Проповедь перед причастием произнес иеромонах Тихон (Батурин), клирик московского храма Воздвижения Креста Господня в Алтуфьево. Прямая трансляция Патриаршего богослужения осуществлялась на телеканале «Союз». По окончании Литургии Святейший Владыка напутствовал епископа Семилукского Сергия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем Святейший Патриарх Кирилл совершил славление святителю Николаю Чудотворцу. Настоятельница Крестовоздвиженской обители игумения Екатерина (Чайникова) приветствовала Предстоятеля Русской Церкви и преподнесла Его Святейшеству список Иерусалимской иконы Божией Матери. Святейший Патриарх обратился к верующим с Первосвятительским словом . Был оглашен Патриарший указ, согласно которому в главном храме Вознесения Господня Крестовоздвиженского Иерусалимского ставропигиального женского монастыря благословляется совершение Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами по «Отче наш...». Во внимание к трудам на благо Церкви Святейший Владыка удостоил настоятельницу Крестовоздвиженской обители игумению Екатерину (Чайникову) права ношения креста с украшениями. В дар новоосвященному храму Предстоятель передал список иконы Божией Матери «Умиление» — точную копию иконы, перед которой молился в своей келье преподобный Серафим Саровский. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды. Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием со дня рождения клирик Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря иеромонах Дионисий (Локтаев) был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Во внимание к помощи Крестовоздвиженскому Иерусалимскому монастырю Патриаршие грамоты были вручены главе Ленинского муниципального района Московской области О.В. Хромову и председателю совета директоров ОАО «Моссельмаш» А.Р. Меламуду. Во внимание к помощи Крестовоздвиженскому Иерусалимскому монастырю юбилейными медалями «В память 1000-летия преставления равноапостольного великого князя Владимира» были награждены генеральный директор ООО «Отделстрой 94» А.Г. Белан, генеральный директор ООО «Стройкомфорт» В.А. Быстрицкий, генеральный директор ООО ИК «Фотон» Г.А. Киселев, бухгалтер Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря Л.А. Ткач.

http://patriarchia.ru/db/text/4299592.ht...

