Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен. Первоначальный культ распространяется на апостолов (см.) и мучеников (см.), а также на ветхозаветных святых – праотцев (см.) и пророков (см.), причем в последнем случае существовала, видимо, определенная преемственность по отношению к позднему ветхозаветному почитанию. В древнейший же период складывается и почитание предстоятелей местных церквей (см. святитель) – сначала в пределах местных же церквей, а затем и в качестве общецерковного культа. Историческое развитие приводит и к появлению других категорий святых, почитание которых органически входит в общий культ. В самом деле, учение о множественности даров Св. Духа (т.е. о многообразии форм святости) было сформулировано еще в самом начале христианской истории. Апостол Павел писал: “Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как ему угодно” ( I Кор. 12. 8–11 ). Поэтому учение о святости оказывается постоянно открытым для восприятия новых ее форм. Такие формы закономерно появляются с утверждением христианства как государственной религии. В этом контексте возникает почитание благоверных царей и цариц (см. благоверный ), а с развитием монашества – почитание преподобных (см.). Согласно христианским представлениям, процесс обнаружения новых форм святости неисчерпаем и продолжается по сей день. Конкретные формы почитания святых складываются исторически, впитывая в себя религиозные представления и обычаи разного происхождения. Выражения почитания, ожидания покровительства и заступничества наследуют те формы, которые веками складывались в религиозной жизни соответствующих народов. Таковы, например, мемориальные трапезы на могилах мучеников, распространенное в Африке приношение жертвенной пищи на гробницы святых и т.д.

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: " Мне надобно креститься от Тебя " (Мф. 3; 14), " Так надлежит нам исполнить всякую правду " (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился - " Дух Святый нисшел на Него в телесном виде. как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! " (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 1317; Мк. 1; 911; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 2634. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. КТИТОР (греч. строю, приобретаю) - в Византии человек, построивший или украсивший храм. В настоящее время - староста, избранный приходской общиной и отвечающий за материальный порядок в храме. КУКОЛЬ (лат. капюшон) верхнее облачение монаха великой схимы (см. схимонах) в виде остроконечного капюшона с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи; черного цвета, с изображением на нем крестов, серафимов и текста трисвятого. Одевается поверх мантии. В чинопоследовании пострига называется куколем беззлобия, шлемом спасительного упования. ЛИТУРГИЯ (греч. общее дело) - главное из общественных богослужений, во время которого совершается таинство причащения. В настоящее время в православной церкви совершаются литургии трех чинопоследований: литургия Иоанна Златоуста, литургия Василия Великого и литургия Преждеосвященных Даров. В раннехристианские времена существовали и другие последования литургии, которые с течением времени вышли из богослужебного употребления (в т.ч. литургия ап. Марка, совершавшаяся в Александрии до XII в., когда она была заменена византийским чином).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

