Д. б., «одна из самых впечатляющих церквей Эгейского побережья» (Ibid. Р. 125), имеет длину более 55 м. 5-нефная, с нартексом, «она представляет тип базилики с трансептом в его лучшем, самом сложном и самом роскошном варианте» (Ibidem); о существовании атрия ничего не известно. Под средокрестием находится крипта, над нартексом, боковыми нефами, а также обходами рукавов трансепта устроены хоры; перекрытия деревянные. Интерьер базилики вмч. Димитрия Солунского Интерьер базилики вмч. Димитрия Солунского Ширина нартекса соответствует 3 средним нефам, вход в боковые - через порталы, центральный отделен от нартекса тройной аркадой - трибелоном. С запада нартекс имеет 2 входа, расположенные на оси средних боковых нефов. Центральный неф значительно выше боковых, от них и расположенных над ними галерей он отделен 2-ярусными аркадами и освещен рядами парных окон клерестория. Мраморные колонны этих аркад сгруппированы по 4 (в центре каждого из ярусов обеих аркад) и по 3 (слева и справа), группы отделены друг от друга массивными столбами; этот прием восходит к базилике кон. V в. (Ibid. Р. 474). Боковые нефы разделены аркадами с непрерывными рядами меньших колонн. Тройные аркады на колоннах отделяют центральный неф от нартекса и участка хор над ним, а рукава трансепта - от обходов с галереями над ними. Интерьер храма, пронизанный «прозрачными» аркадами, воспринимается как целостный и просторный. Колонны центрального нефа принадлежат предшествующей базилике и др. зданиям. Они разнотипны: т. н. феодосианские (широко распространившиеся в эпоху имп. Феодосия II (408-450), имеющие 2 ряда листьев аканфа тонкой резки и волюты вверху по углам); модификации коринфских капителей с 4 орлами и 4 бараньими головами; т. н. овеваемые ветром капители со спиралевидно закрученными листьями аканфа; т. н. складчатые капители с ажурными листьями по гладкой поверхности. Над капителями установлены импосты, украшенные крестами или розетками по гладким граням. Ионические капители верхних аркад - совр. повторения оригинальных образцов. Трибелон на колоннах зеленого фессалийского мрамора с феодосианскими капителями, украшенными листьями аканфа, виноградной лозой, головами животных и птицами, сохранил мраморную инкрустацию.

http://pravenc.ru/text/178245.html

Сохранились мозаики наружного оформления базилики. В обрамлении неск. окон в центре - в медальоне крест в окружении орнаментальных мотивов. Фрески В храме сохранились фрагменты фресок VIII-XV вв.: на вост. грани алтарного столпа под мозаикой - ростовая фигура неизвестной святой, возможно св. Анастасии из Сирмия; на зап. грани того же столпа под мозаикой - тронный образ Христа, на фреске надпись: «Иисус Христос Мироточивый»; в той же зоне на зап. и юж. выступах крещатого столпа - в рост вмч. Димитрий и неизвестная святая (св. Феодора Солунская (?), фреска плохой сохранности); в нише слева от алтаря - Деисус; на юж. стене - вмч. Димитрий в рост, в молении; там же - незначительные фрагменты композиции (разделена на 2 части позднейшими перестройками) с историческим сюжетом (надпись утрачена), возможно автократор Юстиниан II на белой лошади, в сопровождении свиты торжественно вступающий в Фессалонику после битвы при Клисуре (688-689), или имп. Василий II после завоевания Сирмия (1019). На 2-м столпе юж. колоннады центрального нефа - прп. Лука Стириот, основатель мон-ря Осиос Лукас; на 1-м столпе юж. колоннады центрального нефа (1360-1380) - св. Иоасаф с неизвестным святителем (Григорий Палама (?), Иоанн Кантакузин, принявший монашество с именем Иоасаф (?)); в нартексе - Распятие с предстоящими; на вост. стене, рядом со входом в парекклисион св. Евфимия, изображены конные великомученики Димитрий и Георгий. В XX в. было выполнено неск. мозаик (на столпах - ростовые фигуры Христа (работа П. Сарфатиса), Богородицы, вмч. Димитрия и др.), и в 1992 г. мастерской Пахомеев из Кареи расписано пространство алтаря (в конхе - Богоматерь Платитера и полуфигуры пророков, в простенках между окнами - св. отцы, на арке - «Благовещение» и пророки). Крипта базилики вмч. Димитрия Солунского расположенная под средокрестием, была открыта при раскопках после пожара 1917 г. Сооружение, связанное с почитаемым источником, было устроено в субструкциях рим. терм и предшествующих строений эллинистического времени. Оно трансформировалось по мере перестроек базилики, датировка его строительных периодов во мн. случаях затруднительна. Предполагается, что первоначально это был двор с колоннадой по периметру; источник находился в его зап. части, с востока же, где двор, возможно, был крытым, размещался вход. В связи с расширением храма в VII в. и строительством нового алтаря помещение было перекрыто сводами на 4 столбах, превратившись, т. о., в крипту; тогда же скорее всего была построена и существующая ныне апсида.

