Астраханский кремль Астраханский кремль Значительная удаленность Астраханского края от центра, постоянная военная опасность со стороны крымских татар, степняков отрицательно сказывались на жизни региона, в т. ч. церковной. Единственным относительно стабильно развивавшимся рус. поселением была Астрахань. Большинство жителей крепостей составляли служилые люди - годовальщики, гулящие люди и казаки, местные храмы не имели устойчивых приходов и содержались в основном за счет руги. Астраханские мон-ри в отличие от мон-рей центральных районов России из-за постоянной военной опасности не создали стабильного хозяйства. Чрезвычайно тяжелы были для Астраханского края последствия Смутного времени : Царицынская и Саратовская крепости были полностью уничтожены, Астрахань и Терская крепость обезлюдели, Троицкий мон-рь был разграблен, сильно пострадал Спасский мон-рь. В течение 9 лет после кончины свт. Феодосия († 1606) Астраханская кафедра вдовствовала, лишь в 1615 г. в Астрахань прибыл новый архиеп. Онуфрий . В память об освобождении Астрахани от войск И. М. Заруцкого и М. Мнишек воздвигли ц. в честь Казанской иконы Божией Матери. Благодаря правительственной поддержке епархиальное хозяйство в 20-50-х гг. XVII в. было быстро восстановлено. Основным источником дохода для архиерейского дома и мон-рей являлись не земли, как в Центр. России, а рыбные и соляные промыслы, известны случаи пожалования рыбными ловлями также белого духовенства. Мон-ри осваивали территории, прилегающие к городу, возле мон-рей возникали слободки, где жили монастырские слуги. В сер. XVII в. в Астрахани существовало 5 мон-рей и ок. 20 церквей. Ситуация вне Астрахани и ее округи была совершенно иной, число поселений в Н. Поволжье увеличилось незначительно. В Терках в 1-й пол. XVII в. упоминаются соборная Воскресенская ц. и Благовещенский мон-рь, в Царицыне - ц. во имя Иоанна Предтечи и мон-рь во имя Пресв. Богородицы, в Саратове - Богородичный и Крестовоздвиженский мон-ри, в Чёрном Яру и Красном Яру имелось только по соборной церкви. Несмотря на малочисленность, уже в то время мон-ри и храмы А. е. превратились в центры духовного просвещения края. На богомолье в Астрахань и Царицын приезжали не только жители окрестных поселений, но и казаки, христиане из Закавказья. Духовенство Астраханской епархии развернуло активную миссионерскую деятельность среди степняков.

http://pravenc.ru/text/76736.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь Анапавса в Метеорах. Нач. XVI в [греч. Αναπαυσ], муж. мон-рь во имя свт. Николая в комплексе Метеорских мон-рей (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви). Мон-рь расположен на скале высотой 85 м недалеко от с. Кастраки, в 5 км от г. Каламбака. Название А. происходит либо от имени одного из ктиторов, Никанора Анапавса, либо от греч. слова «νπαυση» (успокоение, отдых). Самое раннее письменное упоминание о мон-ре встречается в житии прп. Афанасия Метеорского (XIV в.). Соборный храм (кафоликон), освященный в честь свт. Николая, был сооружен в XIII-XIV вв. Новая ц. свт. Николая, как следует из надписи над входом из нартекса в храм, была построена в нач. XVI в. Дионисием, митр. Ларисским († 1510), и иером. Никанором, экзархом Стагонским. Крестово-купольный храм в том же веке был расписан на средства иеродиак. Киприана выдающимся живописцем критской школы Феофаном Критским . Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска на зап. стене кафоликона свт. Николая. Нач. XVI в. Адам нарекает имена животным. Феофан Критский. Фреска на зап. стене кафоликона свт. Николая. Нач. XVI в. В нартексе на сев. стене изображена сцена Второго Пришествия, на зап.- успение прп. Ефрема Сирина и Адам, дающий имена животным. На др. стенах представлены святые, преподобные, успение свт. Николая и сцены чудес Христовых, а также ктиторы: Дионисий Ларисский и Никанор Стагонский рядом с Богородицей и прп. Афанасием Метеорским. На территории мон-ря находятся также храмы прп. Антония Великого и Иоанна Предтечи, трапезная, кельи. Пришедший в упадок после XVI в. мон-рь долгое время оставался закрытым. С 1960 г. начались работы по расчистке фресок. В 1969 г. вновь зазвонили колокола на монастырской звоннице; в 1972 г. открыт храм свт. Николая, где совершается Божественная литургия. В 2000 г. в мон-ре подвизался 1 монах, игумен архим. Поликарп (Венетис). Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 538; Νικοννος Ν. Μετωρα. Αθναι, 1992. Σ. 60-65, 102-111; Μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 202-205; Κκορης Δ. Θ. Ορθδοξα Ελληνικ Μοναστρια. Αθναι, 1997. Σ. 107; Κοκκνης Σ. Τ μοναστρια τς Ελλδος. Αθναι, 1999. Σ. 31-33. А. Ю. Никифорова Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/114772.html

