Слободской. Крестовоздвиженский монастырь. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Слободской Крестовоздвиженский Богоявленский монастырь   Слободской Крестовоздвиженский монастырь больше не существует. Часть монастырской стены, ворота, фундаменты церквей - все, что от него осталось. Разрушен прекрасный архитектурный ансамбль, существовавший в Слободском. Многие исторические здания города еще можно вернуть - монастырь потерян безвозвратно, он никогда не будет восстановлен. Стоит ли возвращаться к истории того, чего больше нет? Видимо, стоит, потому, что монастырь этот являлся частью истории России, его основал выдающийся деятель русской церкви преподобный Трифон Вятский. Русские монастыри в XVI - XVIII вв. были центрами культурной и хозяйственной жизни, особенно важную роль играли они на окраинных землях русского государства, населенных языческими племенами, которые, благодаря монастырям, приобщались к христианской цивилизации. Русские, жившие на Вятке, попадали под влияние местных обычаев, поэтому монастыри были здесь своеобразной духовной уздой, объединяющей Россию. Хорошо известна начальная история монастыря, описанная С. Васильевым, А. Вештомовым, иеромонахом Стефаном. В 1580 году Трифон встретил в Кае слобожанина Ивана Витязева, который пожаловался на падение нравов в Вятской земле, на духовную неустроенность. Слобожане уже срубили церковь для будущего монастыря, Иван Грозный отвел под него земли, но освятить будущий монастырь было некому. В 1580 году Трифон прибыл в Слободской, но первый вятский монастырь решили основать в главном городе наместничества - Хлынове. Успенский Хлыновский монастырь был основан в том же 1580 году, первую его церковь перевезли из Слободского по Вятке - ту самую, которую построили слобожане для своего монастыря, но потом решили пожаловать первому общевятскому монастырю. В 1588 году слобожане сами обратились к патриарху Иову с просьбой о создании своей обители, - Успенский монастырь был слишком далеко, и вступительный вклад в него назначили высокий, желающим уйти от мира слобожанам он был не по карману. В то же год пришла благословенная грамота, по которой строителем монастыря назначался иеромонах Иосиф из Казани. Поставили Богоявленскую церковь. Трифон с учеником своим Досифеем отправился собирать подаяние на монастырь в Сольвычегодск. Вернувшись в Слободской, Трифон освятил Богоявленскую церковь и развернул строительство монастыря, поставили ограду, келии, ворота, а над воротами - церковь Архистратига Михаила (1610 год). Настоятелем монастыря стал иеромонах Досифей. Все постройки монастыря были деревянные, до наших дней сохранилась только надвратная церковь Михаила Архангела. Обители Трифона скоро получили значение святынь для всего Вятского края.

http://sobory.ru/article/?object=03203

Екатеринбург. Крестовоздвиженский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Престолы: Воздвижения Креста Господня Год основания:не ранее 1995. Адрес: Россия, г. Екатеринбург, ул. Карла Маркса, 31. Координаты: 56.831771, 60.622386 Проезд:Трам. 6, 14, 25 до ост. «Куйбышева-Луначарского»; авт. 1 до ост. «Телестудия». Изменить описание Храмы монастыря: Церковь Воздвижения Креста Господня Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Каменный однопрестольный Крестовоздвиженский храм был построен в 1880 году на земле более чем в 4000 кв. м., купленной для этой цели екатеринбургским купцом и городским головой В.В. Кривцовым, и действовал как домовая церковь для Детского приюта Екатеринбургского благотворительного общества. До лета 1919 года он использовался в качестве полковой церкви для полков екатеринбургского гарнизона, расквартированных в Оровайских казармах, в которых и теперь располагается воинская часть. При церкви существовал хор певчих, состоявший из 15 приютских мальчиков, двух писарей Екатеринбургского уездного воинского начальства, помощника надзирателя военного лазарета и рядовых Екатеринбургской местной команды. С 1927 по 1930 год Крестовоздвиженский храм, сохранявший верность Митрополиту Сергию, являлся кафедральным собором Екатеринбурга. Служили в нем тогда 12 священников, от чего храм и носил народное название «Собор двенадцати апостолов». Постановлением большевистских властей города в 1930 году храм был закрыт и подвергся разрушительной перепланировке (снесены купол и колокольня). Храмовая община была слита с общиной Александро-Невского собора бывшего Ново-Тихвинского женского монастыря (в то время монастырь уже был закрыт). Крестовоздвиженский храм после прекращения богослужений использовался как кинотеатр. В военные годы в алтаре храма жил слон одного из эвакуированных зоопарков. После войны храм был разгорожен на два этажа. Первый этаж занимали мастерские Художественного фонда, второй – различные архитектурные организации. Летом вокруг храма сушились гипсовые бюсты Ильича.

