О Крестовоздвиженском монастыре сказано: «Ризницу архимандрит Парфений вывозил в Вологду 41 . Штатные (служители) засыпали монастырские ворота землею аршина на два; но неприятели ворота отбили бревнами, также и двери в церквах отбивали и смертельно били казначея и монашествующих, допрашивая, где утварь. По вскрытии полов нашли спрятанное. В нижней церкви стояли лошади; в иконостасах вбили гвозди для вешания конской сбруи: в алтаре находились кровати. Весь монастырь был установлен фурами с провиантом. Некоторые из французов, одевшись в ризы, производили в них работы: стреляли голубей и галок под крышами, варили и жарили, резали лошадей для употребления в пищу. Штатные служители, застав одного француза в кладовой, умертвили его и скрыли. В нижней церкви престол, жертвенник и несколько икон сожжены вместо дров» 42 . В 1812 году монастырь хотя и был разграблен, но церкви и другие здания уцелели; главная святыня монастыри и боле ценные вещи ризницы и утвари, вывезенные в свое время из Москвы, также сохранились. Поэтому монастырь скоро оправился от погрома, и в церквах стала совершаться божественная служба. Впрочем, не все приделы были возобновлены. В верхней церкви освящен один главный храм, а приделы остались неустроенными; в нижней церкви исправлены и освящены Успенский храм и Магдалининский придел, первый освящен 14 февраля 1813 г., на новом антиминсе, а последний 15 августа того же года, на прежнем антиминсе 43 . Другой придел нижней церкви – Григория Богослова , а также церковь св. Никиты Новгородского остались неустроенными 44 . В 1814 году Крестовоздвиженский монастырь закрыт, и соборная монастырская церковь обращена в приходскую. Другие монастырские здания, кроме колокольни с церковью св. Никиты, оставшихся при новоучрежденной приходской церкви, взяты в Синодальное ведомство. Прежде чем перейти к описанию Крестовоздвиженской церкви после обращения ее в приходскую, посмотрим на внутреннюю жизнь Крестовоздвиженского монастыря, насколько она известна по собранным нами материалам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

Полтава. Крестовоздвиженский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1650. Адрес: Украина, г. Полтава, ул. Паисия Величковского, 2а Координаты: 49.59614, 34.57637 Изменить описание Добавить фотографии Собор и колокольня. Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Фотография С.А. Таранушенко, 1932 г. Альбом «Полтавщина в особом архиве Стефана Таранушенко». Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского (фонд 278) Елена Григорьева 1 июня 1932 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крестовоздвиженский монастырь основали в честь разгрома польских войск украинскими, а расцвет его начался после победы российских войск над шведскими. Он был центром культуры и просвещения на Левобережье, долгое время имел статус мужского, но в конечном варианте стал женским. Основан в 1650 году как мужской общежительный с благословения Киевского Митрополита Сильвестра (Коссова) игуменом Лубенского Мгарского монастыря Калистратом при содействии Полтавского полковника Мартына Пушкаря, других казацких старшин и мещан. Монастырь в 1695 году был разграблен татарами, в 1709-ом – шведами, в 1822-ом – очень пострадал от бури. После революции 1917 года большая часть имущества монастыря была конфискована и разграблена бандами. После закрытия монастыря в 1923 году в его помещениях был устроен клуб железнодорожников, позже архив Полтавского губернского архивного управления. С 1933 года в монастырских корпусах размещалась детская трудовая колония НКВД. В конце 1930-х годов здания передали Полтавскому пединституту под общежития и столовую. В 1942 году, во время оккупации, община монахинь через возобновленное епархиальное управление попросила разрешения открыть в уцелевших помещениях бывшего Крестовоздвиженского мужского монастыря женскую обитель. В том же году и начал свою деятельность женский монастырь на Монастырской горе. В годы Великой Отечественной войны от бомбежек и обстрелов помещения монастыря в значительной мере были разрушены, в том числе и главный собор, который очень пострадал и лежал в руинах вплоть до его восстановления в 1956 году.