Муж. мон-рь Кинцвиси во имя свт. Николая Мирликийского (с. Кинцвиси) был основан в XII-XIII вв. В мон-ре 3 церкви: главный, крестово-купольный храм свт. Николая (XII-XIII вв.), церкви во имя вмч. Георгия и в честь Рождества Пресв. Богородицы (XIII в.), а также колокольня и руины различных построек. В храме свт. Николая сохранилось множество одновременных постройке здания фресок, наиболее известные - изображения арх. Гавриила из сцены Благовещения, жен-мироносиц, преподобных Давида Гареджийского и Иоанна Зедазнийского , св. Нины , вмч. Георгия , ктиторские портреты груз. царя Георгия III, св. царицы Тамары , царевича Георгия Лаши, первого министра св. царицы Тамары еп. Антония (Сагирисдзе) . Мон-рь как женский был возобновлен митр. Иовом в мае 1997 г., в 2001 г. преобразован в мужской. Настоятель - игум. Исаия (Гогиберидзе), подвизаются 6 послушников. На рубеже XX и XXI вв. при древних престолах или вновь выстроенных церквах в Дзамском ущелье было основано еще 8 мон-рей. В мон-ре Мухилети, учрежденном во имя свт. Зенона Икалтойского (с. Мухилети) в 1999 г., 2 церкви: главная, Пресв. Богородицы (1999-2002), и свт. Зенона Икалтойского (2001-2002). Настоятель - иером. Зенон (Санадзе), подвизаются 2 монаха и 3 послушника. 1 мая 2002 г. митр. Иовом было освящено сразу 3 мон-ря. Мон-рь Кватетри (груз.- Белый Камень) во имя Всех грузинских святых, с одноименной церковью (2001) базиличного типа. Настоятель - игум. Григорий (Тоидзе), 5 послушников. Мон-рь Дзама во имя прп. Саввы Освященного, с одноименной церковью (2002-2004). Настоятель - иером. Гавриил (Гачечиладзе), подвизаются монах и послушники. Монастырь Тбети во имя арх. Гавриила, с одноименной церковью (29 апр. 2003). Настоятель - игум. Шио (Хардзеишвили), 2 монаха и послушники. В том же году (27 окт.) был освящен мон-рь Бертубани во имя св. Марии Египетской. Настоятель - игум. Савва (Жгенти), подвизаются 2 послушника. 28 мая 2003 г. митр. Иов освятил монастырь Кодмани с церковью во имя св. Макария Александрийского (2003-2004). Настоятель - иером. Марк (Микабадзе), 2 послушника. Мон-рь Бана освящен во имя прп. Григория Хандзтийского, с одноименной церковью (2003-2004). Настоятель - иером. Иов (Гегешидзе), подвизаются иеромонах, монах и 2 послушника. В скиту св. Иоанна Крестителя (нач. XXI в.) подвизаются иеромонах и 2 монаха.

