Разрешение это было получено отцом игуменом в Великую Пятницу на Страстной седмице. Объявляя об этом отцу Никодиму, игумен благословил ему готовиться к священнослужению вместе с ним в светлый день Святой Пасхи. Предстоя святому престолу в служении с отцом игуменом, отец Никодим всю светлую заутреню и всю обедню пламенно, со слезами молился. По окончании литургии благодарственные молитвы после причащения отец Никодим от изнеможения читал сидя. По окончании молитв к нему подошел пономарь, чтобы напомнить о разоблачении. Но отец Никодим уже ничего не слышал. Он был мертв, но лицо его сияло пасхальной радостью. Когда об этом было донесено митрополиту Филарету, то владыка со слезами на глазах сказал: «Слава и благодарение Всевышнему Богу, не хотящему смерти грешника, но промыслительно спасающему человеческие души!» Предсмертная вспышка веры Федя! Радости моей нет предела, и все это ради беспредельного милосердия Божия… Известный московский профессор-хирург Ф. И. Синицын сообщил об одном друге своей юности, сокурснике-студенте, следующее. «Этот юноша, – говорил Синицын, – по душе своей во всех отношениях был идеальным человеком, добрым и милостивым. Но он проявлял полнейшее неверие в Бога. На этой почве у меня много раз бывал с ним горячий спор. Друг мой был слабого здоровья. У него быстро развивалась чахотка, и он таял не по дням, а по часам. Я видел это, и сердце мое разрывалось на части от скорби, что юноша умрет в неверии. У меня оставалась лишь одна надежда на помощь Божию. Я и сам лично стал молиться за него усиленно и просил знакомых священников совершать о нем молитву. Помощь Божия вскоре посетила душу моего умирающего друга. Врач, лечивший больного, сообщил мне, что друг мой безнадежен и что жизни ему осталось два-три дня. Находясь неотлучно при юноше, я выбрал минуту, когда он был спокоен, призвал на помощь Господа и стал просить его, чтобы он примирился с Богом покаянием и приобщился бы Святых Христовых Таин. Просьба моя, видимо, на него подействовала неприятно, и он нервно сказал мне: “Оставь меня в покое и больше мне об этом не говори!” Скорбь моя о нем была настолько сильна, что я был готов идти на все жертвы, чтобы спасти друга, который уходил из жизни в отчуждении от Бога. Я не мог выдержать этой скорби и заплакал. Видя мои слезы, он стал меня успокаивать. Я же, чувствуя, что он смягчился, опустился перед ним на колени и воскликнул: “Коля, друг мой! Ты ведь знаешь мою беспредельную дружескую любовь к тебе. Прошу тебя, ради этой любви и дружбы обрадуй меня! Не смею более просить тебя о приобщении Святых Христовых Таин, если не вмещает этого душа твоя. Но хотя бы ради нашей святой дружбы покайся пред Богом при посредничестве духовного отца как свидетеля твоего покаяния пред Богом”. Немного подумав, он ответил, что во имя нашей дружбы всей душой желает сделать мне приятное и готов исполнить мою просьбу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Об этих свиданиях Елены Афанасьевны с подвижником Марком Саровским стало ведомо ее мужу. Он постепенно убедился в том, что она не сумасшедшая, а лишь юродствует. Он взял ее в свой дом и всячески уговаривал оставить подвиг юродства и жить с ним как с законным мужем. На все уговоры и мольбы мужа она была непреклонна. Тогда муж настолько озлобился, что раздел ее донага, привязал ее волосы к крюку и бил ее до изнеможения своих сил. Наконец, раздетую, без чувств, в зимнее время выбросил на улицу. Здесь она, несомненно, замерзла бы, если бы Господь, пекущийся о рабах Своих, промыслительно не сохранил ее жизнь. В поздний час ночи проезжал тогда один городской мещанин с женой как раз мимо того места, где была брошена Елена Афанасьевна своим мужем. Проезжавшие узнали ее, взяли к себе в дом, одели и привели в чувство. У них она находилась