Так, состоятельный елецкий сектант И. Жегулин, взявший на воспитание сына своей бедной православной сестры, “советовал ему быть в его вере, через что сделается богатым” 70 . Ставропольский священник Г. Орлов, анализируя причины распространения секты в с. Высоцком в 60-х гг. XIX в., утверждал, что успеху сектантской проповеди способствовала нацеленность “жидовст­вующих” на достижение земных благ, что весьма импонировало “простодушным крестьянам”. Материальное благосостояние кавказских иудействующих расценивалось как проявление Божьего благоволения к “русским евреям”. По словам Г. Орлова, субботники, пропагандируя свою веру православным, заявляли: “Наша вера так хороша, что если положишь на стол один рубль, по утру найдёшь два рубля” 71 . Н. Дингельштедт замечал, что многих влечёт к субботникам чрезвычайно быстрое обогащение последних 72 . Любопытно, что сектанты указывали на успехи евреев в экономической сфере как на критерий правильности ветхозаветной религии. “Богатство евреев приписывают благоволению Неба к поборникам Моисеева закона”, — писал тамбовский миссионер в 1898 г. 73 . Еленовские иудействующие, по мнению Н. Дингельштедта, видели в евреях образец предприимчивости, стремясь походить на них “не только в учении, но и в образе жизни” 74 . В целом можно отметить значительное сходство в этом аспекте между религиозными представлениями субботников и учением иудаизма, рассматривающим в качестве важной составляющей спасения личное процветание, делающем акцент на земной жизни и достижении блаженства в ней и декларирующем принцип материального воздаяния за совершённые дела 75 . Подобные идеи служили одним из факторов обращения в “вет­хозаветную веру” русских крестьян. Кроме того, иногда “жидовствующие” использовали “эконо­ми­ческие методы” в своей прозелитической деятельности. Так, в с. Высоцком во второй половине XIX в. “ревностный распространитель секты” купец Х-в нанимал в работники беднейших крестьян, обращал их в свою веру, оказывая денежную помощь, затем отпускал, нанимал других, и всё повторялось сначала. Бывшие работники, поправив свои хозяйства, использовали сходные средства в пропаганде усвоенного ими учения среди малоимущих односельчан 76 . Известный писатель Вс. В. Крестовский, посетивший поселения субботников Ленкоранского уезда, описал аналогичный способ “вербовки” сектантами новых последователей. Объектами давления становились православные переселенцы, оказавшиеся в чужом краю без родных, знакомых и даже единоверцев, лишившиеся денег в результате продолжительного пути. Обращение за помощью к соседям-иудей­ст­вующим имело успех только при условии перехода в их веру 77 .

http://pravmir.ru/dvizhenie-russkih-iude...

-Один раз за весь предвыборный период корреспондент газеты «Крестовский мост» задал мне один вопрос: за кого я буду голосовать? И ответ я дал тоже один раз: я буду голосовать за Путина по таким-то таким-то причинам. Причем, особо подчеркнул и выделил, что это мое личное мнение, которое я никому не навязываю. Это был единственный случай, когда я обозначил свою позицию, поскольку мне задали конкретный вопрос. Является ли это активной агитацией? Я не готов с этим согласиться. Просто ответ на вопрос, мое личное мнение. В числе аргументов в защиту фигуры именно избранного Президента отец Тихон назвал положение Церкви в последние годы. -Если я не прав, пусть историки меня поправят. Но как мне представляется, за всю историю Русской Церкви, не было такого периода внешней свободы для Церкви, как сейчас — ни при Рюриковичах, ни при Романовых, ни в годы советской власти, ни в постсоветское время. Сейчас нам дается возможность такая, какой не было никогда в истории России. Да, есть проблемы. Ну а что ж вы хотели… Да, проблемы с ОПК. Но смотрите: год назад дисциплина была введена, и сейчас уже — обязательная для всей страны. Это разве не темпы в государстве, где большая часть людей еще 20 лет назад была безбожниками? В числе проблем отец Тихон назвал и сложности с преподаванием, и сопротивление на местном уровне, но, по его мнению, эту косность надо преодолевать в живой практике. Также священник заверил своих слушателей в том, что Владимир Путин, как ему известно, как минимум несколько раз в год исповедуется и причащается. Каждый может написать Благую весть! -Я не могу не видеть себя самого в традиции духовной литературы, русской классической литературы — не в том смысле, что я себя считаю таковым, а в том смысле, что я на ней воспитан, и ничему другому я подражать в той или иной степени не могу, — сказал отец Тихон о своем творчестве и о книге «Несвятые святые». — Для меня русская и западная классическая литература — это главный ориентир в этом деле, творчестве и ремесле. Насколько это получилось — судить не мне.