2543 . Коннолли П. Греция и Рим. Энциклопедия военной истории. – М., 2001. 2544 . Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М., 1962 – 1978. 2545 . Лависс Э. Всеобщая история: Популярный справочник. – СПБ.; М., 1997. 2546 . Любкер Фр. Реальный словарь классической древности/Пер. проф. В. И. Модестова. – СПб.; М., 1884. 2547 . Материалы к «Богословско-церковному словарю»//Богословские труды. – М., 1986. – Сб. 27. – С. 324–325 (Акафист); С. 331 (Варлаам Калабрийский); С. 331–332 (Девять чинов ангельских); С. 332 (Кондак); Сб. 30. – С. 334 (Филофей Коккин, Патриарх Константинопольский). 2548 . Мень А. В. Библиологический словарь. – М.: Директмедиа паблишинг; Фонд имени А. В. Меня, 2004. 2549 . Мифологический словарь/Гл. ред. Е. М. Мелетинский. – М.: Советская энциклопедия, 1991. – 736 с. 2550 . Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т./Гл. ред. С. А. Токарев. 2-е изд. – М., 1997. – Т 1. 2551 . Морской энциклопедический справочник: В 2 т. – Л.: Судостроение, 1986. 2552 . Муртузалиев С. И., Рагимов А. Т. Словарь по истории Средних веков. Около 1300 терминов и понятий. – Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995. 2553 . Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. – СПб., 1857. 2554 . Овсянников А. А. История двух тысячелетий в датах: Справочное пособие для средних школ и вузов. – Тула: Автограф, 1996. – 640 с. 2555 . Партина А. С. Архитектурные термины: Иллюстированный словарь. – М., 1994. – 208 с. 2556 . Петров Л. Учебный церковно-исторический атлас с предварительными объяснениями. – СПб., 1867. 2557 . Полный православный богословский энциклопедический словарь. Репринт. изд. П. П. Сойкина. – М.: Концерн «Возрождение», 1992. – Т. 1. – 1120 с.; Т 2. – С. 1129 – 2464. 2558 . Попов И. В. Патрология. Краткий курс/Под общ. ред. А. И. Сидорова . – М., 2000 . – 285 с. 2559 . Православие: Словарь. – М., 1989. 2560 . Православие. Словарь неофита/Сост. Ю. Булачев. – СПб.: Амфора, 2005. 2561 . Православие. Словарь-справочник. – М., 2007. 2562 . Православная энциклопедия/Под общ. ред. патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно-науч. центр «Православная энциклопедия», 2000. – Т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1.   Сидорова Н.А. Очерки по истории ранней городской культуры во Франции. – М., 1953.   Сидорова Н.А. Петр Абеляр – представитель средневекового свободомыслия//Абеляр. История моих бедствий. – М.: АН СССР, 1959.   Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989.   Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.   Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979,  с.150–158.   Трахтенберг О.В. Очерки по истории западноевропейской средневековой философии. – М., 1957.     Усманова А.Р. История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.   Усманова А.Р. Петр Абеляр//Всемирная энциклопедия: Философия. – М.: АСТ; Харьков: Харвест, 2001.   Усманова А.Р. Петр Абеляр//История философии: Энциклопедия. – Минск: Книжный дом, 2000.   Успенский Ф.И. Очерки по истории византийской образованности. История крестовых походов. – М.: Мысль, 2001. С.150–151.    Фатеев Н.А. Очерки развития индивидуалистического направления в истории философии государства. (Идея политического индивида). – T.I: Предшественники политического индивидуализма. – Харьков, 1904. С.87–90.   Федотов Г.П. Абеляр//Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12–ти томах. – М.: Мартис, 1996. – Т. 1.   Философский словарь. Основан Генрихом Шмидтом. – М.: Республика, 2003.   Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002.   Фокин А.Р. Абеляр//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   Фрейберг Л.А. Петр Абеляр//Памятники средневековой латинской литературы X–XII веков. – М.: Наука, 1972.   Христианство: Словарь. – М.: Республика, 1994.   Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики: От Сократа до Гегеля. – М.: Мысль, 1981. С.105–107.   Шишков А.М. Абеляр//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2002. – Т. 1. – Т. 1.   Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. Учебное пособие. – М.: Издатель Савин С.А., 2003.

