Христо-Рождественский кафедральный собор считается настоящим духовным центром города Липецка, одним из его символов, архитектурной жемчужиной, местом, где собираются верующие жители города и области, а также паломники со всех уголков земли. На сегодняшний день, собор является объектом культурного наследия народов РФ регионального значения. Христо-Рождественский кафедральный собор расположен на Соборной площади города. Построен архитектором Томазо Адамини в классическом стиле. Увенчан позолоченным обширным куполом, что делает святыню еще более значимой и величественной. Фасады с Северной и Южной стороны украшены лоджиями с колоннами. Также с этих сторон есть два каменных крыльца: южное - с двухмаршевой лестницей и северное - с одномаршевой лестницей. Собор имеет несколько приделов: придел Николая Чудотворца, придел Серафима Саровского, Кресто-Воздвиженский придел, придел Смоленской иконы Божьей Матери. Возводилось это грандиозное сооружение на протяжении многих десятилетий по распоряжению великой русской правительницы Екатерины II, начиная с 1791 года. Строительство было Благословлено Святейшим Правительствующим Синодом и Преосвященным Иннокентием, епископом Воронежским. Возведение храмовой части Христо-Рождественского собора было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу. Случилась беда - произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объём здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей. Деньги на построение храма собирали у моста через реку Воронеж. Особенно активно во время проходивших здесь ярмарок. И вот, по милости Божией, 20 июня 1805 года был освящен первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца. А главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христо-Рождественскому храму переходит функция соборного храма города Липецка. Третий престол в храмовой части, правый, в южном приделе, был освящён в 1816 году.

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/08/...

Бутурлиновка. Кафедральный собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты В конце 19 века в Бутурлиновке с числом населения около двадцати тысяч человек имелось шесть церквей: Успенская, Воскресенская, Покровская (действующая и по ныне), Кресто-Воздвиженская, Феодосиевская, Преображенская. Они не могли вместить всех верующих, и было решено строить новый храм. В центре слободы, на торговой площади, находилась небольшая Преображенская каменная церковь, возведенная в 18 веке. Первоначальная постройка Преображенской и Успенской церкви неизвестна, но в описях и на планах 1780-х гг. они уже присутствуют, а в начале 19 в. перестраиваются из деревянных в каменные. Место это было сочтено наиболее приличествующим для нового собора. Средства надлежало собирать среди прихожан, и, хотя в слободе имелось немало зажиточных торговцев и ремесленников, без хлеботорговцев Кащенко вряд ли бутурлиновцы решились бы на такие траты. Проект грандиозного по размерам сооружения был выполнен в 1885 году архитектором строительного отделения Воронежского губернского правления Владимиром Всеволодовичем Стойновским (1850-1898) при участии архитекторов Д.В. Знобинина и С. Л. Мысловского. Имя Стойновского В.В. указано на мраморной закладной доске, обнаруженной во время реставрации под штукатуркой. В.В. Стойновский вскоре покинул Воронеж и наблюдать за воплощением его замысла был назначен его сослуживец, гражданский инженер Станислав Людвигович Мысловский (1856-1918) – известный зодчий, которым выполнен проект Христо-Рождественской Церкви в Анне. Инициатором строительства был крупный предприниматель мукомол Василий Михайлович Кащенко. В 1886 году он умер, и старостой Преображенской Церкви стал его сын, коммерции советник Алексей Васильевич Кащенко, ему помогали младшие братья Александр и Иван. Закладная доска называет и других старателей из числа бутурлиновцев: крестьяне Федор Иванович Шевцов; Федор Михайлович Головчанов и Алексей Иванович Момров. В том же 1886 году начались строительные работы. Церковь Преображения была разобрана, за исключением трапезной, которую временно приспособили под богослужения. Через пять лет вырос величественный краснокирпичный пятиглавый собор. Еще два года ушло на отделку интерьеров. Срок этот весьма короткий для столь масштабных работ. Подрядчиком по строительству собора был государственный крестьянин из Козловки Павел Иванович Филатов (1847-1917). Имен сотен рабочих-каменщиков мы не знаем, но результатами их мастерства восхищаемся до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=02354

