В начале Первой мировой войны он был сотрудником, а в 1917 году – директором дипломатической канцелярии при Ставке Верховного главнокомандующего. Во время Февральской революции Базили участвовал в составлении акта об отречении Николая II от престола. С июля 1917 года – был поверенным в делах в русском посольстве в Париже. После большевистского переворота эмигрировал во Францию. В 1919 году принимал участие в создании и деятельности Русского политического совещания. В 1922–1939 годы занимался банковской деятельностью, имел в Париже собственный офис. Был членом временного Комитета по организации Русского литературного архива в Тургеневской библиотеке (1938), оказал библиотеке активную поддержку в получении нового помещения (13, rue de la Bûcherie, 5-е). Собирал материалы по истории и культуре России. Опубликовал книгу «Россия под советской властью» (Париж, 1937), за которую (в переводе на французский язык, 1938) был удостоен премии Французской академии наук. В Англии была выпущена его книга по экономике: «Двадцать лет Советской власти», о первых годах социализма. Последние годы он работал над мемуарами «Дипломат российской империи» (вышли посмертно на английском языке в 1973 году). В начале 30-х годов Базили задумал выпустить том по истории России. Скорее всего, он был рассчитан на западную аудиторию, поэтому Базили просил авторов быть предельно краткими. Публикуемые статьи Федотова напоминают конспекты. По каким-то причинам проект не был реализован, но среди бумаг Базили, переданных после его смерти в 1965 году в архив Гуверовского института войны, революции и мира Стэнфордского университета (N. A. Bazili papers, 65017, box 14, folder 8), сохранились машинописные тексты под названием «Культура», « Церковь » и «Русская наука», созданные Федотовым. В них рукой автора был внесен ряд дополнений, которые должны были служить сжатым выражением основной идеи, заключенной в том или ином разделе. Национальная культура есть синтез разнообразных влияний Невозможно найти формулу, покрывающую своеобразие характера и культуры народа. Но это своеобразие несомненный факт. Всякая национальная культура есть единство, которое не может быть смешано ни с каким иным. Правда, это единство не замкнутое и не неподвижное, но раскрывающееся в многообразии и в развитии. Множество влияний перерабатывается в том тигле, которым является сильный национальный организм. И не один, а несколько типов образуют, в своем взаимодействии, это сверхличное единство. Поэтому противоречивые суждения иностранцев о национальном характере народа оказываются обыкновенно одинаково верными и одинаково односторонними.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Абу-Селямцы просят моего ходатайства пред патриархом, чтобы он определил Михаила писцом. Вчера был пир у герондиссы камараша Евфросинии (лет менее 40). Многие монахи и монахини и даже наш привратник приходили поздравлять ее с днем ангела. Слышно, что она недовольна камарашем за то, что он учащает учительницу в девичьей школе. В городе говорят, что бедуины ограбили Тивериаду и взяли все имущество у мусульман, евреев и христиан. 27, Суббота. Утром я был у патриарха и испросил у него благословение изготовить церковное облачение для священника в Лидде. Он благословил, но велел препроводить ризы чрез рамльского игумена Стефана. Я согласился и, покончив это дело, просил его определить учителем в Лидду молодого араба Георгия Даду, который находится в услужении у греческого лекаря. Патриарх согласился и велел архимандриту Герасиму позвать его. Хорошо все строится! Был я у консула Базили. Он объявил мне, что предлагал патриарху сделать меня ефором еллино-арабского училища в Крестном монастыре. А я отвечал: «С удовольствием возьмусь за это знакомое и приятное мне дело». По словам Базили, Афив-бею еще не прислана сюда инструкция о Св. местах. А Озеров писал, что она будет выслана ему еще в Египет. В Сен-Жан-д’Акре жизненные припасы вздорожали потому, что требуют их в Хауран на содержание войска, по случаю войны с друзами. Подвозу в Акру нет от страха. Из Набулуса требуются 700 верблюдов для перевоза провизии в Хауран и 2000 всадников. Видно, друзы, живущие в горном околотке Леджа, не шутят. С ними заодно бедуины. 