в доме до тех пор, пока совершенно не оправилась от побоев. После описанного тяжкого, бесчеловечного истязания Елена Афанасьевна еще некоторое время продолжала скитаться по городу, не зная, где приклонить свою голову. В это время по Божию соизволению в Арзамасе основалась женская обитель 47 . Игумения новой общины, видя Елену Афанасьевну скитающейся без крова, исполнилась к ней безграничным состраданием и исходатайствовала перед городской властью разрешение на поселение ее в новосозданной общине. Власть не препятствовала этому, и Елена Афанасьевна мирно прожила в общине до своей дивной, святой кончины. Жестокосердие отца к невинным детям В борьбе со смертью старшая девочка сняла свой платок и старалась прикрыть младшую В местечке Сосновицы (ныне город) Тамбовской губернии жил крестьянин-вдовец. У него было две маленьких дочки: одна шести лет, другая пяти. Он очень хотел вновь жениться и присмотрел себе невесту. Но невеста поставила ему условие: «До тех пор не пойду за тебя замуж, пока ты не освободишься от детей!» Крестьянин, недолго думая, в один морозный вечер запряг в сани лошадь, посадил этих двух невинных младенцев в сани и вывез за город в глубокий овраг. Здесь они и замерзли. Впоследствии, когда их нашли, обнаружилось, что в борьбе со смертью старшая девочка сняла свой платок и старалась прикрыть младшую девочку, чтобы спасти ее от смерти. В таком виде они и были найдены замерзшими.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Когда выяснилось, что деньги все целы, хозяин за эту великую честность определил ему, как и полагается по закону, третью часть найденного. Тогда извозчик начал отказываться, говоря, что денег этих он взять не может. Господин с удивлением спрашивает: “Почему же ты не хочешь брать?” – “Да потому, – ответил он,– что я крепостной крестьянин. Если мой помещик узнает, что у меня есть деньги, он не успокоится до тех пор, пока не отберет у меня все до последней копейки”. Тогда, после краткого раздумья, господин сказал: “Да, ты правду говоришь! А как фамилия твоего помещика?” Крестьянин назвал фамилию своего господина. Хозяин, указывая на узелок, сказал извозчику: “Здесь твоя доля будет в целости и сохранности. Ты же через месяц зайди ко мне сюда на квартиру”. Затем взял извозчика под руку, ввел его в зал, переполненный гостями, и сказал во всеуслышание: “Вот перед вами человек, у которого душа золотая!” И рассказал всем гостям о честности нашего извозчика. Все гости были приятно изумлены его бескорыстием и тут же, отдавая дань его благородной честности, стали обещать ему со своей стороны награды: кто лошадей, кто пролетку, кто экипаж, а хозяин дома все обещания гостей записывал в тетрадь. После этого извозчика усадили за общий обеденный стол вместе с гостями и по окончании обеда отпустили с миром. Ровно через месяц извозчик явился к упомянутому доброму домохозяину. Когда тому доложили об извозчике, он ласково встретил его и сказал: “Вот тебе вольная. Я ее купил для тебя у твоего барина. С этого момента ты можешь располагать своей жизнью по своему усмотрению”. Затем он достал адреса всех тех гостей, которые месяц тому назад обещали ему разные подарки, нужные для его извозчичьей профессии. Обещанное он полностью получил и из бедняка-крестьянина за свою честность был благословлен Господом сделаться известным на всю Москву предпринимателем извоза. Правнуки его и до сего дня благоденствуют. Рассказывая этот случай, родитель наш плакал от умиления и в заключение произнес: “Воистину, по слову пророка, дом праведника благословляется, а нечестивого искореняется» 38 . О воре же пророк говорит: «Видел я огонь, с небес сшедший на дом татя, который испепелил все: и дом, и животных, и деревья, и даже камни его построек в наказание». Так тяжек грех живущих нечестным трудом и похищающих чужое. Разрешить его может только тот, кто был обижен”.