Архитектурно храмовый комплекс во многом повторяет древнейший в Белоруссии Спасо-Евфросиниевский монастырь, считающийся со времен древнерусского Полоцкого княжества историческим и духовным центром Православия на белорусских землях. И это должно было свидетельствовать об исторической и духовной преемственности, о неразрывной связи веков. Минск, столица современной Белоруссии, словно бы принимал духовную эстафету у стольного древнего Полоцка, как в свое время сам Полоцк перенес на эти земли духовные и архитектурные традиции Византии и Киева, когда был возведен полоцкий Софийский собор. Макет собора. И уже построенная церковь во имя преподобной Евфросинии Полоцкой, и пока еще не завершенный (осталось выполнить внешнюю и внутреннюю отделку) собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» выполнены в византийском стиле (современные искусствоведы именуют его псевдовизантийским, чтобы отличать от византийского исторического), увенчаны полусферическими куполами, хорошо знакомыми нам по константинопольскому Софийскому собору и древним церквям Герции, Сербии и Болгарии. Правда, заметны и отличия: в обоих минских храмах окна и проемы – удлиненной формы, словно вытянутые вверх бойницы. Такое архитектурное решение делает храмы в большей степени устремленными ввысь, вертикально ориентированными. Видимо, само время вносит коррективы в храмовую архитектуру. И это особенно важно в больших городах, где огромные здания обступают церкви и соборы со всех сторон, и храмы зрительно теряются в городских джунглях. Удлиннение окон и проемов, особенно на барабанах под куполами, позволяет зрительно увеличить высоту храмов. Построенная церковь Евфросинии Полоцкой своими пропорциями напоминает древнюю полоцкую Евфросиниевскую церковь, особенно если сравнивать не с тем, как она выглядит сейчас, а с тем, какой она была во времена Полоцкого княжества. А стоящий рядом собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» повторяет своими очертаниями полоцкий Кресто-Воздвиженский собор. Вот только окна полоцких храмов имеют заметно меньшую высоту, чем их современные реплики в Минске.

http://pravoslavie.ru/56763.html

Омск. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты В 1865 году в Омске была заложена церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (Кресто-Воздвиженский кафедральный собор) и отстроена в 1870 году омским купцом (из казахов) Г.Н. Андреевым, принявшим православие, и его женой Вассой Петровной. Был закрыт в 1936 году. По резолюции Михаила Калинина здание должны были снести, но вместо этого устроили склад. По другим сведениям в 30-е годы XX века территория церкви была отдана под строительство школы. 28 ноября 1943 года общине верующих удалось получить назад свою церковь. Сейчас этот храм является главным в Омско-Тарской епархии. Крестовоздвиженская градо-Омская церковь имеет два престола: главный - во имя Честного Животворящего Креста Господня, а другой, южный - во имя Божией Матери в честь иконы «Утоли моя печали». Зданием каменная, построена в 1870 г. омским купцом Григорием Андреевым на собственные средства, по приходу малопоместительна, не вмещает и трети прихожан. Крестный ход бывает 27 июля: установлен во время холерной эпидемии 1892 г. Приписных сел, деревень, часовен и молитвенных домов в приходе нет. Для помещения причта имеются четыре деревянных дома, три из них новые, а четвертый ветхий. Земли для пользования причта нет. Зданий, приносящих доход церкви или причту нет. Жалования причт ни от казны, ни от прихожан не получает: капитал церкви в 8050 руб. заключается в процентных бумагах, хранящихся в Омском отделении Гос. Банка; капитал причта 5 397 руб., заключающийся также в процентных бумагах в вышепоименованном учреждении. В братскую кружку поступает дохода до 4 440 руб. в год. Церковно-приходская школа есть; школа содержится на церковные средства, при пособии от городской управы. Помещается в церковном деревянном здании… В приходе православных обоего пола 6 064 чел. По штату положено быть 3 священникам, диакону и 3 псаломщикам. К. Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=00020

