С сер. XVI в. богатства края привлекали новых хозяйственников в лице крупных мон-рей Центра и Севера России (особенно Троице-Сергиева мон-ря (см. Троице-Сергиева лавра ) и Антониева Сийского в честь Святой Троицы мужского монастыря ). Однако уже к концу столетия основными хозяйственными субъектами края стали Свято-Троицкий мон-рь на Печенге и Преображенский мон-рь на Соловках. В 70-х гг. XVI в. старец Феогност завершил дело прп. Феодорита, крестив лопарей, проживавших на берегах рек Поной и Иоканга (Йоканьга). В 1581 г. в Коле игум. Сергий (Вянзин) создал Петропавловский мон-рь. В 90-х гг. XVI в. на Терском берегу окормлял православных буд. соловецкий игум. прп. Иринарх († 1628). Серьезный удар по Терскому берегу нанес опричный погром 1568 г. (Басаргин правеж), в результате которого полному разорению подверглись основные центры экономической и духовной жизни юга края. Предположительно именно вслед. этих событий пришел в упадок Кокуев мон-рь на р. Порья. Следующим ударом стало разорение края в 1589 г. финно-швед. отрядом Пекки Весайнена. В результате его набегов были полностью уничтожены Кандалакшский и Печенгский мон-ри. Возрождение «Кандалакшской на наволоке» обители произошло за счет переселения иноков Кокуева мон-ря из Порьей Губы (Кандалакшский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь). Печенгская обитель продолжила существование в Коле как Свято-Троицкий Кольско-Печенгский мон-рь. В 1-й пол. XVII в. на землях М. о. активно возрастала хозяйственная роль и влияние мон-рей. Почти все рыболовецкие и охотничьи угодья края попадают под непосредственное управление мон-рей либо находятся под их влиянием. Только владения Трифонова Печенгского мон-ря, подчинившего в 1606 г. Петропавловскую обитель в Коле, выросли почти в 8 раз. Терский берег в основном был под упр. Соловецкой обители, а юго-запад - в ведении Кандалакшского Пречистенского мон-ря. Новой тенденцией стало проникновение в вост. волости патриарших мон-рей. В 1658 г. половина течения рек Поной и Йоканьга и вся р. Лахта были отписаны Крестовому патриаршему мон-рю, а др. часть тех же рек отходила патриаршему Новоиерусалимскому в честь Воскресения Христова монастырю . Патриархи делали значительные вклады в Успенскую патриаршую церковь в с. Поной.

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Лит.: Лаврентий [Далматов], архим. Краткое известие о Крестном Онежском Архангельской епархии мон-ре. М., 1805; ИРИ. 1812. Т. 4. C. 816-864; Молчанов К. Описание Архангельской губ. СПб., 1813. С. 263-271; Глаголев А. О древних зданиях и святынях Крестного мон-ря на о-ве Кий//ЖМВД. 1841. Ч. 41. 7. Смесь. С. 1-7; Никольский И. Онежский Крестный мон-рь//Архангельские ГВ. 1845. 46/47; Пошман А. П., фон. Описание Архангельской губ. 1802 г. Архангельск, 1866. Т. 1; Онежский Крестный мон-рь//Справочная книжка Архангельской губ. на 1870 г. Архангельск, 1870. Прил. С. 33-34; Макарий [Миролюбов], еп. Записка об Онежском Крестном мон-ре//ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 10-18; Суслов В. В. Путевые заметки о Севере России и Норвегии. СПб., 1888. С. 32, 42, 70, 74; [Легатов И. И., прот.] Ист. описание Крестного второкл. мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1890; Максимов С. В. Год на Севере. М., 18904; Крестный мон-рь, основанный Патриархом Никоном: (В Онежском у. Архангельской губ.). СПб., 1894; Ист. описание Крестного второклассного мон-ря Онежского у. Архангельской губ. Архангельск, 1903; Бугославский Г. К. Пергаменное Евангелие-Апракос Онежского Крестного мон-ря. Архангельск, 1907; Россиев П. А. Светлое Поморье//ИВ. 1907. 10. С. 230-254; Описание памятников рус. архитектуры по губерниям: Архангельская губ.