Полтавский Крестовоздвиженский монастырь был основан в 1650 году по инициативе полтавского полковника Мартина Пушкаря игуменом Лубенского Мгарского Спасского монастыря Калистратом. Кроме Мартина Пушкаря основными жертвователями при основании монастыря были казацкие войсковые старшины Иван Искра, Иван Крамарь и другие жители Полтавы. Разрешение и благословение на это дал Киевский митрополит Сильвестр Косое. Полтава многие века стояла на пути, по которому татарские орды совершали опустошительные набеги на украинские земли, сжигая города и увозя в неволю женщин и детей. Во время одного из таких набегов в 1695 году Крестовоздвиженский монастырь был разорен и предан огню. Накануне решающей битвы Великой Северной войны 1709-1721 гг., по приказу короля Швеции Карла XII, штаб-квартира его армии была размещена в монашеских кельях монастыря. Монастырю принадлежало множество сел, среди которых были Рассошенцы, Буланово, Семеновка, Сторожевое, Ольшанка, несколько монашеских скитов. Восстановление сожженного и разграбленного монастыря в начале XVIII столетия осуществлялось усилиями полтавского полковника Василия Кочубея - сына казненного в 1708 году Генерального судьи Левобережной Украины Василия Леонтьевича Кочубея. Новый монастырь было решено построить из камня. Главный Крестовоздвиженский собор монастыря был освящен 11 февраля 1756 года. В соборе было два престола: главный, в честь Воздвижения Креста Господнего, и боковой, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Особо был красив резной иконостас во всю высоту храма, выполненный в середине XVIII ст. известным резчиком по дереву Сысоем Шалматовым. Кроме соборной церкви, на территории монастыря располагалась одноярусная с одним куполом трапезная церковь во имя святой Троицы, построенная в 1750 году. В 1887 году она была разобрана в связи с постройкой отдельной трапезной церкви во имя Симеона Богоприимца. Храм этот был сооружен на средства иркутского купца Иннокентия Котельникова в память его сына, умершего в Полтаве и похороненного в монастыре. С западной стороны храма была пристроена пекарня и келия заведующего трапезой монаха. В 1775 году императрица Екатерина II повелела всем архиепископам Славянским и Херсонским жить в Полтаве, в Крестовоздвиженском монастыре. Среди них наиболее известным был архиепископ Амвросий (Антоний Серебренников). Его труды по вопросам христианства, проповеди и речи печатались в различных епархиальных ведомостях и журнале " Северная пчела " . Похоронен архиепископ Амвросий был в монастыре, где его тело почивало нетленным.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь был основан в 1625 году; закрыт в 1920-х, постройки отданы под жильё. К кон. 1990-х строения заброшены, восстановительные работы начаты в 2007 году. Монастырь расположен на берегу Оки, рядом находится Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь . Содержание История [ править править код ] Основание Крестовоздвиженский женский монастырь был основан в первой четверти XVII века на территории старого белевского городища. Основателем монастыря является старица Марфа Палицына, которая писала челобитную для его устроения. С начала образования монастыря он был не богатым, в 1764 году его упразднили, а спустя четыре года в 1768 году вновь восстановили. Уже к началу ХХ века территория монастыря была достаточно многолюдна. Надвратная колокольня была построена в 1804-1810 годах, а корпуса келий в XIX веке. С приходом Советской власти монастырь подвергся закрытию, а все его постройки были отданы населению под жилые помещения. К концу 1990-х годов строения монастыря были заброшены, а работы по восстановлению начались в 2007 году. Собор Воздвижения был построен из кирпича и имел форму четырёхстолпного. Выполнен был в эклектическом духе, и завершался декоративным пятиглавием. На его нижнем этаже были помещены приделы Богоматери Троеручицы и Никольский. Наверху располагался главный Воздвиженский престол и два боковых придела Тихвинский и Андрея Юродивого. Возрождение По благословению схиигумена Илия в Белевском Крестовоздвиженском монастыре поселилась Татьяна Николаевна Коровяковская, уроженка Крыма, в последнее время прожи­вавшая в п. Форос. В 2006 г. она приехала в Оптину пу­стынь к старцу Илию. Погостив пару дней, пришла к старцу прощаться. Но он сказал: «Зачем тебе домой? Отправляйся в Тульскую область, восстанавливать монастырь». Ей было пору­чено руководство работами в Крестовоздвиженском монастыре. Татьяна Николаевна уволилась с серьезной административной должности, попрощалась с семьей и отправилась в неизвестный ей ранее г. Белев. Ее не испугала ни жизнь в старой келье без тепла и удобств, ни отсутствие знакомых и многочисленных помощников. В монастырь она приехала 2 апреля 2007 г. Первым делом необходимо было очистить территории Белевских монастырей от скопившегося за долгие годы хлама и мусора. Как только приступили к рас­чистке, на небе появилась радуга. Погрузчики, трак­тора и рабочие работали две недели без перерыва. Монастыри были осво­бождены от заброшенных сараев, обветшалых до­мов, деревьев и огромного количества мусора. После этого началась подготовка к ремонту Крестовоздвиженского собора девичьего монастыря. После расчист­ки кровли приступили в ре­ставрации карнизов собора. К жилым зданиям были подведены коммуникации — водоснабжение и кана­лизация. Первыми обитателями монастырского скотного двора стали корова, телка, две козы, куры и утки.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Святейший Патриарх Кирилл посетил Крестовоздвиженский собор и дом общины Спасо-Кижского Патриаршего подворья в Петрозаводске 3 июня 2010 г. 20:51 3 июня 2010 года, после встречи с общественностью, состоявшейся в здании Музыкального театра Республики Карелия, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Крестовоздвиженский собор Петрозаводска. Предстоятеля Русской Православной Церкви сопровождали управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий , архиепископ Петрозаводский и Карельский Мануил , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . В Крестовоздвиженском соборе Его Святейшество встречали наместник храма протоиерей Олег Скляров, священнослужители и прихожане. «Я очень рад посетить Крестовоздвиженский храм, в котором я был в последний раз в 1966 году», — сказал, обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх Кирилл и вспомнил, как почти полвека назад, в бытность иподиаконом, читал здесь канон за богослужением, которое при большом стечении богомольцев совершал приснопамятный митрополит Никодим (Ротов). Затем Святейший Владыка посетил дом общины Спасо-Кижского Патриаршего подворья в Петрозаводске. У входа на подворье Святейшего Патриарха Кирилла встречали глава Республики Карелия С.Л. Катанандов и настоятель Патриаршего подворья протоиерей Николай Озолин. Предстоятель Русской Церкви побывал в библиотеке подворья, где ознакомился с работой базы данных «Фолиант» и побеседовал с сотрудниками и читателями. Затем Святейший Владыка посетил учебные классы, издательство, архив, иконописную и швейную мастерские, исторический отдел, занимающийся изучением истории Православия в Карелии, а также административную часть подворья. Справка (по материалам информационного портала Петрозаводской епархии и сайта Спасо-Кижского Патриаршего подворья )

http://patriarchia.ru/db/text/424026.htm...

