Иерей Николай Костров: «Икона должна располагать к молитве» Такая служба. Крестовоздвиженский кафедральный собор Палеха (+ВИДЕО) Михаил и Екатерина П. Палех – старинное село, один из центров древнерусского искусства. По преданию, в леса на берегу речки Палешки бежали от татаро-монгольского нашествия иконописцы из Владимира и Суздаля. Через село проходил оживленный торговый путь – Балахнинский тракт – из Шуи в Нижний Новгород. Начиная с XVII века Палех – один из центров иконописи в традициях русской живописи, где под влиянием различных школ (в их числе: ростово-суздальская, новгородская, строгановская и другие) сложился особый неповторимый палехский стиль иконописания. Палехские иконописцы работали при росписях таких известных зданий, как Грановитая палата Московского Кремля, Троице-Сергиевая лавра и Новодевичий монастырь в Москве. Значение Палеха как общероссийского иконописного центра стремительно возросло в XVII –XVIII веках. В XIX веке палехские мастерские производили 1,5 –2 млн икон в год. Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня, один из немногих сохранившихся памятников древнерусской религиозной живописной традиции, был построен в 1774 году на средства жителей Палеха и окрестных деревень мастером Егором Дубовым. В советское время более полувека Крестовоздвиженский храм существовал как музей. Здание с его «художественным наполнением» вследствие этого не пострадало, но церковной жизни не было. Передали Церкви палехский храм в 1992 году. О Палехе и его иконописцах – Палех всегда славился своими иконописцами. Чем сейчас живет ваш город? – Палех, как и в древние времена, живет иконописью, лаковой миниатюрой. Много мастерских, которые занимаются этим. Есть художники, сохранившие традиции. Здесь особый дух. Раньше Палех назывался село Академия. Тут уникальное наследие. И не только в масштабах какого-то одного поселка, а в масштабах, пусть и громко сказано, мирового искусства. Палешане внесли в него свою лепту. – Есть ли какие-то наиболее знаменитые палехские иконы?

http://pravoslavie.ru/150872.html

Архив канцелярии Пермских архиереев хранился в ризнице крестовой Стефановской (с 1836 Митрофановской) ц. Пермского архиерейского дома. Обязанности канцеляристов несли штатные священнослужители различных церквей, прикомандированные к крестовой церкви. В кон. XIX в. введена должность личного секретаря управляющего епархией. Архиерейский дом ведал сенокосной и пахотной землей, мельницами и проч. хозяйственными объектами. В 1851 г. штат Пермского архиерейского дома включал 9 монашествующих и 46 «штатных служителей» (ГАПК. Ф. 198. Оп. 1. Д. 256). Ко времени образования епархии на ее территории было 393 храма, во мн. приходах имелись священнические вакансии. В Перми насчитывалось 35 священно- и церковнослужителей ( Попов. 1995. С. 30). Первоначально консистории подчинялись 8 духовных правлений (о них см.: Органы управления Пермской епархией. Пермь, 1999. С. 18-19): Кунгурское, Соликамское, Чердынское, Екатеринбургское, Верхотурское, Камышловское, Далматовское и Ирбитское. Каждое правление ведало рядом благочиннических округов. Однако благочинные Пермского, Осинского и Оханского уездов подчинялись напрямую консистории. Правления должны были бороться с расколом, проводить освидетельствование церковных построек, допрашивать свидетелей духовного звания в пределах, подведомственных правлению, и т. д. При обилии стоявших перед правлениями задач их финансирование было недостаточным. Так, в 1800 г. Пермская казенная палата выделила лишь по 120 р. на годичное содержание каждого правления. С 40-х гг. XIX в. начался процесс закрытия правлений, к 1865 г. было упразднено 7 из них. В период недолгого пребывания на кафедре еп. Иоанна (Островского; † 24 дек. 1801) была основана Пермская ДС, продолжалось возведение Преображенского кафедрального собора (заложен в 1798 на территории пермского Преображенского монастыря). Еп. Иустин (Вишневский; 1802-1823) расширил программу обучения в Пермской ДС, перевел семинаристов в новое здание, заботился о пополнении семинарской б-ки, о снабжении классов учебным оборудованием и об улучшении быта казеннокоштных воспитанников.

