После второго закрытия монастыря в 1960 году его здания передали под школу-интернат для умственно отсталых детей при Полтавской психиатрической больнице, под мастерские по ремонту автотранспорта и для организации “Медтехника”. Монастырская община во главе с игуменьей Иннокентией переселилась в Свято-Николаевский женский монастырь города Лебедин Черкасской области. Решением местной власти со всех монастырских зданий были сняты кресты. В 1980-е годы было окончательно уничтожено монастырское кладбище, на котором были похоронены многие выдающиеся полтавчане и простые жители города. В 1991 году Полтавский Крестовоздвиженский монастырь восстанавливает свою деятельность как женский общежительный. Крестовоздвиженский монастырь, 2 класса, на высокой лесистой горе, у берега реки Ворсклы, в 1 версте от Полтавы. Основан в 1650 году. В 1695 году был опустошен татарами; в 1709 году подвергся разорению от шведов. По преданию, здесь была временная квартира Карла XII. В монастыре находится замечательная картина «Император Петр I — Победитель» и хранится в первый раз отпечатанное грузинское Евангелие, неизвестно кем и когда занесенное сюда; печатано оно типографщиком Михаилом Степановичем Опгровлахели в городе Тифлисе в 1709 году. При монастыре школа (с 1894 года), больница и странноприимный дом. К монастырю приписана церковь святого Сампсона, в 5 верстах от Полтавы, при шведской могиле (см. 27 июня). Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан монастырь в 1650 году на горе, на берегу реки Ворсклы, неподалеку от места впадения в нее ее притока — небольшой речушки Полтавки, которая издавна в народе больше известна под названием Тарапунька. Вся гора во времена основания монастыря, еще в XVIII веке, была покрыта густым вековым дубовым лесом, через который к монастырю велась лишь узенькая тропинка. Основана обитель по инициативе и на средства тогдашнего полтавского полковника Мартына Пушкаря, Ивана Искры и другой казацкой старшины и мещан Полтавы с благословением Киевского митрополита Сильвестра (Коссова) в честь разгрома в этих местах войск польских магнатов и шляхты. Сооружал монастырь игумен Мгарского Свято-Преображенского монастыря Каллистрат. В 1822 году над Полтавой и ее окраинами пронеслась сильная буря, которая повредила часть старых зданий монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=11933

