Два упомянутые нами случая покражи вполне объясняются положением церкви среди огородных мест и малолюдных улиц, каким оно остается и до сих пор. 5. Присоединение Крестовоздвиженской церкви к Троицкому собору (Присоединение Крестовоздвиженской церкви с ее приходом к Троицкому собору, в качестве приписной). Тогда как Троицкий собор, с самого своего основания до времени упомянутого присоединения, был бесприходною церковию, вся окружающая его местность составляла приход сначала Рождество-Богородичной, потом Никольской Труниловской и наконец нынешней Крестовоздвиженской церкви. В июле 1750 года, при определении старосты Успенской церкви Якова Афанасьева Белильникова во священника к Никольской Труниловской церкви, дух. консистория делала С.-Петербургской части съезжему двору запрос о числе дворов, состоявших тогда в приходе Никольской церкви. В своем запросе дух. консистория так определяла пределы Никольского прихода: «от синодального дому (находившегося на берегу Большой Невы, не далеко от первоначального дворца Петра I, на месте нынешнего пенькового буяна) и по берегу Малой Невы реки до двора С.-Петербургского купца Димитрия Погодина (вероятно, у аптекарского моста) и оттуда мимо Матвеевской церкви по болоту к сенной площади и паки кругом до того ж синодального дому». А в ответе съезжего двора на запрос консистории переименованы самые улицы, находившиеся в означенных пределах и входившие в состав Никольского прихода. Дворы, принадлежавшие этому приходу, по отзыву съезжего двора, находились: «по берегу Большой и Малой Невы, в Большой и Малой Дворянских улицах и против старого гостиного двора и против конной площади, по Большой и Малой Посадской улицам, по Большой же и Малой Ружейным улицам, також и на ружейном старом дворе». Подворные описи С.-Петербургского острова от 1713 года, сохранявшиеся в делах С.-Петербургской губернской канцелярии, дают нам возможность определить число дворов, существовавших в этом году в указанных выше местностях; но мы избираем некоторые из них, обозначенные и в ответе съезжего двора и в подворных описях с большею определённостью. По берегу Большой Невы от Троицкого собора, в 1713 году, считалось 9 дворов, исключительно вельможных лиц петровского времени; от стрелки буяна по Малой Неве до Аптекарского острова 21 двор и 21 изба; последние большею частию были солдатские лазареты; по Большой Дворянской улице – 36 дворов; на большом рынке у гостиного двора – 4 двора; в Посадской улице от Казанской часовни – 60 дворов; в той же улице от фортебной избы в переулке – 5 дворов; около гостиного двора от Казанской часовни – 35 дворов; в Посадской улице от генеральной мызы – 155 дворов. Итого в указанных нами местностях, в 1713 году, насчитывалось около 300 дворов. Если многие из этих дворов принадлежали иноземцам и не были приходскими, за то указанная нами цифра не обнимает всего Никольского прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Возвращенный в Казань список Казанской иконы Божией Матери решено не переносить на временное хранение в Зилантов монастырь 28 июля 2005 г. 10:38 Список Казанской иконы Божией Матери, которую 21 июля передал Казанской епархии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, решено оставить в Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря Казани. «Таково решение архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия», — сообщил агентству «Интерфакс-Поволжье» в среду руководитель пресс-службы Казанской епархии Александр Павлов. Ранее икону предполагалось временно поместить в Зилантов монастырь или Петропавловский собор Казани до окончания реставрации Крестовоздвиженской церкви. «В настоящее время реставрация храма продолжается, но ни икона, ни пришедшие поклониться ей верующие не мешают рабочим, и владыка счел возможным оставить икону в церкви — на месте постоянного ее пребывания», — сообщил собеседник агентства. Святыня находится в специальном киоте с пуленепробиваемыми стеклами, круглосуточную охрану в церкви осуществляют сотрудники УВД Казани. А. Павлов напомнил, что одним из условий пребывания иконы в Казани Патриарх Алексий назвал доступность святыни для верующих. Сейчас каждый день с 8 до 19 часов любой желающий может прийти в Крестовоздвиженскую церковь и поклониться образу Богородицы. В самой церкви агентству сообщили, что поток верующих был особенно велик в первые дни после визита Патриарха, сейчас он несколько меньше, но, несмотря на период отпусков и каникул, «люди идут с утра до вечера». Богородицкий монастырь был построен на месте обретения Казанской иконы Божией Матери в 1579 году. Здесь же собирались разместить список иконы на постоянное хранение после его передачи Казанской епархии. Как сообщалось, предстоятель Русской Православной Церкви 21 июля передал Казанской епархии список Казанской иконы Божией Матери, долгое время хранившийся в Ватикане. Патриарх Алексий II и несколько тысяч верующих совершили с иконой крестный ход от стен Казанского Кремля к Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря, где в 1579 году был обретен образ Богородицы. Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/30139.html