В 1709 году Крестовоздвиженский монастырь разорили шведские войска. Захватив его, шведы затянули туда свои пушки и обстреливали из них с Монастырской горы бастионы Полтавской крепости, осажденной противником. Позднее одна из тех шведских пушек была перенесена из монастыря на поле Полтавской битвы, в летний лагерь Петровского Полтавского кадетского корпуса и продолжительное время находилась там близ Братской могилы русских воинов, которую в народе еще и в наши дни называют «Шведская могила». В монастыре была штаб-квартира Карла XII. Близ леса, который покрывал гору и прилегал к ней, располагалась шведская артиллерия. Там же была мельница, из которой, по тем же давним пересказам, Карл XII посылал приказы войскам во время штурма Полтавы. На другом склоне горы, по левую сторону от Зеньковской дороги, находилась артиллерия русских войск. Неподалеку монастыря Карл XII 17 (28) июня был ранен пулей в ногу каким-то казаком во время объезда своих аванпостов за десять дней до Полтавской битвы. Первые монастырские сооружения были деревянными. В конце XVII в., после разорения крымскими татарами, старый деревянный собор был разобран и начато строительство нового каменного собора на средства генерального писаря, а потом генерального судьи Левобережной Украины В. Л. Кочубея. Но в 1708 году Василий Кочубей вместе с бывшим полтавским полковником Иваном Искрой были казнены по приказу гетмана Ивана Мазепы за их доносы на него царю Петру А в 1709 году Монастырскую гору и прочие окраины Полтавы захватили шведы. В связи с этими событиями сооружение нового собора было прекращено. После изгнания шведов уже позднее, в первой четверти XVIII в., его достраивал сын В. Л. Кочубея — полтавский полковник В. В. Кочубей. Крестовоздвиженский, еще Воздвиженский или во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня собор Полтавского монастыря является одним из лучших образцов архитектуры, которую называют украинским барокко. По принципу построения это несколько вытянутый прямоугольник, крестообразной формы, похожий на такие известные архитектурные памятники конца XVII в., как соборы Николаевского и Братского монастырей в Киеве, Троицкого в Чернигове, Мгарского Преображенского в Лубнах. Но полтавский семиглавый отличается от них постановкой куполов, широкими краеугольными лопатками и окаймлением окон и дверей. Сооруженный на горе, которая чудесно просматривается с разных сторон, Крестовоздвиженский собор Полтавского монастыря не имеет главного и второстепенных фасадов, все его стороны равноценны в архитектурном отношении. Площадь главного монастырского собора по современным мерам составляет 366 квадратных метров.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Ужгород. Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Собор Христа Спасителя, Крестовоздвиженский собор Собор. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:между приблизительно 1990 и 2007. Адрес: Украина, Закарпатская обл., г. Ужгород, пл. Кирилла и Мефодия, д. 7 Координаты: 48.614295, 22.292724 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В соборе два этажа: нижний храм Крестовоздвиженский - высота 6 м и верхний храм Христа Спасителя - 36 м. Общая высота собора примерно 60 м, такая же его длина и 45 м ширина. Купол площадью 550 кв. м с внутренним диаметром 9 м завершает барабан высотой 25 м. На сооружении этого здания использовано, кроме иных новшеств, " архитектурный прием " , который не имеет аналогов в мировой практике храмового строительства. Один из них состоит в том, что за боковой поверхностью основного барабана главного купола диаметром 13,5 м размещается еще один внутренний - 9,5 м. Пространство между стенками барабанов используется для того, чтобы в нем устроить ступеньки вверх - в подкупольное пространство, которое может быть использовано в будущем для самых различных технических целей. Новый собор может вместить свыше 5 тысяч человек. Информация с сайта Закарпатье ...Храмы и монастыри... Главным оплотом православия в Ужгороде и одной из самых ярких современных достопримечательностей города считается Православный собор Воздвижения Креста Господня, расположенный на Кирилло-Мефодиевской площади. Возведение храма началось в 1990-е годы и было завешено в 2000-м году. Руководил строительством нынешний настоятель храма протоирей Д. Сидор. Первое богослужение состоялось 27 сентября 2000 года, в этот же день было освящено место под строительство памятника Кириллу и Мефодию. Всего за 11 лет своего существования собор стал одним из любимых культовых сооружений жителей и гостей Ужгорода. Православный собор Воздвижения Креста Господня называют по-разному. Среди других его названий — Храм Христа Спасителя, Свято-Крестовоздвиженский православный кафедральный собор и Кирилло-Мефодиевский собор. Первое название лучше всего отражает огромную роль, которую сыграл Московский Храм Христа Спасителя — идейный архитектурный вдохновитель ужгородского собора. Архитекторы храма ориентировались именно на это знаменитое сооружение, вдохновляясь его гармоничными формами, простором, светом и красотой. Так в Закарпатье появился свой не менее великолепный, чем московский, Храм Христа Спасителя, который стал духовным домом не только для православных, но и для греко-католиков, закарпатцев-русинов, всех жителей и гостей Ужгорода.