http://sobory.ru/article/?object=01240

Нижний Новгород. Крестовоздвиженский монастырь. Колокольня. Колокольня. Действует.   Год постройки:приблизительно 2014 - 2016. Адрес: г. Нижний Новгород, Западный городок, 22 Координаты: 56.307356, 43.981125 Проезд:Любым транспортом до остановки Площадь Лядова. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В центре Нижнего Новгорода находится Крестовоздвиженский женский монастырь, основанный в 1370 году вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича княгиней Анастасией (в иночестве Вассой, в схиме Феодорой). Первоначально монастырь находился неподалёку от Нижегородского кремля и имел название " Зачатьевский " , но после очередного пожара в 1814 году был перенесён за город, к Казанской заставе (ныне площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский. С 1814 по 1823 года были возведены колокольня со святыми вратами, восемь корпусов, стены монастыря и Крестовоздвиженский собор, перестроенный в 1848 году архитектором А.Л. Леером. Рядом с собором, с западной стороны, между двух монастырских корпусов над главными Святыми воротами взметнулась ввысь 34 метровая красавица-колокольня. На ней были повешены 7 колоколов, издававшие мелодичный малиновый звон. Так во время крестных ходов с чудотворной Оранской Владимирской иконой Божией Матери из мужского Оранского монастыря, которые происходили ежегодно в субботу Светлой седмицы, на монастырской колокольне, когда звонарь видел шествие, вначале раздавался благовест, а по приближении процессии к обители начинался колокольный перезвон. В это время монастырское духовенство со святыми крестами и хоругвями, настоятельница и все сёстры выходили к восточным воротам обители и, приветствуя лик Святой Девы пением тропаря: " Днесь светло красуется Нижний Новгород яко зарю солнечную восприимше Владычице, чудотворную твою икону... " , вносили икону в храм, после чего там совершался молебен с акафистом. В воскресение, в 9 часов утра, её переносили из монастыря в Спасо-Преображенский собор Нижнего Новгорода. И снова на колокольне раздавался колокольный перезвон, который подхватывали другие церкви города. Более 100 лет колокольня служила украшением и высотной доминантой Крестовоздвиженского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=42485

