48 Ср. определение Поместного Собора от 2 декабря 1917 «О правовом положении Православной Российской Церкви», которым государству ставилось в обязанность финансировать Церковь : «Православная Церковь получает из государственного казначейства по особой смете, составляемой высшим церковным управлением и утверждаемой в законодательном порядке, ежегодные ассигнования в пределах её потребностей» (Прибавления к Церковным ведомостям. 1918. 3/4. С. 127). 49 Виталий (Максименко; 1873–1960), архиеп. – с 1902 архимандрит Почаевской лавры, ред. ж. «Русский инок» и др. изданий, глава крупнейшего отдела СРН. 52 Макарий (Парвицкий-Невский; 1835–1926), свт. – митр. Московский и Коломенский, член Синода (1912); идеолог и активный участник СРН, сторонник Распутина. По своему прошению уволен на покой 20 марта 1917, считал сей акт и избрание на Московскую кафедру архиеп. Тихона (Белавина) неканоническими. 53 Митрофан (Краснопольский; 1869–1919), сщмч. – окончил КДА (1897), еп. Гомельский (1907), депутат III ГД (поддерживал СРН), еп. Астраханский и Царёвский (1916), член Поместного Собора 1917–1918, архиепископ. 8 марта 1917 отказался подписать приветственную телеграмму председателю ГД; газеты сообщали, что он «по складу своих убеждений, совершенно безнадёжен в этом отношении». 10 марта отказался подписать воззвание городского духовенства «помянуть героев-борцов, живот свой положивших за свободу Родины», но указал, что всякое сопротивление Временному правительству преступно. В феврале 1918 отслужил литию на могиле красноармейцев, a 20 июля сказал, что государь отречением «разрушил свою связь с народом» (РДСМ. С. 199, 289, 357, 74, 398). 54 Горохов Иаков Петрович (1880–1921), прот. – окончил МДА 1911, настоятель Успенского (1916) и Александро-Невского (1918) соборов в Царицыне. В марте 1917 арестован по распоряжению исполкома за проповедь «против нового правительства и нового строя с призывом населения к старому порядку», через неделю отпущен на поруки. Считал, что идеальный царь лучше идеального народовластия. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

26 Ср. Заявление Синода от 8 марта 1917: «Г-н Обер-Прокурор нам объяснил, что Временное Правительство считает себя облечённым всеми прерогативами прежней царской власти в церковных делах». 27 Визит организовало Общество любителей духовного просвещения. Через год митр. Владимир изменил своё мнение. 31 Филарет (Никольский; 1858–1922), архиеп. – с 1914 еп. Астраханский и Енотаевский, противник Распутина, 24 мая 1916 уволен на покой (6 июля на кафедру назначен еп. Митрофан (Краснопольский)), с 1920 архиеп. Самарский и Ставропольский. 33 Антонин (Грановский Александр Андреевич; 1865–1927) – еп. Нарвский (1903–1908), уволен на покой за отказ произносить на богослужениях титул государя «самодержавнейший», еп. Владикавказский и Моздокский (1913–1917), один из лидеров обновленцев с 1922. 35 Еп. Гермоген был одним из организаторов Саратовского отделения СРН, руководившего бесчинствами в октябре 1905. В частности, погромщиков вдохновило изданное им «Патриотическое воззвание к русскому воинству и русскому народу». 36 Кальманович Самуил Еремеевич (1858 – после 1934) – юрист и общественный деятель, вёл адвокатскую практику в Саратове, защищал интересы евреев в делах о кишинёвском, гомельском и киевском погромах. 37 Краснов Сергий Иосифович (1862 или 1864–1933), прот. – настоятель храма на хуторе Ельшанка под Царицыным, с 1913 настоятель хр. Воздвижения Креста Господня в Туапсе, благочинный Иверско-Алексеевской женской общины; тесть Свенцицкого. Краснов Александр Сергеевич (1888–1919) – в октябре 1907 возглавил местную организацию партии эсеров, 1 ноября арестован и осуждён на 20 лет каторги за подготовку экспроприации, 1 мая 1913 выпущен на поселение. Комиссар Временного правительства по Черноморской губ. (осень 1917), 26 июля вёл работу губернского съезда партии эсеров в Туапсе, 26 октября создал в городе комитет общественной безопасности. Расстрелян большевиками. 