//ИИАК. 1911. Вып. 41. С. 104-105; Ильин М. А. Крестный мон-рь на Кий-острове//Архит. наследство. М., 1962. Вып. 14. С. 90-104; Алфёрова Г. В. К вопросу о строительной деятельности Патриарха Никона//Там же. 1969. Вып. 18. С. 30-44; она же. Ансамбль Крестного мон-ря на Кий-острове//Там же. 1976. Вып. 24. С. 83-93; Белоброва О. А. Челобитная иконников Крестного Онежского мон-ря патриарху Никону//Культурное наследие Др. Руси: Истоки становления, традиции: Сб. ст. М., 1976. С. 400-405; Боровой В. Я. Кий-остров: Буклет. Архангельск, 1976; Кольцова Т. М. «Крестовый образ» Кийского Крестного мон-ря//Научно-исслед. работа в худож. музее: Сб. ст. Архангельск, 1998. Вып. 1. С. 14-32; она же. Новые данные о строительной истории Крестного (Онежского) мон-ря в XVII-XIX вв.: (По письменным источникам)//Памятники архитектуры Русского Севера: Сб. ст. Архангельск, 1998. С. 266-297; она же. Северные иконописцы: Опыт биобиблиогр. словаря. Архангельск, 1998. С. 34-35, 37, 40-45, 82-87, 107, 129; она же. Иконы Сев. Поонежья. М., 2005; Патриарх Никон: Облачения, личные вещи, автографы, вклады, портреты: [Кат. выст.]. М., 2002. С. 72-77; Стрельникова Е. Р. Крест на острове патриарха Никона//Никоновские чтения музея «Новый Иерусалим». М., 2002; Бахматов Л. Д. Остров Кий: Сказка посередь моря студеного. Онега, 2004; Кийский Крест Патриарха Никона/Сост.: М. В. Осипенко. М., 2004; Абрамовский В. Н., Кольцова Т. М. Крестный Онежский мон-рь: Святыня на Кий-острове в Белом море//Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. М., 2009. 2. [Ч. 2: Спец. вып.]. С. 97-115; Крестный Онежский мон-рь: Ист. источники/Сост.: В. Н. Абрамовский. Архангельск, 2011.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

Богородицы мон-рь (мужской, ныне с. Ферапонт Буйского р-на, основан, вероятно, в XV в., по неизв. причине прекратил существование в 1-й пол. XVI в., возобновлен в 80-90-х гг. XVI в., упразднен в 1764), Тихонов мон-рь (мужской, в Костроме, время основания неизвестно, упразднен до 1628), Зачатиевский мон-рь (женский, в Галиче, время возникновения неизв., существовал уже в нач. XVI в., упразднен в 1759), Флоро-Лавровский мон-рь (мужской, на берегу Галичского оз., время возникновения неизв., существовал уже в нач. XVI в., упразднен в 1726), Успенская Жукова пуст. на р. Солде (мужская, ныне дер. Солда Солигаличского р-на, впервые упом. в 1515, упразднена в 1764), Николо-Надеевская пуст. (мужская, близ совр. дер. Паново Антроповского р-на, впервые упом. в 1532, упразднена в 1764 и обращена в приходскую церковь - Никольский погост; в 1826 погост приписан к Кривоезерской Троицкой пуст. Возобновление пустыни начато в 30-х гг. XIX в. С 1856 - самостоятельная обитель. В 1912 из мужской обращена в женскую. Формально закрыта в 1919, фактически закрытие растянулось до 1923), Богоявленский мон-рь (женский, в Галиче, время возникновения неизв., упразднен в 1764), Крестовоздвиженский мон-рь (мужской, в Костромском кремле, упом. в 1580, в 1681 обращен в женский, упразднен в 1773), Успенский мон-рь (мужской, у впадения р. Андобы (Андомы) в р. Кострому (ныне дер. Пустынь Костромского р-на), время основания неизв., упразднен до нач. XVII в.), Рождественский мон-рь, «что на ямах Черного бору на р. Нее» (мужской, ныне с. Парфеньево Парфеньевского р-на, предположительно возник в XVI в., упразднен, вероятно, в нач. XVIII в.), Успенская Княжая пуст. (мужская, на р. Княжей, в 25 км к юго-востоку от Кологрива; время возникновения неизв., существовала уже в кон. XVI в., упразднена, вероятно, в сер. XVIII в.), Спасская Унженская пуст., что на Красной горе (мужская, ныне с. Красногорье Макарьевского р-на, известна с кон. XVI в., в 1620 приписана к Макариево-Унженскому мон-рю, упразднена в 1764), Спасо-Подвязный мон-рь (мужской, в Костроме, время возникновения неизв., существовал уже в нач.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

