Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАСИЛИЙ (Кривошеин Всеволод Александрович; 17.07.1900, С.-Петербург - 22.09.1985, там же), архиеп. Брюссельский и Бельгийский, богослов, патролог. Его отец, А. В. Кривошеин (1858-1921),- министр землеустройства и земледелия (1908-1915), один из сподвижников П. А. Столыпина в проведении земельной реформы, премьер-министр правительства Юга России адмирала П. Н. Врангеля (1920), мать - Е. Г. Кривошеина (урожд. Карпова). Находился в родстве со старообрядческой купеческой фамилией Морозовых . В 1916 г. В. А. Кривошеин окончил гимназию и поступил на историческое отд-ние историко-филологического фак-та Петроградского ун-та. Весной 1917 г. переехал в Москву, где продолжил образование на историко-филологическом фак-те Московского ун-та. В годы гражданской войны уехал на Юг, чтобы вступить в Добровольческую армию; после потери 2 пальцев руки был эвакуирован из Новороссийска в Каир. С 1920 г. жил в Париже. В 1924 г. окончил филологический фак-т Сорбонны и записался студентом в только что основанный митр. Евлогием (Георгиевским) Православный богословский ин-т прп. Сергия Радонежского в Париже . В 1924-1925 гг. В. А. Кривошеин принимал участие в Русском студенческом христианском движении (РСХД) , присутствовал на его съездах в Аржероне; в сент. 1925 г. выехал на съезд РСХД в Югославию, в мон-рь Хопово, откуда вместе с С. Сахаровым (впосл. схиархим. Софроний ) отправился в паломническую поездку на Афон , к-рая определила всю его последующую жизнь. В праздник Введения во храм Пресв. Богородицы того же года он был принят послушником в Русский вмч. Пантелеимона мон-рь на Афоне и поставлен на послушание в мастерскую по починке облачений; 6 апр. 1926 г., в канун праздника Благовещения Пресв. Богородицы , был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 18 марта 1927 г.- в мантию с именем Василий. В 1927-1929 гг. учился греч. языку сначала в мон-ре, а затем в Карее , адм. ц. Афона. Наряду с обычными послушаниями с 1929 по 1942 г.

http://pravenc.ru/text/150717.html

К 30-летию кончины пастыря Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 29 сентября, 2015 Исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова — архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) 22 сентября 2015 г. исполнилось 30 лет со дня кончины известного православного богослова и патролога, более 20 лет подвизавшегося в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре, — Архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина, 1900-1985 гг.). В память о выдающемся архипастыре и подвижнике в год 30-летия его кончины Афонским Свято-Пантелеимоновым монастырем был издан грандиозный труд под названием «Афонский период жизни архиепископа Василия (Кривошеина) в документах», куда вошли доселе неизвестные документы и письма из личного фонда архиепископа Василия, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Также с согласия Архива русской эмиграции (Брюссель-Бельгия) в книгу были включены письма архиепископа Василия, хранящиеся в фондах этого архива. Подготовлена книга была при тесном сотрудничестве с прямыми потомками архиепископа Василия. Владыка Василий (в миру Всеволод Александрович Кривошеин) родился 17 июня (30 июня) 1900 года в Санкт-Петербурге в дворянской семье. Его отец Александр Васильевич Кривошеин (1858–1921) был ближайшим соратником Столыпина и в 1908-1915 годах занимал пост министра сельского хозяйства. В 1920 году, вступив в Белое Движение, А. В. Кривошеин был назначен градоначальником правительства генерала Врангеля в Крыму. Будущий архиерей, окончив в 1916 году гимназию, поступил на историко-филологический факультет Петроградского университета, с 1917 года продолжил учебу на том же факультете в Московском университете. После октябрьского переворота 1917 г. и начала гражданской войны участвовал в военных событиях на стороне Белой армии. После сильного обморожения во время боев выехал заграницу и присоединился к своей семье в Париже, где продолжил обучение, окончив университет в Сорбонне.

http://pravmir.ru/k-30-letiyu-konchinyi-...