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Жена осенила меня знамением креста… Одна глубоко верующая женщина, зная об измене мужа, просила у Бога помощи в перенесении этой скорби и о вразумлении своего супруга. Она не переставала молитвой бороться с помыслами обиды и ревности и в этом находила способ своего душевного умиротворения. «Однажды, – рассказывает муж, – я шел на свидание к своей любовнице. Жена моя это очень хорошо знала. С неописуемой грустью и страданием она, по привычке, осенила меня крестным знамением, и на этот раз на ее глазах были крупные слезы. Я, зная ее христианскую любовь ко мне и терпение, на этот раз был сердечно потрясен ее поступком, упал перед ней на колени и с раскаянием воскликнул: “Любовь твоего сердца победила во мне чувство безумного влечения к делам скверны. Я буду другим человеком!” Тут же я дал клятву в том, что больше повторять супружеские измены не буду». И, действительно, он стал примерным мужем. «Блаженны кроткие...» Крестьянин, имевший зверский нрав, в покаянии скончался на могиле своей кроткой жены Секретарь митрополита Московского Владимира 44 , священник В. Д. Петропавловский, рассказал о таком случае. «В числе моих прихожан, – говорил он, – был зверского нрава крестьянин, по имени Федор. Он имел как дар Божий смиреннейшую жену, по имени Мария, но ее нисколько не ценил. Возвращаясь с базара в нетрезвом виде и подъезжая к дому, он, как правило, грубо кричал: “Марья!” Слыша этот крик, Мария, как беззащитная смиренная голубка перед нападением ястреба, мысленно лишь в Боге искала себе спасения. Свирепый муж обычно настигал ее, и тяжелый кулак его безжалостно опускался на голову женщины. Она падала, обливаясь кровью, которая лилась ручьями из ее рта и носа. Полумертвую, соседи на руках вносили ее в дом. Такими побоями Мария была доведена до преждевременной смерти. Когда ее муж, наконец, очнулся от своего безумия, она уже лежала бездыханной в гробу. Во время последней заупокойной литургии Федор, подобно каменной статуе, безмолвно стоял перед гробом своей усопшей жены, но с наступлением отпевания вдруг залился слезами и стал произносить свои немудреные, но сердечные причитания: “Ты, дорогая моя, – неоцененное сокровище, данное мне от Бога как дар, который я не оценил. Ты уходишь из этой жизни к вечному блаженству как мученица от моих побоев. Прости меня!”

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

За чаем отец рассказал нам очень интересный и трогательный пример о честности, слышанный им от нашего дедушки. В Москве одно время жил известный содержатель разгонных ямских лошадей, некто Эчкин. Предок его был крепостным крестьянином, который зимней порой ездил в извоз и платил за это своему помещику соответствующий оброк. Однажды в марте, когда санный путь прекратился, извозчик стоял на Неглинном проезде, напротив Государственного банка. Вот видит он, что из банка вышел какой-то господин средних лет и в руках несет розовый узелок. Подозвав извозчика, господин указал ему адрес, по которому должен был ехать. Погода была ветреная и снежная. Извозчик привез своего нанимателя к указанному им месту, получил условленную плату и поехал на постоялый двор. Этот выезд его был последним, так как дорога совсем испортилась по причине наступившей оттепели. Приехав на постоялый двор, он распряг лошадь, обмахнул сани, накрыл их рогожей и попросил товарищей при удобном случае поднять их на сушилку вверху сарая. Вскоре после этого он уехал в деревню на все лето. Пришла зима. Работы в деревне кончились. Крестьянин приехал в город и снова начал заниматься извозом. Когда он снял сани с сушилки, начал их обмахивать и чистить, то поднял подушку с сиденья и открыл ящичек под сиденьем, где