28, Воскресение. Патриарх, консул Базили и я, – мы обозревали вновь строющееся училище в Крестном монастыре. А до обозрения, патриарх пригласил меня быть ефором сего училища, говоря: «Я знаю, что вы любите Всесвятый Гроб Господень и меня, и по тому прошу вас, примите на себя обязанность попечителя училищ». Я согласился, и при обозрении училища предложил устроить ванну при больнице и залу для экзаменов. Патриарх сказал: «Хорошо». Обедали у консула Базили. После обеда патриарх долго сидел с нами и разговаривал. Записываю слова его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики России накануне Крымской войны.Часть 2 Михаил Якушев В 1847 г. в Вифлееме произошло событие, резко обострившее взаимоотношения между всеми христианскими церквами и исповеданиями в Палестине. В донесении К.М. Базили посланнику В.П. Титову генеральный консул сообщил, что 19 октября 1847 г. в Вифлееме вооруженные камнями и палками францисканцы напали на православного епископа и следовавшего с ним монастырского врача. Потерпевшие попытались укрыться в Базилике Рождества, где в то время армянское духовенство проводило вечерю. В храме было также много католиков, которые набросились не только на православного епископа, но и на армян. В результате этого нападения на православный храм и учиненного в нем погрома, по сообщению К.М. Базили, из принадлежащей грекам и армянам пещеры Рождественского собора (Святых яслей Вертепа Рождества. – М.Я.) была похищена Серебряная звезда, указывавшая место Рождества Христова. Она принадлежала грекам, подтверждая их право на обладание этим местом. Кроме того, из Вертепа была вынесена греческая лампада, а также два серебряных подсвечника из греческого алтаря над Вертепом. Вечером того же дня, когда греки и армяне совместно предпринятым демаршем представили свои жалобы губернатору Иерусалима, то у него они застали драгомана (переводчика. – М. Я.) латинского монастыря, опередившего их с вручением протеста от имени католического духовенства. В ходе судебных разбирательств дела католикам активно содействовал французский консул, поддержавший их обвинения в адрес православного духовенства [ 1 ]. Тем не менее, К. М. Базили не сомневался, что похищение звезды стало делом рук католиков, вознамерившихся завладеть православными алтарями греков и армян в Вертепе и постепенно узурпировать права на звезду. А для этого им было необходимо добиться сначала права на возобновление (т. е. восстановление – М.Я.) ее украшения (ornement) [ 2 ], нуждавшееся в реставрации. Теперь после «пропажи» Серебряной звезды с греческого алтаря католики стали проявлять повышенную активность. Энергично обозначая «обеспокоенность» Парижа по поводу этого инцидента и стремление к сотрудничеству с османскими властями, католическому духовенству удалось убедить набожную французскую королеву (Амелию – М.Я.) послать в посольство Франции в Константинополе в виде подарка дубликат звезды, гораздо более дорогой, чем пропавшая оригинальная. Что же касается виновника похищения, то он так и не был официально установлен и найден. Однако, по сообщению К.М. Базили, даже тогдашний губернатор Иерусалима Мехмет-паша, известный своими симпатиями в отношении Франции, был убежден в том, что именно сами латиняне сняли звезду. Поэтому он пообещал французскому консулу, что проведет собственное расследование и отыщет звезду при условии, что в ходе следствия не будет никакого иностранного вмешательства [ 3 ].

