Архитектура храма действительно стилистически отличается от архитектуры зданий вокзала и казарм - общежитий на станции Черепаново, решенных в стилистике модерна. Признаком классицизма в композиции фасадов здания является использование упрощенного ордера из пилястр. Самые крупные пилястры вертикально обрамляют каждую из основных частей храма - притвор, кафоликон и алтарь, пересекают капителями профилированный карниз и упираются в край кровли храма. Более тонкие пилястры располагаются между арочными окнами и визуально поддерживают широкий профилированный карниз, выполняющий роль антаблемента; их капители отдаленно напоминают тосканский ордер. В общей композиции продольных фасадов храма выделены, таким образом, четырехколонные портики, по два на каждом фасаде. Один из портиков, на боковой стене притвора, завершен треугольным фронтоном с полуциркульным окном посередине, а значит, таким же образом должен был завершаться портик кафоликона - треугольным фронтоном или аттиком. На фотографиях здания до реконструкции видны только короткие аттики, высотой в 5 кирпичей, доходящие до предполагаемого фронтона или аттика центральной части. В зданиях храмов с подобной композицией, построенных в стиле классицизма, четверик кафоликона поднимался до верхней точки треугольника фронтона, образуя основание для вырастающего из него объема восьмерика светового барабана или глухого восьмигранного купола. Именно так выглядела конструкция на рисунке С. Н. Баландина. Храмы классицизма преимущественно центрические, крестово-купольные, и нагрузка четверика в них приходится на опорные столбы, а Алексиевский храм - бесстолпный, и нагрузку в нем принимают внешние стены. Анализируя предложенные С. Н. Баландиным варианты, авторы обратились к «Атласу планов и фасадов церквей...» и нашли ряд проектов, в которых кафоликон завершен восьмилотковым куполом, но в таком случае при его устройстве из кирпича углы квадрата кафоликона усиливались за счет утолщения стен для равномерного распределения нагрузки от купола. В Алексиевском храме такого утолщения стен не зафиксировано. Кроме того, западная и восточная стены четверика Алексиевского храма не имели под собой опорной стены и могли опираться только на балки, лежащие между северной и южной стенами, а балки не могли бы выдержать тяжесть кирпичной стены. На основании всего сказанного, мы утверждаем, что перекрытие кафоликона могло быть только деревянным.

http://sobory.ru/article/?object=23048

Божественная скрипка Полностью сформировалась современная скрипка лишь в 16 веке, и сегодня до нас она дошла лишь с незначительными изменениями. Именно итальянские мастера придали скрипке существующий облик, и они же первыми организовали несколько школ скрипичного производства, и лишь затем, последовав их примеру, мастера в других странах стали образовывать собственные школы. Стиль одежды «в духе традиций» У каждого народа свои традиции, связанные с бытом, культурой, ремесленничеством и одеждой. Через поколение в поколение передаются национальные костюмы, в которых прослеживается история племен и народностей. Особая самобытность свойственна русской национальной одежде, которая красочно рассказывает о традициях, связанных с праздниками, обрядами, повседневной и боевой жизнью древних славян. Антиквариат - для ценителей истории и традиций Русский антиквариат классифицируют по двум большим группам: дореволюционные и советские предметы. Буквально десять лет назад советские изделия еще не представляли особой ценности. Прежде всего, это объясняется тем, что у большинства людей в то время всевозможные значки, плакаты и музыкальные инструменты были в изобилии. Деревянное зодчество в России Одним из тех российских регионов, где в полной мере проявляет себя раннее русское зодчество, является Брянская область. Здесь в некоторых районах до сих сохранились постройки, которые возводились мастерами, что называется, без единого гвоздя. Архитектурные традиции православной Руси История архитектуры православной Руси началась со строительства первой каменной православной Десятинной церкви, возведенной в Киеве примерно в 989-996 гг. Крестово-купольный тип являлся основным стилем при строительстве храмов. Православный храм: Свет и светильники Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме. Они бывают трех видов: окна, лампады и свечи. Богослужебный Устав, ныне в точности не соблюдаемый по отношению к светильникам, предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других - только некоторой части, в третьих - полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/