http://pravenc.ru/text/171891.html

В период тур. владычества обитель оставалась действующей. Сохранившиеся документы показывают, что в XVI в. мон-рь владел неск. метохами: мон-рем прмч. Николая Нового в сел. Камбия близ Орхоменоса, мон-рем св. Власия в Панопее (ныне сел. Айос-Власиос, от мон-ря сохр. небольшая церковь) в Беотии, мон-рем вмч. Георгия и мон-рем Пресв. Богородицы «ту Стайку» около современного городка Амфиклия во Фтиотиде, мон-рем св. Луки на Эвбее и др. После 1617 г. мон-рь переживал период относительного благополучия. Во время войны за независимость Греции (1821-1832) О. Л. занимал активную позицию. 26 марта 1821 г. Исаия, еп. Фессалоникийский, благословил в мон-ре греч. повстанцев на борьбу против тур. ига. 14 июня 1822 г. турки вошли в О. Л. и разграбили его, здания мон-ря также пострадали. В 1823 г. О. Л. был центром сосредоточения войск Одиссея Андруцоса. Мон-рь оказал существенную поддержку греч. борцам за свободу, снабжая их продовольствием и всем необходимым. Во время второй мировой войны О. Л. подвергся бомбардировке (1943), в результате к-рой трапезная была разрушена, другие здания, в частности кафоликон, сильно пострадали. В 1996 г. состоялись празднования торжества по случаю 1050-летия со дня основания мон-ря. А. Н. Крюкова Архитектурный ансамбль В центре расположен кафоликон. Под ним находится крестообразная крипта (16,7×8,5 м, освящена во имя вмц. Варвары), в ней - могилы настоятелей О. Л. К северной стороне кафоликона была пристроена ц. Успения Пресв. Богородицы - 4-столпный крестово-купольный храм с 3-конховой апсидой; имеет экзонартекс и 2-ярусную открытую галерею. В XI в. в комплекс О. Л. входили подземная цистерна для хранения воды, трапезная (разрушена при бомбардировке в 1943, восстановлена в первоначальных формах XI в.), на западе и севере располагались кельи, на юго-востоке - колокольня и 8-угольная часовня с куполом и 3-конховой апсидой, также имелась больница (сохр. фрагменты госпиталя XVII в.). В XII в. мон-рь был окружен оборонительными сооружениями. Монастырская стена, образовывающая в плане квадрат, сохранилась частично. Вход располагался на северо-востоке (в наст. время - на юго-западе).

http://pravenc.ru/text/2581613.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАМАНД [араб.   , в лат. графике - Balamand; скорее всего от старофранц. Бельмон, Belmont - прекрасная гора, на что указывает др. вариант этого топонима Valmont,  ; греч. этимология, возводящая его к παλαι μνδρα - старый мон-рь, гораздо менее вероятна], правосл. муж. мон-рь Антиохийской Православной Церкви , основанный в Ливане, к юго-востоку от Триполи, на побережье Средиземного м. в нач. XVII в. на месте цистерцианского аббатства (сер. XII - кон. XIII в.). Баламандский мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Баламандский мон-рь. Фотография. Кон. XX в. Вскоре после провала 2-го крестового похода Бернард Клервоский призвал монахов созданного им ордена цистерцианцев идти в Св. землю и молитвой наставлять крестоносцев на путь истинный. Во исполнение его воли 11 мая 1157 г. монахами аббатства Моримон был заложен храм Богоматери Бельмонской, вокруг к-рого сложилась цистерцианская обитель. Утверждения о том, что на этом месте существовал правосл. мон-рь, якобы захваченный крестоносцами, не имеют под собой серьезных оснований, но, вероятно, католич. монахи застали какие-то руины визант. построек. Хотя первоначальный план аббатства, возведенного между 1157 и 1169 гг., в основном следовал цистерцианским канонам, его центральное здание - храм, сохранившийся с незначительными изменениями,- довольно резко отступает от них как по своему расположению (в частности, из-за ориентации по оси северо-восток - юго-запад), так и по типу колокольни. Последняя представляет собой характерный образец провансальской готики. Ансамбль мон-ря сооружен из местного сорта твердого известняка малики, в орнаментах использован мрамор. Основу экономического благосостояния Бельмона составляло земледелие, поэтому значительная часть его построек была предназначена для сельскохозяйственных нужд. Процветанию обители способствовало покровительство, к-рое оказывали цистерцианцам имп. Фридрих I Барбаросса и Антиохийский лат. патриарх Петр II. Бельмонское аббатство редко упоминается в хрониках времен крестовых походов и в документах из архивов цистерцианцев. Известно, что оно подчинялось епископу Бейрута и поддерживало постоянные связи с др. цистерцианскими мон-рями Сирии и Кипра. С сер. XIII в. для обители наступили тяжелые годы. В 1269 г. Бельмон назван среди разрушенных арабами аббатств, монахи к-рых нашли приют в мон-ре Больё на Кипре. Возможно, после заключения десятилетнего мира с мамлюками в 1271 г. какая-то часть бельмонской братии вернулась на пепелище: в лат. надгробной надписи из Б. речь идет о 1280 и 1282 гг. Последнее упоминание о Бельмонском аббатстве восходит к 1287 г., однако к тому времени оно, вероятно, уже полностью обезлюдело. После взятия Триполи мамлюками в 1289 г. и не позже 1291 г. цистерцианская обитель Бельмон окончательно прекратила существование.