http://pravoslavie.ru/5224.html

30 марта 1851 г. новый патриарх прибыл в Дамаск. Как только дамасские христиане узнали, что все деньги, оставшиеся от предшественника, И., по его словам, израсходовал на выборы, они в знак протеста разобрали крышу недостроенной патриаршей церкви. Когда прибывший из Бейрута Базили пытался усмирить их именем рус. императора, ему было сказано, что рус. денег в Дамаске и не видели, т. к. все они поступают на нужды патриарха (Там же. С. 119). В сент. 1851 г. И. воспользовался отсутствием патриарха Кирилла и отправился в Иерусалим под предлогом свидания со своим воспитателем, старцем Анфимом, а в действительности желая узнать, есть ли у него шанс вернуть Иерусалимский престол. Но уже через неделю он под давлением архим. Порфирия и генконсула Базили был вынужден покинуть Св. град и вернуться в Сирию. В этот период АПЦ остро нуждалась в грамотном духовенстве. Но в то время как католич. и протестант. иерархи возводили церкви и основывали мон-ри, становившиеся впосл. учебно-просветительными центрами, И. медлил, хотя средства были ему предоставлены. Как известно из писем Базили от мая-июня 1852 г., Иерусалимский патриарх начал выдавать по 30 тыс. пиастров ежегодно на уч-ща в Антиохийских епархиях, а по разрешению Святейшего Синода РПЦ было доставлено более 4 тыс. р. серебром - проценты с капитала, собранного Илиупольским митр. Неофитом (Переписка К. М. Базили и А. Н. Муравьева. С. 89-91). Патриарх был непопулярен у араб. паствы, с первых же месяцев обвинявшей его в пренебрежении к нуждам арабов, в аморальном поведении и присвоении рус. милостыни, к-рая бесконтрольно использовалась им для личного обогащения. Последнего И. не скрывал - по словам архим. Порфирия, в сент. 1851 г. И. ему «исповедался, что принял Антиохийский Престол единственно в чаянии пособий из Москвы» ( Порфирий (Успенский). 1896. С. 143). Сер. XIX в. стала временем кризиса архаичной османской экономики. Разорение мусульм. ремесленников и торговцев происходило на фоне процветания христ. «среднего класса», выступавшего посредником западных кампаний.

http://pravenc.ru/text/293750.html

10, Понедельник. Деньги, собранные Адлербергом на сооружение церкви в Караке за Иорданом, по представлению г. Базили и по решению Св. синода, положены в банк с тем, чтобы ростами с них содержать училище, проповедника и причт сей церкви. Из них высланы на постройку её 4 000 руб. серебром. Но петро-аравийский митрополит Мелетий, в епархии которого состоит сия церковь , издержал на нее гораздо более и упрашивает г. Базили исходатайствовать высылку всех собранных Адлербергом денег. Консул, опираясь на решение Синода, отказывает ему в просьбе. Митрополит гневается. Кроме помянутой суммы г-жа Бекетова прислала в наше бейрутское консульство 1600 руб. на постройку той же церкви. Но эти деньги до времени удержаны там. Все это записано со слов Базили. 11, Вторник. Утром он приходил проститься со мною и между прочим поведал, что Иерусалимский патриарх Кирилл отвечал ему на письмо его по делу о запрещении латинскому патриарху Валерге сделать нововведения на Св. местах, и отвечал в выражениях неприличных и даже грубых, напр.: нужды Св. Гроба изъясняются не консулу, а государю, яко покровителю и защитнику Св. мест, и потому консул обязан представлять их в том виде, в каком они изложены, а не давать советы патриарху, как он должен писать прошения или письма. – Как прикажете ладить с такими людьми? – сказал Базили. – Я не отправил к посланнику письма патриаршего, дабы он не огорчился визгливым тоном оного, дающим чувствовать, что одни греки правы, а латины виноваты, и что Иерусалимский престол будто не довольно защищен нами. Расчет заставил меня отписать патриарху, что ради успеха самого дела нельзя было отправить его просьбы к посланнику. Я советовал ему писать впредь скромнее, а он плюет в лицо. Ради Бога и Св. Гроба посоветуйте ему, чтобы он приказал своим писцам сочинять просьбы и письма подельнее и скромнее. Его блаженство отвечал мне, что есть множество доказательств справедливости требований православного духовенства и неправоты латин. А я знаю, что наши кругом виноваты, напр.: они похитили серебряную звезду в священной пещере Вифлеемской и свалили вину на францискан. Возможно ли же всегда потворствовать им? Ужели русский консул должен быть так же бессовестен, как и они? О, когда я приеду в Иерусалим, поисповедаю его блаженство как следует. Когда оказалось известным, что деньги, собранные на Каракскую церковь , положены в банк, тогда стали валиться новые своды её.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Скоро оказалось, что храмов значительно больше, чем мощей. И ко второй половине IV —V веку мощи стали разделять. Части мощей могли храниться и в криптах. «Идея того, что Престол должен стоять на мощах и освящается вложением мощей, постиконоборческая, — говорит Никита Гайдуков. — Иконоборцы выступали против почитания не только икон, но и реликвий. В ответ на иконоборчество за мощами закрепляются два места в храме: Престол и крипта. Если мощи неразделенные, то их хранили в саркофагах в крипте под Престолом. Иногда под Престолом устраивалась имитация крипты — небольшое крестообразное углубление, куда при освящении вкладывался ковчежец с мощами. Небольшие частицы мощей вкладывали в специальное отверстие с восточной стороны Престола». Но жесткой связки «крипта — мощи мученика» нет. «Бывают крипты — просто подземные помещения для индивидуальных молитв, — говорит Никита Гайдуков. — Такое обычно встречается в монастырях — какой-нибудь подвижник выкапывал себе под кельей или под храмом место, где он мог спокойно молиться. Иногда в криптах устраиваются храмы, как, например, в храме Троицы в Никитниках (Москва). Там служба идет в крипте, которая предназначалась для погребения уже не мученика, а просто ктитора (попечителя) храма — купца Никитникова».  Где увидеть крипту? «Крипта в греческих храмах обычно располагается под алтарем. В русских храмах, если крипта и находится под всей площадью (как в Богоявленском соборе в Коломне, в котором при реставрации мы обнаружили крипту с захоронением первого игумена Григория), сами захоронения находятся под алтарем. Помещение крипты создает определенное отрешенное настроение: столбы огромного размера, поскольку это фундамент, тяжелые своды, толстые стены, мало света», — рассказывает архитектор Андрей Анисимов. Никакого особенного оформления в криптах обычно нет, хотя у каждой есть свои черты. «Например, в одной из известнейших крипт — в Бари (Италия) мощи святителя Николая находятся под сенью, навесом, — объясняет архитектор Андрей Анисимов. — Обычно вход в крипту никак не акцентируется — это небольшая дверка. А в Новоспасском монастыре, в усыпальнице бояр Романовых (она находится в крипте), входной портал вынесен на улицу и украшен майоликой. В московском Сретенском монастыре недавно сделали крипту, в которую были помещены огромные слайды в натуральную величину Туринской плащаницы. Особенность этой крипты в том, что там сделали Престол. Обычно в крипте для службы ничего не предусмотрено: ни алтаря, ни Престола».