по Р. Х. ( Лавров. 1962. С. 113). X-XII века на Сев. Кавказе характеризуются повсеместным распространением христ. памятников и значительным укреплением позиций христианства в связи с активной политикой в регионе христ. гос-в - Византии, Грузии и Руси (Тмутараканское княжество). До образования единого Грузинского гос-ва инициатива распространения христианства на Зап. Кавказе принадлежала Абхазии и Византии, Картли и Кахети. Вост. Алания и Д. находились под влиянием ГПЦ, особенно усилилась проповедь христианства со стороны Грузии в Д., Чечне и Ингушетии в XI-XII вв. В это время в Грузии сложилось единое централизованное гос-во, а Д. представлял собой конгломерат политических образований, в Зап. Дагестане, на границе с Грузией, наблюдался рост сельских общин, т. е. происходила децентрализация власти. Груз. летопись сообщает о миссионерской деятельности в Д. св. Пимена Салоса; араб. энциклопедист Якут пишет о наличии христиан в Лакзе (Юж. Дагестан) в нач. XIII в. ( Jacuts Geographisches Wörterbuch/Hrsg. F. Wüstenfeld. Lpz., 1879. Bd. 4. S. 324). Араб. автор X в. Ибн Руста сообщает, что крепость царя Серира (Хунзах, Зап. Дагестан) «стоит на вершине горы и окружена каменной стеной», все ее обитатели - христиане, а жители прилегающей местности - язычники ( Минорский. 1963. С. 218). Совр. ему историк аль-Масуди также писал, что царь Серира - христианин ( Марковин. 1987. С. 52). Хорошо сохранившийся христ. храм находится внутри глубокого скального каньона в ущелье Хатан-Бугер-Кхол в горах Аварии (совр. Шамильский р-н), близ с. Датуна (название в переводе с груз. означает «медведь»). Крестообразное купольное сооружение (9,1×5,7×8 м; толщина стен до 0,9 м) вытянуто строго с запада на восток, внутри здание зального типа расчленено на 3 части подпружными арками в одну полочку (Там же. С. 40-41). О времени постройки храма в Датуне идут споры: его относят к XIII-XIV вв. ( Исаков. 1966. С. 81), к кон. X - 1-й пол. XI в. ( Шмерлинг. 1968. С. 217-218; История Дагестана. М., 1967. Т. 1. С. 167) или к XI в. ( Мовчан. 1970. С. 16; Марковин. 1987. С. 46). По преданию, в церкви совершали службы до XVIII в. ( Марковин. 1988. С. 140). Недалеко от датунского храма находились развалины небольшого, как полагают, христ. села и неск. христ. могил. Храмы, подобные этому, были, вероятно, и в др. частях Д.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БАЗИЛИКА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Базилика Максенция Базилика (греч. – царский дом) – в Риме , согласно Плутарху , являлась общественным зданием для служебных заседаний, торговых операций и т.д. В Афинах название «базилика» было присвоено месту заседания первого архонта — базилея. Самой древней римской базиликой считается Порциева базилика, построенная ок. 184 до н.э. Среди других выдающихся примеров базиликальной архитектуры можно назвать Эмилиеву базилику (179 до н.э.), Юлиеву базилику (12 н.э.), Ульпиеву базилику (113 н.э.) и Максенциеву базилику (окончена Константином в 315 н.э.). С распространением христианства по всей территории Римской империи базилика стала одним из мест коллективной молитвы христиан и одним из главных типов христианского храма . Христианская базилика представляет собой продолговатое здание прямоугольной формы с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри оно по всей длине украшено колоннами в два или четыре ряда, разделяя внутренне пространство базилики на продольные части – нефы . В раннехристианской базилике чаще встречалось два ряда колонн, и, соответственно, три нефа, средний из которых (главный) включал в себя апсиду , где размещался алтарь ; существовали базилики и с пятью нефами. Внутренние помещения базилики освещались через оконные отверстия над крышами боковых нефов. Существовали различные формы базилики, одной из них была крестообразная базилика, образованная добавлением поперечного нефа той же ширины и высоты, как и первые. Наиболее ярким примером слияния базиликальной архитектуры с центрально-купольной является храм св. Софии в Константинополе . Православные храмы такой формы встречаются и поныне, однако базилика более характерна для западной церковной архитектуры. Литература Использованные материалы Редакция текста от: 03.06.2010 21:09:50 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/2644.html