http://pravenc.ru/text/178245.html

Муравьеву 131. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 132. Письмо А.Н. Муравьева к консулу в Бейруте К.М. Базили 133. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 134. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 135. Письмо А.Н. Муравьева к консулу в Бейруте К.М. Базили 136. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 137. Письмо консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 138. Всеподданнейший доклад вице-канцлера графа К.В. Нессельроде 139. Определение Св. Синода 140. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 141. О помощи Сайданайскому женскому монастырю близ Дамаска. Из дневника архимандрита Порфирия (Успенского) 142. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 143. Письмо митрополита Московского Филарета к посланнику в Константинополе В.П. Титову 144. Расписание вклада в обители и церкви, с прошением поминовения о упокоении души раба Божия Давида и сродников 145. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 146. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 147. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 148. Письмо А.Н. Муравьева к игумену лавры Св. Саввы Освященного Иоасафу 149. Послание митрополита Амидского Макария к Св. Синоду 150. Письмо А.Н. Муравьева к генеральному консулу в Бейруте К.М. Базили 151. Из письма генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 152. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Иерусалимскому Кириллу 153. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 154. Грамата патриарха Иерусалимского Кирилла к А.Н. Муравьеву 155. Письмо генерального консула в Бейруте К.М. Базили к А.Н. Муравьеву 156. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 157. Письмо А.Н. Муравьева к патриарху Антиохийскому Иерофею 158. Донесение митрополита Московского Филарета обер-прокурору Св. Синода графу Н.А. Протасову 159. Предложение обер-прокурора графа Н.А. Протасова Св. Синоду 160.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Базили родился в 1809 г. в Константинополе в богатой греческой семье, принимавшей участие в освободительном движении Греции. С началом греческого восстания в 1821 г. отец Базили, чтобы избежать угрожавшей ему смертной казни, перебрался с семьёй в Одессу. Год спустя Константин Базили был принят в одно из при вилегированных учебных заведений России – Нежинскую Гимназию высших наук и лицей князя Г.А. Кушелева-Безбородко. Русские культурные ценности стали для Базили родными. «Судьбы Востока и личная моя судьба дали мне новое отечество – Россию» 123 , – писал он позднее. Базили, хорошо знавший среду, в которой вырос, и, в силу своего глубокого интереса, приобрётший многие познания о регионе, как нельзя лучше подходил для работы на Востоке. К моменту назначения его консулом в Бейрут им были уже написаны и опубликованы книги «Архипелаг и Греция», «Очерки Константинополя», «Босфор и новые очерки Константинополя», а также статьи «Стамбульские оригиналы», «Константинопольские библиотеки», «Коринф», в которых проявился его недюжинный литературный талант. Палестина 1840-х гг. стала для пытливого ума и исследовательской натуры Базили истинной находкой; так родился замысел новой книги: о системе государственного управления и экономике страны, об исторических корнях современных явлений, о моральном состоянии населения, обусловленном клубком религиозных столкновений и конфликтов, о древней культуре Православного Востока. Служебная деятельность генерального консула России давала Базили много возможностей для наблюдения текущего хода событий и участия в них; ему нередко «представлялись случаи облегчать судьбу христиан, бороться противу тиранских властей, противу фанатизма мусульманского и укрощать феодальные насилия и бесчинства» 124 . Новая книга Базили о Сирии и Палестине должна была, по замыслу автора, войти «в разряд материалов, которых изучение полезно при исследовании вопроса о судьбах Востока» 125 . К лету 1848 г. книга была завершена. В предисловии к ней Базили написал: «Не раз посчастливилось мне быть примирителем между враждующими племенами и спасать села и города. Считаю себя вправе упоминать об этом, потому что заслуги агента Великой державы на Востоке должны быть приписаны не личности его, но званию, кот о рым он облечён» 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Об