На территории монастыря еще были дом настоятеля; дом для братских келий; с юго-западной стороны – каменный одноэтажный дом на 8 братских келий с отделением для больницы. С северной стороны, за монастырской стеной-оградой, стоял деревянный на каменном фундаменте одноэтажный дом на четыре комнаты с кухней. Это – так называемый странноприимный дом. Весь монастырь был обнесен каменной оградой. Продолжительное время Полтавский Крестовоздвиженский монастырь был значительным культурным центром края. Этому в значительной мере оказывало содействие то, что с 1775 по 1798 год в монастыре было местопребывание архиепископов Славянских и Херсонских (в последние годы именовались Екатеринославскими). Немало пострадал монастырь в годы Гражданской войны от частой смены властей и набегов разных банд. С первых лет Советской власти началось отнятие культовых вещей. В 1923 году монастырь был закрыт. В одном из его помещений устроили клуб для поселка железнодорожников (позднее Красный Путь), другое отдали Полтавскому губернскому архивному управлению для устройства архивохранилищ губернского исторического архива (со временем краевой, потом государственный исторический архив, с 1937 года областной архив). С 1933 года до конца 30-х годов здесь помещалась Полтавская детская трудовая колония НКВД – учебно-воспитательное детское учреждение для бывших беспризорных и сирот. В конце 1930-х годов бывшие кельи монахов и другие подсобные помещения были переданы Полтавскому государственному педагогическому институту, и там устроили общежития для студентов, студенческую столовую; отдельные помещения занимали преподаватели. В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации, в 1942 году община монахинь через восстановленное епархиальное управление попросила разрешения открыть в уцелевших помещениях бывшего Полтавского Крестовоздвиженского мужского монастыря женский монастырь. С этого года и начинает свою деятельность женская обитель на Монастырской горе. Во время бомбардировок и обстрелов помещения были в значительной степени разрушены, в том числе и главный собор. В послевоенные годы за счет церкви и пожертвований проводится восстановление и ремонт монастырских сооружений. В 1956 году был отстроен главный Крестовоздвиженский собор, который еще с войны представлял собой руины. После реставрации он стоял закрытый. В пользовании монастыря находились домовая Введенская церковь (бывшая трапезная, сооруженная в в.), а также настоятельский корпус. При этом корпусе находилась маленькая церковь-ризница имени преподобного Серафима, Саровского чудотворца. А в подвале устроили кухню-трапезную для сестер-монахинь и послушниц. Были еще старый деревянный корпус братских келий и каменный старинный корпус братских келий. В послевоенные годы в монастыре проживало до 100 монахинь и послушниц, которые прибыли из Козельщинского монастыря, а также из монастырей Днепропетровской, Харьковской, Черниговской и других областей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Бобыли. Верхнечепецкий Крестовоздвиженский монастырь. /// Объект утрачен Деревянный монастырь.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1602. Год утраты:1769 Адрес: Кировская область, Фаленский район, д. Бобыли Координаты: 58.3751, 51.732477 Проезд:Трасса Фаленки - Глазов, после Николаево повернуть налево с трассы. Грунтовая дорога, до Бобылей примерно 2 км. Прямо перед Бобылями поворот направо, через 150 метров, на горе, - налево, вниз к Чепце чуть меньше 1 километра. Памятный знак на месте монастыря виден с горы. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое поселение русских людей на территории Фаленского района, Верхочепецкий Крестовоздвиженский монастырь, основан старцем Гурием около 1607-08 гг. на речке Алешихе в 3-х километрах от современного села Николаево (краевед О.Н. Виноградов нашел в центральных архивах данные, что монастырь был основан еще раньше – в 1602 году иеромонахом Хлыновского Успенского монастыря Нафанаилом ). Самое древнее упоминание о монастыре – грамота царя В.И. Шуйского «Об отдаче на оброк дикаго раменья, покосов и рыбной ловли Чепецкой Крестовоздвиженской пустыни» от 25 февраля 1608 г. По этой грамоте монастырю была отдана земля «… по обе стороны Чепцы реки от Тютрюминых гор до р. Сады …» Затем начинается колонизация этих земель монастырскими крестьянами. В 1662 г. за монастырем числилось уже 82 крестьянских двора, в 1678 – 188 дворов, в 1722 г. – 369 дворов с 1612 душами, десятки деревень и починков и 3 мельницы. Монастырь являлся крупнейшим землевладельцем Вятки. Его владения занимали всю северную часть современной территории Фаленского района на правобережье р. Чепцы и левобережье р. Чепцы, включая низовья ее притоков (по р. Святице, включая д. Мошни; по р. Саде, включая д. Зарубенки и все деревни по речке Падерихе). В 1768 г. постройки монастыря включали две церкви: Крестовоздвиженскую и Тихвинскую (во имя Пресвятой Богородицы Тихвинской), колокольню, двухэтажные кельи настоятеля, братскую трапезу, келарскую, хлебню, кухню и 12 покоев братских. Все постройки деревянные и обнесены деревянной оградой длиною 332 сажени (708 метров). Внутри ограды находилось также небольшое кладбище.

http://sobory.ru/article/?object=40828

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 САРАТОВСКИЙ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Панорама Крестовоздвиженского монастыря города Саратова. Саратовский женский монастырь в честь Воздвижения Креста Господня (недейств.) Крестовоздвиженский женский монастырь в Саратове. Фото ок. 1903 г., с сайта oldsaratov.ru Второе рождение Новый этап жизни монастыря начался в 1828 году с учреждением Саратовской епархии . Второе открытие монастыря было вызвано отсутствием в епархии женского монастыря и желанием ослабить растущий в Саратовском крае раскол , а также в связи с затруднениями для губернского и епархиального руководства по отправке лиц женского пола, после осуждения за различные преступления, к публичному монастырскому покаянию в другие губернии. Монастырь был возобновлён по указу императора Николая Павловича 30 ноября 1829 года с причислением его к второму классу и определением к монастырю необходимого числа служителей из крестьян экономического ведомства, а также отведением из казенных оброчных статей, по близости и удобности земли и мельницы. Женский монастырь отделялся от Волги одной узкой улицей и занимал площадь в 1720 квадратных саженей. Для проживания монахинь и послушниц близ монастыря были выстроены, почти сразу после его возобновления, несколько каменных корпусов, пристроек и флигилей. К монастырю отошел также двухэтажный каменный дом с дворовым местом площадью в 341 кв. сажень, подаренный генерал-майором Рылеевым в 1839 году. Крестовоздвиженскому монастырю принадлежало лабазное место на берегу реки Волги, в длину 18 и в ширину 4 сажени, пожертвованное в 1816 году Крестовоздвиженской церкви купцом Калабзаровым. Обители был отведен на содержание в 1836 году по Высочайшему повелению из казенных дач при селе Воскресенском Вольского уезда участок в 100 десятин дровяного леса. Также был отведен участок земли в количестве 210 десятин и до 40 десятин дровяного леса близ села Чардым Саратовского уезда, пожертвованный дворянином Никитой Донским. К тому же сад на 2,5 десятин земли близ города Саратова, пожертвованный г. Полеводиным. От города отведен в 1870 году в пользование монастыря участок земли в 9 десятин на реке Гуселке, в пяти верстах от города, для посева огородных овощей. Взамен прочих угодий с Высочайшего соизволения монастырю с 1835 года из казны отпускалось 37 рублей 40 коп. серебром.

