поиск:   разделы   рассылка Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин: Взрывы в Церкви невозможны Источник:  " Церковь не оправдала ожиданий интеллигенции 90-х " ; " Церковь не победила пьянство в России " ; " Церковь не смогла... " – список того, что Церковь якобы должна была сделать за последние двадцать лет, но почему-то не сделала, можно продолжать. Вопросов будет столько, сколько вопрошающих. Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин в ответ на такие слова предлагает одну простую, но глубокую вещь – разобраться, в чем природа Церкви. Что в ней главное, а что второстепенное; что присуще ей органически, а что не присуще вовсе. Тогда, по мнению владыки Лонгина, будет меньше шансов смешать подлинную Церковь и собственные стереотипы о ней... Органический рост – В 90-е годы многие пришли в Церковь, но немногие на самом деле понимали содержание православной веры. И есть мнение, что точно такая же ситуация сохранилась до сегодняшнего дня, а значит, о втором Крещении можно говорить весьма условно... – Смотря что понимать под " вторым Крещением " . Давайте для сравнения вспомним первое. Когда мы говорим, что Русь крестилась в 988 году, мы же не имеем в виду, что в одночасье весь народ стал православным и каждый при этом успел заранее скрупулезно изучить богословие. Нет. Сложно себе представить, чтобы на протяжении какого-то небольшого отрезка времени крестился весь народ: от великого князя до последнего смерда. Крещение было массовым, но не всеобщим: крестились правитель и знать, в первую очередь. А дальше происходило по Евангелию: закваска помещается в тесто и постепенно все тесто вскисает. Крещение в 988 году – это только начало длительного процесса. Князья, принявшие Православие, начали в каком-то смысле " соревноваться " друг с другом в строительстве храмов, в обустройстве монастырей, заботились о распространении Священного Писания, богослужебных книг. И так постепенно христианство становилось жизнью всего народа. Или, например, в Римской империи: когда при императоре Константине Великом христианство стало свободной религией, мгновенного перерождения общества ведь не произошло. Только позже Григорий Богослов напишет, что любая крестьянка, торгующая на рынке, знает разницу между терминами " омоусиус " и " омиусиус " . Но ведь до этого должны были пройти века! И вот интересный вопрос: Крещение Руси, начавшееся в 988 году при князе Владимире, – когда оно закончилось? Через двадцать лет? Пятьдесят? Сто? Можно ли в какой-то исторической точке сказать: всё – Русь крещена целиком и полностью, просвещена светом Евангелия? Принятие христианства целым народом – процесс длительный, его не уложишь в ограниченный временной отрезок, а само крещение – лишь старт. И на мой взгляд, сегодня происходит тот же самый постепенный процесс...