http://pravmir.ru/tajnik-v-xrame/

Центральный и 2 боковых иконостаса в капеллах Сан-Пьетро и Сан-Клементе (оба кон. XIII в., в готическом стиле) - произведения братьев Якобелло и Пьерпаоло далле Мазенье. Алтарная преграда главного алтаря из темно-красного веронского мрамора увенчана большим Распятием, по сторонам которого установлены статуи 12 апостолов, Пресв. Богородицы и ап. Марка. Алтари св. Павла и св. Иакова в северной и южной частях трансепта, по сторонам амвонов, устроены в пандан друг к другу; они имеют аналогичные форму, размер и местоположение в пространстве базилики. Статуи святых помещены на престолах, в нишах ренессансных табернаклей. Они стилистически отличаются: статуя св. Петра выполнена позже статуи св. Иакова. Оба алтаря заказаны венецианским дожем Кристофоро Моро (1462-1471) и являются произведениями скульптора Антонио Риццо, работавшего в Венеции в XV-XVI вв. Самые поздние по времени скульптурные работы внутри базилики проведены Сансовино (1527-1570). Это двери ризницы, дверца алтаря Св. Даров за Пала д " Оро, статуи 4 евангелистов на балюстраде алтарной преграды главного престола, рельефы с историей ап. Марка, украшающие 2 маленькие певницы (cantorie) по сторонам иконостаса. Крипта базилики ап. Марка Крипта базилики расположена под центральной и боковыми частями алтаря (капеллами Сан-Пьетро и Сан-Клементе). В нее можно спуститься по 2 лестницам, расположенным по сторонам центрального алтаря. Крипта представляет собой древнейшую часть базилики. Неизвестно, было ли это помещение криптой уже во время существования 1-й базилики или являлось 1-й церковью, построенной, чтобы вместить мощи ап. Марка, привезенные в 828 г. Второе предположение в настоящее время считается историками более вероятным. Покоившиеся здесь с 8 окт. 1094 г. мощи ап. Марка в 1835 г. были перенесены в центральную апсиду под совр. престол. На центральном своде крипты непосредственно над гробницей святого и в парусах сохранились фрагменты фресковой росписи с изображениями 4 неизвестных святых, по сторонам центрального образа Божией Матери с Младенцем. Эта живопись не имеет точной атрибуции, чаще всего ее относят к XV в. С левой стороны в алтаре помещен мраморный рельеф «Богоматерь с Младенцем и со святыми Петром, Марком, Екатериной и Урсулой» (1494), находившийся на главном престоле. Это вкладной алтарный образ братства Масколи (основано в 1222), к-рое собиралось здесь для совместной молитвы до тех пор, пока в 80-х гг. XVI в. крипта не была закрыта из-за ее затопления во время наводнения. Проблема подтопления крипты оставалась нерешенной несколько веков и была частично снята после работ, проведенных в XIX в. В 90-х гг. XX в. в крипте была выполнена гидроизоляция.

