Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенный между 1128 и 1156 гг. зодчим Иоанном, представляет собой шестистолпную одноглавую постройку. В ней отразились особенности общего направления древнерусского зодчества XII в. — небольшие размеры, простота плана, монументальность внешнего вида, достигнутая скупыми средствами, и фресковая роспись интерьера. Наиболее характерные черты Спасо-Евфросиньевского собора (до его перестройки при ремонте в XIX в.) — преобладание наружного объема над внутренним, а также ярусность наружной композиции. Источником ярусного построения было народное деревянное зодчество. Влияние его особенно заметно в решении подкупольного постамента, состоящего из четырех трехлопастных арок. Зодчий воспроизвел в кирпиче деревянные бочки, которые нарубались над покрытиями каменных зданий. Этот прием впоследствии стал излюбленным мотивом русской архитектуры XV—XVI вв. — многоярусные декоративные кокошники. Источник: Сайт " Глобус Беларуси " Кресто-Воздвиженский соборкрестообразный в плане, белокаменный, увенчанный пятью шлемообразными куполами с позолоченными крестами – был заложен 23 мая 1893 года Преосвященным Антонином (Державиным), епископом Полоцким и Витебским. Собор построен в 1897 году по проекту витебского губернского архитектора В.Ф. Коршикова при настоятельнице монастыря игумении Евгении (Говорович) на добровольные пожертвования, собиравшиеся в течение десятилетий. В Спасо-Евфросиниевской обители давно ощущалась нужда в обширном вместительном храме не только в большие праздники, но и в обычные воскресные дни. Особенно такой храм был необходим в день памяти преподобной Евфросинии, когда в монастырь прибывали тысячи богомольцев из самых отдаленных уголков России. Игумения Евгения не щадила своих сил для достижения святой цели храмоздательства: ее усердием был построен самый большой храм обители в честь Воздвижения Креста Господня. Величественный собор, ставший венцом строительной деятельности игумении Евгении, «вырос, можно сказать, из ничего, так как к сбору пожертвований приступили в такое время, когда никаких заранее заготовленных средств монастырь не имел». В благодарное воспоминание будущим поколениям о трудах игумении Евгении в 2000 году в соборе был помещен барельеф с памятной надписью к столетию со дня ее блаженной кончины, последовавшей 24 марта 1900 года.

http://sobory.ru/article/?object=04903

Бутурлиновка. Кафедральный собор Спаса Преображения. Преображенский собор Карта и ближайшие объекты В конце 19 века в Бутурлиновке с числом населения около двадцати тысяч человек имелось шесть церквей: Успенская, Воскресенская, Покровская (действующая и по ныне), Кресто-Воздвиженская, Феодосиевская, Преображенская. Они не могли вместить всех верующих, и было решено строить новый храм. В центре слободы, на торговой площади, находилась небольшая Преображенская каменная церковь, возведенная в 18 веке. Первоначальная постройка Преображенской и Успенской церкви неизвестна, но в описях и на планах 1780-х гг. они уже присутствуют, а в начале 19 в. перестраиваются из деревянных в каменные. Место это было сочтено наиболее приличествующим для нового собора. Средства надлежало собирать среди прихожан, и, хотя в слободе имелось немало зажиточных торговцев и ремесленников, без хлеботорговцев Кащенко вряд ли бутурлиновцы решились бы на такие траты. Проект грандиозного по размерам сооружения был выполнен в 1885 году архитектором строительного отделения Воронежского губернского правления Владимиром Всеволодовичем Стойновским (1850-1898) при участии архитекторов Д.В. Знобинина и С. Л. Мысловского. Имя Стойновского В.В. указано на мраморной закладной доске, обнаруженной во время реставрации под штукатуркой. В.В. Стойновский вскоре покинул Воронеж и наблюдать за воплощением его замысла был назначен его сослуживец, гражданский инженер Станислав Людвигович Мысловский (1856-1918) – известный зодчий, которым выполнен проект Христо-Рождественской Церкви в Анне. Инициатором строительства был крупный предприниматель мукомол Василий Михайлович Кащенко. В 1886 году он умер, и старостой Преображенской Церкви стал его сын, коммерции советник Алексей Васильевич Кащенко, ему помогали младшие братья Александр и Иван. Закладная доска называет и других старателей из числа бутурлиновцев: крестьяне Федор Иванович Шевцов; Федор Михайлович Головчанов и Алексей Иванович Момров. В том же 1886 году начались строительные работы. Церковь Преображения была разобрана, за исключением трапезной, которую временно приспособили под богослужения. Через пять лет вырос величественный краснокирпичный пятиглавый собор. Еще два года ушло на отделку интерьеров. Срок этот весьма короткий для столь масштабных работ. Подрядчиком по строительству собора был государственный крестьянин из Козловки Павел Иванович Филатов (1847-1917). Имен сотен рабочих-каменщиков мы не знаем, но результатами их мастерства восхищаемся до сих пор.