http://pravenc.ru/text/2580028.html

Новое здание Патриарших палат вошло в древний ансамбль Соборной площади. И видимо не случайно его южный фасад украсил аркатурный пояс, напоминающий аркатуру Успенского и Благовещенского соборов. К 1673 году была заложена одна проездная арка под церковью Двенадцати апостолов, а в самом конце XVII века над зданием появился четвертый этаж, от которого до наших дней сохранилась так называемая Петровская палатка. Значительные изменения внешний облик здания претерпел в XVIII и XIX столетиях. В результате реставрационных работ XX столетия зданию Патриарших палат в основных чертах возвращен изначальный облик XVII столетия. Патриарший дом (палаты) построен русскими мастерами по заказу патриарха Никона, на Патриаршем дворе, находившемся во владении глав Русской Церкви, начиная с первой четверти XIV в. Огромное трехэтажное здание, состоящее из парадных, жилых и служебных палат и обширной домовой церкви Двенадцати апостолов, возводилось в 1653–1656 гг. Первый этаж занимали хозяйственные службы, второй – парадные палаты и храм, третий был отведен под личные покои патриарха. Последующие века изменили внешний облик, планировку и убранство дома. К тому же в первой четверти XIX века сильно урезали пространство, занимаемое Синодальным двором. Бывший Патриарший, а теперь Синодальный дом перед 1917 годом включал в себя церкви Двенадцати апостолов и апостола Филиппа, Мироваренную палату, помещение конторы Священного Синода, кельи для монашествующих и служащих. Пятиглавый трехапсидный храм Двенадцати апостолов был поставлен на две проездные арки. Его начинали расписывать в 1656 г. Симон Ушаков и другие мастера, но в связи с опалой патриарха Никона работы по украшению храма были прерваны. Освятить до конца устроенную церковь смогли лишь в 1681 г. С середины XVII века иконостас, стенопись и благоукрашение неоднократно менялись. Среди замечательных древностей здесь сохранялись храмовая икона Двенадцати апостолов XII–XIII веков, по преданию, присланная римским папой Петру I; Черниговская икона Божией Матери 1658 г.; образа святителя Николая XIV века; апостолов Петра и Павла 1682 г. и многие другие. В алтаре в особом ковчеге хранились святые мощи, выдаваемые для антиминсов в новопостроенные церкви. В южной апсиде алтаря в тридцати четырых массивных серебряных сосудах держали драгоценное миро, которое раздавалось через архиереев по всей России. А варилось святое миро на одном этаже с храмом, в Мироваренной (Крестовой) палате. Первоначально эта палата площадью около 280 квадратных метров предназначалась для приемов царем послов, для торжественных царских обедов и для Церковных Соборов. С 1763 г. до Октябрьского переворота 1917 г. в Крестовой палате варили миро.

http://sobory.ru/article/?object=03384

Организация внутреннего пространства собора традиционна для большинства псковских храмов 2-й пол. 30-х - 50-х гг. XVI в.- повышенные подпружные арки сочетаются со свободно стоящими зап. столбами, круглыми на всю высоту (изначально хор в храме не было). Бесстолпный четверик придельного храма свт. Саввы Сербского перекрыт крестовым сводом - редкая конструкция для памятников псковского зодчества. С юж. стороны к лестничной площадке собора примыкала галерея, служившая переходом в трапезную палату. Переход на столбах между собором и трапезной, по мнению Морозкиной, первоначально был деревянным, но вскоре его сменила каменная 5-пролетная звонница с 2 арками проезда в 1-м ярусе и со щипцовым завершением (Там же. С. 74). Вероятно, в 50-х гг. XVI в. к югу от собора был выстроен комплекс, включавший трапезную палату и пристройку хозяйственного назначения с юга, а также Успенскую ц. с приделом во имя прп. Иоанна Лествичника. Все здания поставлены на подклеты, в которых изначально были устроены пекарня, ледник и др. службы. Одностолпная трапезная палата, перекрытая крестовыми сводами, располагалась во 2-м этаже постройки. Архитектурный объем, занимаемый ц. Успения и приделом прп. Иоанна Лествичника, первоначально представлял собой «восьмерик на четверике», завершавшийся 2 рядами килевидных кокошников. Трапезная церковь занимала 2-й ярус четверика, а придел - верхнюю часть четверика и восьмерик, переход к к-рому осуществлен с помощью тромпов. Расположение придельного храма над основным престолом - редчайший пример в истории рус. архитектуры XVI в. Алтарь Успенской ц. прямоугольный, основное внутреннее пространство четверика церкви перекрыто крестовым сводом. Восьмерик придела завершается зонтичным сводом. С севера от ц. Успения расположен притвор, в к-рый попадали со звонницы. Вход в придельный храм был устроен на уровне чердачных помещений трапезной, что позволило Морозкиной высказать предположение о существовании деревянного 3-го яруса трапезной палаты, на к-ром могли располагаться покои настоятеля. В таком случае ц. прп. Иоанна Лествичника была домовым храмом игумена. Вдоль зап. фасада (в пандан к зап. лестнице собора) была устроена лестница, ведущая в трапезную. Над ней располагалась небольшая однопролетная звонница. Вторая лестница в трапезную палату находилась у юж. фасада ц. Успения. Полуциркульные окна Успенской ц. и трапезной были устроены в нишах с килевидным завершением, созвучным кокошникам в завершении восьмерика (Там же. С. 72-73).

