Нижний Новгород. Крестовоздвиженский монастырь. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский женский монастырь включает в себя три ранее основанных и упраздненных монастыря: Зачатьевский, Воскресенский и Спасский. Основан в 1370-х гг. Василисой (в иночестве Феодорой) - вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. До 1814 г. монастырь назывался Зачатьевским (Зачатия прав. Анны) и располагался под кремлевским холмом близ волжского берега. Из-за частых пожаров и неудобного местоположения он был перенесен в более спокойное и тихое место к Казанской заставе (совр.пл. Лядова). К осени 1814 г. на новом месте были возведены наружные стены монастыря (внутри них колокольня со Святыми вратами и двумя палатками)и восемь корпусов, а вне монастыря устроен гостиный двор. В 1814-23 гг. был построен соборный храм (в 1848 г. он был перестроен). Синод указал на то, что обитель должна называться Крестовоздвиженской. В 1815 г. в одном из корпусов была освящена больничная церковь в честь Богоматери Всех Скорбящих Радости. В 1838 г. стараниями настоятельницы в монастыре было открыто училище для девочек. Ежегодно в субботу Светлой седмицы в Крестовоздвиженский монастырь приносили из Оранского монастыря Оранскую Владимирскую икону Божией Матери, одну из самых почитаемых в Нижнем Новгороде. В 1848 г. Крестовоздвиженский монастырь был возведен в I класс с увеличением штата с 30 до 100 человек. В 1906 г. в монастыре начала работать живописная школа. Кроме того, монастырь был местом прохождения " епитимийного " искупления для женщин, совершивших преступления нравственного порядка. Закрыт монастырь был в 1917 г. после Октябрьской революции, сразу же после издания Декрета об отделении церкви от государства. В советское время в его помещениях располагались склады, жилые помещения и конторы. В соборе размещался завод бритвенных изделий. Восстановление Крестовоздвиженского собора началось в 1995 г. 25.03.2004 г. Св. Синод постановил благословить преобразование прихода собора в честь Воздвижения Креста Господня Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=01815

