Предполагают, что к 1260 г. храм был украшен мозаичными сценами, фресками, скульптурным декором с растительным орнаментом, изображением людей и животных. В южном атриуме сохранились статуи. Безямянные создатели фресковых композиций (сцены «Насыщение пяти тысяч», «Исцеление дочери хананеянки» и др.) продолжили художественные традиции византийской живописи XII в. Фрески отличаются динамичными выразительными композициями, умением художников передать эмоциональное состояние (волнение матери, метания беса, ужас исцеляемой дочери и др.) и характер персонажей с помощью экспрессивных поз, жестов, ярких, насыщенных красок. Как и в других трапезундских церквах, в св. Софии на стенах нартексов были изображены император Мануил I и Алексей III со своим двором. После турецкого завоевания храм св. Софии был превращен в мечеть, а все росписи были покрыты побелкой, которую впоследствии удалили. Расчисткой фресок занималась экспедиция под руководством известного искусствоведа Д. Тальбот Райса и Д.Уинфилда. Храм св. Софии в Фессалонике – заложенный в V в. и достроенный в первой половине VIII в., позволяет проследить, что переход от купольной базилике к более просторной пятинефной крестовокупольной церкви осуществлялся за счет расчленения каждого подкупольного столба еще на четыре опоры. Особенностью этого сооружения являлось также то, что западная сторона креста была значительно длиннее равных друг другу северного, восточного и южного концов креста, которые составляли 1/2 глубины западного конца и 1/3 диаметра купола. Это позволило зодчим увеличить глубину боковых цилиндрических сводов, создать еще два нефа между боковыми и придвинуть купол на высоком барабане ближе к алтарю, что нарушило центричность интерьера среднего нефа. Свободно стоящиеподкупольные столбы стали более массивными, а подкупольные помещения более просторными. Центральный неф отделялся от боковых аркадами, которыеопирались на столбы, чередующиеся с двумя колоннами, (количество опор было нечётным, а количество проемов еётным), и был окружен с трех сторон внутренним обходом. С западной стороны центральная часть отделялась от обхода стеной с одним дверным проемом в ней. В храме, относившемся к типу церквей в Никее, не было нартекса.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е.Д.Шеко:В целом в Москве в пределах кольца все более-менее, хотя в некоторых случаях недостаточно органично садится. Тот храм мастерской Онисимова в Некрасовке. Он построил такой византийский грибок, низенький, но на фоне многоэтажек… Они несовместны. Е.Никифоров: А на фоне многоэтажек ничего не совместно. Слава Богу, что есть такой контраст. Е.Д.Шеко:Есть удивительный пример на мой личный взгляд, - храм на Ходынке. В районе этих больших комплексов построен гигантски такой храм, огромный, он держит свою роль – пятиглавый, немного нетрадиционно, но ладно, купола расположены немного иначе, чем обычно в крестово-купольных храмах это бывало. Неважно. На фоне стадиона, застройки он смотрится убедительно, но с другой стороны там с иконостасом беда. Тут уж не найден баланс, который мог был осмыслить алгоритм проектирования в каждом случае. Каждый раз это волюнтаризм. Е.Никифоров: И хорошо и плохо. А если бы все было так формализовано, невозможно было бы вздохнуть. Было бы сплошное навязанное Софрино. Кстати, похвалим и их немного. Это гигантский завод, где много людей, которые верующие. Как бы ни было, они преодолевают верой, живым христианским чувством им же заказанные вещи. Не так уж там ужасно. Можно довериться и софринской иконе. Часто это лучше чем у ремесленника. Е.Д.Шеко:Вопрос спорный, конечно, но как говорит наш декан, отец Александр Салтыков, пусть растут все грибы. А дальше будет видно. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/2022/11/25/modernizm-...