http://pravenc.ru/text/2462089.html

На страстной неделе Великого поста, по установлению св. церкви, в Москве, в находящейся в Синодальном доме, при церкви двунадесяти Апостолов, Крестовой Палате, обыкновенно чрез год или два, совершается Священнодействие мироварения и потом освящение приготовленного Мира в Большом Успенском соборе. В это время означенная Палата каждодневно посещается весьма, многими благовейными чтителями священных обрядов Православной церкви, и не только в это время, но и всегда любители Христианских древностей, посещая Патриаршую Ризницу и Библиотеку, изъявляют желание видеть и Крестовую Палату, в которой совершается мироварение. При этом оказывается что некоторые из посещающих мироварную Палату, не точно понимают то высокое назначение, для которого в Православной церкви приготовляется Св. Миро; многие изъявляют желание подробно знать, из каких веществ составляется Миро, в каком порядке производится мироварение, когда и где освящается Миро. Поэтому не излишним признается кратко изложить то, на что многие из посетителей Мироварной Палаты требуют устных объяснений относительно Мироварения и освящения приготовленного мира. I Святые Апостолы, обильно исполненные даров Св. Духа, при чудесном сошествии Его на них в пятидесятый день по Воскресении Христовом в виде огненных языков, прияли от Господа власть низводить благодать Св. Духа и на всех верующих, сердцем обращающихся ко Христу и приемлющих Св. Крещение. Это сообщение верующим благодатных даров Св. Духа первоначально производилось Св. Апостолами чрез возложение рук. Так в книге Деяний Апостольских пишется, что после того, как многие из Самарян приняли Св. крещение чрез Филиппа, единого от семи диаконов, пришли туда Апостолы Петр и Иоанн, и помолившись о крестившихся, чтобы прияли Духа Святого, возложили на них руки, чрез что и низвели на них благодать Духа. ( Деян.8 ) Но как Апостол Иоанн и самые дары Св. Духа называет помазанием от Святого ( Ин.2:20 ): то можно заключить, что еще во времена Апостолов, для сообщения даров Св. Духа, вместо возложения рук, вошло в употребление помазание особо составляемым и освящаемым для сего Миром. Примером для этого могло послужить, употреблявшееся в Ветхом Завете ( Исх.30 ) помазание составленным по повелению Божию Миром как принадлежностей Скинии Свидения, так и освящаемых для служения в ней Первосвященников и Священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1314. Ссылки:   Адрес: Россия, Ярославская область, г. Ярославль, пос. Толга, 1, Толгский монастырь Координаты: 57.696594, 39.82905 Проезд: На автомобиле со стороны Москвы, на въезде в Ярославль надо повернуть налево (на объездную дорогу) и ехать по указателям на Вологду. Уже на выезде на Вологодскую трассу после моста будет указатель на Толгский монастырь (на первом светофоре налево). Общественным транспортом от остановки " Красная ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда На автомобиле со стороны Москвы, на въезде в Ярославль надо повернуть налево (на объездную дорогу) и ехать по указателям на Вологду. Уже на выезде на Вологодскую трассу после моста будет указатель на Толгский монастырь (на первом светофоре налево). Общественным транспортом от остановки " Красная площадь " в Яросласле до Толгского монастыря на автобусном маршруте 34. В период навигации до монастыря от Речного вокзала г. Ярославля ходит теплоход на внутригородской линии. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1609 г. монастырь был сожжен поляками, в огне погибла почти вся братия. В конце 17 века по инициативе игумена Германа в Толге разворачивается активное строительство, возводятся каменные стены с башнями, 4 храма, настоятельский корпус, больничная палата. В 1672 были поставлены Святые ворота с надвратным Никольским храмом и двумя фланкирующими башнями. Ворота и церковь украшены висячими гирьками, изразцовым фризом, нарядными деталями в стиле нарышкинского барокко. Крестовоздвиженская церковь с трапезной были сооружены в 1670-х гг. на фундаментах более старой церкви (1625 г.). В 1735 г. пристроен северный придел, в 19 веке вся церковь перестроена в духе классицизма. В советское время находилась в руинах, но к настоящему времени восстановлена, заново расписана в 2000-2002 гг. Внутри храма покоятся мощи св. Игнатия Брянчанинова.