вдруг заметил тот самый розовый узелок, который он видел в руках пассажира из Государственного банка. Когда он развернул платок, то увидел в нем много крупных ассигнаций и слитки золота. Все это привело его в великое смущение духа. Что ему надлежало делать? В душе он был истинный христианин, и совесть подсказывала ему, что чужое Богом не благословляется. Немного погодя он завязал платок и тотчас же отправился по тому адресу, куда последний раз прошлой весной отвозил пассажира. Позвонил он в парадную дверь и на вопрос вышедшего к нему человека, что ему нужно, ответил, что ему нужен хозяин. Слуга ответил, что нынче хозяин справляет день своего Ангела и потому занят с гостями. Извозчик усердно просил его доложить и сказать, что если барин его не примет, то сам же будет жалеть об этом. Вскоре после этого вышел и хозяин дома и спрашивает: “Что тебе нужно, голубчик?” Тот вынимает узелок и, показывая хозяину дома, говорит: “Барин! Это твой узелок?” Тот удивленно и радостно отвечает: “Да, это мой узелок! Здесь капитала двенадцать тысяч”.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Замечательно то, что больная везде и всюду чувствовала присутствие святой воды и всячески избегала ее. Мать же, призывая на помощь Бога, никогда не теряла надежды на уврачевание дочери святой водой. Через некоторое время больная стала намного тише и к Причащению Святых Христовых Таин подходила уже спокойнее, и даже со слезами. Через год она тихо, как истинная христианка, скончалась. Благодать Великой Агиасмы 43 Господи, не помяни греха юности моей! «В 1881 году, – рассказывал один уважаемый московский протоиерей, – в первых числах января я был приглашен на одну квартиру близ храма Христа Спасителя отслужить молебен. Во время служения молебна со мной рядом стояла старушка, которая в продолжение всего молебна горячо молилась и непрестанно вполголоса повторяла: “Господи, не помяни греха юности моей!” По окончании молебна хозяин дома пригласил старушку подойти ко мне и отрекомендовал: это его дорогая мать. Затем я был приглашен вкусить хлеба-соли. Во время обеда почтенную старушку посадили рядом со мной, и я имел возможность расспросить ее о причине того, почему она повторяет часто одну и ту же фразу: “Господи, не помяни греха юности моей!” Она, глубоко вздохнув, ответила: “Если вас интересует, я расскажу вам об этом подробно. Родилась я от благочестивых православных родителей, которые были богаты. Но не судил мне Господь унаследовать ни их благочестия, ни богатства, потому что родители мои умерли в годы моей молодости. А опекуном мне назначили родного моего дядю, человека, не тем будь помянут, страшно жадного. Он все имение, принадлежащее мне, сумел сделать своей собственностью, а меня, семнадцатилетнюю, хотел выдать замуж за своего крепостного крестьянина. Я была беспомощна, и все бы совершилось по желанию дяди, если бы только не пришла ко мне помощь Божия по молитве моих благочестивых родителей. В это время из Петербурга приехал гвардейский офицер, имение которого было рядом с имением моих родителей. В храме Божием он случайно увидел меня. Мы друг другу понравились, и он, зная, что я дочь богатых родителей, познакомился с моей родной бабушкой. Тогда я жила у нее, и она, как заядлая староверка, и меня заразила своим раскольническим настроением. Потому я, официально числившаяся православной, в глубине души была врагом Православия. Бабушка воспользовалась расположением ко мне будущего моего мужа и, выдавая меня за него замуж, постаралась взять с него клятвенное обещание, чтобы он меня не принуждал быть православной. Он обещал и, по своему благородству, после вступления со мной в брак никогда ни словом не напомнил мне, что мы с ним разной веры.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/troits...

