Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Анастасиин Ризоположенский, Анастасиин Крестовоздвиженский, Анастасиин Богоявленский], в Костроме. Точная дата основания неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. вел. кн. московским Василием I Димитриевичем , позволяют полагать, что мон-рь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой жен. обителью Костромского края. По предположению нек-рых историков, его основательницей была кнг. Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра вел. кн. Василия Димитриевича. Мон-рь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Анастасиин жен. мон-рь. Кострома Анастасиин жен. мон-рь. Кострома В сер. XVI в. мон-рю покровительствовала царица Анастасия Романовна . Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском у., пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. А. м. был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели. К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая ц. в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/114784.html

В 1786 г. из Успенского собора лавры в В. м. торжественно перенесли гроб прп. Сергия Радонежского, в к-ром до XVI в. хранились мощи святого. Гроб поместили в небольшой «пещерке» справа от алтаря Лазаревской ц. Для гроба по распоряжению митр. Платона был изготовлен медный футляр с посеребренной передней крышкой, на к-рой имелись чеканные изображения: явление Божией Матери прп. Сергию, Распятие с предстоящими ангелами и моление прп. Сергия с учениками. Вифанский мон-рь. Гравюра. 1868 г. (РГБ) Вифанский мон-рь. Гравюра. 1868 г. (РГБ) Одновременно с Преображенским собором в В. м. были построены ограда с башнями и 2-ярусная колокольня (1786) над гл. входом, в юж. части мон-ря - двухэтажный деревянный дом для митр. Платона, отличавшийся изысканным и дорогим внутренним убранством; часть мебели была подарена архиеп. Платону супругой наследника Павла Петровича вел. кнг. Наталией Алексеевной и Г. А. Потёмкиным . В покоях действовала домовая ц. в честь Сошествия Св. Духа, стены к-рой были обложены мрамором, вместо иконостаса в храме стояла низкая резная с позолотой решетка и занавес голубого цвета, с вышитым на нем изображением Благовещения. По образцу Свято-Духовской ц. в архиерейских палатах Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря была устроена крестовая ц. прп. Сергия Радонежского (1870). В 80-х гг. XVIII в. в В. м. были также построены 2 братских корпуса, небольшой казначейский корпус, богадельня на 12 чел.; в юго-вост. углу устроен конный двор, в сев.-вост.- небольшой пруд и кладбище для почивших насельников лавры и В. м. На монастырских воротах помещались изображения евангельских событий и четверостишие: «В Вифанию Христос пришел и водворился тут: О если б Он и здесь покой нашел! Не тщетны б были кошт и труд». В 1786 г. был надстроен 3-й ярус колокольни. На строительство обители митр. Платон пожертвовал 10883 р., а также внес в гос. банк 20 тыс. р., на проценты от к-рых содержался мон-рь. Вифанский мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Вифанский мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

http://pravenc.ru/text/158880.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Любимов Алексей Артемьевич; 1641, Тюмень - 6.09.1702, Холмогоры), архиеп. Холмогорский и Важский, духовный писатель и полемист. Род. предположительно в казачьей семье, по нек-рым сведениям, до пострига был близок к старообрядцам. В 1666 г. принял монашество в Далматовом мон-ре , его духовным отцом был основатель старец Далмат, в мон-ре А. составил толкование на Псалтирь. В 1666 г. А. был определен в тобольский архиерейский дом, где пребывал до 1674 г. сначала в должности крестового архиерейского иеродиакона, затем ризничего, в 1668 г. сопровождал Тобольского архиеп. Корнилия в Москву. В авг. 1674 г. вернулся в Далматов мон-рь, где вскоре состоялось рукоположение А. во иеромонаха и возведение в сан игумена - настоятеля мон-ря. А. также надзирал за благочинием (в частности, за совершением богослужений по новоисправленным книгам (см. Книжная справа никоновская )) в окрестных приходах. В 1677 г. по неизвестной причине был сослан в Спасский мон-рь в Енисейском остроге, в дек. того же года, получив прощение митр. Корнилия, вернулся в Далматов мон-рь. В авг. 1679 г. А. в числе неск. посланцев по поручению старца Далмата отправился в Москву с челобитной на имя царя о монастырских нуждах. В столице он стал Патриаршим крестовым иеромонахом. В марте 1682 г. хиротонисан во архиепископа на новообразованную Холмогорскую кафедру. Задержался в Москве для участия в погребении царя Феодора Алексеевича († 27 апр. 1682), венчании на царство Иоанна V и Петра I Алексеевичей (25 июня), в прениях со старообрядцами, проходивших в Грановитой палате (5 июля). Сразу после прений по поручению Патриарха Иоакима А. написал «Увет духовный» с целью опровержения старообрядческой челобитной, книга была издана уже в сент. 1682 г. Прибыв в Холмогоры 18 окт. 1682 г., А. энергично принялся за организацию церковной жизни в епархии, особо следил за совершением богослужений по новоисправленным книгам, противодействовал распространению раскола (мерами духовного убеждения и с помощью светской власти), в июне 1683 г. посетил Соловецкий мон-рь . При А. в Холмогорах и окрестностях началось активное каменное строительство: воздвигнут кафедральный Преображенский собор (1683-1691), в Холмогорах основан Успенский жен. мон-рь (1688).