http://pravmir.ru/arhim-tihon-o-mashinah...

– Да будет воля Твоя, Господи! Вот так, – сказал он, пряча зерцало в складках стихаря. – Ждите, скоро прибудем. Димитриус и Юлиус стояли рядом, взявшись за руки, и сияли. – Желаю вам всем успеха. Посмотрим, как теперь пойдет духовная жизнь в вашем семействе, – сказал Ангелам Хранителям Петрус. – В серьезных случаях обращайтесь прямо ко мне. В нашем городе теперь очень сильное светлое воинство, и мы вас, конечно, не оставим без подмоги. Оставайтесь с Богом, а мне пора – дела ждут. – Да благословит и тебя Господь, Градохранитель! – ответили Ангелы хором. Хранитель Санкт-Петербурга поднялся над куполом Исаакиевского собора и раскинул свои пламенные крылья; они вспыхнули и заиграли сполохами по обе стороны небосвода, осыпав город сверкающими искрами. Попавшие под этот огнепад бесы заметались в воздухе, кинулись спасаться в колодцы дворов, в ущелья переулков и там затаились в страхе. Потом Петрус исчез, и небо потускнело, осталась только узкая розово-зелено-желтая полоска зари, то ли еще вечерней, то ли уже утренней. – Ну, пора и мне. Ночь коротка, а дорога длинна, – сказал Иоанн. – Все оказалось даже хуже, чем я опасался, но мне теперь не так страшно, когда известна воля Божья. Скоро увидимся! Храни вас Бог, братие! – И тебя храни Господь, Иван! Добрый тебе путь, небо скатертью! – сказали ему вслед Хранители. – Хороший у тебя братец, – заметил Димитриус, когда они остались одни. – А могуч! Вот уж задаст он жару крестовским бесам! – Дал бы Бог. Полечу теперь к своему, пригляжу за ним: он сегодня у Гуляровских на дне рождения. Старику Гуляровскому семьдесят лет исполнилось, он большой праздник затеял. Как бы Митя не загулял, а то завтра проспит все на свете и забудет позвонить в Псков. – Мачеха с ним? – А как же! Но только от нее в таких случаях помощи не дождешься, она сама винцо любит. – А с кем Юлия осталась? – С охраной и Акопом. Но при нем сегодня бес, а не Ангел. – В такие дни надежда на Акопа плохая. Полечу-ка я к дому, в саду подежурю. Две светлые фигуры поднялись в небо и полетели через Неву в северо-западном направлении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Юлька обалдело глядела на подруг. Но добил ее Юрик: – А я всегда хотел иметь младшую сестренку. Она бы меня слушалась, я бы ее баловал, гулять водил, косички ей заплетал… Слушай, Юлька, а тебе не кажется, что сестра из провинции – это все равно что младшая сестра? – И тут позавидовали: сестер им захотелось, – прошипела Юлька и предупредила: – Я сейчас закричу от злости! – И закричала: – У-а-у-а-а! Завопив, она вскочила, затопала ногами и со всей силы швырнула в угол очередную банку пепси. На этот раз никто ее не перехватил в воздухе, банка ударилась об стену, и на атласных обоях в мелкую розочку появилась отвратительная полоса красно-коричневого цвета. Выплеснув гнев и пепси, Юлька сразу успокоилась и сказала обессиленно: – Все, ребята, хватит на сегодня. Расходимся. У вас от напряжения мозги начали плавиться, и вы только путаете мои планы. Я для себя уже все решила – травить, травить и травить… Глава 4 Аня так устала в дороге, что еще задолго до прибытия в Санкт-Петербург крепко уснула на заднем сиденье и не слышала, как ночью они с отцом въехали в город, как до-брались до Крестовского острова и как их машина заехала в распахнутые охранником железные ворота. Тем более не слышала она схватки, которая произошла в саду Мишиных. Папа бережно понес спящую Аню к дому, а Хранители Иоанн и Димитриус двинулись за ним. У широких ступеней крыльца их уже поджидали Жан, Михрютка и троица бесов-минотавров, которых другие бесы звали «быками». Минотавры были приставлены