Но что же должно думать о католичестве, принявшем новые учения, как догматы? Что должно думать о различных исповеданиях, утерявших ряд догматов или изменивших канонический строй, как это мы находим в различных видах протестантизма? Можно ли эти «исповедания» считать? «церквами»? Где границы истинной Христовой Церкви — совпадают ли они с границами Православия, так что те исповедания, которые находятся за пределами Православия, уже не могут признаваться церквами, а суть только «исповедания»? Церковные Разделения. Чтобы разобраться в этом очень сложном и запутанном вопросе, надо прежде всего обратить внимание на то, что условием вхождения в Церковь Христову является крещение во имя Св. Троицы . Все, кто крещены во имя Св. Троицы, уже принадлежат Церкви, — причем надо иметь в виду, что крещение имеет, по нашему церковному сознанию, силу таинства и в том случае, если оно было совершено не священником, а мирянином, который сам был крещен. В силу этого лица из одного «исповедания» принимаются в другое без перекрещивания : если католик или протестант принимает православие, то его не надо еще раз крестить. Признание силы таинства за крещением в других исповеданиях означает, что в Церковь Христову входят все, кто был крещен во имя Св. Троицы. Это все касается индивидуального вхождения в Церковь Христову тех, кто крещен во имя Св. Троицы. Это значит, что для нас, православных, и католики, и протестанты суть члены Христовой Церкви, входящие в ее состав. Этот факт ведет, конечно, к усложнению понятия Церкви — как будто приходится признать две стороны в понятии Христовой Церкви: в Церковь Христову, по признаку крещения, входят все исповедания, а с другой стороны, разделения внутри христианского мира тоже есть реальность. Как же согласовать это? Необходимо понять, что все разделения, какие возникали и возникают внутри христианского мира, как бы ни были они печальны, и даже трагичны, не разрушают единства Церкви . Они его нарушают, потрясают, — но все, кто был крещен во имя Св. Троицы, остаются членами Христовой Церкви. Этого ничто не может ни зачеркнуть, ни ослабить... Конечно, дело идет только о тех, кто принял св. Крещение; не принявшие св. Крещения остаются за пределами Церкви, как бы ни были высоки их моральные качества, чистота и духовность их внутреннего мира. Мы, конечно, не можем сказать, что те, кто не вошел в состав Христовой Церкви, что они не будет спасены — нам не дано это знать. Нам, однако, указан путь спасения — он выражен как раз в св. Крещении; то же, что происходит за пределами Церкви, ведомо одному только Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Зонара . И у священных апостолов в 47м правиле постановлено не перекрещивать, разве только того, кто крещен нечестивыми, и в 68м правиле определено, чтобы никто не принимал 2го рукоположения. Итак, следуя этим правилам и сии отцы постановили то же самое, то есть что никто из имеющих из начала правильное крещение не должен быть крещен вновь. А если кто был крещен еретиками не истинным крещением, того должны крестить; ибо это не есть перекрещивание, потому что крещение, каким он крещен, должно быть считаемо не за крещение, а за осквернение. Не должно быть и перепоставлениям и прехождениям епископов на иный престол, так чтобы кто-либо оставлял собственную епископию и переходил другую. И тут же представили и дело такого рода, говоря, что известный епископ презрел собственный народ и вторгнулся в другую церковь , и что он многократно был увещеваем о сем, но не захотел оставить церковь , в которую вторгся не по правилу и, следовательно, говорят, по причине непослушания его необходимо приступити к начальнику страны, дабы получивший кроткое увещание и не оказавший покорности вышел по повелению правительства. На это Аврилий сказал: « по соблюдении установленного обряда таковый да не признается принадлежащим собору »; ибо не позволительно предавать посвященных лиц светскому начальнику для наказания, если не будут они предварительно извержены. Ибо, если какой-либо посвященный достоин наказания за какой-нибудь тяжкий грех , то предварительно он лишается священнического достоинства, и, таким образом, берет его начальник для наказания. Итак, слова: « по соблюдении установленного обряда » – значат то, что если соблюден установленный обряд, то есть если были сделаны ему увещания по правилам и он не покорился, то да не признается принадлежащим собору, то есть не должен считаться в числе епископов, но уже как отверженный и изгнанный из священнического списка должен быть предан светской власти. А это предание его светскому начальнику постигло его вследствие упорства его, то есть самомнения, непокорства, по которым он с пренебрежением отнесся к оказанной ему епископами кротости.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

