Русская церковная архитектура Храмы Киевской Руси Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной (989–996) по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. Однако расцвет церковного зодчества наступает при Ярославе Мудром, когда в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы: Софийский собор в Киеве (1037–1044), Софийские соборы в Новгороде (1045–1052) и Полоцке (сер. XI в.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036). Киевский Софийский собор является шедевром византийского и древнерусского зодчества. Построенный константинопольскими зодчими при участии киевских мастеров, он не имеет прямых аналогов в византийской архитектуре. Собор представляет собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами; внутреннее пространство храма разделено на 5 нефов с 5 апсидами. С северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Длина собора без галерей – 29,5 м, ширина – 29,3 м; длина и ширина с галереями соответственно: 41,7 м и 54 м. Высота до вершины главного купола составляет 28,6 м, сторона подкупольного квадрата 7,6 м. Внутри стены храма украшены мозаикой, набранной из кубиков разноцветной смальты, и расписаны фресками, выполненными водяными красками. Общий объем мозаик – 260 кв. м, фресок – около 3000 кв. м. Новгородский Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с тремя главными апсидами. Как и в Софии Киевской, с северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над ними возвышается 5 глав. Еще одна глава венчает лестничную башню, расположенную в юго-западной части собора. Размер основного объема собора без галерей: длина 27 м, ширина 24,8 м; вместе с галереями: длина 34,5, ширина 39,3 м. Размер сторон подкупольного квадрата 6,19–6,28 м. Толщина стен собора 1,2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

< >< Первая часть статьи > Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре. Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты. Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма. Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов. Киев, Софийский собор Великий Новгород, Софийский собор Полоцк, Софийский собор Владимир, Успенский собор Чернигов, Спасо- Преображенской собор Овруч, Васильевский монастырь Владимир-Волынский, Успенский собор Чернигов, Успенский собор Киев, Успенский собор Киев, собор Михаила Архангела Чернигов, Борисоглебский собор Великий Новгород, Никольский собор Переславль-Залесский, собор Спаса Преображения Спас-Нередицы, церковь Спаса Преображения Киев, Киево-Печерская лавра. Надвратная церковь Троицы Живоначальной Киев, церковь Спаса Преображения на Берестове Великий Новгород, Георгиевский собор Великий Новгород, собор Рождества Богородицы Псков, Рождества Иоанна Предтечи, собор Псков, собор Спаса Преображения Старая Ладога, церковь Георгия Победоносца Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

http://sobory.ru/lib/pervye_russkie_hram...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МРЕНСКИЙ СОБОР [Арм. ], арм. храм в г. Текор (гавар Ширак, обл. Айрарат; ныне Дигор, Турция) в Вел. Армении, в 40 км от Карса. В VII в. эти земли принадлежали нахарарскому роду Камсараканов и куропалату Давиду Сааруни (Сахаруни), к-рый был назначен правителем Армении в 636 г. визант. имп. Ираклием . Согласно сведениям арм. историков Степаноса Таронеци (рубеж X и XI вв.) и Киракоса Гандзакеци (XIII в.), М. с. был возведен между 613 и 639 гг. Из арм. строительной надписи известно, что строительство было завершено в 639 г. при визант. имп. Ираклии. Эта надпись была расположена на зап. фасаде собора, исследована Г. Алишаном, Н. Я. Марром, И. А. Орбели и др. специалистами (в наст. время утрачена). Обмеры и исследование М. с. начал Т. А. Тораманян, продолжили Й. Стржиговский, Н. М. Токарский, Г. Н. Чубинашвили, Ж. М. Тьерри, Т. Скалессе, С. Х. Мнацаканян, С. А. Маилов, П. З. Донабедян, А. Ю. Казарян, К. Маранчи. М. с. представляет собой базилику, слегка вытянутую по оси «запад-восток» (20×29,95 м); его своды и купол опираются на 4 столба, и т. о. общая структура храма близка к крестово-купольному типу. Композиционно М. с. напоминает др. арм. памятники той эпохи: мон-ри Багаван , Одзун, ц. св. Гаяне в Вагаршапате. М. с. имеет 4 входа; 3 по центру западного, северного и южного фасадов и узкий в вост. части юж. фасада. Собор не имеет нартекса; пастофории вписаны в общую композицию и не заходят на вост. стену, алтарная апсида выделяется 5-гранным объемом, в закавказской архитектуре подобный прием встречается редко. Под престолом храма существовала крипта, к-рая использовалась, вероятно, для хранения реликвий. Своды храма на разной высоте опираются на стены и 4 несущих пилона сложной конфигурации, что в совокупности формирует единый объем интерьера. Конструктивный переход от стен к купольному перекрытию создан с помощью 4 крупных тромпов в 1-м ярусе (до барабана) и 8 небольших - во 2-м (вокруг барабана). Невысокий 8-гранный барабан перекрыт куполом шатровой формы. Храм выложен из гладкотесаного красного и черного туфа в технике мидис. На мн. камнях сохранились метки мастеров.