http://pravenc.ru/text/2562278.html

Главных корпусов в скиту два: для приезжающих из монастыря властей и для трапезной. Тут же устроен большой храм во имя Всех преподобных Афонских, освященный в 1883 году сербским митрополитом Михаилом. Пустынники жили в различных келлиях и каливах, разбросанных на большое расстояние, по одному или по двое. В храм все собирались в воскресные и праздничные дни, остальное время жили и молились затворнически. Монастырь присылал им полностью продовольствие. Управлялся скит экономом, поставленным от монастыря. Монастырь Зограф (общежительный) Он расположен в ложбине, на западной стороне Афона, в получасовом расстоянии от моря. Монастырь основали в XI веке три родных брата из Болгарии, происходившие из царского рода. По прибытии на Афон они сначала поселились на трех столбах недалеко друг от друга. Затем построили небольшую церковь , но, не зная, кому ее посвятить, они обратились с молитвой к Богу, прося Его указать имя святого. Они приготовили доску для иконы и провели ночь в молитве. Когда на другой день они вошли в церковь , то увидели на доске образ св. вмч. Георгия Победоносца. Обрадованные столь явным благоволением Господа, они устроили монастырь в честь св. вмч. Георгия и назвали его «Зограф», или «Живописный». По этому поводу сохранилось следующее предание, рассказанное игуменом Фануилевой обители, находившейся в Лидде Палестинской – родине св. вмч. Георгия Победоносца. На Палестину напали варвары, и, когда они подошли к обители, чтобы ее разграбить, икона св. вмч. Георгия отделилась на глазах у всей братии, поднялась с места и скрылась неизвестно куда. Огорченная братия пала ниц и стала молиться Богу, чтобы Он открыл, куда удалилась икона. Св. Георгий явился в видении игумену и сказал ему: «Не печальтесь обо мне: я нашел себе храм в жребии Божией Матери – на Афоне. Если угодно вам, то спешите туда, ибо гнев Божий готов разразиться над Палестиной». Вследствие этого вся братия монастыря переселилась на Афон, где и нашла лик св. вмч. Георгия, но уже на новой доске. При колонне правого клироса находится та икона св. вмч. Георгия, которая написалась чудесным образом. От времени живопись ее стала темна. На такой же колонне, с левой стороны, стоит другая икона св. вмч. Георгия, приплывшая по морским волнам из Аравии и остановившаяся у пристани Ватопедского монастыря. Так как все афонские обители желали иметь икону у себя, то, по общему решению, возложили ее на дикого мула и пустили его на волю. Мул по афонским дебрям и горам пришел в Зографский монастырь и против него на холме остановился. Зографцы приняли икону, а на том месте, где остановился мул, устроили небольшую келлию во имя св. вмч. Георгия. Есть в монастыре третья чудотворная икона св. вмч. Георгия, о которой сохранилось также свое предание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На территории Н. е. находились такие монастыри и церкви, как обители пуст. Гареджи, Ниноцминда, Уджарма, Патардзеули, Бочорма, Кацарети , Уриатубани, Санагире, Веджини, Вачнадзиани , Карданахи, Зегаани, Череми и др. Духовную и культурно-просветительскую деятельность здесь вели преподобные Давид и Лукиан Гареджийские , прп. Додо Гареджийский , св. Саломея Уджармская , св. Перожавра Сивнийская , свт. Арсений Ниноцминдский и др. На сегодняшний день в Сагареджойско-Ниноцминдской епархии действуют 3 мон-ря: мужской Патардзеули во имя Пресв. Богородицы (настоятель - игум. Иаков (Авалишвили), подвизаются 4 монаха), женский Кацарети во имя Св. Троицы (7 монахинь, послушница), женский Ниноцминда во имя св. Нины (настоятель - еп. Сагареджойский и Ниноцминдский Лука (Ломидзе), подвизаются 4 монахини, 2 послушницы) и ок. 60 церквей: 11 в г. Сагареджо (Успения Пресв. Богородицы, Рождества Пресв. Богородицы, 2 во имя прп. Додо Гареджийского, 2 Пресв. Богородицы, Великомучеников, Твалтхеви во имя вмч. Георгия, прп. Шио Мгвимского, Лашари, апостолов Петра и Павла); 5 в с. Ниноцминда (прор. Илии, мч. Кириака, вмч. Георгия, Успения Пресв. Богородицы, Светицховели); 4 в с. Патардзеули (вмч. Георгия, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Шио Мгвимского, Рождества Пресв. Богородицы); 7 в г. Уджарма (Рождества Пресв. Богородицы, Джварпатиосани, Квирацховели (Всех святых), св. Иоанна Предтечи, св. Архангелов, вмч. Георгия, Дурглиаант) и церковь Джварпатиосани близ Уджармы; 4 в г. Хашми (Кацарети во имя Св. Троицы, Пресв. Богородицы, придворная церковь семьи Чолокашвили, св. Иоанна Предтечи); 4 в с. Антоки (2 вмч. Георгия, Пресв. Богородицы, мучеников Кирика и Иулитты); 3 в с. Бурдиани (св. Архангелов, вмч. Георгия, Пресв. Богородицы), 6 в с. Патардзеули (Пресв. Богородицы (Зевит-Убани), Квирацховели, Згуртиант-Гора, Копале, Хелис-Салоцави во имя вмч. Георгия, Унапкиант во имя вмч. Георгия), 2 в с. Чаилури (Пресв. Богородицы и вмц. Марины), а также церкви Рождества Пресв. Богородицы в селах Какабети, Тохлиаури, Удабно; Пресв. Богородицы в селах Отараани и Цкаростави; царицы св. Тамары в с. Русиани; базилика Сасадило; комплекс крепости Веранаант; церковь Цминда Квириас-Салоцави в с. Горана, церковь в с. Гомбори.