Так как старая и новая церкви явились единым домовладением, то и земли, им принадлежащие, считались общей церковной территорией в количестве 2-х десятин и 55 саж. На этих землях, кроме перечисленных построек, находился дом - приходская школа и сарай при нем. Остальная земля была свободной. Вся эта площадь земли была обнесена каменной изгородью. Не случайно новый храм по желанию жителей был устроен неподалеку от старой церкви Седьми священномученников, столь привычном для прихожан месте. Обе церкви находились почти на перекрестье оживленной в прошлом торговой дороги. Сюда устремлялись и движущиеся через село торговцы, и паломники, и прихожане пяти окрестных деревень, не имевших своих церквей. Петровский пятикупольный храм с высокой колокольней, благодаря своему местоположению, был виден издалека, хорошо «работал» его силуэт на просторной площади, не затесненной жилыми домами. Звон колоколов с трехъярусной колокольни разносился далеко в степном пространстве. Архитектурный образ церкви отличался компактностью, стройностью пропорций, гармоничным соотношением всех частей. Надо полагать, что именно эти качества делали храм настолько привлекательным, что видевшие его заказывали архитектору точно такой же для своих прихожан. Конструктивная схема этого типа храма крестово-купольная. В плане - строго симметричный, крестообразный. С востока - выступающая трехгранная алтарная апсида, с запада - притвор с главным входом, по бокам - неглубокие приделы со ступенчатыми входами. Центральное внутреннее пространство образовано сомкнутым сводом, переходящим в световой барабан, снаружи увенчанный луковичной главой. Своды от центрального пространства развернуты крестообразно. Эта серединная, основная часть композиции храма - молельный зал. К нему с востока примыкает алтарная часть с престолом, двумя «карманами» служебного назначения и алтарная преграда с иконостасом. С запада молельный зал перетекает в квадратную в плане трапезную, покрытую сводом. Входная часть, притвор, также несла на себе несколько функций: главного входа, оформленного маршем ступеней и парадной дверью, а также служила основанием для колокольни и с двух сторон имела небольшие «карманы», в одном из которых располагалась лестница, ведущая сначала на хоры, а затем на колокольню.

http://sobory.ru/article/?object=04803

После Второго Ватиканского собора развитие идеи католического храма пошло по пути вседозволенности. Католическим храмом сегодня называется все то, что предлагают архитекторы. Часто за этими предложениями мы совсем не видим традиционных образов, сложившихся в западноевропейской архитектуре. Это абсолютно разрушительный путь отступления от канонических основ храмостроения, и, к сожалению, в нашей современной церковной архитектуре есть уже несколько примеров такого разрушения. Канонический православный храм — он выстрадан,  в частности, в ту эпоху иконоборчества, о которой мы упомянули. Православный крестово-купольный храм — это одна из вершин развития христианской архитектуры и символическое изображение мироздания с православной точки зрения. Поэтому главная задача современного храмоздателя — с одной стороны, создать образ храма,  отвечающий каноническим представлениям о его структуре и символике, а с другой — сделать его современным и понятным для нас. А есть ли у Вас практические рекомендации, как совместить новизну и верность канонам? Да, есть три пути. Вы, конечно, знаете знаменитую картину Васнецова «Витязь на распутье». Витязем можно представить современного церковного архитектора. Он видит перед собой камень, на котором написано, что будет, если он пойдет по одному из трех путей.  Первый путь — это путь традиционного храма. По нему идут многие современные архитекторы. Они делают просто реплики храмов, которые строились и в Средние века, и в XIX веке. Этот путь — самый легкий в современной архитектуре и самый распространённый в России. Второй путь — трансформация традиционного образа православного храма, но без глубокого знания его символики и богословской основы. Здесь есть отрицательные примеры, которые сегодня, к сожалению, мы можем видеть в некоторых городах нашего Отечества. Третий путь в моем представлении самый верный, но и самый сложный. Как в русской сказке: чтобы достичь цели, герой должен преодолеть много препятствий и обогатиться сакральным знанием. Он для людей творческих, созидательных. На этом пути создается современный образ храма, сохраняющего свои исторические, символико-богословские корни. 