Вариации обычных и пересеченных трансептом базилик разрабатывались в монастырском зодчестве Г. и в дальнейшем. В средневизант. эпоху в Кастории были возведены укороченные базилики с необычно повышенным центральным нефом (церкви св. Стефана (сер. IX в.) и св. Бессребреников (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.)). В эпирской базилике Панагии в Мендзене той же эпохи центральный неф соединен с боковыми лишь 3-арочными проемами на колоннах. План базиликального кафоликона мон-ря во Влахерне близ Арты (XII в.) 2 парами колонн, 3-частным алтарем и нартексом напоминает основу церквей типа вписанного креста; высокий ярус хор над нартексом снаружи кажется трансептом. В композиционно простых постройках Зап. Македонии и Эпира с протяженными нерасчлененными участками стен, судя по предложенным датировкам, в IX-X вв. сложилась традиция художественной кладки с орнаментом из плинфы в виде рядов крестиков, хризмонов, с облицовкой наискось уложенными квадратными плинфами. Но основным видом церковного здания стал 4-колонный храм типа вписанного креста - разновидность крестово-купольной постройки, достигшая в X в. расцвета в архитектуре К-поля. Именно этот тип сооружения лег в основу композиции ц. Феотокос Панагия мон-ря Осиос Лукас (кон. X в.), строившейся при участии императора, а также ц. св. Апостолов на Агоре в Афинах (ок. 1020), в к-рой 4-колонная купольная структура включена в пространство, ограниченное чередующимися вокруг круглой основы 4 большими и 4 малыми экседрами. Многогранный внешний периметр стен на уровне экседр, слегка повышенные, завершенные щипцами рукава и 8-гранный барабан с пластичным покрытием купола создают богатую светотеневыми эффектами композицию небольшого храма. Это одна из первых церквей, построенных в возрождающихся в этот период Афинах. Ее композиция впосл. нигде не повторялась, но структура центрального ядра, как и композиция ц. Феотокос, получила разнообразные интерпретации в архитектуре афинских храмов и монастырских церквей Аттики и Беотии уже в XI в. Эти 2 памятника определили и масштаб новых композиций. Так, пролет подкупольных арок ц. св. Апостолов - ок. 3 м, высота колонн чуть более 4 м, размеры ц. Феотокос немногим больше.