этом сам он говорил мне сегодня. h) Так как секретарь синода Анфим завел делопроизводство на еллинском языке, то члены синода, не понимая силы его языка, подписывают бумаги, не зная, что в них содержится, или получив объяснение их от секретаря, которое дается, как ему угодно. i) Получен намек, что агент наш Марабути и консул Базили, оба природные греки, суть усердные слуги здешней патриархии, а не России. k) Бывший мирской учитель в патриархии не имел никакой веры, а он ученик из куручесмен училища. l) Здешние архиереи не ходили к нему на лекции. Апреля 26 , Середа. Около полудня приехал в Иерусалим генеральный консул Сирии и Палестины Базили. Вечером часов в 7 я посетил Базили и видел у него две бриллиантовых панагии, одну для армянского патриарха Захарии, и другую для наместника патриарха, преосвященного Кирилла. Кирилл получил этот монарший подарок, по представлению Базили, за устройство монастырей Феодоровского и Екатерининского для русских поклонников. «Я в душе уверен, – говорил мне Базили, – что Кирилл не стоит этой милости; но что делать? Надобно было приласкать его. А Мелетию я сказал сегодня, что и он получил бы подобный подарок, если бы лучше смотрел за нравственностью поклонников наших и выполнял бы правила, начертанные мною.» Вот политика сынов века сего! Консул Базили читал мне официальную бумагу посланника Титова, в которой мне разрешено ехать от Бейрута до Антиохии и Алеппо, но не далее. Посланник не осмелился отпустить меня до Трапезунда через Диарбекир и Эрзерум, не имея повеления на это из С.-Петербурга. ΝΒ. Спросить Базили: а) о консулах, их назначении, их образе действий. Апреля 27 , Четверг. В 6 часов утра я отправился на Голгофу служить обедню вместе с преосвященным Кириллом. Перед обедней меня позвали в здешний синод для присутствования при вручении драгоценной панагии архиепископу лидскому Кириллу. В синодальную небольшую комнату, украшенную златошвейными плащаницами, богатыми образами и портретами нашего Государя и Государыни, собрались все здешние архиереи и синодальные архимандриты, наш генеральный консул Базили и с ним прибывший командир русского военного брига с офицерами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Патриарх встретил нас у порога. Он знал о моем приезде от Фаворского. Пошли в залу. Разговоры 136 : а) насчет консула Базили. – Народ поговаривает о коконе, жене его драгомана, армяно-католика. – Соблазн. – В отсутствие консула в Иерусалиме, патриарх находится в Пасху в Бейруте; все иностранные консулы поздравляют его: драгоман консульства не поздравляет. Приезд Базили. – Патриарх к нему является и застает в передней драгомана. Острота ….., будто драгоман был в Пасху в отсутствии. Слышит остроту консул и посылает драгомана к Мефодию с извинением. – Наставление патриарха. – Агентство в Триполи. Базили настраивает триполитян избрать агентом брата драгоманова и просить за него патриарха, чтобы и он со своей стороны рекомендовал его Базили. Патриарх притворствует, будто слышал об учреждении агентства в Триполи, и предлагает своего избранного, какого-то дамасского купца, русского подданного. – Базили, предвидя настойчивость патриарха или нежелание иметь брата драгомана агентом, расстраивает дело, и доселе нет агента русского в Триполи. Базили вмешивается в дело о клобуке, выдумывает форму в виде кувукля для соглашения спорющихся сторон. Отказ патриарха. Его сильная речь о жалобе Богу и пр. – Подозрение в задобрении Базили (300000 п.) по делу о клобуке. – Противодействие Базили при выборе начальника в Ливане для друзов, маронитов, греков и католиков. Недовольство патриарха. b) Патриарха тяжба с Максимом в Египте. Али-паша не допускает к себе Максима, как человека пестрой веры. – Максим величается; Мефодий смиренный возвышается от паши. Присылка экипажа паши за патриархом. Паша советует обратиться к России. Притворство патриарха и настойчивость паши. Патриарх ходатайствует в России о клобуке чрез константинопольское посольство (между тем Максим успел выхлопотать у Порты право искомое. Суд паши – выслушать челобитчика.. отлагательство). Решение России. Али-паша рад, хохочет. Максим говорит своему французскому консулу, что он скорее отдаст на отсечение свою голову вместе с греческою камилавкою, нежели позволит снять ее. Издержки патриарха в Египте 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