И хотя еще 9 июля 1946 года Полтавский Крестовоздвиженский монастырь был зарегистрирован постановлением бюро Полтавского обкома партии как памятники культуры и старины и о том напоминала мемориальная доска, установленная на колокольне, но это не спасало уникальные сооружения от варварского отношения со стороны арендаторов и нерадивых юных полтавчан. В одной из церквей, выбив дверь и вставив вместо них въездные ворота, устроили мастерскую по ремонту автотранспорта. Колокольню после ремонта, проведенного за средства Полтавской областной и городской организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры, подожгли «воспитанные» в атеистическом духе подростки, при этом сгорела кровля... Решением исполкома Полтавского областного Совета народных депутатов от 19 февраля 1990 года здания Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, которые к тому времени находились в пользовании Полтавской областной организации «Медтехника», были переданы Полтавскому епархиальному управлению для восстановления деятельности женского монастыря. Но понадобилось еще почти два года, чтобы религиозная община добилась освобождения для своих потребностей хотя бы небольшой части принадлежащих ей помещений. И, в конце концов, 19 декабря 1991 года Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь был открыт. На Монастырской горе поселилось несколько монахинь, была открыта домовая церковь со своим священником. Монастырские сооружения — собор, церковь, колокольня, которые варварски использовалось и просто стояли без надлежащего ухода десятки лет, требуют большого, капитального ремонта. Изгородь за последние годы была совсем уничтожена. Заброшен монастырский сад, места, где были огороды. Ко всему необходимо приложить руки и большие средства. И чтобы возродить все основные сооружения в их бывшем виде, нужны не десятки и не сотни тысяч, а уже миллионы рублей. http://vozdvizhenie.paskha.ru/hramy/poltava/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Бог возмутился такой дерзостью и повелел ангелам «смешать их язык». Вавилоняне, до того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках, началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. Слова «вавилонское столпотворение» стали обозначением всякой бестолковой сутолоки и беспорядка. 255 Крестовоздвиженский женский монастырь. Основан как Зачатьевский в 70-х годах XIV в. Василисой (в иночестве Феодорой), вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. Располагался под Кремлевским холмом близ волжского берега. После разгрома в 1478 г. Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую. В 1814 г. после очередного пожара был перенесен к Казанской заставе (нынешняя Площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский. В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря, гостиный двор. В 1814–1823 гг. строится Крестовоздвиженский собор (перестроен в 1848). В 1815 г. при одном из корпусов освящена больничная Скорбященская церковь . В 1838 г. при монастыре открыто училище для девочек. В конце XIX в. в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестер вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. В 1906 г. в монастыре начала работать живописная школа. Монастырь упразднен в 1917 г. С территории монастыря все монахини были выселены к январю 1928 г. В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий. Возрожден монастырь в 2004 г. 256 Очевидно, имеется в виду Андрей Иванович Аргентов, известный сибирский миссионер, который родился в Нижегородской губернии в 1816 г. После окончания духовной семинарии служил в Иркутской епархии. В 1843 г. по собственному желанию был направлен на Колыму, где основал Чукотскую миссию и 15 лет прослужил священником- миссионером.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