http://pravenc.ru/text/76904.html

Добрушский мон-рь (Добруша). Фотография. 2013 г. Добрушский мон-рь (Добруша). Фотография. 2013 г. В 1740 г. в с. Гиржавка (Гыржавка, Хыржаука) был основан Вознесенский скит, неоднократно разрушенный во время набегов татар и восстановленный в нач. XIX в., когда он получил статус мон-ря (см. ст. Вознесения Господня Гыржавский мон-рь ). Мон-рь лежит на невысокой террасе рельефа, из-за холмов архитектура комплекса не просматривается издали. К воротам ведет аллея пирамидальных тополей. Кирпичные стены ограды с обеих сторон окаймляют главную дорогу, но благодаря ажурной с просветами кладке вблизи впечатление замкнутости внутреннего пространства рассеивается. Ворота увенчаны 3 главками, за ними видны купола летнего собора. План ансамбля решен своеобразно: в виде подковы, раскрытой на восток. Благодаря этому акцентирован композиционный центр - летняя ц. Вознесения Господня (1820-1836), построенная на месте деревянной. В плане она крестовая, однокупольная; ее вост., алтарная ветвь полукруглая; северная, южная и западная - короткие, прямоугольные. В средокрестье, по осям ветвей, устроены 4 опорных пилона, несущие с помощью подпружных арок и парусов купол на круглом барабане, а также сводчатые перекрытия. Над зап. ветвью устроена колокольня с высоким островерхим шпилем, характерным для молдавской архитектуры XVIII в. Основной объем храма завершает антаблемент с развитым фризом, но упрощенными архитравом и карнизом. Все ветви креста, кроме восточной, увенчаны треугольными фронтонами. На глади стен выделяются только окна, неширокие тяги и профили антаблемента. Архитектура церкви отмечена большой строгостью, это одно из лучших произведений стиля классицизм в Молдавии. Наряду с летней церковью на территории мон-ря находятся зимний храм, покои архимандрита, здания келий. Добрушский монастырь (Добруша) был основан в 1527 г. (с 1772 - скит). Он имеет 2 территории: старый мон-рь на горе и новый, обустроенный (нижний). В 1822 г. в новом мон-ре был возведен каменный собор во имя свт. Николая Чудотворца. В 1837-1839 гг. на верхней террасе вместо деревянного построен каменный кладбищенский 3-частный крестообразный храм с отдельно стоящей колокольней (не сохр.). Зимняя (теплая) ц. в честь Преображения Господня (1847) возведена под одной крышей с покоями архимандрита. Планировка монастыря замкнута: пространство окружено 2- и 3-этажными корпусами келий, зданиями трапезной, зимнего храма и другими постройками. Расположение собора нового (нижнего) монастыря в центре, рядом с высокой, монументальной 3-ярусной надвратной колокольней, придает ансамблю облик средневековой крепости.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Лит.: ИРИ. Т. 3. С. 749; Мельников П. Городецкие церкви//Нижегородские ГВ. 1845. 8-9; Ист. сведение о Городецком мон-ре Пресв. Богородицы Феодоровской Нижегородской губ., Балахнинского у. М., 1849; Ист. описание Городецкого Феодоровского мон-ря и его настоящее состояние. СПб., 1870; Ист. сведения о Городецком мон-ре//Нижегородские ГВ. 1853. 8; [Певцов В. Г. ] Из описания Феодоровского Городецкого мон-ря. СПб., 1872; Можаровский А. Архим. Петр (Каменский), начальник Российско-императорской X Миссии в Пекине//Нижегородские ЕВ. 1886. 18-20; 1887. 9; Соколовский А. Летопись с. Городца//Нижегородские ЕВ. 1886. 3-4; Феодоровский мон-рь//Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память 900-летия Крещения Руси. Н. Новг., 1888. С. 243-248; Феодосий, архим. Ист. описание Феодоровского мон-ря, в связи с минувшим полит. значением с. Городца Нижегородской губ. Н. Новг., 1890, 19002; О чудотворной Феодоровской иконе Богоматери, находящейся в Феодоровском Городецком мон-ре Нижегородской губ. Н. Новг., 1892; Ист. данные о Феодоровском Городецком мон-ре: К построению при подворье мон-ря в С.-Петербурге храма в память 300-летнего юбилея царствования Имп. дома Романовых. СПб., 1910; История Феодоровского Городецкого мон-ря (Нижегородской губ.) и построение в С.-Петербурге храма в память 300-летнего юбилея царствования Имп. дома Романовых. СПб., 1913; Днепровский Д. Древний вал и крестовые сосны в Городце//Действие Нижегородской губ. ученой комиссии. Н. Новг., 1914. Т. 17. Вып. 4. С. 1-5; Мельников А. П. Нижегородская старина. Н. Новг., 1923. С. 56; Галай Ю. А. Федоровский мон-рь. Городец, 1994; Сироткин С. В. Материалы к истории Федоровского Городецкого мон-ря//Городецкие чт. Городец, 2000. Вып. 3. С. 64-68; Егорькова И. А. Александр Невский и Городецкий Федоровский мон-рь: Легенда и история//Там же. 2003. Вып. 4. С. 56-62; Бахарева Н. Н. Древняя городецкая икона Богородицы: Вопр. истории и иконографии//Там же. С. 111-125; она же. Об иконографических источниках образа «Богоматерь Федоровская»//Там же. 2004. Вып. 5. С. 52-66.