Крестовоздвиженский монастырь Крестовоздвиженский бывший монастырь, первоначальная история которого теряется в отдаленных временах великокняжеской Москвы, занимает не последнее место среди священных памятников древней столицы. Историческая известность Крестовоздвиженского храма начинается с Большого московского пожара 1547 года. 21 июня «загорается храм Воздвижения честного Креста, за Неглинной, на Арбатской улице» 1 . При сильном ветре огонь быстро распространился по городу, проник в Кремль, и Москва запылала. Огонь бушевал с ужасающею силой и в короткое время испепелил большую часть Москвы. Множество народа погибло в огне. Сам митрополит едва не задохся от дыма в Успенском соборе, спасая святыню храма. Убегав от огня, святитель прошел на городскую стену и, спускаясь на веревке к Москве-реке, упал, тяжело расшибся и полуживой отвезен в Новоспасский монастырь. Царь Иван Васильевич при начале пожара покинул Москву и удалился в село Воробьево, где и оставался до того времени, пока не был возобновлен погоревший кремлевский дворец. Известно, что этот пожар глубоко запечатлелся в юной душе Государя и оказал большое влияние на происшедший в нем нравственный переворот. Повествуя о пожаре 1547 года, Степенная Книга добавляет, что пред пожаром «Блаженный Василий прииде на монастырь Воздвижения Честного Креста, иже зовется на острове, и ста пред церковию, яже тогда бяше древяная, ныне же плинфяна, к ней же умильно зря, умную молитву деяше и плакася неутешно. Людие же, видевше его, дивляхуся, не ведуще вины плача его, последи же разумеша…» 2 Таким образом, первый каменный храм Воздвижения Креста Господня построен в 1547 году, на месте бывшего здесь ранее деревянного храма, в этом году сгоревшего 3 . Когда построен деревянный храм, был ли он первоначальным или же был на том месте другой, еще древнейшей постройки храм, неизвестно. Точно также неизвестно и имя основателя храма. Мы не можем связать с достоверностью, когда и кем основан и Крестовоздвиженский монастырь, но несомненно, что монастырь существовал ранее пожара 1547 года, и очень вероятно, что он основан одновременно с храмом 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Слободской. Крестовоздвиженский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Слободской Крестовоздвиженский Богоявленский монастырь   Слободской Крестовоздвиженский монастырь больше не существует. Часть монастырской стены, ворота, фундаменты церквей - все, что от него осталось. Разрушен прекрасный архитектурный ансамбль, существовавший в Слободском. Многие исторические здания города еще можно вернуть - монастырь потерян безвозвратно, он никогда не будет восстановлен. Стоит ли возвращаться к истории того, чего больше нет? Видимо, стоит, потому, что монастырь этот являлся частью истории России, его основал выдающийся деятель русской церкви преподобный Трифон Вятский. Русские монастыри в XVI - XVIII вв. были центрами культурной и хозяйственной жизни, особенно важную роль играли они на окраинных землях русского государства, населенных языческими племенами, которые, благодаря монастырям, приобщались к христианской цивилизации. Русские, жившие на Вятке, попадали под влияние местных обычаев, поэтому монастыри были здесь своеобразной духовной уздой, объединяющей Россию. Хорошо известна начальная история монастыря, описанная С. Васильевым, А. Вештомовым, иеромонахом Стефаном. В 1580 году Трифон встретил в Кае слобожанина Ивана Витязева, который пожаловался на падение нравов в Вятской земле, на духовную неустроенность. Слобожане уже срубили церковь для будущего монастыря, Иван Грозный отвел под него земли, но освятить будущий монастырь было некому. В 1580 году Трифон прибыл в Слободской, но первый вятский монастырь решили основать в главном городе наместничества - Хлынове. Успенский Хлыновский монастырь был основан в том же 1580 году, первую его церковь перевезли из Слободского по Вятке - ту самую, которую построили слобожане для своего монастыря, но потом решили пожаловать первому общевятскому монастырю. В 1588 году слобожане сами обратились к патриарху Иову с просьбой о создании своей обители, - Успенский монастырь был слишком далеко, и вступительный вклад в него назначили высокий, желающим уйти от мира слобожанам он был не по карману. В то же год пришла благословенная грамота, по которой строителем монастыря назначался иеромонах Иосиф из Казани. Поставили Богоявленскую церковь. Трифон с учеником своим Досифеем отправился собирать подаяние на монастырь в Сольвычегодск. Вернувшись в Слободской, Трифон освятил Богоявленскую церковь и развернул строительство монастыря, поставили ограду, келии, ворота, а над воротами - церковь Архистратига Михаила (1610 год). Настоятелем монастыря стал иеромонах Досифей. Все постройки монастыря были деревянные, до наших дней сохранилась только надвратная церковь Михаила Архангела. Обители Трифона скоро получили значение святынь для всего Вятского края.

http://sobory.ru/article/?object=03203

Кострома. Крестовоздвиженский Анастасин женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1417. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Кострома, просп. Текстильщиков, 1В Координаты: 57.769107, 40.922182 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский женский монастырь г. Костромы. Основание обители относится к концу XIV в. Монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. В 1764 г. упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина. В 1864 г. монахини переведены в Богоявленский монастырь. В монастыре осталось несколько монахинь, но монастырь в управлении у Богоявленского. Храмов два (постр. в конце XVII в.): 1) в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы, с приделами: правым в честь Входа Господня в Иерусалим, левым - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила; 2) Сретенский, с приделом во имя Василия Великого. Ближайшие церкви: Христорождественская на Суле и Петропавловская. Храмы монастыря разрушены в середине 1930-х гг. http://www.old-churches.ru/ko_162.htm Костромский Крестовоздвиженский третьяго класса девичий, прежде бывший Анастасеин. Монастырь находится внутри города Костромы в Цареконстантиновской части, между гостиным двором и бывшим протоком Сулою. Начало его с полною вероятностию можно относить к четырнадцатому столетию по Р. X. В писцовых книгах Василья Вельяминова с товарищи 1596 и 1597 годов упоминается о граммате Великаго Князя Василья Дмитриевича, коею черные посадские люди, жившие в Брагиной улице на земле Анастасеина Монастыря подчинены были судом сему Монастырю, а к Наместнику судом не тянут. Сия граммата подтверждена была в 1437 году Великим Князем Василием Васильевичем Темным. Первая Церковь в сем Монастыре была во имя положения честныя Ризы Пресвятыя Богородицы, с приделом мученицы Анастасии; от чего он именовался до 1765 года Ризположенским Анастасеиным Монастырем. Из некоторых писменных сведений видно, что Анастасеии Монастырь был в уважении у народа, и что поступали в него для монашеской жизни из знатных и богатых фамилий дворянских. В старинной описной книге Ипатиевскаго Монастыря между прочим о вкладах значится: «что Ризположения Настасейнаго Монастыря Старица Вера Жуковская жена Кудрявцева приложила в вотчину в Костромском уезде в Минском стану половину деревни Елкутова да пустынь Долгушу ___ (1589)».