http://sobory.ru/article/?object=02354

Омск. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты В 1865 году в Омске была заложена церковь во имя Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня (Кресто-Воздвиженский кафедральный собор) и отстроена в 1870 году омским купцом (из казахов) Г.Н. Андреевым, принявшим православие, и его женой Вассой Петровной. Был закрыт в 1936 году. По резолюции Михаила Калинина здание должны были снести, но вместо этого устроили склад. По другим сведениям в 30-е годы XX века территория церкви была отдана под строительство школы. 28 ноября 1943 года общине верующих удалось получить назад свою церковь. Сейчас этот храм является главным в Омско-Тарской епархии. Крестовоздвиженская градо-Омская церковь имеет два престола: главный - во имя Честного Животворящего Креста Господня, а другой, южный - во имя Божией Матери в честь иконы «Утоли моя печали». Зданием каменная, построена в 1870 г. омским купцом Григорием Андреевым на собственные средства, по приходу малопоместительна, не вмещает и трети прихожан. Крестный ход бывает 27 июля: установлен во время холерной эпидемии 1892 г. Приписных сел, деревень, часовен и молитвенных домов в приходе нет. Для помещения причта имеются четыре деревянных дома, три из них новые, а четвертый ветхий. Земли для пользования причта нет. Зданий, приносящих доход церкви или причту нет. Жалования причт ни от казны, ни от прихожан не получает: капитал церкви в 8050 руб. заключается в процентных бумагах, хранящихся в Омском отделении Гос. Банка; капитал причта 5 397 руб., заключающийся также в процентных бумагах в вышепоименованном учреждении. В братскую кружку поступает дохода до 4 440 руб. в год. Церковно-приходская школа есть; школа содержится на церковные средства, при пособии от городской управы. Помещается в церковном деревянном здании… В приходе православных обоего пола 6 064 чел. По штату положено быть 3 священникам, диакону и 3 псаломщикам. К. Ф. Скальский «Омская епархия» Омск. Типография А. К. Демидова. 1900 г.

http://sobory.ru/article/?object=00020

Юрьево. Юрьев мужской монастырь. Юрьев монастырь, Юрьев (Георгия Победоносца) монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1030. Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, г. Великий Новгород, Юрьево Координаты: 58.4871, 31.286 Проезд: Юрьев монастырь находится в нескольких километрах от Новгорода. Чтобы попасть в него, лучше всего воспользоваться автобусом (или который ходит от вокзала. Остановка, нужная вам, называется «Юрьево». Если вы едете на автомобиле, нужно выезжать из города по Троицкой улице и следовать по гла ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Юрьев монастырь находится в нескольких километрах от Новгорода. Чтобы попасть в него, лучше всего воспользоваться автобусом (или который ходит от вокзала. Остановка, нужная вам, называется «Юрьево». Если вы едете на автомобиле, нужно выезжать из города по Троицкой улице и следовать по главной дороге до поворота на Юрьев монастырь и Витославлицы, где, кстати (в Новгородском музее народного деревянного зодчества), сохранился дом графини Орловой-Чесменской. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты К северному корпусу примыкает Кресто-Воздвиженский собор, построенный в 1761-1762 годах и перестроенный в 1823 году. Перед передачей его законным хозяевам - РПЦ в нём проводились художественные выставки. Церковь Иконы Божией Матери Неопалимой Купины Свято-Юрьева монастыря построена в 1828-1830 гг.После ВОВ в ней жили люди, с середины 80-х годов 20-го века до восстановления мужского монастыря в южном корпусе и самой церкви были художественные мастерские. В 1030 г. кн. Ярослав Мудрый выстроил здесь деревянную церковь во имя св. Георгия. В 1092 г. монастырь был расширен, в 1119-1130 гг. при Всеволоде деревянную церковь сменили каменным храмом. До 18 века обитель считалась одной из самых богатых на Севере и была называема лаврой. Монастырские владения доходили до Белого моря. К обители был преписан Перынский скит, расположенный в 1 км от монастыря. Сегодня в обители 3 монаха, 3 послушника и 20 трудников.