http://pravenc.ru/text/2564266.html

Керчь. Кафедральный собор Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Уникальный керченский храм - церковь Иоанна Предтечи - единственный из памятников архитектуры, сохранившихся с периода расцвета Тмутороканского княжества (X-XI вв). Церковь представляет собой изящный четырехстолпный крестово-купольный храм с единственным куполом на высоком барабане. Массивные стены сложены из чередующихся полос, состоящих из белокаменных блоков и красного кирпича. Сочетание различных форм придает керченской церкви оригинальность и остроту, ее не спутаешь ни с какой другой: здесь как бы соединены две архитектурные системы - базиликальная и крестово-купольная. Церковь Иоанна Предтечи - выдающееся произведение архитектуры. Некоторые свойственные ей черты прослеживаются и в древнерусских церквах. С сайта http://www.crimea.edu/crimea/sights Храм святого Иоанна Предтечи в Керчи – уникальный памятник архитектуры, древнейший из сохранившихся раннехристианских церковных зданий, православный храм, сооруженный в начале VIII века. Древняя часть храма — четырехстолпное крестово-купольное coopyжehue VIII века с гранеными апсидами и крещатыми столбами. С запада к ней примыкает более поздняя бaзuлuka XI-XIII века, имеющая в интерьере четыре колонны. В 1834 г. к храму был пристроен новый придел, в 1846 г. базилика была увеличена к западу каменной пристройкой с колокольней по проекту А. Дигби 1842 г., при этом стена древнего нартекса была разобрана. Материал стен древней части – светлый керченский известняк, каждые четыре ряда кладки которого чередуются с четырьмя слоями красноглиняной плинфы, тонкого кирпича. В конце XIX века к северному фасаду базилики по проекту А. Карапетова пристраивается помещение второго престола с разборкой части стен базилики. На северном и южном предалтарных крещатых столбах находятся два изображения святых. Более 50 лет храм не использовался как церковное здание (с 28 декабря 1937 г.). С 1990 года храм вновь стал действующим. По материалам официального сайта Феодосийской епархии

http://sobory.ru/article/?object=01382

Путешествие в храм Гроба Господня (ФОТО) Фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям 10 ноября, 2011 Фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям Содержание статьи В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня. Храм Гроба Господня Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме — это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства Воскресения Христова — Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением. Портал «Правмир» предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям — вместе с фотографом Юлией Маковейчук . Храм Гроба Господня Вход в Храм Гроба Господня. Ночь. Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием. Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание. Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца. Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой — у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, — царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Святого Огня. Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

http://pravmir.ru/puteshestvie-v-xram-gr...