к мишинским охранникам и похожи были на полубыков-полулюдей, причем бычья часть приходилась у них на верхнюю, думающую половину тела – со всеми вытекающими отсюда последствиями. Разговаривать по-человечески минотавры-«быки» почти не умели, могли только мычать да понимать простые команды, ну еще в карты играть. Шкура у всех у них была в зеленых пятнах – «камуфляжная». Как только Ангелы Иоанн и Димитриус направились к ступеням крыльца, вся эта безобразная компания преградила им дорогу. – В этот дом вы не войдете! – заявил Ангелам Жан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Некоторое время на галерее собора никого не было. Потом за край балюстрады снизу зацепилась тонкая и длинная мохнатая лапа, рядом с ней появилась вторая, и на галерею вскарабкался некто, похожий на крылатого мохнатого паука с головой кошки, но с паучьими жвалами на месте кошачьей пасти. Глаза его мерцали недобрыми желтыми искрами, из-под острых жвал сочилась и капала зеленая слюна. – Так-так-так, – заскрипело чудище отвратительным голосом. – Заговор назревает, заговорчик! Интрижка Ангельская затевается! Мелкая такая интрижечка, но все-таки дельце для Михрютки найдется, если с умом взяться. Это у нас какая же группировка будет? Ага, крестовская. Тьфу, название-то какое неприятное. Вот к ним и лететь надо, все обсказать, а плату за донос вперед запросить. Лучше в долларах. На доллары можно кучу грешничков купить, самому полакомиться, а потом довести до кондиции и сдать куда надо. А может, на службу к браткам крестовским податься? С тех пор, как в соборе молиться начали, житья бедному музейному домовому не стало. Да нет, там, поди, все схвачено! Разве что к людям в домовые попроситься, пойти на понижение: у них на Крестовском много новых домов построено, найдется вакансия. Летим, летим, Михрюточка, на Крестовский островок с докладиком, с доносиком! Летим, мой хорошенький! На восьми волосатых паучьих лапах мерзкое существо вскарабкалось по гранитной колонне к основанию купола, быстро заскользило вверх по его гладкой золотой поверхности и, добравшись до середины купола, распахнуло кожистые перепончатые крылья, оттолкнулось и сигануло вниз. Через мгновение неудельный бес-домовой из бывшего музея исчез в тени между крышами. На золотом куполе осталась только грязная дорожка слизи, там, где прополз домовой Михрютка. В это самое время в четырехэтажном особняке Гуляровских на Крестовском острове веселье было в полном разгаре. Два нижних этажа были залиты светом, и через открытые окна в сад хлестали потоки ритмичного шума. В саду мутно и бесполезно светились желтые шары чугунных фонарей, сделанных под старину, а под ними прохаживались охранники, свои и чужие – многие гости явились на день рождения с охраной. Снаружи, вдоль высокого каменного забора выстроились в ряд автомобили гостей, все сплошь иностранных марок.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В.В. Виноградов Клеиться, расклеиться, склеиться КЛЕИТЬСЯ, РАСКЛЕИТЬСЯ, СКЛЕИТЬСЯ. Для истории значений слов клеиться, расклеиться и склеиться чрезвычайно важно установить, складывались ли переносные, разговорно-фамильярные значения этих слов («ладиться, идти в благоприятную сторону, наладиться» или «расстроиться») в общем разговорном языке или проникли в литературную речь из арго воров, торговцев, ремесленников. Ср. арготическое употребление слова клей – «выгодное дело». Например, у В. И. Даля в «Повестях» (Даль 1897–1898, 5, с. 79): «Приятели и помощники мои, которые приходили всегда с большою осторожностию и под видом чиновников и ходаков и по тяжбе моей, подносили мне так называемый клей, то есть приобретенный ими товар». Ср. в «Петербургских трущобах» В. В. Крестовского в изображении свадьбы идиота и идиотки: «Сватьев засылать надо. Кого сватьями пошлем? – К немке заместо свата полштоф пойдет, а к халде-то к этой сватьей гривну представим – обе склеятся! – Где склеиться! Волка ноги, брат, кормят» (Крестовский 1937, 3, с. 243). К слову склеиться, как к воровскому арготизму, есть объяснительное примечание автора: «согласиться» (там же, с. 254). Глагол клеить в значении «улаживать, устраивать» широко употреблялся в просторечии XVIII в. Например, у Болотова в «Записках» (т. 4, с. 250) Ср. употребление глагола клеиться в простом слоге XVIII в. У Фонвизина в «Недоросле» (II, 5): «На досуге ребят обучаю. Вот с их благородия с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся». У Николева в стихотворении «Сон, виденный молодцом»: Нет, нет! у нас без масла все катится... Все ладится и все клеится. У М. Долгорукого в стихотворении «Друзьям»: А что затеет невпопад, И как-то плохо все клеится! Ср. областное безличное клеит – об удаче, успехе: «Ему клеит; тому во всем не клеит, бедному». Печатается по рукописи. – В. П. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Кусково памятно еще тем, что здесь провела первые дни по возвращении из Сибири Наталья Борисовна Долгорукая. Последовав за своим мужем в ссылку, в дальний сибирский город Березов, она мужественно претерпевала – в продолжение нескольких лет – всевозможные лишения и невзгоды... Наконец, когда муж ее был разлучен с нею, и отвезенный в Новгород, четвертован – она с грудным ребенком, без всяких средств, решилась вернуться на родину, и совершила далекий путь от Березова до пределов Москвы пешком. Придя в Кусково вечером и найдя графский дом запертым, по случаю отсутствия владельца, ее родного брата, она выпросила себе ночлег у сельского священника.... С личностью Натальи Борисовны Долгорукой, рожденной Шереметевой, скончавшейся в Киеве, по принятии там схимы в 1771 г. 3 Июля с ее многолетними страданиями – читающая публика знакома по оставленным ею запискам, вполне и с подлинной рукописи напечатанным в «Русском Архиве», за 1867 г. Поэт сороковых годов И. И. Козлов, написал большую поэму, под названием: «Наталья Долгорукая». В свое время эта поэма пользовалась большим успехом. Интересна также повесть покойного П. Фурмана: «Наталья Борисовна Долгорукая», вышедшая в нынешнем году вторым изданием. Люблино по Московско-Курской железной дороге, платформа на 7 версте; принадлежит г-же А. А. Дурасовой, славится своим местоположением. Здесь хороший сад с оранжерей, в которой много дорогих фруктовых деревьев. В летнее время, в Люблино приезжают гулять не мало москвичей. Не в дальнем от него расстоянии находится дача, примыкающая к Перервинскому монастырю. Эта дача, носящая название Самаровой горы, и принадлежащая владелице Люблина, памятна тем , что в ней иногда проводил лето H. М. Карамзин. Марьина роща, за Крестовской заставой влево, с давних пор была одним из любимых москвичами гуляний. Самое большое гулянье в ней бывает в Семик. В прежние годы сюда стекалась не одна сотня тысяч народу – но теперь Марьина роща утратила несколько свое прежнее значение, и хотя гуляющих в семик бывает и много, но уже не в таком большом числе, как в былое время. В роще обращают внимание старинные надгробные памятники – остатки когда-то здесь существовавшего немецкого кладбища, на котором были похоронены: известный кругосветный путешественник Таварнье и пастор Глюк, основавший в Москве первую гимназию, у которого жила в услужении молодая бедная девушка, Марта, впоследствии ставшая супругой великого русского государя Петра I, русской императрицей Екатериной первой....