http://religare.ru/2_91727.html

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 260-262; Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка (X-XIV вв.). СПб., 18822. Стб. 62; Филарет (Гумилевский). Обзор. 18843. С. 32-33; Никольский Н. К. Мат-лы для истории древнерус. духовной письменности: 1. К вопросу о неизданном поучении митр. Климента Смолятича//ИОРЯС. 1897. Т. 2. Кн. 1. С. 65-73 (То же//СбОРЯС. 1907. Т. 82. 4. С. 95-103); Голубинский. История РЦ. 1901. Т. 1. 1-я пол. С. 300-315; он же. Вопрос о заимствовании домонгольскими русскими от греков так называемой схедографии, представляющей собою у последних высший курс грамотности//ИОРЯС. 1904. Т. 9. Кн. 2. С. 49-59; Присёлков М. Д. Очерки по церковно-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 1913. С. 375-390; Соколов П. П. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 60-95; Гранстрем Е. Э. Почему митр. Климента Смолятича называли «философом»//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 20-28; Творогов О. В. Климент Смолятич//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 227-228; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси. М., 1989. С. 164-169, 187-188, 196-198; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2 (по указ.); Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киев. Руси, 988-1237 гг. СПб., 19962 (по указ.); Поппэ А. Митрополиты и князья Киевской Руси (988-1305)//Там же. С. 455-456; Понырко Н. В. Климент Смолятич//Лит-ра Др. Руси: Библиогр. слов. М., 1996. С. 92-94; она же. Был ли Климент Смолятич создателем первого слав. перевода Толкований Никиты Ираклийского на 16 Слов Григория Богослова//ТОДРЛ. 2008. Т. 59. С. 133-143; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998 (по указ.); Иткин В. В. Толкования Афанасия мниха на соч. Климента Смолятича в древнерус. рукописных сборниках//Книга и лит-ра в культурном контексте: Сб. науч. ст., посвящ. 35-летию начала археогр. работы в Сибири. Новосиб., 2003. С. 91-109; Толочко П. П. Страсти по митрополитам Киевским//Αντιδωρν: К 75-летию Г. Г. Литаврина. СПб., 2003. С. 110-118; Назаренко А. В. Территориально-полит. организация гос-ва и епархиальная структура Церкви в Др. Руси (кон. X-XII в.)// Он же. Др. Русь и славяне: (Ист.-филол. исслед.). М., 2009 С. 172-206. (ДГВЕ, 2007) (по указ.); Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Князь и митрополит: Штрихи к портрету Климента Смолятича// Они же. Траектории традиции: Главы из истории династии и Церкви на Руси кон. XII - нач. XIII в. М., 2010. С. 21-79.

http://pravenc.ru/text/1841369.html

При Никифоре без его согласия нельзя было избирать епископов. Кроме того, после смерти епископа имперские чиновники ревизовали доходы и расходы епископии и конфисковали все, что им казалось излишками (Скилица, 274). Епископ Левкаты жаловался гостившему у него Лиутпранду, что из-за антиклерикального законодательства Никифора иерархи совсем-обеднели (Лиутпранд. 211). Всеобщее возмущение византийского клира вызывали меры Никифора, направленные против основания новых монастырей и обогащения старых, а также его требование, чтобы церковь признавала святым всякого воина, погибшего в бою. 19. Видимо, здесь имеется в виду остров Принкип - самый большой из Прин-цевых островов недалеко от столицы (совр. Канали Ада). По сообщению Скилицы, императрица была сослана в Проконис (285). Бежав оттуда в Константинополь, она нашла убежище в св. Софии. Однако паракимомен Василий приказал вывести ее оттуда (при этом она отбивалась и всячески поносила Цимисхия и Василия) и на сей раз сослал в далекую фему Армениаки, заточив в монастырь Дамидию. Судьба императрицы не вызвала сочувствия подданных - до нашего времени сохранилась сатирическая песня, написанная простонародным языком и изобилующая издевательствами в адрес Феофано. По-видимому, около года спустя после того, как песня была сочинена, ее исполняли на торжествах по случаю женитьбы Цимисхия на Феодоре (ср. примеч. 40, кн. VII). Текст песни и комментарий см. Морган. 1954. Молодой Василий II осмелился освободить мать из ссылки лишь после смерти Иоанна Цимисхия (Яхъя. 133). Она была похоронена в церкви Святых апостолов, рядом с двумя своими царственными супругами (Доуни. 37, 41). 20. Острогорский (1963, 243) называет это унижение Цимисхия перед Полиевктом " Каноссой " , подобной унижению отлученного от церкви германского императора Генриха IV перед папой Григорием VII. Острогорский считает, что слова " вернул синоду грамоту " означает аннулирование новеллы 964 г., обосновывая это тем, что одна из рукописей (Ц.-Л. III, 292) после текста новеллы XIX содержит надпись, вероятно, читателя: " Эта новелла отменена Цимисхием, потому что она была плоха! " Новелла XIX действительно была отменена, но в 988 г.: это сделал Василий II в новелле XXVI (Ц.-Л. III, 303-304). Очевидно, читатель или писец спутал Цимисхия с Василием. Канонист XII в. Вальсамон также считает новеллу 988 г. отменой несправедливого закона Никифора. Подлинность новеллы 988 г. признана (Каждан. 1960, 74; Зворонос. 1964, 22, 29; Томас. 1983). По-лиевкт же добился только денонсации " томоса " , а не новеллы. Второе требование - о наказании убийц - также не было выполнено до конца. Правда, согласно Скилице (285), Цимисхий вернул из ссылки епископов, сосланных Никифором за отказ признать его нововведения.

