XIX в. При строительстве Большого Кремлевского дворца в его комплекс были включены нек-рые более ранние постройки, относившиеся к старинному Государеву двору. Грановитая палата - главный парадный тронный зал московских государей - была выстроена из кирпича в 1487 - 1491 гг. Марко Фрязиным и Солари. Это 2-ярусное сооружение с примыкающей к нему с юга наружной парадной лестницей, ведущей на 2-й этаж. Здесь располагается просторный (ок. 500 кв. м) зал для торжественных приемов. В центре его возвышается 4-гранный столб, поддерживающий крестовые своды. С запада к залу примыкают Св. сени, над к-рыми расположено еще одно помещение, известное как Тайник,- отсюда можно было незаметно наблюдать за происходящим в Тронном зале. Почти весь вост. фасад палаты украшен «бриллиантовым рустом» ¾ выступающими каменными блоками, отесанными на 4 грани. Благодаря этому декору, характерному для итал. зодчества эпохи Возрождения, палата получила свое название. Окна расположены в 3 яруса, в верхних двух они имеют пышное барочное обрамление в виде круглых колонок, украшенных резным изображением виноградной лозы. В 80-х гг. XVII в. во время ремонтных работ под рук. О. Д. Старцева была изменена форма кровли, первоначально более высокой, были также сняты медные позолоченные листы с надписью, воспроизводившей царский титул, и переделаны окна. Во 2-й пол. XVI в. палата была украшена стенописью. Совр. роспись выполнена в 1882 г., к коронации Александра III, палехскими иконописцами братьями Белоусовыми на основании описи, составленной в 1672 г. Симоном Ушаковым. В сер. XIX в. Грановитая палата стала частью нового дворцового комплекса и в наст. время является одним из представительских залов кремлевской резиденции Президента Российской Федерации. В 2011 г. на нижнем этаже палаты были устроены Патриаршие покои Патриарха Московского и всея Руси в Кремле. Золотая Царицына палата Золотая Царицына палата. Хромолитография по рис. Ф. Г. Солнцева. 1853 г. Золотая Царицына палата. Хромолитография по рис. Ф. Г.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

К. обращался с призывом принять участие во всеобщем крестовом походе (passagium generale) к англ. кор. Эдуарду I, герм. кор. Альбрехту I Габсбургу и кор. Хайме II Арагонскому, к главам духовно-рыцарских орденов (в 1307 папа вызвал в Пуатье руководителей орденов тамплиеров и госпитальеров, чтобы обсудить планы крестового похода). Он рассчитывал снарядить 1 тыс. конных рыцарей и 4 тыс. пехотинцев и переправить их на 4 года на Восток; с этой целью Апостольская палата выделила 300 тыс. флоринов. Папа объявил, что участникам крестового похода и тем, кто дадут на него деньги, будут дарованы индульгенции . Финансовые расходы Папского престола свидетельствуют о серьезности намерений К. в отношении крестового похода, но европ. правители в ответ на папский призыв к подготовке похода всякий раз требовали от понтифика финансовых послаблений (напр., в уплате десятины), превратив, т. о., идею крестового похода в элемент фискальной политики. План К. по организации крестового похода строился гл. обр. на союзе с Францией (король должен был возглавить армию крестоносцев и внести 100 тыс. флоринов) и Неаполитанским королевством. Папа обещал кор. Карлу II Анжуйскому списать 2/3 долга в 360 тыс. золотых унций, чтобы оплатить участие 300 рыцарей и снаряжение 20 галеасов. Однако разногласия среди европ. правителей, враждебное отношение к духовно-рыцарским орденам франц. кор. Филиппа IV Красивого, а также наличие острых внутренних проблем в каждой стране мешали подготовке крестового похода. Успехом увенчался лишь поход госпитальеров: в 1310 г. рыцари закрепились на о-ве Родос (резиденция ордена до 1522). Практически сразу началось противостояние ордена с Генуей, которая заключила союз с мусульманами с целью изгнать госпитальеров с Родоса в обмен на 50 тыс. золотых флоринов. К этому периоду относится конфликт королевства Арагон и Венеции, в к-ром вопреки желанию К. одержала победу Венеция (1310). Соперничество укрепляюшихся национальных гос-в показывало невозможность всеобщего крестового похода. Тем не менее в 1313 г. кор. Филипп IV Красивый, согласно данному К. обещанию, а также с целью продемонстрировать особую миссию Франции на торжественной церемонии в Париже в присутствии папского легата кард. Никола Кенье де Фреовиля принес обет крестоносца; так же поступили 3 сына короля, которые были немедленно посвящены в рыцари, и присутствовавшие на церемонии англ. кор. Эдуард II и дворяне. Организованные по этому поводу торжества, сопровождавшиеся турнирами и развлечениями, длились неделю, но ни Филипп IV, ни сменившие его последовательно на франц. престоле сыновья (Людовик X, Филипп V и Карл IV) не приняли участия в крестоносном движении.