П. Бутеневым. По рекомендации руководства МИД он поручил консулу в Яффе K. M. Базили изучить вопрос о возможности и целесообразности перевода российского консульства из Яффы в Бейрут. В донесении от 8 сентября 1839 г. Базили, прекрасно знавший Ближний Восток (он родился в греческой семье в Константинополе в 1809 г.), убедительно доказал преимущество размещения российского консульства в Бейруте по сравнению с Яффой. Среди аргументов, использованных Базили, не последнее место занимали доводы в пользу оказания помощи Антиохийскому патриарху, подвергавшемуся нападкам как со стороны католиков, так и небольшой, но влиятельной группы греков-униатов, создававших немало проблем для отправления патриархом своих функций. Остро ставил Базили и проблемы обеспечения безопасности российских паломников, направлявшихся в Иерусалим. В октябре 1839 г. российский посланник в Константинополе А. П. Бутенев и генеральный консул в Египте А. И. Медем (Бейрутский округ находился в его ведении) поддержали проект Базили о перенесении российского консульства из Яффы в Бейрут. Консульство в Яффе было преобразовано в агентство с основной задачей содействовать паломникам, прибывающим из России. В Бейрут K. M. Базили прибыл 20 ноября 1839 г. Генеральным консулом России в Сирии и Палестине он (в 1844 г. статус консульства в Бейруте был повышен до генерального) оставался до 1853 г., то есть до начала Крымской войны. K. M. Базили оставил значительный след в российском присутствии на Ближнем Востоке. Блестящий знаток региона, свободно владевший арабским и турецким языками, он способствовал укреплению позиций России, ослабленных после подписания лондонских конвенций 1840 и 1847 гг. При нём с целью ознакомления с состоянием политической и церковной жизни в Сирии и Палестине Святую Землю посетил известный религиозный писатель А. Н. Муравьёв (1838 г.), а в 1843 г. – архимандрит Порфирий (Успенский) , настойчиво рекомендовавший правительству открыть в Иерусалиме духовную миссию в интересах русских паломников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Православные сохранили за собой право поклоняться кенотафу вмч. Димитрия, сделанному из мрамора в поствизант. период и установленному в сев.-зап. углу базилики. В 1978 г. из Сан-Лоренцо-ин-Кампо в Фессалонику была возвращена честная глава вмч. Димитрия, в 1980 г. - основная часть мощей (в Италии осталось 6 больших частиц). Эти святыни были помещены в базилике вмч. Димитрия. Мироточение от мощей в наст. время прекратилось, но раку открывают раз в год 8 нояб. после вечерни и раздают верующим пропитанную ароматизированной жидкостью вату. В крипте с раннехрист. времен существовал источник св. воды. В Х в. была реконструирована система водопроводных коммуникаций: вода из колодца (действует до наст. времени), который располагался перед сев.-зап. столпом алтаря, проходила через мраморный ковчег, вделанный в лестничную площадку сев. лестницы, соединявшей крипту с алтарем, и вытекала в находившийся в крипте фиал. Г. Сотириу и Х. Бакирдзис полагали, что с возникновением мироточения миро протекало там, где раньше текла св. вода. Им возражает А. Мендзос, ссылаясь на единодушное свидетельство письменных источников об истечении мира из гробницы вмч. Димитрия, а не в крипте. С раннехрист. периода получило распространение почитание крови великомученика. В алтаре под престолом находилось крестообразное углубление с мраморным ковчегом, внутри которого археологами был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. По мнению ряда исследователей, под алтарем первоначально находилась гробница вмч. Димитрия. (Г. и М. Сотириу, Д. Вакарос). А. Мендзос предположил, что в средневизант. период содержимое гробницы вмч. Димитрия представляло собой не мощи, а смешанную с землей кровь. Однако, как справедливо заметил Х. Бакирдзис, от подобной реликвии не могло проистекать миро. Сохранились мощевики с кровью великомученика (Великая Лавра, XII в., и др.) и с кровавой землей (Ватопед, 2-я пол. XII в., серебряный с позолотой реликварий имеет форму гробницы вмч. Димитрия и украшен сценами из его Жития), а также энколпионы с кровью и миром XIII-XIV вв.