В Киеве кафедральным являлся Софийский собор, есть свидетельства о софийском клиросе: киевские клирошане упоминаются в королевских привилеях сер. XVI в. В городе действовало значительное количество храмов, наиболее известными были церкви: Успения Пресв. Богородицы (Пирогощая) , Десятинная в честь Рождества Пресв. Богородицы, Афанасиевская (с кон. XVI в. Николая Доброго), Спаса на Берестове , Крестовоздвиженская, Успенская на Подоле, свт. Василия (Трехсвятительская), св. Никиты. Роль приходских выполняли также монастырские храмы. Сведения о мон-рях в этот период ограничиваются Киевом и его окрестностями. По сравнению с периодом Киевской Руси количество монастырей в Киеве уменьшилось. В кон. XV-XVI в. в Киеве функционировали: Киево-Печерская архимандрития, Киево-Печерский жен. мон-рь (Вознесенский), киевский Златоверхий во имя арх. Михаила , Софийский (см. Софии Св. собор в Киеве ), киевский Выдубицкий Всеволож во имя арх. Михаила муж. мон-рь , Кирилловский Свято-Троицкий, Пустынно-Николаевский, киевский во имя святых Флора и Лавра (в честь Вознесения Господня) жен. мон-рь , Борисоглебский, киевский Церковщинский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь , Феодоровский. За пределами Киева существовали обители: Межигорский в честь Преображения Господня монастырь , Ржищевский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , Богородичный в Зарубе, Трехтемировский (Зарубский), Пивский (на Левобережье, на берегу Тясмина), Георгиевский в Любаре. Два киевских мон-ря, Златоверхий Михайловский (с 1523) и Печерский (по привилеям 1522, 1551 и 1570), были в существенной мере независимы от митрополита (братия Киево-Печерского мон-ря, как явствует из ее синодика, признавала в 70-х гг. XV в. митрополитом не сторонника унии Мисаила , а Галактиона-Григория Халецкого, правосл. кандидата на митрополию, выдвинутого слуцкими князьями Олельковичами). В соответствии с грамотами польск. королей эти обители имели право самостоятельно выбирать настоятелей при участии шляхты Киевской земли. Это установление нарушалось, но дворянство добивалось его осуществления. Так, по представлению дворянства настоятельство в Киево-Печерском мон-ре в 1574 г. получил Мелетий (Хребтович-Богуринский) . С ним связано изготовление фальсификатов - грамот кн. Андрея Боголюбского и К-польского патриарха Максима, согласно к-рым Печерский мон-рь издревле являлся патриаршей ставропигией. Преемником Мелетия стал Никифор (Тур) , избранный на должность настоятеля печерской братией в 1593 г. Архим. Никифор был одним из главных участников правосл. Брестского Собора 1596 г. как «архимандрит киевский», вступил в конфликт с принявшим унию митр. Михаилом (Рагозой), незадолго до того получившим от короля привилей на Киево-Печерскую архимандритию. Митрополит-униат отлучил архим. Никифора от Церкви. Несмотря на давление со стороны митрополита и польских властей, архим. Никифор сохранил Киево-Печерский мон-рь в Православии.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИДА ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ [Давида Старца мон-рь; греч. Ιερ Μον Οσου αυδ το Γροντος], муж., действующий, принадлежит Халкидской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в сев.-зап. части о-ва Эвбея (Греция), в 13 км от дер. Ровьес, у подножия горы Каваларис. Мон-рь основан в 1540 г. прп. Давидом Эвбейским, к-рого уже в молодости за необычайную мудрость и кротость стали именовать Давид Старец. В поисках подходящего места для уединения он пришел на о-в Эвбея и поселился в пещере в горах, недалеко от совр. городка Лимни. Вскоре к нему стали приходить иноки и он решил построить мон-рь в честь Преображения Господня. За пожертвованиями прп. Давид отправился по разным областям Греции, в Дунайские княжества и в Россию, где собрал значительные средства. После кончины прп. Давида (ок. 1600) мон-рь носит его имя. В обители находятся