http://drevo-info.ru/articles/24892.html

В 1992 году собор был возвращен церкви. В 1999 году на добровольные пожертвования верующих приступили к возрождению уникального иконостаса,которое на сегодняшний день завершено. Каменный, трехнефный, шестистолпный, с одной граненой апсидой и венчающими его семью куполами. В постановке куполов сочетается традиционное украинское пятиглавие (главы расположены по осям) с двумя башнями-главами на западном фасаде, характерными для некоторых древнерусских памятников. Поперечный неф и башни отмечены на фасадах слегка выступающими ризалитами. По горизонтали здание делится узким карнизом. Угловые пилястры расчленены на три яруса тягами. Разнообразием форм отличаются оконные проемы, рисунок наличников, ниш и порталов на северном, южном и западном фасадах. В решении интерьера сочетаются приёмы высотного и глубинного раскрытия пространства. В 1950-1953 гг. была осуществлена консервация памятника, с 1981 г. ведутся реставрационные работы. Памятник - единственное сохранившееся до наших дней на Украине семиглавое культовое сооружение, представляет собой образец украинского барокко. Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР; Основная архитектурная достопримечательность, жемчужина женского Крестовоздвиженского монастыря - Свято-Крестовоздвиженский собор. Строительство этого величественного сооружения длилось с 1699 года и завершилось в 1756 году. Закладка монастырского храма состоялась в 1689 году, а его возведение велось на средства генерального судьи казацкого войска Василия Леонтьевича Кочубея. После смерти отца достраивал храм его сын В. В. Кочубей. Не остались в стороне и полтавские обыватели, казацкая верхушка, а также два украинских гетмана - Иван Самойлович и Иван Мазепа. За годы своего существования Крестовоздвиженский собор несколько раз реконструировался и прирастал приделами. Этот храм имел четыре престола: главный - Воздвижения Креста Господня (1756), Благовещения Пресвятой Богородицы (1756), Святителя Николая Чудотворца (1761) и Иоанна Крестителя (Предтечи)(1795). Крестовоздвиженский собор - единственный в Левобережной Украине храм, сохранившийся до наших дней, который имеет 7 куполов, расположенных в виде креста - по числу Священных Таинств и Вселенских Соборов. Площадь собора - 366 кв. метров, его длина - 30 метров, высота до центрального купола - 28 метров.