http://pravenc.ru/text/166241.html

Казанская Ярославская икона Божией Матери в Казанском соборе Казанского Богородицкого мон-ря в Ярославле В ярославском Казанском мон-ре деревянный храм в честь Казанской иконы по благословению Варлаама, митр. Ростовского и Ярославского, в 1649 г. на средства жителей города был заменен каменным трудами священника мон-ря Ермила Михайлова (впосл. протопресвитер Успенского собора Ярославля). В сер. XVII в. в мон-ре подвизалось более 100 монахинь. Существующий ныне большой каменный Казанский собор 1835-1838 гг. (освящен в 1845) выстроен на месте снесенного аварийного храма 1649 г. в классицистических формах. В 1910 г. в обители подвизалось ок. 400 сестер. В 1918 г. мон-рь упразднен. Сестер перевели в Толгский мон-рь , а К. Я. и. в 1921 г. была перенесена в Крестовоздвиженскую ц. Ярославля, откуда ее похитили 11 окт. 1925 г. В 1997 г. начались богослужения в подклетной части Казанского собора, 1 авг. 1998 г. обитель открыли. Ныне в мон-ре особо почитается список К. Я. и., написанный сестрами мон-ря в 1881 г. (благословение игум. Феофании в дар священнику обители Иоанну Крылову). В 70-х гг. XX в. этот список был отдан архим. Михею (впосл. архиепископ Ярославский и Ростовский) с наказом вернуть его в мон-рь, когда в нем возобновится монашеская жизнь, что и было сделано сразу после открытия монастыря; публикуется во всех монастырских изданиях. Икона имеет оклад (золото, серебро с позолотой, драгоценные камни - турмалин и хризопраз) ювелирной работы, выполненный в 2009-2010 гг. Валерием Созиновым из приношений (крестиков, колечек и т. п.) к иконе в благодарность за исполнение просимого, и множество драгоценных прикладов (т. к. от иконы продолжают происходить чудеса, ведется их запись). Крестные ходы с К. Я. и. совершались из Ярославля дважды в год в др. города епархии, с 1761 г.- ежегодно в Романов. С 1781 г. во время крестного хода икона 3 недели стояла в Романове в выстроенном в 1758 г. каменном Казанском (Преображенском) храме под горой, на берегу Волги, а затем переправлялась в Крестовоздвиженский собор Борисоглебска, на др. сторону реки. С 1800 г. ежегодный крестный ход совершался в Рыбинск. С 2000 г. совершается ежегодный общегородской крестный ход до Казанской часовни, сооруженной в память создания ополчения Минина и Пожарского, в 2002 г. возрожден крестный ход до г. Тутаева. Ныне в крестных ходах выносится почитаемый в Казанском ярославском мон-ре список К. Я. и., перед которым молится множество людей, прибывающих в мон-рь из разных регионов России.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Во время строительства в фундамент монастырского храма были заложены частицы мощей апостолов Петра, Павла, Марка, Луки и Андрея, принесенные св. Григорием из Рима. С ними предание связывает посвящение монастыря св. Апостолам. Известны также другие названия мон-ря - Тиринкатар (по названию близлежащей горы) и Глаздор (по глубоким ущельям, находящимся рядом). Со времени основания мон-рь отличался научно-культурной активностью, а после изобретения арм. письменности в V в. здесь началась систематическая работа по переводу произведений с греческого и сирийского языков. Тогда мон-рь приобрел еще одно название - Таргманчац (Переводчиков). Могилы многих переводчиков располагались к югу от главного храма. В течение первых столетий своей истории монастырь находился под покровительством Сасунских и Таронских княжеских домов Мамиконянов, а в дальнейшем - Торникянов. Большие средства монастырю пожертвовал Чортванел Мамиконян (кон. XI - нач. XII в.). Первая церковь мон-ря, по преданию построенная св. Григорием Просветителем, была разрушена в средние века (от нее ничего не сохр.). В X-XI вв. территория мон-ря увеличилась; были обновлены старые строения, построены церкви. Главная ц. св. Апостолов была возведена в XI в. Она имела крестово-купольную форму; по углам к ней были пристроены 2-этажные ризницы. Согласно надписи на одном из хачкаров, церковь была отремонтирована в 1125 г. Ц. св. Степаноса (Стефана) была построена в 1663 г. к югу от ц. св. Апостолов. От ц. св. Геворга (Георгия) в Новое время остались только развалины. В 300 м к востоку от мон-ря в кон. XI - нач. XII в. была построена купольная ц. св. ап. Тадеоса (Фаддея). По преданию, в церкви хранились мощи апостола и др. реликвии, мон-рь часто называли мон-рем св. Тадеоса. В 1271-1281 гг. настоятель мон-ря Нерсес Мшеци перенес сюда из Хор-Вирапа духовную семинарию Армянской Апостольской Церкви. В мон-ре было создано и иллюстрировано множество рукописей. Во время войн безоружные жители окрестных деревень часто находили пристанище в мон-ре.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