http://sedmitza.ru/text/520265.html

Анонимное Passio altera («Другое (иное) Мученичество») вмч. Димитрия, сохранившееся в рукописи Vat. gr. 821, XI в. (BHG, N 497 и 497b - ActaSS. Oct. T. 4. P. 90-95 и в PG. 116. Col. 1173-1184), содержит значительно больше сведений о св. мученике и его страданиях. Автор придал повествованию более логичную форму и добавил новые подробности, происхождение которых остается неизвестным. Эта редакция получила наибольшее распространение в рукописной традиции. В Passio altera рассказывается о знатном происхождении святого и карьере на имп. службе. Вмч. Димитри носил сан синклитика (сенатора), затем стал анфипатом Эллады и, наконец, был удостоен от императора звания ипата. Вмч. Димитрий открыто проповедовал слово Божие, и многие эллины приходили послушать его на городскую площадь к «портику медников». Он был схвачен солдатами и приведен к императору, которого автор ошибочно называет Максимианом Геркулием (Максимиан, правивший в 286-305 и 307-310). Поскольку император в это время собирался отправиться на стадион, где проходили бои гладиаторов, он отложил суд над мучеником, которого заключили в подземелье терм. Находясь в заточении, вмч. Димитрий крестным знамением умертвил скорпиона. Затем ему явился ангел, возложил венец на голову и призвал готовиться к мученическому подвигу. Нестор, друг и последователь святого Димитрия, вызвался сразиться с любимцем императора, единоборцем Лием, о котором автор говорит, что он происходил из племени вандалов и победил многих в Риме, Сирмии и Фессалонике. Юноша пришел к вмч. Димитрию в темницу просить молитвенной помощи во время битвы с гладиатором. Тот предсказал ученику победу и мученическую смерть. Сотворив крестное знамение и призвав имя Христово, Нестор вступил в поединок с Лием и убил противника. Когда Максимиан спросил Нестора, какое колдовство тот использовал, чтобы победить Лия, тот ответил, что гладиатор убит ангелом, посланным «Богом Димитрия». После этого Нестор был отведен в зап. часть города и обезглавлен у Золотых ворот. Узнав, что вмч. Димитрий помог победить Нестору, имп. Максимиан приказал предать его такой же смерти, какой погиб Лий: святой был убит ударами копья в темнице. Слуга святого Димитрия по имени Лупп собрал капли крови великомученика в орарь и омочил в ней его перстень. От этих предметов начали происходить исцеления, и, когда молва о них разнеслась по городу, император повелел казнить Луппа. Тело вмч. Димитрия было погребено христианами из страха перед императором на том месте, где он был убит. Много чудес и знамений совершилось у могилы мученика, и слава о святом распространилась по всей Македонии и Фессалии.

http://sedmitza.ru/text/520265.html

После окончания работы над переводами поучений древних подвижников иеромонах Феофан планировал посетить Афон, чтобы «собрать все, что есть там аскетического» , считая, что на этом цель его пребывания на Ближнем Востоке будет достигнута. Однако его планы не осуществились. Продолжение следует. Порфирий (Успенский), епископ. Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского. Ч. III. СПб., 1896. С. 316. Там же. С. 360. Муравьев А.Н. Письма с Востока в 1849—50 годах. Ч. II. Спб., 1851. С. 88. См. Там же С. 268—271, 292. Там же. С. 179. Там же. С. 273. Там же. С. 205. Там же. С. 205. Копия с донесения генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 161. II–9. Оп. 46. Д. 20. Ч. 2. Л. 10; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 742. Л. 99об.; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 197. Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 161. II–9. Оп. 46. Д. 20. Ч. 2. Л. 10; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//АВПРИ. Ф. 180. Оп. 517. Ч. 1. Д. 742. Л. 99об.; Донесение генерального консула в Сирии и Палестине К.М. Базили к русскому посланнику в Константинополе В.П. Титову о деятельности Русской духовной миссии в Иерусалиме//РГИА. Ф. 796. Оп. 128. Ед. хр. 326. Л. 197. См. также Письмо русского посланника в Константинополе В.П. Титова к Я.А. Дашкову//АВПРИ. Ф. 161. II–9. Оп. 46. Д. 20. Ч. 2. Л. 1—3.

http://new.izdatsovet.ru/news/sluzhenie-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010