http://sobory.ru/article/?object=41246

Горки Ленинские, пос. санатория. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1865. Ссылки:   Адрес: Московская область, Ленинский городской округ, Горки Ленинские, пос. санатория Координаты: 55.509478, 37.852859 Проезд:от ст.метро " Домодедовская " на авт. до аэропорта " Домодедово " с остановками. Ехать до ост. " Санаторий Мещерино " или Детский реабилитационный центр, перейти дорогу и прямо вдоль леса до монастыря Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Содержание таблички справа от входа в храм: " 25 октября 2002 года Храм освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня построен в 1846 году помещицей Александрой Петровной Головиной на месте деревянного храма Всемилостивого Спаса, разобранного в 1834 году. В годы гонений на церковь храм был закрыт, осквернен и поруган. Возвращен церкви в 1992 году. Храм восстановлен силами Российского Фонда архитектурного наследия имени преподобного Андрея Рублева и на пожертвования людей русских " . Монастырь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня Иерусалимский ставропигиальный женский (Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь). Дата учреждения: 1865 г. Основан как Крестовоздвиженский Иерусалимский Фроло-Лаврский женский монастырь. Начало монастырю положила женская богадельня (существовавшая при Флоро-Лаврской церкви с. Старая Яма с 1837 г.; в 1856 г. переименована в молитвенный богадельный дом), преобразованная в женскую общину (1865 г.) и переведенная на место, где сейчас находится монастырь. В 1870 (1887?) г. община, носившая имя Фроло-Лаврской, возведена в степень монастыря со штатом из игумении, казначеи, 28 монахинь и соответствующего числа послушниц. В монастыре было три храма: в честь Иерусалимской иконы Божией Матери, падаренной в 1855 г. Флоро-Лаврской общине митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым); в честь Воздвижения Креста Господня и Вознесенский собор, освященный в 1896 г. Закрытый в начале 1920-х гг., монастырь в марте 1992 г. был передан Московской Патриархии для возрождения монашеского служения делу милосердия и благотворительности. Настоятельницей монастыря была назначена монахиня Фомаида.

http://sobory.ru/article/?object=00446

Кылтово. Кылтовский Крестовоздвиженский монастырь. Церковь Стефана Пермского. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Стефана Пермского Год постройки:Между 1890 и 1900. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Республика Коми, Княжпогостский район, д. Кылтово. Почтовый адрес: 167000, Республика Коми, г.Сыктывкар, Октябрьский пр-т, д.43/1. (Храм Стефана Пермского находился на территории Кылтовского Крестовоздвиженского монастыря. Ныне он не существует, снесён большевиками). Координаты: 62.319863, 50.992006 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1888 г. «формально» было начато дело о постройке женского монастыря в связи с крайней необходимостью «духовного просветительного учреждения для зырянок в центре их оседлости», а также для усиления позиций официальной церкви в землях с сильным старообрядческим влиянием. А в это время на территории, отведенной под обитель, ожидали хозяев. В 1890 г. были построены Стефановская деревянная церковь с колокольней, двухэтажный деревянный Гостиный дом, деревянная двухэтажная кладовая и бревенчатый погреб. Церковь была разрушена в середине прошлого века http://pp.rkomi.ru/page/8195/ Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь назывался также Яренский Крестовоздвиженский женский монастырь.  Местоположение: Находился в Яренском уезде на берегу речки Кылтовки, впадающей в реку Вымь. Ныне – республика Коми, Княжпогостский район, село Кылтово. Основание монастыря Монастырь основан в 1894 году по ходатайству и на средства архангельского купца 1-ой гильдии Афанасия Васильевича Булычева на месте креста, водруженного поселившимся здесь отшельником Василием Алексеевичем Пестеревым; в 30-х годах 19-го века этот старец утонул в Выми. Основатель монастыря Булычев скончался в 1902 году в Соловецком монастыре. Он завещал своей дочери – купчихе из города Архангельска Анне Беляевской прибыль от Сереговского солеваренного завода жертвовать на строительство новых зданий в Кылтовском монастыре.