39 14 апреля 1917 еп. Андрей (Ухтомский) стал членом Синода, a 24 мая вошёл в тройку кандидатов на Петроградскую кафедру, но избран не был.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Русской Православной Церкви по периодам МЕЛХИСЕДЕК (Значко-Яворский Михаил Карпович; 1716 или 1720 - 1809), игум. Мотронинского во имя Святой Троицы монастыря МЕРКУРИЙ (Иванов Игорь Владимирович; род 21.01.1964), митр. Ростовский и Новочеркасский, глава Донской митрополии МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МЕФОДИЙ (Филимонович Максим; † нач. 1690), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, местоблюститель Западнорусской митрополии МИНА († 1116), еп. Полоцкий, свт. (пам. 20 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) МИТРОФАН († 7.02.1238), еп. Владимирский и Суздальский (1227-1238), сщмч. (пам. 23 июня в Соборе Владимирских святых) МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) МИТРОФАН († не ранее 26.12. 1660), архим. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, игум. Кириллова Новоезерского в честь Воскресения Христова мужского монастыря МИТРОФАН (Баданин Алексей Васильевич; род. 27.05.1953), митр. Мурманский и Мончегорский, глава Мурманской митрополии МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121724_65.html

Архиепископ Фаддей смутился от излишней, по его мнению, торжественности встречи, а выйдя на перрон, смутился еще больше, увидев встречающих, а чуть позже – на вокзальной площади – множество людей. Перед зданием вокзала архиепископа ожидала пролетка, но она не смогла проехать через толпу, и он в окружении людей пошел пешком. Расстояние до Воздвиженской церкви, где архиепископ предполагал служить, было небольшим, но потребовалось около двух часов, чтобы до нее дойти. Моросил мелкий холодный дождь, было грязно, но это его нисколько не смущало. Около одиннадцати часов утра архиепископ вошел в храм, и началась литургия. Это был воскресный день, 22 декабря, празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». В храме к архиепископу Фаддею обратился старейший протоиерей города Николай Пальмов, сказавший о нечаянной радости для астраханцев – встретить православного архиерея в день празднования этой иконы. С трудом удалось найти облачение для совершения богослужения, потому что все архиерейские облачения остались в богатой ризнице кафедрального собора, захваченного обновленцами. Облачение привезли из Покрово-Болдинского монастыря, оно принадлежало архиепископу Тихону (Малинину), мантия – убитому в 1919 году епископу Леонтию (Вимпфену), ее отыскали у одного из монахов Иоанно-Предтеченского монастыря, посох – замученному тогда же архиепископу Митрофану (Краснопольскому). Литургия закончилась в три часа дня, но до пяти часов вечера архиепископ Фаддей благословлял молившийся в храме и собравшийся вокруг храма народ. Ему показали могилу убитых архипастырей Митрофана и Леонтия, и он потом часто приходил сюда служить панихиды. Первые три дня архиепископ жил у настоятеля Воздвиженской церкви священника Василия Смирнова, а затем переселился в небольшой дом на Тевяшевской улице, где ему было отведено помещение на втором этаже. Сразу же по переезде туда прихожане принесли архиепископу чуть ли не дюжину только что сшитого белья. Староста храма святого равноапостольного князя Владимира, увидев его старенькие с заплатками сапоги, принес ему хорошую теплую обувь. Почти всё это архиепископ раздал нищим. Жил он в двух комнатах. В первой стояли простой сосновый стол, покрытый цветной клеенкой, и несколько стульев, на двух окнах висели кисейные занавески, в углу – иконы с полотенцами на киотах. Во второй комнате – железная кровать, покрытая серым байковым одеялом. Первая комната служила для архиепископа столовой, приемной и кабинетом, вторая – спальней. Дом находился недалеко от Покровской церкви, и каждое утро и каждый вечер архиепископ Фаддей шел одной и той же дорогой через парк в храм. По дороге его встречали люди, чтобы идти в храм вместе с ним. Долго-долго потом эта дорога называлась «фаддеевской».