Вероисповедное единство правосл. народов играло основную роль в их самосознании. Многие из святогробских иерархов знали араб. язык и заботились о нуждах своей паствы, хотя и относились к ней свысока. Прослойка образованной городской элиты среди арабов-христиан была слишком мала, чтобы составить конкуренцию грекам в управлении общиной. Православные сельской местности были воинственны, но невежественны и оторваны от книжной христ. культуры, редко контактировали с церковной иерархией. Монашество Наряду с греч. Святогробским братством в Св. земле были представлены аналогичные сообщества серб. и груз. монахов. Каждое из них обладало автономным статусом, имело четко осознаваемые корпоративные интересы, собственную экономику и этнически окрашенную субкультуру. В XVI-XVII вв. деятельность этих общин стала угасать из-за упадка Сербии и Грузии, откуда поступала денежная помощь и приходили новые монахи. Проблемы мон-рей, расположенных вне городов, усугублялись растущим давлением бедуинов, требовавших от монахов выплаты дани. Крестовый мон-рь в Иерусалиме Крестовый мон-рь в Иерусалиме Серб. монахи занимали лавру св. Саввы и ее иерусалимскую метохию (подворье) - мон-рь арх. Михаила. Община савваитов не была такой этнически замкнутой, как братия груз. мон-рей; в лавре присутствовали и греки, и арабы. По сведениям 2-й пол. XVI в., в этих 2 мон-рях насчитывалось от 30 до 80 чел. С 50-х гг. XVI в. монахи лавры св. Саввы пытались найти себе нового покровителя в лице Российского гос-ва. Ко двору царей Иоанна IV, Феодора Иоанновича и Бориса Годунова приезжали посольства из лавры; московские государи неоднократно жаловали мон-рю щедрую милостыню. Социально-экономический кризис Османского гос-ва на рубеже XVI и XVII вв., временное прекращение паломничества и усиление бедуинского натиска привели сообщество савваитов к упадку. Оставив в лавре неск. старцев, основная часть монахов была вынуждена переселиться в мон-рь арх. Михаила. Смута в Московском гос-ве нач. XVII в. оборвала поток рус. милостыни.