http://pravenc.ru/text/77414.html

(ИРИ. Ч. 4. 1812. С. 869). Однако в ряде более поздних исторических работ утверждалось, что мон-рь или был построен в 1618 г., или уже существовал к тому времени (Описание мон-рей в Российской империи находящихся. 1817. С. 63; Ист. описание находящихся в России епархий, мон-рей и церквей. 1819. С. 55; Ратшин. Монастыри. С. 362; Зверинский. Т. 1. 396. С. 213). Согласно писцовой книге 1621-1622 гг., мон-рь был небогат. В деревянной ц. Происхождения Древ Креста Господня с приделом во имя св. Василия Блаженного находились 23 иконы без окладов и драгоценных украшений. В храме хранились 2 деревянных богослужебных сосуда, 2 небогатые ризы, стихарь. Из 21 книги монастырской б-ки 6 были «литовской печати»; лишь на одной из них имелись скромные медные украшения переплета (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 26-27). На протяжении XVII в. монастырский причт состоял из священника, дьячка и пономаря, а насельницами являлись игумения и 29 стариц (Там же. Стб. 27-28; ДАИ. Т. 10. 32. С. 91). Известны игумении Агафия (1625), Капитолина (1653-1664), Евдокия (1670), Екатерина (1682-1684), Вера (1691). С нач. XVIII в. небольшие государево годовое жалованье и руга, получаемые мон-рем, последовательно сокращались (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 27-28; ДАИ. Т. 10. 32. С. 91; Храмцовский. 2005. С. 332, 334). До учреждения штатов в 1764 г. мон-рь не имел ни земельных угодий, ни крестьян ( Альбицкий, Мамонтов. 1913. С. 11). В 1715 г. мон-рь сгорел, но был вновь отстроен. Новая монастырская церковь освящена 8 июля того же года митр. Нижегородским и Алатырским Сильвестром (Волынским) в честь Воздвижения Креста Господня, а придел по-прежнему остался посвящен св. Василию Блаженному. С этого времени и сам мон-рь стал именоваться Крестовоздвиженским. В 1764 г. Н. В. м. отнесен к 3-му классу; в обители разрешалось пребывать игумении, казначее и 15 инокиням. Вскоре при холодной Крестовоздвиженской ц. с приделом св. Василия Блаженного был сооружен теплый придел в честь Зачатия Пресв. Богородицы; оба предела располагались в «трапездне».

http://pravenc.ru/text/2565212.html

мон-рь, к-рый на рубеже XVI и XVII вв. упоминался как ветхий. Историки относят его основание к сер. XVI в. В 1635-1639 гг. он был отстроен в камне ( Яворський Г. Tephoniльcьkuй енциклопедичний словник. Tephoniль, 2004. Т. 4. С. 481-482). По всей видимости, начальный период служения И. (ок. 1561-1571) связан именно с этим мон-рем близ мест. Теребовля, центра отдельного староства. Известны еще 2 обители XVI-XVII вв. с похожими названиями: Угриновский Преображенский муж. мон-рь (упом. под 1611 г. в Житии прп. Иова (Княгиницкого), находился в совр. с. Ст. Угринов Калушского р-на Ивано-Франковской обл.) и Угорский Троицкий муж. мон-рь (находился в совр. с. Угорск Шумского р-на Тернопольской обл.). В XIX в. сохранялось предание о том, что И. какое-то время подвизался в Угорском Троицком мон-ре и собственноручно выкопал там пещеры (Дерманские горы, Антоновецкий лес и стожкообразные возвышенности Кременецких гор//Волынские ГВ. 1868. 74/75). Кн. Константин Константинович Острожский , много внимания уделявший мон-рям в своих владениях, обратился к игумену Угорницкой обители, чтобы тот направил «блаженного трудолюбца» И. в Дубенский Крестовоздвиженский мон-рь (одна из фамильных обителей князей Острожских, известна с 1547) «показати образ трудолюбного и богоугодного жития». Возможно, И. должен был ввести в Крестовоздвиженской обители общежительный устав. Вскоре по прибытии И. в Дубенский мон-рь, приблизительно в 90-х гг. XVI в., братия против воли преподобного избрала его игуменом. По свидетельству Жития, И. управлял Дубенской обителью более 20 лет, но его имя не значится в многочисленных сохранившихся монастырских документах рубежа XVI и XVII вв. Объяснение этому факту предложил прот. А. Хойнацкий. В 1582-1602 гг. титулярным игуменом Дубенской обители был престарелый инок Василий; в монастырских актах сообщается, что вместо него дела вели в тот период др. монахи (к-рых также могли называть игуменами): в 1598-1600 гг.- Глеб, в 1601-1602 гг.- «казнодей» (проповедник) Виталий, который в 1604-1608 гг.