А. Конев Глава 4. Современные исследователи о теозисе. Томистская и паламистская парадигмы 4.1 Возрождение интереса к проблеме обожения: «неопаламизм» Начало XX века было отмечено ростом интереса русских богословов к проблематике паламизма. Георгий Флоровский (1893–1979) подчёркивал, что «для правильного понимания теозиса необходимо проводить различие между сущностью и энергиями». Он утверждал, что понятие «обожения» возникло не сразу, и начало оформляться только после того, как было разъяснено учение о божественных энергиях. 224 В числе первых авторов, положивших начало активному изучению наследия Григория Паламы , были будущий епископ Василий Кривошеин (1900–1985), непосредственно принадлежавший к исихастской монашеской традиции, и архимандрит Киприан Керн (1899–1960), яркий представитель «парижской школы» русского богословия. В отличие от более поздних работ Владимира Лосского и Иоанна Мейендорфа , они признавали влияние на Паламу аристотелевской мысли и неоплатонизма (Керн). 225 Владимир Лосский (1903–1958), ставший одним из наиболее заметных православных авторов, писавших в XX веке о паламизме, особый акцент делал на аспекте личности, как в тринитарном богословии, так и в антропологии. Он тщательно избегает концептуализации личности, настаивая на то, что она «совершенно другое»: личное можно уловить только в личном общении. В том, что касается подробного анализа трудов византийского богослова, большее внимание привлекли исследования Лосского и Мейендорфа . 226 По его мнению, в западной тринитарной теологии было «нарушено равновесие между сущностью и ипостасями». 227 Лосский понимал богословский спор востока и запада как спор между откровением и разумом, между «Богом Авраама, Исаака и Иакова» и «Богом философов и ученых». 228 Лосский подчёркивал экклезиологический аспект обожения, говоря: «Дело Христа относится к человеческой природе, которую Он возглавляет в Своей Ипостаси. Дело же Святого Духа относится к человеческим личностям, обращается к каждой из них в отдельности. Святой Дух сообщает в Церкви человеческим ипостасям полноту Божественности единственным, личностным образом, приспособляемым к каждому человеку как к личности, созданной по образу Божию». 229

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

поиск:   разделы   рассылка Юлия Зайцева Никита Кривошеин: " Мечтаю, чтобы нечисть убрали от кремлевских стен " Источник:  Благовест-инфо Русский переводчик и писатель, известный деятель русской эмиграции Никита Кривошеин категорически высказался за то, чтобы убрать с Красной площади останки Ленина и захоронения его соратников. Н. Кривошеин заявил об этом 20 февраля в Москве, на презентации сборника богословских трудов своего дяди – архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) (1900-1985). Никита Кривошеин вспомнил, как его дядя, проезжая в 1980-е гг. мимо московского Кремля, проявил свой " дар провидения " . В ответ на реплику о красоте кремлевской архитектуры архиепископ заметил: " Да, красиво. Но эти соборы придется переосвящать. И ты до этого доживешь " . " И действительно, я дожил и увидел: в кремлевских соборах служится литургия. Но увы: в 200 м от них, на Красной площади, валяется убийца России, тот, кто разрушал Церковь, кто осквернил мощи святых... Рядом с ним захоронены его сообщники... " Стоит напомнить, что большевистский переворот круто изменил жизнь всей семьи знаменитого политического и общественного деятеля России Александра Васильевича Кривошеина, деда выступавшего. Его сыновья участвовали в Добровольческой армии; один из дядьев Никиты Игоревича Кривошеина умер от тифа на гражданской войне, другой был замучен красными, остальные родственники были вынуждены эмигрировать, а отец после освобождения из Бухенвальда, по завершении Второй мировой войны вернулся на родину, за что поплатился годами лагерей и ссылок. " Кривошеины генетически предрасположены к тюрьмам и лагерям " , – с тяжелым сердцем шутит Никита Кривошеин, который сам оказался в заключении в СССР по антисоветской статье. В завершение вечера Никита Кривошеин сказал: " Мой дядя мечтал о переосвящении кремлевских соборов. Я тоже закончу мечтой. Я мечтаю, чтобы эта нечисть была убрана от кремлевских стен. Я уверен, что большевики потерпели полный провал " . " Есть ли шанс, что в России все-таки появится новый человек? " – спросили у выступавшего. Никита Кривошеин уверен, что большевикам не удалось полностью пресечь преемственность поколений, прекратить " изустную передачу " духовного и культурного российского наследия. Поэтому сейчас есть все возможности для – не появления, а возрождения русского человека, причем не возвращения homo soveticus, по Зиновьеву, а принципиально иных людей, и они уже появились, считает Н. Кривошеин.