http://pravenc.ru/text/293788.html

21 алтын с деньгою и по 412 четвертей с осминой ржи и овса (ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). Также в доход мон-ря поступал оброк с бобыльских и нищенских «келейшок», стоявших на монастырской земле (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 43). Наконец, у обители имелись и земельные владения, полученные, в частности, по грамотам царей Алексея Михайловича (от 15 сент. 1653) и Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича (от 17 авг. 1688) ( Храмцовский. 2005. С. 330). На протяжении всей своей истории Зачатиевский мон-рь страдал от пожаров. 17 мая 1520 г. «погоре посад до Зачатья девичья монастыря» ( Шайдакова. 2006. С. 132-133; Гациский. 1866. С. 30-31). 29 июня 1685 г. обитель сгорела: «...и церкви, и кельи все без остатку згорели же». 25 июня 1715 г. возгорание в мон-ре стало причиной пожара, истребившего большую часть Н. Новгорода ( Гациский. 1866. С. 88, 97). После пожара 1743 г. каменную Зачатиевскую ц. по причине ветхости и из-за подмывавших ее основание родников посчитали непригодной к восстановлению, как и др. постройки обители. Инокини-погорелицы бедствовали и добывали себе средства к существованию подаянием. Нижегородский и Алатырский еп. Димитрий (Сеченов) перевел мон-рь на новое место - к Георгиевской ц., располагавшейся близ Георгиевской башни Нижегородского кремля. После 1743 г. мон-рь также назывался Георгиевским. На новом месте были выстроены кельи и поставлена церковная ограда. Известны игумении Зачатиевской обители: Адриана (1622), Юлия (1635), Наталия (1643-1646), Варсонофия (1653-1662), Мелания (1664), Александра (1666-1670), Капитолина (1678), Анисия (1680-1682), Марфа (1700), Феодосия (1737-1743), Дорофея (1743-1744), Тавифа (1764) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 621; Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 372; ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). В 1764 г. мон-рь был упразднен и присоединен к соседнему Крестовоздвиженскому (до 1716 именовавшемуся Происхожденским) мон-рю. Точное время основания Воскресенского жен. мон-ря неизвестно. Сообщения об упоминании обители в Нижегородской сотной грамоте 1621 г.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРБОВЕЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 1 окт.), чудотворный образ, принесенный в Гербовецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь (Кишинёвской епархии) ок. 1790 г. По преданию, игум. мон-ря Пахомий был дружен с полковником Николаем Алексеевичем Албадуевым из Москвы. В 1790 г., накануне Рождества, Албадуев приехал в мон-рь, где скончался после падения с лошади. Его похоронили 17 дек. «в старой церкви у иконы Николая Чудотворца». В дар мон-рю жена (по др. версии, мать) покойного принесла икону, бывшую фамильной святыней. Вскоре от образа были явлены многочисленные исцеления больных и он стал почитаться окрестными жителями. Гербовецкая икона Божией Матери Гербовецкая икона Божией Матери Мон-рь трижды разоряли и сжигали турки, но каждый раз монахи находили Г. и. в пепле неповрежденной, обращенной лицом к земле. Холст обгорел лишь по краям, а краски на одеждах Богоматери и Младенца Христа потемнели и вскипели, однако лики и руки остались «совершенно чисты и прекрасного письма», что было отмечено в описи 1817 г., составленной при архим. Серафиме. Насельники неоднократно получали подтверждение тому, что Божия Матерь покровительствовала мон-рю, особенно во время моровой язвы и холерной эпидемии. Офиц. признание Кишинёвской епархией Г. и. чудотворной произошло в 1859 г. По многочисленным просьбам жителей города и по ходатайству Антония (Шокотова), архиеп. Кишинёвского и Хотинского, 17 янв. 1859 г. было принято постановление Святейшего Синода о ежегодном перенесении святыни из Гербовецкого мон-ря на зимнее время в г. Кишинёв. С тех пор ежегодно к 1 окт. чудотворный образ приносили крестным ходом из обители в Кишинёв, в Крестовую ц., а 23 апр. возвращали в мон-рь. В эти дни собиралось множество богомольцев из различных мест; отмечены случаи исцеления. Так, в 1861 г., во время перенесения Г. и. из Кишинёва в мон-рь, произошли исцеления парализованной М. И. Гречин-Людвигской и страдавшего лихорадкой свящ. Никифора из с. Гординешты. В том же году после молитв перед списком Г. и. исцелилась 5-месячная дочь свящ. Варфоломея Усаневича. В 1862 г. в с. Киперчены Оргеевского у. от укуса бешеного животного заболели трое детей, среди них был сын местного священника, к-рый тут же отправился в Кишинёв, чтобы помолиться перед Г. и.; сын священника был исцелен, а др. дети умерли.

http://pravenc.ru/text/164655.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010