Подписал Дьяк Богдан Силин. Справил Ларька Васильев. Архимандрит этот Игнатий в 1660 году находился на Соборе, бывшем по делу Патриарха Никона и подал свой в предостережение Собору голос. См. Древн. Росс. Вивлиофика, издание 2, ч. III, стр. 374 и далее, также стр. 349; Историю Российской Иерархии, ч. III, PDF стр. 450. Грамота III Абзац начало «Божией милостью Великий Государь Святейший Никон» и и Преображенский Заполотский монастырь. Прибавление из VI тома Полотский Борисоглебский мужской монастырь существует и поныне в уездном городе Полоцке Витебской Губернии, за рекой Двиной, но в нём живут монахи Базилианского ордена, под Настоятельством Опота или Архимандрита. Здание в нём было каменное в древнейшие времена, строенное Российскими Князьями; а ныне почти совсем пуст, и одни только развалины представляет. Полоцкий Братский Богоявленский монастырь См. Братский Полоцкий Богоявленский. Полоцкий или Заполотский Преображенский монастырь См. Преображенский Заполотский. Полтавский Крестовоздвиженский монастырь Мужской 2 класса. Находится внутри Губернского города Полтавы. В нём три церкви: 1) каменная во имя Воздвижения Господня с приделами: а) во имя Благовещения Божьей Матери; б) Св. Николая Чудотворца; 2) каменная во имя Св. Троицы с трапезой; 3) деревянная во имя Рождества Иоанна Предтечи при больнице. См. Крестовоздвиженский Полтавский мужской монастырь. Прибавление из VI тома Полотский монастырь Девичий. Находился в полумиле от города Полоцка, вверх по реке Полоте. Основан он Князем Борисом Юрьевичем, сыном Полоцкого Князя Гиндивила, и был первоначальный в этот стране монастырь. Полоцкий Софийский монастырь Мужской. Находился в городе Полоцке. Основан он, вероятно, Великим Князем Владимиром, который особенно любил этот город; потом обращён в кафедральный Полоцких Архиереев, а ныне принадлежит Униатам. Полоцкий Спасский монастырь Девичий. Основан Преп. Евфросинией, Княжной Полоцкой (см. Пролог, Май 23). Полтавский Крестовоздвиженский монастырь Девичий, упразднённый. См. Крестовоздвиженский Полтавский девичий. Полтавский Покровский монастырь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь был основан в 1625 году; закрыт в 1920-х, постройки отданы под жильё. К кон. 1990-х строения заброшены, восстановительные работы начаты в 2007 году. Монастырь расположен на берегу Оки, рядом находится Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь . Содержание История [ править править код ] Основание Крестовоздвиженский женский монастырь был основан в первой четверти XVII века на территории старого белевского городища. Основателем монастыря является старица Марфа Палицына, которая писала челобитную для его устроения. С начала образования монастыря он был не богатым, в 1764 году его упразднили, а спустя четыре года в 1768 году вновь восстановили. Уже к началу ХХ века территория монастыря была достаточно многолюдна. Надвратная колокольня была построена в 1804-1810 годах, а корпуса келий в XIX веке. С приходом Советской власти монастырь подвергся закрытию, а все его постройки были отданы населению под жилые помещения. К концу 1990-х годов строения монастыря были заброшены, а работы по восстановлению начались в 2007 году. Собор Воздвижения был построен из кирпича и имел форму четырёхстолпного. Выполнен был в эклектическом духе, и завершался декоративным пятиглавием. На его нижнем этаже были помещены приделы Богоматери Троеручицы и Никольский. Наверху располагался