Министру Али-паше говорено было о существовании гарема на плоской крыше Святогробского храма и об уничтожении его. На это Али отвечал, что он в первый раз слышит об этом гареме, что ему не место там и что он будет снесен во время перестройки купола, а место его оградится решеткою, дабы никто тут не ходил. В коне концов Озеров высказал мне еще вот что. Едва ли греки получат позволение Порты на перестройку Святогробского купола. Порта сама на свой счет починит его. (При сем я сказал Озерову: дай-то Бог). – Вы ничего не говорите Патриарху Кириллу ни о куполе, ни о гареме, дабы не смущать его преждевременно. (Я согласился, но промолвил, что в Иерусалимской Патриархии, в мегкеме и во всем Святом Городе уже давно поговаривают о том, что Порта исправит купол на свой счет). 16 апреля 1852 г. Ходил к поверенному в наших делах при Оттоманской Порте , а у него застал султанского врача Кара-Феодориди, ученейшего и православнейшего грека. Кара-Федориди между прочим говорил мне, что Иерусалимский Патриарх должен лично благодарить султана за новый хатти-шериф , которым даны грекам новые права на святых местах, и кстати просить падишаха о перестройке купола над Гробом Господним. 27 апреля 1852 г. Я в Бейруте. Гощу у консула Базили. В кабинете консула сижу один-одинехонек и читаю письмо его к нашему посланнику Титову от 27 ноября 1851 г., и при нем записку о святых местах на французском языке... Что касается до подробностей, то он, во-первых, не желал, чтобы латины чрез греческий монастырь ходили в купол над Гробом Господним для освещения его в большие праздники свои, потому что этим нарушались бы покой сего монастыря и право собственности его, так как купол этот выстроен греками... Прочтены были мною: письмо Базили к Озерову от 3 апреля 1852 г. и Записка о куполе над Святогробского ротондою и о смежном с ним хареме. Тут он высказал вот что. Пусть турецкое правительство пришлет в Иерусалим своего чиновника для осмотра повреждений купола и местности харема, а в Константинополе и в самом Иерусалиме разгласит, что харем портит Святогробский храм и потому надобно сломать его; семейству же Алемидов пусть даст за него 100 000 пиастров... Тут же Базили настаивал, чтобы турецкое правительство, по уничтожении харема на Святогробской плоской кровле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Все с нетерпением стали ожидать этой встречи. Хотелось верить, что «авось» при личном свидании устранится вопрос об оставлении трона государем императором, хотя мало верилось этой чуточной мечте. Дело в том, что за ночь Рузский, Родзянко, Алексеев сговорились и теперь решался не основной вопрос оставления трона, но детали этого предательского решения. Составлялся в Ставке манифест, который должен был быть опубликован. Манифест этот вырабатывался в Ставке и автором его являлся церемониймейстер высочайшего двора директор политической канцелярии при верховном главнокомандующем Базили, а редактировал этот акт генерал-адъютант Алексеев. Когда мы вернулись через день в Могилев, то мне передавали, что Базили, придя в штабную столовую утром 2-го марта, рассказывал, что он всю ночь не спал и работал, составляя по поручению генерала Алексеева манифест об отречении от престола императора Николая II. А когда ему заметили 3 , что это слишком серьезный исторический акт, чтобы его можно было составлять так наспех, то Базили ответил, что медлить было нельзя и советоваться было не с кем и что ему ночью приходилось несколько раз ходить из своей канцелярии к генералу Алексееву, который и установил окончательно текст манифеста и передал его в Псков генерал-адъютанту Рузскому для представления государю императору. Весь день 2-го марта прошел в тяжелых ожиданиях окончательного решения величайших событий. Вся свита государя и все сопровождающие его величество переживали эти часы напряженно и в глубокой грусти и волнении. Мы обсуждали вопрос, как предотвратить назревающее событие. Прежде всего мы мало верили, что великий князь Михаил Александрович примет престол. Некоторые говорили об этом сдержанно, только намеками, но генерал-адъютант Нилов определенно высказал: «Как можно этому верить. Ведь знал же этот предатель Алексеев, зачем едет государь в Царское Село. Знали же все деятели и пособники происходящего переворота, что это будет 1 марта, и все-таки, спустя только одни сутки, т. – е. за одно 28 февраля, уже спелись и сделали так, что его величеству приходится отрекаться от престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 . Консулу Базили тайком предлагали произвесть возмущение в Иерусалиме. Народ собрался бы на дворе паши и кричал бы: «Измена! Кто дерзает не повиноваться фирманам султана!» Но консул не согласился; однако, писал об этом в Константинополь. 