В Крестовоздвиженском соборе прошли встречи со школьниками мая 2015 В рамках реализации программы социального партнерства петербургских школ и приходов 13 мая в Крестовоздвиженском казачьем соборе прошла встреча " Введение во храм " . Храм посетили первоклассники 321-й школы, приписанной к приходу по распоряжению благочинного Центрального округа. 321-я школа - до революции Первая Санкт-Петербургская классическая гимназия - старейшее учебное заведение города, выпускниками которой были священномученик Серафим (Чичагов), донской атаман, генерал и писатель Петр Краснов, профессор-богослов Владимир Лосский и другие выдающиеся люди. Отрадно, что именно эта школа стала первой в проводимой приходом собора программе " Введение во храм " .  Встрече предшествовала тщательная подготовка, которой занимались ответственный за взаимодействие со школами Алексей Пальчех, помощник настоятеля по катехизаторской работе Дмитрий Кривошеев и  иерей Валентин Декалов . При входе в ограду собора учеников встретил староста прихода, атаман Невской станицы Геннадий Егоров. Он рассказал детям об истории этого места и строительстве храма, о том, почему строятся храмы. Дети с вниманием слушали повествование атамана, с живым интересом задавали вопросы.  Около бюстов святым императору Николаю II, императрице Александре Федоровне и цесаревичу Алексию школьники узнали о жизни и мученическом подвиге государя, о том, как воспитывались дети в царской семье. В храме Тихвинской иконы Божией Матери группу встретил помощник настоятеля по катехизаторской работе Дмитрий Кривошеев. Он рассказал о том, как устроен храм. Священник Валентин Декалов показал школьникам наиболее чтимые святыни храма. Дети поставили свечи о здравии своих родителей и близких. После посещения храма их ожидал накрытый в трапезной стол с угощениями. Затем они посмотрели анимационный мультфильм " Путеводительница " , посвященный Тихвинской иконе Божией Матери. Настоятель собора  протоиерей Владимир Сергиенко  ответил на вопросы школьников. По завершении встречи они дружно поблагодарили за прием, выразив желание посетить собор еще раз, и получили на память закладки с видами собора.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Екатеринбургский в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь. Фотография. 2007 г. Екатеринбургский в честь Воздвижения Креста Господня мон-рь. Фотография. 2007 г. (Екатеринбургской и Верхотурской епархии), находится в г. Екатеринбурге. Основан решением Свящ. Синода от 26 дек. 1995 г. при ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Каменный храм с колокольней был построен в 1878-1880 гг. (освящен 24 авг. 1880) на землях, выделенных екатеринбургским купцом В. В. Кривцовым, и действовал как домовая церковь детского приюта городского благотворительного об-ва (основано в 1869). Одновременно до 1919 г. Крестовоздвиженский храм использовался как полковая церковь Екатеринбургского гарнизона, квартировавшего в Оровайских казармах. В храме существовал образцовый хор певчих. В 3-ярусном иконостасе находилось 33 иконы. Среди святынь были пожертвованные горожанином-паломником С. Г. Новиковым частица древа Креста Господня, вставленная в напрестольный серебряно-позолоченный крест, частицы мощей вмч. Пантелеимона, мучеников Трифона, Меркурия, Ореста и Евгения. С 1919 г. Крестовоздвиженская ц. стала приходской, в ней настоятельствовал свящ. А. Здравомыслов. В 1922 г., в ходе изъятия церковных ценностей , из храма было вывезено 19 фунтов серебра. В 1927-1930 гг. Крестовоздвиженская ц., клир и приход к-рой сохранили верность Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) , являлась кафедральным собором. В нем служили 12 священников, отчего прихожане называли храм «собор двенадцати апостолов». Известно, что с 1923 г. в храме служил прот. С. Конев, с 1925 г.- прот. А. Меледин, ставший в 1930 г. благочинным церквей Свердловского окр. В 1926 г. в церкви служили архиеп. Корнилий (Соболев) , прот. А. Здравомыслов. В февр. 1930 г. постановлением горсовета Крестовоздвиженская ц. была закрыта, перестроена (снесены купол, часть колокольни), в ней размещались кинотеатр и др. учреждения. В 1941-1945 гг. в алтаре находился слон из эвакуированного зоопарка. После 50-х гг. основной объем храма был разделен на 2 этажа: 1-й этаж занимали мастерские Художественного фонда, 2-й - различные архитектурные орг-ции.