 - Вопрос у нас, батюшка.  -Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.  -Здравствуйте, уважаемые батюшки.  -Здравствуйте.  -У меня два вопроса. Вопрос первый. За что отлучают от церкви? И почему крещеные Ленин и Сталин не были отлучены от церкви из-за своей ненависти к Богу и церкви? И вопрос второй. Отец Димитрий, как вы относитесь к новому переводу Священного писания, несколько лет назад изданного Библейским обществом?  -Не могу никак относиться, потому что не читал. Хотя если будет время, надеюсь, когда-нибудь в старости, если сохраню способность соображать, обязательно прочту. Потому что мне вообще-то это интересно. Просто моя всепоглощающая занятость не оставляет таких интеллектуальных сил, чтобы хотя бы вечером открыть этот перевод. В принципе меня всегда интересовали переводы, чтобы лучше понять смыслы. По поводу отлучения от церкви. Отлучить от церкви можно человека, который ей принадлежит. Вот Мишку Денисенко отлучили. И еще там ряд товарищей. Они были членами церкви. А перечисленные вами персонажи отечественной истории никогда церкви не принадлежали.  -Но они же были крещены. Значит, через крещение вошли в церковь?  -Нет, по канонам церкви, если человек год не причащается, то он не член церкви.  -Автоматически…  -Ну, нельзя про церковные вещи говорить «автоматически», то- есть реально. Так же мы можем сказать, почему там Берия, Ежов…  -Длинный список можно составить…  -Ну, можно до бесконечности. Вот, например, почему не отлучается Владимир Владимирович Познер? Он же крещен в католической церкви. Ну, крещен, ну мало ли кто крещен? Мартин Лютер крещен был. Поэтому если человек выходит из церкви, заявляет о своем атеизме или какую-то ахинею несет, например: я верю в человека. Или: я верю в стакан лимонада - то этим самым он перестает быть членом церкви. А церковь отлучает только людей, к ней принадлежащих. Поэтому даже Льва Николаевича Толстого, про которого с упорством достойным лучшего применения, так называемая русская интеллигенция упорно твердит, что его отлучили от церкви.

http://radonezh.ru/text/pogovorim-o-stra...

Крещение, в исключительных случаях, в православной Церкви (угроза смерти при отсутствии священника) могут совершать и миряне, но оно должно быть совершено при троекратном погружении и при правильном произнесении крещальной формулы. Сам мирянин должен быть правильно крещен. Исходя из этого, признается состоявшимся протестантское крещение. Крещение подавляющего большинства сект признается несостоявшимся, так как оно производится или в одно погружение, или не во имя Отца и Сына и Святаго Духа, или лицом, которого самого, или крестивших его, крестил человек, не получивший правильного крещения. Человек сам себя крестить не может, такое крещение так же является несостоявшимся. Например, некоторые из основателей баптизма крестили себя сами. Трудно понять сектантов, не желающих совершать крещение в три погружения и во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Основной–то момент для них именно погружение. Правда, соблюдение внешней формы крещения не сделало бы их крещения состоявшимся, так как неизвестно кем и как крещены основатели секты. Способ проверки правильности крещения Для того чтобы установить правильно ли крещен человек, необходимо узнать: как был крещен крестивший, и правильно ли были крещены лица, крестившие его и их предшественники; совершено ли было крещение в три погружения; крещен ли во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Если хоть одно из условий не соблюдено, крещение является несостоявшимся. Православная Церковь в таких случаях принимает людей через крещение, являющееся первым. Если присоединяющийся до уклонения в сектантство был православным, крещение не повторяется. Сравнение Погружательное крещение. Многие секты делают основной акцент на необходимость погружательного крещения. Но именно этому учит и Православная Церковь . Некрещение младенцев. Взгляд основывается на том, что от крестящегося требуется вера. Выдвигается утверждение, что крещение само по себе не спасает человека и для спасения не очень–то необходимо. Например, если умирающий уверует, но не сможет креститься, он будет спасен. Спасает вера.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