http://sobory.ru/article/?object=00164

«Будет молитва в монастыре – будет и монашеская жизнь» Игумения Евдокия (Левшук) Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви 12 августа 2018 года в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре Полоцка отметили 60-летие настоятельницы обители игумении Евдокии (Левшук). В этот день  матушку игумению поздравил митрополит Минский и Заславский Павел. После Литургии, которую Его Высокопреосвященство совершил в Кресто-Воздвиженском соборе обители, митрополит Павел во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения вручил настоятельнице монастыря орден святителя Кирилла Туровского второй степени. Корреспонденты «Монастырского вестника» побывали в Спасо-Евфросиниевском монастыре незадолго до этого события и попросили матушку ответить на вопросы о ее монашеском пути, о том, как возрождался монастырь преподобной Евфросинии и чем сегодня живет обитель. Матушка, Вы уже 11 лет исполняете послушание игумении Спасо-Евфросиниевского монастыря, настоятельницей были назначены еще раньше, в 2004-м. А совсем скоро, в 2019 году, древняя Полоцкая обитель отметит 30 лет со дня принятия Священным Синодом решения о возвращении ее Церкви – начала возрождения. Расскажите, пожалуйста, какой путь прошел монастырь за это время? Насколько отличается он сегодняшний от того, каким Вы увидели его, приехав сюда в начале 1990-х. Первые четырнадцать насельниц приехали в монастырь из Жирович в 1990 году (после закрытия Полоцкой обители в 1961 году сестры были переведены в Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь). В сентябре 1991 года прибыли еще восемнадцать сестер с игуменией Евфросинией (Максимчук); в их числе была и я. Страшно вспоминать, что здесь было. Через территорию монастыря проходила дорога, уцелевшие монастырские корпуса были заселены людьми. Запустение было великое. Ни воды, ни отопления, керогазы, колонка на улице…      К 1990-му году Кресто-Воздвиженский собор, пострадавший от бомбежек в войну, был передан верующим и частично отремонтирован. До этого времени богослужения совершались только в древнем Спасском храме. Слава Богу, не удалось превратить монастырь в туристический комплекс, а из собора сделать планетарий! Теплая Свято-Евфросиниевская церковь была восстановлена до нашего приезда: там совершалось Таинство Крещения, а в пристройке разместилась сестринская кухня и трапезная.

http://pravoslavie.ru/115111.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Владимирская Нерехтская Нерехтская икона Божией Матери является чудотворным списком с Владимирской иконы. Как повествует церковное предание, в 1634 году Пресвятая Богородица, явившись в сонном видении благочестивому жителю града Ярославля Иоанну Аверкиеву, повелела ему: «Иоанн, пойди к живущему в городе иконописцу, по имени Димитрию, возьми у него икону Пресвятой Богородицы, именуемую Владимирской, и отнеси ее в город Нерехту – там многие желают видеть Меня». Вначале Иоанн усомнился в истинности видения, за что был наказан тяжелой болезнью. Уразумев же, что повеленное ему есть действительная воля Царицы Небесной, он исполнил желание Божией Матери и на лодке, по рекам Волге и Солонице, доставил образ Пресвятой Богородицы в Нерехту, где икону торжественно встретили духовенство и жители города. Многие чудеса – в том числе и исцеление от недуга самого Иоанна Аверкиева – сразу же засвидетельствовали благодатную цельбоносную силу иконы. Святыню поставили в деревянной часовне, а затем, по повелению Патриарха Московского и всея Руси Иоасафа, устроили здесь деревянную церковь и при ней иноческую обитель, именуемую Сретенской. В 1678 году царь Феодор Иоаннович посетил Нерехту и, поклонившись чудотворной иконе, повелел воздвигнуть в обители каменный храм. В 1686 году трудами нерехтских граждан и попечением государей Иоанна Алексеевича и молодого Петра I Владимирский собор был построен и освящен. После упразднения Сретенской обители в 1764 году Владимирский собор стал приходским храмом, но православные нерехтчане продолжали чтить пребывавшую в его стенах святыню – список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, небесной Покровительницы нерехтской земли. После закрытия Владимирской церкви в 1930-е годы ХХ столетия чудотворная икона, как и все убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Кресто-воздвиженской и Преображенской церквях града Нерехты.