http://sobory.ru/article/?object=00217

Вологда. Домовая церковь Рождества Христова в Симоновском корпусе. Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1667 и 1670. Адрес: Вологодская область, г. Вологда, Кремль Координаты: 59.223864, 39.881711 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Симоновский корпус с церковью Рождества Христова - второе по времени каменное здание Архиерейского двора. Они были возведены во второй половине XVII века при вологодском преосвященном архиепископе Симоне. Высокий четверик домовой церкви Рождества Христова с четырехугольным алтарем располагается над восточной частью корпуса. Сама церковь, очень небольшая, занимала часть второго этажа - самого высокого и светлого, в котором находились также архиерейские кельи и наиболее нарядное и торжественное помещениево всем дворе - Крестовая палата, в которой вологодские епископы принимали наиболее знатных гостей и где трижды был Петр I. Кубический объем домовой Рождественской церкви первоначально был увенчан пышным пятиглавием, замененным в начале 1860-х годов одной главой. Южный фасад церкви на уровне галереи украшает белокаменная плита с храмозданной надписью - непременный атрибут многих культовых построек этого времени. В XVII и первой половине XVIII века здание Симоновского корпуса выглядело очень торжественно. Это было самое роскошное здание не только в пископской резиденции, но и во всей Вологде. Позднее Симоновский корпус много раз подвергался всевозможным переделкам и постепенно терял свой торжественный вид. Вологодский епископ Иосиф Золотой после постройки в Архиерейском дворе своих апартаментов ( Иосифовский корпус: 1764 - 1769 годы ), перенес домовую церковь из Симоновского корпуса в Крестовую палату. В 40- х годах XIX века церковь капитально перестроили, сделали выше и длиннее. Убрали своды, перекрывавшие Крестовую палату, и церковь стала двусветной. Немного позднее она была расписана ярославским живописцем Колчиным, известным по реставрации фресок Софийского собора и стенной росписи теплого Воскресенского собора.

http://sobory.ru/article/?object=01082

Рубрики Коллекции 7 интересных фактов о Донском монастыре 2 мин., 31.08.2016 Поделиться Древний некрополь, место обретения мощей патриарха Тихона и усыпальница грузинского царя… Чем еще знаменит Донской монастырь? 1 сентября исполняется 425 лет со времен завершения строительства Донского монастыря. За эти неполные пять столетий обитель прославилась далеко за пределами Москвы. Краткая фото-экскурсия по монастырю в материале “Фомы”. 1. В монастыре находится единственная на территории Русской Православной Церкви действующая мироваренная печь Фото http://www.patriarchia.ru Она установлена в Малом соборе в честь Донского образа Богородицы по благословению патриарха Алексия I после Великой Отечественной войны. Во время Великого поста здесь варится миро ( освященные специальным чином благовония на основе оливкового масла и белого вина ) для нужд всех приходов и монастырей. До 1917 года для этих целей использовалась Крестовая палата бывшего Патриаршего дворца в Московском Кремле, известная как Мироваренная, где до сих пор сохранилась сделанная в XIX веке мироваренная печь. 2. Усыпальница грузинского царя Арчила Багратиони и его сыновей располагается в Сретенском храме, на нижнем этаже Большого собора монастыря Фото с  http://www.donskoi.org С 1712 году церковь служит усыпальницей для грузинских священнослужителей, политических и культурных деятелей. Попасть в Сретенский храм можно из левой части соборной галереи спустившись по лестнице. 3. Вход в Большой Собор выложен чугунными плитами, которые сохранились с 1752 года Фото Владимира Ештокина Их установили на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина и они прекрасно сохранились по сей день. 4. В 1992 году во время пожара в Малом соборе монастыря обнаружили мощи патриарха Тихона , которые считались утраченными Святитель был похоронен в 1925 году на территории Донского монастыря, но точное место было неизвестно. На месте братских огородов в 1997 году был построен храм в честь Тихона, Патриарха Всероссийского. Фото Владимира Ештокина 5. На внутренней стороне стен монастыря находятся горельефы старого Храма Христа Спасителя созданные скульптором А.В. Логановским 1847-1849 г.г.

http://foma.ru/7-interesnyih-faktov-o-do...