Алупка. Церковь Михаила Архангела (новая). Карта и ближайшие объекты К концу XIX века население Алупки сильно возросло, а храм, построенный в 1820 году на средства графа Воронцова, был разрушен оползнем. Инженер-гидростроитель Я.П. Семёнов и архитектор О. Э. Вегенер приняли решение о возведение храма в центре Алупки, рядом со старым кладбищем. 2 октября 1902 года утвердили проект, разработанный Хрисанфом Васильевым, и начали сбор средств. Основным капиталом стали 45 тысяч рублей, которые завещала Софья Вялых-Флегонтова. 26 октября 1903 года состоялась торжественная закладка, но строительство, из-за нехватки денег, шло с перерывами. Пришлось даже рассылать письма к богатым людям с просьбой о пожертвовании. Многие известные и состоятельные люди в Крыму с готовностью откликались на просьбу о помощи, среди них Воронцовы-Дашковы, Мальцовы, Милютины. Государь Император выделил 2800 рублей на изготовление золочёных купольных крестов. Из-за недостатка средств вместо колокольни соорудили деревянную звонницу на семь колоколов. 8 ноября 1908 года в день Архистратига Михаила храм был освящён. Крестообразный храм построили в русском стиле. Пять глав гордо вознеслись к небу. Для возведения и отделки стен использовали гаспринский и инкерманский известняк. Внутри храм украшали росписи, с потолка свисала огромная люстра, изготовленная ялтинскими мастерами. Иконостас выполнили в Петербурге в мастерской художника В. С. Лапина. В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение, вследствие которого храм получил серьёзные повреждения. В октябре 1927 года церковь закрыли. В 1932 году храм решили разобрать, с куполов сняли кресты, но само здание всё же сохранили, устроив здесь складское помещение. В 1990 году храм святого Архистратига Михаила вновь был передан Православной Церкви, начались восстановительные работы, через год была проведена первая служба. Правый придел освятили в честь святого Николая Чудотворца. Первый православный храм в Алупке был построен и освящен еще в 1838 г. стараниями М.С. Воронцова. Архитектор Ф. Эльсон избрал для православной церкви исключительно оригинальные формы древнегреческого храма - периптера, окруженного колоннадой дорийского ордера. Интерьеры были под стать внешним формам, чего только стоил гладкий трехметровый крест на подиуме в алтарной части. В 1908 г. пришедшую в ветхость постройку разобрали и на ее месте воздвигли нынешний храм Святого Ахистратига Михаила, сооружение в архитектурном плане вполне традиционное, увенчанное двумя рядами кокошников и шатром с луковичным куполом, окруженным плотной группой из четырех меньших главок.

http://sobory.ru/article/?object=12872

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Троекурове. Карта и ближайшие объекты Церковь, построенная на рубеже XVII-XVIII вв., имеет ряд нестандартных конструктивных решений, что позволяет сделать предположение об участии в ее строительстве иностранных мастеров. Храм центрический, я бы даже сказал, концентрический. Внутреннему цилиндрическому объему отвечает завершающая храм ротонда. Внешний объем также цилиндрический, имеет выступы-ризалиты, ориентированные по сторонам света (некоторые описывают этот объем как " четверик со скругленными углами " ). Ризалиты имеют полуциркульное завершение, и, если смотреть со стороны, создается впечатление, что церковь имеет крестово-купольную конструкцию. Это, однако, не так. Собственно храм, а точнее храмы, поскольку церковь имеет два яруса, находятся во внутреннем цилиндре. Внешние стены образуют галереи нижнего и верхнего ярусов. Верхний и нижний храмы между собой не связаны, доступ в верхний храм осуществляется через колокольню. Колокольня, построенная в середине XVIII века, соединена с верхним храмом переходом. Нижний теплый храм действующий, освящен в честь Николая Чудотворца, в верхнем летнем храме Алексия Митрополита сейчас идут работы по росписи интерьеров, после чего храм, надо полагать, будет заново освящен. Декоративная обработка фасадов, по всей видимости, предполагала широкое использование резьбы по камню, однако замысел не был воплощен, поэтому декор имеет упрощенные  сухо-геометрические формы. Завершение храма первоначально выглядело несколько иначе - его украшала корона, подобная той, которую имеет церковь Знамения в Дубровицах. Храм Николая Чудотворца в Троекурове — православный храм Михайловского благочиния Московской епархии. Расположен в бывшем селе Троекурово, ныне — в московском районе Очаково - Матвеевское (ЗАО). Деревня Троекурово (так же Хорошёво или Никольское) известна с XVI века и, по-видимому, тогда уже имела свой деревянный храм, освящённый в честь Николая Чудотворца. После того, как село перешло от Годуновых во владение Троекуровых, там в 1640-х годах была возведена новая деревянная церковь, которая в начале XVIII века была заменена существующей каменной. Строительство нового храма продолжалось с 1699 по 1706 годы, при этом имя возводившего его зодчего до нашего времени не дошло, хотя выдержанный в стиле раннего московского барокко проект храма считается довольно оригинальным. Построенная одновременно с основным объёмом храма шатровая колокольня была в 1745 году заменена на сохранившуюся до сих пор трехъярусную башню.