http://pravenc.ru/text/1841385.html

В юго-восточном углу здания на этом самом втором этаже находится палата, именуемая в литературе то крестовой, то гостевой. Это самое большое помещение второго этажа (6.0×8.6 м), оно ориентировано по оси запад-восток и имеет три окна с южной и два с восточной стороны. Палата перекрыта сомкнутым сводом, в замке которого и размещается интересующий нас крест. Собственно изображение креста помещено во внутреннем поле резного киота в форме кольца внешним диаметром 1.05 м, наружная выпуклая рамка которою имеет полукруглое сечение и выглядит как массивный «валик», замкнутый и кольцо толщиною 0.2 м. Внутри он сменяется кольцом меньшею диаметра, оформленного в виде фриза с выступами-дентикулами (внешний диаметр малого кольца 0.75 м); внутри малого кольца помещена замкнутая в кольцо же надпись («летопись»), выполненная в технике оброна с высотой букв 70 мм. Внутренняя окружность надписи подчёркнута ещё одной круглой обрамляющей рамкой, которая визуально замыкает в себя внутреннюю плоскость киота-медальона (см. рис.). На этой плоскости внутреннего поля киота диаметром 0.47 м в обронной же технике вырезан семиконечный Голгофский крест на ступенчатой Голгофе, из которой «произрастают» копие и трость с губой, причём идея «процветшего Древа Жизни» подчёркнута в данном случае прорастанием трости двумя листочками, а также криновидным контуром завершения копия и трости. В основании Голгофы находим изображение, которое, на наш взгляд, явно тяготеет к характерному символическому образу дракона; над ним видна горизонтально положенная литера «о», а слева то ли буква «г», то ли фрагмент какого-то несохранившегося знака. Сама по себе композиция весьма характерна для рассматриваемой эпохи XVII века, имея в виду самые разные типы крестов. «Со второй половины XVII века, – пишет об этом периоде С В. Гнутова, композиции с изображённом Страстей Христовых начинают воспроизводиться на крестах, антиминсах, покровцах, потирах, дароносицах и дарохранительницах, на окладах Евангелий и икон, на самих иконах и гравюрах, позже на лубочных листах. Но всё же из всех групп вышеперечисленных предметов особо выделяются кресты, на которых помещалось наибольшее количество элементов, символизирующих Страсти Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Разумеется, убранство личных покоев Адриана не могло сравниться пышностью с парадными залами его дворца, прежде всего с Крестовой палатой, в которой заседал освященный собор, происходили церемонии избрания и наречения архиереев, начиная с самих патриархов. В 1693 г. патритарх призвал своих мастеров и живописцев создать соответствующий времени иконостас, занимавший большую часть передней стены Крестовой палаты. Роскошное резное сооружение было выполнено в ансамбле с новыми (сравнительно с работой 1690 г.) аналоями, изящно позлащено, посеребрено, а местами расписано под «бархат золотной». Новые иконы «самого доброго письма» московского стиля прямо-таки светились блеском драгоценных металлов и яркими, праздничными красками. Патриаршее кресло, стоявшее на обитом кожей и голубой тканью возвышении, тогда же покрыли «мурамзельным» сукном, «турецким золотным расписным бархатом», украсили шелковой лазоревой бахромой, шелковым галуном, сафьяном, оленьей кожей и т. п. Над патриаршим местом, подобно царскому трону, Адриан указал соорудить «сень» в виде шатра на резных золоченых и серебреных столбиках. Парадным креслом патриарх пользовался только в торжественных случаях. Для обычных заседаний ему, равно как и остальным членам освященного собора, на обитые гамбургским светло-зеленым сукном лавки клались тюфячки с верхом из красной кожи. Пол Крестовой был покрыт драгоценными турецкими и персидскими коврами поверх войлока. Все деловые предметы, начиная с рабочего стола и письменных принадлежностей, были строго отобраны по престижности и красоте (например, перья использовались только лебяжьи). Огромные золоченые и серебреные паникадила освещали заседания архиереев множеством свечей, а гамбургские часы с боем указывали им время, когда следовало прерваться на трапезу. Новая большая Столовая палата была построена Адрианом в 1691 г. по лично утвержденному и уточненному им плану и украшена работами лучших патриарших живописцев, укрепленных в стенных и потолочных панелях. Все столы и лавки были обиты цветными сукнами. Стол и кресло для патриарха стояли на золоченых ножках на амвоне из трех ступеней. С высоты Адриан лучше видел «всяких чинов людей», которых приглашал на угощение по частым в то время праздникам. Засиживались допоздна и, особенно зимой, обширную и блистающую красками палату приходилось освещать немалым числом свечей, вставленных в паникадила, шандалы стоячие и стенные.