http://pravenc.ru/text/166461.html

Лит.: Дадьян Х. 20 июля 1907//Арарат. Эчмиадзин, 1907. 7/8. С. 658-661 (на арм. яз.); Месроп, вардапет. Эчмиадзин и древнейшие арм. церкви. СПб., 1905. Эчмиадзин, 1907. С. 100-101 (на арм. яз.); Strzygowski J. Die Baukunst der Armenier und Europa. W., 1918. S. 163-165, 278, 319-320, 501-502, 680; Diehl Ch. L " Architecture Arménienne aux VI et VII siecles//REArm. 1920/1921. Т. 1. P. 228; Dalton O. M. East Christian Art: Survey of the Monuments. Oxf., 1925. P. 31-35; Шахназарян А. Двин: Ист.-геогр. очерк. Ереван, 1940; Тораманян Т. Мат-лы по истории арм. архитектуры. Ереван, 1948. Т. 2. С. 127, 159, 227 (на арм. яз.); Арутюнян В. М. Архитектурные памятники Двина V-VII вв.: По мат-лам раскопок 1937-1939 гг. Ереван, 1950 (на арм. яз.); он же. История арм. архитектуры. Ереван, 1992. С. 112-113, 125, 163-167 (на арм. яз.); он же. Градостроительство//История арм. архитектуры. Ереван, 2002. Т. 2. С. 31-39. Табл. 1 (на арм. яз.); Кафадарян К. Г. Город Двин и его раскопки. Ереван, 1952. [Ч.] 1: 1937-1950 гг.; 1981. [Ч.] 2: 1973-1980 гг. (на арм. яз.); он же. Базилика Двина//История арм. архитектуры. Т. 2. С. 161-169. Табл. 29 (на арм. яз.); Токарский Н. М. Архитектура Армении IV-XIV вв. Ереван, 1961. С. 55, 72-73, 84, 88-90, 101-104; Калантарян А. А. Материальная культура Двина. Ереван, 1970 (на арм., рус. и англ. яз.); он же [Kalantarian A. ]. Dvin: Histoire et Archéologie de la ville Médiévale. P., 1996; он же. Армения//Крым, Сев.-Вост. Причерноморье и Закавказье в эпоху средневековья: IV-XIII вв./Отв. ред.: Т. И. Макарова, С. А. Плетнева. М., 2003. С. 322-323, 326-332; Khatchatrian A. L " architecture Arménienne du IVe au VIe siècle. P., 1971. P. 58; D " Onofrio M. Le chiese di Dvin. R., 1973. (Studi di architettura medioevale Armena; 3); Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 75-96; Gandolfo F. Le basiliche Armene: IV-VII sec. R., 1982. P. 36-43. Fig. 64-79; Якобсон А. Л. Закономерности в развитии раннесредневек. архитектуры. Л., 1983. С. 224, 225; Cuneo P. Dvin// Idem. Architettura Armena dal quarto al dicianovesimo secolo. R., 1988. P. 114-117; Калантарян А. А. , Кафадарян К. К. Нек-рые вопросы хронологии средневек. монументальной архитектуры Двина//ИФЖ. 1990. 1. С. 139-151; Асратян М. Арм. архитектура раннего христианства. М., 2000. С. 17-18, 36, 41, 159, 356; Мнацаканян С. Х. Храм в Двине//История арм. архитектуры. Т. 2. С. 259-262. Табл. 45 (на арм. яз.); Казарян А. Ю. Триконховые крестово-купольные церкви в зодчестве Закавказья и Византии//Визант. мир: Искусство К-поля и нац. традиции. М., 2005. С. 13-30; Арутюнян В. , Даниелян М. Важная находка: Рельеф восполнился спустя 64 года//Арм. искусство. 2005. 2. С. 6-7 (на арм. яз.).