http://bogoslov.ru/person/3046398

Первоначально этот словарь был написан как приложение для предполагавшегося издания трудов по русской агиографии Г.П. Федотова : “Святых древней Руси”, “Святого Филиппа митрополита Московского”, ряда статей. Публикация не состоялась, но сочинения Г.П.Федотова вышли в свет в разных изданиях и сейчас общедоступны. История русской святости, столь важная для нашего читателя, изложена в них со знанием дела, хотя трактовка отдельных фактов и может быть спорной; во всяком случае, в основной своей части эти книги не устарели. Почитание святых в древней Руси обладает определенными особенностями, представлять их себе важно, поскольку они формировали отечественную духовную традицию, особенно ценную для нас; об этих особенностях пишет, в частности, Федотов, равно как и ряд других авторов. Для их понимания нужно уяснить ту разветвленную традицию, частью которой является русская духовность. Почти тысячелетняя история христианства, предшествовавшая крещению Руси, создала достаточное сложное представление о святости, выразившееся как в богословских построениях, так и в освященных традицией культовых формах – обрядах, обычаях, иконографии. Предлагаемый словарь поможет читателю получить элементарные сведения по этим вопросам, раскрыть для себя тот контекст – византийский и общехристианский, – в котором заняла свое место русская традиция почитания святых. Словарная статья содержит, как правило, указание на новозаветные источники разбираемого явления и описание его истории в раннехристианскую эпоху; сообщаются сведения о развитии описываемого явления в последующие периоды – преимущественно в Византии, но также и в западном христианском мире; если в истории русской культуры анализируемый феномен получил специфическое развитие, это развитие особо отмечается и описывается. Литература, посвященная рассматриваемым в словаре вопросам, чрезвычайно обширна, библиографические сведения превратили бы настоящее издание из элементарного пособия в специализированный справочник. Поэтому (кроме обычных указаний на тексты Св. Писания) в случае необходимости даются лишь сокращенные ссылки на стандартное издание святоотеческой литературы; приняты сокращения: PG, I–CLXI – Patrologiae cursus completus. Series graeca. Vol. I–CLXI. Accurante J.P.Migne. Paris, 1857–1866. PL, I–CCXXI – Patrologiae cursus completus. Series latina. Vol. I-CCXXI. Accurante J.P.Migne. Paris, 1865–1891. Статьи Агиография

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

Приложения Краткий терминологический словарь Агада – термин происходит от глагола «хагад» («возвещать, рассказывать») и означает изъяснение смысла с помощью введения в текст исторических сказаний, взятых отчасти из устного народного предания, отчасти из тайного иудейского учения. Антропоморфизм (от греч. νθροπος – «человек», μορφ – «образ») – приписывание Богу (иногда – силам природы) свойств и особенностей, присущих человеку. Апокалиптика (от греч. ποκλυψις – «откровение») – общий термин, обозначающий особый жанр библейских и апокрифических книг, в которых содержание учения раскрывается языком символов, аллегорий и видений (Дан., Иоил., Откр., частично Ис., Иез., Зах., из апокрифов – книга Еноха, Апокалипсис Варуха и др.). Апокриф (греч. πκρυφος – «тайный, сокровенный»). В православной традиции этим термином обозначаются произведения иудейской и гностической литературы, не только не включенные в библейский канон, но и отвергнутые Церковью как содержащие явно ложные и еретические воззрения. В то же время протестанты считают апокрифами все неканонические книги. Библия (греч. τα βιβλα) – буквально значит «книги», но в другие языки это слово вошло в форме единственного числа. Этимологически термин связан с египетским словом, обозначающим папирус – материал, который использовался в Древнем мире для письма. Изначально термином «Библия» грекоязычные иудеи обозначили священные книги евреев. С IV в. этот термин становится общеупотребительным для обозначения всех священных книг. Боговдохновенность, или Богодухновенность – термин, прилагаемый к каноническим книгам Священного Писания, означающий, что авторы этих книг писали, будучи вдохновлены Духом Божиим. Говоря о написании священных книг, современные богословы все чаще используют термин «синергизм» – «совместное действие», и указывают, что Библия есть одновременно и Слово Божие и слово человеческое. Также имеет место аналогия между понятием о боговдохновенности и оросом IV Вселенского Собора о соединении во Христе Божественной и человеческой природ. Иисус Христос является совершенным Богом и совершенным человеком. Также и Священное Писание сочетает в себе Дух Божий, вдохновивший написание этого текста, и творчество конкретных людей. Иными словами, Библия богочеловечна по своей природе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Крайне интересно православное литературоведение И.М. Андреевского, представленное в его фундаментальном труде «Очерки по истории русской литературы XIX в.» (Джорданвилль, 1968 г.). Кроме того, И.М. Андреевскому принадлежат многочисленные статьи и очерки, публиковавшиеся в периодических изданиях зарубежья. Общими характерными чертами сочинений И.М. Андреевского являются интеллектуальная мощь, глубина и высокий научный уровень. На основе сочинений И.М. Андреевского по новейшей церковной истории иеромонах Серафим (Роуз) составил фундаментальный труд на английском языке «Russia " s Catacomb Saints» (Saint Herman of Alaska Press, Platina. 1982). §3. Учение 1.      Основным стержнем учения И.М. Андреевского является защита и проповедь Православия во всей его чистоте. Мыслитель выстраивает целостное церковно-православное христианское мировоззрение. 2. И.М. Андреевский, с одной стороны, смело опирается на свои обширные философские и научные знания, а с другой, указывает на относительность научных знаний и на неизменность и точность одной только Богооткровенной истины Православия. Если данные науки входят в противоречие с верой, то это не истинная наука, считает И.М. Андреевский. Знаковой для И.М. Андреевского является формулировка: «...всякая эмпирическая наука имеет свои границы и должна пользоваться для расширения этих границ услугами философии, которая, в свою очередь имеет свои границы и для расширения их должна обращаться к богословию. Богословие же опирается на Божественное Откровение, которое только одно и может дать человеку знание об абсолютной Истине» («Краткий конспект курса лекций по психологии», Джорданвилль, 1960 г.). 3. Апологетика, по И.М. Андреевскому, не должна размениваться на мелочную критику, но призвана раскрывать лучезарно-светлый образ христианской истины. 4. Интересно суждение И.М. Андреевского из области полемического богословия о том, что отпадение какого-либо церковного сообщества от Вселенской Церкви является процессом, а не единовременным актом. Из чего следует, что нельзя выносить однозначных и скороспелых решений по поводу каких-либо церковных сообществ, утративших общение с Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