Так и мы молимся Господу, чтобы Он послал стране сей изобилие плодов земных, благорастворение воздухов, дожди и ветры благовременны и сохранил ее от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобной брани. Да будут же благословенны страна сия, и град сей, и храм, и на всех вас да почиет благословение Господне благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь» с. 178–179, 182]. За неполных десять лет миссионерского служения святителя Тихона в Америке он повторил подвиг апостолов, созидая из миссионерской епархии Православную Церковь в Америке, паства которой состояла из десятков разных национальностей: коренных народов Аляски, эмигрантов из других стран Европы и Азии – общим числом около полумиллиона человек. Было построено множество храмов, монастырь, семинария, школы, приюты, возведены кафедральный собор во имя Святителя и Чудотворца Николая в Нью-Йорке, храм Пресвятой Троицы в Чикаго, храм в Бруклине во имя Святителя Николая, организованы Братство Нью-Йоркской церкви и Кресто-Воздвиженский союз взаимопомощи сестер милосердия. Будучи «всем для всех», святитель Тихон, будущий Патриарх Московский и Всероссийский, обладал апостольским даром живой Христовой любви. Возвращение на родину – Ярославская кафедра В апреле 1907 года святитель Тихон после многолетнего отсутствия вернулся на Родину. За эти годы в России произошли серьезные изменения: страна пережила неудачную войну с Японией 1904–1905 годов и революцию 1905–1907 годов. Даже проходя служение в Америке, святитель Тихон внимательно и с большой тревогой следил за событиями в России. Архиепископ Тихон прибыл в Ярославль 11 апреля 1907 года. Вот как описывается это в местном епархиальном издании: «Наконец давно жданный ярославцами владыка Тихон прибыл к месту своего архипастырского служения. Ярославль готовится к достойной встрече и приему нового архипастыря, шествующего на ярославскую ниву Божию из далекой Америки. Задолго до приезда поезда на дебаркадере ярославского вокзала стали собираться представители духовенства, духовно-учебных заведений, городской администрации и полиции, множество мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В. Ф. Коршикова. Соборный храм был достроен к 1897 году. В те годы в обители подвизалась игумения Евгения (Говорович), благодаря деятельности которой число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX века достигло 117 человек. Спасо-Евфросиниевская обитель стала крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви. В 1910 году святые мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, но во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет. После революции 1917 года, невзирая на гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года. В годы Второй мировой войны, в период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии из местного антирелигиозного музея в Витебскую Покровскую церковь, где они находились до 1943 года, а затем - в Спасский монастырь. Обитель снова открылась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь. После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Однако, начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении. 6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря. В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии. Снова увеличивается значение обители как древней твердыни Православия в Белоруссии. Здесь бывали Всероссийские патриархи во дни празднования Крестовоздвижения - Алексий II 26-27 сентября 1998 года и Кирилл 27 сентября 2009.

http://azbyka.ru/palomnik/Полоцкий_Спасо...

Его ученики основали Ново-Нямецкую обитель, которая находится у нас в епархии. Это большой монастырь, который называют малой Молдавской лаврой. В состав монастыря входят 4 храма: Свято-Вознесенский собор, Успенская церковь, Никольский храм, Кресто-Воздвиженский. 65-метровую колокольню монастыря часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой лавры . Великий старец Паисий очень почитается в нашей стране и считается народом покровителем страны. В 1988 г. Русская Православная Церковь прославила в лике святых преподобного Паисия Величковского, которого еще при жизни почитали как святого. Этот святой объединяет не только два берега реки Прут — Молдавию и Румынию, но и Украину, где он родился, Россию, где первыми издавались его труды и почиталось его монашеское служение, взрастившее русское старчество в Оптиной, Софрониевой, Глинской пустынях и других монастырях; Афон, где он много лет подвизался и столько сделал для сохранения и распространения его духовного наследия. Мы будем готовиться к юбилею, привлекать специалистов и богословов не только Молдовы, но просить поучаствовать и другие страны, Россию. Будем просить принять активное участие Патриархию. У нас прекрасные добрые отношения с Нямецким монастырем (Румыния), где пребывают святые мощи преподобного Паисия. В самые трудные времена, когда у нас не было еще семинарии, мы посылали по договоренности наших семинаристов к ним на учебу. И опять святой Паисий собирал возле себя учеников-молдаван. Необходимо провести международные конференции, самым серьезным образом изучить его наследие и издать его. Восстановить православные святыни, связанные с его именем. Потому что Паисий Величковский и его подвиги, наставления и труды имели не только великое влияние на монастыри, но и в целом в укреплении всей Православной Церкви, с жизнью которой связаны судьбы народов и государств. Мы должны приложить все усилия, чтобы воздать должное этому великому святому. — Дорогой владыка, 2012 год — юбилейный для Вас. В его преддверии журналисты будут расспрашивать Вас о многом. Мы бы хотели спросить Вас, почему, служа в рядах Советской Армии, Вы, уроженец Черновицкой лесной области, оказались на флоте и дослужились до высшего матросского звания — корабельного старшины?