В разрешении вопроса, как совершать крещение младенцев-уродов? Руководит статья в Требнике м. Петра Мегилы имеющая заглавие; «О крещении дивов или чуд родящихся» (стр. 10). «Аще же многовиден див родится, и недоумение будет, аще един или многие суть, да не будет крещен, дóндеже разсудится сие; разсуждение сицево да будет, еще едину или многия имеет главы, едины или многия перси, ибо толикожде многия будут сердца и души, и раздельние чсловецы, и в сицевом надежи, кийждо их особне да крещен будут, коемуждо на главе воду изливая и глаголя: крещается раб Божий во имя Отца и проч.; аще же беда смертная наступит, и скратится время, ко еже коегождо особне крестити, может служитель, на коегождо главе воду изливая, всех единой крестити, глаголя: крещаются раби Божии, имя рек, во имя Отца и проч. Но убо сию множественную форму в сих точию, и в иных смертных бедах, в крещении многих единою, и яже время быти не может, коеже коегождо особне крестити, инакоже никако николиже да употреблена будет под смертным грехом и казнию правильною. Егда же есть известие, яко во виду суть два лица, якоже две главе и две перси не имать добре раздельны, тогда первее един да будет добре крещен совершен обычно, потом же другий под кондицией сим образом: аще несть крещен, и крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь; и ныне, и присно, и во веки веков, аминь». По правилам Православной Церкви, над крещаемым, непосредственно после крещения, должно совершаться миропомазание (Лаод. Соб., прав. 46). Миропомазание Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым миром частей тела во имя Св. Духа, получают дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной (Прав. Катех.), чтобы им быть крепкими, твердыми и непоколебимыми в православной вере, любви и надежде, со дерзновением без страха непостыдно исповедовать пред всеми имя Христа Бога, возрастать во всех добродетелях (Ектения в Чин миропомазания еретиков), избавляться от лукавого и всех начинаний его, в чистоте и правде душу соблюдать (Требн., молитва при миропом.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Собрал этот человек вокруг себя таких же ревнителей-светильников. Но с одним вышла проблема. Он сильно возжелал сана ради проповеди всех этих безумств и ежедневного причащения, но беда – он троеженец (кстати: ни в одном браке не сохранял верность). Как быть? Архимандрит посоветовал креститься, дабы смыть все грехи, в том числе и троебрачие!!! Но – кандидат крещен! Архимандрит отправляет его к какой-то бабе, ветхой деньми, которая «видит» – крещен или не крещен человек. Баба определила с порога – не крещен. И вот этот деятель, берет свою третью жену, двоих детей, брата (а все они крещены) и везет к архимандриту. Тот, не задумываясь, крестит. Дети тут же отправлены в мир. Жена заточена в женском монастыре, а сам ревнитель, - теперь уже целибат, - стал послушником под крылом архимандрита. За три месяца «послушаний» он стал иноком. А еще через три месяца – диаконом. Началась уислення подготовка к священству.   Во всей этой психушке, меня интересует, как сюда попал епископ? А вот как. Архимандрит предоставил ревнителя епископу, как достойного сана. Тот, вместо того, дабы исполнить элементарное церковное право, связаться с епископом епархии, с которой прибыл кандидат и узнать о нем с его уст, или же с уст священника, где тот причащался, - тупо рукопологает его в диаконы.   О чем все это говорит? О невежестве, о поверхности, о наглости, о непонимании своего служения – и причиной этому «выгорание», которое случилось задолго до того, как совершились данные действия. А это говорит о том, что никто не контролирует все эти притоны. Видно - и там «выгорание».        monk from USSR 25 июля 2013г. 02:47 Вы наивно полагаете, что, описывая  подобные «страсти», для кого-то «открыли Америку»? Могу Вам рассказать и более «интересные» вещи в великом множестве. И что??? Давайте теперь все дружно «выгорим» синим пламенем?!  Констатировать факты недостаточно. Мне любопытно, каким образом Вы предлагаете разрешать подобные проблемы? Я не стремлюсь «не видеть проблем»,но  я считаю, что подобным образом их не только не решить, но можно ещё и усугубить.