главный Воздвиженский престол и два боковых придела Тихвинский и Андрея Юродивого. Возрождение По благословению схиигумена Илия в Белевском Крестовоздвиженском монастыре поселилась Татьяна Николаевна Коровяковская, уроженка Крыма, в последнее время прожи­вавшая в п. Форос. В 2006 г. она приехала в Оптину пу­стынь к старцу Илию. Погостив пару дней, пришла к старцу прощаться. Но он сказал: «Зачем тебе домой? Отправляйся в Тульскую область, восстанавливать монастырь». Ей было пору­чено руководство работами в Крестовоздвиженском монастыре. Татьяна Николаевна уволилась с серьезной административной должности, попрощалась с семьей и отправилась в неизвестный ей ранее г. Белев. Ее не испугала ни жизнь в старой келье без тепла и удобств, ни отсутствие знакомых и многочисленных помощников. В монастырь она приехала 2 апреля 2007 г. Первым делом необходимо было очистить территории Белевских монастырей от скопившегося за долгие годы хлама и мусора. Как только приступили к рас­чистке, на небе появилась радуга. Погрузчики, трак­тора и рабочие работали две недели без перерыва. Монастыри были осво­бождены от заброшенных сараев, обветшалых до­мов, деревьев и огромного количества мусора. После этого началась подготовка к ремонту Крестовоздвиженского собора девичьего монастыря. После расчист­ки кровли приступили в ре­ставрации карнизов собора. К жилым зданиям были подведены коммуникации — водоснабжение и кана­лизация. Первыми обитателями монастырского скотного двора стали корова, телка, две козы, куры и утки.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СНЕГИРЕВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Крестовоздвиженский храм в Снегиреве Крестовоздвиженский храм в Снегиреве был построен в 1813 году владельцем имения, генерал-фельдмаршалом князем Николаем Ивановичем Салтыковым. Церковь стала родовой усыпальницей князей Салтыковых, захоронения которых расположились в крипте . В 1879 году была пристроена трапезная с приделом в честь Покрова Пресвятой Богородицы , а в 1900 году на средства крестьянина деревни Венков Григория Яковлева был устроен еще один придел во имя святителя Николая Чудотворца . В 1890 году стены храма были украшены живописью трудами Ивана и Григория Яковлевых. В 1915 году на пожертвования прихожан начали возводить колокольню. После революции имение подверглось разорению: ничего не осталось от большого дворцового комплекса, украшенного ротондами. Священник и храм были обложены огромными налогами, вся наиболее ценная церковная утварь изъята, позднее сняли и колокола, разобрали недостроенную колокольню, разграбили и уничтожили надгробные памятники. Но церковь благодаря самоотверженности и жертвенности священника и прихожан удалось отстоять, богослужения в ней не прекращались. В начале 1990-х годов силами прихожан был проведен капитальный ремонт и реставрация стенописи. В 1993 году храм стал подворьем Александровского Успенского монастыря Владимирской епархии. К 2013 году было восстановлено здание богадельни, расчищен и благоустроен целебный источник, установлены поклонные кресты на месте домовой церкви и у источника. Воссоздан некрополь: усыпальница князей Салтыковых, захоронения священнослужителей. Восстановлена деревянная часовня на кладбище и построена часовня в честь святых Жен–Мироносиц. В 2013 году подворью присвоен статус архиерейского. Во второй половине 2010-х на базе подворья был образован Крестовоздвиженский женский монастырь.