http://sedmitza.ru/lib/text/433428/

Мнение об участии Анны вместе с князем Владимиром в разработке Устава повторила и Н.Л. Пушкарева. Кроме того, исследовательница полагала, что принцесса имела личные контакты с германским императором Оттоном в 989 и 990 годах, правда, ссылок на источник этих сведений в ее работе нет. Известный исследователь княжеских уставов Я.Н. Щапов с осторожностью отнесся к предположению о составлении Устава, приписываемого князю Владимиру, при участии византийской принцессы. По его мнению, Анна помогла мужу на законодательной основе отрегулировать взаимоотношения с церковными властями. При ее участии была составлена грамота Десятинной церкви, которая потом легла в основу Устава. В работах последних лет обсуждается лишь вопрос о дате свадьбы Владимира и Анны и, соответственно, крещения русского князя. Из-за некоторого разнобоя в данных источников предлагается сразу несколько лет – от 987 до 990 года. Однако для нашего исследования этот вопрос принципиального значения не имеет, поэтому мы будем ориентироваться на сообщение древнейших летописей, что свадьба и крещение произошли в 988 году. Следует отметить, что эта же дата содержится в византийских хрониках Иоанна Скилицы и Иоанна Зонара. Эти авторы должны были точно знать, когда произошло столь важное и для Византии событие. Ведь Владимир, став новым родственником императоров, помог им разбить мятежника Варда Факу. В хрониках оба события связаны и отмечено, что летом 988 года в битве с мятежником при Хрисополе участвовали отряды князя Владимира, к этому времени породнившегося с Василием и Константином. Из данных византийских хроник можно более точно определить дату свадьбы Владимира и Анны. Она должна была произойти в конце мая – начале июня 988 года. Раньше это событие состояться не могло, поскольку зимой и ранней весной путешествовать по Черному морю было опасно. Позднее – тоже, поскольку в битве при Хрисополе Владимир оказывал помощь императорам уже как родственник. Сравнительно недавно М.В. Бибиков выяснил, что мать Анны носила имя Феофано и была незнатного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Наконец, построение Владимиром в Корсуни церкви также заставляет предполагать, что он оставался здесь немалое время. – Сказанного, думаем, достаточно для того, чтобы понять, что в рассматриваемом рассказе мы имеем дело не с действительною летописью, т. е. не с погодною записью, а с отдельною повестью, в которой сгруппированы события за несколько лет и которая помещена под одним годом (988) только потому, что помещавший ее или оказался не в состоянии разобраться в ее содержании, или не хотел нарушать цельности рассказа. Подтверждение этой мысли можно отчасти видеть и в том, что в некоторых летописных списках, в том числе и в Ипатском, 989 и 990 годы оставлены пустыми. Пустота эта образовалась, по всей вероятности, от того, что события этих лет оказались помещенными под одним 988 годом. Мысль, что летописный рассказ о крещении Владимира есть отдельно написанная повесть, впервые высказана преосвящ. Макарием, которому удалось отыскать эту повесть в одном рукописном сборнике начала XI века, где она помещена в сокращенной редакции под заглавием: «Житие блаженного Володимера» 93 . «Житие» представляет более краткую редакцию той части летописной повести, которая помещена в летописи под 987 и 988 гг. С открытием «Жития» , естественно должен был возникнуть в науке вопрос об его авторе и об отношении его к летописной