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Глядя на остатки сооружений Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, колокольня и собор которого, несмотря на небрежное отношение к ним на протяжении многих десятилетий, и ныне поражают своим величием и красотой как полтавчан, так и многочисленных гостей города, каждый видит перед собою прежде всего памятники архитектуры и культовые сооружения. И мало кто знает о том, что когда-то в стенах этого монастыря, красотой которого восхищались Тарас Шевченко, Григорий Мясоедов и много других мастеров своего дела и простолюдинов, бурлила глубоко содержательная жизнь. Именно так, так как в прошлом, в особенности во второй половине XVIII в. Крестовоздвиженский монастырь был одним из важных культурных центров не только Полтавщины, но и значительного региона Украины. С ним связано немало важных исторических событий и много знаменитых имен. Основан этот монастырь в 1650 году вблизи тогда небольшого полкового города Полтавы, на горе, на берегу речки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее её притока — небольшой речушки Полтавки, которая издавна в народе больше известна под названием Тарапунька. Вся гора во времена основания монастыря, и еще и в XVIII в., была покрыта густым вековым лесом, преимущественно дубовым, через который к монастырю вилась лишь узенькая тропинка. Основана же была эта обитель по инициативе и на средства тогдашнего полтавского полковника Мартына Пушкаря, Ивана Искры, казацкой старшины и мещан Полтавы с разрешения Киевского митрополита, известного церковного деятеля и писателя Сильвестра Косова (г. рожд. неизвестен – умер в 1657 г.) в честь разгрома в этих местах войск польских магнатов и шляхты. А сооружал монастырь с разрешения последнего игумен Лубенского Мгарского Преображенского монастыря Калистрат. Немало видел на своем веку Полтавский Крестовоздвиженский монастырь. В 1695 году он был захвачен и опустошен крымскими татарами, которые пришли к Полтаве с бывшим старшим писарем Генеральной воинской канцелярии Петриком (Петр Иванович Иваненко). В 1691 году он убежал в Крым, заключил соглашение о переходе Левобережной Украины под власть султанской Турции, а в скором времени, объявив себя гетманом и защитником обездоленного люда, выступил против власти Москвы на Украине и против гетмана Ивана Мазепы, и вместе со своими союзниками-татарами начал походы на Левобережье. Но татары, захватив добычу, предали Петрика. Немало пострадал тогда монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Сарапульский Иоанно-Предтеченский монастырь. Сарапульский, называемый иногда Старцево-Горский, монастырь находится в 2-х верстах от г. Сарапуля, вблизи реки Камы. Основан он в самое недавнее время, именно в 1900 году, стараниями епископа сарапульского Никодима. В монастыре имеется один храм во имя Иоанна Предтечи с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Обителью управляет викарный епископ сарапульский, имеющий здесь свое пребывание. В расстоянии 1 версты от монастыря находится пароходная пристань на реке Каме. Слободской Крестовоздвиженский монастырь. Эта обитель находится в самом городе Слободске, в 33 вер. от губернского города Вятки. Основана она в 1599 году жителями Слободска при городском посаде, на старом церковном месте, где раньше стоял храм Введения. Устроению монастыря, между прочим, много содействовал прп. Трифон, просветитель вотяков. Монастырь первоначально назывался Богоявленским, но потом был переименован в Крестовоздвиженский оттого; что после одного бывшего здесь пожара иноки были переведены отсюда в Крестовоздвиженский Верхочепецкий монастырь. Управляет монастырем епископ вятский. В монастыре находится один храм, старинный по постройке. Здесь хранится также несколько старинных вещей и святынь. Спасо-Орловский монастырь. Спасский монастырь находится в городе Орлове, в 55 верстах от города Вятки. Местность, занимаемая обителью, низменная и очень болотистая, так как близко подходит к самой реке Вятке. Вследствие этих неблагоприятных условий своего внешнего положения Спасо-Орловская обитель по материальным средствам относится к числу беднейших обителей северного края. Основан монастырь в 1693 году, по благословению Вятского архиепископа Ионы, келарем Успенского Трифонова монастыря Илией Семакиным вместе с братом его Стефаном. В монастырском храме находится местная святыня – явленный образ Нерукотворного Спаса. Этот образ явился в 7 верстах от г. Орлова , на болоте, по Вятскому тракту. На месте явления устроена часовня, которая в народе известна под наименованием «Спаса на болоте». Сюда ежегодно из монастыря на пятой неделе после Пасхи и 16 августа совершаются крестные ходы. Кроме этой святыни, в монастыре имеется небольшой ковчежец, в котором хранятся 24 частицы мощей различных святых. В 1764 году монастырь оставлен за штатом. Управляет им игумен. Ближайшая станция железной дороги находится в городе Вятке, в 55 верстах от монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Немало