране Лавры (с уничтожением ряда документов). В указателе архивных документов номера дел по новому чету обозначены звездочкой. Небольшая часть документов по истории Троице-Сергиевой лавры заимствована из работ: Рафаил (Демьянов), протодиакон. Свято-Троице-Сергиева лавра в первые годы Советской власти. Дипломная работа. Московская духовная академия, 1996. На правах рукописи. Георгий (Тертышников), архимандрит. Священномученик архимандрит Кронид (Любимов), наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2001. Преподобномученик архимандрит Кронид (Любимов). Беседы, проповеди, рассказы. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2004.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

преподобномученик Кронид (Любимов) Рассказы о последних подвижниках Троице-Сергиевой Лавры и ее скитов Повесть о смиренном Исаакии, монахе Троице-Сергиевой Лавры При чтении Святого Евангелия весь собор наполнился светом В 1903 году в обители Преподобного Сергия скончался смиренный инок отец Исаакий, в миру – Иван Афанасьевич. Жизнь его была как бы не от мира сего. Он был столь кроток, что едва ли кого из братии Лавры когда-либо обидел. Он знал только церковь , послушание, трапезу и келлию. В храме преподобных Зосимы и Савватия он становился в самом конце, у двери, склонив свою голову на грудь. Часто видели его плачущим. Он как бы никого не видел в храме, видимо, созерцая умом и сердцем единого Бога. С мирскими и братиею он не дружился и ни к кому не ходил. Единственным другом его был послушник Герман Черкасов, ныне иеромонах Гермоген. Отец Исаакий, сын священника Смоленской губернии, образование получил в Смоленской духовной семинарии, окончив ее курс студентом. В беседах с отцом Гермогеном он много рассказывал о себе: «Мои родители были исполнены истинной веры, благочестия и любви к Богу, чему и я ими был научен. Святое настроение я сохранял нерушимо до пятого класса семинарии. С моим переходом в пятый класс нашлись недобрые люди из товарищей, которые принесли мне прочитать несколько книг антирелигиозного содержания. Мой юный ум был ими отравлен, как ядом, и я стал безбожником. Убеждения свои, исполненные неверия, я даже имел смелость высказывать своему отцу, который говорил мне: “Ох, Иван, не летай в гордости своей так высоко. Смотри, там тебя духовный ястреб, диавол, склюет”. Время приблизилось к окончанию курса в семинарии, а я по убеждению был безбожник. В день выпускного акта после экзаменов все воспитанники семинарии пожелали отслужить молебен Царице Небесной пред Ее чудотворным образом Смоленской Одигитрии. За иконой в кафедральный собор отправились все воспитанники семинарии во главе с ректором и преподавателями. Торжественное шествие со святой чудотворной иконой из собора в семинарию должно было проходить через улицу, где находились дома падших девиц и женщин, которые сами погибали в тяжком грехе и многих привлекали ко греху блуда. Видимо, Царице Небесной неугодно было шествовать этой улицей, поэтому как только шествие свернуло на нее, совершилось дивное, неописуемое и поражающее чудо. Икона Божией Матери встала, и никакая сила не могла ее подвинуть вперед.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 256). Научитесь быть просты, не называть людей изысканными именами, которые выше их, и не заниматься ненужными убеждениями. Свт. Филарет Московский (8, с. 344). Невоздержание и леность угашают дух молитвенный и отнимают память о Боге, о смерти и муках. Прп. Варнава Гефсиманский (4, с. 96). Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей, жестокие более раздражают, нежели пользуют. Свт. Филарет Московский (8, с. 349). Мы так себе не желаем спастись, как Господь нам желает спасения. Иеросхимонах Александр Гефсиманский (7, с. 38). Предпочитай лучше сама работать на других, чем властвовать другими. Ибо первым возвышаешься горе, а последним разделяешь себя на двое: если согласно установлениям Божиим будешь устраивать порученное тебе начальство, будешь блаженна; если же будешь преступать эти установления, то будешь осуждена с законопреступниками. Прп. Максим Грек (5, с. 17, т. 1). Праздность есть мать всем порокам, влекущая каждую нерадивую душу христианина к погублению и сокрытию талантов, данных нам от Бога для прославления Его святого имени и к пользе ближнего. Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 69). Осуждением ближних много лишаем мы сами себя. Надобно сего беречься и заглаждать сие осуждением и укорением себя, и молиться, чтобы Бог милостив был к тем, которых мы осудили, а к нам вместе с ними. Свт. Филарет Московский (8, с. 334). Всякий грех ужасен; но хвалиться тем, что составляет согрешение, – это служит доказательством окончательной глубокой испорченности. Прп. Максим Грек (5, с. 25, т. 1). Начальник должен быть выше оскорблений подчиненных и вступаться за правду, порядок, за спокойствие других, а не за себя. Свт. Филарет Московский (8, с. 351). Если б человек всегда точно последовал закону своей совести, и оной ни в чем бы не преступил, то и не было б причины Спасителю сказать: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе: понеже исполняя точно закон его, тем бы самым следовал за ним. Митр. Платон (Левшин) (1, с. 139).