повести, с которою оно сходно до буквального повторения одних и тех же мест. Преосвященный Макарий, издавая «Житие» в «Христианском Чтении» (1849 г.), высказал мысль, «что не автор жития позаимствовал что-либо у препод. летописца, а напротив, преподобный Нестор воспользовался готовым уже сочинением, и внес его целиком в свою летопись». Что же касается автора жития, то ученый издатель нашел возможным допустить, «что оно написано тем же самым Иаковом мнихом, которому принадлежит и Похвала князю русскому Володимеру» 94 . Предположение о принадлежности «Жития» монаху Иакову не встретило сочувствия среди ученых специалистов и его можно считать совершенно оставленным 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Poppe A. Pastwo i Koció na Rusi w XI w. Warszawa, 1968. S. 25–28; Щапов Я. Н.Государство и Церковь в Древней Руси, X–XIII вв. М., 1989. С. 25–29; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988–1237 гг.). СПб., 1996. С. 42–48 (в последнем издании обширная библиография вопроса до середины 90-х гг. XX в.). Согласно церковной традиции, опирающейся на сведения Церковного устава князя Владимира (XII–XIII вв.), утвердившейся в XVI в. и повлиявшей на церковную историографию XIX – 1-й половины XX в., первым митрополитом на Руси был Михаил, или, по другим редакциям памятника, Леон (Леонтий). Однако отсутствие упоминаний о таких митрополитах в раннем летописании и содержащееся в указанном Уставе указание на то, что современником князя Владимира был Константинопольский Патриарх Фотий (Древнерусские княжеские уставы XI–XV вв./Изд. подгот. Я. Н. Щапов. М., 1976. С. 14–15, 16, 18, и др.), живший на самом деле в IX в., заставляет с большой осторожностью отнестись к степени достоверности исторических сведений Устава. А. А. Шахматов и М. Д. Приселков в начале XX в. выдвинули гипотезу, что Киевская митрополия учреждена не ранее 1037 г., под которым в летописи упоминается о каменной «митрополии» – кафедральном соборе Св. Софии, а первым митрополитом был упомянутый под 1039 г. Феопемпт; до этого, с конца X в., Русь входила состав Охридской Патриархии ( Шахматов А. А. Разыскания… С. 415–416; Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. Изд. 2. СПб., 2003. С. 49–69 (Изд. 1 – СПб., 1913); см. также: Повесть временных лет. Изд. 2 («Литературные памятники»). М., 1996 (далее – ПВЛ). С. 66–67.) Эта концепция в настоящее время не разделяется большинством ученых. По гипотезе А. В. Поппэ, первым поставленным на Русскую митрополию при императоре Василии II Болгаробойце (976–1025 г.) был Феофилакт, бывший митрополит Севастии, оставивший свою епархию во время мятежа против императора в 987 г. и вскоре переведенный в Киев. Исследователь полагает, что он поначалу был отправлен ко князю Владимиру Святославичу на переговоры, закончившиеся договором с Византией, чем «была создана предпосылка для христианизации Руси» и создания Русской митрополии ( Поппэ А. В. Митрополиты и князья Киевской Руси (988–1305 гг.)// Подскальски Г. Указ. соч. С. 447–448). Данное мнение, впрочем, тоже не является общепризнанным (см.: Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир и Крещение Руси: Древнейшие письменные источники. СПб., 2008. С. 324–326), во всяком случае, приведенные факты не дают твердого основания для утверждения об основании Русской митрополии уже в конце 980-х гг., хотя вполне допускают ее учреждение спустя несколько лет (Там же. С. 328).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