http://bogoslov.ru/article/3105573

" Аще многовиден див родится, и недоумение будет, аще един или многие суть, да не будет крещен, дóндеже рассудится сие; разсуждение сицево да будет, аще едину или многие имеет главы, едины или многие перси: ибо толикожде многие будут сердца, и души, и раздельния человецы, и в сицевом надежи, кийждо их особне да крещен будет, коемуждо на главе воду изливая и глаголя: крещается раб Божий во имя Отца и проч.; аще же беда смертная наступит, и скратится время, ко еже коегождо особне крестити, может служитель, на коегождо главе воду изливая, всех единой крестити, глаголя: крещаются. раби Божии, имя рек, во имя Отца и проч. Но убо сию множественную форму в сих точию, и в иных смертных бедах, в крещении многих единою, и яже время быти не может, ко еже коегождо особне крестити: инакоже никако николиже да употреблена будет под смертным грехом и казнию правильною. Егда же есть известие, яко во диву суть два лица, якоже две главе и две перси не имать добре раздельны, тогда первее един да будет добре крещен совершен обычно, потом же другий под кондицией сим образом: аще несть крещен, крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь; и ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Могут быть крещаемы таковые уроды (т.е., имеющие две головы и две груди, отчётливо разделённые) и оба вместе чрез погружение в воду, но с произнесением совершительной формулы крещения во множественном числе и отдельным наименованием каждого из них: «Крещаются рабы Божии» (такие-то) и т.д. 451 (Практ. Рук., 184 стр.). Восприемники при крещении При крещении как возрастных, так и младенцев должны быть восприемники . 452 При крещении возрастных восприемники служат к тому, чтобы: 1) быть свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и таким образом устранить в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и проч.; 2) отвечать при крещении за таких, кои по болезни не могут сами за себя дать ответов. При крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо их Символ веры и необходимые ответы и впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими 453 (VI, 53; Карф. 54., Требн., «Увещание от иерея к восприемнику»; Кн. о долж., 80, 87; Ук. Св. Син. 1836 г., V, 23; 1853 г., V, 25; Кур. цер. законовед. Арх. Иоанна, 2 т., 433 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Спустя двенадцать дней после того как подписано было соборное изложение о способе принятия латинян-поляков и других в православную Церковь, патриарх Филарет вновь созвал Собор, чтобы решить еще, как принимать «самих белорусцев, приходящих от Польскаго и от Литовскаго государства в православную веру нашу греческаго закона, в державу Московскаго государства и хотящих быти с нами вкупе христианы (т. е. православными)». Это было, можно сказать, лишь второе заседание прежнего Собора, потому что на нем присутствовали все те же святители вместе с митрополитом Сарским Ионою, и к ним прибавился только один недавно произведенный архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан. В начале заседания Филарет сказал присутствовавшим: «Когда я был в Польском и Литовском государстве, я видел многие церковные несогласия у самих христиан (т. е. православных), которые называются там белорусцами. Они именуются православными, а многие из них не соблюдают правил и преданий святых апостолов, святых Соборов и святых отцов. В одном доме у них у отца с детьми, у мужа с женою, у господина с рабами три или четыре веры: один держит веру христианскую (православную), другой папежскую, третий лютерскую, иной кальвинскую, иной новокрещенскую, иной арианскую, и все вместе на одной трапезе едят и пьют и совокупляются браком, а иные вместе и молитву творят. Многие из них молятся и за низверженного папу во время литургии, на ектениях и литиях и называются униатами, потому что приняли унию, или соединение, с папежниками. Архиереи их и все духовенство признают над собою власть папы и древнее предание святых апостолов и святых отцов не все содержат. Иные там ради напастей и гонений покорились папе, многие омрачились еретичеством и влаются всяким ветром учения, противного истинной вере христианской, а иные терпят беды и напасти ради нашей христианской веры и пребывают непреклонными в папино учение». Объяснив таким образом, почему необходимо разрешить вопрос, как принимать в православную Церковь белорусцев, между которыми существует столько разноверия, патриарх занялся вместе с Собором обсуждением этого вопроса и наконец соборне приговорил: а) когда кто-либо придет к нам, в Русскую державу, из Польского и Литовского государства и скажет, что он, белорусец, и есть истинный христианин греческого закона, то такого прежде испытывать, как он верует и истинно ли крещен в три погружения или крещен чрез обливание; если сам скажет, что он крещен в своей земле, а у них в крещении обливают, а не погружают, то его при принятии в православную Церковь совершенно крестить в три погружения, и если не миропомазан, то и миропомазать; б) равно если белорусец скажет, что он крещен в христианскую веру, но поп, крестивший его, поминает папу за Божественною литургией (т.