7 . Для патриарха Кирилла сделана в Париже неписанная книга в великолепном бархатном переплете, в которой записаны банковые билеты (книга в двух схожих экземплярах ). В нее уже занесено несколько билетов на 160000 руб. сер. 8 . Когда Молдавия и Валахия сделаются независимыми, тогда еще будет возможность продать в частные руки все имения святогробския. Эта продажа доставит огромный капитал. 9 . В Константинополе и турки, и греки желают, чтобы богатый патриарх Иерусалима жил там; ибо около его есть чем поживиться. Это желание известно нашему министерству. Но оно хочет, чтобы пастырь находился при своей пастве. 10 . В Керракскую церковь наш синод начал высылать с нынешнего года 600 руб. сер. из капитала, положенного в банк графом Аддербергом. Но петро-аравийский митрополит Мелетий хочет и просит, чтобы ему выданы были все банковые билеты. А это невозможно; ибо надобно отменять определение св. синода нашего. 10, Пятница. По словам Базили, сегодня собирался совет в мегкеме. Сегодня же изготовлены мною ризы для церкви в Лидде. 11, Суббота. А сегодня я в первый раз посетил здешнюю народную школу по долгу попечителя училищ и испытывал учеников в Законе Божием, чтении, чистописании и арифметике. Дети отвечали хорошо. Слышно, что из Набулузского округа пошли на помощь туркам 3000 конных арабов, но на дороге встретили их друзы и бедуины и остановили. 12, Воскресенье. Базили пред полуднем приходил ко мне проститься. Он едет сегодня в Яффу и оттуда в Бейрут. По совету его, патриарх Кирилл свои секретные письма иди желания будет передавать мне для препровождения их в бейрутское консульство или в наше посольство в Константинополе. С острова Крита возвратился отец Нифон, трудившийся в Набулузе и поведал мне: 1 . Митрополит там – Дионисий. 2 . Святогробский метох в тамошнем городе Ираклии имеет 6000 масличных дерев, а церкви в нем нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

350 Вопреки иронии Базили, «чудеса», которые сулил Патриарх Кирилл, были им в Иерусалиме осуществлены, отчасти с помощью начальника Русской Духовной Миссии архимандрита Порфирия (Успенского) : и Богословская школа в Крестном монастыре, и типография, печатавшая книги на греческом и арабском языках, и больница (в том числе для русских паломников) – были открыты в 1852–1853 гг. 351 Базили имеет в виду султанский фирман о восстановлении статус-кво и прав греческого духовенства в храме Гроба Господня, в Гефсимании и Вифлееме, который, под нажимом западной дипломатии, фактически так и не был введен в действие турецкими властями. См.: Якушев М. И. Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны//Православный Палестинский сборник. Вып. 100. М., 2003. С. 245–287; Мельникова Л. В. Святые места в центре Восточного вопроса: церковно-политический фактор как одна из причин Крымской войны//Отечественная история. 2008. 6. С. 61–75. 352 Имеется в виду митрополит Петро-Аравийский Мелетий (см. выше примеч. 336). В дополнение к сдержанно отрицательным отзывам Базили приведем другую оценку, содержавшуюся в некрологе о нем архимандрита Антонина: «Когда не было в Иерусалиме ни Миссии русской, ни консульства, преосвященный Мелетий, можно сказать, был все для русских. Да вознесется о нем благодарная молитва к престолу Судии и Ведца человеческих совершенств и недостатков от всех пределов любимой им России» ( Антонин (Капустин) , архимандрит. Из Иерусалима. Статьи, очерки, корреспонденции. 1866–1891. М., 2010. С. 372). 353 Речь идет о развалинах церкви Николая Чудотворца в Мирах Ликийских, которые А.Н. Муравьев посетил во время второго своего паломничества на Восток в 1850 г. По возвращении в Россию писатель, по благословению митрополита Филарета, приступил к сбору пожертвований на приобретение участка и восстановление храма. В 1852 г. был получен султанский фирман на строительство, однако, в связи с началом Крымской войны, церковь в Мирах Ликийских была освящена лишь в 1861 году. Подробнее см.: Лисовой Н.