РПЦ: празднование 1025-летия Крещения Руси проходит на высоком уровне РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101803.html 16 июля 2013 РПЦ: празднование 1025-летия Крещения Руси проходит на высоком уровне Источник:  http://ria.ru/interview/20130715/949794861.html РИА Новости О том, когда и почему Русь крестилась, об отличиях нынешнего праздника от празднования 1000-летия Крещения в 1988 году, рассказал первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. В этом году в связи с круглой датой – 1025-летием Крещения Руси – организаторы заявили о совместном праздновании в России, Украине и Белоруссии – " от Камчатки до Ужгорода и далее " . Торжества пройдут с особым размахом с участием предстоятелей и представителей всех Поместных православных церквей... О том, когда и почему Русь крестилась, об отличиях нынешнего праздника от празднования 1000-летия Крещения в 1988 году, об особой миссии Церкви на постсоветском пространстве РИА Новости рассказывает первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. – Отец Максим, исследователи порой называют разные даты крещения Руси, например, 990 или 991 год... На ваш взгляд, установленный год Крещения, 988-й, действительно соответствует тому, что имело место в истории? – Этот вопрос неоднократно обсуждался – и точная дата, и место крещения Руси. Последний раз на эту тему была достаточно серьезная дискуссия, исследование, когда готовился первый подготовительный том " Православной энциклопедии " (начала издаваться с 2000 года – ред.) . И большинство ответственных историков соглашается с тем, что другой даты, на которую мы бы имели веские основания переносить юбилей, нет. Когда мы говорим о событиях более чем тысячелетней давности, мы, конечно, допускаем определенную меру зазора, но основная масса исторических данных убеждает нас, что речь идет именно о 988 годе.

http://religare.ru/2_101803_1_21.html

Представитель РПЦ: православие уже 1025 лет объединяет народы Руси РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_101799.html 16 июля 2013 Представитель РПЦ: православие уже 1025 лет объединяет народы Руси Источник:  http://ria.ru/society/20130715/949818867.html РИА Новости Святой князь Владимир избрал религий для своей державы православие, потому что увидел в нем наиболее гармоничное сочетание духовного и национально-государственного начал – и 1025 лет спустя Православная церковь продолжает объединять народы исторической Руси и постсоветского пространства, заявил в интервью РИА Новости в преддверии юбилея Крещения Руси первый заместитель председателя Учебного комитета Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов. Точная дата крещения Руси День Крещения Руси традиционно отмечается 28 июля, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. На просьбу прокомментировать мнение некоторых исследователей о том, что памятное событие состоялось не в 988 году, а несколькими годами позже (990 год), профессор Московской духовной академии сообщил, что этот вопрос неоднократно обсуждался в научном сообществе, в том числе при подготовке первого вводного тома " Православной энциклопедии " (издается с 2000 года). " И большинство ответственных историков соглашается с тем, что другой даты, на которую мы бы имели веские основания переносить юбилей, нет. Когда мы говорим о событиях более чем тысячелетней давности, мы, конечно, допускаем определенную меру зазора, но основная масса исторических данных убеждает нас, что речь идет именно о 988 годе " , – сказал Козлов. По его словам, на выбор князя Владимира Святославича повлияло, в том числе, то, что он " видел именно в восточном христианстве, в православии наиболее гармоническое сочетание духовно-религиозного и национально-государственного начал, при котором нет ни теократического подавления Церковью общественно-государственной жизни, ни превращения Церкви в служанку государству " .