пострадал монастырь в годы гражданской войны. С первых лет советской власти началось изьятие золотых, серебрянных, с ценными камнями церковных вещей во время разных кампаний, которые проводились в соответствии с многочисленными декретами Совнаркома или по решениям местных органов власти. По официальным данным, в начале 1920-х годов у монастыря было отобрано 5 пудов 7 фунтов 69 золотников серебра и ценного камня. В 1923 году монастырь был закрыт. В 1942 году Община монахинь через восстановленное епархиальное управление попросила разрешение открыть в уцелевших помещениях бывшего Полтавского Крестовоздвиженского мужского монастыря женский монастырь. С этого года начинает свою деятельность женская обитель на Монастырской горе. Во время бомбардировок и обстрелов помещения были в значительной степени разрушены, в том числе и главный собор. В послевоенные годы монастырь постепенно восстанавливался за счет пожертвований. В 1956 году был отстроен главный Крестовоздвиженский собор. В пользовании монастыря находились Свято-Введенская церковь (бывшая трапезная), настоятельский корпус, маленькая церковь-ризница в честь преподобного Серафима Саровского, деревянный корпус братских келий, отремонтирована ограда и другие помещения. Утром 8 июля 1960 года монастырь был снова закрыт. Из 87 монахинь и послушниц, которые к тому времени проживали в нем, 48 перевезли в Лебединский Свято-Николаевский женский монастырь Шполянского района Черкасской области, остальных 39 человек развезли по домам к родственникам или в дома престарелых. Жилые корпуса были переданы Полтавской областной вспомогательной школе-интернату для умственно-отсталых детей — филиала Полтавской областной психиатрической больницы. В одной из церквей устроили мастерскую по ремонту автотранспорта, колокольню спалили подростки, могилы монастырского кладбища и памятники разрушены до основания. 19 декабря 1991 года Полтавский Свято-Крестовоздвиженский женский монастырь был открыт. На монастырской горе поселились несколько монахинь и послушницы, была открыта домовая церковь. Монастырские сооружения требовали большого капитального ремонта. Монастырь постепенно возрождается и набирает былую красоту и молитвенность.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Саратов. Крестовоздвиженский монастырь. Арка Святых врат Владимирской Никольской церкви /// Объект утрачен Храмы монастыря: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Арка Святых врат - это практически всё, что осталось от Крестовоздвиженского монастыря. Первое упоминание о монастыре относится к 1680 году. Монастырь находился в бедственном положении, пока в 1722 году его не посетил Пётр Первый, приказавший увеличить казённое содержание. В 1738 году пожар уничтожил весь город вместе с деревянной Крестовоздвиженской церковью и всеми монастырскими постройками. На следующий год на средства капитана В. Я. Суровцева и пожертвования горожан, по благословению астраханского епископа Иллариона был построен каменный монастырский храм. Его освятили в 1740 году в честь Воздвиженья Креста Господня с приделом во имя пророка Ильи и мученицы Параскевы Пятницы. Пожертвования постепенно росли, и монастырь был благополучен, но последующие годы принесли пожары, голод, нашествие крестьянских отрядов Пугачева. Монастырь снова беднел, насельниц и послушниц становилось всё меньше, и в 1777 году Крестовоздвиженский монастырь стал заштатным. Спустя еще 13 лет женский монастырь был упразднён, а храм его стал приходским. Новый этап жизни монастыря начался в 1828 году с учреждением Саратовской епархии. В 1902 году по проекту ставшего в последствии известным архитектора Ю. Терликова в монастыре была выстроена многосаженная Владимирская Никольская церковь. Во время Первой Мировой войны в обители был организован госпиталь. В 1918 году монастырь потерял свои земельные угодья. Свертывалась работа мастерских и школы. Послушницы уходили в мир. Игуменья Антония организовала общину верующих при Крестовоздвиженском храме, обращалась за помощью в различные инстанции. Но несмотря на это весной 1919 года у монастыря отобрали древнюю Крестовоздвиженскую церковь якобы для хранения в ней ценностей, изъятых из городских церквей как музейных редкостей. В начале 1922 года женский монастырь был ликвидирован, последняя Никольская церковь закрыта, а в скором времени взорвана. Сейчас на месте монастыря находятся гостиница «Словакия» и несколько близлежащих зданий. Из монастырского комплекса уцелели только арка Святых врат Владимирской Никольской церкви и Храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.