http://pravicon.com/info-3910

Arhiva Egumena Evdochia (Levuk): „Va fi rugciune în mnstirea, va fi i viaa monahal” 15 august 2018 12:10 12 августа 2018 года в Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре Полоцка (Витебская область, Белоруссия) отметили 60-летие настоятельницы обители игумении Евдокии (Левшук). В этот день матушку игумению поздравил митрополит Минский и Заславский Павел . После Литругии в Крестовоздвиженском соборе обители митрополит Павел во внимание к усердным трудам во славу Святой Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения вручил настоятельнице монастыря орден святителя Кирилла Туровского II степени. Корреспонденты «Монастырского вестника» побывали в Спасо-Евфросиниевском монастыре незадолго до этого события и попросили матушку ответить на вопросы о ее монашеском пути, о том, как возрождался монастырь преподобной Евфросинии и чем сегодня живет обитель. — Матушка, Вы уже 11 лет исполняете послушание игумении Спасо-Евфросиниевского монастыря, настоятельницей были назначены еще раньше, в 2004 году. А совсем скоро, в 2019 году, древняя Полоцкая обитель отметит 30 лет со дня принятия Священным Синодом решения о возвращении ее Церкви — начала возрождения. Расскажите, пожалуйста, какой путь прошел монастырь за это время? Насколько отличается он сегодняшний от того, каким Вы увидели его, приехав сюда в начале 1990-х. — Первые четырнадцать насельниц приехали в монастырь из Жирович в 1990 году (после закрытия Полоцкой обители в 1961 году сестры были переведены в Жировичский Успенский мужской монастырь). В сентябре 1991 года прибыли еще восемнадцать сестер с игуменией Евфросинией (Максимчук); в их числе была и я. Страшно вспоминать, что здесь было. Через территорию монастыря проходила дорога, уцелевшие монастырские корпуса были заселены людьми. Запустение было великое. Ни воды, ни отопления, керогазы, колонка на улице… К 1990-му году Кресто-Воздвиженский собор, пострадавший от бомбежек в войну, был передан верующим и частично отремонтирован. До этого времени богослужения совершались только в древнем Спасском храме. Слава Богу, не удалось превратить монастырь в туристический комплекс, а из собора сделать планетарий! Теплая Евфросиниевская церковь была восстановлена до нашего приезда: там совершалось таинство Крещения, а в пристройке разместилась сестринская кухня и трапезная.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5251346...

Начался Первосвятительский визит Предстоятеля Русской Церкви в Калининград 9 сентября 2006 г. 12:49 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II прибыл с двухдневным Первосвятительским визитом в г. Калининград, приуроченным к 60-летию Калининградской области и 20-летию возрождения Православия в самом западном регионе России. В аэропорту «Храброво» высокого гостя встречали митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , губернатор Калининградской области Г.В. Боос, председатель областной думы С.В. Булычев, мэр г. Калининграда Ю.А. Савенко, председатель городского совета А.Г. Ярошук, командующий Балтийским флотом вице-адмирал К.С. Сиденко, представители духовенства Смоленско-Калининградской епархии . В Первосвятительской поездке на калининградскую землю Святейшего Патриарха сопровождает архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, викарий Московской епархии . Сегодня, 9 сентября, Предстоятель посетит Свято-Никольский монастырь и приходские храмы города: храм во имя прп. Герасима Болдинского и строящийся храм во имя св. апостола Андрея Первозванного. В Кресто-Воздвиженском кафедральном соборе г. Калининграда Святейший Патриарх совершит Великую Вечерню. Завтра, 10 сентября, Предстоятель Русской Церкви совершит чин освящения новопостроенного соборного храма Христа Спасителя . Калининградский собор напоминает Храм Христа Спасителя в Москве. Горсть земли из-под стен московского храма в особой капсуле заложили в основание нового кафедрального собора Калининграда в июне 1996 года в присутствии первого президента России Б.Н.Ельцина . В верхнем храме собора смогут молиться три тысячи человек, нижний храм рассчитан на 400 богомольцев. Помимо этого, храмовый комплекс включает в себя конференц-зал на 200-250 человек. Ожидается, что на торжественных мероприятиях, приуроченных к освящению собора Христа Спасителя, будет присутствовать президент Российской Федерации В.В. Путин . После литургии в новоосвященном храме в здании епархиального управления состоится торжественный прием, после которого на площади Победы пройдет праздничный концерт. Его Святейшество также посетит нижний храм кафедрального собора Христа Спасителя, освященный в честь Нерукотворого образа Иисуса Христа, и примет участие в итоговой пресс-конференции. Пресс-служба Московской Патриархии Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/140121.htm...