http://pravenc.ru/text/189625.html

В 1990 году из Волынской епархии была выделена Ровенская. В 1992 году начались массовые переходы священников и мирян под протекторат неканонического Киевского Патриархата. Волынская облгосадминистрация передала Луцкий Троицкий кафедральный собор, здания епархиального управления и семинарии представителям Киевского патриархата. После этой передачи епархия УПЦ МП потеряла всё имущество, смогла сохранить за собой лишь одну Свято-Покровскую церковь в городе Луцк. 3 мая 1996 года из состава епархии была выделена Владимиро-Волынская кафедра. Тогда же Волынская епархия была переименована, по кафедральному городу, в Луцкую. Однако, 20 июля 2012 года епархии было возвращено называние Волынской . В настоящее время на территории Волынской области расположены Владимир-Волынская и Ковельская епархия и Волынская и Луцкая епархия. Населённые пункты [ править править код ] Владимир-Волынский Луцк Святыни Волынской области [ править править код ] Монастыри Волынской области [ править править код ] Крестовоздвиженский Чарторийский мужской монастырь [ править править код ] Крестовоздвиженский Чарторийский мужской монастырь 11 июня 1997 г. Свящ. Синод УПЦ учредил Крестовоздвиженский мужской монастырь. В это время ансамбль его построек включал 2 церкви, а также каменную часовню-столп XVIII в. (у главного входа в большой храм) и 2 церковных дома. В 2001 г. на куполах ремонтируемого большого храма воздвигнуты кресты, в 2007 г. полностью возрожденный храм вновь освящен. В 2005 г. в обители выстроена каменная ограда, с 2006 г. здесь идет строительство надвратной церкви Св.Троицы, в 2012 г. освящены трапезный храм свв. новмчч. и испп. Русских и часовня Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на расположенном близ монастыря ключе. Дата основания: 1997. Адрес: 44636, Украина, Волынская область, Маневичский район, c. Старый Чарторыйск Телефон: (03376) 9–51–48 Свято-Троицкий Старосельский женский монастырь [ править править код ] Свято-Троицкий Старосельский женский монастырь Обитель учреждена решением Свящ. Синода УПЦ от 22 ноября 2006 г. в опустевшем городке расформированной военной части, расположенном в лесу близ села. В 2006 г. одна из построек городка реконструирована и обращена в храм свт. Василия Великого. В 2007 г. при монастыре начато строительство дома для детского летнего оздоровительного лагеря (1-е заезды проведены в 2009-2010 гг.; в 2012 г. на оздоровлении находились дети-инвалиды, в 2012 – онкобольные дети). На 2009 г. в обители обустроены корпус келий и трапезная. В последние годы при монастыре проводятся молодежные форумы, встречи с выдающимися деятелями Волыни.

http://azbyka.ru/palomnik/Волынская_обла...

Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1650. Адрес: Украина, г. Полтава, ул. Паисия Величковского, 2а Координаты: 49.59614, 34.57637 Изменить описание Добавить фотографии Собор и колокольня. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крестовоздвиженский монастырь основали в честь разгрома польских войск украинскими, а расцвет его начался после победы российских войск над шведскими. Он был центром культуры и просвещения на Левобережье, долгое время имел статус мужского, но в конечном варианте стал женским. Основан в 1650 году как мужской общежительный с благословения Киевского Митрополита Сильвестра (Коссова) игуменом Лубенского Мгарского монастыря Калистратом при содействии Полтавского полковника Мартына Пушкаря, других казацких старшин и мещан. Монастырь в 1695 году был разграблен татарами, в 1709-ом – шведами, в 1822-ом – очень пострадал от бури. После революции 1917 года большая часть имущества монастыря была конфискована и разграблена бандами. После закрытия монастыря в 1923 году в его помещениях был устроен клуб железнодорожников, позже архив Полтавского губернского архивного управления. С 1933 года в монастырских корпусах размещалась детская трудовая колония НКВД. В конце 1930-х годов здания передали Полтавскому пединституту под общежития и столовую. В 1942 году, во время оккупации, община монахинь через возобновленное епархиальное управление попросила разрешения открыть в уцелевших помещениях бывшего Крестовоздвиженского мужского монастыря женскую обитель. В том же году и начал свою деятельность женский монастырь на Монастырской горе. В годы Великой Отечественной войны от бомбежек и обстрелов помещения монастыря в значительной мере были разрушены, в том числе и главный собор, который очень пострадал и лежал в руинах вплоть до его восстановления в 1956 году.