http://sobory.ru/article/?object=20671

Саратов. Крестовоздвиженский монастырь. Арка Святых врат Владимирской Никольской церкви /// Объект утрачен Храмы монастыря: Карта и ближайшие объекты Арка Святых врат - это практически всё, что осталось от Крестовоздвиженского монастыря. Первое упоминание о монастыре относится к 1680 году. Монастырь находился в бедственном положении, пока в 1722 году его не посетил Пётр Первый, приказавший увеличить казённое содержание. В 1738 году пожар уничтожил весь город вместе с деревянной Крестовоздвиженской церковью и всеми монастырскими постройками. На следующий год на средства капитана В. Я. Суровцева и пожертвования горожан, по благословению астраханского епископа Иллариона был построен каменный монастырский храм. Его освятили в 1740 году в честь Воздвиженья Креста Господня с приделом во имя пророка Ильи и мученицы Параскевы Пятницы. Пожертвования постепенно росли, и монастырь был благополучен, но последующие годы принесли пожары, голод, нашествие крестьянских отрядов Пугачева. Монастырь снова беднел, насельниц и послушниц становилось всё меньше, и в 1777 году Крестовоздвиженский монастырь стал заштатным. Спустя еще 13 лет женский монастырь был упразднён, а храм его стал приходским. Новый этап жизни монастыря начался в 1828 году с учреждением Саратовской епархии. В 1902 году по проекту ставшего в последствии известным архитектора Ю. Терликова в монастыре была выстроена многосаженная Владимирская Никольская церковь. Во время Первой Мировой войны в обители был организован госпиталь. В 1918 году монастырь потерял свои земельные угодья. Свертывалась работа мастерских и школы. Послушницы уходили в мир. Игуменья Антония организовала общину верующих при Крестовоздвиженском храме, обращалась за помощью в различные инстанции. Но несмотря на это весной 1919 года у монастыря отобрали древнюю Крестовоздвиженскую церковь якобы для хранения в ней ценностей, изъятых из городских церквей как музейных редкостей. В начале 1922 года женский монастырь был ликвидирован, последняя Никольская церковь закрыта, а в скором времени взорвана. Сейчас на месте монастыря находятся гостиница «Словакия» и несколько близлежащих зданий. Из монастырского комплекса уцелели только арка Святых врат Владимирской Никольской церкви и Храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=15576

Белёв. Крестовоздвиженский монастырь. Карта и ближайшие объекты Крестовоздвиженский монастырь, 3 класса, в городе Белеве. Основан в 1625 году; в 1764 году упразднен; в 1768 году восстановлен. Здесь находится местно чтимая икона Божией Матери Троеручица. Монастырю принадлежат две часовни, находящиеся в городе: Николаевская, построенная в XVIII веке, и Боголюбская, построенная в 1839 году, где находится древняя весьма чтимая Боголюбская икона Божией Матери и куда 18 июня и 12 июля совершается из монастыря крестный ход. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Этот (уже бывший) монастырь является самым древним из известных нам женских монастырей тульской земли. У этой святой обители своя нелегкая судьба, она горела, ее упраздняли, снова восстанавливали, но к концу XIX века она пришла процветающей, одной из первых в списке действующих. «По челобитью около 1625года, поданной царю Михаилу Федоровичу некой старицей Марфой Палициной, дозволено было ей построить на посаде девичий монастырь с церковью во имя Честнаго и Животворящаго Креста». Такое определенное известие об основании сей обители заключено в монастырской описи 1764г. Согласно с сим и в актах XVII столетия не раз упоминается, что в этом монастыре «местныя иконы и Деисусы, и книги, и ризы, и колокола, и вся церковная утварь и круг монастыря ограда строенья Великих Государей Царей и Великих Князей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича». Монастырь построен в предместии города (по древнему, на «посаде»), на высокой горе, внизу которой протекает р. Ока. С монастырского двора открывается превосходный вид на обширную луговую долину правого берега р. Оки. Монастырь был огражден каменною стеною с одними воротами. Причем северная его сторона примыкала к мужскому Спасо-Преображенскому монастырю. Женская обитель отделялась от мужской только оградой, к которой подступал фруктовый сад мужского монастыря. Первое письменное сведение о состоянии обители встречается в Белевских писцовых книгах письма и меры Василия Чернышова.