В тот же период в храм попала авиабомба, которая разрушила один свод и образовала трещины в стенах всего здания (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 50). После войны собор долгое время находился в запустении. Пятнадцать лет храм стоял без кровли, и под действием атмосферных осадков стены и кирпичное сводчатое перекрытие были значительно разрушены. По рассказам очевидцев, до 1954 года внутри собора хранились дрова отдельных военнослужащих, проживавших на территории монастыря (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 10, л. 53). Кресто-Воздвиженский собор оставался без ремонта и реставрации вплоть до 1980-х годов, несмотря на то, что игумения Елевферия (Новикова, † 1959) неоднократно обращалась к уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Витебской области с просьбой о ремонте и передаче храма обители (ГАВО, ф. 4131, оп. 1, д. 19, л. 25). Спустя год после смерти игумении Елевферии монастырь был закрыт, на его территории действовала только одна Спасо-Преображенская церковь, которая перешла в ведение приходской общины. В 1980-е годы городские власти решили сделать планетарий из Кресто-Воздвиженского собора, поэтому на куполе храма был установлен знак небесной сферы. Староста Спасо-Преображенской церкви Татьяна Никодимовна Храповицкая обращалась в разные инстанции, писала письма Святейшему Патриарху Пимену, Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву, члену Президиума правления Советского фонда культуры Раисе Максимовне Горбачевой, ездила в Москву и Ленинград с целью спасти храм от поругания. По молитвам преподобной Евфросинии верующим удалось отстоять собор. В Полоцк приехала московская комиссия, которая одобрила передачу православным Кресто-Воздвиженского храма. В 1988 году Кресто-Воздвиженский собор был передан «православному религиозному обществу в безвозмездное пользование», и тогда же в храме начались ремонтные работы. Первая Литургия в Кресто-Воздвиженском соборе после долгих лет запустения была совершена 27 сентября 1989 года на праздник Воздвижения Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=04903

Тогда храм стоял еще в лесах. В 1990 году сняли леса, и в целом ремонт собора был завершен. Однако предстояло еще сделать пол. В том же году храм временно покрыли линолеумом, а в 1992 году сделали мраморный пол. Работа по укладке пола производилась со второй седмицы Великого поста. К Пасхе сделали пол в основном объеме храма, к празднику преподобной Евфросинии – в алтаре, а к Успению Божией Матери – в заалтарной части. Восстанавливать Кресто-Воздвиженский собор помогали как государственное учреждение «Белспецпроектреставрация», так и активные прихожане монастырского Спасо-Преображенского храма. Большой вклад в возрождение обители, в частности, в ремонт собора внесли супруги Виктор Михайлович и Татьяна Никодимовна Храповицкие, принявшие в дальнейшем монашеский постриг с именами Виталий и Таисия († 2006). После ремонта храм был переосвящен в 1993 году епископом Полоцким и Глубокским Глебом (Савиным; † 1998). В 2009 году в Кресто-Воздвиженском соборе был произведен капитальный ремонт в связи с визитом в Спасо-Евфросиниевский монастырь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 1999 году в соборе установили кирпичный двухъярусный иконостас с резьбой по гипсу (скульптор – Вячеслав Малышкин, художники-иконописцы – Владимир Сидельников и Евгений Антонов). В 2002 году по проекту художника Свято-Троице-Сергиевой Лавры Вячеслава Саблина под руководством архитектора Московского Свято-Данилова монастыря Дмитрия Соколова иконостас был дополнен полукруглым завершением, украшенным круглыми иконами. В 2003 году для освещения собора во время торжественных богослужений обители был подарен хорос. В 2003–2004 годы в храме установили восемь киотов для икон Божией Матери и святых угодников Божиих. В 2005 году в Кресто-Воздвиженском соборе были поставлены монашеские стасидии, а в средней части храма устроены два дубовых резных клироса с правой и с левой стороны. Важно отметить, что сейчас в соборе находятся две чудотворные иконы Божией Матери – «Эфесская» (XVI в.) и «Красностокская» (XVII в.), а также иконы с частицами мощей угодников Божиих – преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; святителей Николая Чудотворца, Филарета Московского и Феофана Затворника; священномученика Константина, пресвитера Шарковщинского, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона Целителя, великомученицы Варвары. Кроме того, в храме установлены два ковчега-мощевика и распятие с частицей Животворящего Древа Креста Господня. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=04903

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010