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

– А читали ли вы, батюшка, когда книгу «Петербургские трущобы»? – вмешался в разговор другой, младший сын покойной старушки. – Вот где один из наших известнейших писателей, Крестовский, описывая темных петербургских людей, между ними так картинно и подробно, хоть, быть может, и не без некоторых прикрас, описал и нищих. Мне не так давно впервые пришлось прочитать это произведение. Боже! Чего-чего не написано там о нищих! И все описано с натуры. Там описаны они со всех сторон: там описаны они во время сбора в церковных папертях с их разными тут проделками; там описаны их дележки и кутежи после сбора в кабаках и харчевнях; там описан и их домашний быт в занимаемых ими квартирах. Оттуда, например, вы узнаете, как некоторые из нищих, для большого сбора, берут чужих ребят, так как есть такие личности, которые набирают по нескольку незаконнорожденных детей, как бы на воспитание, и отпускают их, подобно вещам каким на прокат, за известную сумму, для сбора, а некоторых из детей – страшно сказать – нарочно уродуют, например, обваривают руки и ноги кипятком из самовара, обливают лицо крепкой водкой, ослепляют, чтобы видом таких несчастных детей больше разжалобить дателей. – Да, это все я знаю: и читал, и слышал, – сказал священник.– В последнее время немало писали и пишут о нищих и в газетах, и в духовных журналах. Так, не помните ли, было писано о некоторых нищих-богачах, оставлявших после своей смерти десятки тысяч денег? Так как-то был описан следующий случай: некто, заметив у женщины-нищей дитя, которое в течение целой обедни лежало на руках спокойно и неподвижно, точно мертвое, попросил показать дитя, и что же оказалось? Вместо дитяти, обернутая тряпками деревяшка. Так еще, в нашей столице встречаешь целые толпы нищих, ложно выдающих себя за погорельцев или за страдающих от неурожая; встречаешь, собирающих на мнимые похороны кого-нибудь из родственников или вопиющих о потере будто бы места за болезнью или о выходе только что из больницы и о своей поэтому безместности. Я помню, читал как-то в журнале «Душеполезное чтение» (за 1863 г.), что, например, в Подольском и Верейском уездах Московской губернии и в некоторых ближайших к ним селениях Калужской губернии нищенство сделалось общим обычаем, которого никто и не стыдится, и до того въелось оно в быт и нравы тамошних жителей, что даже достоинство жениха и невесты там оценивают по искусству собирать милостыню: иную невесту долго обегают женихи собственно потому, что она не умеет побираться, и жених не скоро находит себе невесту, если известно, что он плохо побирался, т.е. не умел собрать денег нищенством для хорошего приданного своей невесте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Вскоре после происшествия у генеральши фон Шпильце Юлия Бероева чувствует себя беременной. Она в отчаянии думает, каким тяжелым ударом станет ее невольная измена для мужа. Скрыв свою беременность, Юлия рожает у тайной акушерки, предполагая оставить у нее ребенка. Но ей становится жаль новорожденного мальчика, и она решает просить князя Владимира Шадурского позаботиться о нем. Бероева пишет ему записку, приглашая в маскарад, а потом, во время обеда в ресторане, просит принять участие в судьбе ребенка. Князь соглашается это сделать в обмен на близость с нею. Отбиваясь от Шадурского, Юлия вонзает ему в горло серебряную вилку. Князь ранен, Бероева арестована, младенец продан нищим, у которых умирает в страшных мучениях. Незадолго до этого происшествия Владимир Шадурский бросил свою содержанку Машу Поветину. По наущению княгини Шадурской, желавшей отвлечь сына от баронессы фон Деринг, девушку доставила молодому князю генеральша фон Шпильце, взяв ее от воспитателей. Не выдержав разлуки с любимой своей Машей, старушка Поветина умерла, старик лишился рассудка. Маша влюбилась в молодого князя, не подозревая о его истинном к ней отношении: эгоисту Шадурскому давно хотелось иметь красивую содержанку, чтобы хвастаться ею перед приятелями. Еще менее она могла себе представить, что стала