http://pravenc.ru/text/2577677.html

Краткое житие А. Ц. переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога. В XVI в. житие и память включены под 21 апр. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 90). Гимнография Память А. Ц. зафиксирована в Типиконе Великой церкви (IX-X вв.), Минологии имп. Василия (Х в.) и во мн. др. месяцесловах (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 117, 119). В греч. рукописи Х. в. (Ath. Vatop. 1104. F. 145-147) сохранился не вошедший в печатные Минеи канон 2-го гласа Феофана Начертанного А. Ц. (Ταμεον. Р. 189, N 72). В совр. богослужебной практике греч. и рус. Церквей отдельное последование А. Ц. не совершается. А. Ц. упоминается в бденной службе (см. Знаки праздников месяцеслова ) вмч. Георгию Победоносцу. В Минее (МП) помещен особый тропарь А. Ц. «          », в греч.- по 6-й песне канона на утрене выписан ямбический стих. Иконография В визант. и древнерус. искусстве наряду с единоличными изображениями А. Ц. представлена в нек-рых сюжетах жития вмч. Георгия Победоносца, осуждение Георгия; исповедание веры А. Ц. перед имп. Диоклетианом - в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (А. Ц. в хитоне и мафории); мученичество вмч. Георгия и А. Ц.- в настенном минологии нартекса ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг.; обращение А. Ц. в христианство вмч. Георгием - на житийной иконе вмч. Георгия, нач. XVI в. из Успенского собора г. Дмитрова (ЦМиАР). В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., А. Ц. упоминается в связи с усекновением главы вмч. Георгия: «Поодаль... царица Александра сидит на камне, мертвая; ангел приемлет ее душу» (Ч. 3. § 21. 9). В Большаковском иконописном подлиннике, XVIII в., об А. Ц. сказано: «Аки Екатерина, подобием такова». А. Ц. традиционно изображается в царском одеянии и венце поверх плата, часто с крестом в руке: среди святых жен в медальоне - в росписи Дионисия в ц. Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 1502 г.; с вмц.

http://pravenc.ru/text/64452.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010