http://bogoslov.ru/article/6194600

Министерство культуры Грузии продолжает реализацию программы по реставрации памятников церковного зодчества 12 ноября 2007 г. 18:20 Министерство культуры, спорта и охраны памятников продолжает претворять в жизнь совместный с Фондом по защите и спасению исторических памятников масштабный проект реставрации культурных памятников на территории Грузии, сообщает газета «Ахали таоба». Министерство и Фонд профинансировали реабилитацию до 40 памятников церковного зодчества в регионе Квемо Картли. Сложнейшие инженерные работы проведены в храме Цугругашени XII-XIII вв. Состояние уникального крестово-купольного сооружения существенно ухудшилось после того, как в 80-е годы прошлого века здесь были начаты и прерваны реставрационные работы. Особое опасение вызывало резкое нарушение пропорций купола, и его обрушения можно было ожидать со дня на день. Спасти храм удалось после удаления грубого металлического крепления и его замены опорными столбами из железобетона, снаружи покрытых туфом. В рамках проекта был также восстановлен первоначальный облик южной стены храма, для чего понадобилось удалить облицовочный камень, оставленный прежними реставраторами. По всему периметру храма смонтированы водоотстойные устройства, защищающие сооружение от воздействия осадков. Болниси, древнейшая и крупнейшая базилика в Квемо Картли, датируется 778-793 гг. В течение лета в рамках проекта было осуществлено конструкционное укрепление потрескавшегося и повреждённого свода, полная консервация повреждённых камней цоколя фасада с помощью известкового раствора. Реставрационно-консервационная операция проведена в северной пристройке, часовне VIII века, где был постлан пол, после чего восстановлена первоначальная функция молельни. Третий уникальный памятник Квемо Картли — храм Акаурта, возведённый на рубеже V-VI вв. Учёные на протяжении десятилетий не могли прийти к общему знаменателю по вопросу правильной методики реставрации, в результате чего храм оказался в критическом состоянии. В рамках проекта осуществлена консервация памятника, Акаурта перекрыта кровлей лёгкой конструкции, которая защищает храм от повреждений любого характера. В ближайшее время в храме предполагается восстановить, после двухвекового перерыва, богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/320934.htm...

В 1970-е годы в храме были выполнены существенные ремонтно-строительные работы: заменены купольные перекрытия крыш, произведена отделка фасада, в церковном дворе построены небольшая трапезная, канцелярия, крестильный домик и свечная лавка. Внутри храма была произведена роспись стен и купола, а также устроен новый иконостас, который, однако, в художественном отношении значительно уступает первозданному резному деревянному позолоченному иконостасу. 25 октября 1990 года согласно Закону РСФСР «О свободе вероисповеданий» произведена регистрация религиозного объединения Православный приход Покровского храма Курской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат). В сентябре 1991 года Покровский храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который во главе делегации российских священнослужителей пребывал в Курской епархии и совершил экскурсию в санаторий «Марьино» (бывшая усадьба князей Барятинских), расположенный в Рыльском районе. Совершив молитву в Покровском храме, Алексий II выступил перед сотнями рылян. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года зарегистрирована религиозная организация Покровский приход в г. Рыльске. В 1990-е и 2000-е годы были обновлены луковки и кресты, произведён ремонт крыши, полы в храме вымощены керамической плиткой, на прилегающей к храму территории уложен асфальт, установлена ажурная металлическая ограда. Также было капитально отремонтировано старинное двухэтажное здание, расположенное у колокольни храма, в котором до революции размещалась двухклассная церковно-приходская школа, а в последнее время до 1992 года — общежитие педагогического училища. Теперь в отремонтированном здании проводятся занятия воскресной школы и учащихся кадетского казачьего корпуса. В настоящее время храм является действующим. Описание [ править править код ] Иконостас Храм кирпичный, одноглавый, крестово-купольный, построен в стиле классицизма, имеет форму восьмиугольника со слегка выпуклыми между портиками четырьмя сторонами, благодаря чему создаётся впечатление о круглой форме основного объёма. Портики четырёхколонные, украшены резными карнизами, колоннада с алтарной (восточной) стороны прислонена к стене. Окна на фасадах храма располагаются в два света; окна нижнего света более высокие, имеют прямоугольную форму и оснащены коваными решётками. До нашего времени сохранились глухие кованые металлические двери. Фасады оштукатурены и окрашены в белый и салатовый цвета.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_П...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Аксонометрический разрез храма (по С. А. Маилову) Религ. и адм. центр раннесредневек. Армении (обл. Ширак); основан на месте языческого святилища (II в. до Р. Х.- нач. IV в. по Р. Х.) к юго-востоку от Ани . В 804 г. Ашот Мсакер Багратуни, получив титул царя Армении, основал в Б. свою резиденцию, после чего город в течение IX в. являлся адм. центром царства Багратидов и местом их родовой усыпальницы. В 1048 г. был завоеван и разрушен сельджуками, в XIV в.- войсками Тимура. В нач. XX в. территория входила в Российскую империю, в Карсскую обл. После первой мировой войны эта часть территории Б. на правом берегу р. Ахурян вместе с храмом св. Теодороса (св. Ованнеса), уничтоженным ок. сер. XX в., отошла к Турции (ныне иль Карс); левобережье, где расположены ц. св. Шушаник и развалины тетраконха (X в.?), в наст. время находится на территории Республики Армения. Храм св. Теодороса был одной из первых известных в восточнохрист. мире крестово-купольных построек на 4 опорах. Его композиция и ранняя датировка послужили основой распространенного мнения (Й. Стржиговский, А. Зарян и др.) о влиянии архитектуры этого храма на формирование ему подобных в Византии и Зап. Европе. Согласно однострочной строительной надписи, охватывавшей в виде пояса верхние края стен, он был основан в 624 г. («в тридцать четвертом году царя Хосрова» - имеется в виду иран. шах Хосров II Парвиз) кн. Бутом Аравегяном, строительство его завершено в 631 г. вдовой князя Анной. Происходившее в это время восстановление собора Эчмиадзин отразилось на выборе архитектурной композиции храма св. Теодороса, представляющей собой квадрифолий с относительно узкими экседрами и широким квадратом наоса, в центре к-рого на 4 квадратных в сечении столбах (редкая форма для арм. зодчества) высился купол (пролет 5,45 м). Подкупольный квадрат, соединенный системой арок и сводов со стенами наоса, образовывал развитое и идеально центричное крестово-купольное пространство, продолженное по основным осям полукруглыми экседрами. Вост. угловые компартименты наоса перекрывались крестовыми, а зап.- сомкнутыми сводами. Высокие серповидные простенки между конхами экседр и подкупольными сводами прорезаны окнами, к-рые вместе с многочисленными окнами нижнего яруса обеспечивали хорошую освещенность церкви. Главные из 6 дверей храма располагались по осям зап. и юж. экседр, нетипично наличие 2 дверей в вост. стене, по сторонам апсиды, впосл. служивших проходами в пристроенные пастофории. Внутри храм был оштукатурен, но следов росписи не осталось уже в XIX в.