http://drevo-info.ru/articles/16868.html

Крестовоздвиженский мужской монастырь (г. Староконстантинов) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крестовоздвиженский мужской монастырь Свято-Кресто-Воздвиженский мужской монастырь - православный мужской монастырь Хмельницкой епархии Украинской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Основание [ править править код ] В 1560-х гг. князь Василий-Константин Острожский возвел в городе каменный замок. Кроме него, в Староконстантинове уцелела отдельно стоящая каменная оборонная башня (достигая высоты 70 м, она является самым высоким зданием города), которую датируют либо временем сооружения замка, либо 1-й пол. XVI в. (во 2-м случае строительство приписывается прежним хозяевам Колыщинцев). С севера к башне примыкает каменный Крестовоздвиженский храм, облик которого характерен для католических костелов. Сооружение храма относят ко 2-й пол. XVI в. или нач. XVII в. По одной из версий, в 1612 г. князь Януш Острожский (сын Василия-Константина) обратил действовавшую в Староконстантинове православную Крестовоздвиженскую церковь в католический костел и учредил при нем доминиканский монастырь. Таким образом, если верна 1-я дата сооружения каменного храма, – он изначально являлся православным, а затем мог быть подвергнут перестройке; при достоверности 2-й даты – здание воздвигнуто в качестве костела на месте более ранней православной церкви. Продолжение истории [ править править код ] В 1832 г. монастырь упразднили, его здания передали православным. Весной 1837 г. в храме возобновили богослужения, но совершали их редко. В бывшем костеле хранилось резное Распятие, окруженное большим почитанием (историк Николай Теодорович предполагал, что оно было изготовлено в XVI в.). Летом 1837 г. эту святыню перенесли из Крестовоздвиженского храма в Успенский, который обрел статус городского собора. В 1838 г. Крестовоздвиженский храм закрыли по причине сырости. В 1852 г. произошло событие, явившееся поводом к обновлению храма. В мае 3-хлетняя дочь священника Успенского собора Никанора Карашевича заболела эпилепсией и была при смерти, но после усиленной молитвы отца перед древним Распятием стала поправляться и через месяц выздоровела.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Источники: сайт Екатеринбургской епархии Кыртомский Крестовоздвиженский общежительный мужской монастырь, Екатеринбургской епархии, Пермской губернии/сост. В. С. Баранов. Пермь, 1907 Кыртомский Крестовоздвиженский мужской монастырь был основан в 1872 году в месте впадения реки Кыртомки в реку Тагил — в ста километрах от Нижнего Тагила. Основал обитель среди болот и тайги уроженец Верхотурского уезда Андрей Медведев. В 1893 году Крестовоздвиженский монастырь был зарегистрирован официально. К 1913 году в нем подвизалось более 40 насельников. Они не только обеспечивали своим трудом монастырские потребности, но и занимались выделкой шкур, изготовлением валенок на продажу. В 1920-х гг. монастырь был закрыт большевиками, а бывшие насельники разъехались по окрестным деревням. Деревянные монастырские строения большевики раскатали по бревнышку и сравняли с землей. До 1970-х гг. главный монастырский храм стоял, постепенно разрушаясь. Основатель музея деревянного зодчества в Нижней Синячихе Иван Данилович Самойлов хотел перевезти старинный храм в свой музей, но не успел — в начале 1980-х гг. деревянное здание сгорело. Сейчас развалины бывших монастырских строений поросли травой и кустарником. В наши дни сотрудники Махневского краеведческого музея по крупицам восстанавливают историю старинного монастыря. Три года назад в доме одного из жителей деревни Луговая Алапаевского района найдена старинная хромолитография Крестовоздвиженского Кыртомского монастыря в деревянной раме под стеклом, размером 60х30, изготовленная в Санкт-Петербурге в 1904 году. На ней изображены монастырские строения, а в нижней части изображения цифрами обозначены и названия построек — главный храм, домовая церковь, просвирня и т.д. Старинная хромолитография сейчас украшает одну из витрин Махневского краеведческого музея. В 2004 году в Махнево побывали гости из Тюмени. В местном музее один из них, увидев старинную хромолитографию Крестовоздвиженского монастыря, рассказал, что в их семье хранится не менее старинная фотография главного монастырского храма. Через некоторое время цифровая копия этой фотографии стала украшением музейной экспозиции.