http://sobory.ru/article/?object=15576

Здание, в котором освящен храм, входило в состав архитектурного ансамбля Крестовоздвиженского женского монастыря. Дата основания обители не сохранилась. Первое, дошедшее до нас упоминание о ней относится ко второй половине XVII века. Церковь и строения монастыря были деревянными. Они не раз сгорали в городских пожарах, но стараниями горожан вновь возрождались. В 1740 году на пожертвования была возведена каменная церковь, освященная во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1762 году освящена другая новая однопрестольная теплая каменная церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Хозяйство монастыря было невелико. Со временем насельницы стали испытывать материальные затруднения. К 1776 году в обители проживало 11 монахинь. Их перевели в Астраханский девичий монастырь, Крестовоздвиженский был упразднен. В начале XIX века по указу Государя Императора Николая I обитель была восстановлена и открыта на своем прежнем месте. В 1899-1903 годах на месте сломанной церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы возвели большой храм с главным престолом во имя святителя Николая Мир Ликийского чудотворца. Придел освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Средства на строительство пожертвовала купеческая вдова А.И. Семидетнова. Проект подготовил саратовский инженер Ю.Н.Терликов. При обители на средства инокини Сусанны (Анны Александровны Рылеевой – родственницы известного русского поэта) в 1840 году была открыта первая в Саратове школа для девочек. В советское время монастырь закрыли, храмы разрушили. Из ограды разоренного монастыря уцелела лишь арка. 22 августа 2006 года иерейским чином (протоиерей Сергий Догадин) в помещении одного из частично сохранившихся монастырских строений была освящена церковь с престолом во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Начались богослужения. 15 июня 2008 года Крестовоздвиженский храм украсил новый купол с крестом. В июле того же года Епископ Саратовский и Вольский Лонгин освятил икону святителя Николая Мир Ликийского чудотворца, вмонтированную в обновленную после ремонта арку святых ворот Крестовоздвиженского монастыря.  Другие святыни: икона с чатицами мощей преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, старинный крест-распятие, восстановленная старинная икона великомученика Харалампия.

http://sobory.ru/article/?object=14808

И хотя еще 9 июля 1946 года Полтавский Крестовоздвиженский монастырь был зарегистрирован постановлением бюро Полтавского обкома партии как памятники культуры и старины и о том напоминала мемориальная доска, установленная на колокольне, но это не спасало уникальные сооружения от варварского отношения со стороны арендаторов и нерадивых юных полтавчан. В одной из церквей, выбив дверь и вставив вместо них въездные ворота, устроили мастерскую по ремонту автотранспорта. Колокольню после ремонта, проведенного за средства Полтавской областной и городской организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры, подожгли «воспитанные» в атеистическом духе подростки, при этом сгорела кровля... Решением исполкома Полтавского областного Совета народных депутатов от 19 февраля 1990 года здания Полтавского Крестовоздвиженского монастыря, которые к тому времени находились в пользовании Полтавской областной организации «Медтехника», были переданы Полтавскому епархиальному управлению для восстановления деятельности женского монастыря. Но понадобилось еще почти два года, чтобы религиозная община добилась освобождения для своих потребностей хотя бы небольшой части принадлежащих ей помещений. И, в конце концов, 19 декабря 1991 года Полтавский Крестовоздвиженский женский монастырь был открыт. На Монастырской горе поселилось несколько монахинь, была открыта домовая церковь со своим священником. Монастырские сооружения — собор, церковь, колокольня, которые варварски использовалось и просто стояли без надлежащего ухода десятки лет, требуют большого, капитального ремонта. Изгородь за последние годы была совсем уничтожена. Заброшен монастырский сад, места, где были огороды. Ко всему необходимо приложить руки и большие средства. И чтобы возродить все основные сооружения в их бывшем виде, нужны не десятки и не сотни тысяч, а уже миллионы рублей. http://vozdvizhenie.paskha.ru/hramy/poltava/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=11933