Н. Русской духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX – начале XX в. М., 2006. С. 271–277 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Вы поручили мне обдумать, осмотреть все на месте и писать Вам мое мнение – и потому без всяких дипломатических изворотов, прямо, смело и откровенно говорю Вам, что приведение в исполнение мысли о Крестном монастыре будет вредно во всех отношениях; возьмите еще в соображение, что на случай войны с турками или с пашою – то и греческое духовенство в Иерусалиме потерпит чрез наших, и наш монастырь подвергнется конфискации. Женский монастырь, напротив, не будет в виду и ни в каком случае не наведет больших хлопот ни на миссию нашу, ни на Св. Синод, и больших издержек не потребуется. Простите мою смелую откровенность и позвольте мне продолжать ее в переписке с Вами по подобным предметам. Может быть, Вашу мысль удобнее привесть в исполнение на Афонской горе, где есть уже что-то вроде русского монастыря и где нет тех элементов раздора, какие существуют в Иерусалиме 32 . Примите повторительное уверение в совершенном почтении и преданности, с которыми имею честь быть Вашим, милостивый государь, покорным слугою. ОР РГБ, ф. 188, картон 4, ед. хр. 30, л. 5–6 об. 4. О монастырях, назначенных в Иерусалиме для помещения поклонников. Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К.В. Нессельроде. С.-Петербург 30 апреля 1840 г. Подлинник Резолюция императора Николая I: «Исполнить». При отправлении отсюда вновь назначенного в Палестину консулом коллежского секретаря Базили, вменено ему было в непременную обязанность собрать самые достоверные сведения о положении подданных Империи, ежегодно приходящих на поклонение святым местам. Во исполнение сего, консул Базили немедленно по прибытии к своему посту отправился в Иерусалим и нашел там довольно значительное число поклонников наших. Все они помещены были, без различия пола, в отведенном для сего греческим духовенством монастыре святого Феодора, платили за то весьма умеренную цену, а неимущие получали не только квартиру, но и содержание безденежно. Заботясь таким образом о доставлении богомольцам нашим пристанища, старшины православного духовенства в Иерусалиме 33 не имели ни власти, ни довольно твердости для соблюдения между ними, в отсутствие консула нашего, порядка и благочиния. Поклонники, живя все вместе, нередко позабывали благочестивую цель совершенного ими пути и поведением своим подавали повод к соблазну и помрачению имени русского, тем более что к ним присоединялись люди без надлежащих видов, беглые солдаты и праздношатающиеся. По личному убеждению и объяснениям греческого духовенства, консул Базили утвердился в мысли, что существенною причиною происходивших беспорядков было помещение всех вообще поклонников в одном и том же монастыре и неимение за ними надлежащего надзора.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Из иностранного дипломатического корпуса присутствовал лишь французский консул Ботта с сотрудниками вверенного ему учреждения, которые уселись по одну сторону с Латинским патриархом Валергой. Два часа длилось угощение присутствующих, сопровождавшееся коллективным курением трубок турецкими чиновниками во главе с Афиф-беем. Затем комиссар, стоя перед Кувуклией, произнес пятиминутную речь, в которой объявил о повелении султана отремонтировать купол за свой счет. При этом было подчеркнуто, что в ходе работы инженера ему будут помогать представители от трех патриархатов: Греческого, Армянского и Латинского, а на подготовленном для Порты плане купола должны будут также поставить свои подписи представители сиро-яковитской и абиссинской религиозных общин города. В донесении на имя А.П.Озерова К. М. Базили (получившего эту информацию из уст патриарха Кирилла и не присутствовавшего со своими коллегами на этом заседании городского совета. – М. Я.) особо заострил внимание на факте осквернения главной христианской святыни султанским эмиссаром при молчаливом участии французского консула и трех патриархов, предложив управляющему русской Миссией выступить перед Портой с требованием запретить мусульманам курение в христианских Святых местах. По свидетельству К. М. Базили, на другом заседании в «пещере Гробницы Богородицы в Гефсимании все прошло так же, как и в Храме Воскресения Христова, с той лишь разницей, что на нем обошлось уже без курения трубок. Долго подавались кофе и шербет. Когда же Турецкая прислуга занесла в Святую Пещеру трубки, то Паша заметил, что место сие является святым и для Мусульман и не позволил там курить» . В точности исполняя инструкции, К. М. Базили, все еще надеявшийся как-то поправить дело, настойчиво пытался убедить комиссара и губернатора в необходимости огласить хатт-и шариф. При этом он делал особый упор на необходимости исполнения султанского указа, поскольку документ напрямую затрагивал отношения между двумя монархами – османским и российским, и касался данного Абдул Меджидом Николаю I обещания сохранить статус-кво.