любовницей собственного единокровного брата. Поняв, что искренняя, чистая душой Маша не годится на роль «камелии», Шадурский бросает ее без средств к существованию. Маша устраивается прислугой в педантичное немецкое семейство, но оттуда ее выгоняют во время болезни. Не найдя другой работы, не имея жилья, Маша ночует в брошенной речной барке. Здесь она встречает Ивана Вересова, к которому судьба оказалась так же неблагосклонна. Иван Вересов с рождения воспитывался у майора Спицы, не зная родительской ласки, хотя живший по соседству отец навещал его. Морденко устроил его в театральную школу, из которой Иван был выпущен как неспособный на бессловесные амплуа. Свой хлеб он зарабатывал также лепкой гипсовых фигурок для уличных продавцов. Жил Иван отдельно от Морденко, который ничем не помогал сыну. Со времени изгнания из дома Шадурских Морденко владела единственная тайная страсть: отомстить князю за пощечину, а княгине — за презрение. Чтобы сколотить капитал, он начал давать деньги в рост; его первой закладчицей была княжна Анна Чечевинская, снявшая с себя нательный крест. Постепенно Морденко стал скупать просроченные векселя расточительных Шадурских, ожидая дня, когда сможет окончательно разорить своих врагов. Поглощенный этой идеей, Морденко сделался настолько подозрителен, что обвинил собственного сына в пособничестве грабителям, — пришедшим убить ростовщика. Иван был арестован, попал в общество убийц и бандитов и выжил в тюрьме только благодаря заступничеству одного из них, Рамзи. Выпущенный на волю, Иван не имел ни жилья, ни средств, из-за чего и был вынужден ночевать в барке. Пути его с Машей По-ветиной вскоре разошлись, но им суждено было встретиться снова.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Сейчас мы в буквальном смысле этого слова живем дачной жизнью. Развели огород. Поливаем и ходим за ним. Радуемся, как растет он не по дням, а по часам, дышим не надышимся чудным сухим и ароматным воздухом, едим ботвиньи, загораем, купаемся и т. д. Если Бог скажет: езжайте – поедем, если решит, что надо еще отдохнуть – будем отдыхать. Сердечный привет Вере Тимофеевне. Таня целует Вас обеих. Мир Вам. Р. S. Привет старцу, Ване и прочим. 42. Наталье Александровне 17/30.VIII.1925 г. Думал было, что лично смогу поздравить Вас, Наташа, но удерживающее все еще властвует надо мной, и я целый месяц уже гощу в Тобольске и не знаю, когда и куда поеду. В день святого Владимира я получил вызов сюда, и в день рождения Веры Тимофеевны 265 мы тронулись уже из Самарова, куда я за несколько дней со всем своим скарбом и своим достолюбезным спутником прибыл на лодке, преодолев пятьдесят верст сплошной воды. Здесь, конечно, мы представились своему шефу, и он очень вежливо сначала угощал нас завтраками, а потом уже неделями, и началась скучная канитель, резко понижающая настроение и набрасывающая на душу что-то скучное и серое. Мой сотоварищ по командировке, как более энергичный, уже не раз разными методами хотел повлиять на ускорение нашего отпуска, но пока воз и поныне там. Сначала мы гостили у здешнего дедушки 266 , а потом я с Таней снял небольшую квартирку из двух комнат, и мы там водворились и обитаем. У ней тоже крылышки опустились, и, видимо, страшит ее будущее, хотя бы даже и Крестовский 267 и прежняя квартира, но, конечно, все это от настоящей неопределенности и для постепенного приучания себя к городской обстановке. Мы живем у очень хороших людей (муж и жена), недалеко храм, где хороший старик-священник и очень милый любительский хор. Вообще здесь и храм и духовенство очень приличны, и вообще город красивый, привольный, но все же Чучели свои и я, и Таня вспоминали не раз и, конечно, будем вспоминать как одну из самых интересных страниц жизни. Нас так сердечно провожали, и, конечно, Архиереев мыс, как они назвали одно место, где я больше всего гулял, будет им, кроме другого прочего, напоминать о необычайном происшествии в их жизни, а мне даже и сейчас эти юрты и пережитое в них кажется какой-то удивительной сказкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010