http://pravenc.ru/text/77316.html

Вот почему и современный гений, прежде чем браться за религиозную тему, должен обрести красоту и покой в душе. Я не сторонница видеть в церковной ограде эксперименты «ослиного хвоста» и возврата к ностальгирующим по безбожному соцреализму. Наверняка есть третий путь, который будет найден со временем, а время церковное не терпит поспешности. Комментарии ( 32): Никита, Москва 22 июня 2010г. 15:37 В статье Ксении Игоревны заметен чисто профессиональный интерес - она художница, причем не представительница contemporary art. Так что вполне понятно, что актуальное искусство не удовлетворяет m-me Krivocheine и кажется ей очень плохо совместимым с Христианством.  Однако, это совершенно не так. Существуют две отправных точки любого рассуждения на эту тему.  1) Церковное искусство - это всегда преображенное мирское искусство; иными словами - НЕТ " СОБСТВЕННО " ЦЕРКОВНОГО ИСКУССТВА, ЕСТЬ ТОЛЬКО ИСКУССТВО В ЦЕРКВИ. Помпеянские порнографические фрески и росписи стен римских катакомб св. Каллиста радикально идентичны по технике исполнения, разве что первые выполнены намного более качественно.  2) Искусство в Церкви - это всегда пространство для диалога, и лишь во вторую очередь удовлетворение эстетических потребностей. В храм может зайти любой (это только в Евхаристии участвуют исключительно верные). Так, базилика-административное здание стала в Церкви базиликой-храмом. Философия византийского крестово-купольного храма - это философия храма-модели Вселенной, а во Вселенной есть место всякому искусству. Современное данному моменту времени искусство, каким бы оно ни было, вовлекается в сети Христа. Кстати, в свое время и готика, и крестово-купольные храмы казались неслыханным новшеством по сравнению с романской архитектурой и базиликами. 3) Никакого другого искусства, кроме актуального (contemporary) сегодня не существует и завтра существовать не будет. Такова логика художественного процесса - как бы кому-то не хотелось поставить господ Шилова или Глазунова (и им подобных) в качестве его локомотива. 