http://sobory.ru/article/?object=04682

Кизляр. Кизлярский Крестовоздвиженский монастырь. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Кизлярский Кресто-Воздвиженский монастырь, общежительный, в городе Кизляре, Терской области. Основан в 1736 году игуменом Даниилом, родом из грузинских князей. Сначала был мужским, но в 1908 году обращен в женский. Здесь находятся особо чтимые иконы Божией Матери — Казанская и Грузинская Знамения — весьма древнего письма, принесенная сюда основателем обители и бывшая в его роде фамильной. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Кизлярский Крестовоздвиженский женский монастырь, возрожденный в 2006 году, - единственный монастырь на территории Кизлярского и Махачкалинского округов Владикавказской и Махачкалинской епархии. Время основания неизвестно. В 1735 году, по договору России с Ираном, была упразднена крепость Святого Креста. Гарнизон и административное управление этой крепости переведены в новооснованный генерал-аншефом В.Я. Левашовым город Кизляр. Высокопреосвященнейший Иоанн, архиепископ Манглийский, православный миссионер в Дагестанской области, принимая во внимание выгодное для дела миссии положение этого города, ходатайствует об открытии при Кизлярской Крестовоздвиженской церкви, построенной грузинами, мужского монастыря. Ходатайство это имело успех. Монастырь был открыт при астраханском епископе Илларионе  (1731-1755 гг.), который в 1739 году возвел в сан архимандрита первого кизлярского настоятеля – игумена Даниила. Архимандрит Даниил был родом из грузинских князей, с собой в обитель он привез фамильную икону Божией Матери «Знамение». Монастырские летописи свидетельствуют, что первый настоятель выхлопотал для церкви священные сосуды, а в 1752 году по делам монастыря был в Астрахани. Кизлярская обитель за годы своего существования несколько раз переживала периоды упадка. Причинами были частые грабительские набеги горцев на обитель и многочисленные стихийные бедствия. Например в 1744 году во время пожара монастырь сгорел вместе со всем городом.

http://sobory.ru/article/?object=08540

Верхотурье. Николаевский мужской монастырь. Собор Воздвижения Креста Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Крестовоздвиженский монастырский собор. Чин закладки первого камня в основание собора был совершен в сентябре 1905 года, в праздник перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского. Освящение собора и перенос в него святых мощей уральского праведника состоялось 11 сентября 1913 года, когда отмечалось 300-летие династии Романовых. В этот день в монастырь пришла телеграмма из Ливадии, от Царской семьи: " Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю о. Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным дннм освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Анастасия " . В соборе, над серебряной ракой с мощами Праведного Симеона была воздвигнута сень, подаренная монастырю императорской семьей - вызолоченная, с серебряной надписью: " Сия сень сооружена к мощам Симеона Праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей Государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен в лето от Рождества Христова 1914 мая 25 " . Крестовоздвиженский собор стал одним из самых больших храмов в России. Он способен был одновременно вместить около четырех тысяч человек. Величественность собора подчеркивала и подтверждала значение Верхотурья в жизни православной России. Современников поражала красота его убранства. Купола собора были покрыты гладким листовым цинком с накладными рустами. Центральный иконостас был изготовлен из фаянса на известной московской фабрике Кузнецова. В 1919 году в Верхотурье пришли большевики, а годом позже, по настоянию " новой власти " в Крестовоздвиженском соборе произошло кощунство - вскрытие мощей святого праведного Симеона Верхотурского. В 1930-х годах Крестовоздвиженский собор был окончательно закрыт для верующих. Богоборцы варварски разбили его фаянсовый иконостас, разграбили церковные ценности Храм попытались переоборудовать под кинотеатр, а позднее - для нужд колонии для несовершеннолетних преступников, расположившейся на территории монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05754

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010