http://religare.ru/2_92687.html

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_92687.html 21 февраля 2012 Юлия Зайцева Никита Кривошеин: " Мечтаю, чтобы нечисть убрали от кремлевских стен " Источник:  Благовест-инфо Русский переводчик и писатель, известный деятель русской эмиграции Никита Кривошеин категорически высказался за то, чтобы убрать с Красной площади останки Ленина и захоронения его соратников. Н. Кривошеин заявил об этом 20 февраля в Москве, на презентации сборника богословских трудов своего дяди – архиепископа Брюссельского и Бельгийского Василия (Кривошеина) (1900-1985). Никита Кривошеин вспомнил, как его дядя, проезжая в 1980-е гг. мимо московского Кремля, проявил свой " дар провидения " . В ответ на реплику о красоте кремлевской архитектуры архиепископ заметил: " Да, красиво. Но эти соборы придется переосвящать. И ты до этого доживешь " . " И действительно, я дожил и увидел: в кремлевских соборах служится литургия. Но увы: в 200 м от них, на Красной площади, валяется убийца России, тот, кто разрушал Церковь, кто осквернил мощи святых... Рядом с ним захоронены его сообщники... " Стоит напомнить, что большевистский переворот круто изменил жизнь всей семьи знаменитого политического и общественного деятеля России Александра Васильевича Кривошеина, деда выступавшего. Его сыновья участвовали в Добровольческой армии; один из дядьев Никиты Игоревича Кривошеина умер от тифа на гражданской войне, другой был замучен красными, остальные родственники были вынуждены эмигрировать, а отец после освобождения из Бухенвальда, по завершении Второй мировой войны вернулся на родину, за что поплатился годами лагерей и ссылок. " Кривошеины генетически предрасположены к тюрьмам и лагерям " , – с тяжелым сердцем шутит Никита Кривошеин, который сам оказался в заключении в СССР по антисоветской статье. В завершение вечера Никита Кривошеин сказал: " Мой дядя мечтал о переосвящении кремлевских соборов. Я тоже закончу мечтой. Я мечтаю, чтобы эта нечисть была убрана от кремлевских стен. Я уверен, что большевики потерпели полный провал " .

http://religare.ru/2_92687_1_21.html

Василий, архиепископ (Кривошеин Всеволод Александрович) Дата рождения: 30 июля 1900 г. Дата смерти: 22 сентября 1985 г. Дата хиротонии: 1959 г. Дата пострига: 1927 г. Страна: Бельгия Биография: Родился 17 (30 по н. ст.) июля 1900 г. в Санкт-Петербурге. Его отец А.В. Кривошеин был министром земледелия и землеустройства в царствование императора Николая II. Февральская революция застала его студентом филологического факультета Петроградского университета. После переезда в Москву решил перебраться на юг и вступить в ряды Добровольческой армии. В конце 1919 г. в ходе военных действий был вывезен из Новороссийска в Каир. В 1920 г. оказался в Париже со всеми оставшимися в живых членами семьи. Поступил в Сорбонну и принимал участие в съездах православной молодежи. В 1924 г. записался студентом в только что основанный митрополитом Евлогием (Георгиевским) Свято-Сергиевский богословский институт в Париже. В 1925 г. совершил паломничество на Афон, после которого принял решение поступить в число послушников афонского  русского Пантелеимонова монастыря . В 1927 г. пострижен в мантию с именем Василий. Овладел греческим языком, был допущен в книгохранилище обители, где находятся древние греческие рукописи и архивы. В 1936 г. опубликовал исследование «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы», посвященное в то время еще мало изученному святому. В 1929-42 гг. исполнял послушание монастырского секретаря, с 1937 г. — члена монастырского собора. В 1942-45 гг. являлся постоянным представителем монастыря в Киноте Святой Горы, в 1944-45 гг. также входил в состав Эпистасии (административного органа Афона). После вынужденного отъезда с Афона в 1951 г. был приглашен в Оксфордский университет для участия в составлении «Греческого святоотеческого словаря», перешел в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1951 г. принял священство, был помощником настоятеля церкви свт. Николая Чудотворца в Оксфорде. В 1957 г. возведен в сан архимандрита. 26 мая 1958 г. постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви назначен вторым викарием Патриаршего экзарха в Западной Европе архиепископа Клишийского Николая (Еремина) с титулом епископа Волоколамского. Городом пребывания был определен Париж.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197971...