http://patriarchia.ru/db/text/1559461.ht...

27 декабря 2006 года в связи с работами по раскрытию фресковой росписи святые мощи преподобной Евфросинии перенесли из древнего храма в Кресто-Воздвиженский собор, где они находятся и поныне. Поскольку в Спасской церкви до сих пор продолжаются реставрационные работы, богослужения в ней не совершаются. 3 июня 2007 года заботами и стараниями архиепископа Полоцкого и Глубокского Феодосия Спасский храм был увенчан позолоченным куполом. Тогда же интерьер церкви был украшен резным иконостасом. Спасо-Преображенская церковь Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря – единственный в Беларуси памятник XII века, где почти полностью сохранилась фресковая роспись. Известно, что на территории Восточной Руси имеется лишь один храм аналогичной сохранности – Спасо-Преображенская церковь (ок. 1140 г.) Мирожского монастыря во Пскове. Стены Полоцкого Спасского храма расписаны изображениями святых и библейских сюжетов в византийском стиле. Они и сейчас волнуют своей одухотворенностью, сдержанной, но богатой гаммой, в которой сочетаются красные, коричневые, синие и желтые цвета. Опытные мастера того времени писали натуральными красками по сырой штукатурке, что обеспечивало сохранность росписи на многие века. Первые работы по раскрытию фресковой росписи были предприняты еще в 1929 году, но планомерная реставрация стенописи началась лишь в начале 1990-х годов. Возглавил ее минский художник-реставратор и исследователь В.В. Ракицкий. Его стараниями полностью раскрыты фрески купола и барабана, парусов и подпружных арок, а также частично – сцены евангельского повествования, расположенные на стенах храма, и фигуры нескольких святых, находящихся в разных зонах фресковой росписи. Тогда же были сделаны первые пробные работы по отслоению масляной записи XIX века и ее переноса на новую основу. В 2007 году в целях ускорения раскрытия фресок к работам были подключены московские специалисты под руководством художника-реставратора В.Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. Ими полностью раскрыты росписи алтаря, алтарных столбов и жертвенника. В 2008–2009 гг. была окончательно разработана методика отслоения, что позволило сохранять запись XIX века при раскрытии древней росписи, а затем экспонировать ее как движимый памятник. В 2009 году вместе с московскими специалистами стали работать реставраторы ОАО «Белреставрация» под руководством художника-реставратора Ю.И. Малиновского. Минскими реставраторами раскрыты росписи диаконника. Помимо этого, в храме идет процесс самораскрытия фресок, которые обнажаются в осыпях масляной записи, плохо держащейся на стене. В результате этих осыпей открылись части многих изображений, хотя и не составляющих цельной картины, но позволяющие догадаться о содержании сюжета.