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

Енотаевская Основана 05.09.1917. Именование – по г. Енотаевск (Астраханская губерния). Астраханское викариатство. Упразднена в 1931 г. 05.09.1917 23.06(06.07)1919 Палладий Соколов 08(21)09.1919 Анатолий Соколов Стефан Гнедовский 11(24)02.1931 05(18)06.1931 Сщмч. Алексий Орлов 1475 По ММЛ РПИ, первая дата иная: 02.09.1917 (неверна). Вторая дата – дата мученической кончины. Расстрелян в Астрахани вместе со сщмч. Митрофаном (Краснопольским), архиепископом Астраханским. Местная астраханская традиция издавна и, вероятно, ошибочно, именовала еп. Леонтия «Царевским»: «5 сентября 1917 г. он был назначен епископом Царевским, викарием Астраханской и Енотаевской епархии» (Святые земли астраханской. Астрахань, 2001. С. 147). Но в действительности Астраханская епархия была «...и Царевская», а епископ Леонтий был определен этой датой на Енотаевскую кафедру. В кон. 1918 г. он также был Енотаевским (см. Приложение 6. С. 864). Возможность краткого существования Царевского викариатства (см.) в первой пол. 1919 г. полностью исключить все же нельзя, хотя это и маловероятно. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиеп. Виктор (Садковский; 13 апр. 1793 - 13 мая 1796), архиеп. Иов (Потёмкин; 13 мая 1796 - 7 февр. 1812), архиеп. Серафим (Глаголевский ; 7 февр. 1812 - 20 авг. 1814), еп. Могилёвский Даниил (Натток-Михайловский; 1814 - 7 февр. 1816, в. у.), архиеп. Анатолий (Максимович ; 7 февр. 1816 - 10 февр. 1832), еп. Евгений (Баженов ; 10 февр. 1832 - 1 сент. 1834), еп. Никанор (Клементьевский ; 5 сент. 1834 - 28 янв. 1840), архиеп. Антоний (Зубко ; 28 янв. 1840 - 1 марта 1848), архиеп. Михаил (Голубович ; 1 марта 1848 - 23 янв. 1868), еп. Александр (Добрынин ; 14 авг. 1868 - 25 апр. 1877), еп. Евгений (Шерешилов; 16 мая 1877 - 26 июля 1880), еп. Варлаам (Чернявский ; 26 июля 1880 - 21 мая 1889), еп. Симеон (Линьков; 3 июня 1889 - 31 авг. 1899), архиеп. Михаил (Темнорусов; 22 сент. 1899 - 29 мая 1912; в сане архиепископа с 14 мая 1911), еп. Слуцкий сщмч. Иоанн (Поммер ; 1 июня - нояб. 1912, в. у.), еп. сщмч. Митрофан (Краснопольский ; 9 нояб. 1912 - 6 июля 1916), еп. Георгий (Ярошевский; 6 июля 1916 - 1919), митр. Мелхиседек (Паевский; 1919 - 23 июля 1922 (в сане епископа), 1926 - 12 июля 1927), бывш. Ростовский, на покое еп. Арсений (Смоленец; 13 июля - 12 сент. 1927, в. у.), архиеп. Павел (Вильковский; окт. 1927 - окт. 1930), архиеп. Феофан (Семеняко; 13 дек. 1930 - 1935), еп. Могилёвский Феодосий (Вощанский; апр. 1933, в. у.), еп. Могилёвский сщмч. Иоасаф (Жевахов ; 1936, в. у.), в 1936-1941 гг. кафедра вдовствовала, митр. Пантелеимон (Рожновский; 6 окт. 1941 - 2 июня 1942 и 16 апр. 1943 - 7 июля 1944), архиеп. Филофей (Нарко; июнь 1942 - 16 апр. 1943), архиеп. Василий (Ратмиров; 4 сент. 1944 - 13 янв. 1947), митр. Питирим (Свиридов; 13 янв. 1947 - 21 апр. 1959), митр. Гурий (Егоров ; 21 мая 1959 - 19 сент. 1960), еп. Бобруйский Леонтий (Бондарь; 19 сент. 1960 - 16 марта 1961, в. у.), митр. Антоний (Кротевич ; 16 марта - 5 июля 1961), архиеп. Варлаам (Борисевич ; 5 июля 1961 - 4 авг. 1963), митр. Никодим (Ротов ; 4 авг.- 9 окт. 1963), архиеп. Сергий (Петров ; 9 окт. 1963 - 25 мая 1965), митр. Антоний (Мельников; 25 мая 1965 - 10 окт. 1978; с окт. 1965 в сане архиепископа, с 1975 в сане митрополита), митр. Филарет (Вахромеев; 10 окт. 1978 - 25 дек. 2013), митр. Павел (Пономарёв; 25 дек. 2013 - 25 авг. 2020), митр. Вениамин (Тупеко; с 25 авг. 2020 в сане епископа, с с 6 сент. того же года в сане митрополита).