http://sobory.ru/article/?object=07692

В 1992 году собор был возвращен церкви. В 1999 году на добровольные пожертвования верующих приступили к возрождению уникального иконостаса,которое на сегодняшний день завершено. Каменный, трехнефный, шестистолпный, с одной граненой апсидой и венчающими его семью куполами. В постановке куполов сочетается традиционное украинское пятиглавие (главы расположены по осям) с двумя башнями-главами на западном фасаде, характерными для некоторых древнерусских памятников. Поперечный неф и башни отмечены на фасадах слегка выступающими ризалитами. По горизонтали здание делится узким карнизом. Угловые пилястры расчленены на три яруса тягами. Разнообразием форм отличаются оконные проемы, рисунок наличников, ниш и порталов на северном, южном и западном фасадах. В решении интерьера сочетаются приёмы высотного и глубинного раскрытия пространства. В 1950-1953 гг. была осуществлена консервация памятника, с 1981 г. ведутся реставрационные работы. Памятник - единственное сохранившееся до наших дней на Украине семиглавое культовое сооружение, представляет собой образец украинского барокко. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; Основная архитектурная достопримечательность, жемчужина женского Крестовоздвиженского монастыря - Свято-Крестовоздвиженский собор. Строительство этого величественного сооружения длилось с 1699 года и завершилось в 1756 году. Закладка монастырского храма состоялась в 1689 году, а его возведение велось на средства генерального судьи казацкого войска Василия Леонтьевича Кочубея. После смерти отца достраивал храм его сын В. В. Кочубей. Не остались в стороне и полтавские обыватели, казацкая верхушка, а также два украинских гетмана - Иван Самойлович и Иван Мазепа. За годы своего существования Крестовоздвиженский собор несколько раз реконструировался и прирастал приделами. Этот храм имел четыре престола: главный - Воздвижения Креста Господня (1756), Благовещения Пресвятой Богородицы (1756), Святителя Николая Чудотворца (1761) и Иоанна Крестителя (Предтечи)(1795). Крестовоздвиженский собор - единственный в Левобережной Украине храм, сохранившийся до наших дней, который имеет 7 куполов, расположенных в виде креста - по числу Священных Таинств и Вселенских Соборов. Площадь собора - 366 кв. метров, его длина - 30 метров, высота до центрального купола - 28 метров.

http://sobory.ru/article/?object=14195

Крестовоздвиженский кафедральный собор (Женева) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крестовоздвиженский собор (Женева) Крестовоздвиженский собор — кафедральный собор Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, построен в XIX веке. Расположен в Женеве. Французское название — Cathédrale de l " Exaltation de la Sainte Croix. Содержание История [ править править код ] Первая церковь [ править править код ] История женевского прихода ведёт от Крестовоздвиженского храма, устроенного первоначально в Берне, штат которого был высочайше утверждён указом от 24 декабря 1816 (5 января 1817) года. Первоначально он находился при резиденции российского посланника. С 1821 года церковь помещалась в замке Рейхенбах. Её постоянно посещала великая княгиня Анна Фёдоровна. Бернская церковь существовала до 1848 года, когда была закрыта по политическим обстоятельствам и вывезена во Франкфурт-на-Майне. Открытие храма состоялось в ноябре 1854 года, но уже в Женеве в наёмном доме в вилле Жарглнан на Rue des Eaux Vives. Срок найма этого дома истекал в 1863 году. Для возобновления контракта был необходим капитальный ремонт, который владелец хотел сделать за счет России, либо сам, но при увеличении арендной платы. Современный храм [ править править код ] Настоятель русской им­ператорской миссии в Швейцарии протоиерей Афанасий Петров озаботился идеей строительства полноценного русского православного храма в Женеве и стал искать на это средств. В 1862 году женевский кантон безвозмездного передал участок земли в квартале Траншей, стоимостью до 100.000 франков, для строительства отдельной русской церкви. Место было даровано Российской миссии в Швейцарии на весь период, пока на нём будет стоять русский храм. Здесь до XV века находился монастырь святого Виктора, приором которого был «шильонский узник» Франсуа Бонивар. Закладка храма состоялась 14 (26) сентября 1863 года в присутствии герцогов Сергея и Георгия Лейхтенбергских и принца Николая Ольденбургского. Строительство церкви велось по проекту Д. И. Гримма, активное участие принимала великая княгиня Мария Работами руководил Жан-Пьер Гильбо. Основным попечителем строительства был настоятель Женевской домовой церкви протоиерей Афанасий Петров. Постройка здания и его отделка обошлись в 280.000 франков. Среди жертвователей были Александр II; Мария Александровна; великие князья: Константин Николаевич, Михаил Николаевич с Ольгой Феодоровной; великие княгини: Елена Павловна и Мария Николаевна; королева Ольга Николаевна и Николай Максимилианович, герцог Лейхтенбергский; митрополит Киевский Арсений (Москвин).