http://sobory.ru/article/?object=03281

Унеча. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Благовещения Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1991 и 1998. Архитектор:Залыгин Адрес: Россия, Брянская обл., Унечский р-н, г. Унеча, ул. Озёрная, 1А Координаты: 52.857146, 32.672732 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый храм в городе Унеча в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был разрушен в годы Великой Отечественной войны. В послевоенный период, вплоть до 80-х годов, верующие жители города собирались на Богослужения в специально оборудованном под храм частном доме. Летом 1989 года районным советом города Унеча было принято решение о выделении земельного участка под строительство нового храма. В июле 1991 года Епископ Орловский и Брянский Паисий освятил закладной камень на месте строительства нового храма. В этом же году началось его строительство. 5 апреля 1998 года Архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком новый храм был освящен. Сведения взяты из статьи " Действующие храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2007 год от Рождества Христова " (Издание Брянского Епархиального Управления, 2007г.) Храм расположен на северо-западной окраине города Унеча, неподалёку от лесопарковой зоны. Проект храма выполнен архитектором Московского института реставрации Залыгиным. Храм в основном плане имеет форму корабля. К пятиглавому двухэтажному храму примыкает одноэтажная сравнительно короткая трапезная, которая мягко переходит в притвор с колокольней. Необычной формы пятиглавие с постановкой малых глав вокруг центральной по сторонам света, на купольной кровле с двойными пирамидальными двускатными углами напоминает украинскую архитектуру. Колокольня имеет форму высокого четверика со сквозными арочными проемами по оси запад-восток, барабаном и луковичной главкой с крестом, на четверике с четырехгранной пирамидальной двускатной кровлей. Центральное крыльцо с папертью имеет центральную подпружную арку и две подпружных полуарки по бокам, удерживающие полуциркульный свод крыльца с пирамидальной двускатной кровлей, небольшим барабаном, луковичной главкой и крестом. Такую же форму имеют и два других крыльца, расположенные с северной и южной сторон храма. Высота постройки достигает 36 м.