Статистика Василий (Кривошеин), архиеп. Архиепископ Василий (в миру — Всеволод Александрович Кривошеин; 17 июня (30 июня) 1900, Петербург — 22 сентября 1985, Ленинград) — епископ Русской Церкви, проживавший в Западной Европе; c 31 мая 1960 года епископ (вскоре архиепископ) Брюссельский и Бельгийский. Учёный-патролог. Родитель — российский государственный деятель Александр Васильевич Кривошеин. Старший брат Игорь Александрович — участник движения Сопротивления во Франции, активный деятель масонских организаций. Образование Окончил гимназию (1916), учился на историко-филологических факультетах Петербургского университета и Московского университета. Окончил филологический факультет Сорбонны. Доктор богословия (1964; учёная степень присвоена советом Ленинградской духовной академии за научное издание «Огласительных слов» преподобного Симеона Нового Богослова). Молодые годы Во время Февральской революции в Петрограде был студентом университета (в этом качестве стал одним из персонажей книги А. И. Солженицына «Март семнадцатого»). В годы Гражданской войны воевал в Добровольческой армии, после тяжёлого обморожения (в результате которого потерял два пальца на руке) был вывезен в конце 1919 из Новороссийска в Каир, откуда переехал в Париж. Участвовал в деятельности Русского христианского студенческого движения. Афонский монах В 1925 совершил паломничество на Афон, после которого остался послушником в Свято-Пантелеимоновом монастыре. 24 марта 1926 был пострижен в рясофор с именем Валентин, а 5 марта 1927 — в мантию с именем Василий. Всего прожил на Афоне 22 года. В 1929—1942 был монастырским секретарём, с 1937 — соборным старцем (членом монастырского собора). В 1942—1945 являлся антипросопом (постоянным представителем) монастыря в Киноте Святой Горы, а в 1944—1945 также входил в состав Эпистасии (административного органа Афона). Изучил греческий язык, во время пребывания на Афоне занимался научной работой. Как монастырский секретарь-грамматик, а впоследствии полномочный представитель (антипросоп) Пантелеимонова монастыря в Священном Киноте Святой Горы, был допущен к афонским архивами древних рукописей. Опубликовал исследование «Аскетическое и богословское учение св. Григория Паламы» (издано в Праге в 1936 в ежегоднике Seminarium Kondakovianum; переведено на английский и немецкий языки), после чего приобрёл международную известность как учёный-патролог. Видел значение трудов св. Григория Паламы для православного богословия в том, что он «своим учением о несозданном Свете и Божественных энергиях… подвел неразрушимый богословский базис под традиционное мистическое учение Православной Церкви». Защищал эти труды от критики со стороны некоторых католических учёных.