http://bogoslov.ru/article/896680

Но разрыв в архитектурной традиции, связанный с эпохой большевистского безбожия, и отсутствие квалифицированных кадров — это лишь часть проблемы. С длительными перерывами в храмостроительстве наша страна сталкивалась не единожды: и после монгольского разорения (около 60 лет храмы вообще не создавались), и после Смуты, и после периода действия петровского запрета на постройку каменных зданий везде, кроме Петербурга. Но во всех упомянутых случаях церковная архитектура очень быстро восстанавливала свои позиции и выходила на прежний уровень. Даже в стилистическом отношении развитие начиналось с той точки, с которой когда-то было прервано: сначала с домонгольской крестово-купольной архитектуры, во втором случае — с шатрового стиля, в третьем — с нарышкинского барокко. Сегодня же дело обстоит иначе. Стиль предреволюционной эпохи — русский модерн, ориентированный на глубину византийской традиции, с которого (по логике) должно было начаться прерванное развитие зодчества — не очень жалуют современные храмостроители, а некоторые всерьез считают его нерусским. В чем же дело?Попробуем взглянуть на современное храмовое строительство комплексно, имея в виду всех участников процесса, то есть не только архитекторов, но и прихожан, и светское общество, и власть предержащих, и церковных благодетелей. Кто заказывает... храм Архитектуру нередко называют самым социальным видом искусства. Это и понятно. Поэт, композитор, даже художник могут сколь угодно творить «в стол». Но любая архитектурная постройка — это, прежде всего, серьезные капиталовложения. Следовательно, должен быть тот, кто за все платит, то есть заказчик. Поскольку здание редко строят просто «ради красоты», предполагается, что кто-то в нем будет проживать или что-то в нем будет функционировать. Но «кто» и «что» — решает опять-таки заказчик. Получается, заказчик наряду с архитектором является со-творцом проекта.Церковное зодчество здесь не исключение. Во все времена архитектура храма была предельно социально-зависимой, индикатором процессов, происходящих в общественной жизни. Внешний облик храма многое может рассказать об эпохе, в которую он был построен: о роли Церкви в обществе, о стиле отношений между Церковью и государством. Конечно, не стоит вдаваться в крайности марксистского детерминизма. Храм для христиан всегда был в первую очередь отражением их веры, зримым воплощением Евангелия, «Библией в камне» и уже потом всем остальным. Отсюда и такое явление в церковной архитектуре, как канон. Однако не нужно быть специалистом, чтобы, разглядывая череду храмовых зданий разных эпох, понять: канон (при всей его жесткости) всегда давал огромную свободу для творчества. Поэтому, изучая облик храма, мы можем узнать много интересного об особенностях мировосприятия его заказчика, о его отношениях с властью, об уровне его культуры...

http://old.aquaviva.ru/archive/2010/12/8...

появился в христианстве в V в. Наиболее распространенные варианты такого К.: греческий (равносторонний), латинский (crux immissa) – не равносторонний, Potent (усиленный) – с перекладинами поперек каждого конца, Х – андреевский, ставропигальный – пятиконечный К., а также монограммный К. – хрисма (христограмма). Как варианты встречаются К. на ступенчатом основании – Голгофе, «Голгофский крест» (изображение известно с V в., а на византийских монетах – с последней четверти VI в.), а также К. над полумесяцем, где полумесяц символизирует евхаристическую чашу Причащения с Кровью Христовой, а в целом изображение напоминает якорь – знак надежды на Спасение. Позже других появился восьмиконечный К., ставший наиболее распространенным в православии. Его также называют Распятием. Верхняя перекладина такого К. обозначает табличку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», которую приказал прибить римский прокуратор провинции Понтий Пилат. Средняя перекладина – для рук Христа, нижняя, косая, – для ног Распятого. Ее приподнятый конец указывает на небо, а другой, опущенный, – на ад. Крестный, крестная – см.: анадох, крещение. Крестовидный храм – тип византийского храма, появившийся уже в V в. и получивший свое название за характерную форму плана в виде равноконечного греческого креста, накрытого по центру конической крышей на барабане. Получил наибольшее распространение в VI-VII вв. Восточная оконечность креста обычно заканчивалась полукруглой или пятигранной алтарной апсидой. Слева и справа от нее пристраивали соответственно помещения разного неопределенного назначения, хранилища церковной утвари, баптистерий или мавзолей; с IX-X вв. эти помещения стали служить соответственно жертвенником и диакоником, где держали культовые сосуды, храмовые реликвии, церковные документы, одежды (ризы). В случае отсутствия алтаря К. х. выполнял функции мартирия или мемория. Крестово-купольный храм – архитектурный тип византийского храма, в ко – тором соединились две главные христианские символические формы – равноконечный крест и круг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010