http://sobory.ru/article/?object=07472

К 1909 г. храм обветшал. В 1930-е гг. храм был закрыт и разорен. В 1936 г. снесли колокольню. В 1997 г. храм вернули верующим, в нем ведутся богослужения, идут восстановительные работы. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=434 Храм святителя Николая был построен в 1792 году на месте одноименного деревянного по заказу владельца усадьбы генерала-аншефа князя Андрея Ивановича Прозоровского. Эта усадебная церковь была расположена в пейзажном парке недалеко от дороги, пересекавшей усадьбу с запада на восток. К дороге церковь была обращена южным фасадом. В клировых ведомостях за 1798 год записано, что церковь Николая Чудотворца имеет два теплых придела в честь Рождества Иоанна Предтечи и в честь преподобной Марии Египетской. Автором постройки одни исследователи считают (и не без оснований) замечательного русского зодчего Михаила Федоровича Казакова, другие – архитектора его школы. Строение, как архитектурный памятник, представляет значительный историко-культурный интерес как пример центрической культовой постройки конца XVIII века. Церковь построена в строгом классическом стиле и имеет крестово-купольную форму. От кубического центра храма отходят четыре одинаковых прямоугольных рукава - два придела, апсида и притвор. Северный и южный рукава оформлены тосканскими портиками, а восточный и западный – четырехпилястровыми. Сферический купол завершается небольшим световым барабаном и луковичной главкой. Алтарь украшен колоннами и пилястрами с лепными капителями коринфского ордера. Вблизи западного портала на одной оси с храмом находилась трехъярусная колокольня, выстроенная в классическом стиле. Ее кубический первый ярус нес еще два арочными пролетами. Углы второго яруса были украшены сдвоенными колоннами. Колокольню венчал купол со шпилем. В 1936 году она была снесена. К 1909 году храм значительно обветшал и требовал ремонта. Росписи сохранились частично, иконостас утрачен. Еще раньше храм утратил значительную часть отделки своего интерьера. Начавшаяся 1-я Мировая война не позволила приступить к капитальному ремонту, который отложили до ее окончания. По причине революции 1917 года реставрационные работы так и не состоялись. В 1936 году храм окончательно закрыли, и он быстро пришел в полное запустение. В советское время здание церкви числилось как прилегающее к бывшей усадьбе, в которой располагались общежитие, а затем дом отдыха.

http://sobory.ru/article/?object=02738

Новозыбков. Собор Чуда Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты В 1860 г. в Черниговской епархии был создан комитет по сбору пожертвований на строительство православного храма в Новозыбкове. Основным благотворителем стал новозыбковский купец Михаил Уманец. Храм Чуда Архитратига Михаила в Хонех строился с 1867 по 1898 г. Он стал первым православным храмом в старообрядческом поселении. До этого в Новозыбкове был лишь домовой православный храм для учащихся при реальном училище. Освящение храма состоялось ещё до окончания строительства в 1896 г., с этого времени стали проводиться богослужения. В 1930-е гг. настоятелем храма был священник Дмитрий Фёдорович Норонович. В 1937 г. его арестовали и расстреляли. Вскоре после ареста настоятеля храм закрыли и в его здании было устроено зернохранилище. Во время оккупации в 1941 г. храм был открыт и более не закрывался. Со времени строительства сохранился иконостас, большинство икон с киотами, паникадила, Голгофа, часть подсвечников и лампад. В 1982-1983 гг. храм был заново расписан, позолочены кресты и покрыта железом кровля. Рядом с храмом находится канцелярия благочинного Новозыбковского округа. Расположен на возвышенности в центральной части города, посреди обнесенного оградой и сильно заросшего деревьями участка. Сооружен по заказу местного купечества в 1867-98 гг. из кирпича и оштукатурен. Характерный для провинциальной архитектуры периода эклектики бесстолпный купольный храм в русско-византийском стиле. Крестообразный объем с короткими прямоугольными рукавами (восточный, алтарный дополнен полукруглой апсидой) увенчан в центре восьмериком с граненым куполом и главкой. Короткий переход соединяет храм с высокой трехъярусной шатровой колокольней, доминирующей в композиции. Ее растянутый в ширину нижний ярус несет четверик, над которым поставлен восьмерик звона с арками, завершенный шатром с главкой. В декоре фасадов стилизованные древнерусские архитектурные формы (аркатура в завершении стен, боковые порталы, щипцовые завершения нижнего яруса колокольни, проемы арок звона и шатер с кокошниками у основания, гуртами и слухами) эклектически соединены с отдельными барочными и классицистическими деталями (парные пилястры с кругами вместо капителей на углах объемов, высокий цоколь с прямоугольными нишами-филенками, профилированные антаблементы и обрамления арочных окон с уширенными архивольтами). С запада над главным входом, где выложена дата окончания строительства, устроен навес с ажурными металлическими консолями; по сторонам площадок с лестницами у боковых входов поставлены фонари на тумбах (сохранились частично).

http://sobory.ru/article/?object=01638

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010