http://pravenc.ru/text/578150.html

Топографическое и ист. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 1834. С. 57; Он же. Географическое, ист. и стат. описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого мон-ря. М., 18532. Ч. 1. С. 59; ср.: Бантыш-Каменский Д. Н. Словарь достопамятных людей Рус. земли. М., 1836. Ч. 3. С. 283). К тому же содержание этого предания варьируется и вместо Воскресенского мон-ря называется Зачатиевский мон-рь ( Мельников. 1846. С. 200; Соловьёв. 1887. С. 3; Четыркин. 1886. С. 8; Гациский. 2001. С. 55; Сойкин. 2006; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 68). В целом это предание не может рассматриваться как исторически достоверное. В нач. XVIII в. в Воскресенском мон-ре, пришедшем в упадок, оставались только 7 стариц. Мон-рь серьезно пострадал во время пожара 1715 г., поэтому в 1723 г. Нижегородский и Алатырский еп. Питирим его упразднил, присоединив к Крестовоздвиженской обители. Собственно Крестовоздвиженский мон-рь, именовавшийся до 1716 г. Происхожденским, первоначально располагался над р. Волгой на т. н. Егорьевской горе, напротив Георгиевской башни кремля (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 26). Согласно городскому преданию, именно на том месте выступал с патриотическим призывом к нижегородцам К. Минин в 1611 г. Считалось, что обитель воздвигнута в ознаменование подвигов нижегородцев в Смутное время ( Храмцовский. 1865. С. 25; Он же. 2005. С. 332; Добровольский. 1895. С. 73; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 75). Возможно, под влиянием этого мнения архим. Макарий (Миролюбов) писал (без ссылок на источники), что мон-рь существовал уже с 1612 г. ( Макарий (Миролюбов). 1999. С. 46). Однако по документам этот мон-рь известен только с кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. Так, еп. Амвросий (Орнатский) упоминал о царской грамоте, по к-рой в обитель были пожалованы ризы и др. церковная утварь. Но указания на место хранения этой грамоты или ее публикацию он не сделал. Кроме того, в датировке грамоты автором допущен явный анахронизм: от Сотворения мира она датируется 7129 г., а от Рождества Христова - 1618 г., хотя должен быть 1621 г.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