http://sedmitza.ru/lib/text/439391/

Тем не менее, некоторыми материалами мы сегодня располагаем. В фондах Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. Л. В. Щусева удалось обнаружить фото интересующего нас камня с крестом, сделанное в 1940-е годы. Фото демонстрирует полное совпадение изображённого на нём рельефа креста с криптограммами и надписью с литографией 1885 года. Таким образом, круг поисков возможной даты замены оригинала копией сужается до двух последних реставраций 1950–1960-х годов. Определённый свет способна пролить опубликованная в 1974 году статья самой Г. В. Алфёровой, подводящая некоторые итоги реставрации 1950–1960-х годов, где, в частности, автор особо останавливается на тщательности проводимых под её руководством работ в отношении малых пластических форм. «Большое внимание, пишет она, было уделено сохранению подлинных деталей, докомпоновке утраченных частей тонкого белокаменного декора. Для вставок обычно делается вырубка в утраченном месте простейшей геометрической формы, в результате чего уничтожается часть древней детали. Чтобы избежать этого, мы, не производя вырубки краёв, в утраченное место делали вставку из глины и добивались полного сходства её с подлинником. Подлепка утверждалась архитектором, и с неё снималась гипсовая форма, с которой отливалась алебастровая деталь. Деталь вырубалась из белого камня по отливке и вставлялась в утраченное место без вырубки древнего камня» 1258 . И далее: «В 1959 году ведение научно-реставрационных работ по палатам было прекращено. Ныне упразднённая Московская научно-реставрационная производственная мастерская с 1960 года начала вести на усадьбе ремонтные работы без необходимых исследований и фиксации, под наблюдением архитектора А. И. Мазаева» 1259 . По поводу надписи в статье сказано следующее: «В течение ста лет обсуждался вопрос о том, как понимать надпись на картуше юго-восточной палаты второго этажа: «Палата посправлена». В результате наших работ стало ясно, что эта палата была поставлена на новом основании. Старые белокаменные стены лежат под полом палат на метровой глубине. Новые стены были расширены приблизительно на 1 метр» 1260 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Другой член Московского Археологического (к этому времени уже Императорского) Общества, В. Е. Румянцев, в специальной статье, увидевшей свет в 1885 году 1249 , уже после проведения «уваровской» реконструкции палат, приводит надпись в факсимильном виде, где также вместо современного «исирта» стоит слово «полата», в остальном в надписи всё совпадает, за исключением некоторого смешения « и » восьмеричного с « » десятеричным, что, видимо, связано с подсознательной попыткой публикатора исправить ошибавшегося резчика. Ещё невнимательность В. Е. Румянцева сказалась в том, что он называет крест восьмиконечным, на самом деле он семиконечный. Подробно исследователь останавливается на указанной выше дискуссионной проблеме значения слова «посправлена». Приведём этот пассаж целиком. «Последнее слово в этой надписи большею частью читают «посправлена», – пишет Румянцев, – но, по мнению Η. П. Розанова, – следует читать «поставлена». В доказательство правильности такого чтения он ссылается, во-первых, на самые Строильные книги, в которых ясно сказано, что палата построена вновь, а не исправлена только, далее, «находящееся в последнем слове буквенное начертание Π нет основания принимать за буквы ПР , потому что в надписи все буквы Р изображены с круглым очертанием вверху, и буква Р или П была бы с нею слитно соединена в верхней своей части. Да и что за важное событие – поправление покоев, которое делавший такие поправки счёл нужным увековечить в памяти особой надписью? – иное дело построение новой палаты». К этому мы со своей стороны присовокупим, что, действительно, самая форма слова „посправлена» по неупотребительности своей уже возбуждает противу себя сомнение. Кроме того, в подтверждение правильности чтения, принимаемого Η. П. Розановым, является ещё и доказательство археологическое. При недавнем возобновлении дома, по очистке со стены старой штукатурки, оказались в стене, находящейся между палатою и соседнею комнатою, в которой помешается теперь библиотека Общества, заложенные кирпичом древние окна, наружные наличники которых были обращены в палату. Следовательно, та часть дома, где находится библиотека, существовала прежде, а палата заседаний в 1657 году была пристроена к ней вновь и заняла часть земли, находившейся уже вне двора, под огородом А. Кириллова , как и сказано в Строильных книгах» 1250 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Административный совет города Шарлеруа (Бельгия) ввел с нового учебного года запрет на ношение в государственных школах мусульманских платков и христианских крестов. Административный совет города Шарлеруа (Бельгия) ввел с нового учебного года запрет на ношение в государственных школах мусульманских платков и христианских крестов. Ученикам начальных и средних школ запрещено носить любые политические, философские и религиозные атрибуты. Нижняя палата федерального парламента Бельгии в мае текущего года проголосовала за запрет по всей стране на ношение женских традиционных мусульманских одеяний — паранджи и никаба. Аргументом в пользу принятия решения стал тот факт, что за подобным одеянием нельзя идентифицировать того, кто носит его. Если законопроект будет одобрен верхней палатой парламента, Бельгия станет первым в Евросоюзе государством, где принят закон, запрещающий ношение паранджи в общественных местах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 8 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-shkolax-goroda-sharl...