мощи основателя, а также нек-рые личные вещи: епитрахиль, кадило и др. В 1638 г. мон-рь стал ставропигиальным и подчинялся напрямую К-польскому патриарху. Об этом событии сообщалось в грамоте, к-рая была выдана патриархом Кириллом I Лукарисом. Кафоликон Преображения Господня (1877) в мон-ре прп. Давида Кафоликон Преображения Господня (1877) в мон-ре прп. Давида В годы тур. ига мон-рь был прибежищем жителей окрестных городов и деревень, в нем действовала греч. «тайная школа». Сохранились исторические документы, свидетельствующие об участии мон-ря в национально-освободительной войне 1821-1829 гг. Иноки во главе с игум. обители архим. Иоакимом помогали греч. войскам материально и организовали госпиталь на территории мон-ря. В 1824 г. турки напали на обитель, убили всех насельников и сожгли мон-рь. После освобождения Греции монастырь был восстановлен. От древних построек осталась лишь часть вост. крыла с ц. во имя св. Бессребреников, украшенной фресками XVIII в. В 1870 г. собор мон-ря, посвященный Преображению Господню и прп. Давиду Эвбейскому, был разрушен землетрясением и вновь отстроен в 1877 г. на средства игум. Анфима (Ангелиса). Он представляет собой одноглавый крестово-купольный храм с притвором, фрески отсутствуют.

http://pravenc.ru/text/168540.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИСТРА План г. Мистра 1 — мон-рь вмч. Димитрия (митрополия) 2 — церковь святых Феодоров мон-ря Вронтохион 3 — церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион 4 — церковь Св. Софии 5 — мон-рь Богородицы Перивлепты 6 — церковь Евангелистрия 7 — мон-рь Богородицы Пантанассы 8 — цитадель 9 — императорский дворец План г. Мистра 1 — мон-рь вмч. Димитрия (митрополия) 2 — церковь святых Феодоров мон-ря Вронтохион 3 — церковь Богородицы Одигитрии (Афендико) мон-ря Вронтохион 4 — церковь Св. Софии 5 — мон-рь Богородицы Перивлепты 6 — церковь Евангелистрия 7 — мон-рь Богородицы Пантанассы 8 — цитадель 9 — императорский дворец [Греч. Μυστρς, Μιστρς, Μυζηθρς; лат. Myzethras, Mystras], средневек. визант. город в Греции, на п-ове Пелопоннес, в 6 км к западу от древнегреч. Спарты, на склоне горы Тайгет; столица Ахейского княжества (1249-1262), Морейского деспотата (1349-1460). Хорошо сохранившийся комплекс оборонительных, дворцовых, храмовых и др. городских сооружений М., построенных преимущественно в сер. XIII-XV в., включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. История Поздневизантийская эпоха В сер. XIII в. Ахейское княжество, основанное в 1205 г. крестоносцами после 4-го крестового похода и раздела захваченной ими Византийской империи , являлось наиболее значительным феодальным гос-вом Латинской Романии . М. была основана в 1249 г. правителем Ахейского княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278), к-рый незадолго до этого изгнал византийцев с Пелопоннеса и занимался укреплением рубежей своих владений. Первоначально М. была крепостью на границе горного массива Тайгет, населенного племенем славян, лишь отчасти признававших сюзеренитет местных гос-в. Дворец в Мистре. Фотография. 1910 г. Дворец в Мистре. Фотография. 1910 г. В сент. 1259 г. в битве при Пелагонии войско Никейской империи одержало победу над коалицией Эпирского деспотата и Ахейского княжества. Кн.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