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

Родионцев попросил водворить тишину и стал так говорить: Братия-христиане! Вы слышали, что сейчас прочитано Василием Ефимовичем, – самое главное у них доказательство за крещение Амвросия заключается в том, что м. Амвросий сам о себе засвидетельствовал, что он крещен в три погружения, и такое свидетельство будто бы оправдывается соборным уложением. Но я совершенно не придаю никакого значения свидетельству м. Амвросия о самом себе и даже отвергаю это на следующем основании: м. Амвросий не мог помнить своего крещения, ибо он крещен обычно в младенческом несмыслии, а не взрослый; притом же, у родителей и родных ему, Амвросию, до сделки с Павлом Белокриницким, не было надобности расспрашивать, как он крещен, – в три ли погружения, или чрез обливание; я же сомневаюсь, было ли на самом деле со стороны Амвросия заявление о самом себе пред иконами, – не вернее ли будет, что это вымысел Павла Белокриницкого? Что же касательно до ссылки на Соборное Уложение п. Филарета, то я знаком хорошо с Соборным Уложением и не видал в оном никакого оправдания м. Амвросию. Сейчас мы прочитаем всю 9-ю главу Соборного Уложения. Родионцев требует Филаретовский или Иоасафский Потребник; но Гусев и Мельников стали говорить, что нет нужды читать всю главу Соборного Уложения; Родионцев же настаивал читать. За Родиоцева закричали ветковцы и в несколько голосов просили его прочитать. Родионцеву подали книгу, и он стал читать 9-ю главу. По прочтении всей главы, Родионцев заявляет: – Из прочитанного мною видно, что п. Филарет со всем российским собором заповедовал не только одних католиков крестить, но и всех униатов; а униаты весь закон держали греческий, а не латинский. Совершенно же крестить униатов заповедано потому, что у них при крещении, кА и у греков, по местам допускается и обливание; а что у греков действительно 2-х родов крещение совершалось еще при п. Филарете, это видно из следующего определения Соборного Уложения: которые иноземцы... в расспросе про себя сами скажут, яко они... в своей земле крещены в христианскую веру греческого закона, а в крещении у них обливают, а не в три погружения крестят, а миром и маслом помазуют... и таковых подобает совершенно крестити в три погружения; а иные иноземцы сказывают про себя сами же, что они в греческую веру крещены в три погружения и миром и маслом помазаны, и тех крестити не подобает (Собор. Улож. 9 гл.). Из этих двух определений очевидно, что по греческому закону крещение совершается разнообразно, чрез погружение и обливание: следовательно, вопрос еще не решен, как был крещен м. Амвросий, – в три ли погружения, или чрез обливание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Praha. 1974. Ro. 43, seš 1 S. 28–46. 849 Константин VIII и Василий II. – императоры-соправители, сыновья Романа II: Василий II Болгаробойца (976–1025 гг.) и Константин VIII (976–1028 гг.). 852 ...поживе... 28 лтъ. – Так же определяет срок жизни Владимира после крещения автор «Сказания о Борисе и Глебе». Сопоставив эти указания с датой смерти Владимира 15 июля 1015 г., получим год крещения Владимира 987, а не 988, как в «Повести временных лет». 853 На другое лто по крещении къ порогамъ ходи... – В летописи рассказа о таком походе нет. А. А. Шахматов предполагал, что Владимир ходил на печенегов, А. Поппе считал, что он встречал царевну Анну. Возможно, Владимир сопровождал войско, отправляемое в 988 г. в Византию. 854 ...на третье Корсунь город взя... – 989 г. О том, что Владимир крестился не в Корсуне, а еще в Киеве до похода, в полемике упоминает составитель «Повести временных лет» и называет место крещения – Василев (см. «Повесть временных лет» под 988 г.). 855 ...цьрьквь камену... заложи... – 990 г. В летописях закладка церкви относится ко времени сразу после корсунского похода (989 г. или 991 г.). 856 ...на пятое лто Переяславль заложи... – 991 г. В «Повести временных лет» – 992 г. (не через год, а через два года после закладки Десятинной церкви). 857 ...въ девятое лто десятину... Богородиц. – 995 г. А. А. Шахматов считал верной именно эту дату, так как 12 июля, день освящения церкви, приходился на воскресенье в 995, а не в 996 г. 859 Ярополк – старший сын Святослава; в 969 г. перед вторым болгарским походом Святослав выделил ему Киев. 860 ...угнетоша Олга... – второй сын Святослава. Получил Древлянскую землю. Из «Повести временных лет» известно, что ок. 976 г. Ярополк напал на Олега, который после проигранной битвы бежал в Овруч. Когда все торопились проскочить в город, многих, в том числе и князя, столкнули с моста в ров, где его задавило людьми и лошадьми. Неясно, представляет собой текст неудачное сокращение источника, или в источнике Иакова смерть Олега была представлена как несчастный случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010