http://pravenc.ru/text/171488.html

По словам А. Кудрявцева, в исторической и популярной литературе исследуемое сооружение нередко интерпретировалось как крестообразная цистерна для воды, вырубленная в скале. Однако ученый отмечает, что уникальная форма памятника (ориентированный по сторонам света правильный крест) весьма необычна для хозяйственно-бытовых сооружений и не имеет аналогов ни среди водохранилищ Дербента, ни среди самых разнообразных цистерн других регионов. Концы креста перекрыты стрельчатыми сводами. Ширина внутреннего пространства каждой из сторон креста составляет 4 м, длина внутреннего пространства трех сторон — около 4,2 м, а четвертой — около 5,5 м. Центральная часть цистерны перекрыта куполом диаметром около 5 м, опирающимся на подпружные арки; высота цистерны от пола до верха купола — около 11 м. Раскопки с внешних сторон показали, что здание не было вырублено в скале, как предполагалось ранее, а оказалось погребено под культурными слоями цитадели, достигающими здесь толщины в 9 м и относящимися хронологически к V-XIX вв. По оценкам А. Кудрявцева, в V-VII вв. сооружение возвышалась над уровнем земли не менее чем на 8-9 м. Никаких следов водоводов в культурных напластованиях V-XVI вв. не обнаружено, но в слоях XVII-XIX вв. выявлены остатки трех систем водоснабжения из керамических труб и каменных желобов. Таким образом, есть основания полагать, что памятник стал функционировать как водохранилище лишь с XVII-XVIII в., когда он был основательно перестроен. Крестообразная планировка и строгая ориентация памятника по сторонам света, его расположение в центре цитадели в самой высокой ее точке и датировка позволяют интерпретировать сооружение как христианский храм, имеющий близкие аналогии с широко распространенными крестово-купольными храмами Закавказья V-VII вв. Именно в этот период Дербент, согласно данным письменных источников, был одним из крупнейших христианских центров Восточного Кавказа. Как считает А. Кудрявцев, храм, основанный в период V-VII вв., был заброшен после укрепления арабов в Дербенте (VIII-IX вв.) и восстановлен или отреставрирован в XVII — начале XVIII вв. как цистерна для хранения воды. Если данное предположение подтвердится, то уникальный памятник в дербентской крепости окажется древнейшим известным храмом на территории России.

http://pravoslavie.ru/65469.html

1780 Нет сомнений, что вывезенные в Константинополь, они в массе своей уцелели и были возвращены в Херсон уже в 712 г., сразу после прихода к власти Вардана-Филиппика. Неблагоприятные последствия воздействия экологического фактора в середине VIII в., по-видимому, оказались для города сведены к минимуму. Следов разрушений, запустения, какие наложили отпечаток в это время даже на лик столицы Империи, здесь не прослеживается 1781 . Горожане благополучно пользовались солидным архитектурным наследством, доставшимся от второй половины VI – первой половины VII в., и даже кое-что достраивали, обновляли, возводили новые храмы, среди которых с уверенностью могут быть названы появившиеся к концу столетия крестово-купольный храм на большой агоре и Западный загородный крестообразный храм Св. Созонта 1782 . Кстати, возрастание плотности внутриквартальной застройки по сравнению с первыми веками н.э., замеченное не только для Херсона, но и для других, достаточно хорошо археологически исследованных византийских провинциальных городов (Коринф, Афины, Фивы, Эфес, Пергам, Сарды) 1783 , вернее всего объяснить только одним – недостатком места и, значит, возрастанием плотности населения отдельных жилых кварталов, где земля под застройку принимала все большую ценность. Так или иначе, события конца VII – начала VIII в. указывают на сближение Византии и хазар через посредничество Херсона, производившего впечатление достаточно зажиточного, состоятельного города 1784 . Империя нуждалась в этом сближении, важном для сдерживания мусульманской угрозы. Но поскольку речь шла о сближении Романии и каганата благодаря политике Херсона, почему хазары должны были чинить великое множество препятствий торговле города? 1785 Его экономика развивалась достаточно стабильно, отчего, как заметил В.В. Кропоткин, она не сопровождалась зарытием кладов – «индикаторов неблагополучия» 1786 . Необоснованное и насквозь противоречивое представление хронистов конца VIII – начала IX в. о полном разорении Херсона во время первой карательной экспедиции Юстиниана II в 710 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По своему облику храм очень близок церкви Рождества Богоматери в с. Исаковском, построенной на 14 лет раньше. Двусветный четверик со скругленными и раскрепованными углами завершен восьмилотковой купольной кровлей с пятью луковичными чешуйчатыми главами (центральная световая). К основному объему примыкают прямоугольная в плане, чуть суженная апсида и несколько расширенная трапезная, по высоте равные нижнему ярусу четверика и также со скругленными углами. Трехъярусная четырехгранная колокольня завершена крутой гуськовой кровлей, на которой поставлена глухая главка со шпилем. Здание окружено низким профилированным цоколем и карнизом с двухступенчатыми зубчиками (для четверика и колокольни он служит межъярусным членением). Аналогичный рисунок имеет венчающий карниз четверика и карнизы колокольни. Высокие прямоугольные окна заключены в плоские рамочные наличники с ушами, подоконными нишками и надоконными досками, завершенными сандриками из трех кирпичных полочек. Аналогично оформлены и боковые входы. Углы барабанов под главами, поднятых на низких постаментах, срезаны и раскрепованы, а получившиеся таким образом диагональные грани в нижней части украшены подобием волют. Стены нижнего яруса колокольни декорированы тремя прямоугольными нишами: средняя, более широкая, служит обрамлением арок (на северном и южном фасадах заложены), а боковые — узкие вертикальные. Углы второго яруса скруглены, аналогично храму, а высокий арочный проем обрамлен двухпилястровым портиком с фронтоном над антаблементом. В третьем ярусе, также имеющем скругленные углы, профилированный полуциркульный архивольт арки, с замком в вершине, опирается на филенчатые лопатки. Главка колокольни аналогична главам храма. Храм перекрыт четырехлотковым сводом со световым кольцом в шелыге, алтарь — коробовым сводом, замкнутым лотком с востока, двухстолпная трапезная — системой коробовых сводов, укрепленных подпружными арками, нижний ярус колокольни имеет крестовый свод. В своде и в верхней части стен храма сохранилась клеевая живопись сер.