В 90-х гг. XX в. в мон-ре велись ремонтно-восстановительные работы. Значительную помощь оказали предприятия и воинские части, расположенные в г. Муроме. Мон-рь приобрел земельные участки в селах Панфилове и Карачарове Муромского р-на. В 2001 г. при М. Т. м. открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних. Под попечительством обители находятся неск. тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское об-во инвалидов-колясочников «Феникс». Мон-рь имеет неск. подворий: Крестовоздвиженское в Муроме, Богородицкое в дер. Мишино Муромского р-на, Богородицкое в Камешковском р-не Владимирской обл. На территории обители установлена деревянная часовня, посвященная святым Петру и Февронии Муромским. В М. Т. м. проживает игум. Арсения (Москокова) и ок. 90 насельниц, введен общежительный устав. С 4 ч. утра совершаются утренние молитвы и полунощница; читается неусыпаемая Псалтирь. В воскресенье, среду и пятницу по вечерам читаются акафисты Иисусу Сладчайшему, свт. Николаю Чудотворцу и Божией Матери. В Троицком соборе имеются приделы во имя святых Петра и Февронии и во имя праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (Муромской). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1765 г.]; Д. 3182 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1767 г.]; Д. 3720 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1768 г.]; Д. 4235 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1769 г.]; Оп. 4. Д. 1014 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1771 г.]; Оп. 8. Д. 448 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1772 г.]; Оп. 9. Д. 463 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1773 г.]; Оп. 10. Д. 466 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1774 г.]; Оп. 11. Д. 500 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1775 г.]; Оп. 12. Д. 459 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1776 г.]; Оп. 15. Д. 250 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1779 г.]; МИХМ. М-9793 [Летопись Муромского Троицкого мон-ря. 2-я пол. XIX - нач. XX вв. Ркп.]; 207 [Докладная записка художника-архит. А. Полторанина в Горьковское отд-ние Союза Художников]; 207 [Акт комиссии по реализации церк. вещей от 13 июля 1928 г.]; М-2231 [Синодик Троицкого мон-ря г. Мурома].

http://pravenc.ru/text/2564388.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛЛИСТ (Опарин Кузьма Мокеевич; 1864, Таранковская вол. Нолинского у. Вятской губ.- 30.10. 1918, близ ст. Карелино Богословской (ныне Свердловской) железной дороги), прмч. (пам. 17 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Из семьи крестьянина, получил домашнее образование, в нек-рых послужных списках значится как неграмотный. Неск. лет служил в армии в нижнем чине, был уволен в запас. Весной 1899 г. поступил в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . Нес послушания печника и штукатура. Начинал монашескую жизнь под духовным руководством валаамских подвижников прп. Илии (Чеботарёва) и игум. прп. Арефы (Катаргина) (см. прп. Арефа Верхотурский ), переехавших в 1893 г. с Валаама для возрождения в Верхотурском монастыре монашеской жизни по новому общежительному уставу. Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) Преподобномученики Иакинф и Каллист Верхотурские. Икона. Нач. XXI в. (Преображенская ц. Верхотурского Свято-Николаевского мон-ря) 13 февр. 1904 г. Кузьма принял постриг с именем Каллист в честь мч. Каллиста Аморийского. В авг. того же года был переведен в далматовский в честь Успения Пресвятой Богородицы муж. мон-рь , где нес послушания келиарха (смотритель порядка) и печника. В 1906-1907 гг. по благословению настоятеля Далматовского мон-ря архим. Максимилиана К. в течение 9 месяцев совершал паломничество по св. местам, в т. ч. на Св. землю. Летом 1912 г. К. перевели в Кыртомский Крестовоздвиженский мон-рь, где он нес послушание печника, а после 1913 г. вернулся в Верхотурский мон-рь. В 1918 г. мон-рь был занят красноармейцами. Всех трудоспособных послушников и монахов (ок. 40 чел.) насильно мобилизовали в армию на подсобные работы. Они обслуживали 4-й Екатеринбургский полк, расположившийся в мон-ре. Были заняты 2 монастырских гостиничных корпуса, в одном из которых расположился штаб полка; монастырский дом для приема гостей был отдан под продовольственную управу.