369 Этой теме посвящено громадное количество работ, см., например: Blomme R. La doctrine du péché dans les écoles théologiques de la première moitié du 12e siècle. Lou­ vain, 1958; Delehaye Ph. Le péché dans la théologie d’Alain de Lille//Sciences ecclésiasti­ques, 17 (1965). P. 7–27; Delumeau J. Le péché et la peur. La culpabilisation en Occident, XIII–XVIII siècle P., 1990 (есть pyc. nep.); Deman Th. Péché//Dictionnaire de théologie catholique. Sous la dir. de A. Vacant, E. Mangenot, E. Amman et al. Vol. 12. P., 1933. Col. 140–275; Gillon L.-B. La théorie des oppositions et la théologie du péché au XIIle siècle. P., 1937. P. 93–111; Janvier E. Exposition de la morale catholique. T. V–VI. Le vice et le péché. P., 1907–1908; HorwartA. M. Heiligkeit und Sünde im Lichte der thomistischen Theologie. Fribourg, 1952; Landgraf A. Das Wesen der lässlichen Sünde in der Scholastik bis Thomas von Aquinus. Bamberg, 1923; Pagels E. Adam, Eva und die Schlange. Die Theologie der Sünde. Hamburg, 1991 ; Payen J.-Ch. Les motifs du repentir dans la littérature française médiévale (des origines à 1230). Genève, 1968; Vogel C. Le pecheur et la pénitence au Moyen Age. P., 1982; Wächter M. de. Le péché actuel selon S. Bonaventure. P., 1968; Addy J. Sin and Soci­ety in the Seventeenth Century. L., 1989 и др 370 Weyendorff J. La signification de la Réforme dans l’histoire du christianisme//Meyendorff J. Orthodoxie et catholicité. P.; Seuil, 1965. P. 115–117. 372 Лучшее введение в эту проблематику – книга Ж. Гросса (Gross J. La divinisation du chrétien d’après les Pères grecs. P., 1938). См. также: Сергий (Страгородский) , архим. Православное учение о спасении: Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений свято-отеческих. Казань, 1898 (Репринт: M., 1991); Попов И. В. Идея обожения в древне-восточной церкви. M., 1909; Евдокимов П. Православие. M., 2002 С. 135–141 («Антропология обожения»); Киприан (Керн). Антропология Св. Григория Паламы . M.: Паломник, 1996. С. 389–433 (гл. 8: «Обожение человека»); Живов B. М. Святость: Краткий словарь агиографических терминов. M., 1994 (статья «Обожение») и соответствующие разделы в обобщающих книгах митр. Илариона (Алфеева) : Иларион (Алфеев) . Православие. Т. 1–2. M., 2008–2009; Иларион (Алфеев) . Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. M., 1996 (и ряд переизданий).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