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Иеросхимонах Александр Гефсиманский (7, с. 49). Отнюдь не должно выходить из храма прежде окончания божественной службы. Прп. Варнава Гефсиманский (4, с. 91). Чрез честные упражнения и труды мы благодетельствующему Богу содействуем. Митр. Платон (Левшин) (1, с. 164). Когда возникает помысл недоверия, непременно дается неприятное значение иному, что делается просто и случайно. Свт. Филарет Московский (8, с. 349). Творите дела благочестия охотной душой, трудитесь, подвизайтесь, не забывая, что тернистый путь – путь к небу а легкий путь – путь к аду. Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 71). Враг наш диавол, кругом нас окрадывающий и обманывающий, чрез нерадение и беспечность о нашем добром делании хочет отнять у нас время. Иеросхимонах Александр Гефсиманский (7, с. 36). Молись, христианин, молитвою крепкою, от всея силы души твоей, молитвою прилежною и неотступною, молитвою благою и чистою, а если сего не обретаешь в себе, молись о самой молитве, и ты молитвою сперва приобретешь молитву истинную и действительную, потом сия все победит с тобою, и все тебе приобрящет, возведет тебя на Фавор, или в тебе откроет Фавор; низведет небо в душу твою, и душу твою вознесет на небо. Свт. Филарет Московский (6, с. 107). Бог для того и попускает нам скорби, чтобы при них мы скорее к Нему обращались, чтобы скорее о Нем вспоминали. Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 76). Каковы бы ни были твои душевные недуги: чем совершен нее уверуешь, тем совершен нее получишь от них исцеление силою Христовою, которая и слепотствующее око ума твоего просветит познанием истины, и расслабленные силы духа твоего укрепит для добродетели, и от духов искусителей тебя избавит, и от мертвых дел воскресит в жизнь духовную и святую. Свт. Филарет Московский (8, с. 235). Помощь Божия ждет нас и всегда готова для нас; только с нашей стороны нужно понуждение. Без понуждения ничего не будет. Иеросхимонах Александр Гефсиманский (7, с. 48). Пост и молитва составляют самую безопасную ограду от нападений вражеских.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Свт. Филарет Московский (8, с. 245). Как в мирской жизни бывает, что богатый господин доверяет свое богатство верному и надежному приказчику, зная, что его богатство в руках этого человека будет сохранно, так и Господь ниспосылает особенные дары таким лицам, кои употребят их во спасение себе и ближним. Иеросхимонах Александр Гефсиманский (7, с. 47). Бытие и жизнь человека, в своем начале, есть свободное даяние Творца, – дар, которого никто не мог у Него вынудить, никто не имел права истребовать; следственно и продолжение бытия и жизни есть непрерывное продолжение того же даяния Божия. Жизнь временная есть ежеминутное благодеяние Божие. Бессмертие человека есть бессмертное, бесконечное благодеяние Божие. Свт. Филарет Московский (8, с. 247). Частое Причащение без внутреннего духовного делания не вменяется в достоинство причащающемуся. Иеросхимонах Александр Гефсиманский (7, с. 46). Человек живет непрерывными благодеяниями Божиими: он весь составлен из даров и благодеяний Божиих; он погружен в благодеяниях Божиих, как в бездне. Свт. Филарет Московский (8, с. 247). Душа троична в свойствах: ум, слово и воля самовластная. Итак, душа есть великое дело совета Божия, образ Божий, живое изображение Пресвятой Троицы. Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 54). Приятен ли бывает господину раб, который, живя в дому его, бесчинствует, делает оскорбления господину своему и производит соблазн? Не спасемся и мы, если нравы свои не переменим и не будем жить благочестиво, по заповедям Господним и по преданию Св. Отец; напротив, понесем сугубое осуждение, живя небрежно и лениво. Иеросхимонах Александр Гефсиманский (7, с. 47). Все дело нашего спасения в смирении. Смирение есть истинное совершенство души; оно показывает, что человек снискал благодать Божию. Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 182). Легкого ветра легкомысленных слов человеческих не превращайте в бурю… Иная клевета изгоняет, приводит в нищету, повергает в темницу, это тяжело. А то не легче ли, когда клевета проходит мимо ушей, как ветер? Вниди в клеть твою и не слушай шума ветра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010