http://pravoslavie.ru/5226.html

NB. Это невозможно. Ибо, по решению четырех держав, на Ливане должен быть один правитель. б. Нынешний правитель эмир Хайдар, родом друз, верно римско-католик, не любим на Ливане. в. Он отменно любит игумена Ильияского монастыря о. Макария за то, что сей укрыл и спас от преследования Ибрагима-паши египетского жену и детей его тогда, когда сам он (эмир Хайдар) содержался в Акре под присмотром. Помня благодеяние о. Макария, он теперь уважает и исполняет его просьбы за христиан. NB. О. Макарий есть неутомимый ходатай за православных и в существе правитель их. В бытность мою в монастыре он избавил от смерти одного православного юношу, которого марониты хотели убить за то, что он дерзнул любить маронитку и быть любимым ею. Я видел этого молодца. О. Макарий укрыл его в своем монастыре и успел обработать дело так, что эмир Хайдар признал его невинным; ибо не он де а другой любился с марониткою. в. Некто Филиппидис, учитель греческого языка в православном училище в Бейруте, рекомендованный митрополиту нашим консулом Базили, был католиком, потом сделался протестантом, наконец опять принял православие; женат на армянке; детей своих воспитывает в школе американских миссионеров; получая жалованье от митрополита, тайно содержится сими миссионерами, которые подослали его в православное училище для поколебания веры в православном юношества. Хорош гусь! Разноперый! Митрополит намерен удалить его. NB. Я, с своей стороны, просил митрополита удалить волка в овечьей коже из стада Христова. г. О. Макарий рассказал мне историю эмира Бешира. Не хочется излагать ее. Лень! Консул Базили, между прочим, говорил, что – 1. эмир Хайдар не имеет друзей на Ливана и просит у Порты увеличения числа военной стражи своей и, особенно, удаления эмир-Бешира из Константинополя в какую-либо отдаленную провинцию Европы, откуда ему трудно будет бунтовать жителей Ливана. – 2. Маронитские монахи взбунтовались против своего патриарха в монастыре Св. Антония. – 3. В селении Захле староста есть православный христианин. Тамошний епископ униатский старается удалить его от сей должности и избрать старосту из своих униатов. Но консул Базили поддерживает и будет поддерживать его до последней возможности.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

После вечерни посетил меня блаженнейший Кирилл вместе с петроаравийским митрополитом Мелетием, с архимандритом Никифором и с драгоманом. Камилавка его была накрыта черным клобуком, а на груди висел турецкий орден Османие. Пришел к нам и консул Базили и на ухо сказал мне, что патриарх готов отдать мне монастырь Архангельский и что ему дан консульский совет отобрать мнения от синодальных архиереев поодиночке о моем помещении в этом монастыре. Затем гостями говорено было вот что. Надобно издерживать ежегодно 160 000 пиастров на поддержание православия в епархиях Назаретской и Птолемаидской и купить место для училища подле церкви в Назарете. Патриарх Кирилл издержал 90 000 пиастров во время посещения церквей в Палестине. Латины хотят строить церковь в Бетжале и от местных христиан выхлопотали ложное свидетельство о существовании католического храма в их селе. Патриарх Кирилл предлагал в заточение сослать ложных свидетелей, но консул Базили отсоветовал ему сию меру, ставя на вид опасность перехода бетжальцев в унию, и предложил писать об этом деле в Константинополь и там просить защиты у Порты, присовокупивши, что и наш посланник уже предуведомлен им об этом. День 20-й, Пятница. В половине девятого часа пополуночи поздравляли меня с приездом иерусалимо-арабские священники. Я дал им 200 пиастров (10 р. сер.). Была у меня надобность переговорить кое о чем с консулом Базили. Она завела меня к нему и задержала у него до 12-го часа. А советовался я с ним о пересылке моих писем и отчетов в Петербург и о доставлении мне денег на содержание вверенной мне миссии, о приискании грека и араба для ежедневного разговора с нами по-гречески и по-арабски, о обстоятельственном вовлечении меня в дела Палестинской церкви. Решено: всю переписку мою пересылать через наши консульства; присылки денег ждать из нашего посольства; грека и араба приискать не в Иерусалиме, а в других местах, в избежание наушничества на нас отцам святогробским; в дела местной церкви вмешиваться лишь тогда, когда Патриарх и Синод его пригласят меня к сему. Затем консул поведал мне, что постановлено взимать с молдавских монастырей 25 000 000] голландских червонцев на нужды правительства, да 5 000 в пользу вселенского патриаршего престола.