http://sobory.ru/article/?object=04904

В середине 1980-х годов местные власти стремились отнять у православных древний храм и устроить в нем музей. Только благодаря многочисленным ходатайствам прихожан в государственные инстанции эти планы не были осуществлены. В 1989 году на Синоде Русской Православной Церкви было принято решение о возрождении Спасо-Евфросиниевского монастыря. С 1990 по 1992 год службы в Спасо-Преображенском храме совершались ежедневно (за исключением воскресных и праздничных дней, когда богослужения проходили в Кресто-Воздвиженском соборе). До 1991 года в Спасском храме по средам Литургию и молебен с акафистом преподобной совершали прихожане общины Спасо-Преображенской церкви (в августе 1991 года община была переведена в Полоцкий Богоявленский собор, который был возвращен тогда Православной Церкви). В 1992 году основные богослужения стали совершаться в соборе. В Спасо-Преображенском храме до 2007 года ежедневно служили полунощницы, молебны у святых мощей преподобной Евфросинии с акафистом. Кроме того, по средам совершалась и Божественная Литургия. Помимо этого, с 1991 по 2007 год в Спасском храме совершались монашеские постриги. Особым утешением для пострижениц было пребывание в течение трех дней в древней церкви рядом с мощами основательницы монастыря. На хорах храма, где находятся две крестообразные келии (преподобной Евфросинии и одной из ее родственниц), постриженицы ночевали. Самым замечательным достоянием Спасо-Преображенской церкви является древняя фресковая роспись, сплошь покрывающая стены храма. В начале 1990-х годов началась планомерная реставрация стенописи, которую возглавил минский художник-реставратор и исследователь В.В. Ракицкий. В 2007 году в целях ускорения раскрытия фресок к работам были подключены московские специалисты под руководством художника-реставратора В.Д. Сарабьянова, главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Министерства культуры России. В настоящее время раскрыта существенная площадь росписей, дающая представление о стиле и системе внутреннего убранства церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04904

Для нас интересно знать, коснулись ли русофобские настроения Православной Церкви в Финляндии. Цитируемый нами П.И. Сутулин и О.А. Яровой считают, что это имело место. Так, Олег Аркадьевич приводит в качестве доказательства ссылку на записки финского поэта Карла Августа Альквиста, заявлявшего, что «Православная Церковь опасна для национального духа финнов» . Сутулин же в качестве доказательства своего мнения приводит факты закрытия православных храмов, их сноса или передачи лютеранским общинам. На это стоит сразу ответить, что гарнизонные и военные храмы со всем внутренним имуществом были переданы Финляндии Советским руководством еще в 1918 г. . Поэтому они и были использованы государством в своих целях. Епархиальное Управление особой беды в этом не видело, так как без материального обеспечения из России содержание данных храмов, не имеющих своих приходов, было очень обременительным. Так, в 1918 г. Александро-Невский гарнизонный храм в Суоменлинне был передан лютеранской общине, а с 1927 по 1929 гг. состоялась его масштабная реконструкция с целью изменения русского стиля. Стоит заметить, что иконостас, ризница и книги в полном количестве были переданы Церковному Управлению. В 1919 г. лютеранской общине был передан гарнизонный Кресто-Воздвиженский храм в Коуволе, в 1978 г. он был возвращен православным. Петро-Павловский храм в Торнио, также имея статус военного, был передан местному муниципалитету, в 1920-е гг. перестроен в маленький жилой дом. Внутренне убранство его было утрачено. В 1980-е гг. он также был передан образованной православной общине. П.И. Сутулин говорит, что «в 1924 г. была снесена церковь в Хямеенлинне (Тавастгус)» , но на самом деле Никольский гарнизонный храм в Хямеенлинне был реконструирован под библиотеку, а его колокола переданы лютеранским приходам Халкиваха, Сунд и Урьяла. В то же время Свято-Никольский храм в Куопио (ныне кафедральный собор) был спокойно передан православному приходу г. Савонлинны. Интересно, что уже в 1920-х – 1930-х гг. XX века в Финляндии православных, в том числе и коренных финнов, уничижительно называли «молельщиками русской церкви» и «идолопоклонниками». Некоторые государственные заведения, находившиеся в тесных контактах с шюцкором, такие как Почта Финляндии, были настроены достаточно враждебно к деятельности православных приходов. В основном враждебность проявлялась в виде многочисленных жалоб. Так, на колокольный звон с прихода Териоки поступали жалобы: «Невозможно работать на почте, откроешь окно, а там звонят. От колокольного звона бумаги со стола на пол летят!» . Стоит обязательно указать, что подобные выражения неприязни к Православию были достаточно редки.

http://bogoslov.ru/article/4231899

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010