Мною выяснено, что земельный отдел постановил отпустить монашествующим лицам нужное количество лаврской земли, каковое будет в их пользовании только в том случае, если они организуют единую трудовую артель и список ее предоставят мне на утверждение. Зам комиссара Лавры делопроизводитель Д. Безсмертный» 102 . Была создана трудовая артель Лавры в составе 224-х человек. Но уже 30 октября 1919 г. был издан циркуляр Наркомзема и Наркомюста земельным отделам исполкомов. В нем строго предписывалось отличать хозяйственные объединения от религиозных организаций, имеющих богослужебные цели. Последние не подлежали регистрации в качестве производительных и вообще хозяйственных объединений и не имели права на наделение инвентарем и землей. Священники и монахи не могли быть членами коммун, трудовых артелей и товариществ как лишенные избирательных прав 103 . В соответствии с этим циркуляром все трудовые артели, в том числе и лаврская, основанные церковнослужителями, были упразднены, и, если ранее они были наделены землей, она изымалась обратно. Глава 5. Взаимоотношения Комиссии по охране Троице-Сергиевой лавры с братией обители Отношение братии Троице-Сергиевой лавры к работе Комиссии по охране Лавры было различное. В первое время комиссия могла восприниматься частью братии как то самое советское учреждение, от которого зависит национализация историко-художественных ценностей и муниципализация хозяйства Лавры. Но в то же время братия Лавры знала членов комиссии как людей глубоко верующих, преданных Церкви. Последующая работа комиссии, ее тесная связь со Святейшим Патриархом Тихоном и наместником архимандритом Кронидом убедила братию в церковной пользе деятельности комиссии. 27 ноября 1918 г. Сергиевский ревком назначил в Лавру комиссара, в ведении которого находилась хозяйственная часть Лавры со всем имуществом, за исключением того, что имело историко-художественное значение 104 . Ввиду малочисленности воинской охраны, внутреннюю охрану Лавры несли 43 монаха. (Разрешение на это Комиссия по охране Лавры получила от Отдела по делам музеев.) Они же выполняли в качестве рабочих-специалистов все архитектурно-реставрационные, ремонтные и хозяйственные работы 105 . Старостой охраны Лавры до 26 января 1920 г. являлся наместник архимандрит Кронид (Любимов) 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik-Truba...

Подбор делегатов на монастырские съезды основывался в первую очередь на принципе выборности, который после февраля 1917 года стал одним из безусловных революционно-демократических требований всего общества. Впрочем, чем дальше от Февраля, тем чаще раздавались голоса, выражавшие сомнение в том, что выборы гарантируют получение власти достойными. Так, пребывавший на покое авторитетный архиепископ Никон (Рождественский) писал: «Только врагу Божию, только сатане могла прийти мысль ввести у монахов какое-то понимаемое в мирском смысле “равноправие”, отравить несчастных простецов тем ядом, от коего гибнет мир…» Он выделял четыре типа в современном иночестве: истинных монахов-подвижников; простых монахов-тружеников; «наемников», требующих за труд награды; лжемонахов-карьеристов — и выражал уверенность, что «языческим», правовым выборным началом воспользуются последние два типа2.  О том, как это начало порой применялось на практике, со скорбью рассказывал наместник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кронид (Любимов). В лавре и подведомственных ей обителях проходили выборы делегатов на съезд монашествующих Московской епархии в мае: «До момента сего царившая в обителях тишина, мир, братская любовь и спокойствие вдруг поколебались; всё мгновенно зашумело, образовались партии, и обители превратились в злобные митинги, и восташа брат на брата до сего дне. А в одном из монастырей… делегатом… братия выбрала худшего инока. Я спросил иноков, что заставило их избрать заведомо столь порочного человека, и они, нисколько не стесняясь, ответили: “Он нам обещал на съезде говорить против начальников”»3. На том же съезде пришлось учредить комиссию для проверки полномочий делегатов, поскольку некоторые настоятели и настоятельницы оказывали давление на братию: затягивали выборы, прямо указывали угодных им лиц, привозили на съезд не тех, кто был избран, и т.п.4  Участники региональных съездов в своих решениях распространяли принцип выборности на все инстанции, начиная с настоятеля и членов монастырского братского совета (наместника, казначея, ризничего, благочинного, эконома, делопроизводителя) и заканчивая Учредительным собранием, на выборах в которое монашествующие требовали для себя пассивного и активного избирательного права. 

http://e-vestnik.ru/analytics/monaschesk...