http://pravenc.ru/text/1320089.html

султаном Салах-ад-Дином (1187) мон-рю оказала помощь св. царица Тамара. В 1244 г. Грузия потеряла Крестовый мон-рь, оказавшийся в руках мусульман и преобразованный в 1273 г. в мечеть. В XIV в. культурная жизнь вновь ожила. Шота Руставели. Роспись церкви Крестового мон-ря в Иерусалиме. XIII в. Шота Руставели. Роспись церкви Крестового мон-ря в Иерусалиме. XIII в. В 1-й пол. XVII в. главой груз. колонии в Палестине стал настоятель Крестового мон-ря Никифор Ирбах (Чолокашвили), к-рый сохранил мн. груз. памятники, под его рук. был произведен капитальный ремонт мон-ря и расписана церковь. В 1757-1758 гг. Тимофей (Габашвили) посетил Крестовый мон-рь, описал его древности, эпиграфику, рукописный фонд, скопировал фрески, собрал и записал местные предания ( Габашвили. Путешествие. 1956). В 80-х гг. XVIII в. Крестовый мон-рь изучал митр. Руисский Иона (Гедеванишвили) ( Иона, митр. Руиси. Странствование. 1852). В 1820 г. Г. Авалишвили вывез из мон-ря 11 рукописей (8 груз., арм., сир., эфиоп.: Кекел. A 1347, H 1661, 2337, 2339, Q 84; Кут. 25; РГБ. Р 3, М 13, К 4, Е 16, Н 18 - Авалишвили. Путешествие. 1967). В 1845 г. Н. Чубинашвили скопировал эпиграфический материал и фрески с изображением Петра Ивера и Шота Руставели (Кекел. А 1767). Весной 1883 г. в Иерусалим приехал Цагарели, к-рый описал и скопировал нек-рые фрески, изучал груз. рукописи и лит. школу Крестового мон-ря ( Цагарели. Памятники груз. старины. 1888). В 1902 г. с коллекцией груз. рукописей Иерусалима, хранившейся в Патриаршей б-ке, ознакомился Н. Марр, подробно описавший 1/3 фонда (38 рукописей; Марр. Краткое описание. 1955) и опубликовавший такие иерусалимские рукописи, как «Пленение Иерусалима персами в 614 г.» Антиоха Стратигия (1909), Житие Григола Ханцтели (1911), «Синодик Крестового монастыря в Иерусалиме» (1914). В 1924-1926 гг. Р. Блейк издал описание коллекции груз. иерусалимских рукописей на франц. языке. Когда во 2-й пол. XX в. микрофильмы груз. рукописей из Иерусалима были переданы в Ин-т рукописей Грузинской АН в Тбилиси, стало возможным издание многих из них (Балавариани.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Лит.: Ляметри П. Ист. сведения о мон-рях Калужской губ.//Памятная кн. Калужской губ. на 1861 г. Калуга, 1861. С. 272-275; Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Калужского Лаврентиева мон-ря, нынешнего Калужского архиерейского дома и принадлежащей к оному Крестовской ц. Калуга, 1862, 19064; Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба/Сост.: М. Ф. Попроцкий. СПб., 1864. Т. 9: Калужская губ. Ч. 2. С. 532-536; Строев. Списки иерархов. Стб. 578-579; О пожертвовании Его Имп. Высочеством, вел. кн. Константином Константиновичем, лампады в калужский Лаврентиев мон-рь//Калужские ЕВ. 1887. 21. Приб. С. 403-405; Зверинский. Т. 1. 274. С. 173-174; Знаменский А. Калужский Лаврентиев мон-рь//Калужские ГВ. 1890. 65-69; Преображенский М. Т. Памятники древнерус. зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; С[оловьев] В. И. Калужский Лаврентиев мон-рь//Калужские ГВ. 1897. 85; Ист. записка об учреждении и состоянии Калужской епархии за 100-летний период ее существования (16 окт. 1799 - 16 окт. 1899 г.)/Ред.: прот. Д. Г. Лужецкий. Калуга, 1900; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912; он же (псевд. Н-к М. Л.). Великие князья Константин Николаевич и Константин Константинович и Лаврентиев мон-рь//Калужский церк.-обществ. вестн. 1915. 23; Богданов Д. П. Князь Симеон Иоаннович Калужский//Изв. Калужской УАК. Калуга, 1914. Вып. 22. С. 1-14 (7-я паг.); На торжестве в Калужском Лаврентьевом мон-ре. Шамордино, 1915; Никитский В. Подвиг юродства и св. прав. Лаврентий, Христа ради юродивый, Калужский чудотворец//Калужский церк.-обществ. вестн. 1915. 19; Бессонов И. Св. прав. Лаврентий, Калужский чудотворец, и мон-рь его имени//Там же. 21-22; Празднование 400-летия со дня кончины св. прав. Лаврентия, Калужского Чудотворца//Там же. 24; К. С. Празднование в г. Калуге четырехсотлетия со дня блаженной кончины св. прав. Лаврентия, Христа ради юродивого, Калужского чудотворца//Там же. 25/26; Потапова Л. И. Лаврентьевский мон-рь//Вопросы археологии и истории Верхнего Поочья: Тез.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010