Бог возмутился такой дерзостью и повелел ангелам «смешать их язык». Вавилоняне, до того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках, началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. Слова «вавилонское столпотворение» стали обозначением всякой бестолковой сутолоки и беспорядка. 255 Крестовоздвиженский женский монастырь. Основан как Зачатьевский в 70-х годах XIV в. Василисой (в иночестве Феодорой), вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. Располагался под Кремлевским холмом близ волжского берега. После разгрома в 1478 г. Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую. В 1814 г. после очередного пожара был перенесен к Казанской заставе (нынешняя Площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский. В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря, гостиный двор. В 1814–1823 гг. строится Крестовоздвиженский собор (перестроен в 1848). В 1815 г. при одном из корпусов освящена больничная Скорбященская церковь . В 1838 г. при монастыре открыто училище для девочек. В конце XIX в. в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестер вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. В 1906 г. в монастыре начала работать живописная школа. Монастырь упразднен в 1917 г. С территории монастыря все монахини были выселены к январю 1928 г. В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий. Возрожден монастырь в 2004 г. 256 Очевидно, имеется в виду Андрей Иванович Аргентов, известный сибирский миссионер, который родился в Нижегородской губернии в 1816 г. После окончания духовной семинарии служил в Иркутской епархии. В 1843 г. по собственному желанию был направлен на Колыму, где основал Чукотскую миссию и 15 лет прослужил священником- миссионером.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Официальное заявление настоятельницы Иерусалимского Крестовоздвиженского ставропигиального монастыря игуменьи Екатерины по ситуации с монастырем и реабилитационным центром Несколько дней назад в блогах, а впоследствии в СМИ, разгорелся очередной скандал: «РПЦ выгоняет детский реабилитационный центр на улицу»… 1 декабря, 2010 Несколько дней назад в блогах, а впоследствии в СМИ, разгорелся очередной скандал: «РПЦ выгоняет детский реабилитационный центр на улицу»… Несколько дней назад в блогах, а впоследствии в СМИ, разгорелся очередной скандал: «РПЦ выгоняет детский реабилитационный центр на улицу». Впоследствии появилось опровержение информации (см. ниже), однако блогеры просили услышать подтверждение игуменьи монастыря, что дети не будут выселены на улицу. Подробный репортаж с места событий читайте ближайшее время на портале «Правмир». Официальное заявление настоятельницы Иерусалимского Крестовоздвиженского ставропигиального монастыря игуменьи Екатерины по ситуации с монастырем и реабилитационным центром Вопреки клевете, которая прошла в средствах массовой информации, о ситуации на территории нашего монастыря, могу пояснить следующее — что монастырь никогда не настаивал на том, чтобы детей выбросить из тех помещений, которые они на сегодня занимают. Поэтому мы имеем совершенно четкую позицию – необходимо для детей-инвалидов построить новое, совершенно комфортабельное и качественно обустроенное здание. И пока это здание не будет построено, никто детей выкидывать на улицу не собирается, хотя об этом пытаются навязать мнение общественности. Монастырь готов сделать все, для того, чтобы этот проект был осуществлен, чтобы помочь Центру и детям иметь новое здание. И могу заявить следующее, что ни монастырь, ни какие-либо другие государственные учреждения или органы власти не препятствовали ремонту и реконструкции зданий, которые сегодня имеет Центр. Ремонт производить они могут, улучшать жизнь детей они имеют на это полное право. Мы желаем одного, чтобы наши отношения наконец-то стали более позитивными, мы рады каждому, кто приходит к нам и в Центр, мы рады тем, кто обращается к нам за помощью, мы всячески готовы улучшать наши отношения. Еще раз я могу повторить, что самое главное для нас — это судьба детей, которые проходят лечение в этом Центре и судьба родителей, которые приходят к нам за помощью и за поддержкой.

http://pravmir.ru/zayavlenie-igumeni-ier...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010