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) МЕЛЕКЕССКОЕ ВИКАРИАТСТВО Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола «НЕПОМИНАЮЩИЕ» движение внутри РПЦ, оппозиционное заместителю патриаршего местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) НИКИТА (Прибытков Николай Григорьевич; 1859 (по др. данным, 1857) - 1857), еп. Белёвский, сщмч. (пам. 21 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Алтайских святых, в Соборе Тульских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121814_22.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период. Эпоха гонений: 1918 - 1941 МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов) МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола НИКОЛАЙ (Караулов Николай Аполлониевич; 1871-1932), еп. Вельский, сщмч. (пам. 4 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НОВОГРАД-ВОЛЫНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Волынской и Житомирской епархии (1931 - 13 мая 1932), Киевской епархии (13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934) ОБНОВЛЕНЧЕСТВО (обновленческий раскол), раскольническое движение 20-40-х гг. XX в. в Русской Православной Церкви, инициированное советской властью в ходе реализации ее антицерковной политики ОНИСИМ (Пылаев Михаил Владимирович; 1876-1938), еп. Тульский, сщмч. (пам. 14 февр., в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Тульских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе святых Удмуртской земли ) ОРЛОВ Василий Сергеевич (1857-1907), регент Синодального хора, преподаватель и директор Синодального училища церковного пения ОРЛОВ Анатолий Петрович (1879-1937) прот., богослов и церковный историк, последний ректор МДА до ее закрытия в 1922 г. ОХТЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Охтинское) Петроградской (с янв. 1924 - Ленинградской) епархии (Охтенская единоверческая кафедра), существовало в 1918-1921 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121838_17.html

еп. Митрофан (Краснопольский) Вопрос о преобразовании духовных школ, рассадников пастырства в церкви Российской, в последнее время волнует и занимает, умы не только самого духовенства, но и людей светских. Такой интерес вполне понятен и объясняется особым, исключительным положением священника в жизни православного русского народа. Едва ли есть другое сословие, так близко стоящее к народу и оказывающее па него такое влияние, как духовенство. Одних эта близость и влияние пастырей радует, а других тревожит и раздражает. Но и те и другие одинаково заняты вопросом: как будет поставлено подготовление пастырей и каких пастырей в будущем даст новая, реформированная школа? Первые, видя как питомцы нынешних семинарий бегут от пастырского служения, справедливо заключают, что школа не воспитала у них расположения к пастырству и посему хотят усилить в этом отношении влияние школы; другие же, если не явно, то втайне радуются такому положению и всячески готовы направить обучение в духовных школах так, чтобы еще более усилилось движение питомцев, ее в сторону от пастырства, ибо это неизбежно поведет к оскудению пастырства и вызовет необходимость заменить по нужде образованных, пастырей людьми случайными и даже недоучками, которые, конечно, не способны будут развить в приходе пастырский авторитет и влияние. Тогда с ослаблением этого влияния явятся новые, непризванные руководители или вернее развратители народа. Тут, следовательно, идет спор из-за влияния на приход. Полная противоположность между указанными течениями слишком очевидна и стремиться к примирению или к сближению их, казалось бы, будет задачей не только неблагодарной, но не достижимой и не нужной с точки зрения истинной пользы церкви и парода. Между тем почти все известные проекты реформы духовной школы построятся именно на принципе сближения этих в сущности противоположных течений. Отсюда их непоследовательность, двойственность и неискренность. Даже наиболее радикальные из них, как например, составленный в последней синодской комиссии, не свободны от такого дефекта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но поставьте духовную школу на правильный, исторически завещанный ей путь служения церкви, освободите ее от позднейших наслоений, сообщите ей живой дух, избавьте преподавателей ее от тяжелой тревоги за семью, а главное – приблизьте ее к потребностям современной приходской жизни и тогда результаты будут иные. Но как же приблизить духовную школу или вернее как поставить обучение в ней, чтобы питомцы ее сами ближе стали к запросам приходской жизни? Едва ли кто будет возражать против того, что питомец нынешней духовной школы, являясь в качестве пастыря в сельский приход, чувствует себя среди своих пасомых человеком как бы чужим, непонимающим их нужд, тревог, быта и мировоззрения и неумеющим подойти к ним, помочь им, тогда как учитель сельской школы при меньшем умственном багаже скорее сродняется с деревней и становится в ней своим человеком. Виной сему надо считать то отвлеченно схоластическое образование, которое укоренилось в духовной школе. Питомцу современной духовной школы, вооруженному или вернее нагруженному многочисленными научными доктринами, недостает знания природы, умения пользоваться ее дарами и предохранять себя от вредных влияний ее. Дайте ему хотя небольшие познания по медицине, природоведению и разным прикладным практическим занятиям и он скорее сольется с населением и будет полезным руководителем его по пути улучшения его экономического быта, забота о чем не должна быть чужда пастырю. Но пусть ему не будет доставать этих знаний, с этим еще можно примириться, но решительно непонятно, как даже в области своего прямого делания молодой пастырь оказывается сплошь и рядом прямо беспомощным. Он, прошедший семинарскую науку, не умеет служить, не знает порядка служб, не может сказать простого задушевного поучения своим прихожанам. Если же и вздумает такой пастырь сказать поучение, то оно является чем-то сухим, безжизненным и неспособным тронуть сердца, повлиять на волю слушателей. Такому поучению по большей части недостает соли Божественной мудрости, оно не растворено духом евангельским, ибо у самого пастыря нет надлежащего проникновения словом Божиим, нет под час и достаточного знакомства с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010