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

После революции обитель была закрыта, и на ее территории был устроен концентрационный лагерь для заложников из городского дворянства, священников и интеллигенции. В 1927 году территория монастыря была переименована в «военный городок имени Ворошилова». Уже к январю 1928 года все монахини с территории монастыря были выселены, собор пустовал. Община перешла в Казанский кладбищенский храм, который в 1935 году тоже был закрыт. 19 августа 1935 года Комиссия по культам при президиуме Горьковского крайисполкома постановила «бывший Крестовоздвиженский монастырь ликвидировать на снос». Но по неизвестным причинам строгий приказ выполнен не был. Среди горожан живет предание, что сама матушка игумения Дорофея трижды являлась взрывникам «с неба» и строго грозила им посохом и многими наказаниями в случае взрыва обители. Казанский кладбищенский храм был приспособлен под жилье, но в хрущевские времена его все-таки уничтожили. Варварски было стерто с земли и кладбище. На территории некрополя расположили бензохранилища. В 50-е годы ХХ века чудом уцелевший монастырский ансамбль был закрыт со стороны площади Лядова пятиэтажным зданием общежития Политехнического института. Сохранившиеся строения были заняты различными учреждениями и использовались как жилфонд. До последнего времени монастырские здания использовались в основном машиностроительным заводом имени Свердлова. В 1995 году Крестовоздвиженский собор, колокольный и монашеский корпуса были возвращены Русской Православной Церкви. Восстановление было начато с монастырского корпуса, одну из комнат которого превратили в церковь, освященную во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. 19 января 1997 года в ней состоялось первое богослужение. С первых дней при новом храме была открыта воскресная школа и иконописная мастерская. Впоследствии, когда службы проводились уже в соборе, в Елисаветинской церкви совершались Таинства Крещения и Брака. 27 сентября 1999 года состоялось первое богослужение в Крестовоздвиженском соборе. 25 марта 2004 года приход был преобразован в Крестовоздвиженский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=01815

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТУТАЕВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Тутаевский Крестовоздвиженский собор, 2012 год Собор во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в городе Тутаеве Романово-Борисоглебского благочиния Рыбинской епархии Соборный храм расположен в левобережной части города Тутаева в старом городище рядом с домом - усадьбой дворян Зацепиных, является древнейшим храмом города и один из самых древних храмов в епархии. Около 1283 году, после " соборнего советования " , была заложена соборная церковь во имя Воздвижения Креста Господня на левом берегу реки Волги, " супротив " Борисоглебской слободы " . Первоначально соборный храм был деревянным, как и окружавшие его стены детинца. Высокий земляной вал с двух сторон, крутые берега Волги и прилегающего оврага, надвратные и угловые башни составляли мощь крепости, защищали собор. В 1345 году князем Романом Васильевичем, сыном ярославского князя Василия Давидовича был построен новый деревянный собор. При ростовском митрополите Ионе (Сысоевиче) начинается возведение каменного собора. Собор строился около 40 лет на пожертвования прихожан и дателей. Это был первый каменный храм в городе. Царь Алексей Михайлович жалует для проведения работ 100 рублей и список Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы для храма. В начале строительства собор был одноглавым, со шлемовидным верхом, без колокольни. В 1658 году собор был освящен. Он к этому времени уже имел два каменных шатра, шатровую колокольню, паперть и два придела: северный - во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и южный - в честь Смоленской иконы Богоматери . Роспись собора происходила в два приема. Сначала была расписана паперть в начале 1650-х годов артелью костромских иконописцев под руководством Василия Ильина и участии Гурия Никитина и Сергия Рожкова. Роспись главного храма выполнена уже в 1676 году костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным.

http://drevo-info.ru/articles/13678862.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010