http://lib.cerkov.ru/authors/353

Скачать epub pdf Архиепископ Василий (Кривошеин) Архиепископ Василий (1900–1985) был студентом Санкт-Петербургского университета, когда разразилась революция. Он бежал на юг, где воевал в рядах Белой армии. Владыка Василий окончил исторический факультет Сорбонны, учился в Свято-Сергиевском институте в Париже и был участником Русского Студенческого Христианского Движения. Позже он принял монашеский постриг в монастыре св. вмч. Пантелеимона на Афоне. Владыка Василий знаменит своими богословскими трудами. В 1947 он переехал в Оксфорд для участия в составлении “Греческого Святоотеческого словаря”. С 1960 года владыка Василий был Архиепископом Брюссельским и Бельгийским. В сентябре 1985 владыка Василий посетил Ленинград. После совершения Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе, в котором его крестили 85 лет тому назад, он почувствовал себя плохо и вскоре скончался. Погребен архиепископ Василий на Серафимовском кладбище в Петербурге. В настоящее время вышли в свет три тома его сочинений: “Преподобный Симеон Новый Богослов ”, “Богословские труды” и “Воспоминания”. – Я не могу сказать, что хорошо его знал. Я его знал как священника в Оксфорде, когда он уже вернулся с Афона. И я его знал потом как викарного епископа в Париже и епископа в Бельгии. Он жил у нас в церковном доме. Когда он вел богослужение, мне и людям бросалась в глаза его физическая неуклюжесть. Он никогда не научился кадить, никогда не научился в облачении ходить «павой», но молиться он мог научить без слов кого угодно. Он никогда не говорил: «Делай то-то и молись так-то». Я у него исповедовался, поэтому у меня есть какой-то малый опыт. Он почти что ничего не говорил. Я помню, когда он в церкви стоял, было такое чувство, что вся молитва постепенно собирается в нем как бы «под кожей» и идет к небу. Бывало, придешь к нему в комнату, постучишь – ответа нет, войдешь – он даже не заметил, сидит с четками и молится. И только тогда тебя заметит, когда ты к нему обратишься. Вот это меня очень поразило. Наряду с этим он мог быть очень резок на слово. Я помню, один подвижник-монах жаловался, что мало денег ему достается. Владыка Василий ему сказал: «А Вы разве не помните, что сказано в службе Великого Четверга – О Иуда, зачем ты пришел к учителю без корыстности, когда ты денег хочешь?» Так что он мог очень резко сказать. Он был ученый. То, что он писал, говорил, было всегда очень глубоко обосновано.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Вышла книга архиепископа Василия (Кривошеина): «Письма о горнем и дольнем» 23 декабря, 2010. Редакция " Правмира " Ничто не предвещало Всеволоду Александровичу Кривошеину, четвертому сыну министра при имп.Николае II., служения в Церкви. Родившись в 1900 году в Санкт-Петербурге, студент исторического факультета не был особенно религиозен, в том числе и когда в 1919 г. году вступал в Белую армию, но Господь распорядился иначе. В Санкт-Петербурге вышла книга архиепископа Василия (Кривошеина): «Письма о горнем и дольнем». Книга приурочена к 110-летию со дня рождения архиепископа Василия. Ничто не предвещало Всеволоду Александровичу Кривошеину, четвертому сыну министра при имп.Николае II., служения в Церкви. Родившись в 1900 году в Санкт-Петербурге, студент исторического факультета не был особенно религиозен, в том числе и когда в 1919 г. году вступал в Белую армию, но Господь распорядился иначе. Архиепископ Василий (Кривошеин) 1900- 1985, известный богослов и патролог, всю жизнь оставался простым афонским монахом благодаря опыту, приобретенному им во время 22 лет жизни на Афоне. Именно Афон сделал владыку Василия таким, каким он был: смиренным монахом, ведущим скромную жизнь, сохраняя при этом свободу мысли и слова. Человек глубокой эрудиции, полиглот, автор всемирно известных святоотеческих и теологических трудов (о пр.Симеоне Новом Богослове , Св. Григории Паламе, о молитве и др). Составителям этой книги, было трудно восстановить Афонские годы Владыки на основе переписки , воспоминаний и архивных документов. О малоизученном периоде жизни Архиепископа Василия, сыгравшем решающую роль в формировании его личности, повествует эта книга. Огромный вклад в появление на свет этого издания сыграл священник Димитрий Агеев. В своём вступительном слове к переписке Архиепископа Василия ( Кривошеина) с Афоном – он пишет: « После кончины архиепископа Василия, согласно его завещанию, большая часть его книг ( а это была огромная библиотека, около 1500 томов) была передана в Ленинградскую духовную академию. Личный же архив Владыки, в том числе часть его переписки, хранились у его много летнего помощника и секретаря протодиакона Михаила Городецкого, в Брюсселе.

http://pravmir.ru/vyshla-kniga-arxiepisk...

В Брюсселе издана книга архиепископа Василия (Кривошеина) «Переписка с Афоном» 16 мая, 2012. Новостная служба Большая часть писем ранее не издавалась. Письма и документы, которые владыка бережно хранил в отдельной папке, представляют собой ценные исторические свидетельства и сохраняют актуальность, поскольку многие поднятые в них проблемы ещё до конца не решены. 16 мая. ПРАВМИР. В Брюсселе издали книгу архиепископа Василия (Кривошеина) «Переписка с Афоном». Большая часть писем ранее не издавалась. Письма и документы, которые владыка бережно хранил в отдельной папке, представляют собой ценные исторические свидетельства и сохраняют актуальность, поскольку многие поднятые в них проблемы ещё до конца не решены, сообщает Седмица.ru . Владыка Василий (Кривошеин Всеволод Александрович, 1900-1985), занимавший Брюссельскую и Бельгийскую кафедру Русской Православной Церкви в 1960-1985 гг., был видным ученым-патрологом, доктором богословия. Начало его иноческому служению было положено в Русском Свято-Пантелеимоновском монастыре на Афоне, где он подвизался с 1925 по 1947 г., когда принуждён был покинуть Афон: ему предъявили ложные обвинения, сфабрикованные греческими властями, которые вели агрессивную политику эллинизации Святой Горы. Однако духовная связь архиепископа Василия с Афоном  никогда не прерывалась. В настоящей книге Архив Русской Эмиграции (Брюссель) публикует его переписку с афонскими насельниками на русском, английском, греческом и немецком языках, охватывающую период с 1940 по 1982 г. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/v-bryussele-izdana-kni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010