На специализированных предприятиях, работающих по стандарту «халяль», оборудуются отдельные помещения для забоя скота, оснащенные по требованиям шариата. Эти нормы предусматривают забой животного таким образом, чтобы остальные особи не могли видеть процесс убоя. Таким образом, животное не получает стресс, что также сказывается на качестве мяса. Обычно, прежде чем приступить к работе забойщики совершают ритуальное омовение, для этого на предприятиях оборудуются соответствующие помещения. Как правило, существуют и молельные комнаты. Для убоя используется специальная одежда, предусмотрен отдельный набор ножей, которые предназначены только для убоя скота по халяльной процедуре. Ограничений на употребления халяльной пищи для христиан нет. Краткий словарь мусульманских терминов АДАТ (араб. «обычай», арабский синоним – урф) – совокупность юридических норм и обычаев у мусульманских народов, сохранившихся с доисламских времен. Употребляется в двух основных значениях: 1) обычное, неисламское право, 2) неправовой обычай. А. не включается в шариат и может как соответствовать его нормам, так и противоречить им. Понятие А. сложилось в доисламской Аравии и вместе с исламом в VII–XIX веках широко распространилось по Евразии и Африке, отчасти на территории Европы. В конце XIII–XVI веков мусульманские юристы де-факто признали правомочность А. в исламской юриспруденции, прибегая к критериям общественной и государственной необходимости, пользы и согласного мнения авторитетов в области мусульманского права. Государственная кодификация А. началась в Османской империи. К общим чертам А. относятся понятие о коллективном характере правонарушения и локальном характере применения. Самыми известными А. сейчас являются распространенные среди народов Северного Кавказа обычаи кровной мести и умыкания (похищения) невест. В ряде случаев под А. понимают неправовой, противоречащий исламу обычай – допустимость употребления отдельных спиртных напитков (например, слабоалкогольного кумыса), курение и употребление наркотиков, обрезание женщин и вольность в их одежде.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #192ee8afc4 #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Фильм " Остров " выходит во французский кинопрокат 03:00 11.01.2008 397 9 января в кинотеатрах Франции начался показ фильма Павла Лунгина " Остров " , сообщает сайт Богослов.ru. Теперь зрители смогут посмотреть в кинотеатрах фильм " Остров " с титрами на французском языке. Примечателен указанный в подборке материалов, подготовленной прокатчиками к французской премьере кинокартины " Остров " , список рекомендованной литературы. В этот список включены православный катехизис, сборники изречений отцов-пустынников, " Пути русского богословия " протоирея Георгия Флоровского, " Столп и утверждение истины " священника Павла Флоренского. В досье о фильме помимо интервью режиссера и резюме фильма помещены справки о Православии, о русском монашестве, об иконописи, краткий словарь богословских и бытовых церковных терминов и изречения отцов-пустынников.

http://ruskline.ru/news_rl/2008/01/11/fi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010