Рис. 22 демонстрирует число учащихся в духовных семинариях. Здесь, в изучаемом периоде, наблюдается рост в 1,6 раза по базе 1870 г. (с 13911 чел. до 22734 чел.) и в 4,7 раза по базе 1866 г. (от 4835 чел.). Максимум казеннокоштных семинаристов относится к 1905 г. и составляет 13407 чел. Максимум лиц, получавших пособия отмечается в 1882 г. и равен 7589 чел. В 1866, 1874–78, 1882 гг. число казеннокоштных учащихся семинарий и семинаристов, получающих пособия совпадают по значениям, что тоже может свидетельствовать о несовершенстве учетной политики. Среднее ежегодное число воспитанников духовных училищ, за все рассматриваемые годы, оставалось достаточно стабильным, за некоторыми редкими отклонениями, и составляло, по большей части, около 29,5–30,0 тыс. чел. (см. рис. 23). Количество учащихся, получавших пособие, составляло около 10,0 тыс. чел. ежегодно, за некоторыми значительными отклонениями в период 1905–11 гг. Максимум таких учащихся пришелся на 1906 г. в количестве 20,2 тыс. чел., а минимум – на 1910 г. с численностью в 1,9 тыс. чел. Следует признать, то число выпускников духовных учебных заведений для масштабов Русской Православной Церкви все же было явно недостаточным. В то же время, молодежь, на протяжении изучаемого периода, продолжала оставаться в состоянии глубоких колебаний духовного выбора. В значительном числе случаев, под воздействием растлевающей реальности, даже во внешне благополучных и образованных семьях, дети уходили от Христа и Церкви. Рис. 22. Численность выпускников духовных семинарий, чел. Источник: составлено автором по данным Рис. 23. Численность выпускников духовных училищ, чел. Источник: составлено автором по данным Вот что отмечает (позднее сентября 1913 г.) по этому обстоятельству прпмч Кронид (Любимов), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (последний наместник до ее закрытия в 1920 г.): «В среде так называемых просвещенных людей тысячи юных душ гибнут в мутном потоке страстей, своеволия, греховных удовольствий, развлечений и уносятся далеко от Бога и Его Святой Церкви. В среде простой сердца юношей и девиц заражаются разными грубыми пороками: непокорством родительской власти, пьянством, распущенностью – и эти пороки удаляют их от благодатного христианского света» с. 347].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Обличать человека по своей воле едва ли нужно, разве сам он подаст случай сказать ему истину. Обличать за себя трудно, чтобы не примешалось самооправдание. Притом обличение может обратиться в неприятность другому человеку, чрез которого перешли речи. Не лучше ли помолиться только, чтобы Бог вразумил каждого смотреть на дело ближнего простым оком, без осуждения и подозрения. Свт. Филарет Московский (8, с. 331). Истина ни стареет, ни обновляется; ибо она есть вечна. Митр. Платон (Левшин) (1, с. 208). Христиане! Если нужно снисхождение Божественного Спасителя, как и без сомнения оно нужно, – дабы и мы могли спаситель но прикасаться к Нему, то со стороны Его не будет в сем недостатка. Свт. Филарет Московский (8, с. 233). Ничто не может быть угодно святым, ежели то несходственно с волей Святейшего Бога. Митр. Платон (Левшин) (1, с. 226). Духовные дарования и земные блага, данные нам Богом, мы должны стараться развивать и усовершать в себе для пользы своей собственной и ближних. Преподобномученик Кронид (Любимов) (2, с. 62). Человек! Какое имя, какое обаятельное слово для обезоружения самого разъяренного мщения! Природа разве не связала тебя с ним тысячей нужд житейских? Разве она не говорит за него в твоем сердце? Сам Бог любит его, печется о нем, хранит его, – и ты не страшишься, ненавидя слабого, вооружить против себя Всесильного? Или ты думаешь, что Всевидящий не вступится за Свое стяжание? Хотеть наказать врага – есть наглым образом входить в права Вседержителя, – это есть род возмущения против воли Его и власти священной. Присвоив Себе человека безмерными благодеяниями, Он хочет тою же рукою, которою дает ему блаженство, совершать ею же и наказание: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (Рим. 12: 19). Свт. Филарет Московский (6, с. 286—287). Человек состоит из тела и души, которые оба существа имеют свои склонности. Душа, яко чистое духовное существо, стремится до того, что ей предписывает разум, и единственное наслаждение находит в соединении чрез добродетель с Богом. Но телесные склонности больше себя привязывают к тому, что приятно чувствам. Телесные склонности безгрешны и безвредны, ежели они управляемы бывают разумом и не производятся в действо, разве поколику они не препятствуют успеху добродетели.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010