Зимний Суздаль Фоторепортаж поездки в Суздаль братии и семинаристов Сретенского монастыря Щелкните мышью для увеличения Суздальский кремль был огражден земляными валами. До сих пор видны их остатки. Рождественский собор Ранее купола собора имели шлемовидную форму и были золотыми. Такими они стали уже в XIX веке. Крестовая палата в кремле Икона Пресвятой Богородицы, перед которой совершался молебен Падающая колокольня в Кидекше. С каждым годом угол наклона ее увеличивается. Борисоглебский храм - один из древнейших памятников белокаменного зодчества на Руси. Храм не отапливается. Фрески покрываются инеем. Церковь Первомученика архидиакона Стефана. Крестовоздвиженский храм возведен на месте часовни с чудотворным Распятием. На торговой площади можно приобрести изделия традиционных ремесел и заказать катание на санях. Покровский женский монастырь - один из четырех ныне действующих в Суздали Собор построен московскими зодчими по заказу великого князя Василия III в 1518 г. Здесь почивают святые мощи преподобной Софии Суздальской Ризоположенский монастырь ныне действующий. В советские годы здесь устроили гостиницу, которая работает до сих пор. Щелкните мышью для увеличения Храм Ризоположения Колокольня Ризоположенского монастыря Преображенский собор - главный храм Спасо-Евфимиева монастыря с уникальной настенной живописью Храм Успения Пресвятой Богородицы Колокольня Спасо-Евфимиева монастыря. Звон можно услышать и сегодня Хорошо сохранились фрески работы Гурия Никитина. Росписи сохранялись на протяжении веков В музее Спасо-Евфимиева монастыря Уникальные экспонаты: облачения и покровцы работы монахинь- золотошвеек Покровского и Ризоположенского монастырей. В сокровищнице находятся предметы интерьера Рождественского собора. Фонарь, который выносили на крестный ход, поднимали восемь человек. Западные врата Рождественского собора - один из самых ценных экспонатов. Выполнены в технике огненного золочения. Лучи заходящего солнца окрасили храмы в розовый цвет Вечера в Суздале тихие, лишь колокольные звоны зовут на вечернее богослужение. Город-сказка как начинал, так и завершает свой день молитвой.                                                                                                                                                                                 30 марта 2005 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/313.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершена реставрация Софийского собора в Новгороде 03.12.2007 Софийский собор в Великом Новгороде освободился от строительных лесов - на старейшем кафедральном православном храме XI века завершены реставрационные работы. Как сообщили в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике, еще в конце 2005 года начались подготовительные работы по проведению комплексной реставрации, главное мероприятие из которых - золочение куполов. После завершения летом 2007 года работ на куполах реставраторы еще несколько месяцев занимались фасадными работами, финансирование которых осуществлялось по федеральной программе " Культура России " . В настоящее время полностью закончена реставрация новгородской Софии, звонницы и других памятников архитектуры, входящих в ансамбль Новгородского кремля. В частности, отреставрирован фасад здания митрополичьих покоев, проведены уникальные работы по ремонту кровли основного здания музея - присутственных мест. По информации музея, сейчас начался очередной этап реставрационных мероприятий в Грановитой палате. Все эти мероприятия предусмотрены в рамках подготовки к 1150-летию Великого Новгорода, которое будет отмечаться в 2009 году. Новгородский кремль был заложен князем Ярославом Мудрым и является древнейшим из сохранившихся в России. Впервые о нем упоминается в летописи в 1044 году. В Новгородском кремле расположен самый древний из православных каменных храмов России - Софийский собор, построенный по приказу св. князя Владимира Ярославича в 1045-1054 годах. Также здесь издревле располагалась резиденция архиепископа - Владычный двор, от которого дошли до нас многие постройки разных времен, в том числе древнейшее гражданское здание Новгорода - Крестовая (Грановитая) палата (1433 год), здание Судного и Духовного приказов. Перед Софийским собором находилась одна из древнейших площадей города, где собиралось вече. Интерфакс-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 03.12.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4091.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010