http://sobory.ru/article/?object=40546

Крестовоздвиженский монастырь был открыт 29 июня 1887 г. в селе Лукино Подольского района. 20 сентября того же года состоялось освящение расширенного храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. После переустройства храм стал вмещать не 50, а 500 человек; в нем восстановлен древний иконостас, устроено роскошное облачение на святой престол и жертвенник. В первые десятилетия 20-го века на территории монастыря были построены еще 2 храма: Иерусалимской иконы Божией Матери и Вознесенский собор, а также заложен большой фруктовый сад, устроена пасека и аптечный огород с травами. При монастыре был открыт приют для девочек, церковно-приходская школа, больница и аптека. Архитектура комплекса конца XIX-XX вв. сочетает в себе мотивы эклектики и ложнорусского стиля. Обитель занимает место бывшей усадьбы Головиных, от которой осталась перестроенная домовая церковь. Монастырская территория поделена на три функциональные части: парадный двор, внутренний двор со службами, парк с бывшей усадебной церковью. Центр архитектурного ансамбля - Вознесенский собор, его мощные главы хорошо обозримы с дальних расстояний. Краснокирпичный, с белокаменными деталями он строился по проекту С.В. Крыгина с 1890-1893 гг. Четырёхстолпный, пятиглавый собор на высоком полуподвале, без апсид - монументален и праздничен. Его наружное убранство - это межъярусные аркатуры и кирпичное узорочье, покрывающее барабаны, верх лопаток и полуциркульные закомары. Сразу же после революции на монастырь начались гонения, а в 1921 г. его закрыли, уничтожили кленовый парк, вырубили фруктовый сад. В храмах и зданиях монастыря в разное время размещались табачная фабрика, санаторий и др. В 1937 г. на Бутовском полигоне был расстрелян священник монастыря Косма Коротких. Вскоре закрыли Крестовоздвиженский храм, последний храм, где продолжались богослужения после закрытия монастыря. Чудом удалось спасти чудотворную икону Иерусалимской Божией Матери, тайно вывезенную из монастыря в ближайшее село Мячково. В 1992 г. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Монастырь находится непосредственно под патриаршим попечением, поэтому именуется ставропигиальным. В июле 2001 г. настоятельницей монастыря была назначена монахиня Екатерина (Чайникова). 25 октября 2001 г. состоялось великое освящение храма в честь Иерусалимской иконы Божией Матери. Главная святыня монастыря - чудотворная икона - заняла свое достойное место. Храмы: Собор в честь Вознесения Господня, дата постройки - 1896 г. Храм в честь иконы Божией Матери " Иерусалимская " (Иерусалимский храм), дата постройки - 1873 г. Храм в честь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский храм), дата постройки - 1846 г.

http://sobory.ru/article/?object=00446

Монахиня Анастасия (Анастасия Петровна Карпунина), 1883 г. р., урож. с. Земляные Хутора Аткарского р-на, из крестьянской семьи, русская, самоучка, б/п, монашка-лишенка. В Саратовском Крестовоздвиженском монастыре была с 1890 по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. После закрытия монастыря в 1928 году занималась случайной работой. Проживала в г. Саратове по адресу: ул. Веселая, 14. Монахиня Агафия (Агафья Федоровна Калинкина), 1887 г. р., урож. с. Н. Бурасы Саратовской обл., из крестьянской семьи, русская, самоучка, б/п, монашка-лишенка. В Саратовском Крестовоздвиженском монастыре была с 1901 по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. После закрытия монастыря в 1928 году занималась случайной работой. Проживала в г. Саратове по адресу: ул. Рождественская, 32. Татьяна Сергеевна Круглова, 1887 г. р., урож. с. Лох Новобурасского р-на, из крестьянской семьи, русская, самоучка, б/п, монашка-лишенка. Осталась сиротой, в семье мачехи жилось тяжело, поэтому пришла в монастырь. В Саратовском Крестовоздвиженском монастыре была с 1901 по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. Несла послушания сторожа, в пекарне, затем в госпитале. После закрытия монастыря в 1928 году занималась случайной поденной работой. Проживала в г. Саратове по адресу: ул. Коммунарная, 74. Монахиня Анна (Анна Арефьевна Кузнецова), 1891 г. р., урож. с. Козловка Лопатинского рна Саратовской обл., из крестьянской семьи, русская, самоучка. Беспартийная, монашка-лишенка. В Саратовском Крестовоздвиженском монастыре была с 1910 по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. После закрытия монастыря в 1928 году занималась случайной работой. Проживала в г. Саратове по адресу: ул. Вознесенская, 30. Монахиня Дария (Дарья Петровна Куршева (Курышева)), 1878 (1882) г. р., урож. с. Ивановка Петровского р-на Саратовской обл., русская, б/п, монашка-лишенка. С какого времени была в Саратовском Крестовоздвиженском монастыре — неизвестно, но до 1914 года и по 1928 год. По данным 1917 года — временно проживающая в монастыре. После закрытия монастыря в 1928 году занималась «своим трудом». Проживала в г. Саратове по адресу: 1-й Казачий тупик, 9.

http://ruskline.ru/opp/2020/02/19/sarato...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010