http://sobory.ru/article/?object=11933

В 1958 году хозяйство передали в ведение совхоза «Железнодорожный». Когда в 1995 года возрождать Кылтовский монастырь взялись несколько монахинь во главе с настоятельницей Стефанидой от него остался только сестринский корпус, да обезглавленный собор, у которого из пяти глав уцелела только одна — главная. Большой поддержкой и утешением для сестёр стал приезд в обитель в следующем году Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Не смотря на то, что до нашего времени уже много чего сделано: восстановлен внешний вид уникального памятника архитектуры собора Зосимы и Савватия, построенного в византийско-русском стиле с утончённой лепниной фасада, полностью отремонтирован сестрический корпус, в котором обустроена домовая церковь в честь Афанасия Великого, однако ещё многое предстоит сделать. И главное, необходимо восстановить собор изнутри. http://www.kyltovo.ru/monastyr/ Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь. Назывался также Яренский Крестовоздвиженский женский монастырь. Местоположение Находился в Яренском уезде на берегу речки Кылтовки, впадающей в реку Вымь. Ныне – республика Коми, Княжпогостский район, село Кылтово. Основание монастыря Монастырь основан в 1894 году по ходатайству и на средства архангельского купца 1-ой гильдии Афанасия Васильевича Булычева на месте креста, водруженного поселившимся здесь отшельником Василием Алексеевичем Пестеревым; в 30-х годах 19-го века этот старец утонул в Выми. Основатель монастыря Булычев скончался в 1902 году в Соловецком монастыре. Он завещал своей дочери – купчихе из города Архангельска Анне Беляевской прибыль от Сереговского солеваренного завода жертвовать на строительство новых зданий в Кылтовском монастыре. Церкви и часовни Деревянная одноэтажная одноглавая церковь в связи с колокольней освящена в 1894 году в честь святителя Стефана Пермского - просветителя зырян. Каменный пятиглавый храм заложен в 1905 году, освящен в 1911 году во имя Зосимы и Савватия Соловецких. Придельный престол – Воздвижения Креста Господня. Облачения и утвари в церквях достаточно. Деревянная часовня стоит в 1 версте от монастыря, внутри её – колодец. В часовне находятся иконы, писанные сестрами на железе: святителя Стефана Пермского и преподобных Зосимы и Савватия и деревянный крест - распятие.

http://sobory.ru/article/?object=16441

Большинство мон-рей, основанных в Екатеринбургской епархии в кон. XIX - нач. XX в., были женскими: каменск-уральский в честь Преображения Господня (1892), Красносельский Введенский (1899), Колчеданский Покровский (1901), Каслинский Казанский (1904), нижнетагильский Скорбященский (1904), верхотурский в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1907), верхотурский Успенский (1913), Бобровский Алексеевский (1915), Сербишинский Введенский (1916). Все они были общежительными. Единственный учрежденный на территории Екатеринбургской епархии в XIX в. муж. мон-рь - Кыртомский Крестовоздвиженский - также был общежительным (1893). Духовное образование Крестовоздвиженский собор Николаевского мон-ря в Верхотурье. 1905-1913 гг. Фотография. 2008 г. Крестовоздвиженский собор Николаевского мон-ря в Верхотурье. 1905-1913 гг. Фотография. 2008 г. Ко времени учреждения в епархии имелось 2 духовных уч-ща: Далматовское (1816) и Екатеринбургское (1833). Выпускниками последнего были писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк, изобретатель радио А. С. Попов, и А. В. Карташёв , историк Церкви, общественный и гос. деятель. Далматовское ДУ в 1888 г. было перенесено в г. Камышлов. В Екатеринбурге с 1880 г. действовало 6-классное епархиальное жен. уч-ще, размещавшееся в Новотихвинском мон-ре, в 1916 г. для уч-ща было построено 3-этажное здание. В 1897 г. при архиерейском доме открылась школа псаломщиков, в 1901 г. преобразованная во второклассную церковноприходскую школу с 3-годичным обучением и специальными курсами церковного устава и церковного пения. Увеличение количества церковноприходских школ являлось одной из главных задач для каждого епархиального архиерея. Если при открытии епархии имелось 206 школ, то к 1894 г. их число достигло 302. В 1892 г. была организована 1-я в епархии 2-классная церковноприходская школа. В 1908 г. в епархии имелось уже 360 церковных школ: 2 второклассные, 3 двухклассные, 209 одноклассные и 146 школ грамоты, в которых обучались 16 558 чел. При мон-рях и общинах епархии имелось 12 церковных школ с 715 учениками.

http://pravenc.ru/text/189617.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010