Принимая во внимание высочайшее мастерство и профессиональную репутацию Г. В. Алфёровой, а также тот факт, что она специально останавливается на проблеме прочтения надписи и цитирует её в «прежнем» варианте, можно предположить, что изменения в облике креста относятся к периоду после реставрации 1954–1959 годов. Кстати, и в книге известного искусствоведа М. А. Ильина, вышедшей в 1963 году, ещё приведён старый вариант. «В одном из помещений – Крестовой палате – выходящей на юго- восток, – сохранилось в рамке свода резное изображение креста, вокруг которого сделана надпись: «Написан сей святой и животворящий крест в лето 7165 году. Того же лета и палата посправлена " " 1261 , – читаем там. Остаётся, правда, вопрос о том, что именно помешало реставраторам воссоздать точную копию оригинала. Здесь видятся два фактора. Во-первых, они могли не иметь в своём распоряжении того, чем оперировали мы, – а именно литографии 1885 года или фотографии 1940-х годов. Возможности же натурных обследований могли быть ограничены возникшими ко времени реставрации повреждениями камня с утратой ряда деталей (в столь короткий период от 1940-х годов такое маловероятно, но возможно, например, как результат полученных повреждений). Во-вторых, здесь, очевидно, сказывается небрежность и отсутствие собственно ставрографического научного обоснования. Возможно, это объясняется «сменой коней на переправе» – начинал работы один коллектив, заканчивал другой и явно впопыхах. Отсюда, скажем, странная криптограмма РБ на месте типичной МЛРБ , хорошо знакомой даже в советское «безрелигиозное» время археологам, искусствоведам, реставраторам крестов. Наиболее удивительно выглядит подмена Адамовой главы изображением дракона в основании Голгофы 1262 и замена слова «полата» на «испрта». Может быть, последнее связано со стремлением поправить древнего автора и написать-таки слово «исправлена» вместо оказавшегося столь спорным «посправлена»? В любом случае, эту ошибку мог допустить только исполнитель (резчик), но не автор проекта реставрации креста (если таковой имелся). Характерно и то, что в кресте-новоделе отсутствуют наиболее филигранные детали (в т. ч. некоторые криптограммы), требующие тонкой и точной работы резчика.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