http://sobory.ru/article/?object=13396

Многоглавие русских храмов проявило себя в ранних памятниках храмового зодчества, и это было неслучайно. Кругом в городе высились остроконечные верхи гражданских строений: дворцовых, крепостных башенных деревянных строений. Окружающий городской ансамбль сам по себе подсказывал оригинальное завершение храмовой деревянной и каменной архитектуры в виде многоглавия и нарастающей вверх монументальной храмовой конструкции зданий. Деревянное зодчество в ту пору было на высоком уровне развития. Очень рано в деревянном храмовом зодчестве возникает шатровое завершение храмов – прямое наследие гражданской деревянной архитектуры. Перенесение принципов деревянного строительства в каменную храмовую архитектуру привело к расцвету храмового зодчества на Руси, обогатило его формы местными народными традициями, создало русскую национальную архитектуру, породило местные строительные школы в последующие эпохи. Придание храмам особой одухотворенной красоты путем сложных конструктивных их завершений было все более возрастающим желанием русских зодчих на протяжении ряда столетий. Получило развитие нарастание архитектурных масс в их стремлении кверху. Появились так называемые закомары со ступенчатым их построением, которое отразилось не только снаружи, но и внутри на сводах. Произошла смена прежней крестово–купольной системы на ярусную 24 . Закомары впоследствии переходят в декоративное наружное оформление храмов. Шатровое завершение храмов в соединении с ярусом закомар приводит к столпообразной конструкции (храм в селе Коломенском XVI в.). Групповое их соединение создает изумительную красоту, например храм Святого Василия Блаженного в Москве. Подобное же развитие проходят купола от сферической формы через шлемовидную к луковичному их выражению. Происходит развитие колокольного звона: на смену скромным примитивным звонницам вырастают красивейшие высотные колокольни, имеющие на всех ярусах богатейший набор колоколов, которые создают изумительные трезвоны во славу Божию. Изменения происходят и с крестами на храмах. Равноконечная форма византийского креста на русской почве переходит в удлиненную восьмиконечную с необычайно изящными соотношениями частей. Впоследствии, в позднейшее время, крест сопровождается сиянием и украшается ветвями как процветшее древо бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyrazhen...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010