http://religare.ru/2_101799_1_21.html

Приведем лишь несколько примеров тех областей жизни, которыми мы обязаны святому Крестителю Руси: ПОЯВИЛИСЬ НОВЫЕ ГОРОДА При святом князе Владимире территория Руси увеличилась с 0,8 до 1 млн. кв. км, началось масштабное каменное строительство, были заложены города Владимир Волынский (упом. 988 г.); Владимир-на-Клязьме (990 г.), Белгород (991 г.), Переяславль (992 г.), Суздаль (упом. 999 г.), Васильков (988 г.), Брянск (985 г.), Ярославль (1010 г.) и многие другие. На южных рубежах Древней Руси начали сооружать укрепления для защиты от набегов кочевников. Была организована сторожевая служба с привлечением лучших воинов со всей Руси.  Эти события легли в основу сказаний о богатырях - защитниках родной земли. Князь Владимир - персонаж русского былинного эпоса. В народной памяти запечатлелись щедрая благотворительность князя, его забота о своей дружине, о беднейшем населении Руси, за что в былинах стали называть его " Владимир Красно Солнышко " .  Князь Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Василий II (император Византии), Стефан I (король Behrpuu), БoлecлabI Храбрый (король Noльшu), Бoлecлab II (король Чexuu), Cuльbecmp II (Папа Римский). НАЧАЛОСЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВЫХ ХРАМОВ Святого князя Владимира почитают во всем мире - распространены его иконы, в его честь освящаются храмы, люди поклоняются его святым мощам…  Собор Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе - место захоронения русских адмиралов и морских офицеров, построен по проекту архитекторов Константина Тона, Алексея Авдеева. В стены северного и южного фасада вмонтированы четыре мемориальные плиты с именами погребенных адмиралов - командующего Черноморским флотом М. П. Лазарева, по ходатайству которого был заложен храм; погибших на бастионах Севастополя в годы Крымской войны В. А. Корнилова, В. И. Истомина, П. С. Нахимова… Собор в честь Святого равноапостольного князя Владимира в Киеве построен в 1862-1892 гг. по проектам архитекторов Павла Спарро, Ивана Штрома, Рудольфа Бернгарда, Владимира Николаева. В 1988 г. в храме прошли торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Святой князь потряс сердца современников, и что особенно значимо – сердце простого народа своей сказочной щедростью, личной добротой, справедливостью и мудростью своего правления. «Самая личная филантропия князя – писал А.В.Картошев, – возвышается до формул идеальных задач княжеского служения, по нынешнему – его правительственной программы... Это социальная помощь в государственном масштабе... активные снабжения из государственного центра по столице, по городам и захолустьям срочной помощью нуждающихся, здоровых и больных... Первоначальную историю Русской Церкви озарил благодатный луч Царства Христова, пришедший через великое сердце Великого Владимира, великое не по человеческому только почитанию, но и по благодатному дару, «воспоможения и управления» ( 1Кор.12,23 ) ему ниспосланному.» 54 Устроение канонической иерархии в Русской Православной Церкви осуществляло священноначалие Греческой Церкви (Константинопольского Патриархата). Владимир и его дружина, а затем и все население Киева и других русских городов в 988–989 гг. приняли крещение по восточному православному обряду. Крещение Руси было совершено духовенством Константинопольского Патриархата и это, естественно, поставило христианское общество Руси в определенное отношение к Греческой Церкви, как к Матери-Восприемнице. Как и в то время, когда русы в 860 годах приняли св. крещение от епископа и пресвитеров, посланного к ним патриархом Константинополем Фотием, так и теперь, после Крещения Руси в 988 году, Константинопольский Патриархат учредил одну обширную епархию, охватывающую всю территорию Русской Земли, управляемую митрополитом, подчиненным непосредственно Константинопольскому патриархату. Церковь Киевской Руси была поименована в списке епархий Константинопольского Патриархата «Митрополией России» и помещена на 61-м месте. Этот факт может быть истолкован в том смысле, что греческое священноначалие как бы не пожелало заметить возникновение новой Поместной Церкви с канонической территорией в пределах обширной Киевской державы, но нарочито отождествляло ее с кафедрой в городе Росия (Русия), учрежденной патриархом Фотием около 867 года, и помещенной в списке епархий на 61-м месте. Косвенно характеризует позицию Константинополя по отношению к Русской Поместной Церкви во времена крещения Руси и то, что греческие летописцы, (в отличии от летописцев сирийского, армянского и германского), просто «не заметили» этого события, тогда как о крещении русов при патриархе Фотии им всем хорошо известно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010