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Чтобы «подстраховать» получение нужного илама Афиф-бей собрал у себя дома местных эфенди, чья продажность, по словам К. М. Базили, «могла сравниться лишь со страхом перед именем турецким» . На этой закрытой встрече он заявил иерусалимскому чиновничеству, что «Греческий Патриарх был полностью удовлетворен всем, что было исполнено в Иерусалиме» . Именно такая формулировка и появилась в выданном городским судом иламе. С другой стороны, комиссар имел весьма неприятный разговор с губернатором, сделав ему выговор за то, что тот принял и дал ход письменному протесту патриарха Кирилла . Вместе с тем, перед поспешным убытием из Иерусалима Афиф-бей попросил Хафиз-пашу принять надлежащие меры по недопущению католических нововведений в Вифлеемском храме. Когда же на католическое Рождество 25 декабря 1852 г. патриарх Валерга, несмотря на недовольство французского консула, попытался было осуществить свой торжественный вход в базилику Рождества через главные ворота с молитвами на латыни, песнопениями и развешиванием католического убранства на внутренней колоннаде собора, на его пути встали специально прибывшие туда губернатор Иерусалима и начальник городской полиции . Недовольная католическая процессия была вынуждена молча проследовать через боковую дверь православного храма в свой католический монастырь (Приложение, документ 1. – М. Я.). Патриарх Кирилл пригрозил, что не оставит так это вопиющее нарушение высочайшего повеления султана, а затем отплыл из Яффы в Константинополь протестовать перед Портой . Несмотря на опасность быть скомпрометированным османскими властями , по пути в столицу в Бейруте Предстоятель Иерусалимской церкви (которого К. М. Базили в донесении А. П. Озерову даже назвал «своим духовником») решил сделать краткую остановку в доме российского генерального консула. Делясь неутешительными вестями из Иерусалима, патриарх также подтвердил подозрения К. М. Базили относительно двойной игры в Святоместном деле армянского духовенства, «с удовольствием взиравшего на попрание прав Греков» .

http://pravoslavie.ru/5226.html

16, Вторник. На днях прибыли сюда христиане из Сцалта и хотели видеть своего нового владыку ( τον Φιλαδελφα). Но он не принял их. Они, рассердившись, уехали домой. Один из них остался здесь и сказал: «Слыханное ли дело, чтобы пастух не видел своей овцы или отец сына? Я поймаю этого епископа и непременно увижу его». Утром я был у патриарха Кирилла и благодарил его сердечно за выбранное место для дома и за предполагаемое устройство его. В десятом часу был у меня старый и седой священник из Лидды отец Иаков и поведал, что паства его состоит из 400 душ (в этом числе все и старые, и малые обоего пола, а платящих харадж, – подать, душ 70). Я дал ему рубль серебром и показал материю на ризу, подризник и пр., кои намерен изготовить для Лиддской церкви. Сегодня собирался синод у иерусалимского патриарха. Разсуждали о том, чтобы наших поклонниц перевесть из Екатерининской обители в Феодоровский монастырь, а поклонников из сего монастыря в Архангельский, и что нужно и должно построить новый дом для русского духовенства. Консул Базили предлагал патриарху заказать в Англии железный купол над Гробом Господнем. Об этом говорил мне патриарх, присовокупив, что он будет предлагать Порте покрыть купол медью, и что издержки такой крыши он берет на себя. По словам консула, когда государь наш прочел дело о гареме над Гробом Господним и рассмотрел представленные мною рисунки зданий на крыше Святогробского храма (рисунки делал студент Петр Соловьев), сказал: у турков я ничего не прошу, а денег не щажу; пусть наймут этот гарем и прочие при нем здания. Вследствие сего разрешено было генеральному консулу Базили нанять все эти здания даже за 2000 руб. сер., как он говорит. Но Алемиды, соглашаясь на это, просили консула, чтобы визирь дозволил им отдать их в найм. Посольство же наше не захотело просить сего у визиря. Консул Базили объявил мне, что илиопольский митрополигь Неофит, пребывающий в Москве, положил в опекунский совет 100000 руб. ассигнациями, и что проценты с них в первый раз, по определению синода, высланы ему, консулу, для передачи в Дамаск – патриарху, но с тем, чтобы консул (совместно с патриархом) давал ежегодно отчет в употреблении сих процентов.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010