http://sobory.ru/article/?object=14195

Надо было действовать решительно. Назначен был иерей Аркадий уездным миссионером уже немного поздно. Сектанты уже цепко ухватились своими щупальцами за души православных. Насколько справился со своей деятельностью ревностный молодой священник, мы увидим дальше. h10 Деятельность на миссионерском поприще в 1912–1913 гг. Иерей Аркадий Остальский со своей супругой Ларисой Константиновной приехал в Староконстантинов в конце октября 1911 года. Город-замок Староконстантинов (первоначальное название Константинов) был основан на берегах двух рек Случи и Икопоти в 1561 году князем Константином Константиновичем Острожским. Ещё при его жизни в городе было построено пять храмов. Крестовоздвиженский собор, в котором предстояло служить молодому священнику Аркадию Остальскому , также был первоначально построен тщанием этого славного князя, ревнителя православия, возле западной башни замка. Его сын Иван, который отрёкся от отеческой веры и принял католицизм с именем Януш, отдал Крестовоздвиженский храм латинским монахам Доминиканского ордена. При храме был построен католический монастырь. В 1853 году, после упразднения этого доминиканского монастыря, в православную Успенскую церковь перенесли чудотворную икону Распятия Христа Спасителя. Во время пребывания иконы в Успенском храме совершались дивные физические и духовные исцеления, среди которых исцеление трёхлетней дочери местного священника Никанора Карашевича – родственника будущего священномученика Аркадия. С дочерью священника Никанора случались припадки эпилепсии, и врачи считали, что она не будет дальше жить. Но после усердных молитв священника Никанора и прихожан в мае 1853 года девочка исцелилась от болезни. Благодарный отец дал обет отстроить храм, из которого была перенесена икона. Так был отстроен Крестовоздвиженский храм, а 13 сентября 1853 года освящён как Крестовоздвиженский собор, в который опять была перенесена чудотворная икона 65 . В этом соборе, отстроенном его родственником, начал своё иерейское служение о. Аркадий Остальский . Кроме него в соборе служили настоятель протоиерей Никанор Сизинкевич, иерей Димитрий Метельский и диакон 66 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Крестовоздвиженский кафедральный собор (Женева) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крестовоздвиженский собор (Женева) Крестовоздвиженский собор — кафедральный собор Западно-Европейской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, построен в XIX веке. Расположен в Женеве. Французское название — Cathédrale de l " Exaltation de la Sainte Croix. Содержание История [ править править код ] Первая церковь [ править править код ] История женевского прихода ведёт от Крестовоздвиженского храма, устроенного первоначально в Берне, штат которого был высочайше утверждён указом от 24 декабря 1816 (5 января 1817) года. Первоначально он находился при резиденции российского посланника. С 1821 года церковь помещалась в замке Рейхенбах. Её постоянно посещала великая княгиня Анна Фёдоровна. Бернская церковь существовала до 1848 года, когда была закрыта по политическим обстоятельствам и вывезена во Франкфурт-на-Майне. Открытие храма состоялось в ноябре 1854 года, но уже в Женеве в наёмном доме в вилле Жарглнан на Rue des Eaux Vives. Срок найма этого дома истекал в 1863 году. Для возобновления контракта был необходим капитальный ремонт, который владелец хотел сделать за счет России, либо сам, но при увеличении арендной платы. Современный храм [ править править код ] Настоятель русской им­ператорской миссии в Швейцарии протоиерей Афанасий Петров озаботился идеей строительства полноценного русского православного храма в Женеве и стал искать на это средств. В 1862 году женевский кантон безвозмездного передал участок земли в квартале Траншей, стоимостью до 100.000 франков, для строительства отдельной русской церкви. Место было даровано Российской миссии в Швейцарии на весь период, пока на нём будет стоять русский храм. Здесь до XV века находился монастырь святого Виктора, приором которого был «шильонский узник» Франсуа Бонивар. Закладка храма состоялась 14 (26) сентября 1863 года в присутствии герцогов Сергея и Георгия Лейхтенбергских и принца Николая Ольденбургского. Строительство церкви велось по проекту Д. И. Гримма, активное участие принимала великая княгиня Мария Работами руководил Жан-Пьер Гильбо. Основным попечителем строительства был настоятель Женевской домовой церкви протоиерей Афанасий Петров. Постройка здания и его отделка обошлись в 280.000 франков. Среди жертвователей были Александр II; Мария Александровна; великие князья: Константин Николаевич, Михаил Николаевич с Ольгой Феодоровной; великие княгини: Елена Павловна и Мария Николаевна; королева Ольга Николаевна и Николай Максимилианович, герцог Лейхтенбергский; митрополит Киевский Арсений (Москвин).

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Журнал Московской патриархии, 9, 2006 г. Крестовоздвиженский женский монастырь находится в юго-западной части города, близ Арзамасского тракта. На настоящем месте этот монастырь стоит только с начала XIX ст., но история его восходит в XIV ст. Монастырь Крестовоздвиженский составился собственно из трех женских монастырей, существовавших в Нижнем Новгороде: Зачатьевского, Воскресенского и Происхожденского. Зачатьевский монастырь, находившийся близ Живоносновской церкви, построен был в 1355-66 гг. супругою вел. князя нижегородского Андрея Константиновича Анастасиею Ивановной, которая по смерти мужа и сама постриглась в нем, но после пожара 1743 г. этот монастырь был переведен на другое место рядом с Происхожденским монастырем, к которому в 1764 г. и был причислен. Воскресенский монастырь, неизвестно когда и кем основанный, но упоминаемый в 1621 г., находился в кремле близ Никольской башни и военных зданий. В 1723 г. он по малолюдству своему был упразднен. Происхожденский монастырь, основанный в начале XVII ст. на счет царской казны, находился между Георгиевскою башнею и Георгиевскою же церковью, по преданию, на том месте, куда в 1611 г. нижегородцы, воодушевленные Козьмою Мининым, сносили имущество и деньги на дело освобождения Москвы от поляков. С самого основания в этом монастыре была церковь в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня, которая после пожара 1715 г. была возобновлена и переименована в Крестовоздвиженскую, причем и самый монастырь стал называться Крестовоздвиженским. С течением времени монастырь стал расширяться, но так как места здесь было мало и притом в 1809 г. церковь сильно пострадала от пожара, так что ее необходимо было перестраивать, то настоятельница монастыря Дорофея Новикова, с разрешения начальства, решила перенести монастырь на новое, ныне занимаемое им место. Благодаря ревностным и неусыпным трудам настоятельницы, средства для перенесения были найдены, и в 1813-15 гг. монастырь построен был на нынешнем месте. В настоящее время в Крестовоздвиженском монастыре находятся следующие церкви:

http://sobory.ru/article/?object=01815

Репорт В силе данной мне инструкции и приобщенной при той инструкции форме имеющийся в городе Белеве; Крестовоздвиженский девичий монастырь церквам и церковной утвари и ризнице опись мною учинена, которая в оную Коллегию Экономию посылается при сем репорте, а за окончанием оной описи для таковой же описи ныне нахожусь в Белевских Спасо-Преображенского монастыря вотчинах. Подлинный подписал Поручик Ефим Одоевцов. Февраля 4 дня 1764 года. Опись имеющемуся в городе Белеве Крестовоздвиженского Девичьего монастыря, что близ реки Оки, учиненная с показания того монастыря Игуменьи Досифеи и белого Священства попами Матвеем Леонтьевым, Петром Алексеевым, в силу Именного Ее Императорского Величества указа, состоявшегося прошлого 1763 года января 30 дня, на доклад учрежденной по Именному же Ее Императорского Величества Высочайшему указу о церковных имениях Комиссии, инструкции, данной из оной Комиссии о описи тех церковных имениев Сибирского пехотного полку поручику Ефиму Одоевцову и приобщенной при той инструкции формы, при коих урочищах оной Крестовоздвиженский Девичий монастырь в городе Белеве и от других знатных городов имеется в коликом расстоянии и сколько в оном монастыре церквей, ризнице и прочего, також и келий, монахинь в и всяких чинов и из каких наций и что всякому порознь производится жалованья или на мирском подаянии и по каким грамотам и указам оной монастырь построен, о том значит ниже сего, А именно: Крутицкой Епархии города Белева Крестовоздвиженский девичий монастырь, в расстоянии от городов: от Орла во ста, от Болхова в сорока двух, от Лифина в тридцати четырех, от Козельска в тридцати пяти верстах, а зачат оный монастырь строит с прошлого 7131 году по жалованной грамоте от Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича всея России Самодержца по челобитью того монастыря монахини Марфы Палицыной, близ реки Оки. В оном монастыре: Церковь каменного здания одна настоящая во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Да в приделех: В первом Тихфинской Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Воздвиженка — улица в Москве Воздвиженка — улица между Моховой и площадью Арбатские ворота. В конце XIII — начале XIV веков по ней шла дорога на Волоколамск и Новгород. В середине XIV века Воздвиженка — часть торговой дороги в Смоленск. В XV — первой половине XVII веков улица называлась Орбата (вероятно, от арабского «рабад» — предместье). В 1493 начало улицы около стены Кремля было расчищено на 110 саженей, в XVI веке на освобожденном месте уже стояли церковь Николы в Сапожке (снесена в 1838) и мелкие частные дворы. В 1547 впервые упоминается Крестовоздвиженский монастырь. Именно он дал новое название улице. В 1812 году обитель разорила наполеоновская армия. В 1814 году монастырь упразднили, а его соборный храм превратили в приходскую церковь. В 1935-ом Воздвиженку переименовали в улицу Коминтерна, в 1946 — в улицу Калинина. В 1963—90 годах она стала частью проспекта Калинина. Сейчас улице вернули историческое название. Крестовоздвиженский монастырь Крестовоздвиженский монастырь располагался Москве, в Белом городе, на улице Воздвиженке. Первоначальное название — монастырь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, что на Острове. Построили его не позже 1547 года. Во время нашествия Наполеона обитель была разграблена захватчиками. В 1814 году ее упразднили, а соборный храм превратили в приходскую церковь. Крестовоздвиженскую церковь закрыта после 1929 года, а в 1934 году ее снесли. На месте церкви построили шахту Метростроя. Священника этого храма Александра Сидорова в 1931-ом арестовали. Он погиб в концлагере в Кеми. Народные традиции праздника Крестовоздвижения На Руси праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня объединял в себе церковные и народные традиции. В этот день крестьяне рисовали кресты на дверях домов, клали маленькие деревянные крестики в ясли коровам и лошадям. Если не было крестика, его заменяли перекрещенные ветки рябины. 27 сентября называли также третьи Осенины или Ставров день. Это был заключительный день бабьего лета, третья и последняя встреча осени.

http://foma.ru/27-sentyabrya-2013-vozdvi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010