В Москве покажут памятники материальной культуры христианской Эфиопии Москва, 22 мая 2019 г.      27 мая 2019 года в столице в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (Лихов переулок, дом 6) в рамках III Ежегодного фестиваля «Весна духовная. На пути к Пасхе» откроется выставка памятников материальной культуры христианской Эфиопии. Среди экспонатов - более 200 крестов, икон, книг и богослужебных предметов. Об этом сообщает пресс-служба Историко-культурного и просветительского центра ПСТГУ «Соборная палата». Коллекция Андрея Ситникова и Максима Палеолога, представленная на выставке, говорят организаторы, не имеет себе равных в России: таким собранием эфиопских древностей в настоящее время не располагает ни один музей. «Рекомендую посмотреть магические свитки, обереги, доски для жилища. Возможно рукописи на языке геез (книги), они написаны только на пергаменте, не на бумаге. Для Эфиопии характерны именно кожаные страницы библий, молитвенников. Возможно огромные процессионные кресты. Подобных крестов нет ни в одной стране мира», - рассказал коллекционер Андрей Ситников.      По его словам, процессионные кресты имеют особое навершие при помощи которого крест водружается на древко. «Крест к навершию крепится особым элементом - «руками Адама», которые образовывают особые петли у основания креста. В эти петли традиционно пропускается кусок материи, ниспадающий вниз и символизирующий одеяния Христа. Материалы для их изготовления весьма разнообразны. Наиболее древние образцы эфиопской ставрографии делались из железа, меди или бронзы», - подчеркнул он. В рамках церемонии открытия состоится презентация каталога «Памятники материальной культуры христианской Эфиопии». В нём описаны редкие предметы богослужебной утвари, уникальные образцы эфиопской ставрографии, классические образцы иконографии. Кроме того, в каталог вошли интересные примеры современного христианского искусства Эфиопии. Представленные в каталоге предметы, публикуются впервые. «Эфиопия - одна из самых интересных стран христианского Востока. Эфиопия была одной из первых стран, принявших христианство. При этом значительную часть своей истории эта страна развивалась в почти полной изоляции от остального христианского мира. Данное обстоятельство в сочетании с местным африканским этническим субстратом, с особенной психологией привело к созданию совершенно уникальной местной традиции. Причем важно отметить, что традиция эта живая, - и сегодня можно поехать в Эфиопию и увидеть все это своими глазами», - отметил заведующий кафедрой Восточно-христианской филологии и Восточных Церквей (ВХФиВЦ) ПСТГУ, доктор богословия протоиерей Олег Давыденков.

http://pravoslavie.ru/121335.html

Оклады жалованья, положенные по штатам 1764 г., указом Павла I, от 18 дек. 1797 года, увеличены, и монастыри наделены мельницами, рыбными ловлями и др. угодьями 57 . По силе этого указа Московская Казенная Палата чрез Духовную Консисторию извещала московские монастыри, «какие которому монастырю определены в отдачу угодья». Во владение угодьями монастыри должны были вступить по окончании сроков, на которые те угодья отданы по контрактам, «а до того времени довольствовать их (монастыри) собираемым с них (угодий) доходом, с мельниц и рыбных ловель полным, а с земель – сколько кому по числу десятин причитаться будет». Крестовоздвиженскому монастырю определены следующие угодья: 1) «Земли к владеемым им при деревне Шелепихе 6 ти десятинам 24 десятины, н Дмитровском уезде при селе Баркове пустошь Цветушкову с прочими, в коих 9 десятин 1200 сажен, отданную в оброк генерал-поручице Авдотье Дмитриевне с 1797 на 4 года по 66 руб. 2). А достальные 14 десятин с половиною сенокоса из состоящих при деревни Путиловой пустошей, называемых Меньшие Новинки с прочими, в коих мерою 36 десятин с саженьми, которой содержанию срок кончился. 3) Мельницу в Дмитровском уезде при селе Рогачеве, отданную с 7 мая 1797 г. на 4 года деревни Судниковой крестьянину Никите Лукьянову по 250 руб. 4) Рыбную ловлю при селе Игнатове в озере Збоевском, бывшем по 1798 год в оброке, а ныне (июня 18 дня 1798 г), от оного уже исключенном» 58 . В приходо-расходной книге монастыря 59 , выданной из Казенной Палаты на 1813 год, за 395, значится штатной суммы, полученной из Палаты на содержание монастыря на первое полугодие, 730 р. 1¼ к., да на вольнонаемных подьячего и троих служителей 24 руб. Из штатной суммы выдано на жалованье: настоятелю 100 руб., ему же на рыбу 25 руб., на вино 10 руб., на пиво 5 руб.; всего 140 руб.; казначею 17 руб. 50 коп.; двоим иеромонахам, двоим белым священникам, белому диакону и послушнику на иеродиаконской ваканции по 12 руб.; всего 72 руб.; четверым послушникам по 10 руб.; всего 40 руб. Таковая же сумма выдана и на второе полугодие, и из нее выделено на жалованье монашествующим столько же, сколько и в первое полугодие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kedrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010