В связи с 1000-летним юбилеем Б. м. в 1891-1893 гг. в обители проводились археологические исследования, в ходе к-рых были открыты неск. древних пещерных храмов. На месте одного из них в 1893 г. по проекту архитекторов Н. М. Чагина и В. А. Фельдмана была устроена ц. Рождества Христова, алтарь и наос к-рой находились в пещере. На скале Св. явления (Георгиевской), где, по преданию, была обретена икона вмч. Георгия, водрузили каменный крест с изображением святого. В Б. м. хранилась почитаемая копия чудотворной, явленной в 891 г., иконы вмч. Георгия Победоносца (с 1970 - в Украинском музее изобразительных искусств в Киеве). Обитель посещало множество паломников: 5-6 сент. 1820 г. здесь останавливался А. С. Пушкин , в июле 1825 г.- А. С. Грибоедов, в окт. 1825 г.- имп. Александр I, 10 сент. 1837 г.- имп. Николай I, 17 окт. 1898 г.- имп. св. Николай II и имп. св. Александра Феодоровна , участвовавшие в закладке нового собора в честь Вознесения Господня (построен не был). Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. Балаклавский во имя св. вмч. Георгия Победоносца мон-рь. Фотография. Кон. XIX в. К нач. XX в. помимо храмов на территории Б. м. находились свечной завод, братский корпус, двухэтажная гостиница, домик настоятеля, летний дачный дом адмирала М. П. Лазарева. Мон-рь имел подворье в Екатеринодаре, при храме вмч. Георгия Победоносца. Обитель владела 904 дес. земли, большая часть к-рой (кручи, утесы, каменистая степь) была непригодна для использования, а также лесным участком близ Алтаузской дачи. На содержание обители в год выделялось 3 тыс. р., 593 р. в год мон-рь получал за сданную в аренду землю. В Севастопольском отд-нии Госбанка мон-рь имел капитал 22 615 р. В 1926 г. в Б. м. жили 12 насельников, последний известный настоятель игум. Нафанаил. По ходатайству президиума Севастопольского райисполкома 29 нояб. 1929 г. мон-рь был закрыт и передан курортному тресту. В Крестовоздвиженском храме службы продолжались до мая 1930 г. (к 2002 в нем находится б-ка воинской части). На месте разрушенного в нач. 30-х гг. ХХ в. Георгиевского храма (сохранились фундамент и подвальная часть) были поставлены парковые скульптуры. Рождественский храм был передан Севастопольскому музейному объединению, остальные здания - санаторию ОСОАВИАХИМ. На бывш. монастырских землях располагались совхоз «Безбожник», совхоз 1 Военпорта и молочная ферма. В 1939-1941 гг. в корпусах Б. м. размещались военно-политические курсы Черноморского флота, во время Великой Отечественной войны - курсы для сержантов и офицеров 109-й стрелковой дивизии Приморской армии, неск. медсанбатов.

http://pravenc.ru/text/77412.html

XVI в., закрыт в 1927, возрожден в 1994), Крестовоздвиженский (женский, в Н. Новгороде; основан не позднее кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. как мон-рь в честь Происхождения (Изнесения) Честных Древ Креста Господня, в 1716 переименован в Крестовоздвиженский, в 1723 к нему был присоединен упраздненный нижегородский Воскресенский мон-рь, в 1764 - упраздненный нижегородский Зачатиевский мон-рь, в 1815 переведен на новое место, в 1919 закрыт, насельницы организовали трудовую артель, жен. община существовала при Крестовоздвиженском соборе до нач. 1928, при Казанской кладбищенской ц.- до 1935, мон-рь возрожден в 2004), Оранская в честь Владимирской иконы Божией Матери (муж. пустынь, в с. Оранки Богородского р-на; основана в 1634, закрыта в 1920, возрождена в 1993), Успенская Флорищева (муж. пустынь, в пос. Фролищи Володарского р-на; основана в сер. XVII в., закрыта в 1923, возрождена в 2005), саровская Успенская (муж. пустынь, в Сарове; основана в кон. XVII в., закрыта в 1927, возрождена в 2006), в честь Феодоровской иконы Божией Матери (мужской, в Городце; основан в 1700, закрыт в 1923, возрожден в 2009), высоковский Успенский (мужской, в 2 км от дер. Высоково Ковернинского р-на; основан в 1784 как старообрядческий скит, впосл. насельники присоединились к единоверию, с 1820 пустынь, с 1829 монастырь, закрыт в 1929, возрожден в 2000), Серафимов Дивеевский (женский, в с. Дивееве Дивеевского р-на; основан как Казанская жен. община в 1788, к-рая была преобразована в мон-рь в 1861, закрыт в 1927, возрожден в 1991), Абабковский во имя святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца женский монастырь (в с. Абабкове Павловского р-на; основан как богадельня ок. 1818, в 1849 преобразована в жен. общину, в 1859 получила статус мон-ря, закрыт в 1928, возрожден в 1995), Дальнедавыдовский в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» (женский, в с. Давыдове (ранее - Дальнее Давыдово) Вачского р-на; открыт в 1858 как жен. община, в 1886 преобразована в мон-рь, закрыт во 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010